Как педагогическому коллективу бороться с директором тираном?

Первый раз в школьном коллективе

Как педагогическому коллективу бороться с директором тираном?

Материал предоставила Н. Л. Круглова,

зам. директора по социально-психологическим вопросам МОУДО «ИМЦ»

Скоро первое сентября. Будущие первоклассники и их родители ждут наступления первых дней школьной жизни. Но спустя некоторое время ребенок наотрез отказывается ходить в школу. Это происходит совсем не потому, что ему тяжело учиться.

На самом деле ему сложно адаптироваться в новом коллективе, трудно общаться со сверстниками. Подобная проблема особенно часто встречается у детей, которые ранее не посещали детский сад и большую часть времени проводили дома, с родными и близкими.

Естественно, что в этом случае ребенок привыкает всегда быть в центре внимания. А теперь он оказался в незнакомом коллективе, в котором он такой же, как и все.

Отсутствие навыков общения в коллективе, это проблема домашнего воспитания. Родители считают, что их ребенок всегда во время прогулок или в гостях активно общался со сверстниками и этого вполне достаточно.

Они видели не раз, как их малыш спокойно играл с кем-то из детей соседей или родственников. И поэтому делают вывод, что у него в будущем не возникнет проблем с общением.

Если ребенок играет с другими детьми под неусыпным надзором взрослых, это совсем не значит, что он сумеет удачно построить свои отношения с одноклассниками, когда окажется лишенным поддержки заботливой мамы или бабушки.

Те игры были кратковременны, и при любой конфликтной ситуации взрослые немедленно брали инициативу в свои руки и улаживали дела. А ребенку необходимо было научиться самостоятельно отстаивать свое мнение.

Чаще всего дети, не владеющие навыками общения в коллективе, не могут отстоять собственного мнения. И поэтому они вынуждены идти на поводу у других ребят, обладающих более сильными характерами. Если ребенок не желает этого делать, ему приходится сталкиваться подчас с агрессивной реакцией одноклассников.

Существует множество способов помочь своему ребенку адаптироваться в классе. Желательно задуматься об этом гораздо раньше, чем ему придет время отправляться в школу. Решив понемногу приучать своего ребенка к общению с другими детьми, внимательно присмотритесь к его поведению.

Если ребенок не ходит в детский сад, как можно чаще гуляйте с ним во дворе с детьми примерно такого же возраста. Кроме этого, родителям не нужно постоянно вмешиваться в детские игры.

Даже если у ребенка отняли игрушку, не следует немедленно повышать голос и наводить порядок среди играющих.

Таким образом, можно только привить ребенку убеждение в его собственной беспомощности, ведь любые проблемы немедленно решают заботливые взрослые.

Если ребенок слишком упрям, то с другими детьми он может вести себя эгоистично, требуя, чтобы все выполняли только его желания. Эгоистичное поведение и ощущение вседозволенности могут быть следствием гиперопеки, когда ребенок был окружен повышенным вниманием со стороны всех родственников.

Ребенок, ставший маленьким тираном в семье, потом умело перенесет свои умения манипулировать окружающими в детский коллектив. Такие дети обычно не страдают от обид окружающих, они вполне способны за себя постоять. Не обращая внимания на мнения одноклассников, стремятся к осуществлению собственных желаний. Неумение идти на компромиссы отталкивает сверстников от общения с ним.

Дети, обладающие мягкими и робкими чертами  характера, часто идут на поводу у своих сверстников. В этом случае родителям нужно научить своего ребенка отстаивать собственное «Я». Очень полезно играть с ним в ролевые игры, в ходе которых он должен научиться отказывать. Задача родителей — привить этот навык ребенку, чтобы при отказе он не чувствовал себя неуютно.

Если ваш ребенок ведет себя эгоистично и даже агрессивно, не считаясь с желаниями окружающих, или, наоборот, он очень неуверен в себе, зависим, легко идет на поводу у более сильных сверстников, ваша задача — вовремя обратить внимание на эти проблемы и сделать все возможное, чтобы исправить положение.

Не игнорируйте трудности ребенка, потому что сам он еще не в состоянии справиться с ситуацией.

Что нужно знать, чтобы помочь ребенку учиться в школе?

1. Самое первое и основное, на что родители должны направлять внимание, – воспитание в ребенке чувства ответственности за то, что он делает. Если у ребенка есть такое чувство,  это залог успеха в учебе и жизни.

2. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка.

