Как сохранить рабочее место, отказавшись от необоснованного увеличения нагрузки?

Трудовой Кодекс – ТК РФ – Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Как сохранить рабочее место, отказавшись от необоснованного увеличения нагрузки?

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу.Не проводится конкурс на замещение:должностей декана факультета и заведующего кафедрой;должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 настоящего Кодекса.При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (часть вторая статьи 81 настоящего Кодекса). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений.В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет.С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, – типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (часть седьмая статьи 332 настоящего Кодекса).

trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_tk_rf_-_glava_52.html

17.08.2019 – Борис Широков

Источник: https://trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_tk_rf_-_glava_52.html

Проблемные места ТК РФ — рабочее место и место работы

Как сохранить рабочее место, отказавшись от необоснованного увеличения нагрузки?

(Архипов В. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРОБЛЕМНЫЕ МЕСТА ТК РФ — РАБОЧЕЕ МЕСТО И МЕСТО РАБОТЫ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 19 сентября 2011 года

В. В. АРХИПОВ

Архипов Владимир Васильевич, канд. юрид. наук, практикующий юрист.

Нерешенные законодателем задачи выявило применение в трудовых спорах правовой характеристики рабочего места, значение которого как термина находится в ст. 209 «Основные понятия» раздела «Охрана труда» ТК РФ.

Его специфическое смысл для данного раздела ТК РФ не позволяет его применить, например, при трудоустройстве на работу, если стороны решили указать рабочее место как условие трудового договора (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).

В иных институтах трудового права появляется возможность понимать его суть как место для эксплуатации трудящегося, которое произвольно определяется работодателем (без учета мнения работника) в период действия трудового договора.

Ни в одной статье ТК РФ нет правового механизма, а с ним и способа определения физического рабочего места как конкретной части территории работодателя, то есть нет его правовой характеристики. ——————————— Место — пространство, которое занято кем-чем-нибудь, на котором что-нибудь происходит или находится. Рабочее место — пространство, где трудящимся производится работа // Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Институт русского языка РАН. М.: Язъ Ltd, 1992. С. 360.

Определение, данное фразе «рабочее место» в ч. 6 ст. 209 ТК РФ, не содержит юридически значимых элементов ни типового рабочего места, ни иного, по которым одно рабочее место можно было отграничить от другого или от понятия «место работы». В ст.

209 ТК РФ речь ведется об абстрактных рабочих местах в целях указания работодателю, что все созданные им места для индивидуальной или бригадной трудовой деятельности должны прямо или косвенно находится под его контролем и подлежать аттестации на их безопасность для здоровья работника.

Следовательно, из трудового договора, не содержащего сведения о конкретном рабочем месте, не ясно, на каком надлежащим образом оборудованном рабочем месте, с которым ознакомили гражданина до подписания соглашения о его найме, он был готов выполнять свою трудовую функцию при трудоустройстве на работу.

Поэтому отношение гражданина, претендующего на вакансию, например менеджера по персоналу, не может быть безразличным к состоянию оснащенности рабочего места, на котором ему придется работать. Таким образом, применение содержания ч. 6 ст.

209 ТК РФ к фактическим обстоятельствам, присущим иным видам трудовых правоотношений, чем отношения по охране труда, придает термину «рабочее место» иной смысл, чем тот, который присущ ему исторически . Причем судьи всех уровней судов общей юрисдикции как-то избирательно, вопреки предписаниям ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, не учитывают, что ч. 6 ст.

209 ТК РФ касается определенного вида трудовых отношений. Применение в отдельных случаях видовой нормы к иным правоотношениям, чем она признана регулировать (примеры приведены ниже), и неприменение в других являются фактами свободы судейского усмотрения.

Судьи как бы ни замечают юридическую природу правового и социального института охраны труда как деятельности, связанной в первую очередь с предупреждением и реагированием на страховые случаи, социальную защиту пострадавших работников.

Поэтому видовая характеристика понятия «рабочее место» как по месту ее расположения в разделе «Охрана труда», так и по содержанию не может претендовать на его родовое определение, пригодное для всех институтов трудового права. ——————————— Рабочее место — это пространственная зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой один или несколько работников выполняют одну и ту же работу или операцию // ГОСТ 19605-74 «Государственный стандарт Союза ССР. Организация труда. Основные понятия. Термины и определения», утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 20.03.1974 N 636.

Иными словами, критерии, характеризующие значение понятия «рабочее место» в ч. 6 ст. 209 ТК РФ, не обеспечивают его однозначного отличия от понятия «место работы». Это происходит потому, что последнему в ТК РФ не дано легального определения его отраслевого значения.

Тем не менее в обиходе фраза «место работы» имеет устойчивый практический смысл — организация, расположенная в определенном населенном пункте, а также ее обособленные подразделения, где существуют различные рабочие места.

Переходя к комплексному анализу создавшегося положения с трудностями юридического отличия места работы от рабочего места и обнаруженных в ТК РФ правовых коллизий между его нормами, сначала убедимся в следующем. В ст.

57 ТК РФ присутствуют связанные с данными понятиями иные близкие к ним по сути понятия, которые следует учитывать как существенные в трудовых отношениях. Но только одно из них — рабочее место — получило в ТК РФ статус специального словосочетания, которое является узко применимым термином, имеющим ограниченное внутриотраслевое значение и сферу применения.

Итак, из ч. 2 и 4 ст. 57 ТК РФ следует, что в них законодатель отразил общие для всех видов правоотношений самостоятельные понятия, указав об их обязательном или дополнительном отражении в трудовом договоре.

Однако он не удосужился снабдить их конкретными правовыми определениями, не введя их как термины в раздел первый «Общие положения» ТК РФ, создав для этого специальную статью «Основные понятия».

