Могу ли я привлечь перекупщиков за мошенничество?

«ТТС сам пострадавший. Когда пришли в полицию, следователь схватился за голову»

Могу ли я привлечь перекупщиков за мошенничество?

Один из менеджеров автодилера провернул аферу с десятками автомобилей, сданных на реализацию. Заявленный ущерб — порядка 150 млн рублей

Десятки клиентов одного из автосалонов «ТрансТехсСервиса» заявили в полицию, что сдали свои машины для оценки и продажи, а в итоге остались ни с чем. Менеджер автосалона Айрат Файзуллин, с которым они работали, в бегах.

Автодилер проводит собственное расследование, обещая выполнить обязательства перед добросовестными клиентами.

Но есть подозрение, что и у самих потерпевших рыльце в пушку: многие из них, возможно, сами перекупы, участвовавшие в схеме, которых кинули в последний момент.

Клиенты одного из автосалонов ТТС заявили, что сдали свои машины для оценки и продажи, а в итоге остались без денег Олег Спиридонов

Как стало известно «БИЗНЕС Online», следователи УМВД Казани возбудили уголовное дело в отношении бывшего сотрудника сети автосалонов «ТрансТехСервиса» Айрата Файзуллина.

В течение двух лет до декабря прошлого года он работал менеджером отдела продаж автомобилей с пробегом в центре, расположенном на улице Даурской, 18, а теперь стал фигурантом дела о мошенничестве в особо крупном размере.

Это преступление наши источники называют одним из самых наглых хищений в Казани за последние годы.

По версии правоохранительных органов, Файзуллин брал автомобили клиентов на оценку для последующей продажи в салоне. Всего Файзуллин якобы получил от клиентов ТТС несколько десятков машин. Однако автовладельцы так и не увидели своих денег, хотя машины, которые они сдавали сотруднику ТТС, уже проданы.

По данным источников нашего издания, в прошлую пятницу десятки потерпевших скооперировались и пошли в центр ТТС на Даурской.

Там они узнали, что руководство ТТС уже обратилось с заявлением на своего бывшего сотрудника в полицию, данную информацию подтвердили и источники нашего издания в УВД города.

Многочисленные заявления о мошенничестве поступили в пятницу в отдел полиции «Горки». Ущерб оценивается, он может достигать 150 млн рублей. Местонахождение Файзуллина устанавливается.

В самой компании «ТрансТехСервис» полагают, что соучастниками предполагаемого мошенничества стали перекупщики автомобилей.

«Служба безопасности компании „ТрансТехСервис“ совместно с МВД выявила преступную схему, по которой действовали мошенники, в том числе так называемые перекупы, — объясняет исполнительный директор ТТС Тагир Ибрагимов. — Они обманывали добросовестных клиентов.

На основании полученных данных уже возбуждено уголовное дело. Наша компания приложит все усилия, чтобы помочь правоохранительным органам найти и наказать виновных. Свои обязательства перед добросовестными клиентами „ТрансТехСервис“ выполнит в полном объеме».

Перекупы приобретали автомобили у граждан, затем передавали их менеджеру ТТС для продажи по более выгодной цене, потом делили разницу, рассказал свою версию источник в компании Олег Спиридонов

Более подробно версию, которой придерживаются в ТТС, нашему корреспонденту на условиях анонимности рассказал знакомый с ситуацией источник. По его мнению, Файзуллин мог действовать не один.

«Его предполагаемые сообщники-перекупы приобретали автомобили у обычных граждан, затем передавали их менеджеру „ТрансТехСервиса“ Файзуллину по доверенности.

По договоренности между мошенниками, Файзуллин продавал эти машины через ТТС по более выгодной цене и делил разницу с перекупами. Вот такая незатейливая схема», — рассказал источник издания версию самой компании. 

Сколько времени мошенники наживались на продавцах и автодилере, не известно, но в один момент Файзуллину якобы показалось мало его доли. «И один жулик кинул других — не рассчитался деньгами с перекупами и пропал.

С этого начались заявления в правоохранительные органы и возбудили дело, — добавил источник издания. — Сейчас внутреннее расследование проводит и „ТрансТехСервис“, чтобы выявить, были ли сообщники у Файзуллина».

 

Собеседник «БИЗНЕС Online» убежден, что значительная часть заявлений в уголовном деле от потерпевших, которые являются перекупщиками автомобилей. Этот вывод он делает на основании того, что средний срок владения автомобилями у потерпевших продавцов не превышает один-два дня, реже встречается 6–7 дней.

«Это убийственный факт, он говорит о том, что все эти «продавцы» на самом деле перекупы, машины они оформляли на себя на время, а потом пытались срочно перепродать через ТТС», — пояснил источник издания.

По его словам, автомобили посредники передавали лично Файзуллину по доверенности, что является еще одним подтверждением того, что они участники как минимум странной схемы. «Ни один добропорядочный человек при сдаче машины на продажу не будет выписывать доверенность на какое-то третье лицо.

Эта доверенность в итоге и сыграла злую шутку с доверившимися ему перекупами — машины он продал, деньги получил, собрал значительную сумму и не отдал ее своим «партнерам».

Размер предполагаемого ущерба в 150 млн рублей собеседник издания ставит под сомнение. «А почему не миллиард? Откуда взялась эта сумма? — задается он вопросом. — Непонятно и чего теперь хотят перекупщики. Если они крали деньги у дилера, почему он теперь должен с ними расплачиваться?»

