Имеет ли мама права бить по лицу ребёнка, запрещать гулять, общаться с друзьями?

Права ребенка в семье

Имеет ли мама права бить по лицу ребёнка, запрещать гулять, общаться с друзьями?

На страницу Семья и Ты
  • Какие права в семье есть у ребенка?

Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:

– жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

– на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;

– на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);

– на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;

– на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);

– на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

  • Имею ли я право на совместное проживание с родителями?

Да. Совместное проживание со своими родителями является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей.

  • С какого возраста я вправе выражать свое мнение?

Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение. Если вы способны сформулировать свои собственные взгляды на вопросы, касающиеся ваших законных интересов, то родители и любые другие взрослые должны не только уважать ваше право свободно выражать их, но уделять им внимание и принимать решение в отношении вас с учетом вашего мнения.

  • Могу ли я выражать свое мнение при решении в семье какого-то вопроса?

Да можете, но при решении не любого вопроса, а только того, который затрагивает ваши жизненные интересы (например, в какой школе вам учиться).

  • Вправе ли родители заставлять меня менять мое мнение?

С одной стороны, ни родители, ни кто-либо иной не вправе «давить» на вас, чтобы вы изменили свое мнение или высказывали его против вашей воли. Вы вправе выражать свое мнение свободно.

Но, с другой стороны, «давление» со стороны родителей не следует смешивать с советами и рекомендациями, которые вам дают родители из лучших побуждений, с разъяснением ваших прав.

Это – право и обязанность родителей.

  • В каких случаях решения взрослых должны приниматься только с моего согласия?

Если вам исполнилось 10 лет, то ваше согласие обязательно для решения таких вопросов, как:

– изменение имени и фамилии;

– усыновление;

– восстановление родителей в родительских правах;

– в ряде вопросов, связанных с усыновлением.

Если вы станете возражать против решения вопроса по указанным выше проблемам, то решение не может быть принято против вашей воли.

  • Мои родители решили развестись и не могут договориться, с кем я останусь жить. Будут ли в суде спрашивать меня о том, с кем я хочу остаться? Могу ли я выразить свое желание после развода родителей проживать с отцом?

Да. Вы обладаете правом быть заслушанным в ходе любого судебного, а также и административного разбирательства. Поэтому вы можете присутствовать на суде и выразить свое желание после развода родителей проживать с папой.

Если вам исполнилось 10 лет, то учет вашего мнения обязателен.

Но если ваше желание проживать с отцом противоречит вашим жизненным интересам (например, у вашего отца плохие жилищные условия или ваше общение с ним повредит вашему развитию), то суд вправе и не учесть ваше мнение.

  • Мне не нравится мое имя. Я хочу его изменить. Имею ли я на это право и как мне поменять имя?

Каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию. И каждый вправе поменять их, не объясняя причин своего решения. Однако поскольку вы являетесь ребенком, то в от­ношении вас действуют особые правила.

Если вам еще не исполнилось 14 лет, то изменение вашего имени (отчества, фамилии) осуществляется по совместной просьбе родителей с разрешения органа опеки и попечительства. Если вам уже 14 лет, то изменить ваше имя (отчество, фамилию) могут только с вашего согласия.

Когда вам исполнится 14 лет, вы получите право самостоятельно менять свое имя. Однако сначала для этого нужно получить согласие обоих родителей (или единственного родителя) либо лиц их заменяющих – усыновителей, попечителей. При отсутствии такого согласия вы вправе обратиться в суд.

Когда согласие получено (добровольно или в судебном порядке) вы уже можете обратиться в ЗАГС (орган записи актов гражданского состояния) по месту жительства или по месту государственной регистрации вашего рождения.

Заявление о перемене имени подается в письменной форме (с указанием причины перемены имени) и к нему прилагается ваше свидетельство о рождении. При перемене имени выдается новое свидетельство о рождении. Если вы уже получили паспорт, то в нем производится соответствующая отметка, и он подлежит замене.

  • Кто обязан осуществлять защиту моих прав и законных интересов?

Защита прав и законных интересов детей возлагается на родителей, орган опеки и попечительства, а также на прокуратуру и суд. Следует отметить, что если вы признаны в соответ­ствии с законом полностью дееспособным, то есть как бы взрослым, то имеете право самостоятельно защищать свои права и интересы. Право обратиться в суд возникает у вас с 14 лет.

