Можно ли отправить ребёнка в школу без прописки в городе?

Каков порядок приема в первый класс по месту жительства и на свободные места?

Можно ли отправить ребёнка в школу без прописки в городе?

Версия для печати

В Российской Федерации образование является доступным, обязательным и бесплатным. Родители по закону имеют право выбирать общеобразовательные учреждения. Что это означает на практике и как можно реализовать свои права?

Порядок приема в первые классы

Родители будущего первоклассника могут выбрать из двух вариантов:

1. Отдать ребенка в школу «по месту жительства», куда его обязаны принять в приоритетном порядке, без дополнительных условий, проведения отбора и вступительных испытаний.

2. Выбрать любую другую школу, независимо от места жительства, и поступать на «свободные места».

Поступаем в первый класс «по месту жительства»

Чтобы понять, к какой именно школа относится ваш дом, нужно ознакомится с приказом (распорядительным актом) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа. Такой приказ в обязательном порядке должен публиковаться на сайтах школ.

В период с 1 февраля по 30 июня необходимо подать заявление о приеме в первый класс.

При подаче заявления заявитель должен предъявить свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания (или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории), а также документ, удостоверяющий личность и оригинал свидетельства о рождении ребенка (или документ, подтверждающий родство заявителя).

Все заявления должны быть официально зарегистрированы. В течение 7 дней после приема документов должен быть издан приказ о зачислении ребенка в первый класс.

Требования к Порядку приема заявлений в первый класс описаны в статье 55, 67 Закона «Об образовании в РФ», в Приказе Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г.

№ 32 “Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (далее – Приказ Минобрнауки РФ № 32).

В части, которая не урегулирована законодательством, правила приема в конкретную школу устанавливаются образовательной организацией самостоятельно в соответствующих локальных актах.

Как получить свидетельство о регистрации по месту жительства?

Можно претендовать на место в школе с временной пропиской?

Может ли администрация школы отказать в приеме заявления?

Администрация школы не имеет права отказывать в приеме заявления. Заявление должны принять и зарегистрировать. Если администрация школы считает, что заявитель не имеет права на поступление в школу «по месту жительства» – она в любом случае должна принять заявление и дать ответ в письменном виде об отказе в зачислении в первый класс, указав причину отказа.

Отказ принять и зарегистрировать заявление в первый класс можно обжаловать в прокуратуру. Перед обращением в прокуратуру рекомендуем обратиться к директору школы, сославшись на необходимость соблюдения требований Закона

«Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам».

«Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу».

(Статья 2,8 Закона N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”)

Может ли администрация школы отказать в приеме в первый класс «по месту жительства»?

Школа обязана принять всех, кто проживает на закрепленной территории. В идеале при закреплении территорий за школами должно соотноситься ожидаемое количество будущих первоклассников и количество мест в школе.

Может так случиться, что поступающих «по месту жительства» окажется больше, чем количество мест (не желающих поступить, а именно прописанных на закрепленной территории). В этом случае будет иметь значение дата подачи заявления. При отсутствии свободных мест школа может отказать в приеме.

В этом случае родители могут обратиться в органы управления образованием для решения вопроса об устройстве ребенка в другую школу.

«В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования».

(п. 4 статьи 67 Закона  «Об образовании в РФ»,
п. 5 Приказа Минобрнауки РФ № 32 )

Поступаем в первый класс на свободные места

Дополнительные гарантии поступления в школу «по месту жительства» не отменяют права родителей выбирать любую организацию, осуществляющую образовательную деятельность для получения ребенком общего образования.

Для тех, кто проживает на территории, не закрепленной за школой — предусмотрен порядок поступления на свободные места.

Заявления от поступающих на свободные места принимаются с 1 июля и «до момента заполнения свободных мест», но не позднее чем до 5 сентября.

Школа может начать прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля. Об этом должно быть опубликовано соответствующее объявление на сайте школы.

Помимо заявления родители должны предъявить паспорт и оригинал свидетельства о рождении ребенка.

Существует ли закон определяющий место обучения (школу) по месту проживания?

Может ли школа проводить конкурсный отбор учащихся?

Существует ли какой-то приоритет по зачислению в 1 класс после курсов для дошкольников?

Может ли школа проводить конкурсный отбор учащихся на свободные места?

Проведение вступительных испытаний при поступлении в первый класс не допускается.

Прием на обучение по основным общеобразовательным программам проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.  В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест

(п.3 ст. 55, пп.2,4 ст. 67)

Особенности приема в первый класс иностранных граждан

Для зачисления в первый класс иностранных граждан и лиц без гражданства, родители дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя, и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Источник: https://usperm.ru/content/postupaem-v-pervyy-klass-po-mestu-zhitelstva-i-na-svobodnye-mesta

Приезжим здесь не место. Правила зачисления в школы хотят кардинально поменять. Что это значит для детей и родителей?

Можно ли отправить ребёнка в школу без прописки в городе?

Новая школьная реформа вызывает много вопросов. фото: uaua.info

Министерство образования готовит школьную революцию. На официальном сайте ведомства выставлен на общественное обсуждение проект новых правил зачисления детей в младшие (1-4), базовые (5-9) и старшие (10-11) классы.