Размер предполагаемого ущерба – порядка 150 млн рублей Олег Спиридонов

«ЛЮДИ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, СДАВАЛИ ЕМУ МАШИНЫ, А ОН СДАВАЛ ИХ В ДРУГИЕ САЛОНЫ»

Впрочем, сами потерпевшие придерживаются иной версии событий и мошенниками себя не считают. На условиях анонимности нам удалось поговорить с представителем одного из них. По словам нашего собеседника, его доверитель — обычное физлицо — сдал Файзуллину автомобиль Toyota для оценки стоимости. Автомобиль якобы оценили в 1,2 млн рублей.

Клиент еще не принял решение о том, готов ли продавать авто по такой стоимости, однако после новогодних праздников увидел, что его Toyota продается в салоне ТТС. Объявление о продаже на сайте объявлений ему скинули друзья. Вместе с ними он провел «эксперимент»: пришел в салон и попросил показать указанный автомобиль.

Сотрудники офиса продаж заявили тому, что у автомобиля якобы сменился собственник, даже показали ПТС.

«Мой подзащитный вскипел, сказал, что это его автомобиль. Даже показал документы, — рассказывает наш собеседник. — Сначала думали, что обманывает всех салон, но позже узнали, что сам ТТС — также пострадавший. Когда пришли писать заявление в полицию, следователь схватился за голову».

Стройную версию корреспонденту «БИЗНЕС Online» изложил другой потерпевший, и в его пересказе Файзуллин, наоборот, якобы пытался перепродать перекупам машины, которые ему сдавали на оценку клиенты ТТС. Казанский предприниматель Андрей Яковлев познакомился с Файзуллиным в 2015 году.

Яковлев занимался перепродажей подержанных автомобилей. «У меня был офис в торговом центре „Караван“, площадка на Спартаковской», — рассказывает собеседник. По словам Яковлева, он брал автомобили на «комиссию», при возможности выкупал их, а затем выставлял на продажу.

«Что такое „комиссия“? Собственник сдает автомобиль, мы размещаем объявление, поступают звонки, мы приглашаем клиента.

Если клиент говорит, что машину покупает, мы звоним собственнику автомобиля, говорим, что ваш автомобиль будет продан в такое-то время, вам будет необходимо подъехать в такое-то время для подписания договора, — объясняет Яковлев. — Тогда Айрат ко мне и обратился. Спросил, можно ли поставить машину на комиссию…»

Машина, которую предложил Файзуллин, оказалась «слегка битая», продать ее не удалось, рассказывает Яковлев. Файзуллин приехал, забрал машину и расторг договор. Никаких проблем во взаимоотношениях не возникло. «После этого мы общались как сотрудник и клиент. Он звонил, какие машины можно поставить. Втирался в доверие. Мы долгое время, получается, были знакомы», — говорит предприниматель.

В августе–сентябре 2018 года Файзуллин впервые опробовал на Яковлеве схему, которая привела к возбуждению уголовного дела. Менеджер вышел на Яковлева с предложением выкупить у него автомобиль BMW X6 по привлекательной цене.

Откуда автомобиль, не уточняется, но можно предположить, что это как раз одна из машин, которую передали ТТС на оценку продавцы. «Лишний заработок, сами понимаете, в наше время не помешает», — говорит Яковлев. Автомобиль он рассчитывал продать подороже, а разницу оставить себе, поэтому без сомнений передал деньги приятелю.

Его не смутила дополнительная просьба Файзуллина. «Он спросил: „А можно, чтобы ты как будто не выкупал автомобиль, а допустим, я временно поставил [на „комиссию“]. И если у меня будет клиент, я автомобиль заберу, а деньги тебе верну», — вспоминает разговор предприниматель.

 В качестве обеспечения честных намерений Файзуллин предложил оставить расписку, свидетельствующую, что он взял у предпринимателя деньги за автомобиль и пообещал выплачивать ежемесячный процент, пока автомобиль не будет продан.

Однако продать машину оказалось не так просто. «Проходит месяц, я ему говорю, чтобы платил проценты. Он говорит, у меня другой вариант.

Давай машину заберем, поставим ее в ТТС, она продастся, деньги в течение двух недель получим», — вспоминает Яковлев.

Примерно в октябре прошлого года Файзуллин предоставил «партнеру» договор о том, что предприниматель сдал машину в ТТС. Лишь потом Яковлев узнал, что договор и печать оказались фиктивными. 

Потерпевший оценивает общую сумму своего ущерба в 8,5 млн рублей, тем временем кредиторы, у которых предприниматель занимал деньги, настаивают на возврате долга   «БИЗНЕС Online»

Яковлев утверждает, что, пока он ждал продажи этого BMW X6, Файзуллин провернул с ним эту схему повторно. В надежде на прибыток предприниматель выкупил вторую машину Range Rover, хотя для этого ему уже пришлось залезать в долги к знакомым.

Когда машину вновь не удалось быстро продать, Файзуллин предложил опять продать ее через ТТС. «ТТС — организация солидная, я знаю, что машина будет стоять там, знаю, что денежных проблем они не испытывают», — объясняет свои действия и отсутствие сомнений Яковлев.

 Перед Новым годом Файзуллин пришел к Яковлеву с третьим автомобилем — Subaru. «Он сказал, что скоро будут все деньги, потому что ТТС закрывает свои хвосты, скажем так. Ведь идет повышение НДС.

Денежные средства, сказал он, будут 100 процентов», — цитирует наш собеседник слова экс-менеджера ТТС.

Но денег предприниматель так и не увидел. «9 января я ему говорю: где деньги? Он сказал, что на этой рабочей неделе всего три дня. Я начал его мучить, потом он предложил мне еще один автомобиль», — говорит Яковлев.

