Может ли учитель собирать телефоны перед началом урока?

Нужно ли запретить смартфоны в школах? (ОПРОС)

Может ли учитель собирать телефоны перед началом урока?

Учителя и врачи всё чаще говорят о том, что использование смартфонов в школах не приносят детям ничего, кроме вреда

О том, что нужно запретить использование мобильных телефонов в начальной школе, заявила в конце августа министр образования и науки РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА. Министр подчеркнула, что запрет должен коснуться только самых маленьких учеников — с 1-го по 4-й классы.

— Полностью запрещать в России использование телефонов и смартфонов в школе не нужно. В 1 — 4-м классе вряд ли нужен смартфон на уроке. Некоторые школы предлагают детям класть телефоны во время урока в специальное место — и это не отвлекает малыша. Я считаю, что любой запрет вызывает реакцию прямо противоположную, — сказала Ольга Васильева.

Разумеется, заявление министра больше всего взволновало самих школьников. Один из вопросов, который победители международных Олимпиад задали 1 сентября на встрече с президентом Владимиром Путиным в Сочи, касался как раз запрета на использование личных гаджетов в школах. Однако Владимир Путин сообщил, что пока воздержится от комментариев и обязательно обсудит этот вопрос с Васильевой лично.

Как от телефонов в школах отказываются в других регионах и за рубежом

В управлении образования Воронежа придерживаются такого мнения, что решение о запрете использования телефонов в школе должны принимать родители совместно с педагогами. Если это будет указанием от властей, то родители вряд ли одобрительно воспримут такое решение — озвучили нам свою позицию в городском управлении образования.

Между тем губернатор Белгородской области Евгений САВЧЕНКО ни с кем не стал согласовывать своё решение о запрете использования телефонов в школе. В соседнем регионе уже успели оснастить несколько школ специальными ячейками, куда школьники должны будут сдавать телефоны перед началом занятий.

Однако какими темпами будет реализовываться решение Савченко, неизвестно — ведь для этого нужны средства. Так, чтобы приобрести шкафчики для хранения мобильников для 16 школ одного лишь района области — Ракитянского — нужен 1 миллион 174 тысячи рублей. В Белгородской области для этих целей пока ищут спонсоров.

В некоторых других странах похожие процессы начались ещё раньше.

Например, в конце прошлого года во Франции вышло постановление о запрете использование гаджетов в школе учениками начального и среднего звена, то есть это решение касается учеников от 6 до 15 лет включительно.

Поводом для запрета послужило то, что дети стали пользоваться телефонами не только на переменах, но и на уроках: почти половина наказаний в школах была связана именно с использованием телефонов на уроках.

В ряде стран вопрос об использовании телефонов и других гаджетов школьниками решился на законодательном уровне. Под запретом мобильные телефоны для учеников 1 — 6-х классов оказались в японских школах.

Наложено вето на любые гаждеты в некоторых учебных заведениях Великобритании, особенно это касается привилегированных колледжей.

Газета The Sun провела любопытное исследование: половина младших школьников Британии, которые воспитываются на гаждетах, ни разу в жизни не залезали на дерево, не плели венки из полевых цветов и не ловили кузнечиков. А больше 30% ни разу в жизни не катались на велосипеде.

Учитель начальных классов воронежского лицея № 7 Ольга ВЯЗОВСКАЯ несколько последних лет убеждает родителей ограничить использование гаджетов малышами в школе. И родители её нового класса наконец поддержали её.

Многие дети из-за смартфонов ни разу не катались на велосипеде и не лазали по деревьям

— Я приветствую решение запретить использование смартфонов в школе вообще, даже на переменах. Особенно в начальной школе, когда у детей пока только закладывается и отношение к учёбе, умение внимательно слушать, выполнять требование учителя, усваивать информацию.

Я заметила, что, если ребёнок на перемене играет в игры в мобильнике или переписывается в социальной сети, во время занятий он не погружается в атмосферу учёбы, он остаётся в этом мобильнике, все его мысли сосредоточены только на телефоне — как бы поскорее опять взять его в руки.

Я нередко замечала, что дети не могли справиться с зависимостью и доставали телефоны на уроках, конечно, тайком.

В прошлом году, когда Ольга Николаевна набирала новых учеников, на родительском собрании она сразу подняла вопрос о том, чтобы дети не пользовались телефонами. Родители согласились с учительницей.

Кто-то из ребят вообще не берет в школу телефон — их забирают сразу после уроков, а те мальчики и девочки, которые остаются на продлёнке, просто не достают его из портфеля до окончания всех занятий.

Почему вредно пользоваться мобильными телефонами

Воронежский семейный психолог Ольга ЗЕМЛЯНКИНА знакома с ситуацией, когда дети поглощены телефоном до такой степени, что перестают наслаждаться простыми детскими радостями.

— У меня сын потерял троих друзей, которые предпочли виртуальное общение реальному. Мы с мужем, когда поняли, что силы в борьбе с телефоном у нас не равные, купили сыну специальные часы, в котором есть только телефон для звонков.

