Может ли учитель забрать мобильный телефон ученика и не вернуть?

В ростове-на-дону родители предложили забирать у школьников на уроках мобильные телефоны

Может ли учитель забрать мобильный телефон ученика и не вернуть?

В социальных сетях Ростова-на-Дону разгорелась самая настоящая дискуссия на тему – надо ли забирать в школах у учеников телефоны.

Мнение посторонних людей спросила одна из мам, которая сообщила:

– Как вы относитесь к тому, чтобы в школе, на все время занятий, у детей забирали телефоны? В нашей школе такое предложили несколько родителей. Дети, конечно, против.

«С КАКОЙ СТАТИ? А ЕСЛИ НАДО ПОЗВОНИТЬ?»

В итоге, под постом меньше чем за сутки уже свыше ста комментариев.

– С какой стати? А, если срочно нужно будет позвонить или забрать ребенка? – написал один из пап.

– У нас не пускали в школу с телефоном, – вспоминает вчерашний выпускник. – Если находили, забирали и отдавали только родителям. Я считаю правильно. Учиться нужно, а не в соцсетях сидеть на уроках. Сейчас школьники простых вещей не знают.

– Мне кажется, если у них забрать мобильники, они хоть друг с другом начнут общаться, – считает другая родительница.

– А у многих и на работе надо забирать… – подметила другая

Или вот еще ответ:

– Ну отберут телефоны, найдут другое интересное занятие, мы, например, в крокодила играли, когда отбирали телефоны, морской бой, переписывались на бумаге, а еще была развлекуха на бумаге, по типу головоломки. Короче и без телефонов было и есть чем заняться на уроке, если не интересно.

Многие родители считают, что гаджет будет отвлекать от общения. Валерий ЗВОНАРЕВ

«НЕ БЫЛО ИНТЕРНЕТА – КНИЖКИ ЧИТАЛИ»

Народ вспоминал свое безмобильное детство:

– Мы бегали по крышам, стройкам, играли в казаки-разбойники и так далее. И тогда без телефонов и Интернета людям жилось проще. Мы всегда знали, где и кого можно найти – на футбольном поле, стройке или трубе. И всегда находили. Так что раньше жилось интересней.

– Не было Интернета и все читали книги, как-то прожили свое время, – считает еще один ростовчанин. – Сейчас с этими трубками чуть ли не спят, едят и в туалет ходят. Поэтому я против сотовых в учебных заведениях.

НЕ ИНТЕРЕСНО ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В РЕАЛЬНОСТИ…

Но большинство ростовчан пришли к выводу, что отсутствие телефонов не прибавит дисциплины на уроке, если учитель не умеет держать внимание аудитории.

– Если преподаватель не может заинтересовать учеников, то хоть забирайте телефоны, хоть приковывайте руки к учебнику все бессмысленно, – написала одна из ростовчанок. – Педагог на то и педагог, чтобы грамотно доносить информацию, чтобы она легко усваивалась детьми определенного возраста.

Еще 18 лет назад в моей школе, у кого родители были побогаче, уже появлялись мобильники: и успеваемость была нормальная. Дело не в телефонах, а в самих школьниках. Дети – это отражение семьи.И тогда напрашивается вывод, что те родители, которые предлагают данную инициативу, сами не смогли заинтересовать своих детей чем-то более интересным, потому что, скорее всего, крайне мало общаются с ними.

Ну а детям, к сожалению, более интересен мир в смартфоне, нежели то, что происходит в реальном времени.

Могут ли современные дети представить, как обходиться без мобильника? Дмитрий МАКЕЕВ

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

«Запреты не формируют мотивацию!»

Екатерина Трофимова, член Европейской ассоциации психотерапевтов:

– Любые запреты не подогревают интерес и не формируют мотивацию. Напротив, у ребенка может возникнуть обида, отторжение и нежелание учиться. Мол, ах вы у меня еще и телефон забрали, тогда я не буду учить и слушать не буду. Поэтому, конечно же, самым лучшим образом является не запрет, а умение договориться с ребенком.

Например, во время урока не пользоваться мобильным телефоном. Это вполне возможно и обосновано. И любой ученик в состояние понять, что телефон, действительно, мешает учебному процессу. Хорошо, если учителю удается договориться со своими учениками, чтобы они не пользовались телефонами на уроках.

А что если нет? Любые правила должны поддерживаться последствиями, которые возникают при их нарушении. К примеру, в том же футболе за каждое нарушение наступают определенные лишения. Так и тут.

Скажем, если после трех замечаний учителя не происходит никаких изменений в поведении ученика, то телефон переходит на стол педагога.

На мой взгляд, такие простые, четкие и понятные правила могут показаться ученику справедливыми и он может включиться в этот процесс.

АЛЛО!

Обсудим тему? В пятницу, 7 сентября, в 17:05 поговорим об этом на радио “Комсомольская правда-Ростов” на 89,8 FM. Пишите нам на редакционный whathap 8-909-409-00-00. Телефон прямого эфира: 8 (863) 2910-815. Звоните!