  • Мои родители часто меня наказывают: ругают, не пускают гулять, запрещают встречаться с друзьями, иногда даже бьют. Что мне делать в этой ситуации?

Каждый ребенок имеет право на защиту от неправомерных действий своих родителей по отношению к нему. К неправомерным действиям относятся не только действия, о которых вы спрашиваете, но и случаи, когда родители не выполняют свои обязанности по вашему воспитанию.

Вы вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства. Работники органов опеки и попечительства обязаны выслушать вас, ознакомиться с просьбой и принять необходимые меры для помощи.

Можно обратиться к социальному педагогу школы; в социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центр экстренной психологической помощи – по телефону.

  • Я живу в семье с родителями и другими родственниками. Какие обязанности я должен выполнять? Закреплены ли они в законах?

Отношения в семье складываются на основе общего согласия, с учетом традиций, справедливого распределения обязанностей, на основе уважения друг друга. Хорошо, когда в семье принято уважительно относиться к своим родителям, родным и близким, помогать им.

При этом ребенок должен уметь управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе, нести моральную и нравственную ответственность за свои действия; заниматься самовоспитанием и самообразованием; развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни; овладевать знаниями.

На страницу Семья и Ты

Источник: http://zakon-o-tebe.narod.ru/famile/famile_ss.htm

Защищаем права ребенка в школе

Имеет ли мама права бить по лицу ребёнка, запрещать гулять, общаться с друзьями?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

https://www.youtube.com/watch?v=0B3nK-k0KzQ

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Какие права есть у детей и подростков

Имеет ли мама права бить по лицу ребёнка, запрещать гулять, общаться с друзьями?

До 7 лет можно бесплатно ездить в транспорте, в 10 выбрать, с кем из родителей остаться при разводе, а в 14 подать в суд

Права и обязанности есть не только у взрослых, но и у детей, причем даже самых маленьких.

Как защитить себя, если родители пьют? Что делать, если учитель унижает? Имеет ли право десятилетний мальчишка торговать газетами в электричке или мыть машины? Куда обратиться, если близкие люди не могут помочь решить проблемы? «Комсомолка» узнала, что разрешает и что запрещает закон гражданам Республики Беларусь в возрасте до 18 лет.

Если родители пьют

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей. Но есть семьи, где детей нужно защищать от их собственных пап и мам, которые жестоко обращаются с ними, пьют. Для таких случаев существуют социально-педагогические центры, которые есть во многих городах Беларуси.

– Здесь защитят тех, кто сам еще не может постоять за себя. Если у ребенка проблемы в семье, родители-алкоголики, он может обратиться к нам. Мы помогаем детям и подросткам в возрасте до 18 лет.

Кроме того, к нам могут обратиться и родители, которые оказались в сложной ситуации, например, мама-одиночка, которой нужно пройти курс лечения в больнице и не с кем оставить на время свое дитя, – рассказали «Комсомолке» в социально-педагогическом центре Ленинского района.

Ребенок может находиться в социальном центре до 6 месяцев, после чего должен будет решиться вопрос о его дальнейшей судьбе: он либо вернется в семью, либо ему постараются найти приемных родителей, либо он отправится в детский дом. На протяжении всего времени нахождения в центре с ребенком будут работать психологи, социальные педагоги, он будет продолжать учебу.

Если родители разводятся

Мнение ребенка о том, с кем из родителей он хотел бы остаться после развода, учитывается в случае, если ребенку уже исполнилось 10 лет. Если родители живут раздельно, ребенок по достижении этого возраста вправе выбрать, с кем из родителей он будет жить.

В 10 лет по закону получают право голоса и дети, живущие в детских домах. При усыновлении необходимо получить согласие ребенка, достигшего этого возраста.

В суд можно обращаться с 14 лет

Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав. Он может пользоваться помощью адвокатов, имеет право обратиться в суд. При этом согласие родителей или лиц, их заменяющих, не требуется. До исполнения 14-ти лет ребенок имеет право обращаться с заявлениями в органы опеки и попечительства, в прокуратуру.

С какого возраста можно зарабатывать?

