Что делать, если бабушка хочет подать в суд по причине, что мама препятствует общению с внучкой?

Защищаем права ребенка в школе

Что делать, если бабушка хочет подать в суд по причине, что мама препятствует общению с внучкой?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Исковое заявление о порядке участия в воспитании ребенка

Что делать, если бабушка хочет подать в суд по причине, что мама препятствует общению с внучкой?

Образец искового заявления об устранении препятствий в общении с ребенком, установлении порядка участия в воспитании ребенка подготовлен с учетом требований семейного законодательства и сложившейся судебной практики по семейным делам.

Родители имеют равные права на воспитание ребенка, однако, если они разведены, ребенок может проживать только с одним из них. Второй родитель должен реализовать свое право на воспитание, проживая отдельно от ребенка. Обычно это заключается в определении времени и места общения с ребенком, получением информации, касающейся обучения, воспитания или лечения ребенка.

Правом на предъявления иска об установлении порядка общения обладает не только родитель, который проживает отдельно. С такими требованиями может выйти и родитель, с которым проживает ребенок, для упорядочивания встреч с ребенком второго родителя.

При решении вопросов, связанных с воспитанием детей, суд будет исходить из возраста ребенка, будет принято во внимание состояние здоровья, привязанность к каждому из родителей, режим дня ребенка, удаленность проживания родителей друг от друга, наличие возможностей обеспечить ребенку место для сна и отдыха (если заявлено требования об оставлении ребенка на ночь).

Учитывая изложенное, в исковом заявлении следует максимально подробно указать о возможности обеспечить ребенку наиболее благоприятные условия в ходе общения.

Выбирая режим общения, следует учитывать свой режим работы, режим работы ответчика, режим посещения ребенком детских учреждений (детский сад, школа, различные кружки и секции).

Необходимо понимать, что второй родитель тоже будет иметь право проводить с ребенком один из своих выходных дней, время отпуска, праздничные дни.

Если до обращения в суд общение с ребенком было эпизодическим, предполагается, что ребенок может попасть в незнакомую для него среду, может оказаться в стрессовой ситуации, следует просить об общении ограниченное время. Вынесение судом решения об определении времени общения с ребенком не лишает истца права предъявить новый иск, установить другой порядок общения, после того, как ситуация изменится.

В ходе судебного разбирательства можно заявить ходатайство о судебной экспертизе с целью выяснения наиболее благоприятного для ребенка режима общения с отдельно проживающим родителем.

Требования о порядке участия в воспитании подсудны районным (городским) судам. Исковое заявление подается в суд по месту жительства ответчика. При подаче иска госпошлина не оплачивается.

В _____________________________ (наименование суда) Истец: __________________________ (ФИО полностью, адрес) Ответчик: ________________________ (ФИО полностью, адрес) Органы опеки и попечительства: _______

(полностью наименование, адрес)

об устранении препятствий к общению с ребенком,
установлении порядка участия в воспитании ребенка

«___»_________ ____ г. между мной и ответчицей _________ (ФИО полностью) был зарегистрирован брак. От данного брака имеется общий несовершеннолетний ребенок _________ (ФИО, дата рождения).

С ____ г. брачные отношения между мной и ответчицей фактически прекращены, общее хозяйство не ведется. Брак расторгнут (не расторгнут). Ребенок проживает вместе с ответчицей. Состояние здоровья ребенка _________.

Он привязан к каждому из родителей. При рассмотрении дела прошу учесть _________ (указать обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие).

Мои личные качества в быту и на работе характеризуются положительно.

Положения статьи 66 Семейного кодекса РФ дают мне, как родителю, проживающему отдельно от ребенка, право общаться с ним, участвовать в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Ответчица, пользуясь тем, что ребенок проживает с ней с ____ г. и по настоящее время, препятствует нашим встречам с ребенком и участию в его воспитании. Тем самым ответчица нарушает мои права как отца ребенка, а также права дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников ребенка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 61, 63, 67 Семейного кодекса РФ, статьями 131—132 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

  1. Обязать _________ (ФИО ответчицы) не чинить мне препятствий в общении с несовершеннолетним _________ (ФИО, дата рождения).

 2.

