Может ли юридическое лицо заключить договор в процессе реорганизации?

Реорганизация

Может ли юридическое лицо заключить договор в процессе реорганизации?

В современных условиях собственникам бизнеса все чаще приходится обращаться к процедуре реорганизации предприятия в целях оптимизации финансовых активов и обеспечения устойчивости бизнеса. 

Реорганизация – одна из форм создания или ликвидации юридического лица, в результате которой происходит прекращение или изменение правового положения юридического лица и осуществляется переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. 

Реорганизация компании является юридической процедурой,  позволяющей  передать  соответствующие объекты имущества и иные активы при минимальных при этом на налоговых последствиях. 

Процесс реорганизации является способом создания нового юридического лица за счет имущества уже существующей организации или же способом раздела существующих активов между несколькими лицами. 

Так же процедура реорганизации может применяться в ситуации, когда необходимо срочно прекратить деятельность старой компании, а все её активы нужно передать уже существующему юридическому лицу. 

Реорганизация осуществляется как добровольно (по решению уполномоченных лиц) так и принудительно (решение о такой реорганизации принимается судом по иску антимонопольного органа).

В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса РФ существует пять форм реорганизации юридического лица:

1. Реорганизация в форме слияния.

Слияние – объединение двух и более компаний с последующей их ликвидацией и возникновением нового юридического лица. Цель – легальное укрупнение бизнеса.

Две или более организации объединяют свое имущество и создают новую организацию, но сами при этом прекращают свое существование.

В основном применяется при объединении усилий в конкурентной борьбе через увеличение своего присутствия на рынке. 

Созданное общество подлежит обязательной государственной регистрации в установленном порядке, в результате которой права и обязанности всех обществ, участвовавших в слиянии, переходят к новому обществу в соответствии с передаточными актами.

В ряде случаев для реорганизации в форме слияния требуется согласие ФАС (Федеральной Антимонопольной Службы). Предварительное согласие этого государственного органа понадобится, если активы каждого реорганизуемого юридического лица превышены на 100 тысяч МРОТ согласно их последним балансам. 

В случае, когда активы превышают на 50 тысяч МРОТ, антимонопольный орган требуется просто уведомить о проведенной реорганизации в форме слияния. Это делается в 15-дневный срок с момента внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

2. Реорганизация в форме присоединения.

Присоединение – включение одного или нескольких предприятий в другое с последующей ликвидацией присоединенных организаций. Цель – укрупнение бизнеса или присоединение дочерних компаний, перевод активов к присоединяемой компании.

  Реорганизация в форме присоединения влечет за собой прекращение одного или нескольких Обществ с передачей всех прав и обязанностей другому Обществу – к последнему при этом переходят все права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.

 

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения может считаться одним из способов ликвидации предприятия, однако при ликвидации компания прекращает свою деятельность, никому не передавая свои права и обязанности, тогда как при реорганизации в форме присоединения правопреемство переходит к другому юридическому лицу на основании передаточного акта.

3. Реорганизация в форме выделения.

Выделение – создание новой, одной и более компаний в форме выделения из основной организации. Основная цель – выделение активов или открытие нового направления в деятельности. 

Реорганизация в форме выделения – это вид реорганизации, при котором реорганизуемая организация не прекращает своего существования.

Реорганизация юридического лица путем выделения означает сохранение уже существующей организации и создание одной или нескольких новых – выделенных, к которым в соответствии с разделительным балансом переходит часть прав и обязанностей реорганизованного предприятия.

Реорганизация в форме выделения означает создание обособленного общества, наследующего определенные права и обязанности изначального Общества, и направлена на разделение бизнеса. Часто используется для минимизации рисков потери и рейдерского захвата, а так же в целях разделения капитала между участниками Общества, находящихся в конфликтных отношениях друг с другом. 

Чаще всего в предпринимательской деятельности процедура реорганизации компании в форме выделения используется для, так называемой, реструктуризации долгов общества, при которой на выделившееся общество переходит определенное имущество и определенные обязательства.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. 

4. Реорганизация в форме разделения.

Разделение – дробление компании на несколько новых самостоятельных юридических лиц.

 Основная цель – раздел активов компании между собственниками, в частности при наличии конфликтной ситуации между участниками Общества.

 

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Разделяемое юридическое лицо ликвидируется.

При реорганизации в форме разделения происходит прекращение деятельности одного юридического лица и создание новых, одного или нескольких, юридических лиц, которые будут считаться вновь созданными в следствии реорганизации.