Главное нововведение – детей предлагают принимать в школы не по уму, а по прописке, отменив конкурсные отборы, на которые, по словам чиновников, “давно жалуются родители”. 

“В свое время мой ребенок не попал в ближайшую к дому школу, куда нужно было сдавать экзамены. Пришлось идти в ту, что подальше, что не совсем удобно, особенно в младших классах. Надеюсь, теперь все изменится”, – рассказала “Стране” киевлянка Анна. 

Впрочем, сами учителя предупреждают: такой подход сделает среднее образование в Украине действительно средним. “Мы не сможем гарантировать высокий уровень подготовки для всех, особенно в старших классах”, – говорит директор бориспольской гимназии “Перспектива” Неля Клименко. 

А для многих семей, которые переехали жить в другой город, но не получили там регистрацию, может стать проблемой пристроить ребенка хоть в какую-то школу. 

“Страна” разбиралась, зачем меняют школьные правила и к чему это приведет. 

По прописке и без экзаменов 

Не секрет, что школы в Украине давно поделились на элитные и “обычные”.

Существуют многочисленные рейтинги учебных заведений (как правило, они базируются на результатах внешнего независимого оценивания выпускников) и “прайсы” на поступление в лучшие учебные заведения, которые могут достигать $1 тыс. Поступить в известные лицеи и гимназии зачастую сложнее, чем в университет – конкурсы составляют по 6-10 человек на место. 

Министерство образования хочет разрушить эту схему.

“Новый порядок базируется на принципах территориальной доступности – каждая школа должна принять ребенка, который живет на территории ее обслуживания”, – поясняют в министерстве.

https://www.youtube.com/watch?v=zGXhIMRlJ-Y

Формально это право действует и сейчас, но оно зачастую не выполняется.

Теперь же, как сказано в проекте, школы могут требовать, помимо основного пакета документов (заявление, свидетельство о рождении, медосмотр) паспорт одного из родителей с пропиской или справку о регистрации ребенка. В действующем законе об образовании такой нормы нет. Тем не менее родителей предупреждают об ответственности за подачу “недостоверной информации” (например, о прописке), “согласно законодательству”. 

Зачислять “своих” детей будут до 31 мая текущего года. Присутствие при этом самого ребенка необязательно. Более того, проводить конкурсный отбор – запрещено. 

В июне школы будут формировать списки зачисленных. Если при этом останутся свободные места (эту информацию обещают сделать открытой) – на них можно будет брать “чужих” детей. 

Как будут делить свободные места 

В гимназические классы (с 5 класса) предлагают сначала брать детей по месту прописки, а затем – если останутся свободные места – победителей конкурсного отбора.

В старшие лицейные классы (10-11) будут брать тех, кто закончил в этом же учебном заведении 9 классов (без учета успеваемости), и только на свободные места – по конкурсу.

Сразу стоит отметить, что история о свободных местах – чистая фикция. Как правило, в элитных школах их в принципе не бывает, так что особо рассчитывать на то, что в младших классах ребенок отучится в обычной школе возле дома, а потом перейдет в хорошую гимназию, не приходится. 

Но конкурсы должны стать более прозрачными – школы будут проводить их аудио- и видеофиксацию.

Отбирать детей станут конкурсные комиссии, а если у родителей возникнет сомнение в справедливости оценки, они могут обращаться с апелляций в районные управления образования. Там смогут не только пересмотреть работу конкретного ребенка, но и отменить результаты всего конкурса, после чего его нужно будет проводить заново. 

Также учителям запретят требовать характеристику ребенка из прежней школы и справки с места работы родителей. 

Конец элитному обучению? 

Новаторские идеи Минобразования уже разделили учителей и родителей на два лагеря: тогда как одни полностью за новую школьную справедливость, другие пророчат общее снижение качества среднего образования и проблемы с зачислением детей и, как следствие, – увеличение взяток. 

“Хорошо, что появятся четкие  правила для всех украинских школ. Понятно, что вопросы будут, но на каждую индивидуальную ситуацию ведь не напишешь закон”, – считает глава Ассоциации директоров школ Киева и директор столичной специализированной школы №85 Татьяна Федунова. 

“Сейчас в одних школах недобор учеников, а другие – перегружены и работают в две смены. При этом получается, что первые получают излишнее финансирование, а вторым не хватает средств.

Кроме того, страдает качество обучения, ведь в переполненных классах учителю сложно уделить внимание каждому.

Как бы мы ни хотели, школа, рассчитанная на 300 учеников, никак не может принять 700″, – говорит аналитик по вопросам образования Ассоциации городов Украины Людмила Мозговая. 

По ее словам, в органы управления образования поступает немало жалоб от родителей на несправедливое зачисление. “Если будут понятные правила, станет меньше возможностей  для манипулирования как со стороны родителей, так и со стороны директоров школ”, – уверена Мозговая. 

Неля Клименко рассказывает, что у них уже сейчас в очереди на зачисление в первый класс на следующий год стоит 40 детей, прописанных в других районах. Отбора для первоклассников они не проводят, так что создается “нездоровая конкуренция”.

Татьяна Федунова рассказала, что у них конкурс среди будущих первоклассников составляет 5-6 человек на место.