 Определить следующий порядок общения отца с ребенком:
 — обязать ответчицу по настоящему делу предоставить возможность истцу встречаться с ребенком ___ дня в неделю, в том числе ___ дня в будние дни _________ (указать в какие) и в выходные _________ (указать в какие);
 — обязать ответчицу предоставлять возможность истцу проводить отпуск вместе с ребенком не менее 2-х недель в год, для чего оформлять все необходимые документы;
 — обязать ответчицу решать вопросы, касающиеся обучения, воспитания ребенка и иные подобные вопросы, только совместно с истцом.

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия искового заявления
  2. Копия свидетельства о заключении брака
  3. Копия свидетельства о рождении ребенка
  4. Характеристика с места работы (жительства) истца
  5. Сведения о графике работы истца

Дата подачи заявления «___»_____________ г.                    Подпись истца _______

Скачать образец заявления: 

  Исковое заявление о порядке участия в воспитании ребенка

Источник: https://vseiski.ru/iskovoe-zayavlenie-o-poryadke-uchastiya-v-vospitanii-rebenka.html

Бабушки по расписанию: как отстоять свое право на общение с внуками. Анализ судебной практики

Что делать, если бабушка хочет подать в суд по причине, что мама препятствует общению с внучкой?

12:56, 15 августа 2012

Бабушки и дедушки могут определить способы участия в воспитании внуков в судебном порядке.

Не секрет, что когда супруги разводятся, нечасто все проходит тихо и мирно, без взаимных обид, обоюдных притязаний, раздела имущества… Конечно, самым больным вопросом при расторжении брака был, есть и будет «детский» вопрос.

Речь идет не только об алиментах, с кем будет проживать ребенок, а кому достанутся лишь визиты и свидания, но и о том, смогут ли бабушки и дедушки видеть своих внуков, участвовать в их воспитании, заботиться о них.

Так уж повелось, что моральная сторона разводов всегда рассматривается с точки зрения матери, оставшейся  с ребенком на руках, с точки зрения ребенка, лишившегося полноценной семьи… Но почему-то мы все время забываем о бабушках и дедушках, любящих внуков больше своих детей, бабушках и дедушках, лишившихся возможности видеть, как растут их внуки, лишившихся ожидания приезда сорванцов на каникулы, лишившихся радости общения с молодым поколением.

Бабушки и дедушки читают закон

Всем бабушкам и дедушкам, у кого обиженные разводом мамы (иногда папы) забрали внуков, должны знать, что закон дает им возможность отстоять свое право на радость. В Семейном кодексе Украины предусмотрены нормы, закрепляющие не только права родителей в отношении ребенка, но и права бабушек и дедушек на воспитание внуков. Ст.

257 СК устанавливает: «Бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка имеют право общаться со своими внуками, правнуками, принимать участие в их воспитании». При этом родители не имеют права препятствовать в осуществлении бабушкой, дедушкой, прабабушкой, прадедом своих прав по воспитанию внуков, правнуков (ч. 2 ст. 257 СК).

Более того, если, к примеру, невестка делает все возможное, чтобы ограничить встречи ребенка с бабушкой и дедушкой, у старшего поколения есть право обратиться в суд с иском об устранении препятствий в осуществлении прав на воспитание внуков. Согласно ст.

263 СК, спор об участии бабушки или дедушки в воспитании ребенка решается судом, согласно ст.

159 СК, которая предусматривает, что если родитель, с которым проживает ребенок, препятствует тому из родителей, кто проживает отдельно, в общении с ребенком и в его воспитании (в частности если он уклоняется от исполнения решения органа опеки и попечительства), второй родитель имеет право обратиться в суд с иском об устранении этих препятствий. Лицо, уклоняющееся от исполнения решения суда, обязано возместить материальный и моральный вред, причиненный тому из родителей, кто проживает отдельно от ребенка.Иными словами, упомянутые нормы применяются не только в отношениях «мама-папа», но и в отношениях «бабушка – невестка» по поводу спора о праве общения и воспитания внуков.

Что предпринять и что просить

Если мирные переговоры с родительницей, лишившей бабушку и дедушку общения с внуками, не дают положительных результатов, то выход один – обращение в органы опеки и попечительства с заявлением о назначении времени и порядка общения с внуками (об органах опеки и попечительства см. подробнее в «Судебно-юридической газете», № 29 (147) от 30.07.2012 г.).

Однако зачастую матери не особенно стремятся выполнить предписания опекунских советов, поэтому вторым шагом бабушек и дедушек должно стать обращение в суд. Ч. 2 ст. 159 СК дает право суду определить способы участия одного из родителей в воспитании ребенка, место и время их общения. Поскольку ст.

