Как вести учет НДС в сфере металлолома с января 2020 года?

Все по одной теме Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Автор Аналитическая редакция АПС «Бизнес-Инфо»

Как вести учет НДС в сфере металлолома с января 2020 года?
sh: 1: –format=html: not found

В бюджетных организациях бухгалтерский учет ведется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.

2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» на основании Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50 (далее – План счетов).

Нормативными правовыми актами регулируются лишь отдельные разделы бухучета, а вот полной инструкции по применению Плана счетов для бюджетных организаций нет.

План счетов является типовым для всех организаций бюджетной сферы независимо от отраслевой принадлежности.

В основу группировки счетов положены экономическое содержание учитываемых на них хозяйственных средств и особенности хозяйственных процессов. В соответствии с этим в Плане счетов выделяют 12 разделов. В каждом разделе приводится перечень синтетических счетов, объединенных определенной группой хозяйственных средств.

Синтетическим счетам присвоены цифровые двухзначные коды, построенные порядковым способом. Всего в План счетов включено 27 счетов. Для повышения аналитических возможностей учетной информации синтетические счета первого порядка подразделяются на синтетические счета второго порядка.

Планом счетов предусмотрено 107 субсчетов. В учетной практике бюджетных организаций для записи финансово-хозяйственных операций в текущем учете, последующего обобщения учетных данных и при составлении отчетности пользуются субсчетами. Лишь в некоторых случаях информация обобщается на синтетических счетах первого порядка.

Обратите внимание, что для удобства поиска содержание подборки максимально приближено к структуре Плана счетов, поэтому найти аналитические материалы по интересующей теме не составляет труда.

В случае отсутствия законодательства Республики Беларусь, регулирующего соответствующие общественные отношения, на территории Республики Беларусь применяются акты законодательства СССР, регламентирующие данные отношения и не противоречащие законодательству Республики Беларусь (ст.1 Закона Республики Беларусь от 28.05.1999 № 261-З «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР»).

Таким образом, можно использовать Инструкцию по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете, утвержденную приказом Министерства финансов СССР от 10.03.

1987 № 61 (далее – Инструкция № 61), в части, не противоречащей законодательству Республики Беларусь, либо внести не установленный законодательством порядок отражения в бухгалтерском учете операций в учетную политику организации.

Проверьте свои знания – пройдите тест.

1. Основные средства

Бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с:

• Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2012 № 60 (далее – Инструкция № 60);

• Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25);

• Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).

1.1. Основные средства (субсчета 010, 011, 012, 013, 015, 016, 018, 019)

Организация в качестве основных средств принимает к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:

• активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;

• организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;

• активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

• организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

• первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

Активы, в отношении которых выполняются условия признания, предусмотренные частью первой п.4 Инструкции № 60, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не выше 30 БВ за единицу, могут учитываться как отдельные предметы в составе оборотных средств (части первая и вторая п.4 Инструкции № 60).

Независимо от стоимости к основным средствам относятся сельскохозяйственные машины и орудия, строительные механизированные инструменты, рабочий и продуктивный скот, библиотечный фонд, документация по типовому проектированию (для организаций, осуществляющих деятельность по разработке проектно-сметной документации для других лиц) (п.5 Инструкции № 60).

Для обобщения информации о наличии и движении основных средств предназначен счет 01 «Основные средства» (часть первая п.9 Инструкции № 60).

Организация в качестве нематериальных активов принимает к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:

• активы идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации;

• активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;

• организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;

• активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

• организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

• первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена (п.2 Инструкции № 25).

Организация в качестве нематериальных активов принимает к бухгалтерскому учету имущественные права на результаты научно-технической деятельности при выполнении следующих условий признания:

• организацией предполагается завершить создание нематериального актива;

• организацией определена возможность использования создаваемого нематериального актива в своей деятельности, его реализации или передачи по лицензионным (авторским) договорам;

• документально подтверждены затраты на создание нематериального актива и приведение его в состояние, пригодное для использования;

• организация предполагает получение экономических выгод от использования нематериального актива в своей деятельности, его реализации или передачи по лицензионным (авторским) договорам и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам (часть первая п.3 Инструкции № 25).