Ребёнок сам никогда не сможет отказаться от телефона, и, конечно, ни о какой учёбе не может быть и речи, когда уже есть зависимость.

Ограничить использование могут только взрослые, поэтому введение закона о запрете или ограничении использования гаждетов пойдёт детям только на пользу. На переменах они должны общаться между собой непосредственно вживую.

На самом деле в начальной школе он не очень и нужен — за детьми присматривает учитель. Прежде всего родители должны начать с себя: самим реже обращаться к гаджетам и не вручать ребёнку планшет или телефон как замену своего внимания и общения с ним.

Санитарные врачи предупреждают всех, что при использовании мобильных телефонов происходит воздействие электромагнитного поля на головной мозг человека. Электромагнитное излучение изменяет нормальное функционирование центральной нервной системы человеческого организма.

Источник: https://moe-online.ru/news/society/1019970

Отзывы о школах

Может ли учитель собирать телефоны перед началом урока?
Мобильные телефоны в школе

Новая проблема современности: мобильные телефоны в школах.

Еще полтора десятилетия назад мы даже не предполагали, что технология мобильной связи, став общедоступной для всех возрастных категорий, превратится в проблему, которая затронет образовательные учреждения.

Помимо вредного воздействия мобильной связи на здоровье детей, нередко возникающих в школьных стенах краж дорогих гаджетов, обычной детской зависти к тому, у кого мобильник круче, сотовые телефоны непосредственно снижают качество школьных занятий, в значительной степени поглощая внимание учащихся.

Как же следует сегодня вести себя российским школьным учителям, чьи ученики приносят с собой на уроки мобильные телефоны и постоянно отвлекаются то на звонки, то на SMS-сообщения, то на переписку в социальных сетях?

Запрет на сотовые телефоны в школах: все ли «за»? Сложности решения этой проблемы, ставшей столь актуальной в последние годы, прежде всего, объясняются отсутствием единого закона, который бы регламентировал использование мобильных телефонов в школах.

И, пожалуй, на вопрос о запрете их применения в школьных стенах однозначного ответа пока быть не может. Наверняка любой социальный опрос, проведенный в России, показал бы, что мнения у россиян на этот счет сильно расходятся.

Разумеется, учащимся такие запреты вряд ли бы понравились, но что на этот счет думают преподаватели, школьные директора, родители этих учащихся? Подобные проблемы социального характера решать нужно только сообща путем поиска компромиссов и составления свода правил, на которые согласятся и дети, и их родители, и учителя.

И пока наши власти так и не рассматривают законопроектов, регламентирующих использование мобильных телефонов в школах, сами общеобразовательные учреждения могут диктовать строгие правила их применения в собственных стенах.

Подобная практика уже применяется в ряде российских школ – в конце концов, в случае острой необходимости ребенок всегда может связаться с родителями по школьному стационарному телефону. Разве кто-то ему откажет? Подобные меры избавляют администрации школ и от проблем, связанных с кражами дорогих «игрушек» в школьных же стенах.

Разбирательства с правоохранительными органами и лишние подозрения явно не делают образование более эффективным. Для школ, в которых занятия проходят в две смены, рациональным решением был бы запрет на сотовые телефоны в первой половине дня.

Тем детям, которым приходится добираться домой в темное время суток, мобильный телефон может обеспечить дополнительную безопасность. Если уж школьная администрация не налагает запретов на применение сотовых телефонов, то ученики все же должны понимать, что их гаджеты могут помешать учебным занятиям, а это недопустимо.

Ребят стоит осведомить о культуре пользования мобильными телефонами в школе – разговаривать по ним уместно лишь на переменах, на уроках телефоны стоит выключать или ставить на бесшумный режим, также не стоит хвастать дорогими моделями перед одноклассниками.  Любое школьное занятие уместно начинать с просьбы отключить сотовые телефоны.

Но что, если дети воспринимают такую просьбу в штыки? Для этого и нужен специальный школьный свод правил. В тех образовательных учреждениях, где подобные правила появились и уже успели прижиться, успеваемость учеников заметно повысилась. И это неудивительно – вместо того чтобы набирать текст очередного SMS-сообщения, ученики слушают своих учителей.

Самим же преподавателям и администрации не приходится решать проблемы с утерей или поломками сотовых телефонов на школьной территории – ведь дети, боясь потерять дорогостоящее средство связи, могут повесить его на шею во время урока физкультуры, положить в карман и выронить где-нибудь на лестнице, а то и вытащить телефон из чужой сумки… Как же на деле могут выглядеть такие правила? Какие пункты следует включить в регламент, ограничивающий пользование сотовых телефонов учениками? Вот примерный свод положений, которых следовало бы придерживаться учащимся школы:

Общие правила:

  1. Мобильный телефон – это личная собственность учащегося (или школьного сотрудника).
  2. Администрация школы и школьный преподавательский состав не несут ответственности за имущество учащихся, в том числе за их мобильные средства связи.

Правила, действующие на занятиях:

  1. На время урока звуковые сигналы мобильного телефона должны быть отключены.
  2. В ходе урока ученикам запрещается использовать мобильные средства связи.
  3. Во время урока учителю запрещается изымать сотовые телефоны у учащихся, соответственно он (она) не несет ответственности за их сохранность.