263 СК отсылает к этой норме, то и бабушки/дедушки могут определить способы участия в воспитании внуков в судебном порядке (определить периодические или систематические свидания, возможность совместного отдыха, посещение ребенком места проживания бабушки/дедушки, время и место их общения и т.п.).

Правда, следует учитывать, что в отдельных случаях, если это вызвано интересами ребенка, суд может обусловить свидание с ребенком присутствием иного лица (как правило, родителя, с которым проживает ребенок).

ДЕЛО № 2-462

Все упомянутые нормы применяются и на практике.

К примеру, 23 июня 2011 года Васильевским районным судом Запорожской области было вынесено решение по делу № 2-462, согласно которому иск бабушки и дедушки к бывшей невестке (при участии третьего лица – Службы по делам детей районной администрации) о защите прав на воспитание внуков был удовлетворен. Правда, удовлетворен частично.

Суд установил дни общения истцов с их внуками один раз в месяц с 16.00 ч. третей пятницы до 14.00 ч. воскресенья. Но, согласно решению суда, во время летних каникул бабушка и дедушка смогут общаться с внуками один раз в месяц с 10.00 ч. второго понедельника до 20.00 ч. пятницы.

А дело было так. Как это часто бывает, у молодой семьи не было собственного жилья, поэтому они проживали в квартире родителей мужа.

Оба внука родились и воспитывались постоянно в семье истцов (бабушки и дедушки), где для детей были созданы все условия для полноценного воспитания.

Но размолвка родителей детей (ответчицы и сына истцов) привела к расторжению брака по инициативе ответчицы. Невестка забрала детей и переехала на новое место жительства.

Бабушка и дедушка прилагали все усилия для сохранения семьи, но им это не удалось. Как следует из материалов дела, по мнению истцов, ответчица постоянно провоцировала ссоры, писала жалобы, «имея целью не дать общаться им с внуками».

Поэтому бабушка и дедушка были вынуждены обратиться в службу по делам детей, чтобы получить возможность защитить свои права на общение и воспитание внуков. Распоряжением районной госадминистрации истцам было установлено время встречи с внуками – один раз в неделю, с 10.

00 до 14.00 ч., по месту проживания ответчицы.

Бабушка и дедушка обратились в суд, поскольку считали, что такое решение не отвечает ни их интересам, ни интересам детей, и нарушает их права на воспитание внуков.

Истцы отметили, что, во-первых, общение с внуками на улице, на холоде может привести к ухудшению здоровья детей, автомобиль – также не место для общения, а нахождение в доме матери ответчицы – это постоянное провоцирование конфликтов со стороны ответчицы и ее матери, что также негативно скажется на детях.

Кроме того, истцы указали, что встречаться с внуками в любом другом месте ответчица не разрешает. «Таким образом, – подытожили истцы, – мы фактически лишены такого права, потому что общение в течение нескольких часов в абсолютно непригодных условиях не дает возможности реализовать права на воспитание внуков».

Бабушка и дедушка также указали, что пользуются уважением жителей города, материально обеспечены, для отдыха и занятий с детьми у них созданы все условия, они могут на выходные дни, праздники, лето брать внуков домой, создавая им все условия для здорового досуга.

Во время судебного заседания ответчица против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив суду, что после развода отец во время встреч с детьми неоднократно устраивал скандалы. Впрочем, мать была согласна на встречи с бабушкой и дедушкой, но при одном условии – встречи должны проходить только в ее присутствии.

Одной любви к внукам мало

Однако, подавая иски, бабушкам и дедушкам следует знать и то, что суд будет учитывать не только их любовь к внукам, но и возраст, состояние здоровья ребенка и иные обстоятельства, имеющие значение, например, психическое состояние дедушки/бабушки, злоупотребление ими алкогольными напитками или наркотическими средствами. Понятно, что если мать, не желающая, чтобы свекровь/свекр участвовали в воспитании детей, предоставит суду документы, свидетельствующие, скажем, о злоупотреблении бабушкой/дедушкой алкоголем, то суд не разрешит им каким-либо образом общаться с внуками.

Источник: https://sud.ua/ru/news/publication/41564-kak-otstoyat-pravo-na-obshchenie-s-vnykami

101Адвокат
Добавить комментарий