Может ли новый директор снять нагрузку с учителей?

Когда учителей избавят от бесконечной и бессмысленной

Может ли новый директор снять нагрузку с учителей?

Учителя тратят до четырех часов в день на заполнение разных отчетов и документов. Большая часть этой “бумажной” нагрузки ни с учебным предметом, ни с классным руководством не связана.

Сколько скворечников установила школа во время субботника? Сколько детей болеет гриппом, а сколько – ОРВИ? В каких соцсетях сидят подростки?.. Вот несколько реальных запросов, на которые учитель строчит подробные ответы в рабочее и нерабочее время.

– Такого количества отчетов, которое пишет сегодня школа, мы в советское время не знали, – говорит министр просвещения Ольга Васильева. – В одном регионе я встретилась с отчетностью по 19 схожим программам.

И никто мне не смог объяснить, зачем столько. Мы подготовили законопроект, где четко прописано: у учителя должно быть три документа – рабочая программа, электронный журнал и дневник. Все.

Остальное любая проверяющая организация должна найти на сайте школы.

Росстат назвал регионы с самыми высокими и низкими зарплатами учителей

По данным соцопросов, 49 процентов педагогов считают, что объем бумажной работы из года в год только увеличивается. Что не уменьшается – считают 34 процента. При этом больше половины учителей работают на полторы-две ставки. Это минимум 6-7 уроков в день.

Добавьте сюда классное руководство, подготовку к занятиям и мероприятиям, проверку тетрадей, общение с родителями… Вот и получается, что рабочий день педагога начинается едва ли не с петухами, а заканчивается поздно-поздно вечером. Когда читать книги? Учиться новому? Ходить в театры, на выставки?..

У большинства российских учителей, констатируют эксперты, на это просто нет времени.

Проблема появилась не сейчас. Так, больше трех лет назад на заседании Госсовета президент поручил принять меры по уменьшению нагрузки на учителей.

– Для всех регионов нужен единый федеральный перечень требований к документам, которые должен вести школьный учитель. Мы подготовили совместное с министерством письмо по сокращению избыточной отчетности.

Но наши рекомендации многие регионы так и не учли, – говорит зампредседателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. – В основном вся “непрофильная” для учителей бюрократическая нагрузка – это “самодеятельность” муниципальных и региональных органов управления образованием, директоров школ.

Например, учителю вменяется в обязанность составлять списки заболевших, отчитываться, кто и сколько заплатил за питание в столовой. При этом по трудовому договору, официально, у учителя таких обязанностей нет. Мы стараемся объяснять: вы не обязаны работать бесплатно.

Если руководство требует заполнения бессмысленных отчетов – согласиться можно. Но – только за дополнительную плату и в соответствии с трудовым кодексом.

Учителя могут настойчиво “попросить” отчитаться, сколько скворечников установила школа во время субботника, и в каких соцсетях сидят его ученики

Общественное обсуждение законопроекта, разработанного Министерством просвещения, на днях завершилось. Сможет ли он “перезагрузить” систему? Хотелось бы. Ведь все предыдущие попытки оказались не очень успешными.

Так, в пояснительной записке к документу отмечается, что школы сегодня сами разрабатывают и принимают избыточное количество документов, по-прежнему дублируются бумажные и электронные журналы и дневники.

Учителей буквально принуждают выполнять обязанности, которые формально лежат на администрации школы.

Учителя бьют тревогу: химия может уйти из старших классов

В некоторых регионах, скажем, создано даже отдельное делопроизводство на случай экскурсии для учеников: заявление классного руководителя, журнал инструктажа. А если заказывается автобус, то и письмо в ГИБДД. Причем все требуется согласовать в нескольких инстанциях.

– Стремление школ запротоколировать каждое движение специальной бумагой идет от потребности защититься перед местными органами контроля.

Когда я пришел в школу десять лет назад, у нас был конспект урока, обычный журнал, сводки с оценками по четвертям и ежегодный отчет, – делится преподаватель истории гимназии N 116 Санкт-Петербурга, “Учитель года России-2017” Илья Демаков.

– А сейчас классные руководители должны заполнять социальные паспорта, писать объемные отчеты для завуча, замдиректора по воспитательной работе и т.д. Сокращение “бумажной” нагрузки возможно, но только если будут решительно ограничены “локальные” требования.

Столица в этом плане ушла далеко вперед. Так, московская электронная школа автоматически составляет списки детей – от “началки” до дополнительных кружков и секций. В электронном виде – все. Отчетность, огромное количество уроков, интерактивных заданий.

– Я за два года не сдал ни одного бумажного отчета. Что требуется, так это загрузить календарно-тематическое планирование в электронный журнал. Темы – тут же.

И все: только выставляй вовремя оценки, – рассказывает учитель информатики и робототехники школы N 1293 Александр Степанов.

– Отчеты завуч получает парочкой кликов, а распечатывать нужно только итоговые оценки: они хранятся в архиве 75 лет.

Кузнецова: Взрослые не осознают серьезность травли детей в интернете

Понятно, что подобный уровень цифровизации когда-нибудь дойдет и до других регионов: к 2021 году в каждой школе должен появиться высокоскоростной интернет.

