Как противостоять бездействию должностных лиц, при проведении проверки по уголовному делу?

В йошкар-оле идут коммунальные войны за управление новыми многоквартирными домами

Как противостоять бездействию должностных лиц, при проведении проверки по уголовному делу?

Скандал с интригами разгорается вокруг дома по ул. Зарубина, 44. Управляющая компания «Профессионал», которую возглавляет бывший претендент на депутатские мандаты и кресло Главы региона бизнесмен от ЖКХ Андрей Смышляев, пытается взять под свой контроль очередной многоквартирный дом.

Бизнес, связанный с управлением многоквартирными домами – преимущественно новостройками – дело прибыльное. Иначе не велась бы такая жесткая конкуренция между фирмами, претендующими на обслуживание таких домов.

Много ли управляющих компаний сражаются за лидерство в управлении старым жилфондом с изношенными коммуникациями, текущими крышами, отживающими свой срок лифтами, обшарпанными стенами? То-то и оно! И вот очередная междоусобица.

На этот раз «перехват управления» затеяло ООО УК «Профессионал». После его вторжения началось противостояние жильцов дома № 44 по ул. Зарубина, возмущенных действиями «Профессионала».

Технологии расширения бизнеса

Напомним о политических амбициях и бизнес-интересах руководителя УК «Профессионал» Андрея Смышляева, которые он озвучивал в период предвыборной кампании, когда еще возглавлял не рейтинговую партию. «Я планирую от партии «Гражданская платформа» стать Главой Республики Марий Эл.

Таким образом, при переходе домов в обслуживание в ООО «УК Профессионал», вы получите полную поддержку партии «Гражданская платформа» и меня, как избранного главу субъекта». На наш взгляд, в этом предвыборном лозунге четко просматривается политический ангажемент для крохотной аудитории и продвижение личных бизнес-интересов.

Под таким «знаменем» вряд ли завоюешь массовые симпатии электората и на белом коне въедешь в серый дом.

А что сегодня? Партию покинул, предвыборная дистанция многоуровневых избирательных кампаний оказалась непосильной.

Почему бы не заняться целенаправленным продвижением бизнеса? Тем более, именно Андрей Смышляев «драконил» руководительницу УК «Делетекс», которая впоследствии оказалась под уголовным преследованием, сложила депутатские полномочия в горсобрании и исчезла из региона.

Вроде бы, благое дело – разоблачать проштрафившуюся начальницу УК. Но после «Делетекса» дом по ул. Зарубина, 44 перешел в обслуживание ООО «Благоустройство-1». И ситуация нормализовалась.

Однако, с устранением конкурентки по бизнесу фирма Андрея Смышляева решила отвоевать управление домом у ООО «Благоустройство-1». Зря что ли копья ломались? Альтруизм и благие побуждения, думается, сказочка для доверчивых. Тем более, схемы действий «Профессионала», судя по по дкументам и свидетельствам, далеки от конкурсных процедур.

«Дворовый переворот» и борьба с иллюзиями

Жильцы дома № 44 по ул. Зарубина, обратившиеся в редакцию «Версии», считают агитационную деятельность «УК Профессионал» «агрессивной и некорректной», а происходящее – «захватом дома».

Вот строки из обращения: «Захват» домов происходит через какого-то материально заинтересованного собственника, который формирует «инициативную группу» из числа собственников. Им дается обещание в случае перехода дома освободить членов инициативной группы от квартплаты. Подобные случаи были предметом разбирательства Департамента Госжилнадзора РМЭ.

Информация там имеется. С целью сбора подписей собственников на очно-заочном ании используется критика властей, дезинформация, невыполнимые обещания. Многие собственники, не обладающие специальными знаниями и достоверной информацией, позитивно реагируют на подобные популистские заявления и голосуют за переход в другую управляющую компанию – УК «Профессионал».

Такое решение принимается не от того, что действующая компания работает плохо, а от того, что люди верят щедрым, нереализуемым обещаниям… В настоящее время эта УК уже имеет в своем управлении 23 многоквартирных дома, но продолжает процесс «захвата» новых домов». Интересная картина вырисовывается.

Что это за схемы? Что за бонусы инициативной группе? Возможно ли такое, чтобы кто-то не платил квартплату? В таком случае, в чьи платежки включат расходы, может, в квитки других владельцев? Неужели это действительно так? Тогда великий комбинатор отдыхает!

Жильцы, протестующие против фирмы Смышляева, задают вопросы: «У него тариф ниже? Нет! У него условия лучше? Нет! У него видеонаблюдение за счет тарифа? Нет! У него офис рядом? Нет!». И приходят к конкретным выводам: «Мы полагаем, группа заинтересованных лиц сознательно хочет всех в доме перессорить.