 

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Если передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

5. Реорганизация в форме преобразования.

Преобразование – изменение организационно-правовой формы компании, при этом прежняя организация прекращает свое существование и регистрируется новая, к которой переходят все права и обязанности предыдущей фирмы. Цель – изменение организационно правовой формы компании.

Реорганизация в форме преобразования является самой распространенной формой реорганизации. Востребована у компаний, участвующих в программах государственных закупок и контрактов, где форма акционерного общества дает преимущество на победу в тендерах.

 

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. 

Важно: При реорганизации юридического лица существует универсальное правопреемство одного лица от другого, заключающееся в переходе всего комплекса обязанностей и прав к правопреемнику в неизменном виде, безусловно и безвозмездно.

К примеру, в случае когда реорганизуемая компания имеет право на осуществление долгосрочной аренды коммерческой недвижимости, то это право будет сохранено и перейдет на основании принципа универсального правопреемства к правопреемнику.

  1. юридическое лицо принимает решение о реорганизации предприятия, оформляя его в письменном виде надлежащим образом;
  2. юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщает в письменной формев орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации (в случае участия в реорганизации 2-х и более юридических лиц, такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации);
  3. реорганизуемое юридическое лицо в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о реорганизации направляет письменное уведомление в территориальную Инспекцию ФНС по месту постановки организации на налоговый учет;
  4. реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации(Журнал «Вестник государственной регистрации») уведомление о своей реорганизации (в случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации). Кредиторы юридического лица могут предъявить свои требования не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица (если право требования кредитора возникло до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, кредитор вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения, связанных с этим убытков); требования, заявленные кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией;
  5. реорганизуемое юридическое лицо производит составление и утверждение/принятие передаточного акта;
  6. реорганизуемое юридическое лицо осуществляет разработку и утверждение учредительных документоввновь создаваемого (реорганизованного) Общества (Обществ);
  7. реорганизуемое юридическое лицо подает пакет документов в регистрирующий органдля государственной регистрации реорганизации. Моментом завершение реорганизации следует считать регистрацию вновь созданного юридического лица или лиц, получивших все права и обязанности своих предшественников;
  8. реорганизованное юридическое лицо направляет письменные уведомленияс приложением документов, подтверждающих факт государственной регистрации произведенной реорганизации, во внебюджетные фонды – Пенсионный фонд и фонд Социального Страхования;
  9. реорганизованное юридическое лицо осуществляет закрытие/открытие счетов в банке;
  10. реорганизованное юридическое лицо производит документарную процедуру уничтожения старой и изготовление новой печати Общества. 

Важно: при реорганизации акционерных обществ дополнительно необходимо зарегистрировать выпуск акций в Управлении Центрального банка Российской Федерации либо уведомить о погашении акций. 

Юристы КГ ЭТАЛОН предоставят Вам необходимую информацию, на высоком качественном уровне осуществят подготовку ВСЕХ необходимых документов и произведут подачу всех необходимых уведомлений с прилагаемыми документами во все государственные органы, участвующих в процессе реорганизации юридического лица.  

  1. Свидетельство о присвоении ОГРН – простая копия.
  2. Свидетельство о постановке на налоговый учет – простая копия.
  3. Устав Общества (последняя редакция) – простая копия.
  4. Учредительный договор или Решение единственного учредителя о создании Общества – простая копия.
  5. Протокол (или Решение) о назначении Директора – простая копия.
  6. Паспорт Директора Общества (разворот с фотографией и страничка с «пропиской») – простая копия;
  7. Паспорта Участников (Акционеров) Общества (разворот с фотографией и страничка с «пропиской») + свидетельство ИНН (если получали) – простые копии.
  8. Выписка из реестра Участников (Акционеров) Общества – простая копия.

Срок оказания услуги – от 3 месяцев.

Цена услуги: от 35000 руб.

Поручив проведение реорганизации Вашего юридического лица специалистам Консалтинговой Группы ЭТАЛОН — профессионалам, имеющим опыт проведения процедуры реорганизации более 20-ти лет, Вы можете быть уверены, что реорганизация Вашего юридического лица будет проведена в максимально допустимые законом сжатые сроки, качественно и в полном соответствии с действующим законодательством РФ.

Позвоните нам по телефону горячей линии +7 (495) 509-41-19

Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию на сайте (в нижней части экрана)

Напишите электронное письмо на адрес etalon@etalon-cons.ru с описанием Вашей проблемы или интересующего Вас вопроса

Доверьте реорганизацию Вашей компании профессиональному юристу! 

