Кто не имеет право писать заключение по проверке?

Кто и как проверяет предпринимателей? — Эльба

Кто не имеет право писать заключение по проверке?

Как известно, средний срок существования малого бизнеса — от 2 до 5 лет. Проводимые специалистами опросы и исследования дают, в общем, похожую картину — предприниматели страшатся бюрократов. Из шести проблем, которые способны увести бизнес в тень или вовсе заставить закрыться, три связаны с излишним вниманием надзорных органов.

О неналоговых проверках — в курсе «Всё выйдет из-под контроля»

Возглавляет список «всевидящее око» власти. Даже не увеличение налогового бремени, а чувство безнадёги, которое вызывают у бизнесменов придирки различных проверяющих, о существовании которых они вчера еще и не знали.

Короче, «боль» есть. Это проблема номер один. Проблема номер два — в том, что предприниматели часто не знают, с какой стороны может прилететь державной битой, и как отбиваться.

В техподдержку онлайн-сервиса для малого бизнеса Контур.

Эльба ежедневно приходят вопросы: «Кто может проверять бизнесменов? Насколько основательно? Что вообще нужно знать и как готовиться»? Попробуем поделиться общими представлениями по теме.

Чаще всего предприниматели знакомятся с

  • Налоговой инспекцией
  • Трудовой инспекцией
  • Пожарным надзором
  • Роспотребнадзором

Есть еще проверки Ростехнадзора, Россельхознадзора. Но они для специфических видов деятельности, поэтому сегодня мы о них говорить не будем.

Права и обязанности предпринимателя при проведении проверки органами контроля (кроме налоговой инспекции) установлены Федеральным законом 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». Этот закон вводит ограничения по периодичности проверок, а также определяет полномочия проверяющих.

Налоговая инспекция

Про налоговую инспекцию более или менее общеизвестно. Денег в казне мало, собирать их надо «более лучше». Сверху топают ногами: недобираем налогов, надо усилить контроль за фирмами-однодневками, возвратом НДС и т д. Порядок проведения проверок налоговыми органами прописан в главе 14 НК РФ. Проверок существует 2 вида: камеральная и выездная.

Камеральная проверка проводится по итогам сдачи отчетности. Налоговые органы могут попросить объяснений по непонятным моментам исчисления налога, попросить дополнительные документы, подтверждающие ваши расходы. Камеральная проверка может длиться до 3 месяцев после окончания отчетного периода.

По результатам камералки налоговики должны в течение 3 рабочих дней сообщить вам о результатах. На исправление дается 5 дней. Это если ваши ошибки не повлекли недоплату налогов. Если вам не повезло, в течение 10 дней инспекторы вынесут постановление о привлечении вас к ответственности. Еще 10 дней дается на отправку вам требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и исправления документов.

Выездная проверка — это глобальное нашествие контролёров на ваш бизнес с возможным привлечением экспертов, понятых, опросом свидетелей, осмотром помещений, инвентаризацией имущества, выемкой документов. Если у вас нет помещения, чтобы вместить «гостей», могут вызвать в налоговую. Могут даже встречно проверить ваших контрагентов.

Обычно чаще 3 лет налоговики не проверяют (магическое число Стива Джобса снова в действии). Иногда с этим фактом связывают среднюю продолжительность жизни малых фирм).

Можно проверить себя на стрессоустойчивость — просчитать, с какой вероятностью к вам в ближайшее время пожалуют люди в галстуках. Налоговики публикуют «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков…» (утверждены приказом ФНС России от 30.05.

07 № ММ-3-06/333@), где можно увидеть, каким образом можно попасть в «узкие круги».

Например, если вы несколько лет подряд показываете в декларации убытки или платите зарплату работникам ниже среднего уровня в вашем регионе по вашему виду деятельности — вы плохой.

Хорошо, что проверить могут только за 3 последних года деятельности и за текущий год. И не имеют права проверять повторно за один и тот же период времени по одному и тому же налогу.

Как правило более 2 месяцев проверка не длится. Но срок может быть увеличен до 30 месяцев, если потребовалась встречная проверка, нужно связываться с другими фирмами по вашему поводу. Ну или метеорит там упал.

Если к вам пришли инспекторы, не забудьте попросить у них решение о проведении проверки и служебные удостоверения. Раз уж пришли с выездной проверкой, как пить дать, что-нибудь да найдут. На безрыбье налоговики могут попробовать содрать штраф за непредоставленные документы — по 200 руб. за штучку. Все в бюджет.

Чтобы не было штрафов за занижение налоговой базы (а это может быть до 40% от суммы неуплаченного налога) и других неприятностей, лучше не дожидаться выездной проверки, а исправлять расчёты, доплачивать налог и пени за просрочку платежа и подавать уточнённые декларации.

