Кто должен исполнить решение суда в отношении границ смежных участков?

Обжалование действий органа кадастрового учёта как способ установления определённости в границах земельных участков

Кто должен исполнить решение суда в отношении границ смежных участков?

Светлана Сергеева, начальник отдела судебной практики правового управления ООО «УК «РД»»

alanka@list.ru

Данный метод реализуется посредством «привязки» границ земельного участка к относительно постоянным ориентирам, таким как дорога, река и т. д. В результате постановка на кадастровый учёт происходит, участку присваивается кадастровый номер, но в системе координат участок не существует, и, как следствие, орган кадастрового учёта не видит границы этого участка в своей базе.

Смежный землепользователь либо любое другое лицо при наличии соответствующих оснований может отмежевать себе часть ранее учтённого земельного участка, но уже имеющую границы в системе координат. При этом очевидно происходит наложение, и законные интересы правообладателя ранее учтённого участка нарушаются.

Каким образом можно разрешить данную ситуацию? Одним из способов защиты является обжалование действий органа кадастрового учёта, признание данных действий незаконными, обязание органа кадастрового учёта аннулировать запись в государственном кадастре недвижимости о земельном участке, который накладывается на ранее учтённый земельный участок.

Рассмотрим, какие проблемы могут возникнуть при доказывании заявления с указанными требованиями. Во-первых, соблюдение срока на обжалование. В соответствии с ч. 4 ст.

 198 АПК РФ, заявление о признании недействительными ненормативных актов может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину (организации) стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В то же время постановка на кадастровый учёт — это процесс, который, как правило, происходит без привлечения внимания смежных землепользователей.

Правообладатель ранее учтённого земельного участка обнаруживает, что у него появился «сосед», когда последний начинает осваивать этот земельный участок. В этот момент и обнаруживается, что участок один, а правообладателей у него несколько.

Ключевым моментом здесь является дата, с которой подлежит исчисление трёхмесячного срока. Если буквально читать ст. 198 АПК РФ, то днём, когда гражданину или организации, т. е. правообладателю ранее учтённого земельного участка, стало известно о нарушении прав и законных интересов, является день освоения новым «соседом» земельного участка.

Однако, если анализировать судебную практику, то имеет место и другая позиция в этом вопросе. В частности, как следует из постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.08.

2014 по делу № А53-18577/2013, одним из оснований подателя жалобы являлся пропуск срока на обжалование действий кадастровой палаты, который необходимо исчислять с даты совершения указанным органом оспариваемых действий, то есть с момента вынесения решения о постановке на государственный кадастровый учёт новых земельных участков.

В отношении данного довода, в первую очередь, необходимо исследовать, надлежащим ли способом происходила постановка на кадастровый учёт нового земельного участка. Следует обратить внимание, каким образом согласовывались границы земельного участка. Если это происходило в частном порядке, то в листе согласования границ должна стоять отметка смежного землепользователя.

Если согласование происходило через публичное уведомление, то необходимо проследить всю процедуру такого уведомления. Если речь идёт о земельных участках сельскохозяйственного назначения, то ранее этот порядок устанавливался в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ, в настоящее время он определён ФЗ от 24.07.

2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Особое внимание стоит уделить и тому обстоятельству, в каком периодическом издании было опубликовано объявление. Так, согласно п. 8 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ, извещение должно быть опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

Названия газет, где происходит такое опубликование, могут быть определены через обращение к Уставу муниципального образования, на территории которого выделяются земельные участки. На данный нюанс, в частности, было обращено внимание в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.

2013 по делу № А35-9523/2012.

В любом случае, даже если срок пропущен, заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Кроме того, исходя из положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 04.11.2005), любое заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде — органе государственной системы правосудия. Не допускается при рассмотрении спора установление чрезмерных правовых или практических преград.

Таким образом, хотя срок на обжалование и может выступать самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но, тем не менее, он не является непреодолимым препятствием к доступу на судебную защиту и может быть либо восстановлен судом, либо может быть принято правовое обоснование своевременного обращения в суд.