Источник: https://www.kp.by/daily/26878/3922266/

У меня зазвонил телефон…

Может ли учитель забрать мобильный телефон ученика и не вернуть?

Преступление и наказания

Самое смешное, что эта история случилась со мной. А я — ненавижу мобильные телефоны! Я считаю, что всякая вещь должна делать то, ради чего ее придумали – без всяких «наворотов». Телефон — для того, чтобы по нему разговаривать. И только бездельник «забил» туда игры, картинки и прочую чепуху.

И еще – меня всегда жутко бесит, когда развеселая трель звонка (мелодия, вопли, хрипы…) раздается в кино, в театре, на семинарах, симпозиумах: после того, как ведущие не раз просили выключить мобильники. Так что учителей, борющихся с «мобилами» на уроках, я, в общем-то, понимаю. Хотя…Дочке мы купили телефон, хуже не бывает. В смысле — старый, б/у, с черно-белым дисплеем.

Игр в нем, кажется, три — непопулярные, выбор звонков минимальный. Была бы модель еще проще – сигнал да набор – взяли бы его. Совершая покупку, исходили из двух моментов: чтобы не украли (не телефон жалко – ребенка) и чтобы оный ребенок поменьше игрался.

Купили, кстати, едва не последними в классе, но уже «припекло»: от школы живем далеко, дочка ходит еще в «художку» и в спортивную секцию, бабушек нет, мы с отцом на работе.«Следите за своими детьми», — говорила опытная русистка на последнем родительском собрании. Что мы и делали.

Дочь выходила из школы, сообщала об успехах и планах: какие оценки, что задали, что нужно купить для завтрашних уроков (тетрадь, транспортир, кальку…). Если не было маршрутки, она звонила мне тоже, и я срывалась с работы, чтобы отвезти ее домой, а потом на другие занятия.

В общем, ребенок был под контролем: по магазинам не ходил, у подружек не задерживался, не бродил в сомнительных компаниях по роще и дачам. И вдруг – пропал.Знаете, как в детективе: агент на связь не вышел.Был предпраздничный день, и выяснить у дочери утром, когда закончатся занятия, мне не удалось. То ли у них будут сокращенные уроки, то ли просто не все.

Договорились: как закончите, позвони, чтобы я не волновалась.12 часов дня. Когда дочь моей коллеги сообщает матери, что она уже дома, я спохватываюсь: а моя где? 12.30 – звонка нет. Час дня – тишина. Половина второго – молчание. Набираю номер телефона дочери – длинные гудки. Не слышит в шуме звонка, что ли?Начало третьего: «Абонент не доступен» — отвечает мне ее телефон.

Три – никакой информации. Звоню в школу, трубку там не берут. Несколько раз звоню домой, там не берут тоже.В начале четвертого (благо, машина под боком) срываюсь – несусь домой. По дороге встречаю гуляющего дочкиного одноклассника. «А нас в одиннадцать отпустили!» — счастливо сообщает мне он. «А моя где?!!» — «Не знаю».

Перед запертой изнутри дверью дома представляю себе живописные ужасы: отравление газом, ограбление с убийством и просто явление дочки домой с температурой – заснул ребенок и домашний телефон не берет. Когда мое дитятко живо-здорово появляется на пороге, я не испытываю уже никаких чувств, даже радостных.«Разборки полетов» позволяют установить истину. Уроки закончились в 11.

20, домашний телефон не слышала, т.к. в комнату с ним плотно закрыли дверь (и вообще у нас CDMA, он часто не соединяет). А из школы не позвонила, потому что учительница отобрала у дочки мобильник: та вытащила его на уроке, говорит, хотела посмотреть время.За мобильник она свое получила – пользоваться им на уроках и даже держать включенным я запрещаю.

Но дальше нужно было вызволять телефон! Вечером у дочки тренировка, и мне нужно с ней созваниваться, когда ее забирать. Завтра — праздник, а послезавтра я не смогу бросить работу и отправиться к учительнице. Выходил еще один день без связи, которая была мне просто необходима!А еще гвоздем сидела мысль: почему у ребенка забрали МОЮ собственность? Телефон зарегистрирован на меня.

Почему меня не поставили в известность, не вызвали в школу? Учительница могла позвонить мне с того самого мобильника, набрав всего лишь цифру «1» — «Мамулечка».Я не хожу в школу спорить из-за оценок. А потому у меня есть номер телефона только классной руководительницы. Звоню, объясняю ситуацию. Говорю, что ребенок виноват, но мне нужно вернуть мобильник – из соображений безопасности.

«Классная» удивляется: «Почему они мне ничего не сказали? Ни ваша дочь, ни учительница…». Но номера нужного мне телефона у нее нет, она советует мне поехать в школу и узнать его у охранника.Школьный охранник прекрасно знает меня в лицо: я часто хожу с дочкиным классом в походы, помогаю организовывать соревнования и три раза в неделю по вечерам привожу дочку на занятия в спортзал.