При этом Российская электронная школа, созданная на базе московской платформы, уже запущена в тестовом режиме. Можно зайти и скачать рабочую программу, тематические и учебные планы по любому предмету.

Каждый из уроков – в новом интерактивном формате. Есть и личный кабинет ученика, и кабинет учителя. Регистрируйся и пользуйся.

На основе полученных “больших данных” будут приниматься управленческие решения в образовании. Рособрнадзор подключился к работе. По словам его главы Сергея Кравцова, ведомство уже уменьшило количество проверок школ на 25 процентов.

Правда, до сельских школ новые технологии доходят с перебоями. По словам учителя английского языка из деревни Мокшино Тверской области Ирины Некрасовой, вместе с электронными журналами им все равно приходится постоянно пользоваться и бумажным аналогом. Делать двойную работу. Почему? Все просто: электронная система может “зависнуть”. Причем не на час, а дня на два-три.

А вот что рассказал “РГ” учитель истории, обществознания и права лицея № 4 города Пскова, призер конкурса “Учитель года России-2018” Илья Казанцев:

– Мы еще два года назад формально отказались от бумажных журналов. Но электронный по-прежнему приходится распечатывать, корректировать итоговые ведомости. Кроме того, некоторые родители по старинке продолжают ориентироваться на бумажные дневники.

Нужно ли менять пенсионный возраст врачей и учителей

– Исследования подтверждают: учителю приходится тратить до четырех часов в день на заполнение отчетов и документов.

И даже те из них, которые связаны с профессиональными обязанностями учителя, требуют уточнения и сокращения, – говорит директор центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова.

– Технологические карты урока многие педагоги воспринимают как подробный конспект урока, тратя на него слишком много времени и сил. Нет понимания о формате рабочей программы: в регионах часто разрабатываются дополнительные рекомендации по ее составлению.

По словам специалиста, степень ответственности учителя выросла в разы: ЕГЭ, ОГЭ, Всероссийские проверочные работы, Национальные исследования качества образования… По их результатам рейтингуются школы, классы, учителя. В итоге педагоги находятся в постоянном стрессе.

– Непрерывное повышение квалификации учителей, в том числе на основе современных цифровых технологий, возможность участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом, развитие системы наставничества – одна из ключевых целей нацпроекта “Образование”, – говорит Наталья Тарасова. – Реализовать это удастся, если с педагогов снимут избыточную отчетность. Если школа будет хорошо организована и грамотно управляться. Если же учитель останется так же перегружен, система не заработает эффективно.

Инфографика “РГ”: Антон Переплетчиков/ Александр Чистов/ Ксения Колесникова

Варианты “бумажной” нагрузки на учителя:

– списки проживающих рядом со школой детей, их родителей, бабушек и дедушек;

– акты о посещении учителем квартир, где живут дети (эти квартиры нужно еще обойти);

– запросить у родителей и составить список детских прививок;

– в каких кружках и секциях занимаются школьники;

– график досуга детей в каникулы;

– кто питается в школьной столовой;

– кто собирается переходить в профильные классы;

– записать рост каждого ученика для распределения новых парт в классе;

– отчеты о проведенных праздниках по каждому “красному” дню календаря;

– в каких религиозных организациях состоят родители школьников…

Источник: https://rg.ru/2019/02/18/kogda-uchitelej-izbaviat-ot-beskonechnoj-i-bessmyslennoj-bumazhnoj-raboty.html

ЗАВУЧ.инфо – Ольга Васильева взялась за образование всерьез и надолго

Может ли новый директор снять нагрузку с учителей?

Министр образования и науки Ольга Васильева выступила сегодня на открытии Всероссийского семинара-совещания Общероссийского профсоюза образования, затронув ряд самых важных для сегодняшней школы проблем.

По ее мнению, педагогов необходимо освободить от излишней бюрократической нагрузки в виде заполнения многочисленных бумаг и отчётов. У учителя должно быть всего три документа, уверена министр: рабочая программа, классный журнал и дневник.

Васильева отметила, что решение о заполнении дополнительных документов должны принимать сами школы. Она также призвала “не загружать учителя дополнительной работой, которая ясна и понятна и без этих заполнений дополнительных листов”. Министр пообещала “очень жёстко требовать эти рекомендации выполнять”.

Коснулась Ольга Васильева и проблемы взаимоотношения школы и родителей, которые должны определяться регламентом, а не принципом “оказания услуг”.

“Каждый должен понимать, что работа учителя это не услуга. Я буду запрещать вам произносить слово “услуга”.

Мы должны в кратчайших срок ввести в каждой организации регламент взаимодействия школы с родителями”, — сказала Васильева. По ее словам, на это есть правовые нормы и основания.

“В этом регламенте должны быть четко прописаны требования, которые родители и семья могут предъявлять к школе, а школа — семье”, — отметила министр.

Работа над профессиональным стандартом для педагогов будет завершена к 2020 году, заявила министр образования. По её словам, градация должностей учителей будет предполагать введение должностей ведущего, а также старшего учителя.

“Дифференциация системы должностей должна исходить из сложности выполняемых задач”, — сказала министр, указав также на функции, которые возложены на педагога.

“Все это планируется закрепить в профессиональном стандарте”, — рассказала Ольга Васильева.

Проект примерных положений единой отраслевой системы начисления зарплаты учителям будет разработан к концу этого года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева.