Вторым фактором, на который следует обратить внимание, является непосредственно само обоснование того, что, несмотря на отсутствие границ ранее учтённого земельного участка в системе координат, они существуют и должны были быть внесены в государственный кадастр недвижимости. Наличие кадастрового номера и соответствующая постановка на кадастровый учёт свидетельствуют об индивидуализации ранее учтённого земельного участка в силу закона.

Так, согласно п. 3 ст.

 1 ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости). Статус участка как ранее учтённого предполагает, что он существовал как объект гражданских прав ранее, и изначально при постановке на государственный кадастровый учёт участка должны были быть определены границы земельного участка.

Таким образом, необходимо исходить из того, что границы ранее учтённого участка, несмотря на отсутствие их в системе координат, существуют и изначально формировались в соответствии с действовавшим на момент постановки законодательством.

Третьим и основным обстоятельством является правовое обоснование незаконных действий органа кадастрового учёта. В данном случае имеет место нарушение п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 7, п. 3 ст. 45 ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости», п.

 9 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости. Согласно п. 9 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённого Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.

2010 № 42, сведения о ранее учтённых земельных участках в Реестре должны соответствовать сведениям о таких земельных участках, содержащимся в документах государственного земельного кадастра.

Данный Порядок устанавливает также структуру, состав кадастровых сведений, правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости и ведения кадастровых дел.

Таким образом, законодатель однозначно закрепляет обязанность по внесению соответствующих сведений о ранее учтённом участке в государственный кадастр недвижимости. Неисполнение органа кадастрового учёта данной обязанности является основанием для признания его действий незаконными.

Кроме того, одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости, закреплённых в п. 1 ст.

 4 названного закона, является осуществление государственного кадастра недвижимости на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нём сведений (далее — кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Следовательно, орган кадастрового учёта обязан включать сведения о ранее учтённом участке в государственный кадастр недвижимости, при этом включение сведений в государственный кадастр недвижимости означает, в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости», указание следующих уникальных характеристик объекта недвижимости:

  • вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершённого строительства);
  • кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
  • описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • площадь, определённая с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Обладая информацией о наложении границ указанных земельных участков, руководствуясь принципами государственного кадастрового учёта, учитывая назначение государственного кадастра недвижимости как официального информационного ресурса, содержащего сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, орган кадастрового учёта не имеет правовых оснований осуществлять кадастровый учёт до урегулирования заинтересованными лицами вопроса о границах соответствующих земельных участков.

Выводы, о том, что при постановке на кадастровый учёт орган кадастрового учёта должен исполнять обязанность по проверке уже имеющихся в государственном земельном кадастре сведений в отношении ранее учтённого участка, подтверждается материалами судебной практики (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 июня 2011 г. по делу № А66-6702/2010; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 июля 2010 г. № А33-14279/2009; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05 августа 2011 г. по делу № А66-6796/2010).

Кроме того, в Определении ВАС от 31.10.2011 по делу № ВАС-11647/2011 при аналогичных обстоятельствах дела судом отмечено: «…управление [орган кадастрового учёта] должно было проверить уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении принадлежащего заявителю земельного участка, поставленного на кадастровый учёт как ранее учтённый участок.

Орган кадастрового учёта имел возможность обнаружить наложение границ спорного земельного участка и участка общества, при этом, в силу части 1, пункта 2 части 2 статьи 26 Закона № 221-ФЗ, ответчик обязан был принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учёта спорного участка.

Неисполнение данной обязанности ответчика привело к нарушению принципа сопоставимости кадастровых сведений и, как следствие, нарушению прав общества…».

Таким образом, из анализа судебной практики, а также норм законодательства однозначно следует вывод о том, что орган кадастрового учёта обязан, во-первых, иметь в государственном кадастре недвижимости сведения о ранее учтённом земельном участке; во-вторых, обязан сопоставлять эти сведения со сведениями о других земельных участках, и в-третьих, в случае обнаружения наложения орган кадастрового учёта обязан приостановить постановку на кадастровый учёт земельного участка, накладывающегося на ранее учтённый земельный участок. Несоблюдение указанных обязанностей является достаточным основанием для признания действий органа кадастрового учёта незаконными.