Право на самостоятельную трудовую деятельность человек получает по достижении 16 лет. Но с письменного согласия одного из родителей (или лиц, их заменяющих) трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет. Так что десятилетний ребенок по белорусским законам не имеет права мыть машины или торговать газетами в электричке.

Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы.

Если возникли проблемы в школе

Если найти общий язык с преподавателем не получается, конфликты следуют один за другим и превратились в настоящую войну, в первую очередь специалисты советуют школьникам обратиться к социальному педагогу в своей же школе. Но сделает это далеко не каждый ученик. Поэтому есть еще один выход – можно обратиться за помощью в комиссию по делам несовершеннолетних.

– К нам могут обращаться дети и подростки, у которых возникли проблемы в школе, а также другие конфликтные ситуации, – рассказали в комиссии по делам несовершеннолетних Ленинского района.

Как позвонить в комиссии по делам несовершеннолетних в Минске:

КСТАТИ

Какие еще права и обязанности есть у детей

Право на бесплатный проезд

Дети в возрасте до семи лет имеют право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения.

После 23.00 на улицу без родителей не выйдешь

В Минске детям в возрасте до 16 лет нельзя находиться на улице без сопровождения взрослых после 23.00. С этого времени можно появляться на улице только в сопровождении родителей или лиц, их заменяющих – опекунов, попечителей (не братьев и сестер!).

В случае нарушения милиция может задержать ребенка или подростка, составить протокол и взыскать с родителей штраф в размере до трех базовых величин (93 тыс. руб.) В Минской области правила более строгие: возраст детей и подростков, которым запрещено гулять одним, увеличен до 18 лет.

А вот в Бресте, например, таких ограничений нет.

Где находятся социально-педагогические центры?

Всего в Беларуси таких центров около 140. В Минске они есть в каждом районе:

БУДЬ В КУРСЕ

По белорусским законам человек с момента рождения до 18 лет считается несовершеннолетним, ребенок до 14 лет – малолетним, а несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет – подростком.

ПОЛЕЗНЫЙ ТЕЛЕФОН

(017) 215 00 00 – телефон доверия экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей. Служба работает круглосуточно.

Источник: https://www.kp.by/daily/23788/142915/

Родители не должны шпионить за своими детьми

Имеет ли мама права бить по лицу ребёнка, запрещать гулять, общаться с друзьями?

Последние пару лет Мэнди Снайдер, бухгалтер из Спокана, штат Вашингтон, «наблюдает» за своей дочкой. При помощи удобного высокотехнологичного инструмента mSpy Снайдер может просматривать все текстовые сообщения, фотографии, видео, скачиваемые приложения и историю браузера 13-летней дочки.