Такая необходимая для правоприменения статья, содержащая раскрытие значений, применяемых в Кодексе специальных понятий, сделала бы их терминами общими для всех институтов трудового права. Это упущение не позволяет самостоятельно уяснить их правильное значение из текста ст. 57 ТК РФ, прежде всего, работниками кадровых служб организаций, не имеющими, как правило, юридического образования . ——————————— Такой вывод сделан из многолетней практики преподавания в различных вузах Москвы учебных дисциплин «Кадровый менеджмент» и «Менеджер по персоналу» на курсах повышения квалификации работников кадровых служб коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Напомним, что с позиции правил толкования права, с целью уяснения и разъяснения значений отдельных норм или в целом нормативно-правовых актов, только достижение их единообразного понимания и применения ведет к единству законности.

При отсутствии однозначности норм интерпретатор, применяя статический подход к толкованию, стремится сохранить стабильность права, а применяющий динамический подход — приблизить его к реальной жизни, то есть оба они действуют в избранном ими удобном направлении.

Этому всемерно способствует ряд существующих в ТК РФ понятий, не имеющих отраслевых легальных дефиниций, определяющих характерные только им признаки (термин «рабочее место» в их числе). Следовательно, нет критериев при применении и реализации права, на основании которых возможно уяснить их отличия друг от друга.

Для правоприменения к таким сложно уясняемым в контексте разных статей ТК РФ словам и словосочетаниям нужно отнести следующие: — место работы; — обособленное структурное подразделение; — иное обособленное структурное подразделение; — уточненное место работы; — должность, профессия, специальность, квалификация; — конкретный вид поручаемой работы; — штатное расписание; — структурное подразделение; — рабочее место. Как мы видим, указанные выше слова и словосочетания несут в себе различные самостоятельные понятия, которые только теоретически соотносятся между собою как часть и целое. Поэтому, например, понятие «рабочее место» должно рассматриваться в качестве составной части понятия «место работы», но не может в существующем содержании ТК РФ. Когда законодатель сочтет вышеперечисленные понятия составными частями понятия «место работы», то он будет обязан отразить это в его трудоправовой характеристике, что приведет к созданию в ТК РФ легальной дефиниции термина «место работы». На практике с учетом соблюдения требований законодательной техники изложения нормативно-правовых актов это будет выглядеть примерно так: место работы — это совокупность рабочих мест, структурных подразделений, обособленных структурных подразделений, определяющих объемный показатель территории работодателя. Но такое или подобное определение термина «место работы» обяжет законодателя раскрыть в том же территориальном аспекте трудоправовое значение составляющих его понятий. Пока этого в ТК РФ нет, приходится правоприменителям выявлять значение этих понятий, используя в целях уяснения их сути соответствующие приемы юридической герменевтики . ——————————— Юридическую герменевтику необходимо понимать как методологию, имеющую цель выявить смысл текста исходя из его объективных (значение отдельных слов и фраз) и субъективных (намерений автора текста и его интерпретатора) оснований. В связи с этим в систему юридической герменевтики входит ряд знаний: о способах выражения воли в юридическом тексте (юридическая техника); о приемах (способах) уяснения и разъяснения содержания юридического документа (толкование); о правовой экспертизе юридических текстов с целью исправления их дефектов, а также способах, приемах проведения экспертиз и сферах их применения.

Прежде чем перейти к исследованию значений рассматриваемых в данном материале понятий «рабочее место» и «место работы» остановимся на тех нормах ТК РФ, которые в разной степени препятствуют уяснению их сути.

Причина трудового спора: сложность отличия фактического места работы от реального рабочего места

Сразу обратим внимание читателя на то, что в 18 статьях ТК РФ содержится гарантия о сохранении в соответствующих случаях за работником места работы, что более детально будет рассмотрено ниже .

При этом ни в одной статье ТК РФ не указано о сохранении за отсутствующим работником его рабочего места и (или) структурного подразделения, в том числе обособленного, даже если о них сказано в трудовом договоре . ——————————— См., например: ст. 59, 72.2 и 332 ТК РФ.

К сведению: в 27 статьях ТК РФ содержатся нормы, связанные с регулированием различных фактических обстоятельств и отношений между работодателем и работником по поводу его рабочего места.

Теперь сравним содержащийся в пп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ текст, раскрывающий смысл фразы «появление работника на работе» с дефиницией трудоправового термина «рабочее место», находящейся в ст. 209 ТК РФ. Из текста пп. «б» п. 6 ч. 1 ст.

81 ТК РФ следует, что появлением работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения считается его нахождение в любом виде опьянения на своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя или объекта , где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию.

Таким образом, понятие «работа», исходя из приданных ему в толковых словарях значений , в контексте фразы «появление работника на работе» позволяет считать его тождественным понятию «место работы» и сводится к двум элементам, его составляющим. Во-первых, это базовая территория организации, где расположена администрация работодателя, так называемый головной офис.

Во-вторых, это любой объект, где по поручению работодателя работник должен выполнять свою трудовую функцию.

——————————— Объект — здание и сооружение (независимо от назначения), промышленная установка, транспортное средство, места открытого или закрытого хранения материалов, в пределах которых возможно присутствие людей и/или материальных ценностей с учетом технологических процессов, оборудования, изделий // Электронная версия Российской энциклопедии по охране труда. См., например, любое из выпущенных изданий однотомного толкового словаря русского языка С. И. Ожегова, где понятия «место работы» и «работа» имеют аналогичное разъяснение.

Источник: http://center-bereg.ru/n989.html

101Адвокат
Добавить комментарий