Могут ли обязать получать дополнительно пед образование?

Сибирская Региональная Школа Бизнеса (колледж)

Могут ли обязать получать дополнительно пед образование?

Какое образование получают в колледже и техникуме

Многих абитуриентов интересует, чем отличается образование, которое можно получить в колледже, от образования в училище или техникуме. Об определенных различиях, существующих в этой сфере, вы можете узнать из данного материала.

Очень часто в сети Интернет можно встретить такие вопросы озадаченных пользователей:

  • «Техникум, колледж или училище – что выше ценится?»;
  • «Закончил техникум. Какое это образование?» или «Техникум это какое образование?»;
  • «После окончания техникума – какое образование?» или «Образование после техникума как называется?»
  • «Специалистом какого уровня я стану, окончив колледж?»

На самом деле, на качество образования название учреждения, как правило, не влияет. Впрочем, в училищах обычно можно получить лишь НПО, что расшифровывается, как “начальное профессиональное образование”. В любом случае, все перечисленные учебные заведения относятся к одной ветви образовательной структуры, поскольку все они являются ссузами.

Структура профессионального образования (без учета высшего)

Чтобы понять, какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума и получить ответы на вопросы вроде: «Училище – это какое образование?» или «Техникум какое образование дает?», необходимо знать структурную модель данного сегмента образования:

  • СПО или среднее профессиональное образование. В процессе обучения подготавливаются специалисты среднего звена, которые обладают углубленными знаниями по профилю в той или иной профессиональной сфере;
  • НПО. Аббревиатура расшифровывается, как “начальное профессиональное образование”. Поступить на обучение можно на базе 9-ти или 11-ти классов. Подготавливаются специалисты начального уровня квалификации.

Лица, прошедшие программы первого типа, получают квалификацию «специалист». А в результате успешного прохождения образовательных программ второй категории, выпускнику ссуза присваивается квалификация «специалист начального уровня». Как техникум, так и колледж, могут предоставлять своим студентам СПО. А вот большинством училищ реализуются лишь программы НПО.

Спо и нпо

Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках такого обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.

НПО предоставляет более низкий уровень подготовки и раскрывает перед выпускниками узкие карьерные возможности.

Разумеется, лицо, прошедшее такую образовательную программу, получит определенные компетенции и будет считаться квалифицированным работником.

Но, на примере образовательного учреждения медицинского профиля, если обладатель СПО может работать медбратом или фельдшером, то «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО – работа нянечки.

Итак, колледж – это какое образование? И какое образование после колледжа вы сможете получить? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы на все эти вопросы предоставлены ниже.

Подробнее, о ссузах

  1. Колледж (какое образование и в чем его особенности, каков процесс обучения).Учреждения этого типа являются более перспективными и выше котируются работодателем. По качеству обучение в них довольно плотно приближено к высшему образованию. Зачастую, колледжи являются административными подразделениями вузов, что дает возможность выпускникам поступать иногда даже на второй или третий курс вуза, к которому «прикреплен» их колледж. Нередко, образовательные программы, реализуемые в колледжах, предлагают весьма широкий перечень специальностей, часто даже многопрофильных.
  1. Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент лиц, успешно поступающих в вузы, значительно выше среди выпускников колледжей, нежели среди тех, кто окончил техникум либо училище. Не в последнюю очередь это обусловлено особыми льготами (иногда даже негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже. Для поступления необходимо предоставить аттестат об окончании 11-ти или 9-ти классов, а также, при наличии, диплом об СПО или НПО. Как правило, обучение длится три года. Однако, на базе 9-ти классов – не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше. Какое образование дает колледж и как называется образование после колледжа? В колледжах предоставляется качественное образование, среднего профессионального уровня;
  2. Техникум (уровень образования, нюансы и специфика). Техникум дает среднее специальное образование. Техникумы подразделяются на учебные заведения среднего профобразования, негосударственные (частные) учебные учреждения среднего профобразования, а также автономные организации среднего профобразования. Поступить в них можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы, обладая достаточно высокими результатами ГИА и ЕГЭ. Обучение длится, как правило, 3 года, но некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор и учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному;
  3. Профтехучилище. В училищах обычно реализуются программы НПО. Поступают в училище на базе 11-9 классов общеобразовательной школы. Длиться обучение в училище может от 6 до 36 месяцев. Срок зависит от специальности, которую получает студент. В рамках образовательной реформы, ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ). Впрочем, на качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния.

Так что же выбрать – училище, техникум или колледж?

Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования вы собираетесь поступать в конкретный вуз, то более всего вам подойдет колледж, прикрепленный к этому вузу.

Обучение в таком колледже даст вам возможность плавно, на упрощенных условиях, поступить в вуз, в административную структуру которого входит ваш колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета.

Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.

Если вы планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, впоследствии устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, вам лучше всего поступать в техникум. Также, в техникумах реализуются и гуманитарные, и бухгалтерские, и аудиторские, и другие образовательные программы, направленные на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.

Если же, в ваши планы не входят высокие карьерные достижения, либо вы хотите отложить получение более существенного образования «на потом» – оптимальным вариантом для вас станет училище, в котором вы сможете получить начальное среднее образование.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лишь лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов).

Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования.

Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию, с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Образование средне-профессиональное можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки;
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых реализуются основные программы начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако, существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств;
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов;

Дополнительные правила приема абитуриентов, ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

Приемные комиссии объявляют поступающим не позднее 1 марта:

  1. Порядок приема абитуриентов;
  2. Порядок приема на обучение на платной основе;
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием;
  4. Требования к уровню образования поступающих;
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, а также с включением информации о формах проведения испытаний;
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это;
  7. Порядок поступления для граждан, обладающих ограниченными физическими возможностями.

До 1 июня, учебные заведения должны сообщить абитуриентам следующую информацию:

  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ, с указанием форм обучения;
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения;
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения;
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю;
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний;
  6. Полные сведения об общежитии (если наличествует);
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Прием документов в ссузы полагается завершать до 20-го июня включительно.

Диплом о СПО

Диплом о среднем профессиональном образовании периодически меняет формат. То есть, внешний вид этого документа корректируется приказами Минобразнауки, кроме того, повышается уровень защиты дипломов от подделок. Между тем и по сей день актуальны дипломы советского образца.

Что же касается современных правил выдачи дипломов и приложений к ним, то они, на данный момент, таковы:

  1. Данные документы выдаются не позднее, чем через 10 дней после выхода приказа об отчислении специалиста. Приложение и диплом выдаются по решению государственной экзаменационной комиссии лицам, прошедшим обучение по программам СПО и успешно сдавшим итоговые аттестационные испытания;
  2. В случае, если выпускник потерял приложение или диплом, либо в выданных ему документах об СПО обнаружились ошибки, равно как и если специалист сменил Ф.И.О., он имеет право требовать выдачи дубликатов диплома или приложения к нему, взамен старых. Дубликаты выполняются в соответствии со стандартами, актуальными на момент подачи выпускником заявления на получение дубликатов;
  3. Диплом или его дубликат являются действительными даже в случае утраты приложения. При этом, приложение к диплому не является действительным в случае утраты диплома и при отсутствии его дубликата;
  4. Если учебное заведение, в котором был выдан диплом, прекратило вести образовательную деятельность, то дубликаты дипломов и приложений к ним выдаются сегментом исполнительной власти РФ, администрирующим образовательную сферу на территории, где некогда существовало ныне ликвидированное учебное заведение, выдавшее диплом и приложение к нему;
  5. Для получения дубликатов диплома о СПО или приложения к нему, выпускнику необходимо составить и подать соответствующее личное письменное заявление. Данное заявление хранится в личном деле выпускника;
  6. Если после выдачи дубликатов, обнаруживаются подлинники документов, они должны быть уничтожены органом исполнительной власти РФ;
  7. Диплом выпускник может получить лично. Также, за выпускника, в случае наличия нотариально заверенной правильно составленной доверенности, диплом или его дубликат может получить доверенное лицо для передачи его владельцу. Кроме того, диплом или его дубликат, вместе с приложением, может быть отправлен выпускнику образовательным учреждением или органом исполнительной власти при помощи почтовой системы РФ;
  8. Копия диплома или его дубликата хранится в личном деле выпускника;
  9. Диплом о СПО, выданный частной образовательной структурой и имеющий установленный этой структурой формат, не может быть заменен дипломом о СПО государственного образца.

Источник: www.collegenews.ru

Источник: http://srshb.ru/nauka-i-biblioteka/blog/kakoe-obrazovanie-poluchayut-v-kolledzhe-i-texnikume.html

Дистанционное образование – это фикция или свобода обучения?

Могут ли обязать получать дополнительно пед образование?

Получить бесполезный диплом, не вставая с дивана. Наверно, так большинство видит дистанционное образование. Однако дистанционными программами уже обзавелись даже государственные вузы. Расскажем, как учат удаленно в трёх государственных университетах, а в конце перечислим плюсы и минусы дистанционки.