Реализованные проекты

Единственным акционером ЗАО было принято решение о реорганизации, была внесена запись в ЕГРЮЛ о том, что Общество находится в стадии реорганизации, а в середине процесса единственный акционер ЗАО передумал, решил отменить ранее принятое решение и вернуть все в первоначальное состояние.  К сожалению, законом не предусмотрена отмена реорганизации, не существует и … Читать далее

Все проекты

Источник: http://www.etalon-cons.ru/uslugi/korporativnoe-pravo/reorganizatsiya/

Документы к договору

Может ли юридическое лицо заключить договор в процессе реорганизации?

Фонд заключает договоры гранта лишь с теми соискателями гранта, чьи проекты поддержаны Фондом, о чём имеется соответствующее извещение от Фонда. Следовательно, нижеуказанные документы, необходимые для заключения договора гранта, нужно предоставить лишь тем соискателям гранта, чьи проекты поддержаны Фондом.

1. Получателям гранта фонда «Русский мир» (далее — Грантополучатели) для заключения договора гранта необходимо представить в Фонд заверенные нотариально или иным приравненным к нему способом ксерокопии следующих документов:

1.1. Для Грантополучателя — физического лица, вне зависимости от гражданства: паспорта;

1.2. Для Грантополучателя — российского юридического лица: выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, полученной не позднее 30 (тридцати) дней до дня её отправления в Фонд, а также письма от Грантополучателя о том, что организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

1.3. Для Грантополучателя — иностранного юридического лица: выписки из реестра регистрирующего органа государственной власти (административного или судебного), полученной не позднее 30 (тридцати) дней до дня её отправления в Фонд, которая должна содержать:

  • точное полное наименование Грантополучателя, включая наименование его организационно-правовой формы, в соответствии с его уставными документами;
  • точный адрес местонахождения Грантополучателя;
  • информацию, подтверждающую, что Грантополучатель обладает статусом юридического лица;
  • информацию, подтверждающую, что Грантополучатель является некоммерческой организацией;
  • перечень уставных целей и видов деятельности Грантополучателя;
  • дату учреждения (регистрации) Грантополучателя;
  • фамилию, имя, отчество и наименование должности (органа управления) лица, которое вправе выступать от имени Грантополучателя без доверенности, в том числе заключать от имени Грантополучателя договоры, а также срок его полномочий;
  • перечень учредителей, участников, членов Грантополучателя.

1.4.

В случае если законодательство страны регистрации Грантополучателя — иностранного юридического лица не предусматривает выдачу выписки, указанной в настоящем подпункте, либо при отсутствии в выписке каких-либо из вышеперечисленных сведений Грантополучателем в Фонд должны быть представлены дополнительно копии документов, отражающих недостающую информацию. Такими документами, в зависимости от того, какие сведения не были указаны в выписке, могут быть:

  • устав или выписка из устава (хартии, положения, статута, закона об учреждении) юридического лица; 
  • акт о регистрации юридического лица, то есть акт органа государственной власти (административного или судебного) о государственной регистрации Грантополучателя в качестве юридического лица; 
  • документ (протокол, приказ), подтверждающий факт избрания (назначения) на должность лица, имеющего право выступать от имени юридического лица без доверенности, в том числе заключать (подписывать) договоры.

1.5. Грантополучатель — юридическое лицо независимо от места его регистрации также должен приложить письмо за подписью руководителя организации о том, что организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации. 

2. Если договор гранта со стороны Грантополучателя — юридического лица будет подписывать не его руководитель, а другое лицо, то, независимо от страны регистрации Грантополучателя, в Фонд должна быть представлена должным образом оформленная доверенность на это лицо, подтверждающая его право действовать от имени Грантополучателя.

3. Грантополучатели — иностранные юридические и физические лица должны представить в Фонд документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящего перечня, вместе с переводами на русский язык, заверенные подписью и печатью Грантополучателя (при наличии таковой).

4. Настоящий перечень вступает в силу с момента его публикации на интернет-портале Фонда.

ВАЖНО! Обращаем Ваше внимание, что в «Формуляр заявки для юридических лиц», «Формуляр заявки для физических лиц», «Формуляр запроса о перераспределении средств между статьями сметы расходов» в в июне 2019 года внесены изменения. При оформлении заявки на предоставление гранта Фонда необходимо воспользоваться новыми формулярами («Формуляр заявки для юридических лиц», «Формуляр заявки для физических лиц»).