“Нужно создать единую отраслевую систему оплату труда педагогов. К концу года мы планируем вместе с профсоюзами разработать проект примерных положений по оплате труда”, — цитирует Васильеву РИА Новости.

Министр пояснила, что в этих проектах будет обеспечено нормирование учительского труда, установление верхнего предела часовой нагрузки, будет прописан порядок начисления стимулирующих выплат.

“На сегодняшний день мы считаем, что соотношение базовой и стимулирующей части должно быть 70 к 30, это оптимально.

Это соглашение было ранее закреплено в трёхстороннем соглашении, которое мы готовим вместе с нашим профсоюзом”, — сказала Васильева.

Минобрнауки будет вести достаточно жесткую работу с регионами, где уровень учительских зарплат снижается, пообещала министр образования и науки Ольга Васильева. На сегодняшний день средняя заработная плата учителя составляет 36,8 тысячи рублей по данным за первое полугодие, пояснила министр. По ее словам, в 64 субъектах РФ учительская зарплата росла, в 21 — снижалась.

“Мы будем работать с этими регионами. Работать достаточно жестко”, — сказала Васильева.”Задача государства сделать так, чтобы профессия учителя, суть нашего учительского служения, стала не только престижной с точки зрения морали, но и материально”, — сказала Васильева.

Она также отметила, что зачастую не исключены и обычные человеческие ошибки при начислении зарплат. Именно поэтому министерство выступает за прозрачную систему начисления оплаты труда.

Коснулась Ольга Васильева и вопроса ЕГЭ. По ее словам в 2017 году будет введена устная часть Единого государственного экзамена по русскому языку. Решение будет принято окончательно после того, как пройдет апробация в девятых классах.

Также глава Минобрнауки России прокомментировала своё заявление о возможном возвращении уборки классов для школьников, которое сделала в ходе всероссийского совещания с региональными министрами образования.

Ранее Ольга Васильева заявила о необходимости вернуть в систему образования сельские бригады, работу на приусадебном участке и уборку школьных помещений, прекратив тем самым воспитывать “потребителей”.

“Каждый ребенок независимо от того, где он живет, должен уметь трудиться”, — сказала Васильева. По ее словам, школьник должен быть приучен к элементарным вещам, о том, что рабочее место требует уборки.

Васильева также назвала недопустимым случаи, когда прокуратура занимается жалобами на учителей, которые заставили ребенка вытирать школьную доску.

Надо отметить, что предложение министра образования встретило массовое одобрение среди родителей учеников школ. Многим из них настолько понравилась эта идея, что поступило несколько ответных предложений — вернуть традицию использования школьной силы на сборах урожая.

Говоря о программе начального школьного образования, министр сообщила, что для ее экспертной оценки будет приглашена не только Российская академия наук, а несколько авторитетных в данной области организаций.

Также Ольга Васильева поделилась соображениями по поводу сложности программы в начальной школе, мнение о которой высказывали ей педагоги непосредственно в личных беседах. “Многие из них говорят, что сейчас программа, которая есть, слишком легка, они не говорили, что она примитивна, но они говорили, что она проста”, — рассказала министр.

Источник: https://www.zavuch.ru/news/news_main/677/

Учителя просят избавить их от лишней нагрузки

Может ли новый директор снять нагрузку с учителей?

ПГ / Владимир Афанасьев

Дежурства в школе, принудительное участие в платных олимпиадах и профессиональных конкурсах стали головной болью российских учителей. А есть ещё и вал бумажной работы: заполнение статистических отчётов, журналов по технике безопасности и анкет родителей.

Это далеко не полный список обязанностей, которые называют «лишними» сами педагоги в ходе всероссийского опроса, организованного Советом Федерации, рассказала «Парламентской газете» член Комитета палаты по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова.

Что же мешает учителям качественно выполнять свою работу и как они предлагают это исправить?

Вопрос для учителя

С января Министерство просвещения разрабатывает законопроект, который направлен на снижение бюрократической нагрузки на учителей.

«Очень важно, чтобы работа над этой инициативой велась с учётом мнения самих педагогических работников», — отметила в комментарии «Парламентской газете» Ирина Рукавишникова.

Для этого Совет Федерации и организовал всероссийский опрос среди учителей о способах дебюрократизации российского образования.

Опрос продлится до 31 мая, сейчас в нём приняло участие уже более 3800 учителей почти из всех регионов. Сенатор предоставила «Парламентской газете» промежуточные итоги акции, которые могут дать богатую пищу для размышлений законодателей.

Ирина Рукавишникова. ПГ / Игорь Самохвалов

Что мешает педагогам нормально работать

Важнейший вопрос: составление каких конкретных документов и отчётов учителя считают лишней нагрузкой? Вот самые популярные ответы:

  • видео- и фотоотчёты по внеклассным и воспитательным мероприятиям;
  • заполнение бумажного классного журнала и других документов, которые дублируются электронными;
  • заполнение журналов по технике безопасности;
  • составление анкет родителей и детей;
  • составление статистических отчётов.

Большинство учителей призвало запретить сторонним организациям требовать от школ информацию и статистику. Также они были бы рады снижению числа мониторингов и проверок, которые проводят местные чиновники. Многие выступают за отказ от бумажной отчётности в пользу электронной, рассказала Ирина Рукавишникова.