Вероятно, предыдущие просрочки его не особо насторожили: «Я поставил условие, что автомобиль стоит у меня, пока я его не продам. Это был Porsche Cayenne. Я покупаю его за 3 миллиона рублей. Документы у меня, все договоры, все как положено.

Но 15–16 января Файзуллин пропадает, а ко мне 17 января приезжают сотрудники полиции и конфискуют последний мой автомобиль».

С папкой документов и договоров Яковлев поехал в полицию и написал заявление о мошенничестве. Он оценивает общую сумму своего ущерба в 8,5 млн рублей, тем временем кредиторы, у которых предприниматель занимал деньги, настаивают на возврате долга. Яковлев, по его же словам, чтобы расплатиться, продает недвижимость.

«Я не знал, что Файзуллин перекидал столько народа. Люди, оказывается, сдавали ему машины, а он сдавал их в другие салоны. Вот мне вчера звонил человек из Чебоксар, говорит, машины конфисковала полиция. Звонит человек из Москвы — тоже попал.

Ситуация очень серьезная, даже не знаю, что дальше делать, потому что надо отдавать долг».

Предприятия: ТрансТехСервис

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/410314

«Перекупщик заработал на нас $800, а дым из трубы валом валит». Симптоматичная история покупки «бэушного» Opel

Могу ли я привлечь перекупщиков за мошенничество?

Прожженные покупатели хорошо понимают, что приобретение подержанного автомобиля — это почти всегда риск. Они знают, куда смотреть, на какие документы обратить внимание, что спрашивать у продавца.

Но Ирина Гурская из Смолевичского района признает: «Я дилетант в автосфере и даже не представляла, с чем столкнусь». Она взяла кредит, приобрела Opel Astra для сына, а когда из трубы пошел густой белый дым, растерялась.

Дотошная покупательница, впрочем, не смирилась — установила бывшего владельца машины, который честно предупреждал о проблеме и просил за автомобиль на $800 меньше, чем перекупщик.

Женщина задает наивные, но резонные вопросы: можно ли привлечь к ответственности продавца и каковы судебные перспективы? Почему такие сделки оформляются по копии паспорта и законно ли это? «У нас пару джинсов нельзя продать просто так, а в целой сфере происходит массовый и систематический обман потребителей», — возмущается читательница.

— Мы живем в Смолевичском районе, но работаем в Минске, — начинает свой рассказ Ирина Гурская. — Сын вернулся из армии, и встал вопрос, как добираться в город. Решили приобрести ему автомобиль.

Условились так: он выбирает, а я даю деньги. Специально ради этого взяла кредит в $1800 в эквиваленте.

Однако в результате все обернулось так, что мне пришлось вникать в нюансы оформления сделки и техническое состояние машины.

Выбор остановили на Opel Astra 1999 г. в. Сын Ирины попросил провести диагностику на СТО, где работают знакомые ребята. Вообще, эта модель хорошо зарекомендовала себя на белорусских дорогах, и, несмотря на возраст, 15—20-летние автомобили продолжают ездить.

Этот конкретный экземпляр тоже находится в неплохом состоянии, если судить по внешнему виду. Сквозной коррозии не наблюдается, под капотом подтеков нет, салон выглядит достойно. Автослесари тоже не нашли к чему придраться. Заметили лишь, что раньше на машине стояло газовое оборудование, а теперь его нет.

— Продавец просил за автомобиль $2800 в эквиваленте, — продолжает Ирина. — Мне сказали: машина стоит того, ребята с СТО дают добро. В осмотре я не участвовала и, хотя получила права три года назад, максимум, что могу, — это проверить уровень масла и залить стеклоомыватель. Так что я полностью доверилась специалистам и не стала ни во что вникать.

А зря! Первые вопросы у женщины появились при оформлении сделки. Ее смутило, что продавец не является собственником автомобиля и нужно оформлять счет-справку.

Более того — в качестве основного документа фигурировала копия паспорта хозяина машины.

Посредница (на ее визитке вместе с номерами телефонов скромно указано «Алена»), присутствовавшая при сделке, заверила, что «это законно и все так делают».

— Честно признаться, я больше всего боялась, что автомобиль находится в угоне, — признается Ирина Гурская. — Но меня убедили, что беспокоиться нечего. Оформили договор купли-продажи, поставили штамп… А через несколько дней я смогла зарегистрировать машину на свое имя в ГАИ.

Тем не менее радоваться, как оказалось, было рано. В тот же день случилось непредвиденное: Ирина с сыном не доехала до дома буквально сто метров, как из автомобиля пошел густой белый дым. В панике они выбежали из салона, решив, что произошло возгорание.

— Немного успокоившись, сообразили, что дым идет из выхлопной трубы. Когда он прекратился, осмелились продолжить поездку, — рассказывает владелица проблемного Opel. — Сразу же набрали продавцу и спросили, в чем дело. Тот заявил, мол, машина была в порядке, это вы что-то не так сделали.

Тогда Ирина открыла ноутбук и стала искать информацию в интернете. В итоге натолкнулась на объявление предыдущего владельца Astra, который живет в Бобруйске. Тот честно указывал: «иногда дымит белым дымом». Примечательно, что хозяин хетчбэка просил за автомобиль $2000 (напомним, читательница приобрела машину за $2800).

— Связались с бывшим собственником Opel. В разговоре Олег рассказал, что автомобиль он продал 10 июля. Получается, мы приобрели его через 10 дней, — женщина провела свое мини-расследование. — Оказалось, что наш продавец и купил данную машину. К слову, на наши звонки перекупщик уже не отвечает. Вероятно, занес номер в черный список.

