Может ли сотрудник ДПС остановить водителя в нелюдном месте?

Инспектор ДПС останавливает ночью в неосвещенном месте — имеет ли право?

Может ли сотрудник ДПС остановить водителя в нелюдном месте?

В больших городах нет особой разницы между передвижением в светлое и темное время суток. Как правило, ночные улицы в населенных пунктах оборудованы фонарями. А вот на загородных шоссе после захода солнца водителю приходится максимально концентрироваться. Поэтому если из темноты внезапно появляется инспектор ГИБДД с жезлом в руке, многие водители теряются.

У автомобилиста возникает закономерный вопрос: а имеют ли “гаишники” право тормозить транспорт в таких условиях? Для прояснения ситуации следует обратиться нормативных документов.

Требования Административного регламента ГИБДД

Приказ № 664 от 23.08.2017 года – важнейший для сотрудников ДПС юридический акт. В нем перечислены основания для остановки транспортных средств, а также требования к поведению инспекторов ДПС во время общения с водителем.

Источник изображения: babr24.com

Согласно пункту 84 Административного регламента, инспекторы ГИБДД имеют право подавать знак о торможении:

  • в случае выявления признаков несоблюдения ПДД;
  • при наличии ориентировки на разыскиваемое транспортное средство;
  • для опроса водителя или пассажиров, если они могут являться свидетелями правонарушения или преступления;
  • для использования автомобиля в экстренной ситуации;
  • с целью привлечения лица, сидящего за рулем, в качестве понятого;
  • при объявлении временного запрета на передвижение машин;
  • для освобождения дороги перед проездом техники специального назначения;
  • при проведении официального рейда по предупреждению ДТП, в том числе для проверки документов;
  • с целью обеспечения безопасности водителя в случае стихийного бедствия;
  • для привлечения к оказанию помощи людям, пострадавшим в аварии.

Норма не регламентирует время, в которое инспекторы ГИБДД должны нести службу. Обеспечение безопасности дорожного движения – круглосуточная задача “гаишников”.

Поэтому сотрудник ДПС имеет право останавливать транспортные средства как днем, так и ночью, в том числе и в неосвещенных местах, если того требует сложившаяся ситуация.

В темноте инспектор ГИБДД должен пользоваться специальными световыми устройствами, чтобы водитель мог видеть подаваемые ему знаки.

Что нужно делать?

Многие наслышаны об историях, когда автомобилисты становились жертвами бандитов, переодетых в полицейских. В темное время суток вероятность встречи на дороге со злоумышленниками возрастает.

Естественно, любой водитель желает сделать все возможное, чтобы обезопасить себя. Некоторые советуют не останавливаться, если сотрудник ГИБДД подает знак жезлом в темноте. Такая позиция в корне не верна.

Неповиновение повлечет за собой погоню и составление административного протокола с последующим назначением штрафа.

Известно, что водителю необязательно выходить из машины после прекращения движения. Достаточно просто опустить стекло, чтобы страж порядка имел возможность начать диалог. Поэтому при возникновении опасений можно заблокировать двери транспортного средства.

Иногда инспекторы ГИБДД начинают уговаривать водителя пройти в патрульный автомобиль, в котором есть яркое освещение, чтобы изучить предъявленные документы там. Не стоит поддаваться на подобные уговоры.

Если уж полицейский посчитал нужным прибегнуть к остановке машины, он должен позаботиться хотя бы о наличии фонарика.

Источник изображения: autorambler.ru

Когда нужно проявить особую бдительность? Следует насторожиться, если рядом с человеком, одетым в полицейскую форму, не окажется патрульного автомобиля. Также нужно иметь в виду, что у настоящего инспектора ДПС на груди должен быть значок с личным номером.

Для подстраховки стоит попросить “гаишника” предъявить служебное удостоверение. Настоящий страж порядка сделает это по первому требованию. На развороте должен находиться голографический знак МВД. Достаточно осветить документ при помощи экрана сотового телефона, чтобы убедиться в его наличии.

Настоящий сотрудник ДПС после выявления правонарушения приступит к составлению административного протокола. Мошенник же начнет настаивать на немедленном “решении вопроса”.

В такой ситуации можно озвучить свое намерение позвонить в дежурную часть. Злоумышленники сразу видят тех, кто готов дать им отпор, и предпочитают не связываться с такими автомобилистами.

Ведь чаще всего их цель – легкая нажива в виде “взяток”, а вовсе не нападение на водителей (хотя бывает и такое).

Если признаков того, что перед вами самозванец, слишком много, и “страж порядка” начинает проявлять агрессию, лучше прекратить диалог и уехать. Оказаться впоследствии оштрафованным не так страшно, как стать жертвой преступника.

Источник: RuDorogi.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rudorogi/inspektor-dps-ostanavlivaet-nochiu-v-neosvescennom-meste--imeet-li-pravo-5ce3a7ad3b662600b29daa30

«Тормозят всех подряд». Водители жалуются на частые проверки ГИБДД :

Может ли сотрудник ДПС остановить водителя в нелюдном месте?

Полномочия инспекторов ДПС останутся неизменными — МВД отклонило идеи начальника административно-правового управления ведомства Дмитрия Газизова о передаче сотрудникам ГИБДД права лишения водительского удостоверения без суда и отказе от административного ареста в пользу превентивного задержания нарушителей на 48 часов.

Споры о возможностях и правах сотрудников ГИБДД возникают регулярно, но больше всего претензий у автомобилистов — к остановкам для проверки документов. Водители жалуются, что сотрудники ГИБДД устраивают засады, тормозят машины без повода и подолгу проверяют документы, хотя вроде бы не имеют права делать это вне стационарных постов.