По завершении проверки инспектор должен составить специальную справку, где указывается предмет проверки и ее сроки. На основании справки инспекция составит в 2х экземплярах акт проверки, где укажет все выявленные нарушения и предложения по их устранению. Дальше в течение 2х недель вы можете обжаловать результаты проверки.

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция, как видно из названия, бдит за соблюдением Трудового кодекса. Если по-модному, то это Федеральная служба по труду и занятости (Роструд еще). А у вас на местах — трудовая инспекция. Трудовики могут проверить любую фирму. По плану это происходит не чаще чем раз в 3 года. План проверок в обязательном порядке публикуется на официальных сайтах Генпрокуратуры и Роструда.

Шансы попасть в план увеличиваются, если на вас постоянно жалуются. Или вы слишком любите труд иностранных работников. Или прививаете похвальное желание трудиться подрастающему поколению. Но самое неприятное, когда на вас настучит обиженный работник — проверят вне плана. А еще инспектора любят объединяться с другими контролирующими органами и устраивать совместные крестовые походы.

Обычно при проверке просят предоставить документы и внимательно их изучают. Если проверка по жалобе, могут вызвать руководителя для объяснений. Перед тем, как предоставлять документы, нужно методично проверить все составляющие:

  • Проверьте наличие основных кадровых документов (трудовые договоры, штатное расписание, табель учета рабочего времени, личные карточки, график отпусков, трудовые книжки и т д.).
  • Удостоверьтесь, что ваши трудовые договора не противоречат ТК и другим кадровым документам.
  • Зарплата должна быть выплачена 2 раза в месяц в достаточном размере, все сотрудники должны сходить раз в год в отпуск минимум на 2 недели без перерывов.
  • Не торопитесь заключать договоры о полной материальной ответственности — это подозрительно.

Во всяком случае, с этого мы начинаем, когда в Эльбу обращаются в панике клиенты, к которым пришли трудовые инспектора. А дальше по ситуации.

По результатам проверки инспектор составит протокол, где должно быть указаны: ФИО проверяющего, какие нарушения выявлены, предписания по устранению нарушения. По результатам протокола может быть вынесено постановление о наложении административного штрафа на руководителя от 1000 до 5000.

Если нарушение серьёзное (например, уклонение от проверок, невыполнение предписаний об устранении нарушений) — то могут и к суду привлечь, и даже на 3 года дисквалифицировать руководителя. Так что, лучше зарплату работникам не задерживать, в отпуск отправлять и расставаться со «слабыми звеньями» в соответствии с требованиями ТК. Это я вам, как работник, советую;)

Пожарный надзор

Если у вас есть, чему гореть, рано или поздно из МЧС к вам придут пожарники (кстати, они не любят, когда их так называют — лучше «пожарные»). И надо сказать, после налоговиков, это самые «дорогие» гости на фирме.

Основные документы, на которые ориентируются контролеры: Закон 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 Правила противопожарного режима, Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» и Административный регламент, утвержденный приказом МЧС РФ от 30.11.2016 N 644.

Попасть в план проверок вы можете не чаще, чем раз в 3 года. Предупредиться и вооружиться можно на сайте МЧС вашего региона, в разделе Деятельность — Профилактическая работа и надзорная деятельность, где публикуются планы проверок на год.

Принцип «Слово и дело» тоже работает. Жалобщики могут навлечь на вас внеплановую проверку инспекторов. Правда, прежде чем позвонить вам в дверь, нужно согласовать свои действия с прокуратурой. За 24 часа до визита вас должны уведомить.

Пожарные штрафы прописаны в статье 20.4 КОАП и внушают уважение. Минимальный штраф для организаций — 90 тыс. рублей. А максимум — аж 500 тысяч. Могут и приостановить деятельность организации на срок от 1 до 3 месяцев. Так что игнорировать вопрос не стоит.

Проверяют физическое наличие девайсов для борьбы с красным петухом (огнетушители, пожарные рукава, краны и т д.), так и документальное обеспечение. За инструментарий, в основном отвечают собственники имущества. А, например, арендаторы офисов должны себя обложить документацией.

Среди документов наибольшей популярностью пользуются:

  • Приказ руководителя, который определяет порядок обесточивания оборудования в конце дня и в случае пожара, где разрешено курение, места хранение и допустимое количество материалов и продукции в помещении.
  • Приказ, где прописаны порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа, ответственные за это мероприятие.
  • Приказ, который определяет, кто будет отвечать за противопожарный инвентарь.
  • Планы эвакуации тоже нужны (вспомните печальную судьбу «Хромой лошади»).