Правила, действующие во время перемен, до и после занятий на территории школы:

  1. Учащиеся не должны оставлять свои мобильные телефоны без присмотра.
  2. Учащиеся не должны передавать свои мобильные телефоны в чужие руки.

При введении свода правил, регулирующих использование мобильных телефонов в школе, учителям надлежит провести специальные классные часы для их оглашения и сбора подписей каждого учащегося. Разумеется, и сам преподавательский состав должен строго придерживаться установленных правил и показывать положительный пример своим ученикам.

Учитель изымает телефон у школьника: правомерно ли это? Поскольку в большинстве российских школ по-прежнему пользование мобильными телефонами никак не регулируется, учителям нередко приходится попросту отбирать гаджеты у своих невежливых учеников.

В таких случаях преподаватели чаще всего передают сотовые в руки классных руководителей, перекладывая на них и дальнейшую ответственность по соответствующей воспитательной работе, и право решать как, когда и кому (ученику или его родителям) возвратить изъятый телефон.

И вот как раз передача средства мобильной связи родителям является нарушением Конституции РФ – по закону дети являются владельцами своих гаджетов, которые были ранее переданы им родителями путем дарения, а подаренная вещь родителям уже не принадлежит. И возраст детей в этом вопросе не играет никакой роли.

Ребенок, будучи собственником своего сотового телефона, имеет право распоряжаться им, как считает нужным за исключением случаев, отдельно предусмотренных законом или прочими нормативными актами. И лишь локально составленный школьный акт, утвержденный директором и советом школы, может урегулировать данный вопрос.

Дети, нарушившие установленные в школе правила, могут получить дисциплинарное наказание – например, получить выговор или замечание, а может и разбирательства с родителями, которых вызвали в школу. Тем не менее, изъятый у школьника телефон, необходимо вернуть именно этому школьнику, а не кому-либо другому, поскольку именно он является его собственником.

Стоит также отметить, что в некоторых школах данный вопрос решается следующим образом: все дети, приходящие в школу, сдают свои сотовые телефоны на входе на временное хранение подобно вещам в гардероб, и получают их обратно, когда покидают образовательное учреждение.

О вреде мобильных телефонов на здоровье детей.
Выше мы уже назвали немало проблем, связанных с использованием сотовых телефонов школьниками. Но, пожалуй, самая важная пока осталась незатронутой. Речь идет о вреде излучения, исходящего от мобильников.

Многие родители вручают их своим детям, когда тем едва исполняется восемь. А ведь согласно распространенным исследовательским данным, частое использование сотовых телефонов может стать причиной раковых заболеваний.

Пусть до сих пор нет ни доказательств, ни точных опровержений этому факту, родителям все же не стоит позволять своим детям чрезмерно увлекаться мобильниками.

Ребенок и мобильный телефон: полностью запретить или лишь ограничить? В тех странах, где сотовые телефоны появились раньше чем в России (Швеция, Великобритания, Норвегия, Финляндия, Дания), специалисты рекомендуют позволять детям в возрасте до шестнадцати лет использовать мобильные средства связи лишь для очень важных и срочных звонков, поскольку их нервная система все еще находится в стадии развития. И, пожалуй, такое ограничение кажется вполне рациональным. Допустим, все эти предположения о том, что мобильники могут повлиять на структуру ДНК, повлечь возникновение доброкачественных опухолей и когнитивных расстройств, получили бы весомое опровержение. Даже тогда вряд ли стоило бы приучать ребенка к дорогой игрушке, способной поглотить львиную долю его внимания, ведь эти минуты и часы куда полезнее было бы потратить на развитие или живое общение.

Классные же руководители, со своей стороны, могут также оказать положительное влияние на ситуацию. Например, в их силах сообщить родителям ребенка о том, что он слишком много внимания уделяет своему гаджету. Или же провести воспитательную беседу с учениками о вреде и пользе мобильных телефонов, о культуре поведения их владельцев в обществе и, в частности, в стенах школы.

Источник: http://www.s-cool.ru/article918.html

«Шкаф для мобильников стоял пустой до скандала в Гомеле». В школах начали запрещать телефоны

Может ли учитель собирать телефоны перед началом урока?

19 сентября страну облетела новость: отныне школьники перед началом занятий должны сдавать учителю свои мобильные телефоны, а фото- и видеосъемка в школах запрещается.

О новых правилах детям рассказали на информационном часу, а родителям – на собрании.

В соцсетях предполагают, что перемены связаны конфликтом в Гомеле, но в Минобразования уверяют: соответствующий приказ был подписан еще в марте.

– Моя дочка учится в 3-м классе одной из минских школ. Вчера (19 сентября. – Ред.) на родительском собрании учительница настоятельно рекомендовала отправлять детей в школу без мобильников. Но я категорически против! – рассказывает «КП» Анна.