“Но мы не проверяем, умеет ли ребенок читать и писать – этому ведь и должны учить в школе. Важна лишь готовность изучать сразу три языка – украинский, русский и английский”, – говорит директор. По ее словам, несколько школ Киева уже с этого года будут проводить пилотный проект по электронной записи детей в очередь.

“Родители смогут заблаговременно оценить шансы и в случае необходимости выбрать другое учебное заведение”, – пояснила она. 

Но вот с отменой конкурсов в старшие классы, особенно в 10-11, Неля Клименко может поспорить.

“Как дети с посредственной успеваемостью будут осваивать углубленную программу и как при этом быть с талантливыми учениками – смогут ли учителя уделять им должное внимание? Если отменят конкурсный отбор, нужно отменять и школьные рейтинги, ведь они строятся именно на результатах школьников”, – считает она. 

Согласно рейтингу за прошлый год, лучшими отечественными школами признаны львовский физико-математический лицей при университете им. Франко, киевские лицеи “Интеллект” и “Наукова змина”, №145 и “Лидер”, физико-математический лицей при университете им. Шевченко, днепропетровский медицинский лицей, Калужская гимназия им. Бахматюка (Ивано-Франковская обл.), Черкасский физматлицей и другие.

Их выпускники получили на ВНО по 170-190 баллов из 200 возможных, а это фактически проходной билет в лучшие вузы Украины. 

Но родители стремятся любой ценой определить свое чадо в хорошую школу не только в надежде на отличные оценки в будущем. Многих привлекает еще и фактор определенной социальной среды.

К примеру, в столице считается верхом престижа “устроить” ребенка в “мажорные” Кловский лицей или лицей №100 на Подоле (примечательно, что они не попали в топ-20 киевских школ по результатам ВНО), где учатся дети “из достойных семей” (к примеру, Кловский лицей в свое время окончили дети президента Петра Порошенко).

По слухам, “благотворительные взносы” за поступление туда исчисляются сотнями долларов. 

И родители просто не верят, что в такие школы можно будет попасть “с улицы”.

“Думаю, будут проводить беседы с родителями, чьи дети по тем или иным критериям “не подходят”. Или вырастет плата для детей без прописки”, – поделилась своими опасениями со “Страной” киевлянка Оксана.

А преподаватель одной из столичных элитных школ, попросивший не называть его имени, рассказал “Стране”, что отбор в той или иной форме все равно будет, и это пойдет во благо ребенка. “Родители сами должны понимать, что нужно выбирать школу, в которой ребенок не будет чувствовать себя “белой вороной”, – сказал он. 

С другой стороны, немало и семей, которые, наоборот, не хотят отдавать детей в “мажорные” школы – ищут хорошего учителя и дружественную для ребенка атмосферу, пусть даже в самом обычном учебном заведении.

Получается, что сейчас такие “обычные” школы могут стать для них недоступными из-за отсутствия свободных мест (что вполне вероятно, к примеру, в плотно застроенных спальных районах), а элитные, по месту прописки, – окажутся слишком дорогими. 

Что делать иногородним 

Но главная проблема в новых правилах – это прописка.

В родительской общественной группе “Батьки.SOS” говорят, что новая норма рискует стать большой бедой для приезжих, которые живут в съемных квартирах, и, как правило, вообще не имеют местной регистрации. 

Им придется либо оформлять справку о регистрации ребенка по нужному адресу, либо подписывать официальный договор с арендодателем (на это идут далеко не все хозяева квартир, и такое жилье, как правило, стоит дороже), или же выбирать среди частных школ, на которые министерские правила не распространяются. 

Или же, как прогнозируют многие родители, давать взятку в школах, чтобы те устроили их ребенка, который без прописки становится фактически бесправным.

“Подтверждение места регистрации – это действительно рискованный пункт в новом порядке. Ведь часто владельцы съемных квартир не заключают договора с постояльцами. Нужен механизм фиксации фактического места проживания, скажем, такие справки должны выдавать в Центрах админуслуг”, – считает Мозговая.

Источник: https://strana.ua/articles/analysis/128367-minobrazovanija-ukrainy-predlahet-reformu-prinimat-v-shkoly-po-propiske.html

В каком случае школа может не принять ребенка

Можно ли отправить ребёнка в школу без прописки в городе?

В четверг Верховный суд России признал законным приказ Минобрнауки о порядке принятия детей в школы. Группа истцов пыталась его обжаловать, так как он, по их мнению, запрещает принимать в школы детей без прописки.

Оговорка “по их мнению” в данном случае имеет принципиальное юридическое значение. Ответчики уверяли, а с их доводами согласился и Верховный суд, что приказ на самом деле не закрывает школьные двери перед иногородними детьми.

Документ, вызвавший споры, вышел в январе прошлого года. Заявители отмечают, что при приеме детей в школу теперь прежде всего требуется регистрация по месту жительства или месту пребывания.

Иначе в приеме отказывают, и подобная ситуация, по словам истцов, возникла с 2014 года. Проблема коснулась детей как мигрантов из других стран, так и россиян, переехавших из одного региона в другой. Так рассказывают истцы.

Но, по словам ответчиков, прописку спрашивают только ради информации.

Эксперты, опрошенные “РГ”, подтвердили, что без прописки попасть в школу не так легко. “Не надо далеко ходить, могу рассказать на личном примере, – поведал один из экспертов. – Мы живем в Московской области.