Между тем электронные дневники и журналы считают эффективными только 50 процентов опрошенных. Ещё 38 процентов не считают этот инструмент оправданным, а 11 процентов затруднились ответить.

Чтобы этот формат стал действительно полезным, все школы нужно оснастить современными компьютерами и широкополосным Интернетом, отметили участники опроса.

Важно и обучение учительского состава, особенно старшего поколения, работе с электронными системами. Читайте по теме

Ещё один интересный вопрос: какие мероприятия и обязанности учителя не влияют на качество образования и потому подлежат исключению? Педагоги назвали такими дежурства по школе учителей-предметников, принудительное участие в платных олимпиадах и профессиональных конкурсах. Также учителя призывают освободить их от обязанности собирать деньги на питание и организовывать медосмотры учеников. Кроме того, лишней нагрузкой они считают обязанности по организации ОГЭ и ЕГЭ.

Этот вал только увеличивается

Учителя нагружены бумажной работой сверх всякой меры, подтверждает ответы педагогов заслуженный учитель России, директор московской школы №109 Евгений Ямбург.

«Регулярно проводятся всяческие акции, которые требуют отчётов, постоянно нужны отчёты о реализации каких-то региональных программ и прочее, и прочее. И, по-моему, этот вал только увеличивается.

Чтобы отправиться с детьми в поход (а как же без этого), нужно оформить огромное количество бумаг! И они все вроде бы как объяснимы требованиями безопасности детей, но по здравому смыслу лучше вообще никого никуда не водить, чем иметь такую головную боль», — сказал он «Парламентской газете».

Решение проблемы будет непростым, отметил Евгений Ямбург. Ведь чтобы освободить учителей от какой-то работы, её нужно поручить кому-то другому. Но школы не могут раздувать штаты и закреплять за учителями, например, секретарей, пояснил Ямбург: «Бюджеты школ и так трещат во многих регионах, особенно в тех, которые получают дотации».

Нужна всеобщая стандартизация

15 из более 46 часов, которые российские учителя проводят на работе, занимает заполнение планов и отчётов, а также подготовка к урокам.

Проект закона Минпросвещения передаёт ведомству полномочия по утверждению единого перечня документов, которые должны составлять и вести школьные учителя. Сейчас такие перечни составляют муниципальные органы.

«Именно федеральные органы управления образованием должны утверждать единые требования, и следующий наш шаг — определение конкретных документов, за рамки которых уже ни школьная администрация, ни какие-либо внешние органы не смогут выходить в отношении нагрузки на учителя», — отмечала ранее министр просвещения Ольга Васильева.

Законопроект также очерчивает круг обязанностей учителя. Среди них разработка учебной программы по предмету и технологических карт уроков, а также учёт успеваемости (заполнение классного журнала и дневника). «Всё остальное оговаривается трудовым договором, должностной инструкцией, локальными актами образовательной организации», — подчёркивали в ведомстве.

В Совете Федерации поддерживают идею министерства снизить бюрократическую нагрузку на учителей.

В то же время сами формы отчётности, за рамки которых школа не может выйти, лучше прописать в подзаконном акте или приказе, а не в самом законе, считает Ирина Рукавишникова.

«Но то, что это должно быть сконцентрировано, стандартизировано и одинаково для всех, — это абсолютно точно», — убеждена сенатор.

Источник: https://www.pnp.ru/social/uchitelya-prosyat-izbavit-ikh-ot-lishney-nagruzki-2.html

Распределение педагогической нагрузки в образовании

Может ли новый директор снять нагрузку с учителей?
Изучение официальных документов — не самая лёгкая и интересная задача. Из данной статьи вы узнаете, на что нужно обратить внимание в приказе Минобрнауки № 1601 об учебной нагрузке педагогических работников и получите ответы на часто возникающие вопросы.

Изучить приказ полностью можно на сайте Гарант. Ниже — самое главное.

  1. Учебная нагрузка педагогических работников должна быть закреплена в трудовом договоре.
  2. Приказ описывает, как её определить.

Важно! Речь идёт об астрономических часах. В некоторых случаях они учитывают перемены и динамические паузы.

  1. Объём определяется в начале учебного года и закрепляется локальным нормативным актом организации, при этом нужно учитывать мнение профсоюзной организации, если она есть.
  2. В текущем году руководитель не может уменьшить часы педагогической нагрузки учителю, если последний не согласен. Кроме случаев, когда:
  • снизилось общее число часов по учебным планам или графикам;
  • снизилось число учеников или классов.
  1. Любое корректирование объёма педагогической нагрузки, который утвержден в трудовом договоре, нужно согласовать с сотрудником. За исключением причин, указанных выше. В этом случае работодатель должен письменно предупредить учителя об изменениях не менее чем за 2 месяца.

Важно! Это распространяется и на педагогов, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком.

  1. Для штатных учителей нагрузка сохраняется в следующем учебном году. Также должна соблюдаться преемственность преподавания учебных предметов. Учителю выпускных классов даётся педагогическая нагрузка в тех классах, которые только начнут изучать преподаваемые им предметы.
  2. Верхнего лимита нагрузки для школьных педагогов нет, а для работников колледжей и техникумов есть. Например, 720 часов у преподавателей СПО и ОППО.
  3. Если не получается выделить учителю столько часов, сколько соответствует его ставке, зарплата гарантируется в полном объёме, если эти часы будут заполнены другой педагогической работой. Это актуально для преподавателей иностранных языков, музыки, физкультуры или ИЗО, которые работают в младших классах.