Разумеется, что матрицы для решения всех спорных вопросов в данной области не существует, но приведённые в данной статье выводы помогают правообладателю ранее учтённого земельного участка при обращении в суд иметь развернутые доводы в обоснование своей позиции.

Источник: https://www.top-personal.ru/adminlawissue.html?364

Исправление кадастровой ошибки

Кто должен исполнить решение суда в отношении границ смежных участков?

В данной статье мы поговорим об исправлении кадастровой ошибки в местоположении границы земельного участка.

Попробуем разобраться, что же это за действие — исправление кадастровой ошибки и кто этим занимается?

Определение кадастровой ошибки приводится в законе «О государственном кадастре недвижимости»:

Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Как узнать, что в местоположении вашего земельного участка допущена кадастровая ошибка?

Если у вас есть свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, а также кадастровый паспорт на земельный участок с установленными границами, то никаких действий предпринимать не нужно. Обычно кадастровая ошибка выявляется при проведении межевания смежного земельного участка.

Допустим, ваш участок уже стоит на учете с границами, а соседний участок еще нет. Ваш сосед идет в межевую организацию и заказывает межевание своего земельного участка.

Геодезист выезжает на местность, получает координаты и  потом выясняется, что полученные координаты по смежной части границы (одновременно являющейся и вашей частью границы, и частью границы соседа) не соответствуют тем, что указаны в государственном кадастре недвижимости относительно вашего земельного участка.

В данном случае имеет место кадастровая ошибка в отношении вашего земельного участка. Исправить кадастровую ошибку может любой кадастровый инженер, но нужно понимать, что это дополнительные работы. И кадастровый инженер, не допускавший ошибки, не обязан исправлять ее бесплатно.

Обычно в таких случаях кадастровый инженер, проводящий межевание соседа, обращается к вам с предложением исправить кадастровую ошибку в местоположении вашего земельного участка за плату.

Что в таком случае делать Вам? Вы можете обратиться в межевую организацию, которая делала вам межевание и допустила ошибку. У вас на руках должен быть договор на выполнение кадастровых работ, заключенный с этой организацией. Если межевая организация, выполнявшая работы, отказывается исправлять кадастровую ошибку бесплатно, вы можете обратиться в суд.

Что будет, если вы ничего не будете делать? Согласно закону «О государственном кадастре недвижимости» никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости. Отсюда вытекает, что вы не обязаны ничего предпринимать и не обязаны никому ничего платить.

Могут ли без вашего согласия исправить кадастровую ошибку в местоположении вашего земельного участка? Заявление об исправлении кадастровой ошибки  в орган кадастрового учета может подать только собственник исправляемого земельного участка.

Есть второй вариант: согласно действующему законодательству при проведении межевания земельного участка могут быть одновременно уточнены и границы смежного земельного участка, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки.

В данном случае собственник исправляемого земельного участка не должен подавать дополнительное заявление в кадастровую палату, но в акте согласования должна стоять его подпись, подтверждающая его согласие с новыми границами. Это варианты, осуществляемые мирным путем.

Оба варианта не возможны без участия собственника исправляемого земельного участка. Исправить кадастровую ошибку без вашего участия возможно через суд, либо с участием органа кадастрового учета (читайте ниже).

Орган кадастрового учета также может выявить кадастровую ошибку

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.

Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

По истечении шести месяцев со дня направления решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учета вправе внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении кадастровой ошибки осуществляется органом кадастрового учета с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в части 9 статьи 38 Закона «О ГКН», с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При этом площадь земельного участка после исправления кадастровой ошибки может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, не более чем на пять процентов.

Итак, подведем итоги.