И реализовав принцип «разделяй и властвуй», забрать новый дом в управление и получать с него хороший доход».

Эти жильцы весьма скептично относятся к радужным перспективам и обещаниям инициаторов «дворового переворота» насчет переноса контейнерных площадок, расширения парковок и иным посулам: «Контейнерную, предусмотренную проектом дома, никто никуда переносить не даст! Ситуация с контейнерными площадками может быть решена в конструктивном взаимодействии с администрацией города, а не по волшебству, как нам обещают»… «Обещание легко решить проблему парковок за счет газонов и площадок – популизм чистой воды. У дома земли практически нет, о чем свидетельствует Публичная кадастровая карта. Вся дворовая территория, на которой обещают разместить парковки, расположена на землях города и дому по закону не принадлежит. Процедура есть, но она не быстрая и затратная, определена земельным и градостроительным законодательством. …Если земля будет передана собственникам дома, то на них полностью ляжет бремя содержания асфальта, площадок, газонов, благоустройства».

Кто ответит за безопасность?

Ну, а особая тревога у жильцов, не доверяющих УК «Профессионал», связана с вопросами дальнейшей безопасности многоквартирного дома.

«По имеющимся сведениям, после перехода домов под управление УК «Профессионал» расторгаются договоры на обслуживание лифтов с организациями, специализирующимися в этой сфере, имеющими необходимую ремонтную базу и запчасти, обученный персонал, диспетчерскую службу, репутацию. УК «Профессионал» ничего этого не имеет.

Но по данным ООО «Лифтовое хозяйство», только у него ушли с обслуживания более 40 лифтов. Пока лифты новые и находятся на гарантии, с ними меньше проблем.

Но постоянная эксплуатация без надлежащего обслуживания может привести к трагическим последствиям и гибели людей! Сэкономленные средства не идут на сокращения тарифа обслуживания дома. А остаются в распоряжении УК для увеличения собственной прибыли». И далее.

«Подобные проблемы по договорным взаимоотношениям имеются и у ООО «Газпромгазораспределение Йошкар-Ола», а также у служб, специализирующихся на проверке и обслуживании систем вентиляции, исправность которых в домах с газовыми котлами очень важна». Если жильцов этого дома, а, может, и других начинают серьезно беспокоить вопросы безопасности и экономии на ней, то не пора ли надзорным органам проверить эту коммунальную «оптимизацию» от УК «Профессионал»?

«Просим защитить собственников от УК «Профессионал»

Как бы не рекламировала себя УК «Профессионал», какой бы «коммунальной агиткой» не занималась, но решающее слово остается за владельцами недвижимости. И тут всплыла весьма мутная ситуация с проведением общего собрания. Вот строки из заявления в прокуратуру РМЭ от собственников квартир, выступающих против передачи дома в управление фирме Андрея Смышляева.

«Мы, собственники МКД № 44 по ул. Зарубина в г.

Йошкар-Оле, просим вмешаться и прекратить незаконный «рейдерский захват» в управление нашего дома УК «Профессионал» при содействии небольшой группы заинтересованных лиц… Мы понимаем, что этот «захват» происходит не в интересах собственников, а в коммерческих и политических интересах, с целью увеличения электоральной базы Смышляева А.А. к очередным выборам в органы власти.

Источник: https://ch.versia.ru/v-joshkar-ole-idut-kommunalnye-vojny-za-upravlenie-novymi-mnogokvartirnymi-domami

Как обжаловать действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа в порядке уголовно-процессуального законодательства

Как противостоять бездействию должностных лиц, при проведении проверки по уголовному делу?

Предоставление права на обжалование процессуальных действий и процессуальных решений, затрагивающих законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, или иных лиц, в той части, в которой проводимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы – это одна из форм конституционной защиты законных прав участников уголовного судопроизводства (статья 46 Конституции РФ).

Обжалование действий (бездействия) и решений следователя, руководителя следственного органа имеет цель не только обеспечить права и законные интересы физических и юридических лиц, но и способствовать обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства.

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие), решения следователя, руководителя следственного органа регулируется главой 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, ст.ст. 123-124 УПК РФ.

Как следует из положений ст.123 УПК, участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами могут быть обжалованы действия (бездействие), решения следователя, руководителя следственного органа, если производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

К участникам уголовного судопроизводства в соответствии с гл.

5 – 8 УПК РФ относятся: суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика. К иным участникам уголовного судопроизводства относятся: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

В соответствии со ст. 49 УПК РФ защиту прав и интересов участников уголовного судопроизводства в качестве защитников могут осуществлять адвокаты, их правомочия как защитника должны быть подтверждены удостоверением адвоката и ордером.

