Как лучше оспорить результаты специальной оценки условий труда?

Результаты специальной оценки условий труда и их обжалование

Как лучше оспорить результаты специальной оценки условий труда?

В итоге специальной оценки условий труда (СОУТ) фирма-оценщик создаёт отчёт, который впоследствии утверждает комиссия работодателя по спецоценке. Сведения, которые содержит утверждённый отчёт, и называются результатами СОУТ. Отчёт при этом считается бумажной формой их представления, но уже разработан и электронный вариант.

Результаты спецоценки должны быть переданы в Роструд, ПФР, ФСС; в Роструд их передают фирмы-оценщики, в остальные инстанции – предприятия.

В случае несогласия с установленными классами работодатель должен пройти через довольно длительную волокиту. Во-первых, организации имеют право предъявлять претензии только по поводу качества проведения специальной оценки, но не классов вредности. Во-вторых, необходима государственная экспертиза условий труда. В-третьих, можно обжаловать и госэкспертизу.

Передача результатов специальной оценки условий труда

Информация о проведённой СОУТ, передаваемая в Роструд, включает в себя 3 блока показателей: о предприятии, об оценщике и собственно о рабочих местах.

Помимо общих сведений: названия, ИНН, КПП, СНИЛС и проч.

, государству передаются данные о распределении рабочих мест по классам вредности, класс условий труда на каждом рабочем месте в целом и в частности по всем выявленным факторам каждого рабочего места.

Результаты специальной оценки собираются в автоматизированной системе анализа и контроля в области охраны труда (АС АКОТ). В настоящее время разработан интерфейс взаимодействия федеральной БД и оценщиков, позволяющий последним вносить данные об условиях труда сразу в систему и распечатывать отчёт для заказчиков.

Процесс передачи результатов СОУТ таков. Фирма-оценщик, например, ООО «Прометей», вводит информацию в АС АКОТ и получает бумажную версию отчёта о специальной оценке.

Распечатанный документ изучают члены комиссии и принимают решение об утверждении отчёта. После чего в течение 10 дней фирма-оценщик должна отправить сведения об условиях труда в Минтруда, т.е.

реализовать соответствующую команду в программе.

Информация об условиях труда передаётся в Роструд и при наличии разногласий: несогласный член комиссии должен утвердить отчёт и указать своё мнение отдельно. Действия оценщика обжалуются позже.

Государственная экспертиза условий труда при несогласии с результатами специальной оценки

В случае если работодатель, заказчик специальной оценки, имеет претензии к фирме-исполнителю, то для предъявления требований сперва необходимо провести государственную экспертизу условий труда. Эта процедура – фактически единственное обоснование позиции предприятия при наличии разногласий. Для предприятия экспертиза проводится на платной основе.

Обращение в Роструд максимально упрощено: требуется оформить заявление и приложить к нему отчёт, а также предоставить квитанцию об оплате госуслуги. Можно обратиться как лично, так и по почте или через интернет.

Подавать заявление следует в то территориальное подразделение, в которое сдаются и сведения о СОУТ; например, для свердловских предприятий это подразделение Роструда по Екатеринбургу.

Однако, если организация расположена в нескольких субъектах Федерации, то обращаться положено в вышестоящую, федеральную инстанцию.

По итогам государственной экспертизы выдаётся заключение о качестве проведения специальной оценки. Одновременно при необходимости Роструд сам изменяет данные по условиям труда в АС АКОТ.

Обжалование заключения государственной экспертизы условий труда

При несогласии с заключением государственной экспертизы можно его обжаловать в Минтруде. Процедура будет уже бесплатной. Подавать заявление требуется в Москву, но личное присутствие необязательно: можно воспользоваться почтой или интернетом.

Заявление в Минтруда сопровождается только копией заключения госэкспертизы; остальные документы министерство должно запрашивать по внутренней сети. Оно может отказать, если в документах ложные сведения, нет копии заключения и в заявлении нет доводов, которыми предприятие обосновывает свои требования.

Решение Минтруда можно обжаловать через суд. Судебный спор будет непросто выиграть, поскольку решение будет влиять на специальную оценку всей категории рабочих мест, по которым дошло дело до суда, а также на льготы и компенсации, зависящие от условий труда.

Все вопросы по организации СОУТ – стоимость, сроки, условия и т. д., вы можете узнать у наших специалистов. Наши контакты в разных городах России, включая СОУТ в Сургуте, Челябинске, Екатеринбурге, Перми, Тюмени – здесь.

Источник: https://pro-trud.ru/rezultaty-specialnoj-ocenki-uslovij-truda-i-ix-obzhalovanie/

Как оценить компетентность эксперта по спецоценке?

Как лучше оспорить результаты специальной оценки условий труда?