  1. Кадастровую ошибку может выявить кадастровый инженер в результате проведения кадастровых работ
  2. С 1 октября 2013 года орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки
  3. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях
  4. Сам собственник не может выявить кадастровую ошибку в местоположении границы своего земельного участка, так как для этого нужны специальные геодезические приборы и знания

Итак, вы только что узнали, что такое исправление кадастровой ошибки

Источник: http://cadastral-engineer.ru/ispravlenie-kadastrovoj-oshibki/

Верховный суд разъяснил, как соседям решать дела о земельных спорах

Кто должен исполнить решение суда в отношении границ смежных участков?

Верховный суд определил подход к одному из самых изматывающих и скандальных судебных споров – искам соседей друг к другу, когда люди не могут договориться о границе своих участков земли. Если верить статистике, подобные дела – наиболее часто встречаются в судебной практике, когда речь идет о разрешении споров соседей.

Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа.

В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов.

Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.

Процедура “дачной амнистии” усложнится с 1 января 2017 года

Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что “захватчик” перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.

Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик – собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.

Так что никаких нарушений нет.

А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно – на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась.

Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное – нарушены нормы законодательства.

Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.

По кадастровому закону заинтересованное лицо не имеет права высказывать возражения по поводу границ участка соседа, если это не общие границы

Есть Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости” (N 221 от 24 июля 2007 года).

В этом законе сказано, что “местоположение” границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами.

Это делается в тех случаях, когда “в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости”.

Верховный суд подчеркивает – предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.

Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности.

Из этого правила есть исключения – не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование.

Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.

Судьбу заброшенных домов и участков решат местные власти

В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон “О государственном кадастре” говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.

Верховный суд напомнил – обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.

В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один – смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали.

И еще один важный момент – кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа.

Верховный суд подчеркнул – кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.

Из этого Верховный суд делает вывод – отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.

В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.

В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

Кстати

Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался заместитель председателя областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.

Источник: https://rg.ru/2017/01/16/verhovnyj-sud-raziasnil-kak-sosediam-reshat-dela-o-zemelnyh-sporah.html

Хотите зарегистрировать лишние сотки – придется обсудить границы участка с соседом

Кто должен исполнить решение суда в отношении границ смежных участков?

В сентябре вступит в силу закон, который позволит владельцам земельных участков регистрировать в собственность излишки используемой земли. Но прежде нужно будет согласовать границы участков с соседями. Как это сделать, чтобы не пришлось потом спорить в суде?

Президент Владимир Путин одобрил поправки в законы о кадастровой деятельности и государственной регистрации недвижимости1. Согласно новым правилам, если при проведении кадастровых работ выяснится, что владелец участка использует землю, которая в документах не значится, он сможет оформить излишки в собственность.

При этом обязательным условием изменения границ земельного участка является их согласование с соседями – собственниками смежных участков.

Провести процедуру уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуется в следующих случаях:

  • при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
  • если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ участка установлены с точностью, которая ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
  • если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границы участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержится несколько значений координат указанной характерной точки);
  • при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

Согласование необходимо с лицами, которые обладают смежными участками на праве собственности.

Если же земельные участки находятся в государственной (муниципальной) собственности, то обсуждать местоположение границ нужно с лицами, которые обладают этими участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. При этом согласование с учреждениями, казенными предприятиями, органами государственной власти и местного самоуправления не требуется.

Если смежный участок находится в государственной (муниципальной) собственности и предоставлен по договору аренды на срок более 5 лет, то согласовать границы нужно как с собственником, так и с арендатором.

Судебные тяжбы, связанные с определением границ земельных участков, в числе самых сложных и длительных, поэтому важно урегулировать спор на стадии согласования границ.

Чтобы их установить, собственник должен обратиться к кадастровому инженеру. Он проведет процедуру согласования границ индивидуально со всеми соседями или на общем собрании.

По итогам составляется акт согласования, который подписывают все заинтересованные стороны.

Собрание для согласования границ без установления их на местности проводится в ближайшем населенном пункте или в том, где земельные участки расположены. При этом кадастровый инженер может определить иное место по согласованию с заинтересованными лицами.