Понятия процессуального действия и процессуального решения приведены в п.п. 32, 33 ст. 5 УПК РФ.

Процессуальные действия и процессуальные решения взаимосвязаны и четкого их разграничения на действия и решения уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено, в связи с чем, все действия следователя, оформляемые процессуально (в соответствии с требованием УПК РФ) могут быть предметом обжалования в порядке ст. 124 УПК РФ.

В частности в соответствии со ст. 124 УПК РФ могут быть обжалованы решения об отказе в приеме сообщения о преступлении (ч.5 ст.144 УПК РФ), о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 145, ч.5 ст.

148 УПК РФ), о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) вышеназванных должностных лиц, в том числе те, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию (ч. 1. ст.125 УПК РФ).

Так, ч. 4 ст.

148 УПК РФ предусматривает процессуальную обязанность направить заявителям копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения и разъяснить ему право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Поскольку эти действия прямо предусмотрены УПК РФ, они являются процессуальными в соответствии с п.32 ст.5 УПК РФ и могут быть обжалованы на основании ст.124 УПК РФ.

Таким образом, обращения граждан о бездействии должностных лиц следственных органов, связанном с нарушением либо невыполнением ими требований УПК РФ о рассмотрении жалоб в установленные сроки, о направлении копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.4. ст.

148 УПК РФ), о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу (ч.1. ст.209 УПК РФ) и копий иных процессуальных решений, которые в обязательном порядке подлежат направлению участникам уголовного судопроизводства, рассматриваются по правилам, предусмотренным ст.

124 УПК РФ.

К действиям (бездействию), которые могут быть обжалованы в порядке ст. 124 УПК РФ, необходимо относить следующие процессуальные действия:

– в рамках материала процессуальной проверки – осмотр места происшествия, получение объяснений, назначение исследований, проведение ревизий, документальных проверок и др;

– в рамках расследования уголовного дела – допрос, предъявление обвинения, обыск, выемка, привод, избрание меры пресечения, наложение ареста на имущество, признание лица потерпевшим и др.

Следует отличать жалобы (просьбы участника процесса устранить нарушения закона), подлежащие рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ и ходатайства по уголовным делам.

Ходатайство – это обращение участника процесса с просьбой совершить процессуальное действия или принять процессуальное решение для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, его заявившего, либо представляемого им лица.

Ходатайства заявляются лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, и рассматриваются в порядке ст. ст. 119-122 УПК РФ. Срок рассмотрения ходатайства составляет 3 суток со дня его заявления. Днем заявления ходатайства считать дату его регистрации.

По результатам рассмотрения следователем выносится постановление об удовлетворении ходатайства, либо о полном или частичном отказе. После рассмотрения оригинал ходатайства приобщается к материалам уголовного дела, а копия ходатайства и ответа на него – в контрольное производство по уголовному делу.

Статистическая карточка, заполненная по результатам рассмотрения ходатайства, передается должностному лицу, ответственному за ведение статистического учета и формирование контрольного производства.

Правом рассмотрения жалоб в порядке ст.

124 УПК РФ обладают: руководитель (заместители руководителя) следственного управления, руководитель (заместитель руководителя) отдела процессуального контроля, руководитель (заместители руководителя) отдела по расследованию особо важных дел, руководитель (заместители руководителя) следственных отделов.

По поручению указанных руководителей подготовка материалов для рассмотрения и составления проектов процессуальных документов может быть поручена подчиненным сотрудникам (инспекторам отдела процессуального контроля и следователям). Рассмотрение жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ на действия (бездействие) следователей самими следователями не допускается.

В процессе рассмотрения жалобы в порядке ст. 124 УПК РФ, при наличии необходимости, изучаются материалы проверок, уголовные дела, берутся объяснения и т.д.

Срок рассмотрения жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ – 3 суток, со дня их поступления. Днем поступления жалобы считается день ее регистрации с присвоением номера документу по Книге учета входящей корреспонденции следственного органа.

В случае необходимости истребовать дополнительные материалы для разрешения, допускается рассмотрение жалобы в течение 10 суток.

Решение о продлении срока проверки по жалобе принимается руководителем соответствующего подразделения следственного органа по ходатайству должностного лица, рассматривающего жалобу либо самостоятельно. Срок рассмотрения жалобы, в соответствии со ст.

128 УПК РФ, истекает в 24 часа последних суток. Если окончание срока приходится на не рабочий день, то последним днем срока считается первый, следующий за ним, рабочий день.

По результатам рассмотрения жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ исполнитель принимает одно из следующих решений, которое заноситься в статистическую карточку на обращение:

«удовлетворено» – приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

«отклонено» – требования заявителя признаны необоснованными или незаконными.