Оторвавшись от чтения толстой книги, охранник открывает мне дверь, но на мою просьбу отвечает отказом: «Мы посторонним телефоны сотрудников не даем». Пытаюсь доказать свою «непостороннесть»: я – мать ученицы школы, законный представитель интересов несовершеннолетнего ребенка, была членом родительского комитета.

В конце концов, меня прислала сюда классный руководитель! «Покиньте школу!» — требует страж безопасности, охраняющий школу на мои, в том числе, деньги. Оказав ему пассивное сопротивление (то бишь, не уходя), звоню «классной»: «Мне не дают телефон!» Та просит передать трубку охраннику, мол, позвонит учительнице сама. Он диктует ей номер (который я, естественно, тут же записываю).

По логике вещей, я должна дождаться результатов переговоров и узнать, что мне делать. Охранник требует: «Уйдите из школы!» «Не уйду, — говорю я, — пока не узнаю». Не справившись со мной, он вызывает подкрепление. На машине приезжают еще два охранника, постарше и помоложе. Выкладываю им букет документов: паспорт, водительские права, удостоверение корреспондента областной газеты.

Не обозначь я четко свою личность, наверное, увезли бы для ее установления. А тут продолжили разъяснительную работу: ходят тут всякие, вот взорвут вашу школу, будете жаловаться. Старший из трех собравшихся ради меня охранников предлагает конструктив: «А вы подайте заявление в милицию, что у вас эта учительница телефон украла».

Можно, конечно, пойти этим путем, но хотелось как-то без крови…Не совершив террористического акта, я покидаю здание школы с номером телефона «укравшей» мобильник учительницы. И еще двадцать минут посвящаю переговорам с ней.

«Есть такой закон, — рассказывает мне учительница, — по которому мы можем телефоны забирать и отдавать в детскую комнату милиции». Мне, не вылезающей из судов, такое «мобильное законодательство» неведомо, зато ведома Конституция, охраняющая частную собственность. А еще, разные кодексы, дающие право изымать орудия преступления и административного правонарушения – только по решению суда. В общем, наш двусторонний правовой ликбез привел только к одному положительному действию: телефон мне вернули. Он спокойно лежал в ящике стола в школе, пока я рисовала себе картины ЧП с дочкой. В той самой школе, куда меня не хотели пускать, но откуда хотели вывести.

А теперь о том, ради чего я все это пишу. РАДИ БЕЗОПАСНОСТИ! Безопасности ребенка и не только своего.Я считаю мобильный телефон не игрушкой, а СРЕДСТВОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. Я давала дочке в школу мобильник, даю и давать буду.

Напоминаю ей утром, чтобы она не забыла его дома, подзарядила и проверила, что на счету точно есть деньги. Я хочу точно знать, что дочь успела на маршрутку, благополучно перешла улицу и не встретила по дороге маньяка.

Я заявляю: это грубейшее нарушение моих прав и прав моего ребенка — отбирать у дочери СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ и МОЮ СОБСТВЕННОСТЬ — без каких-либо законных на то оснований.Я думаю, что ребенок имеет право пользоваться телефоном в школе, НЕ МЕШАЯ ПРИ ЭТОМ ВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Объясните мне, почему ученик не может включить телефон на перемене, чтобы порадовать отца заслуженной пятеркой? Почему ученица не смеет дозвониться маме, если у девочки, к примеру, неожиданно начались «критические дни»?Я убеждена, с мобильниками, мешающими проведению уроков, НУЖНО БОРОТЬСЯ. Но — в рамках закона.

Несмотря на утверждение учительницы моей дочки, законодательной базы для боев с мобильниками пока нет. Давайте ее придумаем для каждой отдельной школы! В Устав учебного заведения можно внести пункт о пользовании мобильными телефонами: «отключать телефон во время уроков».

В случае нарушения прописать, меры наказания, допустим, удаление из класса. Но с мобильником! Ведь за сохранность телефонов школа ответственности не несет.

Я мечтаю, что учителя научатся с мобильными телефонами не только бороться, но и ДРУЖИТЬ.

Ведь мобильник может даже способствовать учебному процессу! Например, ребенок поставит звуковое напоминание в календарь, чтобы не забыть подготовиться к контрольной. Или, по разрешению учителя, использует телефон как калькулятор. Все это МОЖЕТ БЫТЬ — при том, что учитель будет относиться к мобильнику ученика как к сложной и нужной вещи. А не как к игрушке, которую, отобрав, можно забыть на три дня в ящике своего стола.

Источник: http://novocherkassk-gorod.ru/na_article/47965/

Как учитель может поступить, если ученик на уроке играет в телефон

Может ли учитель забрать мобильный телефон ученика и не вернуть?

С точки зрения закона и реальности.

Тема пользования детьми телефонами на уроках является актуальной. Это ожидаемо вызывает вопросы у учителя к ребёнку, так как телефон мешает и учителю и ученику работать. Может ли учитель отобрать телефон или как-то воздействовать на ученика? На это хотели бы знать точные ответы как учителя так и ученики. Такой «ликбез» полезен и для родителей.