На жалобы со стороны окружающих, даже учителя и воспитателя, отвечайте: “Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему”.

Помните педагогический закон воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности. (“ты сможешь”, “у тебя обязательно получится”, “я в тебя верю”).

3. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

4. Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Слушай внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно.

5. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.

6. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания.

7. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать» Ребенок должен постоянно ощущать, что вы в него верите и в любой момент можете ему помочь.

8. Помните, ребенок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

Источник: http://www.imc-new.com/healtheconomy/248-first-time-in-school

Как выжить учителя из школы. Инструкция для директора

Как педагогическому коллективу бороться с директором тираном?

«Я хочу рассказать, как устроена модель управления школой из личного опыта», – так начинается письмо педагога к нам в редакцию Педсовета.

Буквально крик души человека. Мы публикуем его анонимно, чтобы не навлечь на автора еще большие проблемы, поэтому все совпадения с директорами, школами и департаментами совершенно случайны!

Пять лет назад в школе, где я преподавала английский, появилась новая директор школы. Пришла не одна, а с Доброй феей, завучем по науке. Решили навести свои порядки, создать свой педагогический коллектив. Поэтому педагоги старого состава подверглись санкциям и вынуждены были уйти.

Началась «текучка кадров». На сегодня уволилось более 70 человек. Уход педагогов, особенно среди года, тяжело переживали дети. Можно ли при такой текучке обеспечить качественное обучение?

На все обращения в департамент я получала примерно такой ответ: «Ничего не поделаешь, они же сами уходят».

Но я не сдалась, такой вот характер, и решила противостоять санкциям, преодолевая одну за другой. Всего их получилось 16. Возможно, кому-то это руководство окажется полезным.

1. Сокращение часов

До меня ушли педагоги, которым сократили нагрузку до 18 часов. Мне пытались сократить часы до с 26,5 до 23. Оказалось, что это изменение трудового договора в одностороннем порядке. И без согласования с работником этого делать нельзя. Но делали…

Летом я получила телеграмму от директора школы о том, что моя нагрузка составляет 23 часа. Юристы сказали мне, что никакой юридической роли данная телеграмма не играет. Если это ознакомление работника с изменением трудового договора в одностороннем порядке, то это незаконно.

2. Выселение из кабинета

Представьте, что опытный математик ходит по школе по разным кабинетам с 11 классами? Или перед 1 сентября выселяют из кабинетов двух учителей начальных классов с выпускными четвертыми классами.

Кстати, педагоги в школе считают, что с учителями сводили счеты, за то, что они не согласились учиться во вторую смену, а директор школы выселила их с благородной целью – освободить кабинеты для новых первоклассников.

Никакие жалобы не помогли.

Я учитель английского языка была «прикреплена» к маленькому кабинету вместе с еще двумя учителями. Поэтому приходилось ходить с выпускными классами 9 и 11 из кабинета в кабинет. Надо учесть и то, что в школе нет учительской.

3. Вторая смена

Наказанием директора школы является «бросить на вторую смену». Я выпустила одиннадцатые классы, мне вдруг дают 8-е классы на второй смене. И пытаются сделать разрыв между сменами. 8-е классы дают необоснованно, просто так, не соблюдая преемственность.

4. Публичная критика

Директор позволяет кричать на учителей и делать публичные замечания на общем совещании педагогов. Например, директору не понравилось, что в группе школы в вайбере «устраивают базар», который она контролирует, хоть и не является членом группы.

За одно мое сообщение в мессенджере вызвали на беседу, после чего я и оказалась под шквалом санкций к увольнению. Директору не понравилось мое утверждение, что вайбер не имеет отношения к школе, и я вполне отдаю себе отчет, что там пишу. А также, что технические устройства школа мне не выдавала.

И говорить грубости на совещании педагогов директору не к лицу.

5. Личная неприязнь

Директор мне лично сказала такую фразу, которую, друзья, я даже написать не могу. Но одна молодая учительница, которая уходила из школы, обратилась с жалобой о грубом обращении директора. И директора приглашали наверх…

6. Игнорирование профессиональных достижений

Девиз директора школы: «Вы – хуже всех!». Мне лично говорили это неоднократно. Однажды директор школы не заметила, как я провела городской семинар для учителей в школе по подготовке к ОГЭ. Не заметила более 30 учителей в школе… И сказала, что думала, что я провожу семинар по интернету.