К нематериальным активам относятся имущественные права:

• в отношении объектов интеллектуальной собственности;

• вытекающие из лицензионных (авторских) договоров, договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) и иных договоров в соответствии с законодательством;

• в отношении иных объектов (п.5 Инструкции № 25).

Для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов предназначен субсчет 019 «Прочие основные средства» счета 01 (часть первая п.10 Инструкции № 25).

Дополнительно по теме:

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=167390&pr=1

Нововведение с 2020 года – биржевые торги ломом

Как вести учет НДС в сфере металлолома с января 2020 года?

Ожидается, что с 1 января 2020 года экспорт лома черных и цветных металлов из России в страны, не входящие в ЕАЭС, будет регулироваться через организованные торги на бирже.

Согласно проекту постановления о внесении изменений в акты правительства РФ по вопросам обращения с ломом черных и цветных металлов, вывоз юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лома и отходов черных и цветных металлов за пределы РФ в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, может осуществляться при «приобретении по договорам, заключенным на организованных торгах, проводимых биржей в соответствии с законом «Об организованных торгах».

Как говорится в документе, опубликованном на портале regulation.gov.ru, это позволит сделать более прозрачными условия экспорта лома и отходов, а также «обеспечить недискриминационный доступ к нему отечественных потребителей».

В начале лета замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявлял, что ведомство обсуждает организацию централизованных торгов ломом черных и цветных металлов через Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу на фоне дефицита лома внутри страны.

Как говорится в пояснительной записке к проекту постановления, объем заготовки товарного лома в РФ на протяжении последних 10 лет держится на уровне 25-27 млн тонн в год. При этом суммарные электросталеплавильные мощности в РФ за период с 2010 по 2016 гг.

увеличились с 27,5 млн тонн до 36,7 млн тонн. Средняя стоимость покупки товарного лома за 2 года (2017 и 2018 гг.) выросла на 52,5%.

«Экспорт лома в размере более 4 млн тонн в год (без учета Белоруссии) увеличивает его дефицит на внутреннем рынке и приводит к спекулятивному пиковому росту цен», — говорится в документе.

В то же время, Национальная саморегулируемая организация предприятий по обращению с ломом металлов, отходами производства и потребления (Ассоциация «РУСЛОМ.

КОМ») оценивает заготовку лома черных металлов в стране в объеме не менее 35 млн тонн в год, а объемы его потребления отечественной металлургией около 28,5 млн тонн в год (загрузка мощностей металлургических предприятий обычно не превышает 80%).

При этом, по данным Ассоциации, образование лома в стране составляет более 45 млн тонн в год (с учетом оборотного и амортизационного лома), и необходимы меры по стимулированию сбора лома и доведения степени его вторичного использования хотя бы до 90%.

Одной из таких мер Ассоциация считает экспорт лома металлов: излишки образующегося лома в стране не должны оставаться в земле и уничтожаться коррозией.

Объемы образующегося лома в ближайшем десятилетии будут увеличиваться, технологии по переработке отходов стремительно обновляются, глубина переработки и степень извлечения металлов совершенствуются, поэтому уже сейчас ломозаготовительной отрасли нужно инвестировать в новое оборудование, строить «заводы по производству вторичного сырья», которые по аналогии с железорудными предприятиями будут иметь стадии сортировки, дробления, обогащения и даже предварительного расплава (в случае с цветными и редкими металлами). Экспорт излишков металлолома приносит основной доход для отечественной ломозаготовительной отрасли, а это значит, что пока «жив» этот экспорт – ломозаготовительная отрасль существует и развивается, а значит есть лом для внутреннего потребителя. Как только экспорт остановится, существенно снизится доходность отрасли, объемы ломозаготовки неминуемо снизятся, в страну начнет поставляться импортный лом.

За примером далеко ходить не надо. Как известно, Верховная Рада Украины 28 февраля 2019 года приняла закон о повышении экспортной пошлины на лом черных металлов с нынешних 42 до 58 евро за тонну.

Украинские предприятия в январе-июле 2019 года снизили экспорт лома черных металлов в 7,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2018 года — до 36,9 тысяч тонн.

В денежном выражении экспорт металлолома упал в 9,1 раза — до 10,1 млн долларов.