Каждое из указанных процессуальных решений оформляется в виде постановления, которое должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Перечень названий постановлений, выносимых по результатам рассмотрения жалобы, закреплен в законе (ст. 124 УПК РФ) и не может быть расширен произвольно.

В постановлении, выносимом по результатам рассмотрения жалобы, должно быть приведено краткое содержание жалобы, конкретные основания для ее удовлетворения, либо отказа в удовлетворении, а также процессуальное решение, принятое в результате рассмотрения жалобы.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы и дальнейшем порядке его обжалования (вышестоящему руководителю следственного органа, в суд в порядке, установленном ст.ст. 124-125 УПК РФ, с указанием адреса их местонахождения).

К ответу по жалобе необходимо прилагать копию соответствующего постановления.

Последующие жалобы на решения, вынесенные руководителем следственного органа в порядке ст. 124 УПК РФ рассматриваются руководителем вышестоящего следственного органа.

При этом вышестоящему руководителю следственного органа представляются необходимые для рассмотрения жалобы материалы, уголовные дела, а также, заключение руководителя нижестоящего следственного органа об обоснованности доводов заявителя.

Источник: https://murmansk.sledcom.ru/references/Poryadok-obrashheniya-grazhdan-v-sledstv/Kak-obzhalovat-dejstviya-bezdejstvie-i-r

Порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование в порядке уголовного судопроизводства

Как противостоять бездействию должностных лиц, при проведении проверки по уголовному делу?

Право обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц в досудебном производстве как гарантия судебной защиты прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве установлено статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование регламентирован главой 16 УПК РФ.

Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование может быть осуществлено путем подачи жалобы руководителю следственного органа и прокурору (ст.

124 УПК РФ), а также путем подачи жалобы в районный (городской, гарнизонный военный) суд по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело либо материалы доследственной проверки.

По смыслу статей 123 и 125 УПК РФ жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченный заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом.

Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы.

Ими могут быть, например, поручитель статьи 103УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (часть 1 статьи 105 УПК РФ), залогодатель (статья 106УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (часть 5 статьи 148УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки.

Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемых КонституциейРоссийской Федерации прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица, как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.

Предметом обжалования в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ, помимо постановлений дознавателя, следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела могут быть иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.

К иным решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, следует относить, например, постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о производстве выплат или возврате имущества реабилитированному, об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя,  об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда, а также нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства.

Кроме того исходя из положений части 1 статьи 125УПК РФ и части 3 статьи 5Федерального закона от 12 августа 1995 г.

N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” могут быть также обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и другие.

В порядке статьи 125 УПК РФ может быть обжаловано решение прокурора об отказе в возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, о применении меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу лица для обеспечения его возможной выдачи по запросу иностранного государства, принятое на основании судебного решения этого государства о заключении его под стражу (часть 2 статьи 466 УПК РФ).

Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья (статья 125 УПК РФ).

Вместе с тем не подлежат обжалованию в порядке статьи 125УПК РФ решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора). Не подлежат рассмотрению судом жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные решения.

Также не подлежат обжалованию в порядке статьи 125УПК РФ решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков, поскольку эти полномочия являются исключительной прерогативой прокурора, а суд не может взять на себя несвойственную функцию уголовного преследования.

В соответствии со ст. 124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

В случае удовлетворения жалобы, поданной на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Жалоба в суд может быть подана непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы рассматриваются судом в открытом либо закрытом судебном заседании в зависимости от характера уголовного дела, в рамках которого подана жалоба.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

 При проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.

Источник: http://prokkchr.ru/prokuror-raziasniaet/poriadok-obzhalovaniia-deistvii-bezdeistvii-dolzhnostnyh-lits-osushchestvliaiushchih-ugolovnoe-presledovanie-v-poriadke-ugolovnogo-sudoproizvodstva

Памятки и рекомендации

Как противостоять бездействию должностных лиц, при проведении проверки по уголовному делу?

ПАМЯТКА

о порядке действий при обнаружении подозрительного предмета,

который может оказаться взрывным устройством

Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета:

– Категорически запрещается трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом.

– Не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета.

– Необходимо немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в полицию или иные компетентные органы по телефонам:

• 8 (499) 194-11-85 – телефон дежурной части УВД по СЗАО ГУ МВД России по г.Москве.

• 8 (495) 491-07-10 – телефон дежурной части отдела по СЗАО УФСБ России по г.Москве и Московской области.

https://www.youtube.com/watch?v=oqkuEpuScsU

В общественном транспорте:

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте:

1. Опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить.

2. Если её хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.

