Как бороться с хулиганом в 1 м классе

Как бороться с хулиганами в школе. Пособие для отчаявшихся родителей

Как бороться с хулиганом в 1 м классе

У всех дети способны забыть сменку и треснуть соседа по башке.

Вопрос только – почему они забыли или треснули.

В последнее время в связи с извращенно принятыми в нашей стране «правами ребенка» часто случается так, что достается не реально доставшему всех ребенку с родовой травмой, которого мама не стала лечить в детстве, или ребенку из разводной семьи, который мстит за конфликты родителей всем окружающим – а достается чаще как раз окружающим и классным руководителям.

Давайте сразу решим, что мы говорим именно о детях, которые создают проблемы для окружающих, а не когда кому-то из родителей что-то показалось или просто не понравилось, что в классе с Машей учится Зухра.

Хорошо еще, если директор школы пытается как-то уладить конфликт, а не прячется в песок под девизом: «Может, оно само рассосется? Или ишак умрет, или падишах?»

Как человек, чьи дети два раза попадали в класс с такими вот проблемными детьми, рискну дать советы.

Первое. Ребенок, который совершил разовое правонарушение, и ребенок, который настроен отомстить всему миру — это два разные ребенка. Даже если первый случайно сломал вашему ребенку руку, а второй систематически просто плюется.

Понять, насколько серьезная перед вами проблема, можно по настрою родителей.

В первом примере родители будут извиняться перед вами и грамотно проведут беседу со своим ребенком.

Во втором вы выслушаете монолог матери (в большинстве случаев это именно разведенная мать), в котором обязательно будут все или большая часть следующих фраз: «Все мы в детстве хулиганили – и ничего, выросли нормальными!… В каждом коллективе дети находят козла отпущения, а несознательные родители их поддерживают – и в вашем классе таким козлом сделали моего ребенка!… Ваш первый начал!… У моего ребенка нет проблем ни с поведением, ни с психикой, посмотрите на своих!… А докажите, что это сделал мой ребенок!… Я знаю, моего ребенка решили ненавидеть, потому что он толстый (в очках, мелкий, нерусский, у него нет папы, он часто болеет и т.п.)!… Сами идите к своему психологу, у меня ребенок не дурак!» и т.п.

Второе. Поговорите с директором – может, она знает, как воздействовать на хулигана. К тому же, в какую бы инстанцию вы ни пожаловались – в итоге все равно решать проблему придется с директором школы или заведующей садиком. И этот человек будет вполне справедливо зол, если о жалобе президенту узнает уже после президента и директора департамента.

Третье. Если проблема не решается (мать хулигана не идет на контакт, отказывается воспитывать или лечить ребенка, не приходит на встречи, откровенно всем хамит и говорит, что она все знает о правах, а у ребенка есть справка, что он психически здоров) – можно думать, что мать о ребенке не заботится.

Ибо то, что в третьем классе – хулиганство и мелкая пакость, в пятом классе станет воровством, в девятом – грабежом, а в одиннадцатом — изнасилованием или убийством.

Иногда ребенку на самом деле нужен психолог или «таблеточки для мозга», иногда нужна семейная терапия (в случае развода), и мать, которая такое лечение игнорирует – нарушает права ребенка.

Из опыта.

Обычно на нерадивых родителей волшебно действует заявление вот такого типа, написанное коллективно (наш класс его не отослал, все решилось мирно – просто директор показала матери хулигана, что такое заявление есть).

В общем, делюсь (ФИО, естественно, изменены).

«Прокурору города Тюмени, старшему советнику юстиции

Биктимерову Р.М.

от родительского комитета и группы пострадавших учеников ХХХ Б класса МАУ СОШ № ХХ

Заявление.

Уважаемый Руфат Мансурович!

Настоятельно просим создать условия, приемлемые для обучения и воспитания наших детей, которые в последнее время активно нарушаются.