Им или их представителям извещения о проведении собрания вручаются под расписку. Извещения также могут быть направлены по адресам электронной почты или почтовым адресам лицам, право которых на объект недвижимости зарегистрировано или в пользу которых зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Эти адреса обычно содержатся в ЕГРН. Однако подобная информация может и отсутствовать. В таких случаях допускается извещение о проведении собрания путем публикации сообщения в средствах массовой информации. Обычно таким СМИ является официальная газета муниципалитета.

Кроме того, независимо от наличия или отсутствия информации об адресах заинтересованных лиц, извещение будет опубликовано в СМИ, если:

  • смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Если после извещения собственник или иной правообладатель не явился на собрание либо принял в нем участие, но не заявил возражений, местоположение границ земельного участка с его стороны считается согласованным.

Собственнику следует внести свои контактные данные в ЕГРН через МФЦ. В противном случае границы земельных участков могут быть согласованы без его участия.

Как было указано выше, в некоторых случаях извещение о проведении собрания публикуется только в средствах массовой информации. Поэтому необходимо регулярно изучать местные СМИ.

В этом случае владельцы участков должны подготовить письменные возражения и направить их кадастровому инженеру. Он зафиксирует их в акте согласования.

При наличии возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде.

При этом согласование границ земельного участка является правом, а не обязанностью собственника. Поэтому для отказа в согласовании границ не требуются юридические основания.

Принимая решение обратиться в суд, необходимо понимать возможные риски. Дело в том, что законодательство не предусматривает определенного способа защиты прав в такой ситуации. Человек, подавший иск, рискует получить отказ в удовлетворении заявленных требований.

Судебная практика весьма противоречива. Федеральные суды некоторых округов в своих постановлениях допускают возможность понуждения смежного землепользователя к согласованию. В то же время другие суды приводят аргументы, свидетельствующие о невозможности удовлетворения такого требования. Главный из аргументов – в соответствии с законом согласование акта является правом, а не обязанностью.

Когда суд обязывает смежного землепользователя согласовать границы земельного участка, процесс исполнения судебного акта может затянуться. Особенно в том случае, если горе-сосед целенаправленно отказывается от согласования, планируя подзаработать на этом.

При таких обстоятельствах можно подать иск о признании права собственности на участок в определенных границах, что сделает судебный акт в случае удовлетворения иска более исполнимым.

При подготовке иска необходимо помнить: если неизвестно местонахождение лица, которого необходимо привлечь к участию в деле, заявитель может обратиться в суд с ходатайством об оказании помощи в его розыске. В случае удовлетворения ходатайства суд может истребовать эту информацию у органов ФМС, МВД, нотариусов и т.п.

Также стоит иметь в виду: почти во всех подобных делах суд проводит судебную землеустроительную экспертизу. И оплатить эту экспертизу должен заявитель.

О том, как не доводить конфликт до суда и урегулировать его с помощью примирительной процедуры, читайте в публикации «Медиация: разрешаем споры без суда».

1 Федеральный закон от 17 июня 2019 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”» (вступит в силу через 90 дней после официального опубликования).

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/khotite-zaregistrirovat-lishnie-sotki-pridetsya-obsudit-granitsy-uchastka-s-sosedom/

Тульский областной суд

Кто должен исполнить решение суда в отношении границ смежных участков?
sh: 1: –format=html: not found

В связи с введением в действие с 01.01.2017 г.

«Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа» обращения от граждан, должностных лиц и организаций процессуального характера (заявления, ходатайства, письменные доказательства,  жалобы, предусмотренные нормами ГПК РФ, УПК РФ, КАС РФ), направляемые в суд в электронном виде, принимаются судом только в форме, установленной указанным Порядком, то есть подаются в суд с помощью специального раздела сайта «Подача процессуальных документов в электронном виде».

Обращения непроцессуального характера (предложения, заявления, жалобы), рассматриваемые в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” могут быть направлены в суд при помощи раздела сайта «Интернет приемная».