В этом году моя дочь сдала экзамены в математические классы двух московских школ. Прошла и там, и там. Но в обеих школах нам сказали, что для зачисления нужна прописка, хотя бы временная. Честно говоря, я не увидел в этом большой проблемы.

Тем не менее да – без прописки в школы не берут”.

Более 98 процентов школ в РФ готовы к началу учебного года

В числе прочих заявителем по делу выступает Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам “Гражданское содействие”.

Заявители и правозащитники считают, что приказ противоречит Конституции России, Конвенции о правах ребенка и закона об образовании.

Данными нормативными документами гарантировано право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В свою очередь, министерство образования и науки России подчеркивает, что “свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, и отсутствие свидетельства о регистрации не может быть причиной для отказа в приеме в образовательную организацию”.

Иными словами, запрета как такового нет. Но есть разные обстоятельства, которые иногда могут помешать ребенку поступить в ту или иную школу.

Генпрокуратура проверит сомнительные обложки тетрадей

Отказать в приеме ребенка могут лишь в том случае, если в школе нет мест. Иных причин отказа не предусмотрено

“Доступ к общему образованию согласно российскому законодательству предоставляется всем детям без исключения, – уверяют в министерстве образования.

– В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, и никаких иных причин для отказа в приказе министерства не содержится”.

Если в конкретной школе отсутствуют места, продолжают в ведомстве, то местные власти в случае поступления обращения родителя обязаны рассмотреть заявление и предоставить место в другой школе. По словам экспертов, так или иначе всегда существовала практика, когда в первую очередь в школу принимаются дети, живущие поблизости.

Вчера в ходе заседания истцы на возражения минобрнауки о неверном толковании норм оспариваемого документа ответили, что указанные пункты приказа расширяют компетенцию министерства в части установления оценки статуса иностранного гражданина на территории России.

А это, по их словам, относится к ведению иного органа исполнительной власти.

На Кубани появится сеть спецшкол для одаренных детей

В свою очередь, представители Минобрнауки отметили, что заявителями не указан нормативно-правовой акт, каким-либо образом вступающий по существу в противоречие с положениями оспариваемого приказа, ведь суть спора – в оспаривании так называемой абстрактной нормы.

К тому же ответчик подчеркивает необходимость соблюдения требований приказа, во-первых, с точки зрения закрепления детей за конкретными школами по территориальному признаку, а во вторых, с целью реализации государственной политики в сфере образования.

Ведомством были предусмотрены различные ситуации при приеме детей в школу, все они зафиксированы в оспариваемом документе, и право на образование гарантировано. А свидетельство о регистрации является лишь подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, не выступая причиной для отказа в приеме в образовательную организацию.

К тому же некоторые оспариваемые нормы, как пояснил ответчик, носят информационный характер и призваны оградить директоров школ от административной ответственности.

Источник: https://rg.ru/2016/08/27/shkola.html

Перевод ребёнка в другую школу: в связи с переездом, в другом городе, без прописки

Можно ли отправить ребёнка в школу без прописки в городе?

Родители школьников могутстолкнуться с необходимостью перевода ребенка в новое место учебы. Основаниядля этого встречаются различные: от переезда до конфликтов несовершеннолетнегосо сверстниками или педагогами. Какие документы для перевода ребенка в другуюшколу понадобятся, и каковы особенности процедуры?

Законодательная база

Возможность выбора образовательной организации, в которой планируется обучать несовершеннолетнего, закреплено в Законе «Об образовании в РФ».

По умолчанию за каждым учреждением закреплен район, откуда дети зачисляются в первоочередном порядке. При наличии в организации свободных вакансий, в нее могут поступить все желающие в порядке очереди.

Такая процедура, как перевод ребенка в школу в другом городе, регулируется Приказом Минобрнауки № 177 от 12.03.14.

Неправомерный отказ или несоблюдение порядка влечет наложение штрафов на администрацию учреждения, что регулируется КоАП.

Процедура перевода в другую школу

 При переезде порядок перевода ребенка в другую школу выглядит следующим образом:

  • Законныепредставители несовершеннолетнего выбирают образовательное заведение.
  • В негонаправляется запрос на наличие свободных мест (информацию можно найти и наофициальном сайте организации).
  • Вобразовательном учреждении, где на данный момент обучается ребенок, заполняетсязаявление об отчислении, причина которого заключается в переходе в другоеучреждение.
  • В школе выпускаетсяприказ о выбытии учащегося.
  • Законнымпредставителям несовершеннолетнего на руки выдаются документы, которыепонадобится отдать в принимающее учреждение.
  • В новой школеиздается распорядительный акт о зачислении учащегося, после чего он можетприступать к занятиям.

Перевод в другую организацию может выполняться как в каникулярное время, так и в текущем учебном году.

Принимающая организация должна сообщить дату и номер приказа о зачислении в заведение, где до этого обучался несовершеннолетний, в течение 3 дней.

Заявление на переводребенка в другую школу содержит следующую информацию:

  • сведения обученике, класс;
  • причинаперевода (смена места жительства, семейные обстоятельства и др.);
  • наименованиеорганизации, где будет обучаться школьник.