Наши дети учатся хуже, чем дети из классов со здоровой морально-психологической атмосферой, идут в школу без радости, не проявляют инициативу на уроках и при написании проектов для конкурсов и олимпиад, т.к им, в принципе, не хочется лишний раз находиться в школе.

Условия, сложившиеся в классе, создают угрозу их жизни и здоровью, а также нарушают право на образование.

Считаем, что инициатором по созданию таких условий является ученица ХХХ класса МАУ СОШ № ХХХХ  Мария Ивановна Иванова и ее семья, которая не заботится должным образом о воспитании ребенка.

Иванова с первого класса ведет себя в коллективе агрессивно, и то, что поначалу можно было списать на повышенную физическую активность, теперь приобрело форму явной агрессии по отношению к остальным детям, в особенности к тем, кто слабее ее.

Так, например… (тут напишите несколько примеров вопиющего поведения хулигана).

И этих историй масса.

Работа социального педагога, школьного психолога и классного руководителя результатов не дает. Беседы с Ивановой, которые проводятся в школе (как у директора, так и родителями пострадавших учеников) сводятся к его реакции такого плана: «И что вы мне за это сделаете?»

Мать Ивановой отказывается лечить и воспитывать  ребенка в социально приемлемых стандартах; уверяет, что у нее есть справка о неврологическом здоровье девочки.

Жалоб было написано немало, по поводу Марии Ивановой проводилась проверка силами школьного психолога и соцпедагога, но результатов эта работа не дала.

Мы не заметили принципиальных изменений в поведении Ивановой и в состоянии класса, где вынуждены учиться наши дети.

Хотелось бы отметить, что мы консультировались по этому поводу с представителями городской службы опеки. Нам разъяснили, что в данном случае налицо ненадлежащее исполнение семьей родительских обязанностей, т.к. мать не учит ребенка жить в социуме, что в дальнейшем неблагоприятно скажется на его развитии и социализации.

Также в городской опеке нам было разъяснено, что права ребенка учиться, играть, бегать, развлекаться и занимать себя на уроках и переменах не должны ущемлять аналогичные права наших детей.

Просим рассмотреть вопрос о лишении родительских прав матери Ивановой, т.к. свои родительские обязанности по отношению к ребенку она не исполняет.

С уважением, — подписи».

Если все делать вовремя – не будет историй, подобных той, что случились в школе №44 и переваловской…

Елена МАЙСЮК

Источник: https://park72.ru/blog-elena-maysyuk/46729/

«От него все стреляются»: как избавить класс от ученика с деструктивным поведением

Как бороться с хулиганом в 1 м классе

«У нас Давид посреди контрольной включил на полную громкость какую-то тупую музыку. Татьяна Владимировна стала с ним разбираться, кричать, дневник отобрала. Все отвлеклись, время потеряли, я тоже. Не успела все решить», — объясняет мне дочь тройку по математике. Оценка, конечно, на ее совести, но о подобных выходках Давида она рассказывает то и дело.

Такие дети есть в большинстве классов — независимо от престижа школы и возраста учеников. Они могут кричать на уроках (о переменах и говорить нечего), лупить соседей по парте, обзывать одноклассников, хамить учителям.

Могут вытворять и вещи похуже: воровать, распивать алкоголь в школе, употреблять психотропные вещества и склонять к этому одноклассников. Но такие случаи мы рассматривать не будем — здесь все и проще, и сложнее одновременно: противоправные поступки находятся в ведении полиции.

И если вина ученика будет доказана, убрать его из класса нетрудно.

А как быть тем, кто несколько часов в день находится в одном помещении с неуправляемым одноклассником, который может и харкнуть, и оскорбить, и завопить, но при этом никаких правонарушений не совершает? В первую очередь этот вопрос волнует родителей. На родительских форумах описаний «неадекватов» в классе и того, что они вытворяют, — очень много.

Вот лишь несколько цитат от пользователей сайта umama.ru.