Наверное, большинство на этом успокоились бы и перестали искать правду.

Но Ирина сильно возмущена и задает, с одной стороны, наивные, а с другой — вполне законные с точки зрения потребителя вопросы: «Выходит, что перекупщик сознательно скрыл плавающий дефект, явно рассчитывая, что его не обнаружат при предпродажном осмотре даже на СТО. Между тем маржа составила $800. Неплохой заработок! А налоги он с этого заплатил? Какую ответственность понес? Или прикроется тем, что это сфера подержанных автомобилей?»

Владелица Astra обратилась с заявлением в милицию, попросив возбудить уголовное дело по статье «Мошенничество», и вскоре получила предсказуемый отказ: это сфера гражданско-правовых отношений и необходимо обращаться в суд.

Ответ примечателен и тем, что в нем содержится объяснение бывшего владельца Opel. Олег из Бобруйска четко указывал: он обращал внимание перекупщика, представившегося Андреем, на белый дым, но молодого человека это не смутило.

Последний также попросил не переоформлять автомобиль, поскольку «у него уже есть одна машина и ему придется платить налог».

Заметим, что с точки зрения продавца отдавать автомобиль, зарегистрированный на его имя, неизвестному человеку было как минимум неосмотрительно (сколько мы описывали судебных историй, да и про камеры скорости забывать не надо).

— И хотя на наши звонки перекупщик не отвечал, я узнала, где он работает и живет, — продолжает Ирина Гурская. — Дело в том, что после совершения сделки я подвозила его на работу в один из городов Минской области. Там у него СТО. Говорил, что занимается автоэлектрикой. Узнать данные индивидуального предпринимателя было несложно.

В милицию также вызвали самого перекупщика, который, конечно, сразу стал отнекиваться, дескать, никакого Opel Astra в собственности не было, а женщину с сыном знать не знает, и почему они его указывают, даже не имеет представления. Известная история…

Настойчивую владелицу Opel ответ милиции не устроил, и она обратилась в компанию, которая занимается проведением технических экспертиз. Специалисты заверили, что женщина поступила правильно, сразу занявшись проблемой. Также попросили съездить на СТО, чтобы проверить уровень выхлопа вредных веществ, компрессию двигателя и герметичность цилиндро-поршневой группы.

— Все оказалось в норме. Более того, я без проблем смогла пройти техосмотр и получить допуск к дорожному движению, — показывает на наклейку хозяйка Astra. — Белый дым напомнил о себе еще один раз. По рекомендации специалистов я продолжаю наблюдать за автомобилем.

Параллельно женщина отправила перекупщику письмо, в котором сказано, что она приобрела машину с дефектом, наличие которого тот намеренно скрыл. Покупательница просит компенсировать расходы на ремонт. Оставила номер телефона и расчетный счет. Но слабо верится, что индивидуальный предприниматель добровольно перечислит туда деньги.

— Сейчас я взяла небольшую паузу, собираю информацию и обдумываю положение вещей, — признается Ирина. — Вот что требовать? Расторжения договора? Привлечения к ответственности перекупщика по линии налоговой инспекции? Если подавать в суд, то придется платить госпошлину.

Но дело, по сути, не только в деньгах. Меня возмущает, что фирма, торгующая джинсами, больше рискует, чем вот такой продавец машины. Эта сфера — огромная дыра, где обман возможен только потому, что речь идет о бывших в употреблении автомобилях.

А вспомните историю про Daewoo, сгоревшую на МКАД.

Вдруг, тьфу-тьфу, со мной или моим сыном произошло бы нечто похожее? Кто бы отвечал? Одно дело, когда говорят, тут шумит подшипник или есть проблемы с коррозией, и совсем другое, когда уверяют, мол, это ж ласточка, а на деле оказывается — сплошной обман!

Эти слова звучат несколько наивно в контексте того, что рынок подержанных автомобилей, увы, жил и живет по таким негласным правилам. Бывают истории и похлеще. Например, когда продают машину по доверенности, а «хозяин» лет через десять получает повестку в суд по делу о ДТП с пострадавшими.

Однако история Ирины Гурской нам все же показалась примечательной. Во-первых, женщина смогла установить всю цепочку, из которой стало понятно, сколько заработал перекупщик и что он скрывал. Во-вторых, покупка этого Opel хорошо иллюстрирует, как ведут себя участники сделки после раскрытия карт. В-третьих, она показывает, насколько спекуляции выходят из законодательного поля.

Очевидно, перекупщик не ожидал, что биографию Astra начнут раскручивать и удастся установить факты и цифры. Ни за что мужчина не просил бы подвезти к месту работы, предполагая такое развитие ситуации. Выяснить, что автомобиль куплен и затем продан именно им, ничего не стоит. Но все же какие перспективы у истицы?

Источник: https://auto.onliner.by/2016/08/30/pokupka-opel

Осторожно, перекуп: как не стать жертвой автомошенников

Могу ли я привлечь перекупщиков за мошенничество?

В жизни любого автовладельца рано или поздно наступает момент, когда верного стального друга приходится продавать. Порой – из-за проблем с финансами, чаще – потому что захотелось более новую машину, побольше (или поменьше).

Хорошо, если удалось сдать старый автомобиль в трейд-ин за приемлемую сумму при покупке нового. Хуже, если за уже имеющуюся машину нужны живые деньги, а потенциальные покупатели оценивают ее скромнее, чем вы хотели бы.

Или, как в том анекдоте, «смотрят, пробуют, но замуж не берут». И тут появляются они.