Если к вам пришли с проверкой, нужно проверить наличие удостоверения и распоряжения о проведении проверки за подписью начальника управления или районного отдела или его зама. Проверьте сроки проверки в этом распоряжении (должны быть не более месяца).

По результатам проверки составляется акт обследования объекта. Если выявлены нарушения, на первый раз можно отделаться предупреждением. Во второй раз могут оштрафовать. Акт нужно читать внимательно, дабы не написали чего-то, что не соответствует истине. Следите за правильным заполнением реквизитов.

И помните, штраф — совсем необязательный исход проверки, всегда можно объясниться, договориться, пообещать исправиться.

Роспотребнадзор

Если вы работаете по модели b2c, продаете товары или оказываете услуги населению, то Роспотребнадзор, как Черный плащ, будет стоять на страже ваших клиентов. Во всяком случае, легенда — такая.

У Роспотребнадзора есть регламенты, которые определяют его поведение: «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённое Постановлением Правительства РФ N 322 от 30.06.2004 г., Административный регламент службы, утверждённый Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 — дельный документ, распечатайте и имейте под рукой.

А значит проверять. Как водится, планово, раз в 3 года, и по событию. План проверок вы сможете найти на сайте Роспотребнадзора. Он такой цветастый, что на главной странице сразу и не приметишь. О внеплановых проверках вам должна подсказать ваша совесть. Клиенты просто так жаловаться, как правило, не приходят;)

Регламент проверок подпадает под общий паттерн, определенный Законом 294-ФЗ: вы попали в план, вам выслали уведомление, в назначенный час придут люди, посмотрят документы и составят акт, который можно обжаловать.

Проверять могут много чего. Площадь, освещенность, вентиляцию, наличие жильцов, которые могут быть недовольны тем, где расположен дополнительный вход, через который завозят продукты. Конечно, соответствовать санитарным нормам очень затратно. Поэтому многие предприниматели каждые три года «переезжают» — закрываются по одному адресу и открываются по-новому.

Какие документы нужны для проверяющих Роспотребнадзора, определяется особенностями вашей деятельности. И в принципе, это могут быть любые документы, которые отражают ваши отношения с покупателями. Примеры таких документов:

  • Санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия на товары и продукцию;
  • Договор с организацией о вывозе твёрдых бытовых отходов (если у вас аренда, то скорее всего подобными вещами занимается собственник помещения).

Помимо документов, могут проверять сроки годности продукции, соблюдение товарного соседства, температурного режима хранения продуктов и прочие нормативы. Полезно будет иметь в наличии текст действующего САНиП по вашем виду деятельности. Также проверят наличие сан.книжек у продавцов, отметок об обязательных медосмотрах, соблюдении требования к спец.одежде.

По результатам проверки составят акт в 2х экземплярах. Что должно быть в этом акте, вы уже, наверное понимаете. Если выявят нарушение, то наложат административный штраф и выдадут предписание об устранении. Если вы не согласны, то не стоит молчать.

Штрафы могут быть очень невкусными: до 500 тыс. руб. Подробнее о штрафах можно посмотреть в статьях 6.3 и 6.4 КОАП, статьях 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15, 14.16 КОАП. Если не выполните требования надзорных, то еще привлекут за невыполнение и уклонение: ст. 19.5, 19.

6 и 20.25 КОАП.

Надо сказать, что в целом по стране, количество плановых проверок малого бизнеса сократилось. По данным «ОПОРЫ России» вышедший в 2009 году Закон 294-ФЗ освободил предпринимателей от более чем 2 млн проверок.

С другой стороны, стали учащаться внеплановые проверки по жалобам потребителей. В 70% случаев нарушения подтверждаются. Впрочем, бизнесу есть что предъявить чиновникам: и рост налоговой нагрузки, и кх-кх…

коррупция в аппаратах власти.

Остается вечный для России вопрос: «Доколе?!»

Статья актуальна на 16.05.2019

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/146

Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России

Кто не имеет право писать заключение по проверке?

     Служебная проверка – это деятельность в рамках дисциплинарного производства соответствующих должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору исследованию материалов по факту дисциплинарного проступка сотрудников (работников), либо невыполнения ими функциональных обязанностей.

Проведение служебной проверки в системе МВД России регламентирован положениями статьи 52 Федерального закона №342-фз от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Порядок проведения служебной проверки утвержден приказом МВД России № 161 от 26 марта 2013 года «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства Внутренних Дел Российской Федерации».

В соответствии с положениями приказа МВД России № 161 от 26 марта 2013 года основанием для проведения служебной проверки является: необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также заявление сотрудника.