— Ребенок полный неадекват, родителям до фонаря, вчера … требовал в раздевалке подать его одежду, потому что не может ее сам найти … причем требовал грубым матом, свидетели есть.

— Ходили летом в пришкольный лагерь, там Вася пряжкой от ремня разбил одному мальчику голову. Вызывали родителей, скорую, улеглось …Теперь объектом для Васи стал мой сын.

По мелочи рассказывать не буду, но сегодня Вася зарядил ему по уху так, что сын некоторое время ничего не слышал.

[Потом] Вася расцарапал однокласснице МЕЛОМ лицо! Вы представляете, как надо давить на мел, чтобы на лице были царапины?

— У сына был похожий одноклассник, доставал всех, включая классную.

Вот вроде нормальный ребенок, но то на соседа гуашь выльет, у того по всему пиджаку желтая краска растеклась, то мел на уроке ест, то все сидят контрольную пишут, а он сотовый свой разбирает-собирает, ну и лупил всех. Классная каждый день родителей его вызывала на беседы, ее трясло уже потом при одном только упоминании его фамилии.

По словам психологов, «неадекватов» можно разделить на несколько групп:

  • дети с нарушениями здоровья, которые просто физически или психологически не могут долгое время сидеть на одном месте и заниматься каким-то одним видом деятельности;
  • ученики из неблагополучных семей — дети алкоголиков, наркоманов, живущие без родителей, с пожилыми опекунами, бабушками, дедушками, которые в силу возраста не могут обеспечить должное воспитание;
  • избалованные дети.

Подход можно найти к школьникам из любой группы, уверены и родители, и педагоги со стажем.

— В моей практике был случай: в одном из классов появилась такая группа учеников — никому не давали нормально учиться, обижали тех, кто послабее, задирали девочек, курили за школой. Лидер, как водится, один — собрал команду и терроризировал всех вокруг. От них страдала вся параллель — и дети, и учителя. На одном из педсобраний я сказала: возьму его к себе в класс.

А мой класс был дружным, обижать кого-то, насмехаться — такого в привычке у ребят не было. Вначале он пытался и у меня какие-то свои порядки установить, но в итоге перенял тот тип поведения, что был у большинства. Сейчас он уже вырос, выучился, семью завел.

Недавно встретились с ним на улице, говорит: «Если бы не вы, Елена Викторовна, попал бы после школы в тюрьму, и все».

Найти подход к ученику и его родителям

Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником.

Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать.

И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.

К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.

Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью.

И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.

По закону, на школу возлагается обязанность выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; оказывать помощь в воспитании и обучении детей из социально опасных семей; вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.

Гораздо труднее общаться с родителями, которые просто не замечают деструктивного поведения своих отпрысков. В разговорах с классным руководителем и с родителями одноклассников они встают горой на защиту своего ребенка. С одной стороны, это правильное родительское поведение: прилюдно ребенка защищать нужно.

Но адекватные родители при этом способны услышать информацию, выявить главное и дома, наедине с ребенком, спокойно обсудить ситуацию, выяснить подробности, объяснить, если ребенок был неправ.

Другое дело, когда родители закрывают глаза на проделки своих детей, склонны оправдывать их поведение, обвиняя при этом других школьников или учителей в провоцировании конфликта.

В обсуждениях на родительских сайтах нередко пишут, что родители попросту отмахиваются от обвинений в адрес своего ребенка. «Да ваш первый начал, а мой только сдачи дал», «Мой ребенок на такое неспособен», «Вы все придумываете о моем Петеньке, чтобы своего Ивана выгородить!» — типичный набор фраз родителей «неадекватов».

— У нас в классе похожая ситуация. Уже есть девочка с печеночным кровотечением, мальчик с переломом челюсти… И этот УРОД (кстати, недавно устроивший на перемене сеанс демонстративного онанизма — прямо в классе, пока учительница вышла) преспокойно ходит в школу, а его мамаша на все жалобы реагирует: «Что вы на моего ребенка накинулись? Он гипердинамичный и ВЕСЕЛЫЙ мальчик».