Интерес к гаджетам проявляют и в школе Первомайского района:

– Мой сын учится в 9-м классе. Вчера (19 сентября. – Ред.) к ребенку в класс пришла женщина и попросила показать, где они хранят свои телефоны. Ученики показали – в карманах, в портфелях…

А потом пришел мужчина в костюме, вроде как из Министерства образования. Он спрашивал, есть ли у детей претензии к учителям и не слишком ли большая нагрузка в школе.

А уже сегодня на урок принесли коробку с отделениями для телефонов и сказали всем сдавать гаджеты. Что это было? – спрашивает женщина.

Любопытная история и у мамы 9-классника Юлии:

– Еще до 1 сентября учитель написала в вайбер-чате, что родителям нужно собрать 100 рублей на шкаф для мобильников. Мол, едет проверка – он должен быть. Мы скинулись, заказали шкафчик с дверцами, которые закрываются на ключик. Комиссия приехала, одобрила, а шкаф так и стоял невостребованным до 20 сентября. А сегодня перед началом уроков всех детей заставили сдать телефоны.

Первый запрет мобильников – эхо трагедии в Столбцах

Вопрос об ограничении гаджетов в стенах школы поднимался еще весной 2019 года. 11 февраля в школе города Столбцы подросток с ножом напал на учительницу и других учеников.

А через месяц, 11 марта, Игорь Карпенко подписал приказ №156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования».

В нем есть пункт, касающийся использования мобильников в школах.

Дети отвлекаются на гаджеты не только на переменах, но и во время уроков Михаил ФРОЛОВ

– Он называется «Внесение УОСО в правила внутреннего распорядка для обучающихся положения об ограничении использования ими средств мобильной связи во время учебных занятий и перерывов между ними», – объясняет пресс-секретарь Минобразования Людмила Высоцкая.

– Условно говоря, перед тем как начнется урок, школьники должны отключить звук в своих гаджетах и сдать их на хранение преподавателю. А после окончания урока – забрать телефоны. Исключение – это интерактивные занятия, где мобильник используется как инструмент для обучения.

– Конкретный порядок сдачи-выдачи телефонов школа определяет сама. Приказ, ограничивающий пользование мобильниками в школе, был подписан задолго до того, как произошел конфликт в Гомеле, который, кстати, подтвердил правильность решения. А то, что мобильные телефоны мешают учебному процессу, – это факт, поэтому во многих школах данный порядок применяется уже давно, – рассказывает специалист.

Смогут ли новые ограничения решить проблему? Екатерина МАРТИНОВИЧ

Сдал рабочий телефон – вернули сломанный. Кто ответит?

В школах подтверждают, что у них разработана инструкция об использовании средств мобильной связи. Например, на сайте солигорской школы №3 опубликовано положение о запрете пользования телефонами.

– Мы не отбираем у детей гаджеты, – поясняет педагог. – Просим ставить виброрежим и пользоваться ими на переменах, а не во время уроков. Но вообще мы продумываем, как бороться с проблемой, потому что мобильники очень мешают учебному процессу. Бывает, например, что у ребенка в портфеле громко звонит телефон, и он долго пытается его там найти – тогда отвлекается весь класс.

Необычный вариант решения проблемы видит известный белорусский педагог с 30-летним стажем Евгений Ливянт:

– В свое время я ушел из общеобразовательной школы потому, что учитель, кроме проведения уроков, стал слишком много всего должен, – рассказывает преподаватель. – Я не думаю, что сбор телефонов перед занятиями решит хоть какие-то проблемы. Во-первых, дети любят игры.

И если взрослые предлагают поиграть – сдать гаджеты в коробочку, то они сдадут. Сдадут раритетные «кирпичи с антеннами», которые у многих пылятся в шкафах. И преспокойно пойдут дальше со своими смартфонами в карманах.

Во-вторых, кто должен собирать телефоны? Учитель? И охранять их и отвечать за них должен тоже он? А если школьник скажет, что сдавал рабочий гаджет, а теперь он не работает?

Я спросил у своих учеников, как они смотрят на то, чтобы отдавать мобильники учителю. А они отвечают: «Мы же участвуем в проекте «Электронная школа». У нас дневники в электронном виде и учителя нам часто сбрасывают через интернет информацию к уроку». Так много вопросов и так мало ответов.

Я считаю, что прежде чем утверждать какой-то документ, нужно разработать алгоритм действий в случае его нарушения. Например, сидит школьник в соцсетях на уроке – получи замечание, потом предупреждение.

Еще раз попался – школа сообщает об этом родителям, дальше – штраф или что-то другое. Наказание должно быть достаточно гуманным, но неотвратимым, тогда это работает.

Самое главное – ученик сам должен научиться отвечать за свои действия, и не стоит перекладывать ответственность на учителя, в данном случае за использование учениками телефонов в школах.

Тем временем, в стране реализовывается проект “Электронная школа” – доступ к части информации возможен как раз через мобильники Михаил ФРОЛОВ

Напомним: немногим ранее президент провел совещание по вопросам экономики, где жестко высказался насчет конфликта в гомельской школе и использования мобильников на уроках:

– Поехали, устроили разборки, собрали снизу доверху начальников. Описались, что у них, видите ли, в социальных сетях разместили. А описавшись, взяли и наказали этого бедного учителя.

