Можно ли выпускать продукцию с использованием образов знаменитых людей?

Как бывший бармен зарабатывает на «сладком Горьком» и «черном Ленине»

Можно ли выпускать продукцию с использованием образов знаменитых людей?

Магазин Рубанова недалеко от дома, куда Достоевский поселил Раскольникова, и кондитер продает шоколадки в виде топора /Евгений Егоров

Игорь Рубанов стал подрабатывать барменом, когда был студентом филологического факультета в Иркутске. Гастрономия его увлекала больше, чем филология, признается он. Игорь уехал покорять столицы – смешивал коктейли в барах 5-звездочных отелей Москвы и Петербурга. В 2014 г.

он основал бюро сладкой архитектуры Rubis Cookies и одних только леденцов сейчас продает 25 000 в месяц. Его маленькая кондитерская, в которую он вложил 300 000 руб. из личных сбережений, выпускает конфеты-портреты известных людей – Пушкина, Ленина, Горького, депутата Милонова, теннисистки Марии Шараповой.

Петербургский климат губителен для леденцов, они теряют товарный вид из-за сырости, если торговать ими в магазине, рассказывает Рубанов. Он придумал, как продавать их быстро, – делает сладкие сувениры по заказу рекламных агентств, сувенирных лавок, «Дома книги» на Невском проспекте, Московского зоопарка, замка в Выборге.

Среди его клиентов есть даже стоматологические клиники, например «Золотой зуб». А выручка в 2017 г. должна достигнуть около 10 млн руб.

В 2013 г. Рубанов случайно забрел в кондитерский магазин в Праге, который торговал пряниками в виде осьминогов и музыкальных инструментов. Вернувшись в Петербург, он решил выпускать металлические формы для выпечки.

Он тогда работал барменом в гостинице «Астория», а в свободное время по роликам YuoTube изучал, как с помощью 3D-моделирования превратить рисунок в форму для печений, леденцов или шоколадных фигурок. Игорь начал искать сырье, но оказалось, что подходящий металл продается в России партиями не менее 500 кг.

Тогда Рубанов купил немного пищевого силикона в американском интернет-магазине, смастерил форму и леденец на палочке – в виде головы Юрия Гагарина. Потом появились Пушкин, олимпийский Мишка, Дарт Вейдер. Поначалу он просто раздавал леденцы знакомым, забавные фигурки им нравились, и он стал делать их на продажу.

К лету арендовал 20-метровый магазин недалеко от Мариинского театра за 25 000 руб. в месяц. Рубанов уволился из бара, встал за прилавок, тут же готовил сладости – формовые леденцы , например из серии «Российские писатели» – одна называлась «Сладкий Горький», – и шоколадные фигурки.

20 млрд руб. – примерно во столько оценивает оборот российского рынка промоиндустрии (корпоративных подарков) Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров «Проекта 111»

Но все пошло не так, вспоминает он. Была жара, и петербуржцам вообще не хотелось сладостей. Выручка в день едва дотягивала до 1000 руб. и с трудом покрывала аренду. Его поддержала жена, преподаватель английского языка, – зарабатывала в семье тогда только она.

Чтобы не сидеть сложа руки, он придумал акцию – пообещал покупателям магазина заменить «счастливый» автобусный билет на шоколадный. Написал об этом в соцсетях, и к магазину выстроилась очередь. Некоторые приходили с 20 билетами. Благодаря этой выдумке к началу 2015 г.

магазин стал известен ценителям странных сладостей, в основном молодежи. Дневная выручка поднялась до 2000–3000 руб. Бюро переехало в более просторный магазин на Казначейскую улицу. В ассортименте появились шоколадные шпроты, фигурки Ленина, жетоны петербургского метро.

Чтобы подхлестнуть интерес к Rubis Cookies, Рубанов выпустил леденцы в виде популярных медийных персонажей. Например, сделал сахарного депутата Виталия Милонова в апреле 2015 г., когда имя его было на слуху у всех.

Деньги от продажи пошли на помощь бездомным. Депутат Госдумы Милонов рассказал, что у него такой леденец есть и, если выручка идет на бомжей, он не против использования своего образа, «пусть меня едят на здоровье».

Юристы считают, что в выпуске сладостей в виде портретов знаменитостей рисков не много. Хотя статья 152.1 Гражданского кодекса и запрещает использовать изображение гражданина без его согласия, есть исключения.