Доказать таким родителям, что их ребенок действительно ведет себя неадекватно, можно, используя современную технику: записать драку или словесную перепалку на видео и предъявить запись в качестве аргумента.

Родительский комитет должен внимательно изучить школьный устав, в котором прописаны правила поведения в образовательном учреждении. Случаи нарушения устава нужно фиксировать для дальнейшей аргументации. Кстати, фиксация таких нарушений входит в обязанности классного руководителя. Как и объяснение педсовету, почему не удалось избежать конфликта.

Зачем школе медиаторы

Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.

В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку.

Их задача — урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.

В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.

К слову, есть такая и в школе, где учится моя дочь. Но ничего о ее существовании она не знает. «Если такая служба у нас есть, почему они ничего не делают с этими уродами из 7 «В»: вчера сидим с Никой на перемене, болтаем, они просто проходили мимо, ударили меня портфелем по голове, Нику — по спине, обозвали и ушли как ни в чем не бывало», — возмущенно рассказывает мне Лера.

Если в классе есть ученик, который создает конфликтные ситуации, школьная служба примирения должна провести работу как с ним, так и с его родителями. Предпринять какие-то шаги медиаторы смогут после того, как зарегистрируют соответствующее обращение — оно может быть как от других учеников, так и от родителей, и от преподавателей.

Узнайте, есть ли в вашей школе служба примирения (медиации), и обратитесь туда с жалобой на ученика с деструктивным поведением. Служба примирения должна не только разобрать конкретную ситуацию и провести разъяснительную беседу, но и через какое-то время проверить, как развиваются события, полностью ли исчерпан конфликт.

Четыре действенных буквы — ПМПК

Если поведение сложного ребенка никак не меняется, родительский комитет может ходатайствовать перед классным руководителем о том, чтобы ученика направили на психолого-медико-педагогическую экспертизу (ПМПК).

Это комиссия, которая состоит из специалистов разных сфер — медиков, психологов, педагогов, которые с помощью разных тестов должны определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе либо ему будет лучше в коррекционном классе или на домашнем обучении.

Академические задолженности, асоциальное поведение, неумение адаптироваться в коллективе — это основания для направления детей на ПМПК. Еще одна категорией детей, которой необходимы рекомендации комиссии, — подозреваемые, обвиняемые либо подсудимые по уголовному делу несовершеннолетние дети.

Обычно угроза ПМПК заставляет родителей плотнее заняться воспитанием: мало кому хочется, чтобы его ребенок попал в специализированное учебное заведение.

Но здесь есть существенная сложность: провести такую экспертизу возможно только на основании заявления от родителей или законных представителей ребенка или с их письменного согласия.

Да и результаты экспертизы носят рекомендательный характер: если родители, несмотря на выводы ПМПК, не захотят перевести ученика в специализированную школу, выгнать из класса его никто не сможет.

Выход в данной ситуации один: родители других учеников совместно с классным руководителем должны объяснить, что прохождение ПМПК — лучший (или единственный) вариант для ребенка.

— Все родители подключили своих знакомых во всех инстанциях. Поставили на учет в милицию, постоянно проверяла родителей опека, с родителями мальчика постоянно разговаривали другие родители, не давая уходить от разговора. Угрожали. Может, жестко поступили, но родителей того мальчика и самого мальчика задавили в итоге, и в классе наступил мир и покой.

Некоторые родители используют совсем непедагогические меры, чтобы приструнить мешающего всем ученика. Главное — не переходить грань закона и попробовать вначале более правомерные способы.

— У знакомой в 8-м классе сын был, образовалась подобная неразрешимая проблема. Учителя не справляются, одноклассник срывает уроки. Знакомая — тетенька решительная, пришла, посидела на уроках. При ней хулиган присмирел.