Не прочитано

Специальная оценка условий труда

Ключевые проблемы

  • Какие задачи выполняет эксперт по спецоценке?
  • Каким требованиям должен соответствовать эксперт по спецоценке?
  • Какую аттестацию должен пройти эксперт по спецоценке?
  • Какой документ подтверждает аттестацию эксперта?
  • Какая ответственность грозит некомпетентному эксперту по спецоценке?

Дмитрий КАЛИНО, заместитель начальника отдела Департамента условий и охраны труда Минтруда России

Эксперт в сфере специальной оценки условий труда – это сотрудник, который прошел аттестацию на право заниматься спецоценкой и получил соответствующий сертификат. Он проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов. В рамках этой процедуры эксперт должен выполнить следующие задачи:

  1. Выявить и описать вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, а также их источники на рабочем месте. Эксперту нужно учесть: – производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками; – результаты ранее проводившихся на рабочих местах исследований и измерений производственных факторов (например, результаты аттестации рабочих мест и производственного контроля) – случаи производственного травматизма, профессиональных заболеваний на рабочих местах;

    – предложения работников по идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов на их рабочих местах

  2. Сопоставить и найти совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, которые предусмотрены Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов1 (далее – Классификатор).
  3. Сделать вывод о необходимости дальнейших исследований и измерений вредных и опасных факторов. Если таковых не обнаружено, или нет совпадения их наименований в Классификаторе, эксперт фиксирует отсутствие вредности на рабочем месте.
  4. Исследовать и измерять вредные и опасные факторы. Этим же будут заниматься испытательная лаборатория или другие работники организации, с которой заключен договор о проведении спецоценки. В некоторых случаях возможно использовать результаты предыдущих измерений, которые проводились, например, в рамках производственного контроля, но не ранее чем за шесть месяцев до спецоценки. Это решение принимает комиссия на основании заключения эксперта по спецоценке.
  5. Установить класс условий труда на рабочем месте в зависимости от того, насколько фактические значения вредных и опасных факторов отклоняются от нормативов с учетом времени их воздействия на работника и эффективности применяемых СИЗ.
  6. Оформить результаты идентификации. По завершении процедуры эксперт готовит отчет, подписывает его и представляет на рассмотрение комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Инструкция по заполнению отчета приведена в Приложении № 4 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Результаты идентификации вредных и опасных факторов утверждает комиссия по спецоценке.
Если кто-то из членов комиссии не согласен с результатами, свою позицию он излагает в письменной форме. Такое мотивированное особое мнение прилагается к отчету о проведении СОУТ (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Разногласия по вопросам проведения СОУТ, несогласие работника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, рассматривает Роструд и его территориальные органы. Работодатель, работник или профсоюз могут обжаловать результаты СОУТ в судебном порядке (ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)

Каким требованиям должен соответствовать эксперт по спецоценке

Усложненная, по сравнению с аттестацией рабочих мест, процедура специальной оценки условий труда требует от экспертов повышенной компетенции в этой области. Оценивать ее будет Минтруд России, который подготовил проект постановления Правительства РФ о порядке аттестации на получение сертификата эксперта по спецоценке.

Допускать к аттестации будут граждан, которые имеют:

  • высшее образование;
  • дополнительное профессиональное образование, в программе которого предусмотрено изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее 72 часов;
  • опыт практической работы по оценке условий труда не менее трех лет.

В такой стаж входит, например, работа по проведению производственного контроля и исследований за соблюдением санитарных норм, работа в испытательных лабораториях по подтверждению соответствия (в должности главного метролога, инженера-лаборанта, инженера по метрологии, лаборанта и т. д.).

Какую аттестацию должен пройти эксперт по спецоценке

Минтруд России подготовил проект постановления, которое будет регулировать процедуру аттестации экспертов по спецоценке, и внес его в Правительство РФ. Документ предусматривает следующие этапы аттестации:

  1. Рассмотрение документов и сведений, которые подтверждают, что претендент соответствует описанным выше требованиям.
  2. Проверку знаний претендента – аттестационное испытание.

Его предполагают проводить бесплатно в форме дистанционного тестирования. Свыше 1000 тестовых вопросов в настоящее время готовятся Минтрудом России с привлечением профессионального сообщества. Вопросы будут размещены на официальном сайте Минтруда России в свободном доступе.

На аттестационном испытании претендент ответит на 40 тестовых вопросов, которые случайно выберет система. 36 правильных ответов и более дадут удовлетворительный результат – претендент будет аттестован на право проведения спецоценки. При неудовлетворительном исходе можно будет пройти повторное тестирование в течение одного календарного месяца, но не более двух попыток.

Какой документ подтверждает аттестацию эксперта

Если претендент успешно пройдет аттестацию на право проведения специальной оценки условий труда, Минтруд России оформит сертификат эксперта. Его форма утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.

№ 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

Чтобы удостовериться в компетенции эксперта по спецоценке, работодатель сможет воспользоваться реестром экспертов, который будет вести Минтруд России. В нем в открытом доступе разместят сведения об эксперте и о сроке действия его сертификата. Если документ аннулируют или приостановят его действие, информацию об этом также занесут в реестр.