Собственность охраняется законом

Родители купили мобильный телефон и подарили его своему ребенку, который ходит в школу. С точки зрения закона, они совершили акт дарения, и собственником такого телефона является ученик.

Но в школе такой собственник часто сталкивается с требованием учителя сдать телефон на хранение в связи с тем, что он будет отвлекать от работы на уроке.

Как правило, педагог обещает в конце учебного занятия вернуть телефон владельцу, то есть ребёнку.

Но, что говорит Гражданский кодекс РФ? в его статьях сказано, что:

  • Дети, обучающиеся в школе, обладают дееспособностью, а значит, могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Объем этих прав и обязанностей зависит от возраста.
  • Ученику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц» (ст. 209 ГК РФ).
  • Что бы ни делал ученик с телефоном, ответственность за него несет он сам (ст.211 ГК РФ).

Теперь давайте рассмотрим, какая сделка происходит между учителем и учеником в момент, когда педагог кладет мобильный телефон ученика к себе в стол. За что отвечает учитель, а за что отвечает ученик. Если следовать закону, эта сделка называется «хранение». Гражданский кодекс РФ гласит:

По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Обычно договор хранения и предусматривает простую письменную форму, но отсутствие таковой не означает ничтожности сделки, и в соответствии с п.3 ст.

887 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем.

Говоря проще, тот, кто взял телефон на хранение, должен вернуть его владельцу в первоначальном виде.

Кто отвечает за сохранность телефона

Срок хранения объявлен до конца урока, значит хранитель, то есть учитель, обязан возвратить поклажедателю, то есть ученику, ту самую вещь, которая была передана на хранение (п. 1 ст. 900 ГК РФ).

Но как быть с ответственностью перед родителями, если после такого инцидента ученик придет домой со сломанным телефоном? Можно всегда сказать родителям, что отдал на урок телефон учителю, а получил сломанный обратно.

И в законе действительно сказано:

Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение по основаниям, предусмотренным статьей 401 ГК РФ (п.1 ст. 901 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. При этом «при безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю, то есть ученику, повреждением вещей или утраты, возмещаются:

  • за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;
  • за повреждение вещей – в размере суммы, на которую понизилась их стоимость». (п. 2 ст. 902 ГК РФ).

В нашей ситуации лицом, нарушившим обязательство, является хранитель, то есть учитель. Поэтому ему придётся доказывать, что вреда вещи он не причинял. И в этом случае начинается «битва».

В этой ситуации очевидна польза установленных в кабинете видеокамер, при просмотре которых будет видно, что учитель не причинял вред вещи, сданной на хранение.

Для доказательства своей невиновности учитель может привлечь и других учеников, которые были в тот момент, когда одноклассник или одноклассница получали свой телефон. Кардинально ситуация меняется, если камер нет, а телефон ученик забирал при полном отсутствии одноклассников в классе.

Ситуация неприятная. Конечно, чаще всего учитель сможет защитить себя, но большое количество нервных клеток придется потерять.

Самое главное!

По нормам Конституции РФ (п.1 ст.35) и статьи 209 ГК РФ учитель не имеет права требовать сдачи телефона.

Передача собственности происходит исключительно добровольно, в противном случае учитель нарушает закон.

Поэтому учителю следует лишний раз подумать, что и как он делает, а также, к чему это все может учителя привести. Полагаться на заверения коллег и даже начальства в этой ситуации не следует.

Позиция учителя

Я против мобильных телефонов на занятиях, но забирать их у учеников на хранение не стану. Постараюсь объяснить причину. Введение подобных мер не является прерогативой учителя.

Администрация должна принять в пределах своей компетенции локальный акт, в котором должно быть прописано, как, в каком порядке будет осуществляться сдача на хранение мобильных телефонов, чтобы администрация школы несла ответственность наравне с учителем.

В противном случае, ответственность возлагается на учителя, а администрация вольна трактовать его действия по-своему усмотрению. И при возникновении конфликтной ситуации администрация устранится от зашиты учителя.

Поэтому, по моему мнению, самым правильным будет заставить нарушителя убрать телефон в портфель, а потом выяснить ситуацию у его родителей и довести ее до сведения администрации школы.

Автор текста — читатель нашего канала, учитель английского языка.Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала —свяжитесь с нами.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/kak-uchitel-mojet-postupit-esli-uchenik-na-uroke-igraet-v-telefon-5dbb45f592414d00ac4e216d

Имеет ли право учитель собирать телефоны учеников перед уроком?

Может ли учитель забрать мобильный телефон ученика и не вернуть?
Мы уже писали о принятии парламентом Франции закона о запрете использования смартфонов в школе. Законопроект спорный, есть как сторонники такой инициативы, так и ярые противники. Российские педагоги тоже отреагировали неоднозначно.