Больше всего неудобств испытывают водители каршеринга.

Например, один из пользователей форума каршеринга пожаловался на вынужденный простой по вине сотрудников ГИБДД: «Утром спешил в аэропорт, остановили для проверки, причем там уже стояло несколько каршеров.

Пока гаишники разбирались со своим планшетом, потерял 10 минут и чуть не опоздал на самолет. Фактически они выставили меня на лишние сто рублей, потому что машину я не переводил в режим ожидания».

«Каждый день стоят на выезде»

Простые автомобилисты тоже недовольны проверками. «Каждый день стоят на выезде из района и тормозят всех подряд под выдуманными предлогами. Пробивать документы могут по 15 минут, уже замучили этими проверками», — написал в один из столичных автомобилистов.

Возмущенные автомобилисты ссылаются на запрет остановки для проверки документов вне стационарных постов, который действует с 2009 г., но юрист Сергей Смирнов объясняет, что никакого запрета давно нет, да и раньше инспекторы без труда его обходили, называя в качестве причины остановки проведение спецоперации или наличие ориентировок на похожий автомобиль.

«В старом регламенте была фраза, что останавливать автомобили для проверки документов разрешается только на стационарных постах.

Любой сотрудник ГИБДД руководствуется законом о полиции, он может в принципе в любом месте остановить, сослаться на какие-то мероприятия типа «Перехват» или «Антитеррор».

Сотрудники ГИБДД этот пункт обходили, потому что наличие спецоперации проверить невозможно физически», — рассказал Смирнов.

 РБК

Случаев вопиющего нарушения регламента инспекторами не смог припомнить даже координатор сообщества «Синих ведерок» Петр Шкуматов. «Остановили, проверили документы — можешь спокойно ехать дальше.

Они всегда называют причины остановок, и ты никак не проверишь, действительно ли есть ориентировка или спецоперация. Не вижу проблем, если у водителя все в порядке.

У людей возникали проблемы на знаменитом посту в Кущевке, но там было другое — незаконные обыски с подбросом наркотиков и предложением решить вопрос на месте. Это уже был просто криминал», — вспомнил Шкуматов.

Запрет на проверку документов вне постов был мотивирован тем, что под видом сотрудников ДПС на дорогах часто стояли ряженые мошенники, а у настоящих инспекторов не было нужной для проверки документов техники.

Сейчас экипажи оснащены подключенными к сети планшетами и могут провести проверку в любом месте, поэтому с октября 2017 г. действует обновленный Административный регламент МВД по надзору за дорожным движением, в котором этот запрет отменен.

Изменения попытался обжаловать в суде один из автомобилистов, но Верховный суд подтвердил их правомерность.

Другое дело, что остановить без причины инспектор формально не имеет права, говорит Смирнов: «Если ты ничего не нарушал, нет ориентировок или нет необходимости привлечения понятого, зачем останавливать? Тут уже есть повод для разбирательства, но кто будет этим заниматься? Если все в порядке, проще показать документы и ехать дальше».

Какие есть причины для остановки

Официально в списке причин для остановки автомобиля, помимо нарушения, содержится еще десяток пунктов.

Остановить могут в случае, если у полицейских есть информация о причастности водителя к правонарушению, ориентировки на поиск автомобилей с какими-либо внешними признаками, информация о розыске автомобиля, необходимость опроса водителей и пассажиров о ДТП, свидетелями которого они стали, привлечение их в качестве свидетелей или понятых и при ограничениях движения.

 РБК

Кроме того, сотрудники полиции вправе привлечь водителя для оказания помощи другим участникам движения или даже использовать его автомобиль. Проверить наличие ориентировок можно, позвонив дежурному местного отдела ГИБДД, но получить достоверную информацию получится не всегда.

При остановке автомобиля инспектор должен представиться и сообщить причину остановки. Формально проверка должна проводиться в минимально короткие сроки, но время не регламентировано, поэтому жаловаться можно лишь на необоснованное затягивание времени проверки или составления протокола.

«Сотрудник обязан называть причину остановки: либо обнаружение правонарушения, либо сообщение о том, что нужно проверить такой-то автомобиль, либо что-то произошло и необходимы какие-то процессуальные действия. Просто так проверка документов не предусмотрена, это некий сопутствующий фактор каких-либо других действий», — объяснил Сергей Смирнов.

Водитель не обязан покидать автомобиль, однако сотрудник ГИБДД может попросить его выйти в ряде случаев. Например, для прохождения освидетельствования на состояние опьянения, при проведении досмотра, сверки номеров агрегатов машины, для устранения неисправностей или нарушений при перевозке груза либо в случае, когда водитель своим поведением создает угрозу безопасности инспектора.

 РБК

Помимо пункта о запрете проверки документов вне стационарных постов, из обновленного регламента убрали прямое разрешение на фото- и видеосъемку сотрудников ДПС, но на деле она и не требовалась, пояснил Сергей Смирнов.

Фото- и видеофиксация действий сотрудников полиции разрешены законодательно, и единственное ограничение состоит в том, что при проведении съемки водитель не должен препятствовать выполнению сотрудником полиции его служебных обязанностей.

Практику остановки для проверки документов Петр Шкуматов считает абсолютно нормальной: «Полиция так работает везде в мире. А как иначе им выполнять свою работу, если у них нет права проверять документы?»

Источник: https://www.autonews.ru/news/5d15a2da9a79478d099e339c

101Адвокат
Добавить комментарий