Наличие сертификата дает законное право заниматься специальной оценкой условий труда. Поэтому работодатель вправе потребовать этот документ у организации, в которой работает эксперт, в качестве подтверждения его компетенции2.

Какая ответственность грозит некомпетентному эксперту по спецоценке

По сравнению со специалистом по аттестации рабочих мест у эксперта по спецоценке не только прибавилось обязанностей, но и увеличилась ответственность. Поэтому к уровню компетенции специалистов, работающих на рынке услуг по оценке условий труда, теперь предъявляют повышенные требования.

Административная ответственность

С 1 января 2015 года вступит в силу ответственность для организаций и специалистов, проводящих специальную оценку условий труда, которая предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях (ст. 14.54 КоАП РФ). За нарушение порядка проведения спецоценки грозит штраф:

  • от 20 000 до 30 000 рублей – для эксперта по спецоценке;
  • от 70 000 до 100 000 рублей – для организации, проводящей спецоценку.

Повторное нарушение обернется уже более суровым наказанием:

  • штрафом от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацией на срок от одного года до трех лет – для эксперта по спецоценке;
  • штрафом от 100 000 до 200 000 рублей или приостановлением деятельности на срок до 90 суток – для организации, проводящей спецоценку.

Аннулирование сертификата эксперта

Минтруд России может аннулировать сертификат эксперта, если:

  • в отношении него назначено административное наказание в виде дисквалификации;
  • установлен факт представления экспертом для прохождения аттестации подложных документов или ложных сведений;
  • выявлен факт разглашения конфиденциальных сведений, полученных экспертом при проведении специальной оценки условий труда.

Специалист с аннулированным сертификатом сможет пройти повторную аттестацию на эксперта по спецоценке только через три года со дня аннулирования документа.

Ответы на ваши вопросы

Сколько действует сертификат эксперта по спецоценке?

Каков срок действия сертификата на право проведения работ по специальной оценке условий труда? Как его продлить?

Мария КУЧЕРОВА, инженер лаборатории (Курск)

Сертификат экспертам по спецоценке планируют выдавать на пять лет. По истечении этого срока эксперту придется заново пройти аттестацию, чтобы получить новый сертификат.

Можно ли оценить рабочее место разных врачей как одно?

В организации есть кабинет, в нем на одном рабочем месте работают врачи: гастроэнтеролог, терапевт, эндокринолог, педиатр. Но все делают одно и то же: сидят за одним столом, беседуют с пациентами, осматривают их. Можно ли оформить одну карту спецоценки на это рабочее место?

Кирилл ПАВЛОВ, специалист по охране труда (Екатеринбург)

На таком рабочем месте можно один раз провести идентификацию вредных и опасных факторов и измерить их при необходимости. Но на каждого врача придется оформить отдельную карту спецоценки, потому что они работают по разным профессиям.

Можно ли признать действующими результаты аттестации рабочих мест?

К одному юридическому лицу организации присоединили другое. Сотрудников сначала сократили, а потом приняли по трудовому договору в новую организацию.

Старое юридическое лицо ликвидировали, но все рабочие места физически остались прежними, то есть условия труда не поменялись.

Возможно ли признать результаты аттестации рабочих мест, проведенной в 2012 году, действующими? Если да, то что для этого нужно сделать?

Дмитрий МАЛЫГИН, начальник кадровой службы (Москва)

Компания, которая вступила с работником в трудовые отношения, представляет самостоятельную сторону этих отношений (работодателя), самостоятельно несет права и обязанности работодателя, в том числе по организации рабочих мест.

Фактическое присоединение одной организации к другой и прием сотрудников на рабочие места означают возникновение у этого работодателя новых рабочих мест.

Таким образом, необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда в течение шести месяцев, несмотря на то, что присоединенная организация уже проводила ранее аттестацию своих рабочих мест по условиям труда.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

ДокументПоможет вам
Статья 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»Узнать, какие требования предъявляют к экспертам по спецоценке
Приложение № 1 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 32нУточнить форму сертификата на право выполнения работ по спецоценке
Приложение № 4 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 32нУяснить порядок формирования реестра экспертов по спецоценке
Приложение № 1 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33нПонять методику проведения спецоценки
Приложение № 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33нПознакомиться с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов
Приложение № 4 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33нУзнать правила заполнения отчета о проведении спецоценки

1 Претендовать на звание эксперта по спецоценке может специалист с высшим образованием, который прошел дополнительное профессиональное обучение по вопросам спецоценки в объеме не менее 72 часов. Кроме того, у него должен быть опыт работы по оценке условий труда не менее трех лет.

2 Компетенцию экспертов по спецоценке будет оценивать Минтруд России посредством аттестации.