Например, если фото получено в публичных местах – на собраниях, конференциях, концертах, – использовать его можно, говорит Алексей Городисский, партнер адвокатского бюро «Андрей Городисский».

Однако изображенный на леденце человек может подать иск о защите чести и достоинства, но шансов выиграть у него мало, замечает юрист.

Стали подтягиваться и оптовые клиенты – отель Marriott, сувенирные лавки, медицинские клиники, кафе. Чтобы найти оптовых клиентов, Рубанов не ограничивался холодными звонками, а сам ходил по менеджерам, отвечающим за «сувенирку», показывал свои конфеты, был готов реализовать любые фантазии.

Съедобная сувенирная продукция ценой до 100–200 руб. в моде у корпоративных заказчиков и спрос растет, говорит Алена Макова, основатель агентства Podarking. Любая новинка, тем более дизайнерская и забавная, тут же вызывает интерес.

Самые прибыльные – вовсе не сахарные знаменитости (средняя оптовая цена формовых леденцов – 25 руб.), а круглые леденцы с картинками, которые заказывают корпоративные клиенты (средняя оптовая цена – 45 руб.).

Многие оптовые заказчики выходили на Рубанова сами. К примеру, завод по производству красок «Невская палитра» хотел, чтобы ему сделали шоколадки – точную копию набора их акварельных красок.

«Нам все отказывали, предлагая лишь стандартные шоколадки, а Игорь тут же откликнулся», – замечает представитель компании Мария Толстоног. А для компании Painty, которая проводит вечеринки для молодежи с уроками рисования в кафе, бюро Рубанова делает цветные леденцы в виде профиля Сальвадора Дали.

Посетители вечеринок съедают более 1000 Сальвадоров Дали в год, уточняет Глеб Голубев, директор по логистике Painty.

Сейчас на долю корпоративных заказчиков приходится 80% продаж. Ставка на них выгодна еще и потому, что продавать леденцы в магазине сложно: срок их годности полгода, но порой в дождливом климате они теряют вид уже через две недели. Летом этого года около 3000 испорченных конфет пришлось раздать покупателям бесплатно или продать за 1 руб. (обычная цена – 50 руб.).

В 2017 г. Рубанов начал развивать туристическое направление – делать круглые леденцы с картинками для Музея Фаберже, «Дома книги» (с видами Петербурга), планетария (серию «Космос»), Московского зоопарка. Прибыль кондитера в таких сувенирах больше, но и себестоимость более высокая (нужна специальная печать по сахарной бумаге).

Высокохудожественные леденцы не массовый товар, но три-четыре года такой бизнес может расти за счет оригинального дизайна и гибкой подстройки под клиента, считает Макова.

С корпоративными заказчиками лучше работать через рекламные агентства: чтобы 20–30 фирм включили сладости Rubis Cookies в презентации и рекомендовали клиентам, убежден Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров «Проекта 111».

Тогда в цену надо закладывать процент для агентства, но можно выиграть на объемах заказов, говорит он. Рубанов так и делает, правда, таких партнеров у него пока 10.

Основатель Rubis Cookies нанял новых сотрудников – шоколатье и карамелье, арендовал отдельное помещение для производства леденцов, чтобы отделить его от шоколадного цеха (для них нужны разные температурные режимы), и все сладости производит вручную. В 2018 г. он надеется продать франшизу в Москву и удвоить выручку.

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/10/13/737719-zarabativaet-na-strannih-sladostyah

Звезды в рекламе: выгода и вред от участия знаменитостей в продвижении бренда — Маркетинг на vc.ru

Можно ли выпускать продукцию с использованием образов знаменитых людей?

Приглашать известных людей для рекламы продукта — распространенная практика во всем мире, в том числе и в России. Однако гарантировать рост продаж и удачный PR не может ни одна звезда. В рекламной практике есть примеры как удачного сотрудничества «селебрити» с брендом, так и не очень.

Дарья Царьковадиректор по стратегическому планированию агентства Saatchi & Saatchi Russia

«Беспроигрышных» вариантов звезд не существует ни в мировой, ни в отечественной практике. Во-первых, любая знаменитость — это не универсальный солдат. У них есть свой образ, характер, опыт, который никак не вяжется с некоторыми брендами и продуктами.

Во-вторых, имидж звезды редко хорошо работает в отрыве от креативной идеи. Если она сама по себе слабая, то даже самая знаменитая и успешная звезда не сможет принести бренду никакой пользы.

