Имеет ли место намеренное ухудшение жилищных условий в данном случае?

Последствия намеренного ухудшения жилищных условий

Имеет ли место намеренное ухудшение жилищных условий в данном случае?
19.07.2009 | Рубрика: Прочее

Ухудшение в определенных случаях жилищных условий граждан, обеспеченных жильем по установленным нормам, является основанием для принятия их на квартирный учет как по месту постоянного жительства, так и по месту работы (если там ведется такой учет).

К таким случаям можно отнести, в частности, увеличение состава семьи, если в результате этого обеспеченность общей площадью жилого помещения окажется менее 15 кв.метров на одного человека.

При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в населенном пункте по месту принятия на учет.

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в их пользовании или в собственности в населенном пункте по месту принятия на учет, за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.

В случае признания в установленном порядке занимаемого гражданами жилого помещения не соответствующим предъявляемым к жилым помещениям санитарным и техническим требованиям они также признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, согласно пункту 6 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г.

№ 565), не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности, граждане в случае ухудшения ими своих жилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв.

метров на одного человека, либо вселения в него других граждан (кроме вселенных в установленном порядке и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей), вселения в общежитие, заключения договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью более 15 кв. метров на одного человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте. При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет со дня ухудшения их жилищных условий.

Подобная норма содержится и в статье 46 Жилищного кодекса Республики Беларусь, где определено, что граждане, ухудшившие свои жилищные условия путем разрушения, порчи, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, отчуждения пригодного и достаточного для проживания жилого помещения, принадлежащего (принадлежавшего) им на праве собственности, вселения других лиц (кроме супруга (супруги), несовершеннолетних, нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей), не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет с момента ухудшения своих жилищных условий.

Для сравнения отметим, что в Жилищном кодексе Российской Федерации также имеется норма, устанавливающая последствия ухудшения жилищных условий.

Статьей 53 кодекса определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В указанной статье не приводится конкретный перечень намеренных действий (как это сделано, например, в ст. 46 ЖК РБ), да и, по мнению специалистов-жилищников, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

Источник: https://www.nb.by/publikacii-prochee/posledstvija-namerennogo-uhudshenija-zhilishchnyh-uslovij/

Намеренное ухудшение жилищных условий – судебная практика – Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

Имеет ли место намеренное ухудшение жилищных условий в данном случае?

15.10.2019

Государством установлены весьма жесткие условия для становления граждан на очередь для улучшения жилищных условий.

Чтобы претендовать на социальную помощь, необходимо представить документы, которые дают на это право, и подтвердить ухудшение жилищных условий.

Поскольку последнее является приоритетом, судебная практика показывает, что участились случаи, когда граждане умышленно ухудшают своих условий проживания.

В связи со сложившимися обстоятельствами возникло такое понятие, как намеренное ухудшение жилищных условий, получившее правовую подоплёку после того, как в 2005-м году вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации. Благодаря изменениям в его статьях, сегодня можно ссылаться на определённые пункты, которые разъясняют, какие именно действия считаются умышленными.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Расширенный список намеренного ухудшения

Чтобы не навлекать на себя неприятности, необходимо знать, что именно расценивается, как намеренное ухудшение жилищных условий:

  • Какая-либо сделка, которая связана с продажей, покупкой, меной, оформлением дарственной на недвижимый объект, при которой уменьшается количество жилых квадратных метров;
  • Фиктивный супружеский развод, посредством которого необходима покупка дополнительной жилплощади;
  • Факт умышленного перевода жилья в нежилой фонд (также расценивается как ухудшение жилищных условий);
  • Подселение в квартиру или дом своих дальних родственников с целью уменьшить метры квадратные, которые предусмотрены по нормам на одного проживающего;
  • Переселение в квартиру с худшими условиями для проживания, чем было до этого;
  • Затопление или поджег жилья с целью претендовать на получение нового от государства;
  • Искусственное создание ситуации, которая направлена на ухудшение жилищных условий, в том числе и для военнослужащих, при наличии комфортного жилья (серьезные правонарушения);
  • Намеренное изменение вида пользования жилым помещением гражданами;
  • Незаконная регистрация в квартире посторонних лиц;
  • Умышленный выход из жилого кооператива, чтобы получить отдельную долю имущества;
  • Несоблюдение правил эксплуатации недвижимости и неоплата коммунальных услуг.