Оказалось, что она подошла к нему и пообещала физически расправиться. Комплекция позволяла. Он ей, конечно, сперва загонял, что она не имеет права, но она ему объяснила, что ей пофиг на права, с ментами она договорится, а ему от этого легче не будет.

Вот такая непедагогичная история.

Жестко, но эффективно

Наиболее жесткие меры, которые могут применяться к ученикам с деструктивным поведением, — штраф и исключение из школы. Но они работают только в старших классах: учеников до 15 лет исключить из образовательного учреждения на законных основаниях невозможно.

Административный штраф накладывается на ребенка, совершившего серьезное правонарушение — начиная от порчи школьного имущества или кражи и заканчивая появлением в школе в состоянии опьянения. Штраф будут выплачивать его родители, законные представители или опекуны.

Менее жесткая, но тоже эффективная мера — постановка неблагополучного ученика на внутришкольный учет (ВШУ). В этом случае ученик и его семья попадают под пристальное внимание школьного психолога, социального педагога, педсовета школы, в особых случаях подключается опека.

Ребенок, поставленный на ВШУ, в обязательном порядке должен заниматься с психологом, в зависимости от ситуации занятия могут проводиться и с родителями. Педагоги могут в любой момент прийти с проверкой в семью ученика. Как правило, такой контроль отрезвляет и самого нарушителя, и его родителей, а занятия со специалистами дают положительный эффект.

Родители одноклассников могут ходатайствовать, чтобы ученика поставили на учет, если он:

  • систематически пропускает без уважительных причин учебные занятия;
  • был замечен в попрошайничестве;
  • неоднократно нарушал устав школы и правила поведения обучающегося;
  • не успевает по многим школьным предметам;
  • был замечен в употреблении психоактивных веществ.

Если, несмотря на принятые меры, ни учащийся, ни его семья не отреагировали на ситуацию, родительский комитет и педагоги, в соответствии с ФЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеют полное право обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.

Но все-таки главное правило, которым следует руководствоваться тем, кто мечтает избавить класс от неприятного ученика: не навреди.

«Иногда ни педагог, ни собственные, ни другие родители не задумываются, что они пытаются бороться… с ребенком. И это ужасно.

Надо стараться его услышать, понять, а борьба способна лишь сделать из ребенка изгоя и потенциального преступника», — считают опытные педагоги.

Иллюстрации: Сергей Логинов для 66.ru; архив 66.ru

Источник: https://66.ru/news/society/196383/

“Неадекватные” дети: исключить нельзя обучить

Как бороться с хулиганом в 1 м классе

В редакцию обратилась Ольга Рябова, в прошлом внештатный корреспондент “Граней”. В своем блоге на сайте газеты 23 октября она разместила сообщение следующего содержания.

“Во втором классе школы № 5 учится мальчик, который не дает проводить уроки. Обзывает учительницу, бьет детей головой о шкаф или стол, рыгает и плюет им в лицо. Родители написали несколько заявлений на имя директора, результатов нет.

Вчера, 22 октября, в присутствии учителей и нескольких родителей он начал бить головой о стол девочку, нанес ей травму, чуть не выбил глаз. Есть справка из травмпункта и заявление в полицию от родителей. Школа справиться не может, а может, и не хочет. Неужели родителям нужно караулить своих детей, нанять охрану?

Проблема: школа не дает защиты от насилия, ребенок там не защищен. Приглашаю родителей к обсуждению темы”.

Отклики на сайте

Тема действительно вызвала бурное обсуждение на сайте. За неделю к сообщению было оставлено 65 комментариев (справедливости ради отметим, что 37 из них принадлежали самой О.Рябовой, которая в красках живописала ужасы, творящиеся в данной школе, “черствость” педагогов и их неспособность что-либо предпринять). Приведем отклики и других людей.

Александр Просвирнов: Когда я служил на Украине, дочь училась в местной школе. И тоже у них был пацан — хулиган, любитель распускать руки. У меня с подобными был мужской разговор — уши им крутил лично. Непедагогично, но эффективно: попросту, по-армейски.