В июле экспортировано 0,204 тысяч тонн металлолома, июне — 0,208 тысяч тонн, мае — 8,086 тысяч тонн, апреле — 8,791 тысяч тонн, марте — 8,246 тысяч тонн, феврале — 8,252 тысяч тонн, январе — 3,140 тысяч тонн.

В то же время в январе-июне 2019 года Украина нарастила импорт металлолома в натуральном выражении на 52,7% по сравнению с январем-июлем 2018 года — до 39,3 тысяч тонн. Ввоз металлолома осуществлялся, в основном, из Турции (49,50% поставок в денежном выражении) и РФ (41,65%).

Теперь в Раде зарегистрирован новый проект постановления об отмене принятого повышения пошлин: если он будет принят, уже с сентября пошлина уменьшится с 42 до 8,5 евро за тонну, что позволит заготовщикам лома беспрепятственно вывозить его за границу.

Предприятия по сбору и заготовке лома относятся к сырьевому сектору. Украинский пример ограничения экспорта сырья – не единственный в истории. Некоторые страны, поставляющие сырье, облагают его экспорт пошлинами или устанавливают экспортные барьеры различными способами.

Перечень мер по сдерживанию экспортной деятельности достаточно широк: начиная от экспортных пошлин, запретов, лицензирования и до ценовых и налоговых регулирований. В основном, эти ограничения применяются бедными и развивающимися странами.

Причинами их введения являются часто неспособность конкретной страны получать доходы от других видов деятельности или стремление государства ограничить незаконный сбор лома металлов и его поставку за рубеж криминальными слоями общества.

В остальных случаях, как показывает опыт и экономическая теория, экспортные ограничения на сырье и лом вводятся с риском для экономики своей страны.

Опыт показывает, что экспортный контроль может инициировать аналогичные действия в других странах-поставщиках, тем самым еще больше повышая цены, усугубляя их волатильность и создавая кризис доверия, который распространяется от одного участника продажи к другому. Никто не выигрывает.

Страны, использующие ограничения на экспорт лома или полезных ископаемых, часто сильно зависят от импорта других полезных ископаемых, где они могут столкнуться с ограниченным предложением из-за использования аналогичных торговых инструментов другими странами.

Эти и другие обстоятельства являются веским аргументом в пользу устранения экспортных ограничений.

Вот почему развитые страны намеренно не ограничивают экспорт сырья, особенно того, с которым страна лидирует на мировом рынке.

Существует достаточно много фактов и разработанных экономистами методик, доказывающих, что вводимое ограничение экспорта сырья конкретной страной чревато последствиями для ее экспортеров готовой продукции и изделий дальнейших переделов, то есть для экономики страны в целом.

Ошибочно полагать, что поддержка внутреннего производителя стоит таких рискованных действий. Как показывает опыт, внутренний производитель получит лишь кратковременный положительный эффект.

Введение экспортных ограничений на сырье какой-либо страной положительно сказывается на конкурентоспособности ее перерабатывающих отраслей, но чаще всего только их первых переделов. В случае с металлургической промышленностью – это производство стальной заготовки и слитков.

Экономика производства полуфабрикатов значительно улучшается, предприятия-производители получают больше прибыли, успешно конкурируют на экспортных рынках за счет более низких цен, увеличивают производство и поставки на экспорт.

Россия поставляет более 40% стальных полуфабрикатов в мире, география ее поставок охватывает все регионы, ее ценовая политика определяет мировую динамику цен в данном сегменте. Это шаг приведет к снижению мировых цен на стальные полуфабрикаты (заготовку и слябы).

Мировые конкуренты России по продукции последующих переделов (например, производители труб) теперь имеют более дешевое сырье, могут производить более дешевые трубы, так что российским производителям труб теперь придется терять при торговле на экспорт. Происходит как бы «смещение» прибыли из одного сегмента отрасли в другой.

При этом производство отечественного сырья (в нашем случае стального лома) начнет снижаться, так как данная отрасль будет терять прибыль и не сможет поддерживать себе доходную экономику.