ВАЖНО: помимо оригинала заявки в Фонд в обязательном порядке должна направляться её электронная версия в текстовом формате MS Word на адрес электронной почты [email protected].

Грантовые проекты

Программу ведут российские соотечественники, проживающие в Сербии. Кроме того, состоялась акция, посвящённая творчеству Анны Ахматовой. В Анкаре прошли новогодние представления для детей 23.12.2019 Представление посетили более 300 детей и их родителей.

Источник: https://russkiymir.ru/grants/documents4.php

Договор поставки был заключен с государственным предприятием

Может ли юридическое лицо заключить договор в процессе реорганизации?

В этом вопросе затронут целый блок проблем, касающихся продолжения договорных отношений в условиях, когда один из контрагентов прошел процедуру реорганизации. Поэтому, прежде чем дать на него точный ответ, целесообразно тщательно проанализировать эту проблемную ситуацию.

Преобразование – смена организационно-правовой формы юридического лица – является одной из форм реорганизации (ст. 57 ГК РФ). При реорганизации любых юридических лиц, в том числе и государственных предприятий, применяется ряд правил, относящихся к гарантиям интересов кредиторов.

Так, учредители или орган, принявшие решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Кредиторы, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, по которому должником является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ). Именно персональное извещение предоставляет кредитору возможность реализации своих прав.

Объявление о реорганизации, размещенное в средствах массовой информации, расценивается как дополнительная информация для кредиторов и дополнительный способ соблюдения их прав и законных интересов*(161).

В вопросе речь идет о том, что государственное предприятие уведомило своего контрагента уже о состоявшемся факте своей реорганизации в форме преобразования.

Это очень распространенная ситуация, потому как действующее законодательство не устанавливает конкретных санкций за неуведомление кредиторов. И зачастую кредиторы узнают о состоявшейся реорганизации постфактум.

С одной стороны, в заявлении о государственной регистрации реорганизации заявитель обязан указать, что все кредиторы уведомлены в письменной форме.

Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации, если заявитель не представит доказательства уведомления кредиторов. Это могут быть копии писем, направленных им, копии публикаций в средствах массовой информации, в частности в специальном журнале “Вестник государственной регистрации”*(162).

С другой стороны, налоговые инспекции подобные документы часто не проверяют, поэтому регистрация может пройти без соблюдения установленной процедуры.

Надо сказать, что регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя документы, не перечисленные в Федеральном законе от 08.08.

2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, поэтому отказ от регистрации реорганизации в связи с непредставлением доказательств уведомления кредиторов может быть признан незаконным по решению суда*(163).

Таким образом, уведомление о факте состоявшейся реорганизации неправомерно, т.к. кредитор (контрагент) должен быть уведомлен об этом заблаговременно (после принятия решения о проведении реорганизации в той или иной форме).

Теперь необходимо проанализировать другой аспект, затронутый в вопросе, – возможность преобразования государственного предприятия в общество с ограниченной ответственностью. Как правило, юридические лица являются собственниками своего имущества (ст.

213 ГК РФ), их имущество – объект частной собственности.

Исключение составляют учреждения, которые обладают правом оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственником, а также унитарные предприятия, имущество которых всегда выступает объектом либо государственной, либо муниципальной собственности.

Изменение организационно-правовой формы унитарного предприятия (преобразование) влечет утрату государством или муниципальным образованием права собственности на имущество предприятия, и это есть не что иное, как приватизация государственного или муниципального имущества.

Скрытая, а проще сказать, незаконная приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий в последние годы стала нередким явлением.

Интересно, что основанием незаконной передачи имущества в уставный капитал вновь создаваемых коммерческих организаций (обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов) часто являются решения, принятые на собраниях трудовых коллективов унитарных предприятий*(164).

Решения же работников предприятия в данном случае правового значения иметь не могут. Гражданское законодательство предусматривает особый порядок передачи государственного и муниципального имущества в частную собственность – приватизацию, которая возможна исключительно по решению собственника.

В целом реорганизация – это в чистом виде гражданская процедура. Поэтому, соблюдая принципы отраслевого построения нашего законодательства, надо отметить недопустимость смешения норм гражданского и трудового права.

Работники не только не вправе принимать подобные решения на своих собраниях, они не могут и оспаривать состоявшуюся реорганизацию*(165).

Преобразование унитарного предприятия в иные организационно-правовые формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации*(166).