Например, одни учителя считают, что невозможно отрицать цифровой прогресс, нужно лишь научиться использовать его во благо. Так, директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер в своём интервью каналу «360» поделился мнением: «Смартфон — это часть жизни.

Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Учителям необходимо делать уроки нескучными, интересными, можно подключать телефоны.

Я уверен, что телефоны в руках детей влияют только на психику взрослых».

А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный.

На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.

Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения.

В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов.

На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.

Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».

Имущество

В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.

В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.

Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ.

Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).

Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц.

Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст. 209) « права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст.

 211 «Риск случайной гибели имущества»).

Хранение

Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).

В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст.

 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п.

 3 «Форма договора хранения»).

Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.

Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ (« права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).

В чём же подвох?

Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.

Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д.

Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.

Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.

401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство».

В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.

Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):

«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».

В помощь учителю

Помочь доказать свою невиновность смогут видеокамеры, если таковые есть в кабинете.

Но, во-первых, не все классные комнаты в российских школах (да что там «не все», если брать показатели по стране, то можно сказать «почти нигде») оснащены видеокамерами, а во-вторых, на видео должно быть чётко видно, что преподаватель никак не мог сломать телефон. К примеру, если учитель и коробка будут не под тем углом к камере, даже при наличии видео невозможно будет доказать невиновность преподавателя.

Поддержать своего учителя могут остальные ученики в классе, давая показания о том, что учитель не ломал гаджет. Но ведь школьник может получить свой телефон обратно последним, когда все ученики уже покинут класс. Тогда учитель остаётся без свидетелей и без записи с камеры.

В целом, учитель вполне может справиться с доказательством своей невиновности. Но легко представить, скольких сил и нервов ему это будет стоить.

Поэтому, в данной ситуации, стоит предусматривать ВСЕ варианты развития событий и лучше лишний раз себя обезопасить, не беря на хранение имущество учеников.

По возможности стоит объяснить школьникам важность самостоятельного отказа от использования мобильных телефонов во время урока (то есть ученики сами не будут доставать сотовые), либо построить урок так, что эксплуатация гаджетов станет частью обучения.

Также, как вариант, администрация может принять в пределах своей компетенции локальный акт, описывающий порядок сдачи гаджетов на хранение. Таким образом, ответственность за сохранность имущества будет нести не один учитель, а вся администрация общеобразовательного учреждения.

Естественно, никто не говорит о том, что ученики только и ждут того момента, как «подставить» своего учителя. Нет, подобных ситуаций на практике происходит не так много, но они есть. Поэтому для преподавателя разумнее учесть все «опасные» моменты ситуации и обезопасить себя заранее.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/imeet-li-pravo-uchitel-sobirat-telefony-uchenikov-pered-urokom/

Эксперты предлагают не отнимать смартфоны у школьников, а сделать их частью обучения

Может ли учитель забрать мобильный телефон ученика и не вернуть?

ТАСС, 1 сентября. Представители региональных департаментов образования и научного сообщества, опрошенные ТАСС, предлагают не запрещать смартфоны в школах, а сделать их одним из инструментов обучения.

Они могут использоваться, в частности, для индивидуального доступа к электронным материалам или проведения экспресс-опросов, считают эксперты.

Ранее речь о гаджетах в школах зашла на Общероссийском родительском собрании 30 августа, где глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева заявила, что телефоны мешают образовательному процессу, подчеркнув при этом, что школы вправе самостоятельно регулировать этот вопрос.

Эксперты предлагают идти от противного

По мнению заведующей кафедрой педагогики Брянского государственного университета Надежды Асташовой, стоит не лишать ученика телефона, а сделать гаджет частью учебного процесса.

“Если говорить о вариантах разрешении такой проблемы, то стоит попробовать разработать методики, чтобы использовать телефон в качестве учебного пособия. Ведь если есть электронные учебники, планшеты, то почему не быть мобильным приложениям, которые можно использовать на уроке”, – сказала она ТАСС.

Асташова добавила, что такую методику можно попробовать использовать “не столько в начальной школе, где с детьми работает один педагог, который для них безусловный авторитет, а со средним и старшим звеном”.

“У старших школьников меры по отъему смартфонов могут вызвать протест, а вот рациональное использование смартфона как учебного пособия даст понять ученику, что телефон – не развлечение, а рабочий инструмент”, – подчеркнула она.

Этой же позиции придерживается директор департамента образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева. “Знаю, что в целом ряде школ Екатеринбурга используются специальные корзинки, куда дети кладут телефоны перед занятием.

С другой стороны, многие молодые педагоги используют гаджеты во время уроков, потому что смартфоны могут быть инструментом обучения, могут пользу принести.

Например, используется технология QR-кодирования, когда с помощью кода ученик получает доступ к материалам, информации, задачам, тестам, анию, а педагог быстро получает результаты”, – сказала собеседница агентства.

Решить проблему исключительно запретами невозможно, считает глава Минобразования Кабардино-Балкарии Нина Емузова. “У нас есть великолепный опыт, когда мобильные устройства могут использоваться как образовательный ресурс. Сейчас есть целые программы, которые разрабатывались в этой части не один год и имели эффективный результат”, – сказала она.