Да я на месте этого учителя голову бы отвернул щенку какому-то… В телефонах сидят там… Неужели вы не понимаете, у вас же свои дети, что телефон и прочие гаджеты в школе – это не только отвлечение от занятий. Они перестают думать. Они же считать не умеют, таблицу умножения не знают, потому что открывают телефон и перемножают там.

Или ищут ответы на вопросы. Неужели это нельзя понять? У меня сын президента ни разу телефон в школу не взял, – обратился Александр Лукашенко к губернатору Гомельской области Геннадию Соловью.

Источник: https://www.kp.by/daily/27032.7/4095718/

«Как это не хочет сдавать?» У гродненских школьников на уроках начали забирать мобильные телефоны

Может ли учитель собирать телефоны перед началом урока?

Новые правила начали действовать в гродненской гимназии имени Ефима Карского. У детей перед уроком забирают телефоны, позволяют пользоваться ими только на перерывах.

Как стало известно Свободе, нововведение начало работать с начала марта.

Правила пользования мобильными телефонами появились на сайте гимназии. Они касаются как учеников, так и учителей и других сотрудников учебного заведения.

Кратко

  • в здании гимназии вызов должен быть только в виброрежиме или очень тихий;
  • пользоваться телефоном во время уроков запрещено. Считать на нем, например, как на калькуляторе, можно, но только с разрешения учителя;
  • на переменах ученики могут звонить только родителям или другим родным для «оперативной связи» и «только в случаях обоснованной и неотложной необходимости»;
  • учителям по-за уроками тоже не советуют пользоваться телефоном в присутствии учащихся;
  • в гимназии и рядом с ней стоит разговаривать по телефону тихо и коротко, чтобы не мешать другим;
  • снимать на телефоны фото и видео можно только с разрешения педагогов и того, кто попадает в кадар;
  • нельзя пропагандировать через мобильник жестокость, насилие, порнографию, песни и стихи с бранью;
  • запрещено намеренно наносить вред имиджу гимназии;
  • нельзя заряжать в гимназии мобильный телефон от электросети.

Гродненская гимназия имени Евфимия Карского

Что будет, если кто-то нарушит правила?

На нарушителя составят докладную записку. Ученику будет грозить предупреждение, запись в дневнике, извещение или вызов родителей в школу, учителю — замечание, выговор.

Если гимназист сильно нарушит правила, учитель или руководство гимназии могут забрать у него телефон и отдать только родителям.

Во внутренних правилах есть ссылка на статью 126 Кодекса об образовании.

Директор: «Мешают на уроках»

Директор гродненской гимназии № 1 имени академика Евфимия Карского Борис Себровский сказал, что правила пользования мобильными телефонами принял попечительский совет гимназии, в которую входят родители учеников. Инициатива принадлежит самому учреждению, рекомендаций «сверху» не было.

Причина запрета пользоваться мобильниками — «мешают на уроках, отвлекают внимание детей».

Как объяснил Борис Себровский, в классах на столе учителя стоят специальные коробки с номерами. Перед началом урока школьник кладет туда свой телефон, а после урока может забрать. Учителю тоже нельзя разговаривать по телефону во время урока. Свой гаджет он может положить в ту самую урну или просто на стол.

Телефоны собирают в ящики перед уроком и отдают на переменах

На вопрос, что будет с теми, кто не захочет сдавать свои телефоны, директор гимназии заверил, что у них такого не бывает.

«Как это не хочет? Правила внутреннего распорядка он (ученик) должен выполнять по Уставу гимназии. У нас таких случаев нет и не будет», — сказал Себровский.

По словам директора, родители гимназистов знают про нововведение.

Минобразования: «Решение принимает администрация школы»

Пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая сказала Свабодзе, что решение, можно ли пользоваться мобильными телефонами в школе, принимает администрация школы.

«Во всех странах Евросоюза давно это сделали. И никто не возмущается. Разрешается пользоваться телефоном или айфоном в том случае, если он необходим для учебного процесса», — сказала Людмила Высоцкая.

Юрист: «Нормы не основываются на законодательстве»

Юрист и соучредитель правозащитной организации Human Constanta Алексей Казлюк сказал Свободе, что документ (правила пользования мобильными телефонами) сомнительный из-за нескольких причин:

  1. из него не видно, когда он принят и кем;
  2. там написано, что правила распространяются на сотрудников гимназии, но документ почему-то создает обязанности для учеников;
  3. законодательство не запрещает создавать в учреждении образования внутренние правила, но эти правила должны быть приняты и оформлены должным образом и не должны противоречить законодательству.

Алексей Казлюк

Например, нормы, по которым администрация может забирать телефоны у учеников, пусть даже и временно, не основываются на законодательстве. В кодексе об образовании нет таких дисциплинарных взысканий, как временное отбирание имущества. Согласно статьи 128 Кодекса об образовании, к дисциплинарным взысканиям относятся замечание, выговор и отчисление.