Оно предусматривает, что если уставный капитал унитарного предприятия составляет величину большую, чем минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, то приватизация возможна только в форме преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Учитывая, что минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества равен 1 тыс. МРОТ, а унитарного предприятия – 5 тыс. МРОТ, можно сделать вывод, что преобразование в иные формы юридических лиц для унитарных предприятий невозможно.

В этой связи государственное предприятие не могло преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, поскольку действующее законодательство такой процедуры не допускает.

Следовательно, контрагенту, получившему уведомление, описанное в вопросе, прежде чем задумываться над процедурой изменения текста договора и (или) заключения дополнительного соглашения к нему, для начала необходимо выяснить, что же в действительности произошло с государственным предприятием. Ведь преобразование такого предприятия в ООО невозможно.

Кроме того, даже если бы подобная процедура реорганизации допускалась нашим законодательством, она прошла с нарушением установленного порядка уведомления кредиторов*(167).

Если немного отвлечься от ситуации, описанной в вопросе, нужно проанализировать проблему реорганизованных контрагентов в целом. В процессе реорганизации одни компании прекращают свое существование, а другие, напротив, начинают новую деятельность как их правопреемники.

Допустим, если проходит реорганизация в форме разделения, то разделившееся юридическое лицо (правопредшественник) исключается из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), а его обязательства переходят к вновь появившимся компаниям (правопреемникам).

Реорганизация оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). Если эти документы не позволяют определить правопреемство, то вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица.

Не могут служить доказательством правопреемства свидетельства регистрирующих органов о включении либо исключении организации из ЕГРЮЛ в результате состоявшейся реорганизации, а также бухгалтерские балансы организаций-правопреемников.

Допустим, компания А имеет длящиеся договорные отношения с компанией Б. Общее собрание участников компании А принимает решение о ее разделении на две компании: А-1 и А- 2. Договорные обязательства перед компанией Б согласно разделительному балансу должны перейти к правопреемнику А-1.

Нужно ли и если да, то каким образом внести изменения в договор, ранее заключенный с компанией А? Представляется, что договорные изменения являются здесь просто излишними. Сторонами договора являются компании А и Б, следовательно, поменять условия этого договора могут только его стороны.

Подписать дополнительное соглашение к договору они не могут, потому что на момент проведения реорганизации есть компания А, но еще не зарегистрирован правопреемник – компания А-1, которую и нужно включить в договор в качестве его новой стороны.

Но к тому времени, когда будет зарегистрирована компания А-1, прекратит существование компания А (правопредшественник), т.е. дополнительное соглашение оформить она не сможет. Допустимо ли оформить дополнительное соглашение между компаниями Б и А-1? Думается, что нет.

Ведь компания А-1 просто заменяет в процессе правопреемства реорганизованную компанию А и принимает на себя все ее обязательства по конкретному договору. Каких-либо изменений в договорном обязательстве эта замена не предполагает.

Поэтому, на мой взгляд, компании Б достаточно получить копии документов, подтверждающих состоявшуюся реорганизацию и произошедшее правопреемство. Дополнительное соглашение к договору подписывать не нужно, т.к.

нет ни надлежащего лица, с которым можно его подписать, ни конкретных изменений в договорных условиях, которые следовало бы дополнительно оформить.

Кроме того, возвращаясь к заданному вопросу, нужно отметить, что расторгать прежний договор нет необходимости, кроме случая, когда контрагент, узнавший о начале процедуры реорганизации, решает воспользоваться своим правом досрочного расторжения договора (ст. 60 ГК РФ).

Источник: https://jurisprudence.club/pravo-predprinimatelskoe/dogovor-postavki-byil-zaklyuchen-66629.html

Ваши действия при присоединении организации

Может ли юридическое лицо заключить договор в процессе реорганизации?

Законодательством предусмотрено 5 форм реорганизации организации. В журналах «Я – специалист по кадрам», № 11–14, были предложены алгоритмы действий при реорганизации организации в форме преобразования, слияния, выделения и разделения.

Завершая цикл статей, посвященных данной теме, предлагаем вашему вниманию порядок кадровых действий при реорганизации организации в форме присоединения.

В статье приведены основные действия нанимателя, а также примеры документов, которые необходимо оформить при продлении или прекращении трудовых отношений с работниками.