Скачать заявление на перевод ребенка в другую школу. Образец. [16.97 KB]

Документы для перевода в другую школу

Ученик или его родителидолжны получить на руки такие бумаги от образовательного учреждения, как:

  • личное дело;
  • справка обуспеваемости, заверенная руководителем;
  • медицинскаякарта.

В новое учебноеучреждение необходимо предъявить эти документы, дополнив их копией свидетельствао рождении (или паспортом) учащегося и согласием на обработку персональныхданных.

Законодательными актами установлено, что граждане, в том числе несовершеннолетние, обязаны регистрироваться по месту пребывания в месячный срок.

Поэтому при переезде в другой город понадобится оформить постоянную или временную прописку.

Сведения о ней понадобится предъявить в школу для зачисления ребенка.

В школу без прописки и регистрации: как устроить и как попасть.

Даже если перевод происходит в середине учебного года, администрация не может отказать в приеме, если организация находится по месту временной регистрации несовершеннолетнего. 

Перед подачей заявления в школу родители должны ознакомиться с правилами зачисления. Их можно найти на официальном сайте организации. В первую очередь организации обязаны принять учащихся по территориальной принадлежности.

Если после этого остаются свободные места, то дети зачисляются в порядке очередности, по дате подачи заявления.

Для перевода ребенка изодной школы в другую можно воспользоваться Порталом госуслуг. Процедуравыполняется следующим образом.

  • Послеавторизации на сайте воспользоваться поиском.
  • Найтиподходящий раздел и нажать кнопку «Получить услугу».
  • Заполнитьформу заявления.
  • Прикрепитьнеобходимые документы.
  • Кликнуть напункт «Отправить запрос».

Услуга предоставляется бесплатно. После отправки запроса необходимо дождаться подтверждения о том, что ребенок зачислен в организацию.

Льготное питание в школе: документы на бесплатное питание.

Отказ в приеме ребенка в школу

Родители ученика могутполучить отказ о приеме в школу в следующих ситуациях:

  • приотсутствии свободного места;
  • при подачезаявления в организации, реализующие программы профильного обучения или суглубленным изучением определенных предметов.

В первом случае законные представители учащегося могут написать заявление в управление образование. Им будет предложено выбрать другое учреждение, где имеется возможность на зачисление.

Закон «Об образовании» указывает, что приеме учащихся на обучение по программам основного и среднего образования, если в школе имеются профильные классы или углубленное изучение отдельных предметов.

В такой ситуации может проводиться конкурс или индивидуальное собеседование для претендентов на место.

Как перевести в другую школу

Многие родители сталкиваются с проблемой, когда лучше перевести ребенка из одной школы в другую.

Если процедура выполняется в связи с переездом, то время выбирать не приходится.

При этом порядок процедуры не меняется ни во время каникул, ни во время учебных занятий.

В случае, когда перевод происходит из-за желания ребенка или родителей поступить в другое учреждение, то рекомендуется не выполнять его перед выпускными испытаниями, так как адаптация в новом месте может негативно сказаться на успеваемости школьника.

Заключение

Заменить образовательную организацию законные представители несовершеннолетнего могут в любое время, независимо от года обучения и времени.

https://www.youtube.com/watch?v=QSc3uk8Q5w4

Перед написанием заявления на отчисление родители должны убедиться, что в выбранном заведении имеются свободные места.

Если ребенок по временной или постоянной регистрации относится к школе, то его обязаны зачислить.

При необоснованном отказе в приеме родители могут подать жалобу в отдел образование или прокуратуру.

Конкурс или вступительные испытания могут проводить только учреждения с углубленным изучением предметов, в том числе лицеи, гимназии и др.

Перевод в другую школу.

Источник: https://pravasemei.ru/deti/shkola/kak-perevesti-rebenka-v-druguyu-shkolu/

В детский сад без регистрации и смс

Можно ли отправить ребёнка в школу без прописки в городе?

В сентябре 2018 года моя сестра переехала в другой город и захотела отдать ребенка в детский сад.

Владислав Култаев

юрист и дядя

Хозяин съемной квартиры отказался оформлять сестре и мужу с дочкой временную регистрацию, а без нее ребенка принимать в детский сад не хотели. Но нам удалось настоять на своем.

Сначала расскажу, как все работает в теории. Чтобы ребенка добавили в очередь, нужно подать соответствующее заявление. Это можно сделать лично или через интернет.

К заявлению нужно приложить:

  1. Копию паспорта.
  2. Копию свидетельства о рождении ребенка или другого документа, подтверждающего родство.
  3. Копию свидетельства о регистрации по месту жительства, если оно есть.

Это закрытый список документов — больше никаких требовать не могут.

Если хочется, чтобы ребенок ходил в определенный детский сад, можно попробовать подать заявление прямо туда. Но чтобы заявление приняли, на момент подачи заявления в этом саду должны быть свободные места, а так бывает редко.

Проверить заполненность групп обычному человеку не получится — можно только посмотреть свое место в общей очереди, если ребенка в нее записали.

Поэтому если в детском саду отказали, то придется подавать заявление в МФЦ или управление образования.

Шаблон заявления выдают на месте, иногда его даже помогают заполнить. Можно также заранее скачать его из интернета и заполнить. Строгой формы для шаблона в законе нет, поэтому на местах они могут немного различаться.