Поставщики лома лишатся значительной части доходов от экспорта, потеряют свои экспортные рынки (очень вероятно навсегда, так как Китай очень быстро закроет эту нишу), сократят инвестиции в сектор переработки лома, снизят его сбор, переработку и поставки, в России очень скоро появится импортный лом.

Кроме того, ограничение экспорта сырья рассматривается как непрямое субсидирование внутреннего производителя, что идет вразрез с правилами ВТО.

Это влечет за собой риск введения контрмер со стороны стран-членов ВТО, а именно введение антидемпинговых мер, существенное повышение импортных тарифов на продукцию страны-нарушителя.

Металлопродукция дальнейших переделов будет терять доступы на мировые рынки из-за торговых споров и ограничений. Цены на мировом рынке металлопродукции в очередной раз кратковременно всколыхнутся.

Однако, мы в очередной раз хотим «изобрести велосипед» и регулировать экспорт уже через биржи, тем самым ограничивая его, но уже по-новому.   

По мнению Фонда развития трубной промышленности (ФРТП), лоббирующего интересы крупнейших российских трубопроизводителей, ограничение экспорта стального лома позволит стабилизировать загрузку мощностей в отрасли и сдержать рост себестоимости трубной металлопродукции.

Как сообщалось, в конце июня ведомства финансово-экономического блока согласовали решение о введении временного квотирования экспорта отходов и лома черных металлов с 1 июля 2019 года. Этим же решением Минпромторгу будет поручено внести в правительство проект соответствующего постановления.

https://www.youtube.com/watch?v=jNWAI0s5fTM

Ранее источник «Интерфакса» сообщал, что идея введения временного квотирования экспорта отходов и лома черных металлов, дифференцированного по регионам, обсуждалась в начале июня на совещании у вице-премьера РФ Дмитрия Козака.

По словам собеседника агентства, квотирование в среднем по России будет находиться на уровне 60-70% от исторических экспортных поставок лома.

Оно не будет при этом распространяться на страны ЕАЭС, в том числе Беларусь, куда ежегодно поставляется около 1 млн тонн лома при общем объеме российского экспорта в 5-5,5 млн тонн в год.

Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин и ФАС Российской Федерации до 1 сентября должны внести в правительство проекты изменений в постановления, касающиеся отчуждения лома и отходов черных и цветных металлов, связанные с планируемой организацией торговли ломом через биржи с 1 января 2020 года.

По информации ГТК экспорт лома черных металлов из РФ за период с января по май 2019 г. сократился на 19,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1,85 млн.т.  Из них 44,0% было экспортировано в Турцию, 23,0% в Республику Беларусь, 11,6% в Южную Корею и 21,4% в другие страны. В мае было экспортировано 450,7 тыс. т данного вида сырья.

Ассоциация морских торговых портов (АСОП) в марте этого года заявила, что дефицит металлолома для российских металлургических предприятий отсутствует, так как суммарный объем его заготовки превышает потребности российской металлургии. При этом значительные объемы экспорта осуществляются через порты тех регионов, где нет металлургических предприятий по его переработке.

Запрет или ограничения экспорта лома черных металлов, по мнению АСОП, может привести к «существенным негативным последствиям» для специализированных портовых операторов. В 2018 г. более чем 40 стивидорами во всех регионах страны было отгружено на экспорт почти 4 млн тонн этого вида груза.

При этом у некоторых портов металлолом составляет значительную долю грузооборота (до 30-40%).

Источник: https://ruslom.com/birzhevye-torgi-lomom-novyy-podhod-v-ogranichenii-eksporta/

Реализация металлолома в 2018 году: НДС и налоговые агенты

Как вести учет НДС в сфере металлолома с января 2020 года?

С 1 января 2018 года на одну льготу по НДС стало меньше — п.п. 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в части льготы по НДС при реализации лома и цветных металлов утратил силу. (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

При этом в ст.

161 НК РФ введен новый пункт 8, которым установлена новая категория налоговых агентов по НДС — покупатели (получатели) сырых шкур животных и лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Итак, с 01.01.2018 года исчисление и уплата НДС при реализации лома и цветных отходов возлагается на покупателя, который будет являться налоговым агентом.

Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают лом у организаций  и индивидуальных предпринимателей, являющимися плательщиками НДС.