Котенок: А что мама мальчика говорит о его таком поведении? Обратитесь в органы опеки, пус­кай семью проверят, почему ребенок такой агрессивный.
Елена 2: Олена, обидели вашего ребенка? Мальчик опасен? Настаивайте на отправке его на консультацию к психиатру.

Неужели с учеником второго класса не может справиться целая школа? Педагогическая запущенность или поражение центральной нервной системы налицо. Как же характеризовали в детском саду, ведь все дети проходят медкомиссию перед школой? Второклассник держит в страхе педагога? Но ведь жалоб на него в прошлом году не поступало.

Личная неприязнь с чьей-то стороны? Уважаемые, включайте больше разума вместо эмоций. Нет неразрешимых ситуаций, есть неправильный подход к ситуации.

Nata: Просто кошмар какой-то, мой ребенок тоже учится в этой школе.

Почему не написать коллективное письмо на имя директора, чтобы класс оградили от этого хулигана? Таким место в спецшколе.

1: Что там 5-я школа, это частный момент. Такой ребенок имеется в каждой школе, иногда и не один. Поверьте, сделать практически ничего невозможно. Вы говорите, первоочередная задача социального педагога — защитить ребенка от бесправия учителей. Педагог системой защищен меньше, чем ребенок. Вызвать родителей для беседы бывает труднее, чем попасть на прием к президенту. Для перевода в другой класс нужно согласие родителей (а другой класс в чем провинился?). Маму или папу вызывают с работы, и они сидят рядом с ребенком, но это не может продолжаться долго, после их ухода все повторяется. Вывести такого ученика на домашнее обучение? Здесь требуется некоторое количество документов, которые должны собрать родители. А если они не хотят или им некогда? А может, перевести в другую школу? Пусть там мучаются (многие так и делают)… Для этого школе необходимо деликатно оказать давление (заметьте,  без скандала) на родителей, чтобы они доб­ровольно забрали ребенка из их учебного заведения…***

Мнение школы

Во время беседы с руководителем учебного заведения Ниной Прокопьевой мы выяснили два немаловажных обстоятельства: мальчик поступил в школу № 5 лишь в сентябре нынешнего года (это к вопросу, почему меры не были приняты еще в первом классе).

Факты, указанные в жалобе, школа не опровергла. То есть ученик вел себя именно так, как описано выше. По телефону Н.

Прокопьева дала развернутый ответ о сложившейся ситуации и предпринятых педагогами мерах, но потом от своих слов отказалась, заменив их следующим комментарием.

Нина Прокопьева, директор школы № 5: “Очень жаль, что со стороны взрослых людей идет такая жестокость и призыв к насилию по отношению к малолетнему ребенку. Так чего же ожидать от детей?

Задача школы — обучать и воспитывать всех учеников, не деля их на плохих и хороших. Нами ведется целенаправленная профилактическая работа  по корректировке поведенческих норм, учебной деятельности, социализации всех детей в школьном коллективе согласно Закону “Об образовании”, Конвенции о правах ребенка, уставу школы”.

Какую жестокость имеет в виду руководитель? Возможно, ситуацию, возникшую в кабинете директора во время визита О.Рябовой в школу. Вот как его описывает сама Ольга Васильевна (из комментариев, размещенных на сайте): “Я сказала этому малолетнему хулигану, что самолично буду проверять его поведение и если он обидит кого-то, лично буду его каждый день бить.

Директор закричала, что сейчас вызовет милицию! (Я) хотела его тряхануть за шкирку, но он побежал в кабинет к директору, мы даже с его мамашей толкнули слегка друг друга. Директор опять (завела речь о) милиции, заявление собралась на меня писать. На что я ее спросила, когда она наведет порядок в школе” (стилистика и орфография сообщения сохранены. — Прим. авт.

).

Давайте жить дружно?