Типовой шаблон заявления на добавление ребенка в очередь в детский сад. Создайте копию документа, заполните и распечатайте

Чтобы подать заявление через сайт госуслуг, сначала придется подтвердить учетную запись.

Это можно сделать в центрах обслуживания — ближайшие показываются на сайте.

Клиенты Тинькофф-банка, Сбербанка и Почта-банка могут также подтвердить свою личность через личный кабинет на сайте банка или мобильное приложение.

Срок рассмотрения электронной заявки через госуслуги зависит от региона. Например, в Москве это обещают сделать за один день, а в Краснодаре — за 45. Ответ появляется в личном кабинете, а на электронную почту присылают письмо с уведомлением.

Если придет отказ, в нем должна быть указана причина. Если это ошибки в документах или чего-то не хватает, самый простой путь — все исправить и подать заявление заново. Но если вы несогласны с причиной отказа, его можно обжаловать.

Жалобу надо писать в свободной форме на имя руководителя госоргана, который обрабатывал заявление: обычно это местное управление образования. Подать жалобу можно лично, прямо в управлении, или через МФЦ, а можно по электронной почте или через сайт госуслуг.

Доступные варианты тоже зависят от региона.

Срок оказания услуги пишут на первом экране. В Анапе, куда переехала сестра, ответ обещают в день подачи заявления

Когда сестра записывала ребенка в очередь, она еще не знала, что это можно сделать через интернет. Поэтому сначала она попыталась это сделать в местном МФЦ. Сотрудник посмотрел документы и отказался принимать заявку из-за отсутствия регистрации.

Это было странно само по себе: сотрудники МФЦ не оценивают ситуацию с правовой точки зрения, они должны просто принять заявку — или не принять, если что-то оформлено не так или не хватает документов. Но свидетельство о регистрации не входит в список обязательных документов для добавления ребенка в очередь в детский сад. Поэтому отказывать сестре не имели права.

Когда сестра указала на этот факт, заявление у нее все-таки приняли. Но при этом добавили, что все равно придет отказ, потому что в местные детские сады принимают только детей местных жителей.

Поэтому мы полезли изучать, что насчет регистрации говорит закон.

Прием детей в государственные или муниципальные образовательные организации регулирует закон «Об образовании». Список причин, по которым ребенка могут не принять в детский сад, перечислен в пункте 4 статьи 67:

  1. В детском саду нет мест.
  2. В детском саду углубленно изучают какие-то предметы, поэтому детей принимают по конкурсу.
  3. Детский сад — специальное образовательное учреждение Министерства иностранных дел.

Что касается отсутствия мест в детских садах, то заявление подается на постановку в очередь. Нет мест сейчас — ладно, сообщите, когда появятся.

Понятное дело, чаще всего мест на всех не хватает. Бывает, что суды на местах говорят, что это не нарушает ничьи права. Но свежие выводы Верховного суда помогут добиться справедливости тем семьям, которым очень нужно попасть в садик. Возможно, придется походить по судам. А может, все решит уверенное упоминание аргументов.

Чтобы правильно говорить с чиновниками и знать, как настоять на своем, можно еще посмотреть видеоролик. Адвокат Дмитрий Гриц рассказывает, какими правами обладают родители и как добиться результата без конфликта.

Раз в МФЦ заявление на добавление ребенка в очередь у нас все-таки приняли, можно было спокойно ждать результата. Но мы решили подстраховаться и подать такое же заявление еще и в управление муниципального образования: закон не запрещает подавать его в две инстанции. Мы вооружились новоприобретенным знанием законов о дошкольном образовании и отправились на встречу с чиновниками.

Но замначальника управления все равно отказалась нам помочь. Она заявила, что без регистрации по месту жительства принять ребенка в сад невозможно: мол, закон привязывает детей и их родителей к месту регистрации. И административный регламент по постановке ребенка в очередь в детский сад никак, ну никак не разрешает обойти это ограничение.

Насчет детских садов и регистрации даже есть готовое решение Верховного суда. В 2017 году жительница Ростова-на-Дону обжаловала в суде положение местного регламента, которое привязывало очередь в детский сад к регистрации. Суд встал на ее сторону и заявил, что такое положение регламента — дискриминирующее.

После этих споров у нас все-таки приняли заявление — но, как и в МФЦ, предупредили, что без регистрации его не одобрят.

Через пять дней после визита в управление образования сестра зашла на муниципальный сайт Краснодарского края и авторизовалась по номеру, который выдали в МФЦ. Там она обнаружила ребенка — на 99-й позиции в очереди на место в детском саду.

В этот детский сад теперь ходит моя племянница

  1. Отсутствие регистрации по месту жительства не мешает ребенку получать бесплатное дошкольное образование — а это как раз про детский сад.
  2. Ребенка могут не принять в детский сад, только если там нет мест, есть конкурс или если это спецучреждение Министерства иностранных дел.
  3. Записать ребенка в детский сад проще всего через интернет: на сайте госуслуг или муниципальных учреждений.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/priem-rebenka/

Неравенства школьная печать

Можно ли отправить ребёнка в школу без прописки в городе?

Колумнист Комил Джалилов анализирует новый порядок приема детей в государственные школы, утвержденный правительством Узбекистана 7 июня.

Одно из главных нововведений — платный прием детей по дополнительной квоте. Пока новый порядок будет касаться только некоторых ташкентских школ.