Дистанционное образование – это фикция или свобода обучения?

Ещё как! Государство разрешило дистанционную форму образования в 2012 году в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Об этом говорит короткая 16-ая статья. Закон обязывает вузы сделать все, чтобы студенты освоили программу в полном объеме, где бы они не находились. Например, вас точно обеспечат электронными ресурсами.

Есть ограничения на обучение в колледже: чиновники составили список профессий, которые нельзя получить дистанционно.

В него входят специальности среднего профессионального образования, для освоения которых нужно много практики. Например, сварщик или электромеханик по лифтам. Правда, есть и странности: в перечень попали архивариус и программист…

Это я и мой друг учимся на дистанционке

Для специальностей высшего образования также есть ограничения на дистанционное обучение. В приложениях к Приказу дано разделение на направления подготовки бакалавриата, специальности – специалитета, программы магистратуры и выше по учебной лестнице.

Но есть приятный момент: в перечне не даны программы дополнительного профобучения, поэтому, например, Сеченовка проводит курсы повышения квалификации для медицинского персонала.

Еще один факт в пользу ценности онлайн-образования: с 2017 года вузы вводят практику перезачета учебных дисциплин на основе онлайн-обучения. Выглядит это так: ты студент МИФИ и прошел курс по высшей математике самостоятельно на сайте Сoursera. Приносишь преподавателю сертификат вуаля! Дисциплина засчитана.

Правда есть ряд условий: понятно, что сертификат именно твой, какая программа у курса… Но возможность все равно классная!

Как поступить на дистанционку?

В интернете много разрозненных данных. Мы позвонили в три вуза и спросили, как у них проходит дистанционное обучение.

МГСУ (Московский государственный строительный университет)

Поступление: на основании ЕГЭ или вступительных испытаний, если после колледжа.

Минимальные баллы: математика — 33, русский язык — 45, физика — 36, обществознание —45.

Форма обучения: заочная с применением дистанционных технологий обучения.

Срок обучения: 5 лет.

Стоимость: 100 тысяч в год. Очка стоит в 2 раза дороже.

Надо ли посещать вуз: точно придется приехать 2 раза в год на защиту курсовых и сдать экзамены. Те, кто живут далеко и приехать не могут, защищаются по видеосвязи. Каждый семестр вуз читает цикл очных лекций.

Конечно, насильно туда никто тащить не будет, но лучше готовьтесь морально поездить в вуз. Дистанционная часть: студенты получают доступ к материалам семестра, задания получают и отправляют по почте.

На обучающей платформе предусмотрена поддержка преподавателя.

РЭУ им. Плеханова (Российский экономический университет)

Поступление: ЕГЭ или вступительные испытания после СПО.

Минимальные баллы: математика — 33, русский язык — 40, обществознание — 44, иностранный язык — 30.

Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных технологий обучения.

Срок обучения: 4,5 года.

Стоимость: 135 тыс. в год.

Надо ли посещать вуз: два раза в неделю. Один выходной с утра и до вечера, второй будний день вечером + сессии.

 Дистанционная часть: в личном кабинете будут материалы для самостоятельного изучения, ссылки на литературу и задания на семестр.

На точечные вопросы, вероятно, в переписке ответит преподаватель или закреплённый за группой методист. Но лучше копить вопросы и задавать из на очном занятии.

Это даже трудно назвать дистанционкой. Это вечернее очно-заочное обучение с применением дистанционных технологий, даже стоит как обычная заочка. Но у Плехановского университета 20 лет опыта, и они считают такой формат оптимальным.

РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет)

Поступление: на основании ЕГЭ или вступительных испытаний после колледжа.

Минимальные баллы: математика — 35, русский язык — 40, история — 40, иностранный язык — 40, обществознание — 45.

Форма обучения: заочная с использованием дистанционных образовательных технологий.

Срок обучения: 4,5 года.

Стоимость: в среднем 52 тысячи за год. Обычная заочка обойдется тысяч в 65-100.

Надо ли посещать вуз: только на итоговую аттестацию и защиту диплома. Дистанционная часть: в личном кабинете хранятся материалы к курсу, записи лекций. Некоторые занятия проходят в формате вебинаров, которые можно посмотреть в записи. Промежуточные аттестации проходят в онлайн-формате.