Кто претендует на очередь

Если же ухудшение жилищных условий является не преднамеренным, физические лица сохраняют за собой право стать на очередь для получения социальной помощи от государства.

Обстоятельства, дающие основания оставаться в льготной категории:

  • Документально оправданный факт подселения родственников, которые лишились жилья;
  • Снижение количества метров квадратных на человека при рождении ребёнка в семье;
  • Потеря жилплощади в результате действия стихийного бедствия (приоритетное право).

Поскольку определения в Жилищном кодексе Российской Федерации на сегодняшний день весьма размыты, у граждан имеется возможность практически любой случай повернуть в своих интересах, при достаточной осведомлённости или обращении к грамотному юристу. Главную роль будет играть документальная доказательная база того, что действия не были преднамеренными.

В целом же льготными категориями, которые имеют право претендовать на улучшение условий проживания, считаются малоимущие лица, сотрудники полиции, военнослужащие и сотрудники государственных служб.

В случае с социальным наймом или безвозмездным пользованием очередь продвигается довольно медленно, и регулярно будет сдвигаться с появлением кого-либо, у кого больше документальных оснований продвинуться без ожидания.

Чем руководствуются государственные службы

Любое умышленное действие может быть квалифицировано сознательным причинением ущерба государству. Чтобы внести некоторую ясность, что же является руководствующим фактором в работе государственных структур, следует ссылаться на Жилищный кодекс Российской Федерации.

Так, например, действия граждан оцениваются, как инструмент для достижения желаемой цели – получение статуса нуждающегося и становления в очередь для получения жилья.

Анализируя саму очередь, можно заметить, что до завершения проверки, заявителей на учёт ни в коем случае не ставят.

В качестве основания для отказа государственные службы должны привести документальное подтверждение факта умышленного причинения ущерба недвижимости.

Неосознанные нарушения

Основанием для получения социальной помощи не является отказ от наследства и наличие временно проживающих граждан.

В любом случае решение государственной службы будет принято только после проведения глубокого, тщательного анализа каждой ситуации заявителя.

Нуждающихся более чем достаточно, поэтому нельзя допускать, чтобы их права ущемлялись, пока недобросовестные лица будут пользоваться тем, что им не полагается.

Отсутствие нарушений

Ссылаясь, опять же, на Жилищный кодекс, если на момент подачи заявления занижения метров квадратных не было, то считается, что не было и противоправного умысла. Законодательные нюансы в некоторых ситуациях исключают доказательство вины гражданина, даже если она очевидна.

Например, нельзя классифицировать ухудшением бездействие жильца. Таким образом, у последнего появляется возможность манипулировать условиями и добиваться желаемого, не боясь ответственности, к которой по факту привлечь нельзя.

На сегодняшний день не разработаны никакие защитные механизмы против подобных уловок.

Источник:

Намеренное ухудшение жилищных условий

ВВЕДЕНИЕ Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия!!! Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста.

Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции.

Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!! Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее!!! Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец! Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?

  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески

Источник: https://abmrsk.ru/dolgi-i-kredity/namerennoe-uhudshenie-zhilishhnyh-uslovij-sudebnaya-praktika.html

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий

Имеет ли место намеренное ухудшение жилищных условий в данном случае?

admin2016-08-23T06:28:21+00:00

Термин «намеренное ухудшение жилищных условий» имеет совсем недавнюю историю. Он появился в юридической практике после принятия в 2005 году нового Жилищного Кодекса РФ. В положениях данного законодательного акта введены формулировки, касающиеся действий граждан, которые могут привести к ухудшению условий проживания.

Иногда такие действия действительно являются умышленными, и преследуют цель предоставления нового жилья специально уполномоченными территориальными органами взамен квартиры, пришедшей в негодность.

