Кассационная жалоба консультант плюс

Кассационная жалоба по гражданскому делу: как составить, как подать

Кассационная жалоба консультант плюс

Кассационная жалоба по гражданскому делу – вторая стадия обжалования, которая следует за апелляцией, или первая – если апелляция для судебного акта, как, например, приказа, не предусмотрена.

В кассации оспариваются исключительно вступившие в силу постановления, определения и другие решения судов.

Этот этап обжалования может быть двухступенчатым: первая кассация – на уровне суда субъекта федерации, и вторая кассационная жалоба – в Верховный суд РФ.

В целом же кассация используется очень часто, являясь достаточно эффективным инструментом отмены или пересмотра (изменения) судебных актов, принятых нижестоящими судами.

При подготовке жалобы необходимо отталкиваться от следующих моментов:

  1. Какой именно судебный акт оспаривается. Каков статус заявителя – сторона дела или заинтересованное лицо, чьи права и интересы затронуты оспариваемым актом. От первого обстоятельства зависит куда – в суд региона или Верховный суд – необходимо будет обращаться. Оба обстоятельства повлияют на порядок исчисления 6-месячного срока, отведенного для подачи кассационной жалобы, и наличие/отсутствие обязанности прохождения апелляционного обжалования.
  2. С чем именно не согласен заявитель, и является ли это основанием для обращения в кассационную инстанцию.

Кассационная инстанция

Суд, куда подается кассационная жалоба, определяется преимущественно, видом (статусом) оспариваемого решения:

  1. В президиум суда субъекта федерации (областной суд, суд края и т.д.) подается:
  • кассационная жалоба на апелляционное определение по гражданскому делу, которое вынесено на уровне районного суда или на уровне суда субъекта федерации;
  • кассационная жалоба на вступившие в силу судебные акты районных судов и мировых судей.
  1. В Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ подаются кассационные жалобы:
  • на постановления президиума суда субъекта федерации;
  • на апелляционные определения суда субъекта федерации;
  • на принятые в первой инстанции судебные акты суда субъекта федерации, если такие акты обжаловались в президиуме суда субъекта федерации.

Судебные акты, принятые военными (флотскими) судами обжалуются в кассации по аналогичному принципу, только рассмотрение жалоб – компетенция президиума военного (флотского) суда и (для второй кассации) Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ.

Составление жалобы

Процессуальные требования к жалобе – ст. 378 ГПК РФ. Чтобы жалоба была принята к рассмотрению, их соблюдение обязательно.

Жалоба должна содержать:

  1. Наименование суда, куда направляется жалоба.
  2. Данные лица, подающего жалобу (ФИО/наименование, место жительства/нахождения, процессуальный статус). Кроме того, целесообразно как можно более полно, точно и правильно указывать контактные данные (телефон, факс, адрес электронной почты) для своевременного получения информации о движении жалобы.
  3. Данные других участников дела (по аналогии с заявителем).
  4. Сведения обо всех судебных инстанциях, в которых дело уже рассматривалось, а также содержание (основная суть) принятых такими инстанциями решений.
  5. Перечень судебных актов, которые обжалуются в кассационном порядке. Как правило, речь идет о решении суда первой инстанции и (или) апелляционном решении. Во второй кассации (Судебная коллегия ВС) дополнительно или самостоятельно может обжаловаться кассационное решение.
  6. Перечисление и содержание нарушений, которые стали поводом для жалобы. Нарушения должны касаться процессуальных (ГПК) или материально-правовых норм (гражданское законодательство). Если жалобу подает лицо, не являющееся стороной дела, то необходимо написать, в чем заключается нарушение его прав и интересов. Помимо оснований для обжалования, требуется указать, какими доказательствами подтверждается наличие нарушений, и привести другие доводы, которые подтверждают обоснованность жалобы и необходимость ее удовлетворения.
  7. Просьбу, адресованную суду, рассматривающему жалобу. Обычно речь идет об отмене обжалуемого судебного акта (актов) или внесении в него изменений. Отмена либо изменение возможны как в полном объеме, так и только в какой-то части. В последнем случае необходимо конкретизировать, что именно должно быть отменено или изменено кассационной инстанцией.
  8. Перечень приложений к жалобе.
  9. Дата подготовки жалобы и подпись заявителя.

Среди приложений обязательно должны быть копии всех решений по делу, заверенные судами, в которых они были приняты. В обязательном порядке прикладывается и платежный документ, свидетельствующий об уплате госпошлины. Кроме того, целесообразно приложить документы, на которые заявитель ссылался в жалобе в качестве доказательств.