Если лом приобретается у продавца, который освобожден от уплаты НДС, (например, применяет УСН или использует право на освобождение от уплаты НДС на основании ст.

145 НК РФ), то, соответственно, и у покупателя не возникает обязанности по исчислению и уплаты в бюджет суммы НДС со стоимости приобретенного лома.

Важно: физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (далее — ИП), не признаются налоговыми агентами по НДС при приобретении лома. Поэтому при реализации лома физическим лицам, не являющимися ИП, продавцы — плательщики НДС сумму налога с реализации лома исчисляют и уплачивают самостоятельно, то есть, в прежнем порядке.

Порядок исчисления НДС и оформление первичных документов продавцами лома зависит от того, является ли продавец плательщиком НДС и кто является покупателем.

Продавец лома  является плательщиком НДС

Если покупателем является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, то продавец выписывает счет-фактуру, в которой дополнительно к цене товара (не включающей в себя НДС), по ставке НДС в размере 18% предъявляет покупателю соответствующею сумму налога. Данный счет-фактура подлежит регистрации в книге продаж в общеустановленном порядке. Таким образом, при реализации лома и цветных металлов физическим лицам, не являющимися ИП, порядок исчисления НДС, его уплата в бюджет и составление счетов-фактур не поменялся.

Важно: при реализации лома физическому лицу, не являющемуся ИП, продавец на ОСНО может воспользоваться нормой, указанной в п.п.1 п. 3 ст. 169 НК РФ, которая разрешает не составлять счет-фактуру при отгрузке товаров, работ, услуг неплательщикам НДС. Для этого достаточно указать условие о не выставлении счета-фактуры в заключенном договоре купли — продажи.

Если покупателем является организация или ИП, то независимо от применяемой покупателями системы налогообложения продавец в договоре купли-продажи лома указывает стоимость товара, не включающую в себя НДС, но ставку и сумму налога не указывает. В договоре также следует указать условие, что у покупателя в качестве налогового агента возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет.  

В товарной накладной продавец заполняет графы в следующем порядке:

  • «Сумма без учета НДС» — стоимость лома  без НДС согласно договора,
  • «Ставка НДС» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • «Сумма НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк,
  • «Сумма с учетом НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк.

Счет-фактура продавцом заполняется так:

  • в графе 5 «Стоимость товара без налога, всего» указывается стоимость лома без налога,
  • в графе 7 «Налоговая ставка» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • в графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» проставляется прочерк,
  • в графе 9 «Стоимость товара с налогом — всего» проставляется прочерк.

Данный счет — фактура регистрируется в книге продаж с кодом вида операции «34» и отражается в разделе 9 Декларации по НДС.

Несмотря на то, что данный счет-фактура не будет участвовать в расчете итогового показателя декларации по НДС, запись в разделе 9 об этом счете — фактуре позволит налоговым органам контролировать действия покупателя лома — ведь именно он должен будет уплатить НДС с операции по реализации лома продавцом.

Счета — фактуры при реализации лома и цветных металлов оформляются по установленной форме, при этом в графах 13б и 17 — прочерки (для электронных счетов-фактур — цифра «0″).  Специальных форм счетов — фактур для операций по реализации лома не предусмотрено.

Бухгалтерские проводки при реализации лома продавцом, являющимся плательщиком НДС,  могут быть следующими:

Пример 1: заключен договор с покупателем — юридическим лицом на реализацию лома на сумму 1000 руб., без учета НДС. В договоре указано, что покупатель в качестве налогового агента самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет.

При реализации товара продавец выдал покупателю товарную накладную и счет- фактуру, в которых сумма НДС не указана, а проставлен штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Себестоимость реализованного лома составила 700 руб.

Дт 62           Кт 90.1 — 1000 руб. – отражена реализация лома

Дт 90.2        Кт  41 — 700 руб.  – списана себестоимость реализованного лома

Дт 51           Кт 62 — 1000 руб. – поступила оплата от покупателя.

Продавец лома не является плательщиком НДС

В таком случае нет разницы, кому продается лом: организациям или ИП, являющимися плательщиками НДС, или освобожденными от уплаты этого налога, а также физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП. При заключении договора купли-продажи такие продавцы должны указать, что товар продается без НДС и указать основание отсутствия НДС в договоре.