В данной статье будут подробно рассмотрены вопросы, касающиеся юридического обоснования умышленного характера действий гражданина, и какая за такими действиями следует мера ответственности.

Что нужно понимать под формулировкой «умышленное ухудшение жилищных условий»?

Бывают случаи, когда члены только что образовавшейся семьи бояться приписывать на свою жилую площадь супруга (супругу), поскольку некоторые чиновники дают негативную оценку таким действиям. В частности, это трактуется, как ухудшение жилищных условий вследствие умышленного уменьшения фактической нормы площади квартиры в расчете на одного человека. Действительно ли это так?

Разберемся в этом подробнее. Итак, понятие намеренного ухудшения жилищных условий появилось в ст. 53 Жилищного Кодекса РФ. Но ни в самом законодательном акте, ни в других Законах не раскрывается, а какие же конкретно действия могут быть классифицированы, как нарушение законодательных норм.

Так, в тексте данного документа говорится о последствиях таких действий, что привели к ухудшению условий проживания.

То есть, если граждане намеренно создают условия, при которых у них возникает право встать на учет, как лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, то его они могут реализовать не ранее, чем через пять лет после установления факта, доказывающего, что они сознательно совершили такие действия. И в тоже время нет никаких комментариев, что же конкретно они из себя представляют.

В данном случае можно обратиться к разъяснению Конституционного Суда РФ, и практике юристов, участвующих в рассмотрении дел по подобным вопросам в судах. Это дает возможность систематизировать основные признаки, свидетельствующие об умышленном характере действий, следствием которых явилось ухудшение условий.

В этих же разъяснениях можно найти и обоснование отсутствия в поведении граждан намерений нарушить нормы жилищного законодательства. Здесь главное, и определяющее значение имеет то, знал ли человек, совершающий определенные действия, заранее о том, что они приведут к ухудшению жилищных условий, и к последующей процедуре рассмотрения вопроса о постановке данной семьи на жилищный учет, или нет. При этом для квалификации такого поведения, необходимо, чтобы имели место такие моменты:

Результатом совершения гражданином таких действий будет признание территориальными органами власти того факта, что он является нуждающимся в предоставлении жилья. Последствием такого признания будет взятие его на учет по улучшению жилищных условий.

Гражданин должен при совершении таких действий иметь намерение встать на учет по улучшению жилищных условий. Если такого намерения нет, то квалифицировать его действия как умышленные, пользуясь положениями субъективного права, не представляется возможным.

 В тот момент, когда гражданин совершил действия, повлекшие за собой ситуацию, при которой жилищные условия ухудшились, он не должен состоять на квартирном учете.

 Если же во время совершения таких действий гражданин уже состоял на учете по улучшению жилищных условий, то такие действия автоматически лишаются признаков умышленного деяния.

 К действиям, квалифицируемым, как направленные на ухудшение жилищных условий, относится также приведение жилья в состояние, которое не отвечает санитарным и прочим другим нормам, требуемым для создания нормальных условий проживания человека.

Таким образом, намеренным ухудшением жилищных условий можно считать действия, являющиеся преднамеренными, конечной целью которых является получение выгоды в виде получения улучшенного жилья.

 Применение же положений законодательства, ограничивающих права граждан, как свидетельствует специальное решение Конституционного Суда, может быть только совместно с использованием юридической нормы, которой фактически признается презумпция добросовестности действий граждан, и при этом, прежде всего, предполагается их законность.

В некоторых регионах в местных нормативных документах конкретизированы действия, классифицируемые, как умышленное ухудшение жилищных условий. Так, например, администрация Пермского края, утвердила следующий перечень действий, предусматривающих присвоение им квалификации «умышленных, имеющих целью получение улучшенного жилья»:

  • когда изменяется порядок пользования квартирой вследствие заключения соответствующей сделки;
  • в случае совершения обмена квартиры, предоставленной территориальными органами власти, результатом которого стало явное изменение в худшую сторону жилищных условий;
  • невыполнение требований договора социального найма, следствием чего стало выселение по судебному решению в отдельных случаях (например, хроническое и длительное невнесение платы за квартиру и коммунальные услуги);
  • осуществление процедуры вселения в квартиру лиц, не имеющих родственных связей с нанимателем или собственником помещения, что повлекло за собой уменьшение реальной учетной нормы на человека;
  • при выделении доли в натуральном виде одному из владельцев долевой собственности помещения;
  • осуществление отчуждения недвижимости (равно, как и ее доли), находящейся в собственности у граждан или членов их семей;
  • принятие добровольного решения о расторжении договора социального найма, или отказ от помещения, предоставляемого территориальными органами власти;
  • намеренное причинение вреда жилому помещению, повлекшее за собой возникновение условий, препятствующих безопасному проживанию в данном жилье;
  • осуществление процедуры перевода жилого помещения, или его части (полностью пригодного для проживания) в нежилое состояние;
  • покупка недвижимости, признанной до момента заключения сделки, как полностью непригодная для проживания (за исключением случаев дарения или наследования).

На данной территории этот перечень полностью исчерпывает все основания для определения действий граждан, как умышленные, предпринятые в целях ухудшения жилищных условий.

Какие действия граждан не относятся к намеренному ухудшению условий проживания?

Не все действия граждан можно квалифицировать, как намеренное ухудшение условий проживания, в том числе и как в том самом примере, который рассматривался в начале статьи, когда после заключения брака оба супруга прописываются в одной квартире. То, что это повлечет за собой уменьшение учетной нормы, еще не означает злого умысла в таких действиях.В частности, можно считать действиями, не влекущими за собой злого умысла, следующие, часто встречающиеся на практике:

прописка и поселение ребенка, не достигшего совершеннолетия, в квартире одного из родителей;

  • процедура вселения родственников (супругов, родителей, других близких по родству граждан) при условии, что это существенно не повлияет на нарушение требований законодательства и местных органов власти в вопросе норм проживания;
  • операции, связанные с расторжением договора ренты, инициированные покупателем;
  • отказ получателя дара от имущества, предусмотренного по договору безвозмездной передачи, также как и отказ лица, дарящего недвижимость, от выполнения условий прежде заключенного договора;
  • признание судом недействительности сделки, касающейся купли-продажи недвижимости.

Кроме того, следует отметить одну важную деталь, рассмотренную в определении Конституционного суда.

Она касается наличия принадлежности лица, совершающего действия, влекущие за собой ухудшение условий проживания, к той категории населения, которая имеет право пользования так называемым социальным жильем.

Таким образом, если данная ситуация касается собственника недвижимости, не претендующего по определению на квартиру от местной власти, то он не является нарушителем норм жилищного законодательства.

Что такое осознанное ухудшение жилищных условий военных?

Военнослужащие имеют особый статус при решении вопросов улучшения жилищных условий, поэтому определение, касающееся действий, при которых сознательно ухудшаются жилищные условия, в данном случае имеет много различных толкований.

Для некоторого упорядочивания данного вопроса существует внутренняя ведомственная Инструкция, предусматривающая регламентацию всех ситуаций и правил, связанных с условиями предоставления военнослужащим служебного жилья.

В ней определены те случаи, когда военнослужащий лишается права на получение такого жилья в результате осуществления следующих определенных действий:

  1. сознательное изменение порядка использования предоставленного жилья;
  2. совершение процедуры обмена служебного помещения;
  3. нарушений условий, утвержденных в договоре социального найма (предоставления служебного жилья);
  4. расторжение брака, повлекшее за собой выделение доли квартиры;
  5. совершение отчуждения части жилья, или всего помещения, следствием которого явилось уменьшение учетной нормы на одного члена семьи, проживающего в оставшейся части жилища.

Действия, классифицируемые, как отчуждение, должны включать в себя такие последствия, как:

  1. передача жилой площади другому лицу по договору дарения;
  2. продажа помещения с обязательным заключением соответствующей сделки.

В случае совершения военнослужащим таких действий, по отношению к нему действует стандартная норма ограничения его возможности улучшения жилищных условий – не ранее чем через пять лет после установления факта совершения одного из перечисленных действий.