Жалобы и приложения готовятся в количестве по числу участников дела, плюс основной экземпляр документов для суда. Материалы представляются в суд лично (в канцелярию суда), направляются в суд кассационной инстанции почтой, или, если есть такая возможность, посредством ГАС «Правосудие».

Источник: https://law03.ru/society/article/kassacionnaya-zhaloba-po-grazhdanskomu-delu

Кассационная жалоба по гражданскому делу — образец и срок подачи

Кассационная жалоба консультант плюс

Граждане, желающие восстановить свои права, не всегда могут добиться правды при первом обращении в суд. Кассационная жалоба по гражданскому делу является началом 3-го этапа в процессе установления истины. При составлении указанного документа следует учитывать особенности этой стадии процесса, чтобы обращение не было возвращено заявителю.

Общие положения

Перед тем, как подать кассационную жалобу по гражданскому делу, заинтересованным лицам следует изучить нормы главы 41 ГПК РФ. В этом разделе находятся требования по составлению обращения, правила подсудности, регламентируется порядок работы государственных органов и т.д.

Практика работы судов была обобщена в постановлении Пленума ВС РФ от 11.12.2012 г. № 29. В этом документе указаны положения, касающиеся исчисления сроков обращения для кассационного опротестования, порядке их восстановления при пропуске и другие рекомендации.

Роль кассации в гражданском процессе заключается в проверке соблюдения норм права. Государственный орган исследует дело и устанавливает, были ли нарушены положения нормативных актов. Рассмотрение дела на этом этапе не предполагает представления новых доказательств, оспаривания порядка исследования документов и т.д.

Подача кассационной жалобы должна осуществляться лишь в том случае, когда выявленные нарушения оказали существенное влияние на решение суда. В каждом процессе признак существенности устанавливается отдельно. Основное требование – исключить нарушение, спор будет решён иначе.

Порядок подачи жалобы предусматривает, что до кассационного рассмотрения по гражданскому делу должны пройти процессы в 1-й и 2-й инстанциях (ч.2 ст. 376 ГПК РФ).

Человек может не фигурировать в качестве участника процесса, но исполнение решения затрагивает его интересы. В этой ситуации гражданин может сразу подать кассационную жалобу, если для этого имеются основания.

Оформление жалобы

При составлении кассационной жалобы не следует оспаривать выводы суда относительно оценки доказательств. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливались на предыдущих стадиях. На данном этапе нужно установить, какие нормы закона не были соблюдены при изучении материалов дела.

Образец кассационной жалобы по гражданскому делу может включать следующую информацию (ст. 378 ГПК РФ):

  • наименование государственного органа, куда направляется документ;
  • Ф.И.О. лица, подающего заявление, адрес, контактный телефон;
  • указание Ф.И.О. и адресов всех участников процесса;
  • наименование документа;
  • информация о первом решении по иску: дата подачи обращения, Ф.И.О. истца, предмет заявления, сущность требований, кто выступал ответчиком, как было разрешено дело;
  • сведения о рассмотрении спора в порядке апелляции: где и когда рассматривалось, суть решения;
  • перечисление норм законодательных норм, которые не были соблюдены при вынесении решения;
  • указание на то, что описанные нарушения оказали существенное влияние на вердикт суда;
  • ссылки на ст. 376, 387, 390 ГПК РФ;
  • требование заявителя;
  • список приложений;
  • подпись заявителя, фамилия, инициалы, дата.

К обращению прикладывают решения судов, копии жалобы по количеству участников и платёжный документ, подтверждающий внесение госпошлины.

Чтобы понять, как правильно написать кассационную жалобу, следует изучить решение суда, протоколы заседаний, заключения экспертов, установленные по делу факты и т.д. Заинтересованным лицам стоит обратиться к адвокату для подготовки заявления.

Образец жалобы:

Скачать в Word [36.50 KB]

Если гражданин не согласен с установленными в прошедших заседаниях фактами, то он может сослаться на нарушение правовых норм. Пример: в ходе процесса были проведены 2 экспертизы по одному вопросу. Суд отдал предпочтение одному заключению, не мотивировав своё решение, что нарушает требования статьи 67 ГПК РФ.

В описанной ситуации в рамках кассационного обжалования решение должно быть отменено. Исправление указанного недостатка вердикта суда не означает, что спор будет разрешён иначе.

Подача обращения и его рассмотрение

Кассационная жалоба подаётся в суд, который будет непосредственно заниматься исследованием дела (ст. 377 ГПК РФ). Например, жалобы на постановление любого районного суда Москвы направляются в президиум Московского городского суда.

Если гражданин ошибся при выборе адресата, документы будут возвращены с указанием, как он может восстановить нарушенное право.

Срок подачи кассационной жалобы по гражданскому делу отсчитывается с момента вынесения последнего вердикта по делу. Когда решение обретает законную силу, у лица есть 6 месяцев для опротестования постановления.