Если говорить об отбирании имущества (телефонов) как профилактику, то в Кодексе об образовании нет ничего о профилактике нарушения локальных нормативных актов, а к профилактике преступлений и правонарушений это не имеет никакого отношения.

Пользоваться телефонами детям запрещают и за рубежом

Мобильные телефоны запрещают не только белорусским школьникам. Как пишет Tut.by, ими нельзя пользоваться по крайней мере в школах Германии и Франции. Некоторые учителя так же перед занятиями собирают телефоны в ящик и ставят ее так, чтобы ребенок видел. Если во французской школе ребенок включить мобильный телефон, то его заберут и отдадут только родителям.

гродненская гимназия 1 Гродно школа

Источник: https://newgrodno.by/society/kak-eto-ne-hochet-sdavat-u-grodnenskih-shkolnikov-na-urokah-nachali-zabirat-mobilnye-telefony/

«Какое мы имеем право забирать телефоны?» Учителя о том, как в школах решают вопрос с мобильными

Может ли учитель собирать телефоны перед началом урока?

После гомельского скандала, когда учитель выругалась матом на ученика — и видео конфликта вызвало общественный резонанс, мобильные во многих школах запретили. Спустя полтора месяца после конфликта TUT.BY узнал, как учителя решают вопросы с телефонами.

Снимок используется в качестве иллюстрации. Reuters

Столин. «Запрет — это что-то категоричное, нельзя — и все. Но, бывает, телефон нужен»

В средней школе № 2 Столина уже много лет есть правило: на уроках дети прячут телефоны в рюкзаки. Когда именно в устав и правила внутреннего распорядка внесли этот пункт, директор Алла Лозицкая уже точно не помнит. Но ребята, которые первыми начинали по нему жить, уже закончили школу.

Алла Лозицкая. личный архив Аллы Лозицкой

Важно: телефон на занятиях не запрещен. Речь идет об ограничениях в пользовании.

— Запрет — это что-то категоричное, нельзя — и все. Но ведь, бывает, телефон нужен, — поясняет механизм Алла Николаевна. — Я, например, преподаю русский язык и литературу. Для своих учеников в гугле я сформировала папку со всеми словарями.

Предположим, на уроке детям необходимо посмотреть значение какого-то слова. Зачем ребенку бежать в библиотеку, если посмотреть это они могут и с телефона. Причем это не значит, что все 26 учеников должны достать мобильный.

Может и кто-то один, могу и я.

По словам директора, в школе давно сложилась практика, что на занятиях дети не злоупотребляют телефонами. Бывает, рассказывает собеседница, ребенку срочно нужно к врачу. И, например, мама может позвонить или написать ему на уроке, напомнить об этом. Тогда перед занятием школьник предупреждает учителя: ему нужно будет ответить.

— Были ситуации, что к вам как директору приводили школьников, которые отвлекались на мобильный на уроке?

— Бывало, но очень редко. Тогда я звонила родителям, они приходили, я поясняла ситуацию и отдавала им мобильный ребенка. Назавтра школьник приходил на занятия без телефона.

— После гомельской истории в некоторых школах стали забирать мобильные на весь день, почему вы решили этого не делать?

— Возможно, если бы мобильные нам сильно мешали, мы бы подумали об этом, но такой проблемы нет. В начальной школе некоторые учителя, чтобы дети не отвлекались, все же собирают у ребят телефоны, — продолжает собеседница.

— Для старшеклассников мы решили этого не делать. Да и зачем? Школа у нас довольно плотная, и где-то выделять помещение специально для телефонов… А надо ли? К тому же есть дорогие гаджеты, и какое мы имеем право их забирать.

Пинск. «Если на занятии телефон остается у ребенка, ученик на него отвлекается»

После гомельской истории во всех кабинетах школы № 10 Пинска появились коробочки для мобильных телефонов. Их школа купила за свой счет. В каждой коробке по 30 ячеек, куда перед началом занятия ученики кладут свои мобильные. А после урока забирают.

— Если на уроке дети разбирают темы, где нужно что-то посмотреть в интернете, они берут телефоны, смотрят, а потом возвращают в коробочку, — рассказывает Елена Ярошук, учитель истории и обществоведения СШ № 10 Пинска. — Получается еще и физкультминутка.

Снимок используется в качестве иллюстрации. Станислав Коршунов

Несмотря на то, что особых проблем с телефонами в школе и раньше не возникало, к нововведению ученики отнеслись спокойно. К тому же, уточняет Елена Владимировна, строгого запрета на мобильные у них нет. Если смартфон школьник не сдал, а, выключив звук, положил в рюкзак, вопросов к ребенку не возникнет. Главное, чтобы ребенок не пользовался гаджетом на уроке.

— В этом году я преподаю в 5 и 6 классах. По опыту скажу: если на занятии телефон остается у ребенка, ученик на него отвлекается — где-то нажал, где-то задел, уронил, — описывает ситуацию педагог. — А так нет телефона — нет повода для проблемы.

Почему решили собирать телефоны именно в коробочки? Так удобнее.