В связи с началом работы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, с 1 октября 2019 года изменился порядок подачи кассационных жалоб на судебные акты, вынесенные мировыми судьями, городскими и районными судами Тульской области и апелляционных жалоб на судебные акты, вынесенные по делам рассмотренным Тульским областным судом, в качестве суда первой инстанции.

 Кассационные жалобы, представления на вступившие в законную силу судебные постановления по гражданским и административным делам (пункт 1 части 2 статьи 377 ГПК РФ и пункт 1 части 2 статьи 319 КАС РФ), подаются через суд первой инстанции (через мирового судью, городские и районные суды Тульскокой области) в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

 Кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу приговор или иное итоговое судебное решение по уголовному делу (пункт 1 части 2 статьи 401.3 УПК РФ) подаются через суд первой инстанции (через мирового судью, городские и районные суды Тульской области) в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

 Жалобы и протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов  подаются в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Первый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет свою деятельность в городе Саратове Саратовской области.

Судебная коллегия по гражданским и административным делам расположена по адресу: город Саратов, улица Московская, дом 55, судебная коллегия по уголовным делам расположена по адресу: город Саратов, улица Первомайская, дом 74.

 Апелляционные жалобы на судебные акты (не вступившие в законную силу), вынесенные по делам, рассмотренным Тульским областным судом в качестве суда первой инстанции, подаются в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд. Первый апелляционный суд общей юрисдикции расположен по адресу: 119991, Москва, ул. Верейская, д. 29, стр. 34.

В связи с введением в действие с 01.01.2017 г.

«Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа» обращения от граждан, должностных лиц и организаций процессуального характера (заявления, ходатайства, письменные доказательства,  жалобы, предусмотренные нормами ГПК РФ, УПК РФ, КАС РФ), направляемые в суд в электронном виде, принимаются судом только в форме, установленной указанным Порядком, то есть подаются в суд с помощью специального раздела сайта «Подача процессуальных документов в электронном виде».

Обращения непроцессуального характера (предложения, заявления, жалобы), рассматриваемые в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” могут быть направлены в суд при помощи раздела сайта «Интернет приемная».

В связи с началом работы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, с 1 октября 2019 года изменился порядок подачи кассационных жалоб на судебные акты, вынесенные мировыми судьями, городскими и районными судами Тульской области и апелляционных жалоб на судебные акты, вынесенные по делам рассмотренным Тульским областным судом, в качестве суда первой инстанции.

 Кассационные жалобы, представления на вступившие в законную силу судебные постановления по гражданским и административным делам (пункт 1 части 2 статьи 377 ГПК РФ и пункт 1 части 2 статьи 319 КАС РФ), подаются через суд первой инстанции (через мирового судью, городские и районные суды Тульскокой области) в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

 Кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу приговор или иное итоговое судебное решение по уголовному делу (пункт 1 части 2 статьи 401.3 УПК РФ) подаются через суд первой инстанции (через мирового судью, городские и районные суды Тульской области) в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

 Жалобы и протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов  подаются в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Первый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет свою деятельность в городе Саратове Саратовской области.

Судебная коллегия по гражданским и административным делам расположена по адресу: город Саратов, улица Московская, дом 55, судебная коллегия по уголовным делам расположена по адресу: город Саратов, улица Первомайская, дом 74.

 Апелляционные жалобы на судебные акты (не вступившие в законную силу), вынесенные по делам, рассмотренным Тульским областным судом в качестве суда первой инстанции, подаются в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд. Первый апелляционный суд общей юрисдикции расположен по адресу: 119991, Москва, ул. Верейская, д. 29, стр. 34.

Page 3

В связи с введением в действие с 01.01.2017 г.

«Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа» обращения от граждан, должностных лиц и организаций процессуального характера (заявления, ходатайства, письменные доказательства,  жалобы, предусмотренные нормами ГПК РФ, УПК РФ, КАС РФ), направляемые в суд в электронном виде, принимаются судом только в форме, установленной указанным Порядком, то есть подаются в суд с помощью специального раздела сайта «Подача процессуальных документов в электронном виде».