В-третьих, использование звезд в рекламе — это всегда лотерея, в которой бренд может или сорвать крупный куш, или проиграть по-крупному.

Успешные примеры сотрудничества со звездой

В одной из последних рекламных работ американские телезрители увидели голливудского актера Лиама Нисона. Он снялся в рекламе LG TV, приуроченной к спортивному мероприятию Super Bowl-2016.

Клип по стилю напоминает фильм «Трон». Съемки проходили под руководством сына знаменитого режиссера Ридли Скотта — Джейка.

Сам создатель «Гладиатора» и «Чужого» стал продюсером ролика, назвав видео «динамичным короткометражным фильмом».

В прошлом году Лиам Нисон уже снимался в рекламе, приуроченной к финальному матчу чемпионата Национальной футбольной лиги. Тогда американский актер сыграл своего персонажа из фильма «Заложница» и представил зрителям мобильную игру Clash of Clans. Ролик собрал больше 100 миллионов просмотров и стал самым популярным видео на по итогам 2015 года.

В конце января — до Суперкубка — игра Clash of Clans находилась на 38 месте среди самых скачиваемых приложений на iPhone. Однако 1 февраля, в день футбольного матча, игра поднялась до 29 места, а в середине февраля оказалась на 24 строке.

Дарья Царьковадиректор по стратегическому планированию агентства Saatchi & Saatchi Russia

Имидж звезды может быть мощным и эффективным инструментом в продвижении бренда. Например, если бренд запускается с нуля, использование звезды позволит быстро повысить знание о бренде и сформировать его положительное восприятие, или же имидж звезды может добавить бренду те черты, которые необходимы ему для роста.

К этой стратегии в свое время активно прибегал банк «Траст». Выходя на рынок с одними из самых низких показателей финансовой надежности, они [представители банка] использовали таких звезд, как Владимир Турчинский и Брюс Уиллис.

Благодаря этому в глазах потенциальных вкладчиков они выглядели надежным, стабильным и практически несокрушимым банком.

Проблемы, с которыми банк столкнулся недавно, вызвали у большинства людей по меньшей мере недоумение, именно потому что восприятие бренда как надежного плотно укоренилось в массовом сознании потребителей.

Более того, использование звезды в рекламе может повысить градус эмоций, стать причиной для любви к бренду. Использование в рекламе таких персонажей, как Сергей Светлаков («Билайн») или Иван Ургант («Мегафон», «Актимель») как раз имеет такой позитивный эмоциональный эффект на отношение к бренду.

В 2006 году голливудский актер Джордж Клуни стал лицом компании Nespresso. В 2013 американские СМИ писали, что за шесть лет актер заработал благодаря съемкам в рекламе $40 миллионов.

В 2015 году Джоржд Клуни сказал: «Я работал с Nespresso в течение девяти лет, и я действительно люблю и уважаю эту марку, а также то, что они делают, и как они это делают». В том же году актер снялся в новом рекламном ролике компании вместе с голливудской звездой Денни Де Вито.

Долгосрочное сотрудничество может говорить о том, что это выгодно обеим сторонам: В 2012 году бренд Nespresso рассказал об уверенном росте продаж и расширении географии. За пять лет с 2007 года компания втрое увеличила долю продаж на европейском рынке (сотрудничество с Клуни началось в 2006 году).

В 2007 году английский футболист Дэвид Бекхэм заключил трехлетний контракт с модным домом Armani — спортсмен стал лицом кампании по продвижению нижнего белья бренда. Сумма сделки составила 20 миллионов фунтов.

Крупнейший лондонский универмаг Selfridges на Оксфорд-стрит зафиксировал рост продаж нижнего мужского белья на 150% в первые дни рекламной кампании с участием Девида Бекхэма. Представители дома моды Armani признались, что не жалеют ни об одном пенни, вложенном в спортсмена, и назвали этот положительный результат «эффектом Бекхема».

Провальное сотрудничество со звездой

Участие в рекламе даже самых популярных звезд Голливуда не гарантирует роста продаж.

Дарья Царьковадиректор по стратегическому планированию агентства Saatchi & Saatchi Russia

Ведь звезды — это в первую очередь живые люди, и предсказать их поведение невозможно. Яркий пример — ситуация с брендом Nike, который сотрудничал с паралимпийцем Оскаром Писториусом. На одном из своих макетов они [представители марки] использовали слоган «Быстрый, как пуля». Через год Писториус застрелил свою девушку, и бренд Nike получил негативный пиар в катастрофическом объеме.