Дистанционное образование хорошо подойдет интровертам и социопатам 🙂

В опрошенных вузах прием проходит в летнее время. Из студентов формируется группа, можно общаться с сокурсниками в общем чате. Чаще выбирают дистанционку те, кто после школы пошел работать, хочет сэкономить или просто не любит людей:)

Где ещё есть дистанционка в 2019 году?

Вузы

Перечислим несколько вариантов:

Колледжи Москвы

Колледж Синергии09.02.04 Информационные системы (по отраслям)38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)38.02.04 Коммерция (по отраслям)38.02.07 Банковское дело40.02.01 Право и организация социального обеспечения43.02.11 Гостиничный сервис
Колледж современного управления

Источник: https://propostuplenie.ru/article/distantsionnoe-vysshee-obrazovanie-komu-i-zachem/

Трудовой Кодекс – ТК РФ – Глава 26. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, СОВМЕЩАЮЩИМ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ

Могут ли обязать получать дополнительно пед образование?

Статья 173. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно – по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно – по 50 календарных дней ;подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – четыре месяца;сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц.Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:работникам, допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, – 15 календарных дней;работникам – слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов – 15 календарных дней;работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации – 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц.Работникам, успешно обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.Работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период десять учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Статья 174. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах – по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов – по 40 календарных дней;подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – два месяца;сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц.Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:работникам, допущенным к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, – 10 календарных дней;работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации – 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – два месяца, для сдачи итоговых экзаменов – один месяц.Работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50 процентов стоимости проезда.Работникам, обучающимся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.По соглашению сторон трудового договора, заключаемому в письменной форме, сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня (смены) в течение недели.Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Статья 175. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования

Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи экзаменов на 30 календарных дней в течение одного года.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях начального профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Статья 176.

Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях

Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в IX классе – 9 календарных дней, в XI (XII) классе – 22 календарных дня.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов в течение недели).

За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Статья 177. Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

Указанные гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.

К дополнительным отпускам, предусмотренным статьями 173 – 176 настоящего Кодекса, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.

Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений . trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_glava_26.html

14.08.2019 – Валерий Коровенко

Источник: https://trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_glava_26.html

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога

Могут ли обязать получать дополнительно пед образование?

Посетители блога —  педагоги в своих х  нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см.

  совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г.

№ 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы»  засчитываться им как  повышение квалификации,  имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации  за свой счет и т.д. 

Что такое повышение квалификации?

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации».

Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России  от 1 июля 2013 года № 499.

Примечание. По определению   ТК РФ  (ст. 195.1)  «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».

Что такое дополнительное профессиональное образование?

Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование,  осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и  краткосрочные программы, но  объемом  не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее  250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Обучение по дополнительным профессиональным программам   может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании,  а также полностью или частично в форме стажировки.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Таким образом, посещение  отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Право педработника на дополнительное профессиональное образование

Право педагогических работников  на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения  повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Создание условий и организация ДПО педработников  Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Реализация права на дополнительное профессиональное образование

Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с.

197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования,  регулярного обновления  знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации.

Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит   обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень».

Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

А что, если …

Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;

если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;

если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;

если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;

если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это  будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Нормативные документы

Трудовой Кодекс РФ (далее – ТК РФ)

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Приказ Минобрнауки России  от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями

Источник: https://eduinspector.ru/2017/05/10/povyshenie-kvalifikatsii-i-pravo-i-obyazannost-pedagoga/

Наивысшее образование — PRAVO.UA

Могут ли обязать получать дополнительно пед образование?

В сфере образования грядут масштабные инновации.

Граждане получат возможность повышать свой образовательный уровень в разной форме, включая дистанционную, и при этом будут расширены возможности для предпринимательства в данной сфере. 6 октября с.г.

парламент принял за основу проект Закона Украины «Об образовании» (№ 3491-д), разработанный Алексеем Скрипником и другими народными депутатами.

Отличия от действующего Закона Украины «Об образовании» заметны уже на уровне определений. Раскрывается значение многих терминов, которые присутствуют и в нынешнем нормативном акте.

Так, сказано, что образовательная услуга — это комплекс определенных законодательством, образовательной программой или договором действий субъекта образовательной деятельности, имеющих определенную стоимость и направленных на достижение соискателем образования ожидаемых результатов обучения.

Действующий Закон Украины «Об образовании» предусматривает среди основных принципов образования на Украине доступность для каждого гражданина всех образовательных услуг, предоставляемых государством (статья 6).

Об оплате таких услуг упоминается только в контексте дополнительных источников финансирования: в статье 61 говорится, что таким источником может быть плата за «предоставление дополнительных образовательных услуг».