ПЕРЕКУПЩИКИ

Они звонят вам и сообщают, что готовы взять ваш автомобиль на реализацию. Иногда работают достаточно грубо и прямолинейно: «Мы берем вашу машину на аукцион, который длится неделю.

Если за это время машина не ушла по вашей цене, салон ее выкупает для последующей реализации».

Другие действуют изящнее: сообщают про якобы горящий у них контракт на подбор конкретного автомобиля и предлагают пригнать машину к ним для диагностики (мол, в этот же день покажем покупателю, он собирается рассчитаться сразу, и вы тут же получите вашу сумму на руки).

Оба типа перекупщиков роднит то, что им главное – получить от вас машину (а то и документы) в свое распоряжение. И, конечно, вашу подпись на договоре, ознакомиться с которым толком не дадут (торопя с подписанием).

Дальше (согласно этому договору) машина может стоять у них хоть вечно (пока не будет продана), либо перекупщик за свое посредничество по факту продажи получит кругленькую сумму. В лучшем случае машину вы обратно выручите за энную сумму наличности. В худшем – не увидите ни машины, ни денег за нее.

Есть и средний вариант – несмотря на письменный договор, денег дадут меньше (потом придется судиться за оставшееся, и не факт, что успешно и быстро).

Разберем для примера некоторые пункты договора одной московской фирмы с теми, кто доверяет им продажу автомобилей по комиссии.

О работе этой фирмы на специализированных сайтах отзывов висит немало гневных комментариев (есть и положительные, только вот написаны они как под копирку).

Интересный момент: владельцы компании читают этот сайт, отвечают на комментарии пользователей, просят сообщить номера договоров (с которыми возникли проблемы), обещают разобраться с нечестными сотрудниками и т. д. Верить им не стоит – это уже вопрос личной безопасности.

Среди комментариев пользователей встречаются сообщения, что тем, кто отправил владельцам номера договоров, потом неоднократно поступали звонки от неизвестных лиц с угрозами изуродовать машину и «разобраться». Не стоит забывать, что такие фирмы нередко связаны с криминалом.

ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ ДОГОВОР

Итак, пункт первый. «Если Покупатель внес залог за машину Коминтента и последний желает досрочно расторгнуть договор, он обязан предварительно оплатить Комиссионеру эквивалент суммы залога (подтверждением таковой является расписка предоплаты)».

Если вы отдали автомобиль на комиссию и в договоре был такой пункт, теоретически могут потребовать возместить всю сумму залога, которую якобы потерял салон.

Вам могут даже предоставить ксерокопию расписки, где будут указаны и паспортные данные покупателя, и телефон, и сумма (правда, салон может вычеркнуть несколько цифр из номеров паспорта и телефона, чтобы вы якобы не договорились напрямую с покупателем).

Неполный VIN-номер машины, указанный в расписке, может стать вашим козырем в суде – «а где сказано, что это именно номер моей машины, а не другой, совпадающий только по ряду цифр и букв?»

Пункт второй. «Коминтент должен оплатить Комиссионеру расходы, указанные в приложении к договору, в размере … тысяч рублей». Вам будут говорить, что это стандартная оговорка, и что по факту это платит покупатель. Внимательно смотрите, что указано в этом приложении.

Обычно идет стандартная предпродажная подготовка по завышенным ценам (мойка, химчистка, диагностика), плюс проверка машины на юридическую чистоту. Могут быть и иные пункты. Например, если указан пункт расходов под названием Max Poster, знайте, что тем самым вы оплачиваете продавцу работу сервиса по автоматическому размещению объявлений о продаже автомобиля на десятке сайтов.

При этом в вашем договоре она также будет завышена по сравнению с тем, что платит сам продавец хозяевам ресурса, порой в разы.

Вам могут также сообщить, что, к примеру, сумма в N рублей, которую вы должны выплатить Комиссионеру, и предпродажная подготовка – одно и то же. Не стоит этому верить. Расплывчатость формулировок – главное оружие мошенников.

Если дело вдруг дойдет до суда, они будут упирать именно на то, что имели в виду: вы обязаны оплатить и предпродажную подготовку, и комиссию (а это уже десятки тысяч рублей). А ваши слова о том, что вам говорили другое, никто подтвердить не сможет.

И при наличии хорошего адвоката мошенники вполне могут выиграть дело.

Пункт третий. В начале договора есть фраза «Комиссионер несет ответственность за сохранность автомобиля Коминтента».

Но далее идет стандартный вроде бы параграф договора: «Форс-мажорные обстоятельства… Комиссионер не несет ответственности перед Коминтентом за обстоятельства, включающие (но не ограничивающиеся) пожар, стихийные бедствия, военные действия и иные ситуации, не поддающиеся контролю сторон».

Проще говоря, если ваш автомобиль во время ожидания сделки вдруг сгорел на стоянке или был разграблен, и комиссионер докажет, что ситуация подпадала под описанные форс-мажорные обстоятельства, то это уже будут ваши проблемы.

Согласно этому же договору, если Договор расторгает Комиссионер, то никакой неустойки он не выплачивает, а Коминтент обязан в течение нескольких дней забрать автомобиль.

КАК ПРОВЕРИТЬ «ЧИСТОТУ» АВТОСАЛОНА

Что же можно посоветовать тем, кто вдруг все-таки решил продать машину через салон?

Просите договор на изучение. Чтобы не тратить время, просите прислать на электронную почту. Не прислали – вам повезло. Прислали – читайте, анализируйте, по возможности, привлекайте грамотного юриста.