Например,  в связи  с применением продавцом упрощенной системы налогообложения. В товарной накладной в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» проставляется прочерк. Неплательщики НДС не обязаны выставлять счета-фактуры, за исключением  организаций и ИП, применяющих право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ.

Такие продавцы должны выставить счет-фактуру   с отметкой «Без налога (НДС)» или «Без НДС».

Важно: Если продавец лома, будучи плательщиком НДС, в договоре, товарной накладной  и счете — фактуре укажет, что товар продается «Без налога (НДС)» или «Без НДС», то покупатель лома не должен будет платить НДС в качестве налогового агента. В такой ситуации обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет вместо налогового агента возлагается на продавца, неверно составившего договор и отгрузочные документы (абз.7 п.8 ст.161 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами — покупателями лома

При получении от продавца лома счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» покупатель должен на стоимость товара начислить сверху НДС по ставке 18% и прибавить полученную сумму к стоимости лома, указанной продавцом. Это и будет являться налоговой базой для целей исчисления НДС. Полученное значение надо умножить на расчетную ставку НДС 18/118%.  Исчисленная таким образом сумма НДС подлежит уплате в бюджет.

Счет-фактура продавца регистрируется в книге продаж покупателем с кодом вида операции «42»

Налоговые агенты — плательщики НДС имеют право принять к вычету сумму налога, исчисленную ими в качестве налогового агента при приобретении лома ( п. 3, 5,8,12 и 13 ст. 171 НК РФ). Для этого необходимо счет-фактуру продавца зарегистрировать в книге покупок с кодом вида операции «42».

Право на налоговый вычет по НДС возникает у налогового агента при выполнении следующих условий (п. 2 Письма ФНС РФ от 16.01.2018 N СД-4-3/480@):

  • приобретенный лом использован в облагаемых НДС операциях,
  • приобретенный лом оприходован на счетах учета,
  • НДС был исчислен к уплате в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ и отражен в налоговой декларации по НДС.

Налоговые агенты — неплательщики НДС право на вычет  по НДС, уплаченного в бюджет в качестве налогового агента, не имеют. Полученные от продавцов счета-фактуры такие покупатели  также регистрируют в книге продаж  с кодом вида операции «42», а сумму налога учитываются в стоимости приобретенного лома.

Особенного срока для уплаты в бюджет сумм НДС, исчисленных налоговыми агентами при приобретении лома, не установлено. Налог уплачивается на основании декларации по НДС равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Бухгалтерские проводки при приобретении лома у продавца, применяющего ОСНО, могут быть следующими:

Пример 2: в договоре стоимость лома без учета  НДС указана 1000 руб.  Продавец выставил счет-фактуру, в которой указана стоимости лома без НДС и стоит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель лома является плательщиком НДС.

Дт 10 (41)        Кт 60 — 1000 руб. – отражено приобретение лома у поставщика

Дт 19               Кт  68 — 180 руб. – исчислен НДС в качестве налогового агента  ((1000 руб. + (1000 руб.*18%)/ 118/18%)

Дт 60                 Кт 51 — 1000 руб. – перечислена оплата поставщику

Дт 68           Кт 51    -180 руб. – сумма НДС перечислена в бюджет

Дт 68         Кт 19 — 180 руб. –  сумма НДС, уплаченная при приобретении лома в качестве налогового агента, предъявлена к налоговым вычетам.

Пример 3: в договоре стоимость лома без учета НДС указана 1000 руб.  Продавец выставил счет-фактуру, в которой указана стоимости лома без НДС и стоит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель лома не является плательщиком НДС.

Дт 10 (41)          Кт 60 — 1000 руб. – отражено приобретение лома у поставщика

Дт 10 (41)     Кт  68 — 180 руб. – исчислен НДС в качестве налогового агента, который учтен в стоимости приобретенного лома ((1000 руб. + (1000 руб.*18%)/ 118/18%)

Дт 60                 Кт 51 — 1000 руб. – перечислена оплата поставщику

Дт 68                Кт 51 — 180 руб. –  сумма НДС уплачена в бюджет

И последнее, так как с 01.01.2018 года реализация лома стала облагаемой НДС операцией, то покупателям и продавцам лома не надо больше вести раздельный учет «входного» НДС, поскольку такая обязанность предусмотрена только в случае осуществления налогоплательщиками облагаемых и необлагаемых НДС операций.