Решение о назначении проведения служебной проверки принимается уполномоченным руководителем органа (подразделения) внутренних дел и оформляется путем наложения резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

В случае проведения проверки комиссией, решение о ее назначении принимается путем издания приказа.

Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

В соответствии с положениями приказа МВД России № 161 срок проведения служебной проверки составляет за дней со дня ее назначения, однако в срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России. Также необходимо отметить, что в случае если последний день служебной проверки выпадает на выходной или праздничный день, то сроком окончания служебной проверки является последний рабочий день, предшествующий выходному или праздничному.

Сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, в соответствии положениями приказа МВД № 161 наделен следующими правами:

– Предлагать сотрудникам, военнослужащим внутренних войск МВД России, государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения.

– Выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения.

– Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о временном отстранении сотрудника в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки.

 – Истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации.

– Пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России.

– Знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки.

 – Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии.

– Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

– Применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

– Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка.

– Предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).

Также, в соответствии с вышеуказанным приказом сотрудник, проводящий служебную проверку, должен выполнять следующий ряд обязанностей:

– Соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки.

 – Обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

– Разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав.

– Своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб.

– Сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией.

– Документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.

 – Осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.

 – Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.

– Предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде  по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника).

В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений – составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками.

– Незамедлительно доложить соответствующему руководителю (начальнику) либо председателю комиссии обо всех фактах вмешательства в проведение служебной проверки или давления на сотрудников, участвующих в ее проведении.

– Опросить сотрудников, военнослужащих внутренних войск МВД России, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

– В случае выявления в ходе служебной проверки в действиях иных сотрудников органа, организации или подразделения МВД России признаков совершения дисциплинарных проступков незамедлительно доложить рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости проведения служебной проверки в отношении таких сотрудников или об установлении наличия (отсутствия) их вины в рамках проводимой служебной проверки.

– Предложить в случае необходимости проведение профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

 – Подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.

– Ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам.

По результатам проведенной служебной проверки составляется заключение, утверждаемое соответствующим руководителем.

Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

В вводной части указываются:

Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).

Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.

Основания проведения служебной проверки.

Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

 Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

 Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.

Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.

Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

 С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются:

Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

 Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.

 Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.

Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.

Рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи.

 Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011№ 342-ФЗ.

 Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.

Рекомендации предупредительно-профилактического характера.

Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

Должностное лицо, которое осуществляло проведение служебной проверки, обязано ознакомить сотрудника, в отношении которого она проведена, с утвержденным заключением. В случае отказа сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, от подписи в ознакомлении с заключением, составляется акт в произвольной форме, подписываемый не менее чем тремя сотрудниками.

Копия заключения служебной проверки направляется в кадровое подразделение органа внутренних дел для дальнейшего приобщения к материалам личного дела сотрудника.

Источник: https://57.xn--b1aew.xn--p1ai/Pravovoe_obespechenie1/Porjadok_provedenija_sluzhebnoj_proverki

Шансы есть. Можно ли возражать налоговой инспекции

Кто не имеет право писать заключение по проверке?
Партнер проекта

В новом проекте TUT.BY «К вам налоговая» мы вместе с директором аудиторской компании «БелАудитАльянс» Еленой Жугер, экспертом в своей области, будем разбираться в тонкостях налогообложения физических и юридических лиц.

В жизни каждого предприятия наступает момент, когда надо держать ответ перед налоговой инспекцией за исполнение налоговых обязательств.

Как правило, выездная налоговая проверка заканчивается составлением Акта проверки с доначислением налогов и применением штрафных санкций.

Но не всегда мнение субъекта хозяйствования совпадает с выводами налоговых органов. Стоит ли возражать налоговой и как это грамотно делать?

Статьей 58 Налогового кодекса Беларуси налогоплательщику предоставлено право обжаловать решение налоговых органов. Как любая процедура, процесс обжалования имеет свои тонкости и нюансы, о которых можно узнать лишь тогда, когда пройдешь этот процесс самостоятельно от начала до конца.

Практика показывает, что на стадии рассмотрения возражений в районных налоговых инспекциях, проводивших проверку, процент отмены решений близится к нулю.

При рассмотрении возражений по актам проверки областными ИМНС и инспекцией по городу Минску процент отмены составляет примерно 30%.

Министерство по налогам и сборам при рассмотрении возражений отменяет практически 50 процентов актов проверок.

Директор ООО «БелАудитАльянс» Елена Жугер, в прошлом налоговый инспектор, делится секретами возражений налоговой инспекции.

1. Срок проведения налоговой проверки — 30 рабочих дней с даты получения предписания на проверку. В последний день проверки проверяющие обязаны вручить проверяемому субъекту акт проверки.