— Некоторым детям идея коробочек очень понравилась. Недавно в школе проходил первый этап республиканской олимпиады. Так вот, перед тем как приступать к заданиям, участники стали сами предлагать сдать мобильные. Так, объясняли, будет честнее.

— Почему телефоны решили забирать только на уроках? В некоторых учебных заведениях их сдают на весь день.

— Чтобы у детей оставалась возможность быть на связи с родителями. Где-то, если нужно позвонить маме, получить поддержку. Да и не стоит быть категоричными: когда у правила более мягкий вариант, его проще принимают, — поясняет ситуацию учитель.

—  К тому же суть нововведения не только в том, чтобы на занятии ребенок не отвлекался на мобильный. А в том, чтобы он научился выполнять правила. И тут уже неважно, это правила дорожного движения или правила пользования мобильным.

Ведь если человек поймет, что этим правилам нужно следовать, он и все другие не нарушит.

— После того как дети стали сдавать мобильные, на уроках стало проще работать?

— Я бы сказала удобнее. На уроке ученик должен слушать учителя (тут, конечно, все зависит от педагога), а посидеть в гаджетах ребенок и потом успеет.

— А что будет, если ребенок не сдаст телефон и на уроке ему кто-то позвонит?

— Учитель попросит ученика отключить звук и сдать мобильный.

— А к директору его за это не отправят?

— Конечно нет! Нельзя так решать вопросы, — улыбается собеседница. — Да и у директора других дел хватает.

Минск. «Если возникает экстренная ситуация, родители могут написать мне»

В уставе школы № 111 Минска прописано: «Во время учебного процесса пользоваться телефонами запрещено». Перед тем как отправить ребенка в первый класс, мама или папа ставят подпись о том, что с документом ознакомлены. После этого их задача — донести до сына или дочки, что играть с мобильным на занятиях нельзя.

личный архив Инги Тихоновецкой

— Не знаю, как у старшеклассников, но в начальных классах телефон у ребенка в школе — это ответственность учителя, — делится мнением Инга Тихоновецкая, учитель начальных классов СШ № 111 Минска. — Мобильные обычно появляются у детей на второй год учебы. И тут педагог должен договориться с ребятами и их родителями и установить правила пользования мобильным.

В третьем классе, с которым сейчас работает Инга Петровна, они такие: приносить мобильный в школу можно. Ученик приходит в учебное заведение и до начала занятий звонит родителям, сообщает: добрался, все отлично. После этого он отключает звук и до конца уроков прячет гаджет в рюкзак. И даже, говорит педагог, не достает его на переменах.

— Если возникает какая-то экстренная ситуация, родители могут написать мне в мессенджер, — рассказывает собеседница. — При этом мамы и папы знают: на занятиях я, как и дети, отключаю в телефоне звук.

— Ну а если ребенок не принимает ваши правила.

— В моих классах проблем с телефонами нет, — отвечает Инга Петровна. — У нас в школе высокоскоростной интернет. Поэтому мы с родителями моих детей решили использовать в образовательных целях планшеты.

В итоге ситуаций, что ребенок приходит из дома, где много всякой техники, в школу, где всего этого под рукой нет, не возникает, и к телефону малыша не тянет.

Он понимает: планшет для работы, мобильный для связи.

Описывать ситуацию с телефонами в других классах педагог не берется. Говорит, у каждого учителя свои методы. Как-то одна ее коллега предлагала ученикам перед уроками сдавать гаджеты в «волшебную коробочку».

Мера, говорит Инга Петровна, оказалась вынужденная. У мамы одного из мальчиков была сильная тревожность, и она часто набирала ребенка. «Телефон в коробочке» за несколько месяцев помог решить эту проблему.

— Но вы не сторонник того, чтобы забирать телефоны?

— Нет, зачем? Телефон — неотъемлемая часть жизни современного человека. Нельзя забирать его у ребенка. Нужно учить детей культуре пользования мобильным. К тому же, оставляя у школьников телефон, мы показываем, что доверяем им.

Источник: https://news.tut.by/society/659182.html

Сбор учителем телефонов учеников перед уроком. Юридические аспекты

Может ли учитель собирать телефоны перед началом урока?

Васильева О.Ю.: «…школы ставят на входе «красивый ящичек», в который дети кладут телефоны и получают только после уроков…».

Для работы нам понадобятся:

– Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ)
– Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ)

Когда министр образования говорит на всю Россию, что можно собирать телефоны учеников в «красивый ящичек»… извините, но это нонсенс.

Итак, немного юридических размышлений о легальности такого требования как «сдай телефон, положи в коробочку/ на полочку».

Родители купили мобильный телефон и передали его своему ребенку, который ходит в школу. Т.е. совершили акт дарения, и собственником такого телефона стал ученик. 

Ребенок, приходя в школу, сталкивается с требованием учителя сдать телефон на хранение под предлогом, что он будет отвлекать на уроке, а в конце учебного занятия его вернут владельцу. 

Дети, обучающиеся в школе, обладают дееспособностью, а значит, могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Объем этих прав и обязанностей зависит от возраста. (ст.ст. 21, 26, 28 ГК РФ).