Правила официальные и негласные

Тем не менее, во многих школах действуют особые правила в отношении гаджетов. К примеру, практика сбора мобильных телефонов перед уроком применяется в одном из престижных учебных заведений Республики Коми – Гимназии искусств при главе республики.

“Помимо этого, действует ограничение под роспись родителей – воспитанникам гимназии из других городов, которые проживают в интернате, не разрешают пользоваться сотовыми телефонами после отбоя”, – рассказала ТАСС директор заведения Мария Кузьбожева.

Директорам школ Ингушетии также рекомендовано запретить учащимся брать на уроки смартфоны и другие гаджеты, сообщил ТАСС министр образования республики Юсуп Костоев. Он уточнил, что приносить телефоны с собой школьники могут, “но их будем забирать, тем более гаджеты с выходом в интернет”.

С подобными мерами согласен и министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев.

“Использование в школе мобильных телефонов обучающимися должно быть строго регламентировано. Идя на урок, школьнику необходимо отключить телефон, не использовать его в качестве средства коммуникации.

В одной из финских школ я был свидетелем того, как старшеклассники, входя в класс перед началом урока, послушно, без напоминаний учителя складывали свои мобильные телефоны в простую коробку из-под бумаги.

Почему бы и нет?” – говорит собеседник агентства.

В гимназии № 42 города Барнаула, входящей в топ-200 лучших российских школ, телефоны не отбирают, но пользоваться ими во время уроков просто не принято, рассказала директор школы, председатель регионального клуба “Учителя – новаторы Алтая” Генриетта Татарникова.

“У меня в школе действует негласное правило: ни дети, ни учителя не общаются по сотовым во время уроков. Мы учились договариваться друг с другом, и у нас в гимназии нет такой проблемы, чтобы ученик во время урока начал писать смс или отвечать на звонки.

Мы приняли около 12 лет назад общее правило, и ему подчиняется весь коллектив, родители нас поддержали.

Мы так работаем со средствами информационно-коммуникационных технологий давно: они могут лежать на столах – это личная вещь, но они знают, что пользоваться ею нельзя” – пояснила Татарникова.

“Глушилки” и простые телефоны

Предлагаются для борьбы с гаджетами на уроках и нетрадиционные способы. К примеру, по мнению уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области Дмитрия Кислицына, действенной мерой могут стать устройства, которые бы глушили мобильную связь.

“Поставил ее – и все: на территории учебного заведения ни один сотовый не работал бы. Ни в интернет зайти, ни смс отправить”, – сказал он, пояснив, что включать “глушилку” можно было бы на определенный период времени, например, на время урока. При этом он подчеркнул, что такой вариант необходимо детально проработать.

Еще об одной необычной мере рассказала член родительского комитета основной общеобразовательной школы №30 города Казани Гульнара Валиуллина. Здесь родители учеников заменили детям дорогие смартфоны на обычные телефоны с функцией вызова.

“Мы приняли решение купить детям обычные телефоны за 1000 рублей.

Или вообще некоторые ученики не носят в школу телефоны, а информацию родители передают своим детям при необходимости через учителя или приемную директора”, – сказала собеседница агентства.

В школе-гимназии города Назрань, которая считается одним из лучших учебных заведений среднего образования в Ингушетии, родители также предложили использовать вместо смартфонов “обычные телефоны-фонарики, простые кнопочные”, рассказала ТАСС бывший завуч учреждения (сейчас директор другой школы-лицея в Магасе) Ада Газдиева.

Авторитет учителя

Председатель правления Совета отцов Владимирской области Алексей Сорокин, воспитывающий пятерых детей, считает отказ от гаджетов в школах возможностью вернуть несколько утраченный авторитет учителя.

Положительное влияние практики лишения школьников мобильной связи и интернета отметил и организатор историко- географической экспедиции “Байкал – Аляска” Роман Неудачин, участники которой летом этого года преодолели около 7 тыс. км от Иркутска до Петропавловска-Камчатского.

“Одним из главных открытий нашей экспедиции были дети, которые проживают в таких населенных пунктах, как Аим, Хандыга, Охотский Перевоз, Нелькан и Аян, где даже если есть сотовая связь, то практически нет интернета.

А мобильные телефоны детям в таких поселках просто не нужны. Это другая социокультурная среда, где дети лишены избыточного медийного влияния, и это дает возможность вырастить из них исследователей”, – считает Неудачин.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4525054

Может ли учитель отнять смартфон у ребенка: право на образование важнее мобильного телефона

Может ли учитель забрать мобильный телефон ученика и не вернуть?

По словам специалиста по связям с общественностью Союза защиты детей Грете Ландсон, действия школы в данном случае не противоречат эстонскому законодательству. Свое мнение на этот счет высказывала и канцлер юстиции.