Акт вручается двумя способами:

— лично под роспись руководителю предприятия или уполномоченному им лицу;

— по почте заказным письмом с уведомлением.

Зачастую налоговики нарушают сроки проведения проверки и предлагают подписать акт проверки задним числом. Не делайте этого. Нарушение сроков проведения проверки является процедурным нарушением и может повлечь отмену решения по акту проверки.

2. При подписании акта проверки писать формулировку «Акт подписан с возражениями» не обязательно, поскольку право на обжалование акта проверки установлено Налоговым кодексом.

3. Первоначально обжалование результатов проверки проводится в тот орган, который проводил проверку. То есть первоначально мы возражаем в тот орган и непосредственно тем должностным лицам, которые нас и проверяли. Парадокс, установленный законодательством.

4. Срок подачи возражений — 15 рабочих дней от даты подписания акта проверки. История из практики. Налоговой инспекций проведена выездная налоговая проверка ООО «П». 18 мая 2015 года организации вручен акт проверки.

Крайний срок подачи возражений по данному акту — 8 июня. Организация подала возражения в налоговый орган 10 июня.

Возражения по акту проверки не были приняты по причине истечения установленного срока подачи возражений в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса.

5. Срок рассмотрения возражений налоговой инспекцией — 15 рабочих дней от даты получения возражений.

6. Налоговая инспекция в течение 10 рабочих дней от даты получения возражений имеет право назначить дополнительную проверку по вопросам, изложенным в возражениях по акту проверки. Срок проведения дополнительной проверки не должен превышать 10 рабочих дней.

Изучение других вопросов (не описанных в возражениях) и уточнение фактов и обстоятельств, не описанных в акте, — незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта, которое законодательством прямо запрещено и влечет привлечение должностных лиц налоговых органов к установленной законодательными актами ответственности согласно пункту 15 указа президента № 510 от 16 октября 2009 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Проводиться дополнительная проверка может как теми же проверяющими, что непосредственно проводили налоговую проверку, так и другими должностными лицами налоговой инспекции.

История из практики. В ходе выездной налоговой проверки ООО «С» за 2014 год проверяющим установлены нарушения при списании на расходы по реализации материалов без подтверждающих первичных документов на сумму 25 млн рублей, что повлекло доначисление налога на прибыль в сумме 4,5 млн. Акт проверки подписан 15 июня 2015 года.

Возражения по акту проверки представлены 25 июня 2015 года. К возражениям по акту проверки ООО «С» представлены первичные документы на списание материалов, которые не были приняты во внимание в ходе проверки. Налоговой инспекций 9 июля 2015 года назначена дополнительная налоговая проверка по вопросам, изложенным проверенным субъектом в акте проверки.

По результатам дополнительной проверки проверяющими выводы о списании материалов оставлены в силе. Кроме того, в ходе дополнительной проверки проверяющими доначислен НДС. Проверяемый субъект хозяйствования подал жалобу на действия должностных лиц налоговой инспекции, проводивших проверку, в вышестоящую налоговую инспекцию с требованием отменить решение.

Надзорный орган решение налоговой инспекции отменил в полном объеме, требования субъекта хозяйствования удовлетворены.

7. По результатам рассмотрения возражений должностными лицами налогового органа составляется письменное заключение:

— не позднее 15 рабочих дней со дня получения налоговым органом возражений;

— не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки в случае ее назначения.

Вручение заключения по акту проверки аналогично вручению акта проверки — лично руководителю или заказным письмом с уведомлением о вручении.

8. Если возражения проверяемого субъекта не приняты во внимание проверяющими, у предприятия есть возможность писать в вышестоящую налоговую инспекцию.

Как правило, после районной налоговой возражения направляются в областную налоговую инспекцию или инспекцию по городу Минску. Здесь есть особенности.

Если в районную инспекцию, непосредственно проводившую проверку, мы пишем возражения по акту проверки, то в вышестоящую мы обжалуем решение по акту проверки. То есть — надо получить решение.

Решение по акту проверки выносится районной налоговой инспекцией в течение 30 рабочих дней со дня вручения акта проверки или возражений по акту проверки.

Вручение производится лично руководителю или почтой (по адресам, указанным в учредительных документах либо по последнему известному контролирующему органу месту нахождения субъекта хозяйствования). При отправлении решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении факт вручения во внимание не принимается. Решение считается врученным по истечении трех дней со дня направления.

История из практики. Гражданин Иванов направлен в командировку в Литву для выполнения задания нанимателя. При прохождении пограничного контроля было установлено, что выехать он не может, поскольку за ним числится задолженность перед бюджетом по налогам и штрафным санкциям в сумме 80 млн руб.