7. Не подписывать документы на аттестацию

 По этой причине ушли большинство математиков из школы (всего ушли 13 учителей математики). Добрая фея сама математик и курирует аттестацию. На сегодня она является единственным математиком высшей категории.

Не подписывали документы на аттестацию и другим педагогам школы. Известно, что учитель может отправить документы на аттестацию сам. Однако, администрация говорила: «Мы на Вас собираем «пакет» и, если вы самовольно отправите документы, то мы его отправим в аттестационную комиссию». Пакет в данном случае – это некие антидостижения учителя.

Один из ушедших до меня учителей показал мне «пакет», где его обвиняли в плагиате и присвоении чужих достижений. Мало того, по словам учителя, ему согласились подписать документы по аттестации с маленьким условием, что он одновременно напишет заявление на увольнение. Он так и сделал.

Поскольку я подавала документы для аттестации на высшую категорию в четвертый раз, и успешно выпустила 9 и 11 классы, мне было интересно, какой «пакет» предоставят мне. Мой «пакет» составил 28 листов.

Где мне указали, что я предоставляю недостоверную и некачественную информацию. Что меня поразило, некоторые бумаги в этом «пакете» датированы датой, прошедшей два года назад.

Администрация задолго собирала антидостижения.

8. Выговоры за заполнение электронного журнала

Дело в том, что в электронном журнале много неурегулированных технических моментов, которые используются против учителя.

При этом электронный журнал проверяют с экрана, без присутствия и подписи о проверке учителя.

Сама завуч, которая проверяет электронный журнал и выносит педагогам щедро замечания, может спокойно исправлять любые оценки. Поэтому таких выговоров может быть сколько угодно и кому угодно.

9. Выговор за рабочие программы

Когда я листала документы, мое внимание привлек приказ о выговоре учителю за рабочие программы. Тому учителю, который был под санкциями до меня. Я подумала, что меня ждет та же участь. Выговор за рабочие программы в сентябре объявляли неугодному педагогу, который в мае не понял, что нужно уйти.

10. Материальное наказание

На основе выговора лишали выплат. Также понижали выплаты за эффективность в трудовом договоре.

11. Акты о прогулах

Для тех, кто не понял, что он должен уйти сам и как можно быстрее, были акты о прогулах. Делали так: немного сдвигали расписание звонков в этот день, возможно, на второй смене, и учитель не приходил на урок в положенное время. Он об этом и не знал. А потом «Либо пиши по собственному желанию-либо увольнение по статье за прогул».

12. Давление на психику

Я долго не могла найти подходящее название тому, что делала директор школы. И передача о том, как готовят разведчиков, мне в этом помогла. Этот метод назывался «давление на психику». Дело в том, что если на тебя составляют акт, это неприятно. Три человека ставят подписи, и создается угнетающая обстановка.

Первый акт на меня составили, когда я зашла в школу во время отпуска взять документы для аттестации. Мне предложили подписать приказ о том, что я должна ходить на консультации к Доброй фее во время отпуска. Я такой приказ подписывать отказалась, и на меня составили акт.

Это было летом, а в сентябре за мной каждый день ходили три человека и просили подписывать измененный трудовой договор в одностороннем порядке со стороны директора школы. Я отказывалась, потом ушла на больничный, потом снова за мной ходили, что говорится по пятам.

И когда второго учителя вынесли из школы на носилках и увезли в больницу, а мы дружили с этой учительницей, я решила уже подписать трудовой договор в конце сентября, пока меня также не вынесли на носилках.

13. Жалоба

Излюбленная санкция. Внезапно появляется жалоба от родителя или коллеги. В этом случае ничего не докажешь. Писали-то другие люди..

Допустим, чья-то мама написала жалобу. Но директор просит завуча провести работу и зачитать жалобу на заседании методического объединения учителей. Завуч добросовестно это делает и жалобу вносят в протокол заседания. А зачем? В «пакет» на аттестацию против учителя! И плюс давление на психику.

Были и другие случаи, когда директор школы собирала членов объединения и просила каждого высказаться, как плохо работает учитель.

14. Увольнение по статье

Два года назад директор уволила учителя из числа новых приезжих педагогов. Учитель оказался с проблемами. Это подтверждали ученики. Он совсем мало проработал в школе. Его уволили за прогул.

Второй учитель – это я. Во-первых, отказалась увольняться, потому что учила детей со 2 по 10 класс и хотела выпустить их в 11, а во-вторых, дело принципа.