Внимательно смотрите, что подписываете. Есть сомнения хоть в одном пункте – возьмите паузу на размышления под благовидным предлогом (например, можно сказать, что хотите выйти покурить, и тут же уехать – главное, чтобы документы и ключи оставались при вас). Помните, что из устного объяснения даже самолетик бумажный не сделать, и суд будет смотреть на то, что написано и подписано.

Не поленитесь ввести данные компании (ИНН, название, и прочее) в поисковые системы (Google, Yandex, и пр.) и посмотреть, каков – согласно ИНН – профиль деятельности компании, а также дата ее создания и уставной капитал.

Можно поискать в Интернете выписку из ЕГРЮЛ, зная ИНН компании (он указан в договоре). И если там указано изготовление кондитерских изделий, или торговля овощами, то доверять им продажу автомобиля не стоит.

Если компания многостаночник (штукатурные работы, торговля текстилем и автозапчастями, и так далее) – тоже сомнительно, что они работают честно.

Не давайте перекупщикам свой паспорт и документы на автомобиль ни под каким предлогом, не оставляйте им ключи, если только не намерены заключить сделку.

Помните, что деньги от них можно ждать месяцами (и хорошо, если удастся получить что-то) и что вы им с этого момента уже не особо интересны. Машина (а то и документы) – у них.

И одному Богу известно, что с ней будет дальше, и не вернут ли ее вам потом с замененными на изношенное барахло агрегатами. Такая практика по ряду дорогих автомобилей разных марок, к сожалению, тоже встречается.

Также стоит обратить внимание на то, как одеты сотрудники салона, какие у них бейджики, визитки, где находится салон. Обычная практика «серых» салонов – сотрудники не в форменной одежде, а в обычной, без бейджиков с именами. Отличить такого от посетителя маловероятно.

На стенках комнат ожидания и кабинетов может висеть множество грамот и сертификатов. Все это не более чем декорации.

Некоторые фирмы периодически меняют название, чтобы избежать проблем с законом, поэтому, к примеру, грамоты могут быть выданы компании «ИП Пасифик+», на визитках менеджеров значиться название компании «ЗАО Гиперион Экстра», а на Вашем договоре – «ООО Вектор Венера». Как минимум, уже одно это должно вас насторожить.

Перед поездкой в салон – не поленитесь найти информацию о нем в Интернете и почитать отзывы. Большое количество позитивных отзывов, выполненных будто под копирку – еще один знак, что сюда соваться не стоит.

КАК КЛИЕНТА «РАЗВОДЯТ» НА ДЕНЬГИ 

Если все-таки связались с таким салоном, будьте готовы к различным сценариям их поведения. Например, вам скажут, что машину сейчас нужно загнать на диагностику, так как покупатель согласен ее брать. А вам пока нужно подписать договор и отдать документы на юридическую проверку.

Через 30–40 минут вам с сожалением в голосе объявят, что покупатель в последний момент внес предоплату за машину и сказал, что оставшуюся сумму берет в кредит, а для этого нужно ждать, пока он подготовит документы для банка и получит одобрение. Называют срок.

Если удается потом дозвониться до салона с энной попытки, то вам в назначенный срок сообщат, что сделка сдвигается, так как покупатель не получил еще одобрения банка, потому что подал не ту справку (заболел, уехал в командировку, запил – варианты разные).

А машина все это время стоит в салоне, а нервные мысли подтачивают ваше здоровье… Оно вам надо?

Если вы в этот момент заявите, что хотите вернуть машину, вам назовут цену в несколько десятков тысяч рублей. Неплохая вышла поездка на автомойку, да?

Если же машину продали, то в случае привлечения покупателем кредитных средств, выплаты коминтенту (по договору) должны быть выполнены в течение 21 дня. Догадайтесь, когда вы получите средства? Правильно, не ранее 21-го дня. По отзывам тех, кто связывался с подобными салонами, нередко еще и отдают меньше денег, а в ответ на возмущение предлагают судиться.

В такой ситуации иногда удается выручить машину при помощи друзей или силовых структур (но это срабатывает не всегда). Чаще приходится договариваться с салоном за энную сумму денег (которые не всегда бывают лишними).

Поэтому будьте осторожны и подозрительны. Перекупщики вам не друзья. Они всего лишь люди. Которые тоже хотят быстро и много заработать. Соответственно, в их интересах – купить вашу машину подешевле, продать подороже, и еще стрясти денег с покупателя и продавца. 

Источник: https://5koleso.ru/articles/obzory/ostorozhno-perekup-kak-ne-stat-zhertvoy-avtomoshennikov/

Варианты аннулирования договора купли-продажи автомобиля между физ лицами

Могу ли я привлечь перекупщиков за мошенничество?

Привет всем любителям и пользователям авто!

Сегодня я ознакомлю вас с таким щепетильным вопросом, как аннулирование договора купли продажи автомобиля покупателем или продавцом.

В повседневной практике продаж автомашин с пробегом, с какой бы осторожностью ни проводилась сделка, все равно часты случаи обнаружения всяческих крупных «сюрпризов» уже после её заключения.

Зачастую, столкнувшись с серьезными неприятностями после сделки, ее участник желает расторгнуть договор, но не знает возможно ли это, с какой стороны подступиться к делу и с чего начинать.

Иногда незнание своих юридических прав, приводит к импульсивным и глупым поступкам, наподобие физического рукоприкладства, что может запросто вылиться в уголовное производство и еще большие потери – финансовые и не только. Ведь такой исход вам точно не нужен.

Поэтому я написал для вас обзор на тему аннуляции и оспаривания договоров купли-продажи (ДКП), чтобы, если вдруг возникнет надобность, вам было что прочитать по этому поводу.