У председателя городской психолого-медико-педагогиче­ской комиссии Светланы Родионовой свое мнение: “Мы изучили документы по данному ребенку, представленные школой № 5, и можем со всей уверенностью сказать, что в этом случае школа сделала все, что могла.

Конечно, проблемы у мальчика налицо, но с чем они связаны, сказать без обследования ребенка невозможно. Эмоционально-волевые нарушения (а именно о них идет речь) могут быть вызваны разными причинами, в том числе не только медицинскими, но и социальными. Так или иначе, в нашей стране обследование детей возможно только с согласия родителей.

Принудить к нему нельзя.
Что касается именно этого случая, то надеемся, что мама с ребенком побывают на заседании нашей комиссии уже в ближайший вторник.  Вся подготовительная работа для этого ведется сейчас”.Итак, хеппи-энд? Однако обсуждаемый случай не единственный в нашем городе.

Уже было так, что родители в детском саду или школе считали чужого ребенка “неадекватным”, ходатайствовали о его исключении из класса или группы. При этом родная мама по-прежнему искренне считала своего Петю или Сережу добрым и милым ребенком. Кто прав?

С.Родионова призывает все стороны избегать поспешного наклеивания ярлыков.

“Злодей” или “хулиган” чаще всего оказывался ребенком, нуждающимся в помощи психологов, медиков или социальных педагогов.

Его не бить нужно, а лечить! Именно конструктивное взаимодействие всех взрослых: специалистов образовательных учреждений, родителей этого ребенка, других ребят, готовность проявить понимание, приложить все необходимые усилия, оказать помощь и поддержку являются основой для решения подобных проблем. Конфронтация в данной ситуации — тупиковый путь, уверена С.Родионова. 

СТАТИСТИКА

За последний год для обследования в психолого-педагогическую комиссию с различными эмоционально-волевыми расстройствами обратились родители 31 ребенка (5 проц. от всех обследованных). Из 35 школьников 6 обучаются на дому по психиатрическим показаниям.

Источник: http://www.grani21.ru/pub/neadekvatnye-deti-iskljuchit-nelzja-obuchit

Как успокоить возбужденный класс и начать продуктивно работать на уроке: 13 золотых правил

Как бороться с хулиганом в 1 м классе

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными “фишками”, которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время.

Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших “испытать новенькую на прочность нервов”, одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле “поставлю “двойку”, вызову директора, пригласи родителей в школу”. Какие ошибки еще допускают начинающие учителя?

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, “не пользоваться телефоном”, “не ходить по классу” и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.  

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою “фишку”, которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы.

Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: “А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?” Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений.

Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот “в тему”, приведите интересный факт по теме, предложите игру.

Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на “создание хаоса”.

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока “минуты тишины”. В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока.

Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается.

Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже “заразятся” вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема “шумный класс”. Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится! 

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 15 лет.  Марина Учеватова.

Другие статьи автора:

  • Телефонные разговоры с родителями: секреты эффективного общения

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/publ/87-1-0-5569

Хулиган в классе. Что делать учителям и родителям?

Как бороться с хулиганом в 1 м классе

В школе появился хулиган, который бьет одноклассников. Что толкает детей на этот путь? Как предупредить насилие? Как не довести дело до родительской расправы?

Кара

Двухметровый мужчина схватил десятилетнего мальчика за воротник спортивной куртки. Ребенок лишь запищал. К ним приблизился еще один мальчик. Худенький и с палкой в руках. Улыбаясь, он начал бить жертву по лицу.

За этой детской экзекуцией наблюдали одноклассники мальчиков и учитель физкультуры. Они не вмешивались. Стояли и смотрели. Вся школа знала, что жертва с первого класса издевалась над другими учениками.

Излюбленной мишенью для тумаков, затрещин и издевательств был худенький паренек. Это необычное наказание случилось лет пятнадцать назад. Мужчине дали условный срок. Его сын ушел из школы. Учителя уволили.