Поскольку противостояние носило уже открытый характер и я написала ряд обращений в департамент, в которых сообщила о многочисленных санкциях в адрес педагогов, в том числе и шантаж к увольнению за прогул.

Так меня уволили за другое – якобы за неисполнение должностных обязанностей (выговор за рабочие программы, пункт 9 и выговор за электронный журнал, пункт 8).

15. Преследование учителя после увольнения

Учителя боялись говорить, куда они уходят, потому что директор школы звонит другим директорам и дает, мягко сказать, негативную характеристику. Друзья, вы думаете, что она говорит, что он плохо учит? Нет, вы даже не представляете, про учителя могут сказать, что она обворовала школу и вынесла какие-то пособия! Я даже боюсь представить, какую характеристику дали мне.

16. Мировое соглашение

Учитель физики подал в суд и заключил мировое соглашение, что он уволен по соглашению сторон.

Когда я оказалась в суде по восстановлению на работе, то меня склоняли и склонили заключить мировое соглашение. Даже адвокат. Мне показалось странным, что директор школы поблагодарила моего адвоката.

Потом я поняла, что директор школы уже заранее знала, что будет мировое соглашение. Также я поняла, что директор школы так и будет поступать с неугодными педагогами – увольнять их через мировое соглашение.

Потом я поплакала и отменила мировое соглашение. И буду идти до Верховного Суда.

Результат управления школой – более 70 уволившихся педагогов, двое уволены в одностороннем порядке. Двух педагогов из школы вынесли на носилках и госпитализировали в больницу на «Скорой помощи».

А дети? Из разговоров с чиновниками всех уровней я поняла, что дети – это некий планктон, который был, есть и будет.

А учителя? Сами уволились…

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/kak-vyzit-ucitela-iz-skoly-instrukcia-dla-direktora

Если начальник — тиран

Как педагогическому коллективу бороться с директором тираном?
Мы часто говорим о тирании со стороны начальства в тех случаях, когда сами, увы, в чём-то некомпетентны. Здесь срабатывает старый добрый принцип перекладывания ответственности: «Не могу же я сам быть во всём виноват?»

Я, конечно, не хочу сейчас никого обвинять и случаи, действительно, бывают разные.

Однако практика «Антирабства» показывает: фраза «мой начальник — тиран» часто звучит от тех, кто просто не понимает требований руководства или по разным причинам не может их выполнить.

Соответственно, на выходе у нас — раздражённый, злой «начальник-тиран», который просто неудовлетворён качеством вашей работы.

Обратите внимание: если тиранят только вас, а остальные говорят об Иван Ивановиче как об адекватном руководителе, это ваша ситуация: вы либо не справляетесь с тем, что от вас просят, либо просто коммуникационно не понимаете друг друга.

Как быть? Найдите человека, который давно и успешно работает под руководством вашего начальника и попросите у него обратную связь.

Простейшее: «Как ты думаешь, почему у нас с Иваном Ивановичем никак не получается нормально общаться? Что мне нужно улучшить?» Возьмите у старожилов несколько здравых советов о том, как грамотно коммуницировать с начальником, а если проблема в компетенции — либо пойдите и доучитесь до уровня своей позиции, либо перейдите на должность поменьше, где вы точно справитесь со своими задачами. Но всё это сработает только в том случае, если тиранят только вас.

1. Тиран контроля. Начальник, который до мелочи контролирует каждый этап вашей работы, требует бессмысленное и нереалистичное количество отчётов, бумаг, согласований, ещё каких-то мелочей. Это самый плохой вариант для тех специалистов, которые харизматичны сами по себе, ответственны и уже достаточно компетентны для того, чтобы взять на себя большую часть работы самостоятельно, без постоянной оглядки на руководство. И тут есть два варианта на выбор:

А. Вы сразу отстоите свои позиции.

 Придёте на честный, открытый разговор и договоритесь, что вот есть конкретные контрольные точки работы, на которых я буду отчитываться, а в остальном — вы наняли профессионала, так дайте ему выполнять свою работу.

По опыту «Антирабства» скажу, что вероятность договориться есть, но она не более 15–20%. «Тиран контроля» — это типаж людей, изменить его сложно. Начальник может с вами согласиться, а потом всё равно будет делать так, как привык.

Б. Вы просто сразу идёте и ищите другую работу с другим типом руководителя. Или ждёте на этом месте, пока ваше терпение достигнет точки кипения… И, да, тогда вы тоже пойдёте искать другую работу. Этот расклад в любом случае неминуем — супер-самостоятельный специалист и супер-контролирующий руководитель в одном проекте не уживутся никогда.