Вопросы, которые возникают у педагогов

При определении учебной нагрузки педагогических работников или её изменении часто возникают затруднения, решить которые самостоятельно не так просто. Ниже — примеры часто задаваемых вопросов и ответы на них.

— Может ли работодатель увеличить нагрузку, если уволился педагог и необходимо распределить его часы?

Может, но только при двустороннем согласии.

— Можно ли обосновать снижение педагогической нагрузки тем, что её часть выделена педагогу не по профилю? Например, если учитель биологии ведёт ещё и географию, а в учреждении появился новый учитель географии.

Нельзя, потому что это нарушение трудового законодательства.

— Что делать в случае, если работодатель не сообщил сотруднику о снижении часов педагогической нагрузки заранее?

В этом случае педагог должен получать заработную плату два месяца по ставке, которая действовала на момент уведомления.

— Может ли работодатель снизить нагрузку педагога, если в трудовом договоре, который составлялся до выхода приказа, её объём не был указан? Например, если увеличилось количество часов по учебному плану, и было принято решения взять ещё одного педагога и разделить общую нагрузку.

Да, это правомерно.

— Что делать педагогу дополнительного образования со ставкой педагогической нагрузки 18 часов (3,5 в день), если директор требует находиться на рабочем месте весь день?

В этом случае руководитель неправ, он не может такого требовать. Остальное время, например, проверка тетрадей, заполнение классных журналов, проведение мероприятий, должно оплачиваться отдельно.

Больше об общении с подчинёнными, о том, почему возникают споры и какими должны быть отношения между педагогом и его начальником, вы узнаете из статьи «Взаимодействие руководителя и подчинённого».

Рабочее время педагога

Оно состоит из преподавания (педагогическая нагрузка) и другой части педагогической работы, в которую входят практическая подготовка учеников, индивидуальная работа с ними, творческая или исследовательская деятельность и т. д. Если первая часть регулируется законодательство, то что регулирует вторую? Ответ даёт портал Директория-онлайн.

  1. Подготовка к проведению занятий, создание рабочих программ — самостоятельно.
  2. Ведение журнала или дневников детей, работа с родителями — правилами внутреннего распорядка.
  3. Индивидуальная работа с детьми, участие в работе педсоветов — локальными нормативными актами.
  4. Проведение работы, которая так или иначе связана с образовательной деятельностью (классное руководство, проверка тетрадей и письменных работ, заведование учебными кабинетами) — трудовым договором.

Подробнее о ЛНА вы узнаете из статьи «Локально-нормативные акты образовательной организации: понятие, виды, перечень».

В реальности же выполнение должностных обязанностей педагогом не всегда чётко прописано в локальных актах, графиках и т. д. Часто это служит причиной для конфликтов между сотрудником и руководителем по поводу оплаты рабочего времени.

Чтобы этого избежать, работодателю необходимо изучить нормативные акты, которые регламентируют учёт времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, и внести необходимые изменения и поправки.

Только так он сможет избежать споров с сотрудниками.

Стресс в работе педагога

Повышение учебной нагрузки или споры с руководством по поводу её изменения — это дополнительный стресс в работе педагога, которого и так хватает. Исследование National Foundation for Educational Research выявило, что каждый пятый педагог находится в стрессовом состоянии ежедневно. Другой результат этого же исследования — у учителей нарушен баланс между работой и личной жизнью.

Педагог, который испытывает хронический стресс, чаще берёт больничный, из-за этого проводит меньше со своими учениками

Какие шаги предпринять, чтобы помочь педагогам в вашей образовательной организации?

  1. Руководитель может улучшить условия труда. В первую очередь — это психологическая поддержка. Учителю нужна конструктивная обратная связь, чтобы комфортно чувствовать себя в своей профессии.
  2. Продвижение доброжелательных взаимодействий между педагогом и учеником. Речь идёт о методах и мероприятиях, которые вознаграждают положительное поведение детей. Это помогает снизить стресс и предотвратить синдром эмоционального выгорания. Учитель тоже может поработать над улучшением общения с учениками. Первым шагом будет соблюдение баланса 5:1 при похвале и критике.
  3. Работа над умением выявлять стресс и бороться с ним. Самыми действенными способами являются физические упражнения и йога, потому что они активируют гормоны, которые снижают стресс, улучшают концентрацию и повышают настроение.

Совет Федерации тоже решил поддержать педагогов в борьбе со стрессом, снизив количество отчётности в их работе. На портале «Вместе-РФ» организован опрос, в котором учителей просят ответить на вопросы о том, какие отчёты они считают излишними, а какие — необходимыми.

— Благородный труд школьного учителя в прямом смысле определяет будущее страны, — считает Ирина Рукавишникова, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. — Необходимо создать для педагогов творческое пространство, свободное от ненужной бюрократической нагрузки.

Другой актуальный для руководителя общеобразовательного учреждения вопрос — переход на новые стандарты среднего общего образования, который запланирован на 1 сентября 2020 года.