Обращения непроцессуального характера (предложения, заявления, жалобы), рассматриваемые в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” могут быть направлены в суд при помощи раздела сайта «Интернет приемная».

В связи с началом работы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, с 1 октября 2019 года изменился порядок подачи кассационных жалоб на судебные акты, вынесенные мировыми судьями, городскими и районными судами Тульской области и апелляционных жалоб на судебные акты, вынесенные по делам рассмотренным Тульским областным судом, в качестве суда первой инстанции.

 Кассационные жалобы, представления на вступившие в законную силу судебные постановления по гражданским и административным делам (пункт 1 части 2 статьи 377 ГПК РФ и пункт 1 части 2 статьи 319 КАС РФ), подаются через суд первой инстанции (через мирового судью, городские и районные суды Тульскокой области) в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

 Кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу приговор или иное итоговое судебное решение по уголовному делу (пункт 1 части 2 статьи 401.3 УПК РФ) подаются через суд первой инстанции (через мирового судью, городские и районные суды Тульской области) в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

 Жалобы и протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов  подаются в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Первый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет свою деятельность в городе Саратове Саратовской области.

Судебная коллегия по гражданским и административным делам расположена по адресу: город Саратов, улица Московская, дом 55, судебная коллегия по уголовным делам расположена по адресу: город Саратов, улица Первомайская, дом 74.

 Апелляционные жалобы на судебные акты (не вступившие в законную силу), вынесенные по делам, рассмотренным Тульским областным судом в качестве суда первой инстанции, подаются в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд. Первый апелляционный суд общей юрисдикции расположен по адресу: 119991, Москва, ул. Верейская, д. 29, стр. 34.

Page 4

В связи с введением в действие с 01.01.2017 г.

«Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа» обращения от граждан, должностных лиц и организаций процессуального характера (заявления, ходатайства, письменные доказательства,  жалобы, предусмотренные нормами ГПК РФ, УПК РФ, КАС РФ), направляемые в суд в электронном виде, принимаются судом только в форме, установленной указанным Порядком, то есть подаются в суд с помощью специального раздела сайта «Подача процессуальных документов в электронном виде».

Обращения непроцессуального характера (предложения, заявления, жалобы), рассматриваемые в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” могут быть направлены в суд при помощи раздела сайта «Интернет приемная».

В связи с началом работы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, с 1 октября 2019 года изменился порядок подачи кассационных жалоб на судебные акты, вынесенные мировыми судьями, городскими и районными судами Тульской области и апелляционных жалоб на судебные акты, вынесенные по делам рассмотренным Тульским областным судом, в качестве суда первой инстанции.

 Кассационные жалобы, представления на вступившие в законную силу судебные постановления по гражданским и административным делам (пункт 1 части 2 статьи 377 ГПК РФ и пункт 1 части 2 статьи 319 КАС РФ), подаются через суд первой инстанции (через мирового судью, городские и районные суды Тульскокой области) в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

 Кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу приговор или иное итоговое судебное решение по уголовному делу (пункт 1 части 2 статьи 401.3 УПК РФ) подаются через суд первой инстанции (через мирового судью, городские и районные суды Тульской области) в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

 Жалобы и протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов  подаются в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Первый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет свою деятельность в городе Саратове Саратовской области.

Судебная коллегия по гражданским и административным делам расположена по адресу: город Саратов, улица Московская, дом 55, судебная коллегия по уголовным делам расположена по адресу: город Саратов, улица Первомайская, дом 74.

 Апелляционные жалобы на судебные акты (не вступившие в законную силу), вынесенные по делам, рассмотренным Тульским областным судом в качестве суда первой инстанции, подаются в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд. Первый апелляционный суд общей юрисдикции расположен по адресу: 119991, Москва, ул. Верейская, д. 29, стр. 34.

Источник: http://oblsud.tula.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=2872

101Адвокат
Добавить комментарий