Она не думает извиняться за это. Она говорит, что прошлым летом смогла вмешаться, обнаружив, как её дочка переписывается со своим парнем, планируя встречу для секса. «Я знаю, что моя дочь не такая наивная, какой была я в её возрасте, и что в современном мире способов социального общения существует с избытком, — говорит Снайдер. — Но меня, как родителя подростка, этот век технологий пугает». Но, хотя технология может стать причиной появления новых способов попадания детишек в беду, она также может предоставить новые способы следить за каждым их шагом.
С такими технологиями отслеживания, как mSpy, Teen Safe, Family Tracker и т.п., родители могут следить за звонками, текстовыми сообщениями, чатами, постами в соцсети. Они могут изучать карты всех мест, где побывал их ребёнок и его телефон. Приложение Mama Bear даже отправляет родителям предупреждения, в случае, если их чадо превышает скорость, сидя за рулём. Но между защитой и навязчивой идеей грань очень тонка. Новые инструменты для цифрового слежения ставят родителей в затруднительное положение. Юность — такой критический период в жизни ребёнка, когда им нужна частная жизнь и ощущение личного пространства, чтобы выработать собственную личность. Родителям может быть невыносимо следить за тем, как их ребёнок отдаляется от них. Но, как бы ни было соблазнительно для родителей внедриться в тёмные уголки личной жизни их детей, существуют убедительные свидетельства того, что подглядывание за ними повлечёт за собой больше плохого, чем хорошего. В долгосрочной перспективе цель родителя — создать здорового самодостаточного взрослого человека. Процесс выработки здоровой автономности начинается с момента, когда ребёнок способен уползти от вас — так говорит Нэнси Дарлинг, специалист по психологии развития в Оберлинском колледже. «Родительская доля тяжела необходимостью соблюдения баланса стремления ребёнка к самостоятельности и соображений безопасности», — говорит она. Приватность — ключевой момент выработки самодостаточности. «Возможность испытывать уединение — вероятно, базовая потребность человека, превышающая культуру», — говорит Скайлер Хоук, социальный психолог, изучающий развитие юности в Китайском университете Гонконга. В юности мозг, тело и социальная жизнь детей быстро меняются. Во время экспериментов со своей идентичностью и самовыражением им необходимо личное пространство, чтобы разобраться со всем этим, говорит Хоук. Уединение не просто важно для молодых людей, говорит Сандра Петронио, профессор коммуникаций и директор Центра управления приватностью коммуникаций в Индианском университете. Это их обязанность. «Основная забота взрослого человека — выработать индивидуальность, отойти от контроля родителей. Один из понятных способов сделать это — потребовать личное пространство», — говорит она. Существуют убедительные доказательства того, что вторжение в личную жизнь ребёнка нарушает отношения родитель-ребёнок, говорит Петронио. «Родитель своим подглядыванием демонстрирует недоверие, — говорит она. — Всеобъемлющая потребность контролировать ребёнка по-настоящему вредит отношениям». Скрытое подглядывание, добавляет Хоук, вряд ли долго будет оставаться скрытым. Большинство детей лучше своих родителей разбираются в технике. Есть шансы, что они обнаружат эти отслеживающие приложения и разберутся, как взломать систему — будут оставлять отслеживаемый телефон в шкафчике в школе, когда прогуливают уроки, или заведут вторую, тайную учётную запись в Instagram. Неудивительно, что когда дети чувствуют, что не могут доверять родителям, они становятся ещё более скрытными. Хоук наблюдал этот эффект в выборке студентов в Нидерландах, где отношение к индивидуализму и самостоятельности похоже на отношение к ним в США. Исследователи спрашивали детей, уважают ли их родители их личное пространство. Через год дети подглядывавших родителей демонстрировали более скрытное поведение, а их родители сообщали о том, что меньше знают о занятиях, друзьях и местонахождении детей, по сравнению с другими родителями. «Мы можем проследить путь от ощущения вторжения в личную жизнь до увеличения уровня секретности детей и снижения знаний родителей об их детях, — говорит Хоук. — Если родители слишком сильно вторгаются в жизнь детей, это им в итоге откликнется». При отсутствии у ребёнка личного пространства страдают не только отношения родитель-ребёнок. Когда дети чувствуют вторжение, это может привести к появлению у них психологических проблем, которые эксперты называют «усвоенным» поведением — тревожность, депрессия, отдаление. «Есть множество исследований, говорящих о том, что дети, растущие с назойливыми родителями, больше подвержены воздействию этих психологических проблем, в частности оттого, что это подрывает уверенность ребёнка в своих способностях действовать самостоятельно», — говорит Лоуренс Стейнберг, профессор психологии из Университета Темпла и автор книги «Эпоха возможностей: уроки новой науки о юности» [Age of Opportunity: Lessons From the New Science of Adolescence]. Когда родители не дают детям возможности принимать решения самостоятельно, у детей не появляется шанса сделать выводы из этих решений. Хотя у родителей есть обязанность направлять своих детей и беречь их от вреда, юность всё же остаётся временем для выявления пределов, говорит Джудит Сметана [Judith Smetana], профессор психологии, изучающая взаимоотношение молодых людей и их родителей в Рочестерском университете. Возьмём алкоголь. Дети, экспериментировавшие с алкоголем в юности, и не ставшие затем алкоголиками, оказываются психологически более здоровыми, чем те, кто никогда его не пробовал, говорит Сметана. «Не хочу попустительствовать увлечение детей алкоголем, но мы знаем, что это время — время экспериментов, — говорит она. — Такова природа юности». Но даже когда родителям известна важность уединения, бывает сложно понять, где нужно провести черту. Эта черта для каждой семьи будет разной, даже в едином социально-экономическом слое или в одной и той же местности, говорит Дальтон Конли, социолог из Принстонского университета, автор книги 2014 года «Наука быть родителем» [Parentology]. Конли говорит, что был шокирован, узнав, что его коллега шпионит за своими детьми-подростками при помощи видеоняни, находясь в отъезде, на конференции. В то же время, его не смущает практика проверки трат, совершаемых по банковской карте, у своих собственных детей, с целью узнать, где они были и что покупали. «Технология родительского слежения так быстро развивается, что не существует чётких норм того, что считать приемлемым», — говорит он. Дарлинг тоже испытывала искушение отодвинуть границу между независимостью и уединением. Несмотря на то, что она выступает за предоставление детям личного пространства с тем, чтобы они выработали здоровую самостоятельность, она также является родителем, беспокоящимся за них. Она попросила своего младшего сына включить функцию Find My iPhone, чтобы она могла найти его, если не сможет дозвониться. А когда её старший сын, находившийся дома на каникулах в перерыве занятий в колледже, не вернулся домой однажды вечером, «Я сунула нос в его контакты в мобильном, чтобы позвонить его девушке, — признаёт она. — Его это разозлило, но ведь было 3 часа утра, и я беспокоилась». Согласно Дарлинг, дети скорее почувствуют вторжение в личную жизнь, если родители будут вмешиваться в их личные дела — к примеру, подслушивать их разговоры или подсматривать переписку. Но большинство детей признаёт, что у родителей есть законное право на обеспечение безопасности — устанавливать правила по использованию наркотиков или знать, куда дети идут после школы. «Родители должны знать, где находятся их дети», — говорит она. Но и вопросы безопасности не так уж однозначны. В большинстве мест [США] сейчас быть ребёнком безопасно. Согласно статистике ФБР, количество насильственных преступлений упало на 48% с 1993 по 2011 года. Детская смертность падает. Пропадают дети рекордно мало.