3 Аттестованный эксперт должен иметь сертификат на право выполнения работ по спецоценке.

4 Проводить спецоценку имеет право эксперт, которого включат в специальный реестр экспертов. Его будет вести Минтруд России, и любой работодатель сможет получить к нему открытый доступ.

Звезда
за правильный ответ

Блицпроверка

Неправильно

Правильно!

Может ли работодатель требовать от организации, проводящей спецоценку, документы, которые подтвердили бы компетенцию ее экспертов:

нет, организация предъявляет их только по собственному желанию;

нет, организация не обязана иметь такие документы;

Источник: https://e.otruda.ru/342051

Соут – успеть до конца года

Как лучше оспорить результаты специальной оценки условий труда?

Пришедшие в Москву холода напоминают, что зима и конец календарного года не за горами, а это не только радостные семейные праздники и корпоративы. Многие юридические моменты также связаны с новогодней датой. Среди них стоить отметить необходимость проведения специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) до конца 2018 года.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) вступил в силу еще 1 января 2014 года, но многие работодатели до сих пор не провели ту самую оценку. А некоторые вообще не слышали о ней. Что же такое СОУТ, и что будет, если вообще ее не проводить?

СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест. Но если аттестация, как правило, проводилась в тех случаях, когда вредность и/или опасность можно было подозревать, и была направлена скорее на определение размера этого вреда, то СОУТ проводится почти на всех рабочих местах. В том числе, в офисах, где, казалось бы, все хорошо с условиями.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это единый комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника (ст. 3 Закона № 426-ФЗ)

При аттестации также важную роль играла профессиональная принадлежность того рабочего места, по которому проводилась проверка. А вот при проведении СОУТ учет профессий необходим только на первом этапе специальной оценки для исключения некоторых рабочих мест. Да, все-таки СОУТ проводят не всегда, но исключений немного. В пункте 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ есть три таких случая:

  • рабочие места, по которым профессии или должности включены в списки для назначения досрочной страховой пенсии по старости;
  • рабочие места, на которых работникам и без СОУТ нормативными актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и/или опасными условиями труда;
  • рабочие места, на которых ранее уже были установлены вредные и/или опасные условия труда.

Также не проводится СОУТ в отношении надомников, дистанционных работников и граждан, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Во всех остальных случаях проводить оценку работодатель обязан. Причем, делает это он не своими силами, а должен нанять специальную организацию, имеющую допуск к проведению СОУТ. Выбрать такую организацию можно в официальном реестре http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations

От работодателя потребуется подготовить пакет документов, оплатить услуги по проведению СОУТ, а также допустить лиц, проводящих оценку, до самих рабочих мест. Ведь СОУТ предполагает реальную оценку ряда факторов на рабочих местах (см. классификатор вредных и (или) опасных факторов, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.).

По результатам проведения СОУТ будет составлен отчет, в котором по каждому рабочему месту будет определен класс вредности и/или опасности:

  1. (оптимальные) – условия труда, при которых воздействие на работника негативных фактором минимально, не превышает установленные нормы;
  2. (допустимые) – условия труда, при которых воздействие на работника негативных факторов выше, но нормы не превышает, а за время отдыха работник полностью восстанавливается;
  3. (вредные) – условия труда, при которых уровни воздействия на работника уже превышают установленные нормы. Третий класс делится на четыре степени с 3.1 до 3.4 по мере усиления воздействия негатива на работника;
  4. (опасные) – условия труда, при которых не просто нарушены нормы воздействия негативных факторов, но они способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов создают высокий риск развития острого профессионального заболевания.

По рабочим местам, на которых будут установлены 1 или 2 классы, никаких льгот или компенсаций не предусмотрено. А вот 3 и 4 классы уже предполагают повышенную оплату труда, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (ст. 92, 117 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, далее – ТК РФ).

Причем, если у вас в организации только обычные офисные рабочие места, не думайте, что точно будет только 1 или 2 класс. Есть прецеденты, когда именно на таких «обычных» местах по результатам СОУТ устанавливали класс вредности 3.2. В тех случаях освещение в помещении обеспечивали ртутные лампы дневного света, а у них не подходящая нашему глазу частота мерцания.

Источник: https://www.ucmsgroup.ru/blog/sout-uspet-do-konca-2018-goda/

Обжалование результата СОУТ: почему работники идут на этот шаг?

Как лучше оспорить результаты специальной оценки условий труда?

25.07.2017 6:21:00

Специальная оценка условий труда – вещь, с одной стороны, крайне полезная. За четыре года существования в России она уже успела доказать свою эффективность.

С другой стороны, есть предположение, что государство создало систему СОУТ главным образом для того чтобы делегировать работодателям финансовые заботы о работниках вредных производств.

А именно, проводя оценку условий труда и признавая их «вредными», работодатель вынужден по закону выплачивать своим работникам компенсации. Логично, что в этой ситуации работодатель заинтересован в том, чтобы условия труда у него были максимально безопасными.