Пройдите обучение на соответствие профстандарту «Бухгалтер» и получите Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часов
Курс «Бухгалтерский и налоговый учёт, отчетность, налоговое планирование при ОСНО. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)»

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1632

Главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней минфина рб разъясняет: новые правила сбора и учета лома и отходов драгоценных металлов и камней (комментарий к закону рб от 12.12.2013 № 93-з «о внесении изменений и дополнений в закон республики беларусь «о драгоценных металлах и драгоценных камнях»)

Как вести учет НДС в сфере металлолома с января 2020 года?

Сбор некоторых товаров, содержащих драгоценные металлы,можно будет осуществлять без наличия лицензии

Комментируемый Закон (далее – Закон) вступил в силу 20 июня 2014 г.

В Законе дано определение термина «лом и отходы драгоценных металлов».

К ним относят остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции, ювелирных и других бытовых изделий, содержащие драгоценные металлы, которые образовались в процессе производства и (или) потребления, утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, используемые главным образом для извлечения драгоценных металлов.

Дополнение данного определения словами «используемые главным образом для извлечения драгоценных металлов» является важным.

Так, после вступления Закона в силу сбор некоторых товаров, которые содержат драгоценные металлы (например, бытовая техника), после утраты ими потребительских и (или) функциональных свойств можно будет осуществлять без наличия лицензии на деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Сфера применения Закона значительно расширена

Закон установил правовые основы регулирования отношений в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Республике Беларусь.

В том числе им определены цели, способы и особенности государственного регулирования деятельности не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, правила совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями между ними.

Установлено, что стоимость передаваемого или реализуемого юридическими лицами имущества, содержащего драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, кроме имущества, передаваемого или реализуемого при осуществлении банковских операций, должна быть не ниже стоимости содержащихся в них драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, установленной в соответствии с законодательством (ст. 20 Закона).

Необходимо вести учет при проведении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями

При осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями субъекты хозяйствования обязаны вести учет драгоценных металлов: по наименованию, массе и содержанию драгоценного металла (пробе); драгоценных камней: по наименованию, массе, размерно-весовым и качественно-цветовым характеристикам (ст. 17 Закона).

Определены требования к сбору и обязательному учету лома и отходов драгоценных металлов и отходов драгоценных камней

В ст. 19 Закона установлены требования к сбору и обязательному учету лома и отходов драгоценных металлов и отходов драгоценных камней. Так, собранные на собственном производстве лом и отходы драгоценных металлов, отходы драгоценных камней могут:

– перерабатываться (обрабатываться) самостоятельно собирающими их юридическими лицами для вторичного использования в собственном производстве;

– направляться на аффинаж (рекуперацию) в организации, имеющие право на такую деятельность;

– предлагаться для передачи или приобретения Минфину и Нацбанку в соответствии с Положением о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, а в случае их отказа – передаваться или реализовываться другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим право на такую деятельность, либо вывозиться из республики в соответствии с законодательством Таможенного союза и Беларуси.

Установлены ограничения и запреты на проведение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Для предотвращения вовлечения драгоценных металлов и драгоценных камней в незаконный оборот в ст. 20 Закона установлены некоторые ограничения и запреты на проведение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Так, не допускается:

– совершение сделок с необработанными драгоценными камнями, классификационные характеристики которых не определены;

– осуществление операций по покупке у граждан и продаже гражданам самородков драгоценных металлов, государственных наград Республики Беларусь, СССР, БССР из драгоценных металлов и драгоценных камней, необработанных драгоценных камней в сыром (естественном) виде, драгоценных металлов и драгоценных камней в сырье, промышленной продукции, деталях и полуфабрикатах, а также по продаже гражданам лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней.

Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014 № 24, c. 26

Источник: https://www.gb.by/aktual/gosudarstvennoe-regulirovanie/glavnoe-upravlenie-dragotsennykh-metallo

101Адвокат
Добавить комментарий