Тем не менее, некоторые эксперты говорят, что никогда ещё социум не требовал так сильно пристальнее следить за своими детьми — это очевидно из тех ставшими частых случаев, когда родителей арестовывают за то, что их дети в одиночку ходят в школу или играют в парке без присмотра.

Многие эксперты обвиняют в этих переменах современные СМИ, постоянно предоставляющие устрашающие заголовки, касающиеся опасностей и похищения. «СМИ увеличивает страх, а страх превращается в ограничения для детей, подростков и даже молодых людей, — говорит Петронио. — У него есть возможность подорвать развитие набора навыков у молодых людей, которые необходимы им для того, чтобы стать независимыми взрослыми». И действительно, некоторые дети живут в опасных районах. И этим детям, судя по всему, лучше жить под строгим надзором их родителей. Исследование специалистов Виргинского университета обнаружило, что у детей из мест проживания представителей среднего класса, характерных отсутствием риска, отношения с матерями и социальная адаптация получается хуже, если их родители подрывают их самостоятельность. Наоборот, среди семей с низким доходом и высоким уровнем риска отношения с матерями были лучше, когда те были более авторитарными. Но во многих местах желание родителя шпионить за детьми может быть продиктовано не столько заботой об их безопасности, сколько стремлением уменьшить собственную тревожность. «В итоге получается, что вы пытаетесь утолить вашу жажду знаний, поскольку вы не выносите неопределённости, вы не даёте ребёнку возможности научиться тому, как принимать правильные решения», — говорит Петронио. Исследования Хоука показывают, что родители, шпионящие за детьми, меньше уверены в своих способностях, больше тревожатся по поводу их взаимоотношений с детьми, и больше беспокоятся — часто безосновательно — по поводу поведения их ребёнка. «На основе моего исследования, я считаю, что подглядывание может характеризовать как адаптацию ребёнка, так и родителя — возможно, последнего даже в большей степени», — говорит он. Когда дело касается установления здоровых границ, то, как говорят психологи, хорошее общение лучше подглядывания, а дети, которые активнее делятся со своими родителями, лучше приспосабливаются к жизни. «В итоге, наилучший способ узнать, что происходит с вашими детьми — послушать, что они сами расскажут», — говорит Хоук. Некоторые родители говорят, что отслеживание улучшает общение с детьми. Снайдер говорит, что использование приложения для отслеживания телефона дочери стало стартовой площадкой для обсуждения таких тем, как секс, наркотики, самоубийство и друзья. «Поскольку я читаю её переписку с друзьями, мы можем без подготовки общаться по поводу происходящего в её жизни, — говорит Снайдер. — Не думаю, что у нас были бы такие же открытые отношения, построенные на уважении, без помощи mSpy».