Готовы ли ваши учителя? Созданы ли все необходимые условия внутри организации? Ответы и решения вы получите на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который состоится 23—26 июля 2019 года.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/Pedagogicheskaya-nagruzka

Как выжить учителя из школы. Инструкция для директора

Может ли новый директор снять нагрузку с учителей?

«Я хочу рассказать, как устроена модель управления школой из личного опыта», – так начинается письмо педагога к нам в редакцию Педсовета.

Буквально крик души человека. Мы публикуем его анонимно, чтобы не навлечь на автора еще большие проблемы, поэтому все совпадения с директорами, школами и департаментами совершенно случайны!

Пять лет назад в школе, где я преподавала английский, появилась новая директор школы. Пришла не одна, а с Доброй феей, завучем по науке. Решили навести свои порядки, создать свой педагогический коллектив. Поэтому педагоги старого состава подверглись санкциям и вынуждены были уйти.

Началась «текучка кадров». На сегодня уволилось более 70 человек. Уход педагогов, особенно среди года, тяжело переживали дети. Можно ли при такой текучке обеспечить качественное обучение?

На все обращения в департамент я получала примерно такой ответ: «Ничего не поделаешь, они же сами уходят».

Но я не сдалась, такой вот характер, и решила противостоять санкциям, преодолевая одну за другой. Всего их получилось 16. Возможно, кому-то это руководство окажется полезным.

1. Сокращение часов

До меня ушли педагоги, которым сократили нагрузку до 18 часов. Мне пытались сократить часы до с 26,5 до 23. Оказалось, что это изменение трудового договора в одностороннем порядке. И без согласования с работником этого делать нельзя. Но делали…

Летом я получила телеграмму от директора школы о том, что моя нагрузка составляет 23 часа. Юристы сказали мне, что никакой юридической роли данная телеграмма не играет. Если это ознакомление работника с изменением трудового договора в одностороннем порядке, то это незаконно.

2. Выселение из кабинета

Представьте, что опытный математик ходит по школе по разным кабинетам с 11 классами? Или перед 1 сентября выселяют из кабинетов двух учителей начальных классов с выпускными четвертыми классами.

Кстати, педагоги в школе считают, что с учителями сводили счеты, за то, что они не согласились учиться во вторую смену, а директор школы выселила их с благородной целью – освободить кабинеты для новых первоклассников.

Никакие жалобы не помогли.

Я учитель английского языка была «прикреплена» к маленькому кабинету вместе с еще двумя учителями. Поэтому приходилось ходить с выпускными классами 9 и 11 из кабинета в кабинет. Надо учесть и то, что в школе нет учительской.

3. Вторая смена

Наказанием директора школы является «бросить на вторую смену». Я выпустила одиннадцатые классы, мне вдруг дают 8-е классы на второй смене. И пытаются сделать разрыв между сменами. 8-е классы дают необоснованно, просто так, не соблюдая преемственность.

4. Публичная критика

Директор позволяет кричать на учителей и делать публичные замечания на общем совещании педагогов. Например, директору не понравилось, что в группе школы в вайбере «устраивают базар», который она контролирует, хоть и не является членом группы.

За одно мое сообщение в мессенджере вызвали на беседу, после чего я и оказалась под шквалом санкций к увольнению. Директору не понравилось мое утверждение, что вайбер не имеет отношения к школе, и я вполне отдаю себе отчет, что там пишу. А также, что технические устройства школа мне не выдавала.

И говорить грубости на совещании педагогов директору не к лицу.

5. Личная неприязнь

Директор мне лично сказала такую фразу, которую, друзья, я даже написать не могу. Но одна молодая учительница, которая уходила из школы, обратилась с жалобой о грубом обращении директора. И директора приглашали наверх…

6. Игнорирование профессиональных достижений

Девиз директора школы: «Вы – хуже всех!». Мне лично говорили это неоднократно. Однажды директор школы не заметила, как я провела городской семинар для учителей в школе по подготовке к ОГЭ. Не заметила более 30 учителей в школе… И сказала, что думала, что я провожу семинар по интернету.

7. Не подписывать документы на аттестацию

 По этой причине ушли большинство математиков из школы (всего ушли 13 учителей математики). Добрая фея сама математик и курирует аттестацию. На сегодня она является единственным математиком высшей категории.

Не подписывали документы на аттестацию и другим педагогам школы. Известно, что учитель может отправить документы на аттестацию сам. Однако, администрация говорила: «Мы на Вас собираем «пакет» и, если вы самовольно отправите документы, то мы его отправим в аттестационную комиссию». Пакет в данном случае – это некие антидостижения учителя.

Один из ушедших до меня учителей показал мне «пакет», где его обвиняли в плагиате и присвоении чужих достижений. Мало того, по словам учителя, ему согласились подписать документы по аттестации с маленьким условием, что он одновременно напишет заявление на увольнение. Он так и сделал.

Поскольку я подавала документы для аттестации на высшую категорию в четвертый раз, и успешно выпустила 9 и 11 классы, мне было интересно, какой «пакет» предоставят мне. Мой «пакет» составил 28 листов.

Где мне указали, что я предоставляю недостоверную и некачественную информацию. Что меня поразило, некоторые бумаги в этом «пакете» датированы датой, прошедшей два года назад.