В проекте содержатся положения, направленные на внедрение инклюзивной формы образования.

Предусмотрена индивидуальная программа развития — документ, обеспечивающий индивидуализацию обучения лица с особыми образовательными потребностями, разработанный группой специалистов с обязательным привлечением родителей ребенка (или его законных представителей). Даются определения также таким базовым терминам, как «компетентность» и «результаты обучения».

Право на образование реализуется путем получения формального, информального и неформального образования. Предусмотрено разделение профессионально-технического образования на базовое и высшее профессиональное образование.

В соответствии с проектом неформальное образование приобретается по образовательным программам и не предусматривает присвоения признанных государством квалификаций по уровням образования и получения установленного законодательством документа об образовании.

Лицо имеет право получать образование в различных формах: институциональной, индивидуальной, дуальной, на рабочем месте (на производстве). Институциональными формами получения образования являются: очная (дневная, вечерняя), заочная, дистанционная, сетевая, смешанная.

Информальное образование (самообразование) предусматривает самоорганизованное получение компетенций, в частности, при повседневной деятельности, связанной с профессиональной, общественной или иной деятельностью, семьей или досугом (статья 9).

Дистанционная форма получения образования предусматривает полное или преимущественное овладение образовательной программой в интерактивном режиме с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, удаленных от соискателя образования.

В соответствии со статьей 21 проекта педагогическое образование является обязательным для всех специалистов, которые занимаются педагогической деятельностью или работают в других сферах и деятельность которых непосредственно связана с обучением, воспитанием и развитием человека. Педагогическая практика в образовательной программе подготовки педагога должна составлять от 10 до 25 %.

Отметим, что сегодня, как определяет статья 53 Закона Украины «О высшем образовании», педагогическими работниками являются лица, которые по основному месту работы в высших учебных заведениях проводят учебную, методическую и организационную деятельность. Следовательно, лица с высшим образованием, но без педагогического могут утратить возможность преподавать.

Инновации заключаются и в том, что физическое лицо — предприниматель, основной деятельностью которого является образовательная деятельность, может приобретать права и обязанности учебного заведения (статья 22). Учебное заведение как субъект хозяйствования имеет один из следующих статусов: бюджетное учреждение, неприбыльное учебное заведение или прибыльное учебное заведение.

На всех педагогических, научно-педагогических и научных работников возлагается обязанность соблюдения академической добропорядочности, что предусматривает: 1) ссылки на источники информации при использовании идей, утверждений, сведений; 2) соблюдение норм законодательства об авторском праве; 3) предоставление достоверной информации о результатах исследований и собственную педагогическую (научно-педагогическую, творческую) деятельность; 4) контроль за соблюдением академической добродетели соискателями образования. Отдельно определено, что нарушением академической добродетели считается академический плагиат, списывание, обман, фабрикация, взяточничество. Ответственность за нарушения устанавливается специальными законами.

Статья 50 прямо предусматривает, что педагогические работники проходят аттестацию каждые пять лет. Также с согласия работника происходит сертификация. Педагогический работник, прошедший сертификацию, получает ежемесячную доплату в размере 20 % должностного оклада в течение срока действия сертификата (статья 61).

В статье 52 определено, что представители работодателей — это «другие лица, которые вовлечены в образовательный процесс». Среди институциональных изменений — введение должности образовательного омбудсмена (статья 73).

Таким образом, в проекте заложены нововведения, не свойственные отечественной образовательной системе (наделение физлиц-предпринимателей статусом учебных заведений). Тем не менее многие из них уже действуют (участие работодателей в формировании учебных программ).

В то же время отдельные новации, такие как ограничение преподавания для лиц, которые педагогами не являются, могут вызвать существенные возражения. Поэтому данному проекту, содержащему немало инновационных предложений, предстоит еще этап длительного обсуждения.

Источник: https://pravo.ua/articles/naivysshee-obrazovanie/

Трудовой Кодекс – ТК РФ – Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Могут ли обязать получать дополнительно пед образование?

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу.Не проводится конкурс на замещение:должностей декана факультета и заведующего кафедрой;должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 настоящего Кодекса.При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (часть вторая статьи 81 настоящего Кодекса). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений.В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет.С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, – типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (часть седьмая статьи 332 настоящего Кодекса).

trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_tk_rf_-_glava_52.html

17.08.2019 – Борис Широков

Источник: https://trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_tk_rf_-_glava_52.html

101Адвокат
Добавить комментарий