Но если эксперимент признают удачным, он постепенно будет распространен на все школы страны.

Примечание: Когда материал готовился к публикации, министр народного образования Шерзод Шерматов сообщил в , что в этом году платный прием в школы вводиться не будет.

Комментируя ранее новый порядок, министр привел цифры по «позвоночникам» — детям, поступившим в «престижные» школы по «телефонному праву», и отметил, что новый порядок призван «сбалансировать загруженность школ, снизить коррупцию и направить средства на стимулирование учителей».

Первая мысль, которая приходит на ум при знакомстве с новым порядком, — так это продолжение в стране тенденции «больше денег — больше прав», когда по закону что-то нельзя, но если есть деньги (причем немалые по сравнению со среднестатистической зарплатой), то можно.

Если гражданину Узбекистана не посчастливилось попасть в одну из категорий, которым можно прописываться в Ташкенте или столичной области, то заполучить постоянную прописку в столице своей же страны нельзя.

Но эту же прописку можно получить, купив жилье в новостройке и оплатив госпошлину, превышающую в разы пошлину за аналогичную услугу для счастливчиков со столичной пропиской. Если абитуриент не набрал достаточно баллов на вступительных тестах в вузы, то его нельзя принимать в вуз.

Но если у абитуриента или его родителей есть возможность оплатить так называемый «суперконтракт», многократно превышающий все разумные суммы, то двери вуза чудом открываются для него.

И теперь — школа. Буквально за неделю до объявления нового порядка официальный сайт МНО начал серию публикаций. Психологи рассказали, что надо давать ребенка в школу строго в 7 лет и в школу рядом. Директоры школ убеждали, что учеба ребенка в школе не по микроучастку вызывает усталость и отрицательно сказывается на учебе.

На примерах узбекских семей, отдающих детей в русскоязычные школы, напомнили о проблемах, возникающих, когда ребенок не общается дома на языке обучения.

Но потом оказалось, что если у родителей найдутся как минимум 10 «минималок», то ни усталость ребенка от каждодневной езды в школу далеко от дома, ни его ранний возраст и психологическая незрелость, ни языковые барьеры — ничто это не будет помехой.

Право на школьное образование — это базовое право, такое же, как, например, право на здравоохранение, защиту от злоумышленников или использование общественного пространства. Доступ к таким возможностям предоставляется государством на недискриминационной (равной для всех) основе всем без исключения за счет налогов.

Отчисляя подоходный налог от своих кровно заработанных, обыватель хочет быть уверенным, что в любой государственной больнице ему окажут квалифицированную помощь в случае необходимости — ведь не факт, что в случае болезни он попадет в «избранную» лечебницу.

Содержа стражей правопорядка за счет своих налогов, законопослушный гражданин хочет быть уверенным, что любой милиционер на улице сможет защитить его, если он подвергнется нападению.

Платя «дорожный» налог с каждого литра купленного им бензина, автомобилист хочет быть уверенным, что содержатся в нормальном состоянии все автомобильные дороги, а не только те, по которым ездит высокое начальство. Ведь не факт, что он будет ездить на работу и обратно именно по следам начальства.

Смысл налогов в том и заключается — они попадают в общую копилку и равномерно распределяются для выполнения государством обязательств перед своими гражданами.

Непонятно, почему налогоплательщик должен платить за одно и то же дважды. Ведь он уже платит за содержание школ, уплачивая налоги.

Причем эти налоги уходят не на содержание конкретной школы на его микроучастке, а попадают в общую копилку — государственный бюджет и бюджет его региона.

Так почему же он должен платить еще раз, если хочет отправить своего ребенка в школу вне своего микроучастка? А если в школе на его микроучастке нет нормальных педагогов и постоянная текучка кадров?

Получается, его наказывают рублем, извините, сумом за то, что директор, назначенный МНО и получающий зарплату из тех самых налогов, или управление народного образования не смогли нормально организовать свою работу? Может, сначала стоит решить базовые проблемы (ведь, согласно официальной информации, каждый второй ребенок рискует «попасть» в морально и физически устаревшую школу) и обеспечить соответствие качества обучения во всех школах минимальным требованиям, а потом уже начать требовать соблюдение микроучастка?

Право ребенка на образование основывается на принципе равных возможностей, а государство должно контролировать соответствие качества образования минимальным стандартам — для этого существуют служба мониторинга МНО и Государственная инспекция по надзору за качеством образования.

Устанавливать официальную плату за доступ к более качественному образованию — это значит нарушать принцип равных возможностей.

Некоторые депутаты Законодательной палаты парламента назвали это «несправедливое, позорное решение» «ярким примером деления людей на богатых и бедных», «попыткой под видом борьбы с коррупцией доить молоко от козла» и посчитали нарушением Конституции.

(Сразу отметим: частные школы, где родители платят за обучение детей, — это другой случай, потому что они не финансируются за счет налогов, кроме того, набор и качество образовательных услуг в них существенно отличается от государственных школ.)

Утвержденный регламент привязывает бесплатный прием ребенка в школу по основной квоте к постоянной прописке — системе, которую даже Конституционный суд СССР признавал нарушением Конституции и прав человека. Согласно п.