Но сама история осталась без внимания.

Но сейчас СМИ и общество гораздо чувствительнее. Происшествие в приморском городке Большой Камень прогремело на всю страну. Несколько родителей наказали хулигана из пятого класса. Мальчика за издевательства над другими детьми окунули в унитаз головой. Самосуд устроили после того как школьник ранил свою одноклассницу ножом и задел селезенку.

Хулиган-одиночка: портрет

В одной из статей мы описывали буллинг. Схема травли проста. Коллектив или часть коллектива накидывается на жертву-одиночку. Но иногда изгой, наоборот, мучает класс или тех, кто не способен постоять за себя.

Нарисуем портрет такого мучителя. Он из неблагополучной семьи, реже – ребенок нормальных, но равнодушных и невнимательных родителей. Герой недавнего скандала воспитывался с бабушкой. Отец и мать лишены прав.

С изгоем никто не хочет дружить. Учителя ругают его чаще других, выставляют в качестве эталона плохого ученика.

В душе изгоя психологическая травма. Сложно вырасти чутким и отзывчивым человеком, когда тебя бьет напившийся в хлам отец. Бедность, проблемы в учебе, игнорирование со стороны успешных одноклассников озлобляют их. Отверженные дети издеваются над слабыми для самоутверждения.

Иногда хулиганы сбиваются в стаи. И вот тогда они уже могут устроить полноценную травлю. Известны случаи вымогательства крупных сумм, избиений и даже изнасилований.

Обязанности школы

В материале о расправе в Приморье упустили одну деталь: «Действия школы». Родители неоднократно жаловались руководству. Но им отвечали, что «пока его не посадят, он будет учиться в школе».

Я как учитель скажу, что вину несет школа. Завучи, психологи, классный руководитель – они коллективно должны решать проблему. На Кубани даже попытались придать официальный статус таким объединениям, назвав их «штабами воспитательной работы».

Излечить ребенка от душевных травм должен психолог. Время от времени мы слышим призывы о сочувствии к изгою. Но не каждый откликнется на это. Детские травмы, отчуждение от коллектива, недостаток любви – все это поможет преодолеть специалист.

Но работа с трудными детьми требует терпения. У педагогов в провинции просто нет сил регулярно помогать ребенку. Не у каждого учителя есть и навыки Антона Макаренко. Во многих школах отсутствует психолог. Иногда руководство осознанно не выносит сор из избы и пытается замять конфликт.

Семейный кодекс

Ответственность за ребенка несут его родители или опекуны. Школа обязана провести беседу с ними. Но поговорить могут отцы и матери других детей.

Не обязательно применять рукоприкладство. Родителям хулигана надо показать статью 69 семейного кодекса и объяснить, что он уклоняется от исполнения родительских прав.

Но не все родители готовы к диалогу. Вас может встретит пьяная ругань, визг, слезы, и костлявый кулак. Нередко неблагополучная мать обожает свое чадо и разражается тирадами: «Все дети шалят! Мой сын защищается! А вы докажите!»

Участковый, комиссия по делам несовершеннолетних, прокуратура

Если беседа с родителем ничего не дала, а бить по лицу не хочется, то стоит обратиться к участковому. Он свяжется с инспектором по делам несовершеннолетних. Разговор с органами власти обычно отрезвляет родителей хулигана.

Если и участковый с комиссией не реагирует, то остается прокуратура. Коллективное письмо родителей приведет к череде проверок и прекращению хулиганства.

Заключение

Прокуратуры, участкового и разговора с родителями легко избежать. Достаточно просто вовремя отреагировать на отчуждение, насилие и несправедливость. Не проходить мимо. И не прятать голову в песок.

Автор текста — читатель нашего канала, учитель истории.Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала —свяжитесь с нами.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/huligan-v-klasse-chto-delat-uchiteliam-i-roditeliam-5c72527f8fd40000b3b2b129

101Адвокат
Добавить комментарий