В то же время нельзя признать преднамеренным ухудшением жилищных условий такие действия военнослужащих, как вселение в свои квартиры супругов, детей, родителей (по решению суда), если до вселения эти категории лиц:

  1. не имели собственной недвижимости или жилья на правах пользования;
  2. имели помещение для проживания, но оно было официально признано негодным (аварийным);
  3. воспользовались возможностью прекращения права на пользование своими помещениями вследствие заключения брака с военнослужащим и выездом к супругу в другую местность для проживания в месте прохождения службы.

Что подразумевается под термином «ухудшение жилищных условий детей, не достигших совершеннолетия»?

Отдельно следует рассмотреть вопрос о нарушении прав несовершеннолетних в части создания для них благоприятных условий проживания.

Так, часто после бракоразводного процесса супруг, не имеющий права собственности на жилье, в котором он проживал в браке, теряет возможность использования данного помещения, как места жительства.

Эта норма закреплена в соответствующих статьях жилищного законодательства. Если бывшие супруги между собой не договорятся, то одному из них придется выехать, и происходит это часто вместе с ребенком.

Но, в соответствии с законодательством, регулирующим семейные отношения, каждый несовершеннолетний ребенок при этом не утрачивает своих законных прав и интересов, несмотря на то, что его родители уже не являются родственниками.

В данном случае принуждение ребенка покинуть помещение вместе со вторым бывшим супругом, уже будет считаться нарушением прав такого несовершеннолетнего гражданина. Это и будет реальное ухудшение условий его проживания.

Поэтому любой суд восстановит право ребенка на проживание в ранее занимаемом помещении даже после того, как его родители развелись.

Какая предусмотрена ответственность за нарушение норм жилищного законодательства

К сожалению, никакой серьезной ответственности за намеренное ухудшение жилищных условий, законодатели не предусмотрели. Нет ни штрафов, или каких-то иных санкций, ни других видов ответственности. Единственная норма, имеющаяся в ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, которая предусматривает наказание нарушителя такого рода, касается только сроков предоставления жилья.

То есть, речь идет о том, что лишь через пять лет после того, как был установлен факт умышленного ухудшения ситуации, связанной с нормами проживания, такой гражданин имеет право встать на учет по улучшению жилищных условий.

В то же время, для применения выше указанной нормы, территориальные органы власти должны иметь объективную информацию о том, что гражданин:

  1. Действительно совершил действия по ухудшению жилищных условий.
  2. Такие действия имели однозначно умышленный, а не вынужденный характер.
  3. Эти действия носили искусственный характер для создания условий предоставления гражданину улучшенного жилья.

Более того, доказать факт умышленного совершения действий даже в суде практически невозможно, поскольку не существует реального правового механизма подтверждения намеренного ухудшения условий проживания в целях получения материальной выгоды. Этим пользуются как недобросовестные граждане, так и чиновники, часто злоупотребляющие властью на местах.

Источник: http://yuristbp.ru/chto-takoe-namerennoe-uhudshenie-zhilishhnyh-uslovij/

Чем грозит ухудшение жилищных условий при постановке на учет?

Имеет ли место намеренное ухудшение жилищных условий в данном случае?

В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний — желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.

Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.

Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий — это умышленность деяния, при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.

Что такое ухудшение жилищных условий и как это определяется

  • уменьшение жилой площади в результате обмена жилья;
  • разделение лицевых счетов;
  • прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка;
  • выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения
  • договора найма жилого помещения (неуплата квартплаты, нарушение правил общежития и пр);
  • передача, продажа жилого помещения или же его доли другим лицам в результате сделки;
  • изменение, определение или выделение отдельных долей жилого помещения другим лицам;
  • перевод части жилья в нежилое помещение;
  • отказ от пользования социальным жильем.

Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении

Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания

  • обмен, дарение, купля-продажа жилья, влекущая за собой уменьшение размера жилплощади;
  • фиктивный развод, целью которого является получение дополнительной жилплощади;
  • перевод жилья из жилого в нежилое;
  • вселение родственников, в результате чего уменьшается размер жилого помещения, рассчитанный на одного члена семьи;
  • принудительное выселение жильцов в менее благоустроенное жилье в результате грубого нарушения по части его использования.
  • выселение из жилого помещения маневренного фонда не попадают под это определение!

Каждая ситуация требует тщательного изучения и рассмотрения в судебной инстанции

Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:

  • гражданин имеет желание быть признанным нуждающимся в улучшении жилья, после того как собственноручно ухудшилусловия своего проживания;
  • в результате своего деяния гражданин приобрел право на получение социального жилья от государства;ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.

Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено.

Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства.

Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:

  • прописка несовершеннолетних детей у одного из родителей;
  • прописка мужа (жены), родителей и прочих близких родственников, если соблюдаются законодательные нормативы;
  • временная регистрация жильцов;
  • отказ от квартиры или же ее доли в качестве дара или отказ дарителя от условий договора дарения;
  • признанная судом незаконная сделка с жилой недвижимостью;
  • расторжение договора ренты и дальнейший возврат жилья по желанию получателя.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

  • сознательное нарушение порядка пользования жильем;
  • обмен жилья, ведущий к уменьшению уровня обеспеченности жилыми квадратными метрами каждого представителя семьи;
  • развод с последующим выделением доли в квартире;
  • фиктивный брак и регистрация супруги или супруга на жилой площади;
  • не соблюдаются условия проживания в социальном жилье (неуплата коммунальных услуг, порча жилья и пр);
  • дарение или же сделка купли-продажи квартиры либо ее доли, повлекшие за собой уменьшение учетной нормы на каждогопредставителя семьи военнослужащего.

В Инструкции Министерства обороны содержатся факторы, при которых действия, ухудшающие жилищные условия, не расцениваются как умышленные. Это касается регистрации на своей жилплощади детей либо супругов, а также родителей и других родственников (по решению суда). Однако сделать это можно, только если перечисленные лица:

  • были пользователями или же собственниками жилья, признанного непригодным для проживания в законном порядке;
  • не имели какого-либо жилого помещения для проживания;
  • потеряли право пользования жилплощадью по причине вступления в брак с военнослужащим и дальнейшим переездом к нему.

Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

Особое внимание в жилищном праве уделяется соблюдению прав несовершеннолетних детей

По Семейному кодексу РФ за соблюдение прав ребенка отвечают родители. Эту обязанность они не теряют после развода. Поэтому ухудшение жилищных условий несовершеннолетнего или вовсе лишение его прав на жилплощадь являются серьезными правонарушениями со стороны родителей.

После развода родителей ребенок обладает полным правом пользования их жилой недвижимостью. Кроме этого, вселение и регистрация детей, не достигших 18 лет, у любого из родителей не считается преднамеренным действием, даже если количество жилых квадратных метров на одного ребенка будет меньше учетной нормы.

Источник:

Учет граждан для обеспечения жильем из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату

Имеет ли место намеренное ухудшение жилищных условий в данном случае?

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В предыдущих публикациях мною были рассмотрены общие основания получения жилья из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату и порядок признания граждан малоимущими.

В данной публикации рассмотрим вопросы принятия граждан на жилищный учет.

Факт принятия гражданина на соответствующий жилищный учет органом местного самоуправления является важным и обязательным условием для того, чтобы гражданин мог получить жилье от государства или органа местного самоуправления (п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Для предоставления жилого помещения на учет должны быть приняты нуждающиеся в жилых помещениях граждане, как признанные малоимущими, так и имеющие право в соответствии с законодательством получить жилье государственного или муниципального жилищного фонда независимо от имущественного положения.

При этом если гражданин имеет право на получение жилья по разным основаниям, он может быть принят на учет по любому из оснований по своему выбору или по всем основаниям одновременно (п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Следует объяснить, что принятие гражданина на жилищный учет по нескольким основаниям одновременно не означает, что гражданину могут быть предоставлены несколько жилых помещений по всем основаниям.