Выясняя причины образования задолженности, гражданин установил, что информация об ограничении выезда за границу была направлена районной налоговой инспекцией Минска.

В инспекции Иванову указали, что начисленные налоги и штрафные санкции применены по результатам проверки ООО «И» за 1998 и 1999 годы, где в этот период гражданин работал в должности директора, и к нему как к должностному лицу применена субсидиарная ответственность.

За период 1998 и 1999 годы первичные документы о деятельности проверяемого ООО «И» отсутствовали. Гражданин Иванов при увольнении передал первичные документы новому директору по акту приема-передачи. Акт передачи был им утерян за столь длительный период.

Иванов обратился в налоговую с просьбой представить ему акт проверки и решение по нему, на что налоговыми органами был выдан отказ, поскольку в настоящее время гражданин не является должностным лицом проверенного предприятия и ни какого отношения к нему не имеет.

Акт и решение по нему были направлены по последнему известному налоговой инспекции месту нахождения организации и в адрес учредителей. Решение вступило в силу по истечении трех дней со дня отправления.

Поскольку организация не работает с 2001 года, то соответственно по месту нахождения документы по результатам проверки никто не получил. Учредителей предприятия было три физических лица. Один из них по адресу, указанному в учредительных документах, не числится. Второй учредитель умер. Третий учредитель находится на излечении в психиатрической лечебнице.

Таким образом, ни акт проверки, ни решение не получены никем. История пока не закончилась. Она продолжается в суде.

9. Исполнение требований решения обязательно для проверенного субъекта. Подача жалобы на решение налогового органа не приостанавливает исполнения обжалуемого решения по акту проверки.

То есть будьте готовы, что в сроки, указанные в решении вам необходимо будет уплатить доначисленные в результате проверки налоги и начисленные штрафные санкции.

В противном случае налоговая инспекция вправе выставить на банковские счета организации требование и доначисленные налоги и штрафные санкции будут списаны принудительно.

10. Если сумма нарушения по акту проверки превышает 1000 базовых величин (на сегодняшний день 180 млн рублей), налоговая инспекция в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения по акту проверки направляет материалы проверки в органы уголовного преследования.

При написании возражений обязательно надо указать следующую информацию:

— название налоговой инспекции, проводившей проверку либо надзорного органа (вышестоящей инспекции), куда направляете возражения; — название вашей организации с указанием формы собственности; — юридический и фактический адрес фирмы;

— информация об акте проверки — его номер, дата приезда сотрудников налоговой службы.

Очень важно, как вы будете излагать информацию в своих возражениях. Нельзя ссылаться на сложившиеся обстоятельства, субъективную информацию.

Необходимо обосновывать свою точку зрения требованиями нормативно-правовых актов, постановлениями и разъяснениями. Можете аргументировать свою позицию уже имевшими место судебными решениями.

Целесообразно привлечь для составления возражений стороннего специалиста, юриста или аудитора, и исключить эмоциональную составляющую из текста возражений.

В конце возражений конкретно укажите пункты акта проверки или решения, с которыми вы не согласны. Приложите документы, подтверждающие вашу позицию.

У каждого проверяемого предприятия всегда есть право обжаловать решение налоговых органов в судебном порядке. Но, к сожалению, практика показывает, что в судах решения как правило выносятся в пользу налоговой инспекции. Случай, когда суд принимает позицию проверяемого субъекта фактически единичны.

Аудиторская компания «БелАудитАльянс» уже 10 лет помогает бизнесу правильно рассчитать налоги и избежать дорогостоящих ошибок, консультирует в самых разных аспектах бухгалтерского учета, проводит семинары, входит в двадцатку ведущих компаний Беларуси в своей области. Обладает сертификатом качества аудиторских услуг. Если у Вас есть срочный вопрос по ведению бухгалтерского учета и налогообложению, звоните по телефону: (017) 234−99−93(92) и получите одну бесплатную консультацию по этому вопросу (для юридических лиц)!

Источник: https://news.tut.by/economics/472017.html

Рецензия на судебную экспертизу – процессуальное обоснование

Кто не имеет право писать заключение по проверке?

Рецензия на судебную экспертизу — процессуальное обоснование

Рецензия на судебную экспертизу — процессуальное обоснование

КАК ОСПОРИТЬ СУДЕБНУЮ ЭКСПЕРТИЗУ

В результате представления в суд заключения эксперта с необъективными выводами судья вынес необоснованное решение. Кажется, что положение безвыходное: у проигравшей стороны нет возможности отстоять свои права. Однако выход есть. В этой статье мы подробно опишем алгоритм действий, которые помогут выйти из этой ситуации.