В подъезде жилого дома:

Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома:

1. Спросите у соседей. Возможно, он принадлежит им.

2. Если владелец предмета не установлен – немедленно сообщите о находке в компетентные органы.

В учреждении:

Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, организации:

1. Немедленно сообщите о находке администрации или охране учреждения.

2. Зафиксируйте время и место обнаружения неизвестного предмета.

3. Предпримите меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше от подозрительного предмета и опасной зоны.

4. Дождитесь прибытия представителей компетентных органов, укажите место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.

5. Не паникуйте. О возможной угрозе взрыва сообщите только тем, кому необходимо знать о случившемся.

Также необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. На наличие взрывного устройства, других опасных предметов могут указывать следующие признаки:

Признаки взрывного устройства:

– Присутствие проводов, небольших антенн, изоленты, шпагата, веревки, скотча в пакете, либо торчащие из пакета.

– Шум из обнаруженных подозрительных предметов (пакетов, сумок и др.). Это может быть тиканье часов, щелчки и т.п.

– Наличие на найденном подозрительном предмете элементов питания (батареек).

– Растяжки из проволоки, веревок, шпагата, лески;

– Необычное размещение предмета;

– Наличие предмета, несвойственного для данной местности;

– Специфический запах, несвойственный для данной местности.

Вниманию жителей Северо-Западного административного округа!

Телефон Управления внутренних дел – (499) 194-11-85, 194-11-25;

телефон Отдела ФСБ – (495) 491-07-10;

телефон Управления по СЗАО ГУ МЧС России Москве – (495) 496-21-10

Захват заложника ради выкупа. Что делать?

Меры предосторожности в ситуации захвата террористами граждан в заложники

Телефонный терроризм

Терроризм. Как распознать опасность?

Терроризм: как не стать жертвой

В последнее время в руках террористов появилось опасное оружие – жертвенный терроризм с использованием террористов-смертников.

Участие в диверсионно-террористической борьбе смертников призвано нанести не только максимальный ущерб с большим количеством жертв, но и создать атмосферу паники, посеять неуверенность в способности государства обеспечить безопасность своих граждан.

Способы проведения террористических актов носят крайне жестокий характер, они совершаются в местах массового скопления людей с применением закрепленных на теле взрывных устройств и начиненных взрывчаткой автомашин.

Первостепенная задача террориста-смертника – раствориться в массе людей и не привлекать к себе внимания. Московские события показывают, что на территории РФ в качестве смертников-исполнителей террористических актов их организаторами используются, как правило, женщины.

При совершении теракта смертницы одеваются в одежду, характерную для данной местности. Тем не менее, в их одежде, поведении присутствует ряд характерных признаков.

Женщины имеют головной убор, при этом возможен не только традиционный глухой платок, но и легкие газовые косынки, бейсболки. В летнее время одежда террористки-смертницы не соответствует погоде: просторная, предназначенная для сокрытия на теле взрывного устройства.

Характерными признаками террористов-смертников являются:

• неадекватное поведение;

• неестественная бледность;

• некоторая заторможенность реакций и движений, вызванные возможной передозировкой транквилизаторов или наркотических веществ;

• желание уклониться от камер видеонаблюдения (попытка опустить голову, отвернуться, прикрыть лицо рукой или платком, спрятаться за более высокого человека).

Террорист, как правило, имеет при себе мобильный телефон для связи с руководителем в случае возникновения трудностей.

Поскольку террористы, как правило, не являются жителями столицы, их характерными признаками является неуверенное ориентирование на местности, неуверенное владение мобильным телефоном, отсутствие навыков пользования карточками для проезда в метрополитене и наземном транспорте.

Национальность исполнителя-смертника для организаторов террористических акций принципиальной роли не играет. Между тем анализ последних проявлений жертвенного терроризма на территории России показывает стремление использовать представителей отдаленных сельских поселений южных регионов страны.

Будьте осторожны! Если смертник почувствует внимание окружающих, он может привести взрывное устройство в действие незамедлительно. Поэтому, чтобы обезопасить себя и окружающих, старайтесь соблюдать спокойствие и, не привлекая внимания подозрительного вам человека, сообщить о нем в административные или правоохранительные органы либо в службы безопасности.

КАК ПОМОЧЬ ВЛАСТЯМ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Террористы стараются быть незаметными и неуязвимыми для силовых структур и пытаются спрятаться среди обычных граждан. В этом они видят свою силу. Они стараются обходить ловушки, расставленные спецслужбами, незаметно просачиваясь к своим жертвам. И действительно, работа силовых структур существенно снижает риск терактов, но не устраняет его.

В этом могут помочь только сами граждане, проявив разумную бдительность. Так ли Мы беззащитны против террористов?