Исходя из Закона об основной школе и гимназии, у школ есть право и обязанность устанавливать порядок и правила поведения на своей территории. Сюда относится и ограничение на использование мобильных устройств в течение учебного дня, так как они не связаны с учебой напрямую. Точно так же школа может, например, ограничить доступ на свою территорию.

Согласно мнению канцлера юстиции Юлле Мадизе, которое она опубликовала 01.04.2016, школа имеет право взять мобильное устройство на хранение, если ученик использует его, нарушая распорядок учреждения, и после просьбы учителя отдает вещь добровольно.

Право взять телефон ученика на хранение работникам учебного заведения дает третья часть статьи 58 Закона об основной школе и гимназии. В ней перечислены методы оказания влияния, которые школа может применять к нарушающему ее распорядок ученику.

Пункт 6 этой части статьи говорит о том, что у школы есть право взять на хранения вещи (в том числе мобильные устройства), которые ученик использует способом, не соответствующим правилам школы.

Согласно пятой части той же статьи, мобильные устройства и другие вещи хранят и возвращают согласно принятому в школе распорядку.

Канцлер отмечает, что данное школам право временно хранить вещи соответствует Конституции. Обеспечение следования распорядку школы – важная цель, и методов, которые бы меньше ограничивали права учеников, и были бы настолько же эффективны, не существует.

Право на получение образования является одним из основных прав человека и обязанностью учеников основной школы, которая исходит из Конституции.

Школа не может гарантированно обеспечить обучение, если один ученик мешает другим при помощи телефона, при этом и сам он не учится.

Кроме того, запись действий других учеников и педагогов и их публикация без согласия тех, кого записали на видео или диктофон, может нарушить конституционные права этих людей.

Канцлер обратила внимание, что школьный работник может забрать вещь на хранение только в том случае, если ребенок ее добровольно отдаст – физическую силу применять нельзя.

Право использовать непосредственное принуждение, согласно Закону о защите правопорядка, есть только у представителя полиции или другого органа защиты правопорядка, которому это право дано законом и который прошел необходимое обучение.

Таким образом, если ученик добровольно не отдает телефон, учителю можно применять только педагогические методы, указанные в 58 статье Закона об основной школе и гимназии: отстранение от урока с обязанностью находиться в определенном месте и к концу урока достичь требуемых знаний; обсуждение поведения ученика с его родителями, руководством школы и т.д.

На ту же самую 58 статью Закона об основной школе и гимназии ссылается в своем комментарии и Министерство образования.

«Конституция ЭР составлена таким образом, что описанные в ней права и свободы человека могут быть ограничены только другим законом. В частности, например, право на неприкосновенность имущества в данном случае ограничивается §58 ст 3 Закона об основной школе и гимназии», – рассказала специалист по связям с общественностью министерства Елена Земскова. 

В целом здесь действует общий принцип о том, что права и свободы человека ограничиваются правами и свободами других людей. Если говорить о школе, то следует понимать, что школа должна защищать одновременно оба права – право учиться и право учить.

Если по оценке школы использование каких-либо предметов, в том числе телефонов, мешает учебному процессу, то у школы есть право брать такие предметы на хранение. Разумеется в таком случае школа также обязуется обеспечить сохранность предметов.

Если с предметом, взятым на хранение, что-то случится, то на школу ложится обязанность доказать, что для сохранения сохранности вещи были предприняты все возможные меры. 

У школы есть право ограничить или вовсе запретить использование мобильных телефонов, то есть она может внести соответствующий пункт в правила внутреннего распорядка.

Некоторые школы запрещают использование мобильных телефонов в течение всего дня, другие позволяют пользоваться ими с разрешения учителя (например, если это нужно для учебы), третьи оставляют право принимать решение о целесообразности использования телефона учителю.

Министерство в свою очередь предоставляет школам свободу – школы имеют право сами принимать решение о том, что и когда в их учебном заведении можно использовать, а что нельзя.  

Не стоит забывать и о том, что важен не столько сам факт использования мобильного устройства, сколько цель, с которой его используют.

Цифровые устройства могут сделать учебу более интересной и разнообразной – сейчас доступно много возможностей для интерактивной учебы, и в современной школе учитель несомненно может построить урок таким образом, чтобы использовать детский интерес к использованию цифровых устройств для достижения определенных учебных задач. 

Также в случае возникновения каких-либо вопросов относительно происходящего в школе родителям по прежнему в первую очередь следует обращаться к учителю или директору, чтобы попробовать найти общий язык именно с ними. Во главу угла следует ставить интересы ребенка, и в спорных ситуациях обе стороны не должны об этом забывать.

«В названной выше статье Закона об основной школе и гимназии перечислено, какие еще меры могут быть применены в отношении учащегося. Например, ученика можно удалять с урока, оставить на определенное время после занятий, запретить участие во внеклассных мероприятиях, не связанных с учебной программой и т.д.», – добавила специалист.