Аннулирование покупателем

Для начала давайте разберемся в главных ключевых моментах. Сперва я перечислю основные причины, по которым чаще всего происходит расторжение ДКП:

  • Покупка машины с серьезными или неустранимыми повреждениями, имеющей выявленные покупателем скрытые дефекты;
  • Покупка машины с характеристиками существенно отличными от заявленных;
  • Покупка машины являющейся залоговым имуществом.

Теперь о важном юридическом нюансе. При расторжении ДКП используется следующий основной правовой рычаг:

«Гражданский кодекс РФ» – применяется в случае, если обе стороны являются физическими лицами (продавец и покупатель).

Чаще всего инициатором расторжения такого ДКП бывает покупатель и чаще всего, так или иначе, обманутый продавцом.

К сожалению, и к удивлению многих новичков в тяжбах такого рода, прославленным в судах законом «О защите прав потребителей», при заключенном между физлицами ДКП, воспользоваться не удастся. Этот закон предусматривает «разбор полетов» только если одна из сторон является юридическим лицом.

Но не беда. В качестве основной законодательной базы тут вполне успешно выступает статья 450 и некоторые другие статьи «Гражданского кодекса».

Согласно пункту 2.1 этой статьи ДКП можно расторгнуть, имея на это существенное основание. Вот на сей момент обратите особенное внимание. В пояснении к этому пункту дается определение, что именно подразумевается под «существенным основанием».

Внимание! Существенным основанием для расторжения ДКП служат обстоятельства, при которых покупатель, по факту, оказывается лишен значительной части того, за что он заплатил деньги согласно договору.

То есть это означает, что вы не вправе требовать полного расторжения ДКП, если обнаруженные после сделки «косяки» не имеют особой значимости ни по отдельности, ни в совокупности.

Установить существенность недостатка вправе только суд на основании собственных убеждений, положений закона и выводов экспертов исключительно по техническим вопросам.

К существенным недостаткам относятся:

  • Снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия.
  • Неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией.
  • Дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия.
  • Если выявлен дефект несущей конструкции (кузова, рамы).
  • Выявлены дефекты хотя бы трех основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке.

В этом случае вы вправе просить лишь соответствующей компенсации, что, правда, будет весьма затруднительно осуществить в принудительном порядке. Мое мнение таково, что если вы просмотрели какие-либо мелочи и продавец не согласен вернуть за них соответствующую сумму, то дешевле будет потратиться самому, нежели устраивать из-за этого малоперспективное судебное разбирательство.

Итак, основополагающие моменты мы уяснили, теперь перейдем непосредственно к способам расторжения ДКП между физлицами.

Аннулирование по соглашению сторон

Это самый оптимальный и малозатратный вариант как по деньгам, так и по времени и нервотрепке. Тут следует учесть, что существует две категории расторжения по соглашению сторон:

  • Техническая;
  • Классическая.

Техническое расторжение договора

Применяется в различных случаях каких-либо нестыковок в процессе заключения сделки, делающих ее нежелательной для обеих или одной стороны. Ну, например, вы вдруг решили купить другую машину у этого же продавца, или на авто кто-то оставил залог и явился чуть позже установленного срока и т. п. частности.

В этом случае, расторгнуть ДКП согласны обе стороны, никаких конфликтов не возникает и дело приобретает чисто технический оборот. А делается это так:

  • Если ДКП просто составлены и подписаны в частном порядке, без привлечения каких-либо регистраций и заверений, то они так же просто уничтожаются физически, на чем сделка считается расторгнутой;
  • Если же была сделана запись в ПТС (паспорт транспортного средства), то эта запись зачеркивается и зачеркнутое поле визируется надписью типа: «Договор расторгнут», рядом с которой ставятся подписи сдельщиков (подписи заверять не нужно);
  • Если ДКП заключался с привлечением нотариуса, ТС (транспортное средство) успели перерегистрировать и т. п., то аннуляция происходит с обратной перерегистрацией и нотариальным заверением аннулирования сделки.

Классическое расторжение договора

В этом случае покупатель убеждает продавца расторгнуть ДКП по согласию сторон, по прошествии какого-либо времени после сделки.

Такое расторжение лучше проводить письменно (в свободной форме) даже если согласие полное и бесконфликтное. На деле это, конечно же, бывает редко. Чаще всего со стороны продавца возникает минимум недовольство, а максимум открытое противодействие. Действительно, ведь деньги продавец мог уже потратить, да и просто отдавать лежащее уже в кармане для многих очень тяжело психологически

В случае явного нежелания партнера по сделке ее расторгнуть, вам следует поступить так, как описано ниже.

После не возымевших действие устных предложений и требований (при свидетелях, могущих подтвердить это в суде) аннулирования ДКП, вы должны составить письменную Претензию (в свободной форме), в которой ясно и четко будет указано следующее:

  • Подробный перечень дефектов и несоответствий, выявленных вами в ходе эксплуатации;
  • Настоятельное предложение о добровольной аннуляции ДКП с возвратом денежных средств;
  • Предупреждение о судебном иске продавцу в случае его отказа от добровольного сотрудничества.

Данный документ вы скрепляете своей подписью (с датой) и отправляете на почтовый адрес продавца. С этой Претензии снимается копия и остается у вас. Не теряйте квитанцию об отправке!

Внимание! Отправку такой Претензии осуществляйте только заказным письмом с уведомлением отправителя о вручении.

После отправки на ожидание ответа отводится время в один месяц. По его прошествии вы уже в полном праве подавать иск в суд.

Аннулирование в судебном порядке

Мой вам совет: подобные судебные иски лучше всего подавать при помощи профильного юриста, что повышает шансы на успех.