Деятельность террористов не всегда бросается в глаза, но все же существуют признаки подготовки террористического акта. При выявлении таких признаков постарайтесь как можно быстрее сообщить о полученных фактах в ближайшее отделение полиции или ФСБ.

1. КАК ВЫЯВИТЬ ТЕРРОРИСТОВ?

Признаки подготовки теракта

Следует обращать особое внимание на использование арендуемых офисных и жилых помещений (в том числе подвалов).

Перемещение и складирование в них предметов, которые, как вам кажется, не должны находиться в этом месте в это время, должны вызывать обоснованные подозрения (например, хранение больших партий мешков с сыпучими веществами).

Террористы и их пособники обычно стараются осуществлять подобные действия в вечернее и ночное время суток.

Помните, что внешний вид предмета может скрывать его истинное назначение. Террористы маскируют самодельные взрывные устройства под обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки и даже детские игрушки.

Внимание! Не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов. Ваша задача — незамедлительно сообщить о своих подозрениях сотрудникам полиции или спецслужб.

Предварительное изучение объекта теракта

Организаторы террористических акций всегда предварительно изучают место совершения будущего теракта, для чего проводят видео- и фотосъемку, составляют схемы объекта и путей подхода к нему, пытаются получить данные о системе безопасности объекта, в том числе и через сотрудников охраны.

Автомобили с террористами никогда не останавливаются радом с местом проведения теракта. В присутствии таксиста (водителя автотранспорта) они стараются не разговаривать, обходиться общими фразами исключительно на родном языке.

Во время проживания на квартирах террористы практически не выходят из помещения (им запрещено общаться с соседями, даже при инициативе последних).

Совершение терактов с использованием автомобилей

Поиск и приобретение автомобилей осуществляется, как правило, через газету или сайт частных объявлений.

При этом отбираются автомобили отечественного производства непрестижных моделей, как правило, стоимостью не более 400-500 долларов США. Внешний вид, внутреннее содержание салона, резина не оцениваются.

Единственное требование при покупке – чтобы машина была на ходу. Купля-продажа оформляется не на конкретное лицо, доверенность не оформляется, нотариально не заверяется.

После приобретения вносятся конструктивные изменения. В первую очередь происходит замена штатного бензобака на бензобак, приспособленный для закладки взрывчатки и установки таймера (электронные часы) и электродетонатора. Работа по сверлению и установке бензобака проводится в небольших частных автомастерских на базе стояночных комплексов.

Парковка автомобилей осуществляется, в основном, в вечернее время. Автомобили паркуются в непосредственной близости от объекта теракта. Основным признаком может служить тот факт, что они находятся в таких местах в течение длительного времени.

В случае появления у вас обоснованных подозрений, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.

Не пытайтесь их задержать самостоятельно – вы можете пострадать.

Не бойтесь проявлять бдительность, будьте настойчивы, при необходимости привлекайте своих близких и знакомых, соседей.

2. НЕМЕДЛЕННО СООБЩАЙТЕ О ТРЕВОЖНЫХ ФАКТАХ

Совершают ошибку те, кто из-за недоверия к силовым структурам не сообщает вовремя важную информацию. Обычный человек не всегда способен правильно её оценить и проанализировать.

Хотя работа правоохранительных органов сегодня оставляет желать лучшего, они обязательно придут вам на помощь в критической ситуации.

Для страховки обязательно, не дожидаясь действий, повторите сигнал по другому каналу.

Делайте это незаметно для террористов и их замаскированных пособников, незаметно наблюдающих за обстановкой.

Убедитесь, что необходимые меры приняты, спокойно предупредите других граждан, если они подвергаются опасности.

3. ПОСТАРАЙТЕСЬ ИЗБЕЖАТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАНИКИ

Возникновение паники может помешать властям предотвратить теракт или уменьшить его последствия, тем самым поспособствовать террористам. Паника может спровоцировать террористов и ускорить теракт, неожиданно расстроив их планы.

Необходимо спокойствие, спокойная форма сообщения и индивидуальный разговор. Панику вызывает одновременное массовое «стадное» действие под влиянием испуга или эмоций, эмоциональное обращение сразу к большому количеству людей.

Спокойно объясните ситуацию и выведите их из опасного места. Попросите это сделать с другими.

ВНИМАНИЕ! НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПРЕДПРИНИМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ЛИЦ ИЛИ ПРЕДМЕТОВ. ВАША ЗАДАЧА – НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО СООБЩИТЬ О СВОИХ ПОДОЗРЕНИЯХ СОТРУДНИКАМ ПОЛИЦИИ ИЛИ СПЕЦСЛУЖБ.

Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в территориальные органы ФСБ или МВД по месту жительства, либо по телефону доверия или на адрес электронной почты ФСБ России.

Телефон доверия ФСБ: 914-22-22

Электронная почта ФСБ: fsb@fsb.ru

Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта

Цель данных рекомендаций – помочь гражданам правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить создание условий, способствующих расследованию преступлений. Любой человек должен точно представлять свое поведение и действия в экстремальных ситуациях, психологически быть готовым к самозащите.

Общие рекомендации:

· обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов;

· никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра;

· у семьи должен план действий в чрезвычайных обстоятельствах, у всех членов семьи должны быть номера телефонов, адреса электронной почты.

· необходимо назначить место встречи, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации;

· в случае эвакуации, возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы;

· всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения;

· в доме надо укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить домофон, освободить лестничные клетки и коридоры от загромождающих предметов;

· организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, наблюдая, все ли в порядке, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку мешков и ящиков;

· если произошел взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом;

· старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.

Источник: https://severnoe-tushino.mos.ru/countering-terrorism/reminders-and-recommendations/

Кс пояснил порядок повторных отказов в возбуждении уголовного дела по одному сообщению о преступлении

Как противостоять бездействию должностных лиц, при проведении проверки по уголовному делу?

12 марта Конституционный Суд РФ вынес Определение № 578-О по жалобе гражданина, оспаривающего конституционность ч. 1, 6, 7 ст. 148 УПК РФ, касающихся порядка вынесения отказа в возбуждении уголовного дела.

В январе 2015 г. адвокат гражданина Олега Суслова обратился в районный отдел МВД России г. Москвы с заявлением о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. В обоснование своих требований защитник утверждал о совершении в отношении доверителя мошеннических действий, причинивших ему ущерб в особо крупном размере.

Сначала правоохранительный орган отказался возбуждать уголовное дело, однако впоследствии прокурор распорядился провести дополнительную проверку материалов. В дальнейшем неоднократные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменялись руководителем следственного органа и прокурором.

Указанное обстоятельство также вынудило прокуратуру направить в адрес вышестоящего следственного органа представление о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона при проведении доследственной проверки, и об усилении контроля за работой подчиненных.

В июле 2018 г.

Лефортовский районный суд столицы отказался признавать незаконным очередное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на отмену спорного решения прокуратурой, но признал незаконным бездействие должностных лиц ОВД при рассмотрении соответствующего заявления о преступлении, которое длилось более трех с половиной лет.

В связи с этим суд обязал руководителя следственного органа устранить допущенные нарушения. Тем не менее осенью 2018 г. следователь в очередной раз отказался возбуждать уголовное дело, а его постановления были опять отменены прокурором как незаконные и необоснованные. В итоге уголовное дело возбуждено лишь 10 декабря 2018 г.

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ Олег Суслов утверждал о том, что оспариваемые им нормы на практике позволяют руководителю следственного органа, следователю, органу дознания или дознавателю многократно (вплоть до истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности) отказывать в возбуждении уголовного дела без проведения дополнительных проверок, несмотря на признание незаконными ранее вынесенных ими решений об отказе в возбуждении дела. По мнению заявителя, спорные нормы нарушают права потерпевшего, лишают его судебной защиты и незаконно освобождают от уголовной ответственности виновных лиц.

Изучив материалы жалобы Конституционный Суд РФ отказался принимать ее к рассмотрению.

КС напомнил ряд собственных правовых позиций, согласно которым проверка сообщения о преступлении и возбуждение уголовного дела представляют собой начальную, самостоятельную стадию уголовного процесса, в ходе которой устанавливается наличие или отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

На этом этапе определяются обстоятельства, исключающие возбуждение дела, дается юридическая квалификация содеянного, принимаются меры по предотвращению или пресечению преступления, закреплению его следов, обеспечению последующего расследования и рассмотрения дела.

Суд подчеркнул, что отказ в возбуждении уголовного дела должен базироваться на достоверных сведениях, которые могут быть проверены в установленном порядке.

КС также подтвердил обоснованность возможности отмены прокурором и руководителем следственного органа постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки.

С учетом того что необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела ограничивает право на доступ к правосудию, ст. 125 УПК РФ прямо относит постановление об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела к решениям, подлежащим оспариванию в судах.

В связи с этим суды также вправе рассматривать в пределах собственной компетенции жалобы о неэффективности проверки сообщения о преступлении и расследования, если последняя вытекает из ненадлежащих действий (бездействия) и решений соответствующих должностных лиц.

В этих случаях суд обязан проверить, учел ли орган предварительного следствия все обстоятельства, включая указанные в жалобе, которые могли существенно повлиять на его выводы, а также исследовал ли он эти обстоятельства вообще.