Ученику, являющемуся собственником мобильного телефона, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. А также собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ). 

Что бы ни делал ученик с телефоном, ответственность за него несет он сам (ст.211 ГК РФ).

Теперь давайте рассмотрим, какая сделка происходит между учителем учеником в момент, когда последний кладет мобильный телефон в коробку.

Мне на ум приходит только один вид сделки, который подходит под данную ситуацию – хранение.

По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (ст.886 ГК РФ).

Хоть договор хранения и предусматривает простую письменную форму, отсутствие таковой не означает ничтожности сделки (в конце статьи будет приведен в качестве примера судебный акт), и в соответствии с п.3 ст.

887 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем.

По окончанию срока хранения (урока/ пары) хранитель (учитель) обязан возвратить поклажедателю (ученику), ту самую вещь, которая была передана на хранение (п. 1 ст. 900 ГК РФ).

Велика вероятность того, что ученик решит «подставить» учителя, сдавая сломанный (разбитый) телефон в коробку, причем, это может происходить из различных побуждений, необязательно из-за желания насолить учителю.

Это может быть боязнь ответственности перед родителями, что он придет домой со сломанным телефоном и ему будет стыдно признать факт того, что это он сам сломал телефон.

А так можно всегда сказать родителям, что отдал на урок телефон учителю, а получил сломанный обратно.

Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 ГК РФ (п.1 ст. 901 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Единственное, что частично может утешить (и то вряд ли), – это то, что при безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю (ученику) повреждением вещей (утраты), возмещаются: 1) за утрату и недостачу вещей – в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей – в размере суммы, на которую понизилась их стоимость. (п. 2 ст. 902 ГК РФ)

Т.к. в описываемом мною случае лицом, нарушившим обязательство, является хранитель (учитель), то он САМ будет доказывать, что вреда вещи не причинял. И начинается эпопея, как в одной из сценок «Кабачок «13 стульев»: «Докажи, что ты не верблюд» (кто не смотрел, обязательно посмотрите, очень хорошо раскрывается суть бюрократии).

Очень хорошо, если в кабинете будут установлены видеокамеры, при просмотре которых будет видно, что учитель никоим образом не мог причинить вред вещи, сданной на хранение.

Также на сторону учителя могут встать другие ученики, которые были в тот момент, когда «злой» ученик получал свой телефон.

Но что делать в ситуации, если этот ученик получал последним свой телефон? А перед этим не сразу его забрал, а побеседовал с учителем и забирал его тогда, когда в кабинете никого не было?

В общем, учитель, конечно, сможет защитить себя, но представьте, какое количество нервов придется затратить, да и положительный исход дела не гарантируется.

Более того, учитель не имеет права требовать сдачи телефона перед уроком. Сдача телефона происходит добровольно, в противном случае учитель нарушает положения ст. 209 ГК РФ, п. 1 ст. 35 Конституции РФ.

Поэтому, дорогие педагоги, лишний раз думайте, что и как вы делаете, а также, к чему это все может вас привести. И даже если «большой человек» с экрана телевизора вещает о том, какие поступки можно совершать, подумайте, а правда ли это?

P.S.: Я сам против мобильных телефонов на занятии, но никогда не буду внедрять в свою работу «красивые коробочки». Объясню почему. 

Не учитель должен вводить такие меры, а администрация должна принять в пределах своей компетенции локальный акт, в котором должно быть прописано, как, в каком порядке будет осуществляться сдача на хранение мобильных телефонов, чтобы и ответственность тоже несла наравне с учителем. А то получается, что удобно устроились: локальный акт мы не примем, вы и делайте, и ответственность несите.

Пока нет жалоб на ваши действия, администрация довольна и может ставить в пример на педсовете учителя, который так делает.

Но я больше чем уверен, что когда на образовательную организацию подадут жалобу в надзорные органы или в суд, то администрация первая, кто будет кричать везде, что такое поведение педагога недопустимо, действия противоречат действующему законодательству, и что так делать ни в коем случае нельзя. 

Я очень хочу, чтобы я ошибся насчет администрации.

К чему это всё. Дорогие педагоги, пока мы удобны администрации, нас ценят и уважают. Как только возникнут проблемы, педагог останется один (или выброшен за борт): каждому дорого то место, на котором он сидит и не хочет его потерять. Поэтому думайте, что и как вы делаете, кроме вас самих вас никто не защитит!

P.P.S. И конечно же, судебная практика. Приведу выдержку из Определения Верховного Суда РФ от 07.06.

2016 N 71-КГ16-3: «…Несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем (пункт 3).

Статьей 162 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (пункт 1).

В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (пункт 2).

Таким образом, если иное прямо не предусмотрено законом, несоблюдение простой письменной формы не влечет недействительности договора хранения, а лишь ограничивает стороны в средствах доказывания…»

Источник – проект «Омбудсмен образования»

Подписаться на авторский канал о юридических аспектах образования.
Автор – Иван Платонов

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/sbor-ucitelem-telefonov-ucenikov-pered-urokom-uridiceskie-aspekty

101Адвокат
Добавить комментарий