А вот его работникам это наоборот невыгодно – они теряют долю заработка, компенсации, льготы. По этой причине и происходит обжалование СОУТ. Работники могут посчитать, что проверка была проведена некорректно, и ищут варианты, как оспорить результаты СОУТ, чтобы вернуть себе выплаты…

Специальная оценка условий труда – вещь, с одной стороны, крайне полезная. За четыре года существования в России она уже успела доказать свою эффективность.

С другой стороны, есть предположение, что государство создало систему СОУТ главным образом для того чтобы делегировать работодателям финансовые заботы о работниках вредных производств.

А именно, проводя оценку условий труда и признавая их «вредными», работодатель вынужден по закону выплачивать своим работникам компенсации.

  Логично, что в этой ситуации работодатель заинтересован в том, чтобы условия труда у него были максимально безопасными. А вот его работникам это наоборот невыгодно – они теряют долю заработка, компенсации, льготы. По этой причине и происходит обжалование СОУТ. Работники могут посчитать, что проверка была проведена некорректно, и ищут варианты, как оспорить результаты СОУТ, чтобы вернуть себе выплаты.
 

ЧТО МОЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЕСЛИ РАБОТНИК С РЕЗУЛЬТАТАМИ СОУТ НЕ СОГЛАСЕН

  Если человек считает, что работодатель нарушил методику проведения оценочных мероприятий, он может прибегнуть к одному из трех способов борьбы. Давайте рассмотрим, как обжаловать СОУТ.
 

ЛИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

  У каждого работника по закону есть право находиться на рабочем месте во время испытательных замеров. Оценку вредных факторов производства комиссия должна проводить исключительно в присутствии самого работника. Если не игнорировать эту возможность, результаты проверки могут оказаться гораздо более выгодными для работников в финансовом плане. Как правило, тот работник не согласен с результатами СОУТ, которого не было на месте в момент проверки. Доказать законность своего присутствия легко – стоит знать статью 5 Федерального закона №426-ФЗ. Кроме того, работник вправе общаться со специалистами проверочной организации и задавать им вопросы: о методиках, измерениях, нормах. Согласно статье 6 вышеуказанного Закона, комиссия обязана разъяснять любые моменты в ходе оценочных работ.

МОЖНО ОБЖАЛОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СОУТ

 

Если внимательно изучить закон №426-ФЗ, то можно увидеть, что в нем присутствуют статьи, объясняющие, как оспорить СОУТ. Сама возможность сделать это закреплена в статье 5, а в статье 26 уточняется, что для этого работник должен обратиться в Трудовую инспекцию или суд.

Опять-таки, не стоит пренебрегать таким правом: за годы существования спецоценки условий труда со стороны работников поступила не одна тысяча жалоб.

Пусть некоторые из них были субъективными и необоснованными, но были и справедливые жалобы на злоупотребления руководства компаний, непрофессионализм проверяющих организаций.

На основании жалобы Госинспекция труда назначает экспертизу качества и проедет дополнительную оценку условий труда на рабочем месте конкретного работника (заявителя). Перепроверять условия труда всех штатных единиц Трудовая инспекция не будет. В случае, если результаты экспертизы не совпадут с результатами спецоценки, работодателю придется проводить внеочередную проверку и решать вопрос с компенсацией работнику.  

ОБРАТИТЬСЯ К СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

  Если работник не согласен с СОУТ, он вправе подать судебный иск с просьбой признать карты спецоценки условий труда некорректными. При рассмотрении таких исков суд нередко устанавливает массу обстоятельств, например: работники не были информированы о проведении СОУТ, не присутствовали на своих местах; замеры вредных/опасных факторов производились неточно или вовсе не были сделаны; итоговые документы проверки не содержат необходимых подписей и многое другое. Безусловно, в таких ситуациях суд принимает решение в пользу работников.  

Источник публикации: 1sout.ru.

Все публикации

© 1997–2014 Клинский институт охраны и условий труда

Источник: http://www.kiout.ru/info/publish/26350

Как оспорить СОУТ и лишение компенсаций «за вредность» – Новости – Профсоюз

Как лучше оспорить результаты специальной оценки условий труда?

В последнее время многие российские медики лишились — полностью или частично — компенсаций за вредные условия труда: дополнительных отпусков, сокращенной рабочей недели, надбавки к зарплате.

Делается это администрацией с помощью узаконенной процедуры — специальной оценки условий труда (СОУТ), заменившей аттестацию рабочих мест. Выполняется СОУТ нередко с многочисленными нарушениями. В связи с этим многих медработников интересует порядок обжалования действий администрации ЛПУ.

Рассмотрим это на примере вопроса врача одной из районных больниц Нижегородской области юристу профсоюза «Действие».

Врач сообщил, что по итогам проведенной в больнице СОУТ условия труда медработников были признаны допустимыми.