2. Психологический тиран. Этот тип живет за счёт того, что психологически давит и унижает своих подчинённых, всем своим поведением показывая, что он умнее, грамотнее, компетентнее.

Мы в «Антирабстве» советуем принимать эту ситуацию как ролевую игру и постепенно выдвигать такого начальника из зоны своего психологического комфорта.

В чём суть: вам постоянно говорят, что вы глупый, некомпетентный работник, и буквально всё сделали неправильно и вообще не знаете, как надо работать.

Даже если вы на 100% уверены, что это не так — не спорьте. Наоборот, соглашайтесь, но частично.

Наиболее верным будет отвечать: «Да, возможно, что в чём-то я не прав. Но зато вот здесь и вот здесь сделано хорошо». И подкрепляете всё неопровержимыми фактами.

Во-первых, это снизит давление на вас самих — вы будете видеть, что на самом деле справляетесь с работой и не воспринимать слова слишком близко к сердцу. Во-вторых, постепенно снизится напор со стороны начальника — положительные отзывы о вашей работе аккумулируются и их будет сложно игнорировать.

Важно понимать, что психологическая тирания никогда не уйдёт полностью, но значительно облегчится. С этим действительно можно работать, если вам по какой-то причине нужно остаться на этом месте или нет возможности сменить работу.

3. Эмоциональный тиран.

 Начальник, который кричит, некультурно выражается, а то и вовсе кидается вещами или, наоборот, устраивает бойкоты, молчит и игнорирует неделями. В общем, ведёт себя эмоционально неадекватно.

В этом случае просто надо понимать, что человек несчастен, возможно, комплексует или у него есть какие-то свои, глубоко личные проблемы. И вы не психотерапевт, чтобы лечить и решать его жизненные трудности.

«Бороться» с таким начальником можно только коллективно, чтобы весь отдел вставал на защиту каждого, кто сейчас попал под раздачу, понимая, что завтра под руку попадёт любой другой. Только последовательное коллективное противостояние может помочь в такой ситуации.

Если вам кажется, что ваш начальник — тиран, прежде чем принять какие-то меры, убедитесь, действительно ли это так. Если ответ «да», помните:

1. Никакую работу не выбирают на всю жизнь, её можно менять.

 Если чувствуете, что человек, под началом которого вы работаете, вам некомфортен и вы знаете, что такое его поведение — норма для компании, не стремитесь его улучшить! Это проблемы вашего начальника, они никак с вами не связаны и не вам их решать. Ищите место, где вам будет комфортно.

2. С тиранией нельзя смиряться, это ненормально. Лучшее, что можно сделать, — попытаться по чуть-чуть изменить ситуацию, и не в одиночку, а коллективно. Это и проще, и быстрее, и эффективнее — вы будете оказывать друг другу должную поддержку, и меньше шансов, что вас просто возьмут и уволят, как одинокого бунтаря.

3. Ни в коем случае нельзя принимать это всё на личный счёт. Ещё раз — дело не в вас. Если видите, что ваш начальник стал вести себя менее адекватно, лучше сигнализируйте об этом в HR-отдел. Не публично и в обход руководителя — пусть ему предложат отпуск или психологическую помощь. Так тоже бывает.

Никакая работа не вечна, и никакие деньги не стоят унижений и дискомфорта, связанных с тиранией. К сожалению, в ответ она распространяется не только на работу, но и на другие сферы вашей жизни. У нас в «Антирабстве» нет ни одной истории по типу «Я на работе терплю начальника-тирана, а домой прихожу, и всё становится хорошо».

Их просто не существует в природе. Всё психологическое воздействие вы приносите с работы домой, часто срываете его на детях, близких, что ухудшает качество жизни в целом. Ни один человек не может бесконечно переваривать в себе нездоровые рабочие отношения, поэтому подумайте, готовы ли вы это долго терпеть.

 А главное — надо ли?

Не забывайте, что если у вас есть вопросы, их можно совершенно бесплатно и, при желании, анонимно задать на форуме «Антирабства» — я отвечаю лично и в течение одних рабочих суток. А ещё подписывайтесь на наш канал вакансий в Телеграме — там мы публикуем лучшие предложения, отобранные вручную.

Успехов на работе и побольше адекватных начальников!

Источник: https://snob.ru/profile/26904/blog/129073

101Адвокат
Добавить комментарий