В практике нередко встречаются случаи, когда возникают сомнения в обоснованности заключения эксперта.

Причинами могут являться: некомпетентность эксперта (несоответствие образования проведенному виду исследования); недостаточный стаж работы экспертом (низкий уровень подготовки); ошибочный выбор методики исследования; использование нерекомендованной методикой литературы (нормативной, научной или учебной); несоблюдение утвержденного порядка исследования (расчетов); отсутствие обоснования вывода, дача экспертом заведомо ложного заключения и многие другие нарушения.

Повторная экспертиза или оценка доказательства

Повторная экспертиза назначается в том случае, если возникли сомнения в правильности или обоснованности ранее данного заключения.

В связи с тем, что состязательность сторон является одним из важнейших принципов судопроизводства, обосновать необходимость проведения повторной экспертизы должна сторона, не согласная с ранее данным заключением.

Иногда это сделать нелегко, так как для оценки исследования необходимо обладать специальными знаниями.

Участвующей в деле стороне, даже при условии участия представителя, который, как правило, имеет только юридическое образование, трудно судить о выводах эксперта, в том числе о выборе и правильности применения методик, методических рекомендаций, нормативной и научной литературы, о верности расчетов и т.д. При таких обстоятельствах невозможно обойтись без привлечения лица, обладающего знаниями в той области, в которой произведено экспертное исследование.

Необходимо отметить, что заключение эксперта, как и любое доказательство, представленное в суд, оценивается в судебном процессе по общим правилам (ст.67 ГПК РФ; ст.88 УПК РФ; ст.71 АПК РФ; ст. 26.11 КоАП РФ).

Лицо, назначившее экспертизу, руководствуется законом и оценивает заключение по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности.

.

Решение проблемы или как найти выход.

Полная оценка заключения эксперта позволяет увидеть допущенные экспертные ошибки. Но из судебной практики видно, что в основном судей интересуют только выводы эксперта, а анализ заключения эксперта сводится лишь к проверке полноты выводов.

Лицо, назначившее экспертизу, не в состоянии самостоятельно проанализировать научную обоснованность выводов заключения, правильность выбора и применения методик исследования, а также другие этапы исследования и расчетов, потому что для такого анализа необходимо обладать специальными познаниями.

По этой причине к оценке экспертного заключения необходимо привлекать специалиста.

Оценка заключения эксперта – это процесс исследования представленного заключения, имеющий своей целью определение нескольких важных аспектов: соответствие исследования действующему законодательству и фактическим материалам дела; верное избрание методик исследования; соответствие процессуальному порядку проведения экспертизы; верная оценка идентификационных признаков предметов и материалов; соблюдение требований о преимуществе в применении неразрушающих методов исследования; при очевидной недостаточности материалов наличие ходатайств о представлении дополнительных материалов для исследования; полное, последовательное и логичное изложение материалов и выводов в итоговом документе и т.п..

При проведении анализа заключения эксперта тщательно изучаются материалы дела, в т.ч.

исходные данные, которые стали источником для исследования эксперта, определение/постановление о назначении экспертизы, методики проведения исследования и другие нормативные документы, исследовательская часть и выводы рецензируемого заключения, форма заключения и наличие необходимых данных, действия эксперта (наличие необходимых ходатайств и т.п.). Этого не могут в полном объеме сделать судьи, следователи, стороны по делу и их представители, так как не имеют специальных познаний.

Результатом такой комплексной проверки соблюдения судебным экспертом указанных выше требований является рецензия.

Рецензия с точки зрения процессуального права.

С точки зрения процессуального законодательства, оценка обоснованности и достоверности заключения эксперта является проявлением одного из основополагающих принципов в гражданском процессе — состязательности сторон (в данном случае это фактическая состязательность специалистов, привлекаемых сторонами по делу: эксперта, с одной стороны, и рецензента, с другой). Данный принцип реализуется путем привлечения специалиста/эксперта (лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях, в том числе для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ст.188 ГПК РФ; ст.58 УК РФ; ст.55.1 АПК РФ)). В соответствии со ст. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 года №28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», «для оказания помощи в оценке заключения эксперта и допросе эксперта по ходатайству стороны или по инициативе суда может привлекаться специалист. Разъяснения специалист дает в форме устных показаний или письменного заключения». Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, специалист не проводит исследование вещественных доказательств и не формулирует выводы, а лишь высказывает суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами.

Реализацией принципа состязательности специалистов является практика производства сведущими лицами (рецензентами) рецензии на заключение эксперта. Инициатором производства таких рецензий часто выступают адвокаты (ст.6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»).