Опираясь на это, работодатель решил изменить условия трудовых договоров, не предоставлять медикам гарантии и компенсации за «вредность».

Сотрудникам раздали письменные уведомления об изменении условий труда «в порядке, предусмотренном статьей 74 Трудового кодекса РФ». Медика интересовал порядок обжалования результатов проведённого СОУТ и правомерность действий работодателя.

Юрист профсоюза подготовил ответ, основные положения которого мы приводим.

ЗАПРОС ИНФОРМАЦИИ

В первую очередь, вам необходимо обратиться на имя руководителя учреждения с письменным заявлением:

«На основании ст. 62 Трудового кодекса РФ в срок не позднее 3 рабочих дней прошу предоставить мне заверенную копию карты специальной оценки условий труда, проведенной на моем рабочем месте (со всеми протоколами исследований (испытаний) и измерений к ней)». (Дата, подпись).

Заявление сделать в двух экземплярах, один из которых оставить себе с входящим номером, датой и подписью должностного лица, ответственного за прием документов. Обычно это секретарь главного врача.

Получив карту и протоколы, вы сможете проверить корректность проведенных измерений.

В дальнейшем можно приступить к процедуре оспаривания результатов спецоценки.

ТРИ ВАРИАНТА ОБЖАЛОВАНИЯ

На основании статей 24, 26 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» вы можете:

а) обратиться в региональный орган власти, уполномоченный в области охраны труда, в вашем случае это Министерство социальной политики Нижегородской области, с просьбой о проведении государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления вам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также экспертизы фактических условий труда на вашем рабочем месте;

б) обратиться в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области с заявлением о рассмотрении разногласий по вопросам проведения спецоценки условий труда на вашем рабочем месте;

в) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Рассмотрим эти варианты.

А) ГОСЭКСПЕРТИЗА

Порядок проведения госэкспертизы утвержден Приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549-н. Вам необходимо обращаться за проведением госэкспертизы в Министерство социальной политики Нижегородской области. Образцы заявлений и разъяснения есть у них на сайте — http://minsocium.ru/index.php/okhrana-truda/1394-exam.

В нашей практике были прецеденты, когда проведение спецоценки условий труда признавалось по результатам госэкспертизы некачественным, на рабочих местах сотрудников выявляли «вредность». На наш взгляд, обращение с просьбой о проведении госэкспертизы должно содержать мотивы несогласия со спецоценкой (т.е. указание, что измерено ненадлежащим образом).

Отметим, что в случае обращения в Министерство работника или профсоюза экспертиза должна проводиться на платной основе, за счет средств заявителя.

У нас был опыт, когда региональный орган власти, уполномоченный в области охраны труда, провел госэкспертизу бесплатно, что позволило работодателю признать результаты госэкспертизы незаконными в суде и в Минтруда России (в Минтруда обжалуют результаты госэкспертизы).

Б) ЗАЯВЛЕНИЕ В ГОСТРУДИНСПЕКЦИЮ

Стоит обратиться в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области с заявлением на предоставление государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда.

Оказание этой услуги регулируется Административным регламентом, утверждённым Приказом Минтруда России от 05.12.2016 № 709-н.

В случае, если Гострудинспекция согласится с доводами заявления, то она может направить в Министерство социальной политики Нижегородской области представление о проведении экспертизы качества СОУТ на вашем рабочем месте.

В этом случае проведение госэкспертизы будет бесплатным. Мы считаем, что обращение в Гострудинспекцию также должно содержать конкретные доводы, почему вы не согласны с результатами СОУТ, т.е.

в любом случае сначала необходимо изучить карту спецоценки по вашему рабочему месту.

В) СУДЕБНЫЙ ИСК

Еще один вариант действий – обращение в суд с иском об оспаривании результатов проведенной СОУТ. По сложившейся судебной практике ответчиком по такому делу будет являться работодатель, а организация, проводившая спецоценку, — третьим лицом. Такое исковое заявление не облагается госпошлиной.

В суде можно просить о назначении госэкспертизы результатов спецоценки (по судебным определениям она проводится бесплатно).

Суды чаще обращают внимания на процедурные нарушения при проведении спецоценки (к примеру, если комиссия, проводившая спецоценку, была создана в неправомочном составе, если работники не были своевременно ознакомлены с результатами спецоценки и т. п.).

О ПРАВОМЕРНОСТИ ОТМЕНЫ ГАРАНТИЙ

Источник: http://medrabotnik.org/news/kak-osporit-sout-i-lishenie-kompensatsij-za-vrednost

Труд-Эксперт.Управление

Как лучше оспорить результаты специальной оценки условий труда?

Результаты специальной оценки условий труда и их обжалование

15 апреля 2019 г.

Данная статья будет интересна тем работодателям, которые провели специальную оценку условий труда, получили результат, но он их не устраивает.