Это следует понимать так, что гражданин, будучи принятым на учет по разным основаниям, может получить жилое помещение за счет государственного или муниципального жилищного фонда по одному основанию, по которому жилое помещение предоставляется раньше или исходя из иных соображений на усмотрение самого гражданина.

Граждане, претендующие на получение жилья, для постановки их на жилищный учет с заявлением о принятии на учет должны представить необходимые для этого документы.

В связи с введением в действие внутриведомственных систем учета некоторые из документов, необходимые для принятия граждан на жилищный учет, могут быть получены по запросу самим органом, ведущим жилищный учет, по системе межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Как и в случае признания граждан малоимущими порядок ведения жилищного учета граждан в целях дальнейшего обеспечения жильем определяется законом субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ). Ведут жилищный учет органы местного самоуправления.

На жилищном учете граждане состоят вплоть до получения жилого помещения или снятия их с учета без предоставления жилья, когда выявлены такие основания (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).

В том случае, если граждане, обратившиеся с заявлением о принятии их на жилищный учет, в течение пяти предшествующих пяти лет до дня обращения намеренно ухудшили свои жилищные условия таким образом, что стали нуждающимися в жилых помещениях, право на обращение с заявлением о принятии их на учет они могут подать лишь по истечении пяти лет (ст. 53 Жилищного кодекса РФ).

Применение правил ст. 53 Жилищного кодекса РФ всегда носило особо острый, спорный характер. Жилищный кодекс РФ четких критериев для отнесения различных действий и сделок с жильем к намеренному ухудшению жилищных условий не содержит.

Правильному пониманию применения ст. 53 Жилищного кодекса РФ поможет позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Суд разъяснил, что по смыслу ст.

53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст.

10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В этой ситуации, по мнению Конституционного Суда, решение вопроса о том, можно ли рассматривать в конкретном частном случае предъявление иска о разделе жилой площади в отношении заявителя и иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Перечень оснований, когда гражданину может быть отказано в принятии на жилищный учет содержится в ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ:

  • не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
  • ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок.

Снятие граждан с жилищного учета регламентировано ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Для снятия с учета установлены следующие основания:

  • подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
  • утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
  • их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  • выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет”.

При применении п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в отношении граждан, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 года, следует учитывать положения п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Указанным Законом устанавливается правило о том, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, то есть до введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, не могут быть сняты с учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56.

Для снятия граждан с учета в этих случаях применяются правила, которые были предусмотрены до введения нового кодекса, то есть ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г.

Это, например, означает, что если доходы гражданина, принятого на учет до 1 марта 2005 года, не позволят признать гражданина малоимущим, то есть превышают установленный для малоимущих минимум, снять такого гражданина с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, нельзя, поскольку законодательство, действовавшее до 1 марта 2005 года, такого основания для снятия с жилищного учета не содержало.

Ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст.

52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (см. об этом также п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г.

№ 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”).

О праве лиц, претендующих на получение жилья без учета их имущественного положения и сохраняющих это право после принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации, высказывался Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2011 г.

№ 551-О-О “По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Решение о снятии граждан с учета должно быть мотивированным, выносится оно в срок не более 30 дней со дня, когда основание для снятия граждан с учета выявлено уполномоченным органом и направляется гражданам, в отношении которых оно принято в течение 3 дней со дня его принятия (ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

Отсутствие в решении о снятии гражданина с учета мотивированных оснований может повлечь признание такого решения незаконным (п.

1 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г.).

Однако, из абз. 4 того же п.

1 Обзора следует, что суд, рассматривая доводы заинтересованных граждан, оспаривающих такие решения по причинам их недостаточной мотивировки, устанавливает фактические обстоятельства, послужившие для принятия решения.

Если орган, осуществляющий жилищный учет, не сможет обосновать принятое решение надлежащими доказательствами, суд признает решение незаконным со ссылкой на ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

В следующей публикации будут рассмотрены правовые аспекты предоставления жилья нуждающимся гражданам на условиях договора социального найма. 

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/astapov/uchet-grazhdan/

101Адвокат
Добавить комментарий