 16 регламента, если родители ребенка не имеют постоянной прописки на микроучастке, это будет служить основанием для отказа в бесплатном приеме и ребенок принимается в школу по дополнительной квоте, т. е. на платной основе. Такая привязка также противоречит п.

 43 Положения об общем среднем образовании, где предусмотрен прием детей в школу по месту постоянной прописки или временной регистрации.

А теперь представьте: семья выходцев, скажем, из Бухары, уже много лет живут в Ташкенте, в своей квартире, оформленной на родственника или друга из-за законодательных ограничений.

Постоянной прописки в Ташкенте не имеют, каждые полгода или год оформляют временную прописку.

Мало ли таких семей в Ташкенте? Что им делать? Каждый день водить ребенка в школу в область по месту постоянной прописки? Или платить за образование, которое по статье 41 Конституции предоставляется бесплатно?

Родители должны также платить, если ребенку в текущем году не исполняется 7 лет.

А что делать, если ребенок психологически к школе готов, но 7 лет ему исполнится 1 января следующего года? Платить из-за разницы в один день или ждать, когда ребенку будет почти 8 лет? Ведь в регламенте ничего не говорится о психологической диагностике готовности к школе таких детей, а взят формальный критерий: исполнится ли ребенку 7 лет до 31 декабря или нет. Согласно действующему Положению об общем среднем образовании, дети в школу принимаются в возрасте 6−7 лет по медицинскому заключению. Так может, все-таки, степень готовности ребенка важнее, чем день его рождения в свидетельстве о рождении?

А если ребенку 6 лет, и он еще не готов к школе? Из регламента не понятно, как деньги, заплаченные за прием в школу по дополнительной квоте, помогут ребенку справиться со школьной нагрузкой. Да, деньги будут отправлены на специальный счет школы и будут направлены на развитие этой школы.

Но как эти деньги помогут именно этому ребенку? Будут ли учителя дополнительно заниматься с этим ребенком и получать за это дополнительную оплату со спецсчета? Как скажется такая попытка помочь ребенку «догнать» своих одноклассников на его психологическом состоянии?

Точно такие же вопросы возникают, когда за плату, по дополнительной квоте, ребенка принимают в школу (класс) с незнакомым для него языком общения. Сам министр Шерзод Шерматов отмечал увеличение спроса на школы с русским языком обучения.

Теперь представим: узбекская семья, не владеющая русским языком, отдала ребенка в русскоязычную школу, оплатив прием по дополнительной квоте. Ребенок начал обучение на непонятном для него языке.

Будут ли учителя школы за счет средств, оплаченных родителями ребенка, дополнительно заниматься с ним русским языком? А пока он достигнет того уровня владения языком, который позволил бы ему осваивать школьную программу, он же может безнадежно отстать от этой программы?

Комментируя новый порядок, министр народного образования отметил: «Нужно сначала создать условия для честной работы директоров школ… Существующее положение и порядок финансирования устроены так, что при желании любого директора „престижной“ школы можно посадить, поэтому, они и устраивали „позвоночников“». Так может, стоит попытаться изменить существующее положение и порядок финансирования с тем, чтобы честно работающий директор мог чувствовать себя в безопасности, под защитой министерства, и не боялся отказывать «позвоночникам»?

Думается, что новый порядок не решит проблем: в нем не заложены механизмы их решения, а просто легализованы существовавшие до сих пор сборы.

Для тех родителей, которые платили или искали влиятельных знакомых для устройства ребенка в «престижную» школу вне микроучастка, или для устройства ребенка в школу с 6 лет, или для устройства ребенка в школу без знания языка преподавания, ничего не стоит оплатить эти же деньги через официальную кассу. Ребенку, не готовому к школе или не знающему язык преподавания, эти деньги не помогут.

Но эти деньги помогут увеличить разрыв между «престижными» и «непрестижными» школами, ведь у первых будет больше денег, следовательно, больше возможностей.

Чем больше такой разрыв, тем выше плата за поступление в такую школу, ведь регламент позволяет наблюдательным советам школ увеличивать плату за прием в школу по дополнительной квоте в зависимости от спроса.

Послесловие

Надо отдать должное руководству МНО за оперативную реакцию на мнение общественности. Однако регламент принят, вступил в законную силу, и непонятно, будут ли внесены в него изменения или просто отложено его исполнение.

Хотелось бы надеяться, что документ будет пересмотрен с тем, чтобы не ущемлять базовые права, гарантированные Конституцией, законами и международными обязательствами страны.

Есть сферы, где применение принципа «больше денег — больше прав», о котором шла речь в начале статьи, неприемлема и чревата непредсказуемыми последствиями.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Комил Джалилов — преподаватель Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени А. Навои.

Проходил повышение квалификации в Колумбийском университете (Нью-Йорк, США) по направлению «Педагогическая психология и методика преподавания языков» и Международном Вестминстерском университете в Ташкенте по направлению «Теория и практика преподавания и обучения».

Работал в Академическом лицее при УМЭД, Акадлицее при МВУТ, Ташкентском филиале МГУ имени М. Ломоносова. Магистр Института образования Университетского колледжа Лондона по специальности «Разработка учебных программ, педагогика и педагогическое оценивание» по программе Chevening.

Источник: https://www.gazeta.uz/ru/2021/06/19/school/

101Адвокат
Добавить комментарий