Следовательно, у суда есть полномочие по указанию на конкретные допущенные нарушения и обязанность их устранения.

В то же время КС отметил, что текущее уголовно-процессуальное законодательство не регламентирует максимальное число отмен решения об отказе в возбуждении уголовного дела и не предусматривает предельный срок дополнительных проверок, проводимых в связи с такой отменой. Соответственно, возможен неоднократный отказ в возбуждении уголовного дела по одному и тому же сообщению о преступлении, даже если ранее прокурор или суд выявляли неправомерность аналогичных решений.

Также Суд пояснил, что органы предварительного следствия не должны повторно отказывать в возбуждении уголовного дела на основе тех же фактических обстоятельств, с опорой на те же материалы проверки сообщения о преступлении.

После устранения выявленных нарушений им надлежит вновь оценить как фактическую, так и правовую сторону дела и принять новое процессуальное решение, которое должно быть законным, обоснованным и мотивированным.

«Иное свидетельствовало бы о невыполнении или ненадлежащем выполнении органами уголовного преследования своей процессуальной обязанности по проверке сообщения о преступлении, вело бы к утрате следов преступления, к снижению эффективности или даже к невозможности проведения следственных действий по собиранию доказательств, лишало бы заинтересованных лиц, которым запрещенным уголовным законом деянием причинен физический, имущественный или моральный вред, не только права на судопроизводство в разумный срок, но и права на эффективную судебную защиту», – отмечено в определении.

В комментарии «АГ» старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов поддержал выводы КС: «Суд совершенно верно указал, что после отмены прокурором решения об отказе в возбуждении уголовного дела, признания его незаконным со стороны суда дознаватель (следователь) не должен повторно отказывать в возбуждении уголовного дела на основе тех же фактических обстоятельств, с опорой на те же самые материалы».

По мнению эксперта, Суд также справедливо указал, что у прокурора должны быть полномочия по отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела.

«Вместе с тем основная проблема кроется в отсутствии у прокурора в настоящее время полномочий по возбуждению, прекращению уголовных дел, которыми он, безусловно, должен обладать как лицо, осуществляющее уголовное преследование от имени государства», – пояснил адвокат.

Он с сожалением отметил, что такие полномочия были ранее изъяты у прокурора, «и в настоящее время мы пожинаем негативные плоды, о чем свидетельствует комментируемая ситуация».

Андрей Гривцов считает, что вряд ли комментируемый судебный акт изменит во многом формальный подход следствия к многократному вынесению постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел без надлежащего проведения проверок: «Изменить порочную практику сможет лишь расширение процессуальных полномочий прокурора, которое находится в компетенции законодателя, а не Конституционного Суда РФ».

По мнению руководителя уголовной практики АБ «КРП» Михаила Кириенко, в исследуемом судебном акте Конституционный Суд РФ задает правильный и необходимый вектор для развития правоприменительной практики и совершенствования уголовно-процессуального законодательства.

Тем не менее вряд ли судебный акт окажет кардинальное влияние на правоприменительную практику, однако последовательная реализация позиции Конституционного Суда через институты судебного и прокурорского надзора может улучшить ситуацию с защитой прав потерпевших на своевременное и справедливое разбирательство.

Татьяна Москалькова вновь предложила отказаться от стадии возбуждения уголовного делаВ качестве альтернативы омбудсмен предлагает подробно прописать права заявителя в стадии возбуждения уголовного дела, включая право на бесплатную юридическую помощь

«Не вдаваясь в оценку определения КС, отмечу, что даже при таком негативном правотворчестве орган конституционного правосудия создал базу для более эффективного обжалования шаблонных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, когда заявитель попадает в “карусель” одинаковых процессуальных решений, не получая адекватного ответа и оценки доводов своего заявления о совершении преступления. Мотивы рассматриваемого определения – закономерный виток развития вопроса оценки разумности сроков в уголовном судопроизводстве», – пояснил эксперт.

Напомним, ранее «АГ» писала об инициативе Татьяны Москальковой, которая отметила необходимость отказа от стадии возбуждения уголовного дела.

В качестве альтернативы омбудсмен предлагала подробно прописать права заявителя в стадии возбуждения уголовного дела, включая право на бесплатную юридическую помощь.

Свою позицию Уполномоченный по правам человека обосновала тем, что в ее аппарат поступает большое количество жалоб на незаконные отказы в возбуждении уголовных дел.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-poyasnil-poryadok-povtornykh-otkazov-v-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela-po-odnomu-soobshcheniyu-o-prestuplenii/

101Адвокат
Добавить комментарий