Администрация задолго собирала антидостижения.

8. Выговоры за заполнение электронного журнала

Дело в том, что в электронном журнале много неурегулированных технических моментов, которые используются против учителя.

При этом электронный журнал проверяют с экрана, без присутствия и подписи о проверке учителя.

Сама завуч, которая проверяет электронный журнал и выносит педагогам щедро замечания, может спокойно исправлять любые оценки. Поэтому таких выговоров может быть сколько угодно и кому угодно.

9. Выговор за рабочие программы

Когда я листала документы, мое внимание привлек приказ о выговоре учителю за рабочие программы. Тому учителю, который был под санкциями до меня. Я подумала, что меня ждет та же участь. Выговор за рабочие программы в сентябре объявляли неугодному педагогу, который в мае не понял, что нужно уйти.

10. Материальное наказание

На основе выговора лишали выплат. Также понижали выплаты за эффективность в трудовом договоре.

11. Акты о прогулах

Для тех, кто не понял, что он должен уйти сам и как можно быстрее, были акты о прогулах. Делали так: немного сдвигали расписание звонков в этот день, возможно, на второй смене, и учитель не приходил на урок в положенное время. Он об этом и не знал. А потом «Либо пиши по собственному желанию-либо увольнение по статье за прогул».

12. Давление на психику

Я долго не могла найти подходящее название тому, что делала директор школы. И передача о том, как готовят разведчиков, мне в этом помогла. Этот метод назывался «давление на психику». Дело в том, что если на тебя составляют акт, это неприятно. Три человека ставят подписи, и создается угнетающая обстановка.

Первый акт на меня составили, когда я зашла в школу во время отпуска взять документы для аттестации. Мне предложили подписать приказ о том, что я должна ходить на консультации к Доброй фее во время отпуска. Я такой приказ подписывать отказалась, и на меня составили акт.

Это было летом, а в сентябре за мной каждый день ходили три человека и просили подписывать измененный трудовой договор в одностороннем порядке со стороны директора школы. Я отказывалась, потом ушла на больничный, потом снова за мной ходили, что говорится по пятам.

И когда второго учителя вынесли из школы на носилках и увезли в больницу, а мы дружили с этой учительницей, я решила уже подписать трудовой договор в конце сентября, пока меня также не вынесли на носилках.

13. Жалоба

Излюбленная санкция. Внезапно появляется жалоба от родителя или коллеги. В этом случае ничего не докажешь. Писали-то другие люди..

Допустим, чья-то мама написала жалобу. Но директор просит завуча провести работу и зачитать жалобу на заседании методического объединения учителей. Завуч добросовестно это делает и жалобу вносят в протокол заседания. А зачем? В «пакет» на аттестацию против учителя! И плюс давление на психику.

Были и другие случаи, когда директор школы собирала членов объединения и просила каждого высказаться, как плохо работает учитель.

14. Увольнение по статье

Два года назад директор уволила учителя из числа новых приезжих педагогов. Учитель оказался с проблемами. Это подтверждали ученики. Он совсем мало проработал в школе. Его уволили за прогул.

Второй учитель – это я. Во-первых, отказалась увольняться, потому что учила детей со 2 по 10 класс и хотела выпустить их в 11, а во-вторых, дело принципа.

Поскольку противостояние носило уже открытый характер и я написала ряд обращений в департамент, в которых сообщила о многочисленных санкциях в адрес педагогов, в том числе и шантаж к увольнению за прогул.

Так меня уволили за другое – якобы за неисполнение должностных обязанностей (выговор за рабочие программы, пункт 9 и выговор за электронный журнал, пункт 8).

15. Преследование учителя после увольнения

Учителя боялись говорить, куда они уходят, потому что директор школы звонит другим директорам и дает, мягко сказать, негативную характеристику. Друзья, вы думаете, что она говорит, что он плохо учит? Нет, вы даже не представляете, про учителя могут сказать, что она обворовала школу и вынесла какие-то пособия! Я даже боюсь представить, какую характеристику дали мне.

16. Мировое соглашение

Учитель физики подал в суд и заключил мировое соглашение, что он уволен по соглашению сторон.

Когда я оказалась в суде по восстановлению на работе, то меня склоняли и склонили заключить мировое соглашение. Даже адвокат. Мне показалось странным, что директор школы поблагодарила моего адвоката.

Потом я поняла, что директор школы уже заранее знала, что будет мировое соглашение. Также я поняла, что директор школы так и будет поступать с неугодными педагогами – увольнять их через мировое соглашение.

Потом я поплакала и отменила мировое соглашение. И буду идти до Верховного Суда.

Результат управления школой – более 70 уволившихся педагогов, двое уволены в одностороннем порядке. Двух педагогов из школы вынесли на носилках и госпитализировали в больницу на «Скорой помощи».

А дети? Из разговоров с чиновниками всех уровней я поняла, что дети – это некий планктон, который был, есть и будет.

А учителя? Сами уволились…

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/kak-vyzit-ucitela-iz-skoly-instrukcia-dla-direktora

Педагоги: в Эстонии профессия учителя потеряла свой статус

Может ли новый директор снять нагрузку с учителей?