Куда передаются результаты и как их обжаловать? Для изучения порядка передачи сведений о результатах специальной оценки условий труда обратимся к Приказу Минтруда России от 3 июля 2014 года № 436н.

Эти сведения передаются организацией, непосредственно проводящей такую оценку. Ее результаты предоставляются в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении.

Данная статья будет интересна тем работодателям, которые провели специальную оценку условий труда, получили результат, но он их не устраивает. Куда передаются результаты и как их обжаловать – рассмотрим ниже.   Для изучения порядка передачи сведений о результатах специальной оценки условий труда обратимся к Приказу Минтруда России от 3 июля 2014 года № 436н. Эти сведения передаются организацией, непосредственно проводящей такую оценку. Ее результаты предоставляются в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении.   Сведения направляются в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении которых проводилась спецоценка условий труда, а в случае оценки условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов РФ, – в Федеральную службу по труду и занятости. Также сведения отправляются в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда.  

В состав передаваемых сведений о результатах специальной оценки условий труда в отношении работодателя входят:

– полное наименование организации; 

– место нахождения и место осуществления деятельности; 
– ИНН, основной регистрационный номер; 
– код основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; 
– общее количество рабочих мест и количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка условий труда; 
– распределение рабочих мест по классам (подклассам) условий труда.  
В отношении рабочего места:

– его индивидуальный номер; 

– код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; 
– страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте; 
– численность работников, занятых на данном рабочем месте; 
– класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника; 
– основание для формирования у работника прав на досрочную трудовую пенсию по старости (при наличии).  

В отношении организации, проводившей спецоценку:

– ее полное наименование; 

– регистрационный номер записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда; 
– ИНН и основной государственный регистрационный номер; 
– сведения об аккредитации испытательной лаборатории (центра), в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации; 
– сведения об экспертах организации, проводившей специальную оценку условий труда, участвующих в ее проведении, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, проводящих такую оценку; 
– сведения о применявшихся испытательной лабораторией (центром) средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его проверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и (или) опасного производственных факторов.

Допустим, что работодатель, получив результаты специальной оценки условий труда, считает, что они неправильные, неточные или необоснованные. Он может подать заявление в Министерство труда и социальной защиты. Порядок подачи и рассмотрения таких разногласий содержится в Приложении к Приказу Минтруда России от 22 сентября 2014 года № 652н.

  Далее поговорим о правилах рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества спецоценки условий труда, несогласия работника, профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориального органа, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, и др.  

Заявитель, не согласившийся с результатами оценки, как уже отмечалось выше, подает заявление в Минтруд, указав: 

– наименование заявителя (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц); 

– свой почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии); 
– доводы, на основании которых он не согласен с заключением.
К заявлению прилагается копия заключения государственной экспертизы условий труда.   Если возникнет необходимость рассмотрения документов, на основании которых проведена государственная экспертиза условий труда, копии таких документов могут быть запрошены Минтрудом, в том числе в рамках использования системы межведомственного электронного взаимодействия.   Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в Минтруд на бумажном носителе лично заявителем или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документооборота посредством Интернета, в том числе с использованием Единого портала госуслуг www.gosuslugi.ru. При формировании заявления в электронном виде оно должно быть подписано электронной подписью.  

Основанием для отказа в рассмотрении заявления могут послужить:

– представление заявителем подложных документов или документов, содержащих заведомо ложные сведения; 

– отсутствие информации, необходимой в заявлении изначально; 
– отсутствие копии заключения государственной экспертизы условий труда.

По другим основаниям отказать министерство не вправе, только по перечисленным.   Если все-таки есть основания для отказа в рассмотрении заявления, в течение семи рабочих дней со дня регистрации оно возвращается заявителю.

После устранения обстоятельств, ставших основанием для отказа (отсутствия каких-либо документов либо сведений), заявитель вправе направить его повторно.

 

В случае необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых состоялась государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда, такие исследования (испытания) и измерения организуются самим Минтрудом за счет средств федерального бюджета.

 

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 рабочих дней со дня его регистрации. При необходимости получения дополнительных документов такой срок может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней. По результатам рассмотрения заявления подготавливается заключение о рассмотрении разногласия (несогласия).

  В случае удовлетворения заявления в заключении о рассмотрении разногласия (несогласия) указывается на необходимость проведения на бесплатной основе повторной экспертизы качества специальной оценки условий труда.

В случае отсутствия по результатам рассмотрения заявления правовых оснований для повторной экспертизы качества спецоценки данное обстоятельство отражается в выводах заключения.

  Заключение о рассмотрении разногласия (несогласия) оформляется в трех экземплярах, подписывается должностным лицом и утверждается директором Департамента условий и охраны труда Минтруда.

Не позднее пяти рабочих дней с даты подписания заключения о рассмотрении разногласия (несогласия) один экземпляр выдается на руки заявителю или направляется заказным письмом по почте по указанному адресу заявителем.