Сам иск обычно подается по адресу регистрации ответчика, но это не особо принципиально. К судебному разбирательству нужно подготовить все касающиеся сделки документы, даже второстепенного значения.

Место рассмотрения дела о расторжении договора зависит от того, на какую сумму была заключена сделка. Так, гражданские дела по имущественным спорам при цене иска до 50 тыс. руб. рассматриваются мировым судьей, более 50 тыс. руб. — в районном (ст. 23, 24 ГПК).

Порядок действий истца я представлю вам в нижеследующей последовательности.

Составить иск

Сперва вы (желательно с юристом) составляете сам иск. В нём вы указываете:

  • Ясно и четко все обстоятельства дела;
  • Период эксплуатации вами ТС купленного у ответчика;
  • Подробный перечень всех выявленных существенных дефектов и несоответствий – именно существенных, т. к. «плач Ярославны» по поводу плохо действующего стеклоподъемника рассмотрен не будет;
  • Прописать нанесенный вам ответчиком, по вашему мнению, ущерб в обоснованном денежном эквиваленте;
  • Просить об аннуляции договора купли-продажи, взыскании с ответчика уплаченных ему денег, а также сумм компенсации ущерба (если таковой был нанесен) и судебных издержек. При этом вы должны ссылаться на «Гражданский кодекс» (ст. 450, 469, 470).

Бланк искового заявления можно скачать.

Если иск подан в рамках ФЗ «О защите прав потребителей», то согласно ст. 15 ФЗ вы вправе требовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера имущественного вреда.

Судебная практика по данному вопросу разная. Был случай, когда истец просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., а суд взыскал — 5 000 руб, истец просил взыскать 10 000 руб, суд столько и взыскал.

Затем, перед подачей иска, вы должны выслать его копию продавцу (заказное письмо, уведомление, квитанцию сохраняете);

Подать в суд

Перечень документов для подачи следующий:

  • Исковое заявление с чеком оплаты судебных сборов;
  • ДКП с нотариальной заверенностью;
  • Акт приема-передачи ТС, если он составлялся;
  • Ксерокопию отосланной ранее продавцу Претензии с квитанцией об отправке;
  • Квитанцию об отправке продавцу копии судебного иска.

Не забудьте оплатить гос пошлину в сумме 300 руб. при подаче иска о расторжении договора купли-продажи ТС в суд. Если вы предъявляете требования о возврате суммы авто по сделке и компенсации вреда, то сумма гос пошлины будет выше, так как в этом случае она зависит от цены иска.

Внимание! После начала судебных заседаний крайне желательно подать ходатайство на спецэкспертизу ТС, для проверки и визирования всех указанных в иске дефектов и несоответствий.

Если в деле присутствует заключение этой экспертизы, то суд, обычно, выносит решение основываясь именно на нем. Оплата за спецэкспертизу ТС взимается только по вынесении судебного решения вместе с судебными издержками с проигравшей стороны.

Аннулирование продавцом

Конечно, продавцы намного реже выказывают стремление вернуть проданное авто, но такие ситуации иногда бывают. Например, в случаях, когда продажа осуществлялась с частной рассрочкой платежа, а покупатель отказался выплачивать всю сумму по той или иной причине (не обязательно злонамеренной).

Продавцу, как и покупателю, сперва нужно обязательно обратиться к партнеру по сделке с предложением решить вопрос по обоюдному согласованию. Если уговоры действия не возымели, то также отправляется Претензия, по описанной уже схеме, с требованием возврата авто.

По прошествии месячного срока ожидания, при условии молчания адресата, можно подавать исковое заявление и требовать возврата машины через суд. Весь процесс аналогичен уже описанному, за исключением проведения спецэкспертизы транспортного средства, которая не требуется.

Однако, она может понадобиться, если авто, по решению суда, будет возвращено владельцу в ненадлежащем виде и это спровоцирует второй иск о возмещении ущерба (нанесенного автомобилю).

Советы

  • Всегда сохраняйте все документы, касающиеся дорогостоящего имущества, даже если они второстепенного значения.
  • Тщательное обследование автомобиля перед его покупкой резко снижает риск последующих неприятностей, хлопот и судебных тяжб.
  • Продавцу лучше всего соглашаться на частную рассрочку платежа только в исключительных случаях, с людьми которым можно доверять.

Заключение

Из данной статьи ясно видно, что к серьезным вещам и сделкам нужно относиться серьезно. Безалаберность в вопросах оформления и сохранения документации на авто может стать причиной последующей головной боли и проигрышей в суде, с материальными и моральными издержками.

А в каких случая вам приходилось расторгать договор? И не сложно было это сделать? Может у вас целая детективная история? — если так, то отлично! Ну в том плане, что всем интересно будет)) Расскажите об этом в комментах к статье. А также, я, по традиции, из того, что вы напишите, выберу интересное и/или полезное и добавлю в статью с указанием вашего авторства!

В завершение посмотрите этот феерический видеоролик, после которого так и хочется встать на лыжи, покататься на скейте, велосипеде… Да хотя бы побегать по стадиону. Это же классно! 

На этом я прощаюсь с вами, уважаемые посетители моего блога. Не забывайте дарить ценную информацию вашим друзьям через социальные кнопки. Подписывайтесь для удобства на обновления блога.

Будьте бдительны на дорогах и активны по жизни. Всего вам наилучшего.

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!

Источник: https://kulikavto.ru/kuplya-prodazha/annulirovaniya-dogovora-avtomobilya.html

101Адвокат
Добавить комментарий