ТАЛЛИНН, 25 авг — Sputnik, Александр Лукьянов. В преддверии нового учебного года пресс-центр Sputnik Эстония организовал круглый стол, где встретились педагоги и директора таллиннских школ и гимназий. Тема встречи — “Начало учебного года: ждем новых знаний или новых проблем?”.

© Sputnik / Вадим Анцупов

В пресс-центре Sputnik Эстония круглый стол на тему “Начало учебного года: ждем новых знаний или новых проблем?”

Общее, что отметили все участники, — это дефицит кадров в эстонской системе образования. Каждый высказал свое мнение на этот счет.

Педагог на работе сгорает, а зарплата — небольшая

Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа вспомнил слова одного из министров образования Эстонии, который заявил, что в школу не идут работать потому, что в ней шумно и пахнет супом. Ничего кроме улыбки, заметил он, такое объяснение не вызывает.

“Шумно лишь на переменах, а что супом пахнет — наоборот хорошо, значит, вкусно кормят”, — сказал Гаранжа.

По его мнению, основная причина дефицита школьных кадров кроется в низкой заработной плате педагогов. У него в лицее она где-то полторы тысячи евро, и всем хочется больше, ведь педагог на своем рабочем месте буквально сгорает.

С мнением директора лицея согласен директор художественной школы Мярт Сультс. Учитель в школе ему напоминает актера стендап-комедии. Только тот на сцене находится лишь час, а учитель в классе весь день на ногах. При этом гонорар первого в несколько раз превышает гонорар педагога.

Не давать знания, а учить профессии

Но все относительно, продолжил Сергей Гаранжа, приведя в пример пословицу: два волоска на голове мало, а в супе много. Он вспомнил опыт советской школы. Тогда педагоги тоже получали маленькую зарплату, и среди них находились те, которые говорили, что заработают по-настоящему, когда зарплату повысят.

Но были и другие, заметил Гаранжа, которые работали на совесть и при тех маленьких расценках. И сегодня, при капитализме и опять же невысокой оплате своего труда, они работают так же качественно, как и раньше.

“Поэтому говорить, что только зарплата влияет на ситуацию в школе, неправильно”, — заявил Гаранжа.

© Sputnik / Вадим Анцупов

Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа

Если говорить о дефиците педагогов, то в первую очередь, считает он, не хватает профессионально подготовленных кадров. Это самая большая проблема. А уж директор, исходя из своих ресурсов, найдет, как удовлетворить финансовые запросы своих самых лучших учителей.

По словам Гаранжи, профессионализм учителей — это прерогатива высшей школы, их готовящей. Обидно, когда у будущего учителя за время его учебы в вузе нет практики работы с детьми.

“Ко мне приходят практиканты и говорят, что на втором курсе были в школе на практике. Сидели за партами и смотрели, как идет урок. Практиковались ли сами? Нет”, — рассказал Сергей Гаранжа.

Школа не шоу, а учитель — не поп-звезда

Педагог Линнамяэского русского лицея Елена Парфенова преподает возрастную психологию, и чтобы ученик получил по этому предмету зачет, он должен пройти практику в детском саду. Для некоторых это оказывалось решающим фактором в выборе профессии, связанной с детьми.

Один из них решил стать детским тренером, рассказала Парфенова. Ему объяснили, что за это больших денег не платят. Ну и что, услышали в ответ, мне нравится.

Парфенова заметила, что когда человек идет работать в школу, он понимает, что это не шоу, когда ему за один урок будут платить полторы тысячи евро.

Она привела в пример некоторые страны, где в школах существуют педагогические классы. Ребята, обучаясь в них последние годы, ориентируются на получение в будущем педагогического образования.

В таких классах они изучают необходимые для их профессии предметы, проходят практики, которые пригодятся в будущем, и при поступлении в вуз на педагогическое отделение имеют определенные льготы.

Ребята могут и не стать педагогами, но в любом случае это хорошая практика узнать и проверить себя и свои силы. “Почему бы подобное не попробовать у нас?” — спросила Парфенова.

Нагрузка учителей зашкаливает

У каждого из педагогов лицея, получающего зарплату в полторы тысячи, рассказал директор Гаранжа, большая нагрузка. Он должен не только подготовиться к урокам и провести их, но еще и проверить тетради, напечатать что-то на компьютере и сдать кучу отчетов.

Необходим государственный заказ на профессию

Одно дело, когда не хватает помещений, продолжил Гаранжа, но совсем другое, когда нет учителей. По словам директора, у него в лицее классы опять переполнены: не 25 учащихся, а 30, а то и больше.

Муниципальные структуры помогают школам с ремонтом, необходимым оборудованием. “Но пусть они подсчитают, какое количество учителей школам нужно и сделают заказ на это количество в вузы. Тогда молодые педагоги, получив диплом, отработали бы несколько лет в школе”, — высказал наболевшее Сергей Гаранжа. А тем из них, кому негде жить, город также помог бы и с жильем.

Не хватает учителей разных специальностей, заметил в конце директор лицея, но самое обидное — существует дефицит учителей эстонского языка. И это в эстонском государстве!

Источник: https://ee.sputniknews.ru/education/20190825/17672640/V-Estonii-professiya-uchitelya-poteryala-svoy-status.html

101Адвокат
Добавить комментарий