И всё же, вероятно, можно утверждать, что большая часть родителей, скачивающих шпионские приложения, делают это не для того, чтобы вести приятные разговоры с детьми.

Очевидно, что личная жизнь и пространство важны детям для того, чтобы помочь им стать здоровыми взрослыми.

Теперь, когда вторгаться в личную жизнь стало легче, чем когда бы то ни было, родителям придётся задавать себе неудобные вопросы каждый раз, когда они собираются пересечь эту черту.

  • родители
  • дети
  • слежка
  • опека
  • гиперопека

Источник: https://habr.com/ru/post/410237/

«Мама, ты не можешь делать это без моего согласия». Стоит ли запрещать родителям публиковать фото детей в соцсетях?

Имеет ли мама права бить по лицу ребёнка, запрещать гулять, общаться с друзьями?

Телеканал BBC News провел небольшое исследование и узнал у нескольких подростков, лишают ли их родители конфиденциальности.

Несколько дней назад Гвинет Пэлтроу опубликовала фотографию, где она вместе с дочерью запечатлена на горнолыжном склоне. Снимок собрал более 160 тысяч лайков в Instagram. Поклонники в восторге, чего не скажешь о 14-летней Эппл Мартин. Она разозлилась на мать за данную публикацию.

«Мама, мы обсуждали это. Ты не можешь публиковать что-либо без моего согласия», — написала девочка в соцсети.

На это звездная родительница ответила: «Но твоего лица даже не видно!»

К слову сказать, у Эппл Мартин закрытый аккаунт в Instagram. В нем всего 70 публикаций. Девочка-подросток, видимо, очень избирательно относится к тому, чем делиться со своими 1216 подписчиками.

Многие из поклонников Гвинет Пэлтроу заявили, что любая мать имеет полное право делиться фотографиями своей дочери. Но было немало и тех, кто стал отстаивать право подростка на неприкосновенность личной жизни.

Почему дети расстраиваются?

Теоретически дети не имеют права регистрироваться в большинстве социальных сетей, пока им не исполнится 13 (в некоторых странах 14) лет. Это приводит к тому, что некоторые законопослушные подростки просто испытывают шок, когда заводят наконец личные страницы.

19-летний разработчик программного обеспечения из Испании Конрад Итурбе рассказал, что у него было «большое озарение», когда он нашел свои фотографии в интернете, которые разместили его родители.

«У моей мамы был Instagram еще до того, как у меня появился телефон, поэтому я не знал, что мои фотографии были опубликованы. Мне действительно не нравятся мои фотографии в Сети. Я даже не публикую их в своем аккаунте Instagram. Когда я подписался на маму и увидел свои снимки в ее профиле, я сказал: «Удали их, я не давал своего разрешения», — сообщил он.

Конрад сообщил, что мама поняла его чувства и быстро приняла меры, чтобы решить проблему. По его убеждению, так должны поступать все родители.

«Я не хотел, чтобы мои детские фотографии были видны всему миру. Это очень интимная вещь», — признался программист.

Конрад также отметил, что очень обеспокоен быстрым развитием алгоритмов распознавания лиц, ведь это означает, что люди смогут отслеживать его, когда он станет старше.

14-летняя школьница из США Соня Бохари после регистрации в и также обнаружила там свои фотографии, опубликованные другими людьми.

«Когда я увидела фотографии, которые моя мать публиковала в в течение многих лет, я почувствовала себя смущенной. Она предала меня. Там были неловкие моменты моего детства. Например, письмо, которое я написала зубной фее, когда мне было пять лет.

Или фотографии, когда я плакала, когда была маленькой. И даже фотографии из отпуска, когда мне было 12 и 13 лет, о которых я даже не знала.

Казалось, вся моя жизнь задокументирована на странице мамы в , а я об этом все 14 лет понятия не имела», — написала Соня в блоге Fast Company.

Источник фото: Pixabay

После откровенного разговора с дочерью мать Сони пообещала больше не повторять своих ошибок. Она была сильно удивлена расстройством и смущением девочки.