Второй экземпляр такого заключения хранится в министерстве, а третий направляется в исполнительный орган власти субъекта РФ в области охраны труда, заключение государственной экспертизы условий труда которого оспаривалось.   Заинтересованные лица могут обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Минтруда, связанные с выполнением вышеуказанного Порядка, в суде. Итак, если заключение специальной оценки условий труда не устраивает работодателя, он уверен в своей правоте и основывается на доказательствах, то заключение можно обжаловать и провести спецоценку повторно.

И.В. Чучкина

Источник: Чучкина И.В. Результаты специальной оценки условий труда и их обжалование // Отдел кадров коммерческой организации. 2015. № 7. С. 42-45 (статья опубликована в СПС КонсультантПлюс).

Источник: http://www.trudcontrol.ru/press/special-ocenka/23317/rezultati-specialnoy-ocenki-usloviy-truda-i-ih-obzhalovanie

Роструд рассмотрит жалобы на результаты СОУТ по регламенту

Как лучше оспорить результаты специальной оценки условий труда?

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ, специальная оценка условий труда (СОУТ) – это комплекс мероприятий по выявлению вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.

Эта процедура является обязательной для всех рабочих мест, за исключением рабочих мест надомных и дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физических лиц, не являющихся ИП.

По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, от которых зависит тариф дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (см. п.3 статьи 428 НК РФ).

Проводить спецоценку необходимо один раз в 5 лет. При этом заместитель главного редактора Клуба ТК Никита Костров напоминает, что она впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 6 месяцев со дня создания нового рабочего места. Для крупных организаций предусмотрена поэтапная оценка, но она должна завершиться не позднее 31 декабря 2019 года.

Как пожаловаться на результаты спецоценки или проверяющую компанию

Закон гласит, что любые разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) необходимо разрешать через Роструд и его территориальные органы. Порядок обращения работодателей и работников регулирует приказ Минтруда от 05.12.

2016 N 709н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда».

Как уточняет руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры» Андрей Комиссаров, Федеральная служба по труду и занятости и её территориальные органы и ранее рассматривали обращения по указанным вопросам. Но отдельного порядка предоставления этой госуслуги не было.

«Регламент достаточно подробно урегулировал порядок предоставления данной государственной услуги. Теперь заявитель вправе требовать ее получения в сроки, определенные регламентом», – говорит он.

– «Кроме того, документ увеличивает доступность предоставления государственной услуги для заявителей.

Поэтому его принятие ускорит процесс разрешения разногласий и жалоб, касающихся вопросов специальной оценки условий труда», – уверен господин Комиссаров.

Согласно регламенту, пожаловаться на результаты спецоценки условий труда или организацию, ее проводившую, можно либо непосредственно в офисах Роструда, либо через интернет.

В последнем случае необходимо, чтобы заявитель обладал электронной цифровой подписью, иначе его обращение не будет принято.

Через сайт портала госуслуг, в МФЦ и других центрах, где иногда оказывают услуги юридическим и физическим лицам, заполнить и отправить заявление не удастся.

В одобренном регламенте предусмотрены принципиальные моменты, касающиеся правил подачи жалобы:

  • круг заявителей: в Роструд могут обращаться работники, работодатели, объединения работодателей, профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы, а также организации, осуществляющие проведение СОУТ;

  • порядок информирования о предоставлении услуги: необходимые сведения заявители могут получить на сайте госуслуг или Роструда, на информационных стендах территориальных органов ведомства, а также по контактным телефонам;

  • срок предоставления услуги: ответ из Роструда должен поступить в течение 30 рабочих дней с даты регистрации заявления или жалобы, кроме того, инспекторам дается дополнительно 20 рабочих дней на проверку полученных сведений;

  • перечень документов, необходимых для получения услуги: в Роструд необходимо подавать заявление или жалобу, дополнительные документы или их копии, подтверждающие выводы заявителя;

  • основания для отказа: принимать жалобу в Роструде откажутся, если будет представлен неполный пакет документов или они будут некорректно заполнены;

  • плата за оказание услуги: ни работодатель, ни работник, ни иное лицо, обратившееся жалобой по поводу проведенной СОУТ, платить в Роструд не должен – услуга является бесплатной;

  • обжалование решения: если действия чиновников или вынесенное решение не устраивает заявителя, можно их оспорить в досудебном порядке в Министерстве труда, либо непосредственно в службе. Рассматривают обращения в течение 15 рабочих дней.

Для того, чтобы понять, как именно будут изучаться разногласия по вопросам проведения СОУТ и ее результатов, предлагаем ознакомиться с блок-схемой предоставления этой государственной услуги (по данным Минтруда).

Источник: https://clubtk.ru/rostrud-rassmotrit-zhaloby-na-rezultaty-sout-po-reglamentu

101Адвокат
Добавить комментарий