Если заинтересованное лицо не направило документы в срок для кассационного обжалования, то заявление будет возвращено (ст. 379.1 ГПК РФ). Гражданин обязан обратиться в суд, разбиравший спор изначально (ч. 4 ст. 112 ГПК РФ). В заявлении следует указать, какие именно обстоятельства помешали вовремя подать документы.

Закон предписывает судам восстанавливать срок подачи кассации лишь в исключительных случаях, когда человек физически не мог составить и направить документ (например, в результате тяжёлой болезни) (п.

10 постановления № 29). Такие требования связаны с исполнением постановлений.

Чем больше проходит времени, тем сложнее будет реализовать изменённое решение суда или восстановить предыдущее состояние при его отмене.

Написать кассационную жалобу может человек, участвовавший в процессе: стороны спора, третье лицо, их представители. Обращения направляются почтой, в ходе личного визита в государственный орган или посредством электронной связи.

Ход процесса

Полученные документы изучаются судьёй. Копии жалобы рассылаются другим участникам процесса для получения от них возражения. По результатам выносится кассационное определение о направлении обращения на рассмотрение, либо об отказе в удовлетворении требований.

О рассмотрении жалобы информируют всех участников процесса. В начале заседания выступает председательствующий, который информирует присутствующих о сути дела и требованиях, заявленных в жалобе. Также выясняется, кто из вызванных лиц присутствует.

Далее выступает судья-докладчик, который сообщает ключевую информацию о деле. Указанное лицо предварительно знакомится с обращением гражданина, доказательствами по делу, процессуальными документами. После его выступления заслушиваются объяснения сторон.

Судьи удаляются в совещательную комнату. Решение по обращению лица принимается большинством . Если мнения разделились, то жалоба не удовлетворяется. О принятом решении участники процесса уведомляются в письменном виде (ст. 386 ГПК РФ).

Сроки рассмотрения кассационной жалобы зависят от того, истребуется ли дело для исследования. Не нужно запрашивать документы из апелляционной инстанции, если можно провести анализ фактов по приложенным к обращению бумагам.

Вынесение определения

документа может заключаться в следующем:

  • решение нижестоящей инстанции остаётся в силе, требования гражданина не удовлетворяются;
  • отмена решения, спор должен быть рассмотрен заново (отдельно может быть указано, что рассматривать спор должен иной состав суда);
  • остаётся в силе одно из ранее принятых решений;
  • вердикт отменяется, дело не рассматривается дальше (требования истца остаются без удовлетворения);
  • отмена или изменение принятого ранее постановления с вынесением нового решения (если было установлено неверное применение материальной нормы);
  • обращение не рассматривается, потому что нарушен порядок подачи кассационной жалобы (ст. 379.1 ГПК РФ).

Текст решения разделяется на несколько частей:

  • вступительная: состав суда, время и место составления документа, указание участников процесса и т.д.;
  • описание сущности спора, претензий заявителя, что ранее постановил суд по делу, объяснения участников;
  • мотивировочная: обоснование принятого решения;
  • резолютивная: что постановил суд.

Сравнение с апелляционной инстанцией

Апелляция и кассация схожи в некоторых моментах. Процедуры предназначены для исправления ошибок, совершённых судами на предшествующих стадиях, позволяют проверить законность уже принятых решений в вышестоящих инстанциях. Обжалование предназначено для защиты законных интересов граждан.

Отличия апелляции от кассации заключаются в следующем:

  1. Пределы рассмотрения. В апелляционной инстанции происходит анализ всех доказательств и доводов сторон. Дело исследуется полностью, проверяются выводы суда. При кассации устанавливается, нарушил ли суд процедуру, верно ли применил нормы материального права. Постановление пересматривается, если ошибки повлекли неверное разрешение спора в целом.
  2. Сроки подачи жалобы. Гражданин должен подготовить документы по гражданскому делу и направить их в кассационную инстанцию в течение 6 месяцев. При первом оспаривании вердикта суда у заинтересованного лица есть только месяц.
  3. В ходе кассационного опротестования нельзя заявлять новые доказательства. Исключение: ранее суд нарушил процессуальные нормы, из-за чего гражданин не смог приобщить к делу документ, или предмет не был исследован в суде. При апелляции доказательства могут быть представлены, если представить их ранее мешали уважительные причины.

Кассационное производство предназначено для исправления ошибок судов. Люди часто рассматривают эту стадию как ещё одну возможность пересмотреть выводы суда, что приводит к отказам в принятии жалоб.

Источник: https://isk.guru/grazhdansk/kassacionnaya-zhaloba/

101Адвокат
Добавить комментарий