Впрочем, далеко не все так реагируют. Например, студентка из Лондона, 23-летняя Шарлотта Кристи, убеждена, что данная ситуация вполне нормальна. Когда ей было 13, мама начала загружать ее фотографии в и указывать на них Шарлотту. Девушка призналась, что иногда снимки смущали ее, но не настолько, чтобы просить мать удалить их.

«Я чувствую, что мы живем в обществе, где все хотят, чтобы их фотографии были по-настоящему замечательными.

Но если моя мама публикует мою не слишком удачную фотографию, это на самом деле меня не беспокоит. Я делюсь фотографиями мамы так же, как она делится моими. Думаю, что это естественно.

Не понимаю, почему она должна спрашивать моего разрешения, ведь она моя мама», — рассказала Шарлотта.

Может ли «общение» быть опасным?

Для 29-летней Сары, медицинского работника из Гонконга, ее детские фотографии, размещенные в Сети мамой, стали поводом для беспокойства о безопасности.

«Когда мне исполнился 21 год, моя мама отметила меня в альбомах . И я увидела, что она разместила кучу фотографий со мной — с момента, как я была ребенком и до моего 20-летия», — пояснила Сара.

Она рассказала, что альбомы на странице матери были общедоступными, а это является не слишком безопасным.

«Я знаю, что с помощью Google можно найти чье-то имя по фотографиям. И чем больше моих фотографий размещено онлайн, тем больше у различных „технологических компаний“ данных о том, кто я и как выгляжу», — убеждена жительница Гонконга.

Профессор медиаисследований в Тартуском университете (Эстония) Андра Сиибак провела несколько любопытных исследований. В одном из них приняли участие дети от 9 до 13 лет. Выяснилось, что им нравится, когда родители делятся позитивными вещами о них. Однако «существуют большие различия между тем, что родители и дети считают хорошими фотографиями».

«Во многих случаях родители не считают проблемой фотографию ребенка со спутанными волосами или в некрасивом платье. Но это может повлиять на самооценку подростков, а также потенциально стать аргументом при киберзапугивании», — считает Сиибак.

Источник фото: Pixabay

Профессор отметила, что также существует риск «цифрового похищения» — ситуации, когда незнакомые люди используют фотографии чужих детей в мошеннических или сексуальных целях.

Стоит ли бить в набат?

По словам профессора Сиибак, многие родители убеждены, что не нуждаются в разрешении своего ребенка, если фотографии безобидны, то есть не приносят вреда. Тем не менее пора громко заявить о том, что к проблеме конфиденциальности детей необходимо относиться более серьезно.

«Просто разговор с детьми о том, какие фотографии им нравятся и что вполне нормально загружать их в соцсети, поможет улучшить отношения между родителями и их чадами», — убеждена эксперт.

И Конрад, и Сара сообщили, что, когда разговаривали со своими мамами о размещенных фотографиях, родители почти ничего не поняли о настройках конфиденциальности и потенциальной опасности. По мнению молодежи, мамы и папы недостаточно информированы и технически подкованы, чтобы полностью обезопасить себя и свою семью в онлайн.

«Я не думаю, что многие родители понимают кибербезопасность так же хорошо, как мы, потому что их поколение родилось без интернета», — написала в блоге Сара.

Девушка рассказала, что мать после беседы поставила на альбомы пометку «Только для друзей», но не взяла в расчет, что этих виртуальных друзей у нее более тысячи, а с большинством этих людей она даже не знакома.

Стоит помнить о том, что нет никаких физических или юридических методов, чтобы предотвратить публикацию фотографий детей их родителями. Чаще всего проблема решается убеждением или компромиссом.

«Я спросил у мамы и папы, какие эмоции они бы испытали, если бы их родители разместили фотографии с неловкими моментами на обложках газет и журналов? Но печатные СМИ исчезают, а в Сети все остается навсегда», — припомнил Конрад.

Для многих родителей обмен фотографиями своих детей — это способ выразить любовь и рассказать, как сильно они скучают, если живут отдельно. Многим представителям молодежи это тоже только предстоит понять.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/mama-ty-ne-mozhesh-delat/

101Адвокат
Добавить комментарий