Стоит отметить, что при должном использовании процессуальных прав самостоятельно заказать рецензию может любое лицо, участвующее в деле, лично либо через своего представителя.

Несмотря на то, что процесс рецензирования судебного заключения является использованием специальных знаний в непроцессуальной форме, произведенная рецензия легко может быть приобщена к материалам дела.

Зачем представлять рецензию в суд.

Судьи неохотно назначают повторные экспертизы из-за нежелания затягивать сроки судебного разбирательства и зачастую не принимают во внимание доводы стороны по делу о нарушениях, допущенных при производстве судебной экспертизы.

В сложившейся судебной практике сторона подает ходатайство о назначении повторной экспертизы и все выявленные недостатки экспертизы указывает именно в нем или в приложенном возражении на судебную экспертизу.

В данной ситуации суду не составляет труда отказать в удовлетворении такого ходатайства, со ссылкой на то, что заключение эксперта получено с соблюдением процессуальных норм, компетенция эксперта подтверждена, он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Однако при наличии рецензии на заключение эксперта суду трудно мотивированно отказать в удовлетворении данного ходатайства, так как лицу, назначавшему экспертизу, крайне сложно закрыть глаза на обнаруженные в заключение эксперта нарушения, отраженные не юристом, а другим лицом, обладающим специальными познаниями. Таким образом, суд осознает, что решение, принятое на основании выводов оспариваемого заключения эксперта, без учета доводов рецензии, приобщенной к делу, с большей долей вероятности может быть отменено в суде апелляционной инстанции.

Чтобы исключить возможность неприобщения судом рецензии к материалам дела, она должна обязательно подаваться как приложение к ходатайству о назначении повторной экспертизы. А сама рецензия в данном случае является мотивированным обоснованием ходатайства о назначении повторной экспертизы.

Рецензия представляется в качестве заключения специалиста, который не занимается оценкой заключения эксперта как доказательства по делу, поскольку это является прерогативой суда, а производит анализ заключения эксперта с точки зрения его научной и методической обоснованности, соответствия рекомендациям, выработанным общей теорией судебной экспертизы, соблюдения требований законодательства, регулирующего судебно-экспертную деятельность. Еще раз обращаем внимание на то, что Рецензент, с точки зрения процессуального права, выступает в качестве специалиста – лица, обладающего специальными знаниями, привлекаемого к участию в процессуальных действиях в установленном порядке, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его компетенцию (ст.188 ГПК РФ; ст.58 УК РФ; ст.55.1 АПК РФ).

Стоит отметить, что все чаще суды прибегают к услуге СРО и назначают экспертизы на судебные заключения экспертов (рецензии). Могут ставиться следующие вопросы:

1.) Верно ли была выбрана и применена методика исследования, в полном ли объеме проведено исследование?

2.) Является ли эксперт компетентным в области производства судебных экспертиз и исследований, т. е. соответствует ли его образование тому виду экспертизы (исследования), которое им было проведено?

3.) Соответствует ли заключение эксперта процессуальным нормам как по форме и содержанию, так и на предмет соответствия процедуры получения объектов исследования, их описания, организации проведения осмотра, а также отражения данных фактов и обстоятельств в заключении эксперта.

Бывают также другие вопросы, которые ставятся на разрешение рецензента при проведении проверки правоохранительными органами в отношении судебного эксперта, по факту подготовки им заключения. Следователь или другое ответственное лицо назначает экспертизу на заключение эксперта (рецензию) в НП «Саморегулируемая организация судебных экспертов».

Вместе с тем хочется еще раз заметить, что сам факт производства рецензии не является процессом, в котором достигается цель подготовки именно отрицательной рецензии.

Для более полного представления сути рецензии стоит вспомнить о рецензиях, которые выполняются в структурах государственных экспертных учреждений на заключения экспертов (справки специалистов) и которые производят стажеры с целью получения допуска на право самостоятельного производства конкретного вида экспертиз.

Подача рецензии в суд. Важные детали.

В ходатайстве необходимо обобщенно изложить все нарушения, на которые ссылается рецензент. Если судья откажет в удовлетворении такого мотивированного ходатайства, это позволит использовать данный факт при обжаловании.

Суд обязан мотивировать причину, в связи с которой он не принял представленные доводы, и это возможность для дискуссии при рассмотрении дела в следующих инстанциях.

Однако чтобы все сложилось так, как запланировано, ходатайство лучше приобщить к материалам дела, сдав его через канцелярию заблаговременно до судебного заседания.

Источник: https://recense.exprus.ru/recenziya-na-sudebnuyu-ekspertizu-processualnoe-obosnovanie/

101Адвокат
Добавить комментарий