Присоединение – форма реорганизации

Исчерпывающий перечень форм реорганизации юридического лица содержится в части первой п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК). Так, реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Присоединением к хозяйственному обществу признают прекращение деятельности одного или нескольких присоединяемых хозяйственных обществ и (или) одного или нескольких юридических лиц иных организационно-правовых форм с передачей прав и обязанностей последних хозяйственному обществу, к которому осуществляется присоединение (ст. 17 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»).

ЭТО ВАЖНО! При присоединении происходит реорганизация не только присоединяемого юридического лица, но и юридического лица, к которому осуществляется присоединение, т.е. реорганизуются оба юридических лица, участвующих в присоединении.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему иного юридического лица моментом реорганизации первого из них является дата внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (часть вторая п. 4 ст. 53 ГК). При всех иных формах реорганизации, кроме реорганизации в форме присоединения, юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В случае присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 54 ГК).

При реорганизации в форме присоединения правопреемство является универсальным, так как к правопреемнику согласно передаточному акту права и обязанности присоединяемого юридического лица переходят в полном объеме в неизменном виде.

Передаточный акт утверждают учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица (часть первая п. 2 ст. 55 ГК).

ЭТО ВАЖНО! При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, а юридическое лицо, к которому происходит присоединение, считается реорганизованным и продолжает существовать, сохраняя ранее присвоенный регистрационный номер.

Основные положения

При реорганизации организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором (контрактом), продолжаются (часть третья ст. 36 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор (контракт) прекращается на основании п. 5 части второй ст. 35 ТК.

Если условия, предусмотренные трудовым договором (контрактом) по той же профессии, занимаемой должности, не могут быть сохранены, трудовой договор (контракт) можно прекратить по п. 1 ст.

42 ТК (части третья и четвертая ст. 36 ТК).

Из содержания ст. 36 ТК следует, что решение о продолжении действия трудового договора (контракта) на ранее установленных условиях либо о его прекращении зависит от работника, а не от нанимателя.

Трудовые отношения при присоединении, как и при других формах реорганизации, регулируются нормами ст. 36 ТК. Однако на практике оформление документов в процессе присоединения одного юридического лица к другому имеет некоторые особенности.

Трудовые отношения при присоединении

Как и при любой другой форме реорганизации, при присоединении трудовые отношения с работником либо продолжаются на прежних условиях, предусмотренных трудовым договором (контрактом), либо прекращаются.

Продолжение трудовых отношений при присоединении можно осуществить в следующем порядке:

– работнику предлагают продолжить трудовые отношения в должности, которую он занимал ранее (часть третья ст. 36 ТК);

– работнику предлагают другую работу (ст. 30 ТК): например, работник был ведущим экономистом, а ему предлагается должность экономиста.

Прекратить трудовые отношения можно:

– в связи с отказом работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности (часть третья ст. 36 ТК);

– если условия, предусмотренные трудовым договором (контрактом) по той же профессии, занимаемой должности, не могут быть сохранены (часть четвертая ст. 36 ТК).

Продолжение трудовых отношений

Если трудовые отношения продолжаются, действия нанимателя будут следующими.

1. Прежний наниматель получает согласие работника на продолжение трудовых отношений.

ЭТО ВАЖНО! При присоединении происходит реорганизация как присоединяемого юридического лица, так и юридического лица, к которому осуществляют присоединение, поэтому фактически от продолжения трудовых отношений могут отказаться работники как присоединяемого юридического лица, так и работники юридического лица, к которому осуществляют присоединение. Таким образом, целесообразно получить согласие работников всех юридических лиц, участвующих в реорганизации.

Порядок и форма получения согласия работника действующим законодательством не определены, однако согласие работника лучше получить в письменном виде. Для этого необходимо уведомить работника о реорганизации (например, ознакомить с приказом о реорганизации под роспись либо вручить письменное (индивидуальное) уведомление).

В данном случае каждый из нанимателей самостоятельно уведомляет своих работников о реорганизации и получает согласие на продолжение трудовых отношений.

От редакции:
При подготовке уведомления о реорганизации организации в форме присоединения воспользуйтесь образцом уведомления о реорганизации организации в форме разделения, опубликованным в рубрике «Полезная документация» журнала «Я – специалист по кадрам» № 14 на с. 21.

Необходимо только изменить первый абзац уведомления, а также по тексту заменить форму реорганизации с разделения на присоединение.

Уведомление следует начинать так:

Источник: https://www.spok.by/izdaniya/ya-spok/vashi-deistviya-pri-prisoedinenii-organi_0000000

101Адвокат
Добавить комментарий