Источник: https://rus.postimees.ee/6411190/mozhet-li-uchitel-otnyat-smartfon-u-rebenka-pravo-na-obrazovanie-vazhnee-mobilnogo-telefona

��������� ������� � ������ �������� ��������

Может ли учитель забрать мобильный телефон ученика и не вернуть?
��������� ������� ���� ��������� ������� ��� ���������� � ������. �������� ������������� ���������� ����� �������� � ����� ������.

������ ������������� ���� ����������� �������, ������, �� � ��������� ���� ������������ ����������� � ����� �������, ������� � ������� ���� ������ ������ � ������� ������������� ��������� ��������� � ������.

� �� ��� ����� ��� �������� ������ ��������� ������� ������ ����, ������� ������ � ����������-��������� �����, � ������������ ������������ ������� ������ ��������. � ������, ������� ��� ���������� ��� ����, ����� ��������� �������������� ����� ���������� ������ ����������� ����. � ��� �� ����� �� ������ ������� ��������: �� �� �������� ���������, �� �� �� ������ �������, ������� �� ������.

������, ����� ����� ����������� ������� ������� � �������, ��� ������ ��� � �������� ��������� � � ����������� ���� ����������. ����� � ����������� ������ ��� ��������, ��� �������� �������, ������ ���� � ����� ����������. ������ ��������� �����, �� � ����� ��� ��� � �� �����, � ����������� ������� ���������� ���������� ������� ���������, ���� ��� ���� ����� �� ������ � ��� �� ���������.

��� ������ ��������� �������, � ��� ���������� �� ��� �� ����������� �������. �������, �� �� ����� �������� ���� �� ����. � �������� ����������� ��������� ����� � �������� ������� �������� �������. � ����� ������� �������.

��� ����������� �������� ������� �������� �������� ��� ������ ���������� ����. ������ ������� �� � ������ ������ �������� �������? � � ���������, � ������ �� ���������, ��� ����� ���� � �������� ���������, � ������� ������ ����������. � ���� ����� �������� �����. � ����� ������� ��������� ������� �������� �������������� �������, � ��� ����� ������������� �������� ���������.

�� � ������ ������� ��� �����, ��� � ����� ������, �� ������ ���� ����������. ����� ����, 319-� ������ ������������ ������� ������� ������� � ���, ��� ����������� �� ����� ������������ ���� ����� ������������� �� ���� ������ ���������, � ����� ��������.

�� ����, ���� �� ����� ����� � ������� ������ �������, ��� ������ ��������� ��������, ����������� � ������. ���������, ��� ������������� ������� �� ��������, ������ ��� ������������� ������ ���� �����������, �����������, �����������, �����������. �� ������� ����, ����� ������ ������������� �������, ������������ ���� �� ������������� � ���-�� �����.

�� ����, ���� �������� ������� ������� ��������� ���������� ���������, ��� ������� ���, ���� ������. ��� ���� ����������, ���� �� ������� ������� �������. ������ �� �������� ������� ����� �������. �������, ���� ��������� ������� �� ��������� �� ���������, � �� ���������� �������� �������� �� �����, ����� �������� � ����� ���������.

�� ����� �� � ����� ��������� ��� ����� �� �i� ����������� ������ �������� ��������. � ���������, ����� ��� � ���� �������� ���� ��� �� ����.

�������, ������� �������� �� ��, ��� �� ���� ��������� ��������� ������ ����� ���. �������� �� ������������ ������, ���� ���������� ������������ ��� � ������. � � ����� �������� �������� ����� ����� �� ����� � ������� �������� �� ������, ����� ��� ��������� ���� ����� ���-���������.

������ � ���, ��� �������� �� ������� � ����� ��������� ���� �� ��������. �� ����� ����� ��� ����� ��������� � �������� � ������ ����: ���� ����?�. ���� ��������� �����, ��� ����� ��������� ����� �������� ��������, �� ����� ������� ����� �������� ����������.

� ���� ��, �� ����� ������, ����� ���� �� ����� ���������������� �������� �������� � �������, �� ������������ � ��������� ��� � �������. � ����� � ������� ������� �� ������� �� ������ ������� ���� �� �� ��� �����.

�������, ������, ���� ������� �������, � ���� ��������� �����? � ����� ������� ������������� �����, ��� �������, �� �� ��� �� �������� � ������������� ���� ���� ��������������� �� ������� ��� ���������, �������� ��� �������.

� ������, ��� ��������� ������� ������� �� �������. ������������ ����� �� ���������� ����, � �������� ����������� �������� �� ����� �������, �������� ��� ������� ������ � ����������� ���� � ��������� �����, ���������.

� ������������ ������� �� ������� � ����� ������ �������� � ���������. ����������� ������� ��������, �� ������ ����������� � ��������� ��������� �� �����. � � ����������� ���������� ����, ��������������, ��������.

��� ������������� �������� ������������� �������� � ������ ���� �� �����. � ������ ���� �� �� ������ ������������ �������� ������� �������� � ����������� ��������� �� ��������� ��������� �������� � �����.

�����: ������� ����������

Источник: https://gorod.dp.ua/news/13700

101Адвокат
Добавить комментарий