Другой пример — большое количество брендов, имевших рекламные контракты с Михаэлем Шумахером. В связи с несчастным случаем, который с ним произошел, компании находятся в патовой ситуации. С одной стороны, поддержание контракта с ним финансово невыгодно, с другой — отказ от сотрудничества со спортсменом в трудный для него момент грозит серьезным ударом по репутации.

В 2005 году американский люксовый бренд женской одежды St. John подписал контракт с актрисой Анджелиной Джоли. Через три года сотрудничество со звездой прекратилось. По словам представителя компании, Джоли «затмила бренд». Люди сосредотачивались на разглядывании самой актрисы и забывали о товаре, который она рекламировала.

За три года сотрудничества Джоли заработала $12 миллионов и получила свою долю с продаж.

Драгорад Кнезидиректор по стратегическому планированию Publicis Russia

Есть истории, где даже крутая звезда просто ни к чему. Легко представить себе фильм при участии селебрити А-класса с отвратительным сценарием и ужасной режиссурой — фильм, разочаровавший зрителя и при этом собравший кассу. Но очень сложно представить себе такую рекламу, так как в нашем случае билет зритель оплачивает в конце сеанса.

Ещё одно несоответствие имиджа звезды и рекламируемого продукта — участие самого известного в мире гольфиста Тайгера Вудса в рекламе автомобиля Buick. Богатейший спортсмен мира, владелец яхты за $20 миллионов и части острова за $40 миллионов, ездил в рекламе на автомобиле среднего класса. Доверие к такой ситуации рекламодателям вызвать не удалось.

В 2008 году представители General Motors, производящей Buick, заявили об окончании рекламного контракта с Вудсом. В 1999 году (на момент подписания контракта со спортсменом) компания продала около 400 тысяч машин.

К 2007 году ежегодные продажи марки Buick резко упали до 185791 штук. Эксперты признали, что в GM, скорее, должны были сделать гольфиста лицом Cadillac — в такую рекламу поверило было гораздо больше американцев.

Дарья Архаровауправляющий директор The Marketing Arm (входит в BBDO Group)

Важно понимать, какую ассоциацию вы хотите простроить в результате коммуникации со звездой. Звезда может стать представителем бренда, или, наоборот, представлять аудиторию бренда.

Неправильно подобранная звезда может негативно повлиять на имидж марки, привнести в нее нежелательные ассоциации. Также важно понимать, что звезды — тоже люди, и не застрахованы от попадания в разного рода курьезные истории.

Это риск, который всегда присутствует в работе со знаменитостями.

Яркий пример неудачного сотрудничества есть в биографии американской певицы Кристины Агилеры. В 2004 году звезда заключила договор с английской компанией Basic Box на создание ее собственной линии одежды.

Через несколько месяцев должны были стартовать продажи, но этого так и не случилось.

В одном из интервью Агилера откровенно призналась, что такое занятие, как выпуск именной линии одежды — для тех знаменитостей, которые не знают, чем еще заняться.

Представители Basic Box не смогли проигнорировать подобное публичное заявление. Несмотря на вложенные средства в раскрутку новой линии одежды Агилеры, компания заявила, что у них нет другого выбора, кроме как разорвать контракт с певицей немедленно.

Российские знаменитости в рекламе

В России также распространена практика работы брендов со знаменитостями. Звезда не всегда ассоциируется с продуктом, но как правило повышает узнаваемость бренда.

В 2008 году банк «ВТБ 24» привлек актрису Чулпан Хаматову, дирижера Владимира Спивакова, телеведущего Александра Маслякова, тренера по фигурному катанию Татьяну Тарасову и некоторых других узнаваемых лиц в свою рекламную кампанию «Российские знаменитости — клиенты ВТБ 24». Руководители компании остались довольны результатами, отметив повышенный спрос на услуги банка.

Участие юмориста Вадима Галыгина положительно сказалось на продажах сети «Эльдорадо». Только праздничные ролики в 2008 году, снятые в комедийном стиле, увеличили объем продаж на 35%.

Так же, как и на мировой арене, неожиданные повороты в судьбе звезды влияют на ход всей рекламной кампании. Характерный пример — олимпийский чемпион по фигурному катанию Евгений Плющенко. В преддверие Олимпиады в Сочи спортсмен стал лицом сочинского жилого комплекса «Солнечный город».

Рекламодатели не учли, что участники соревнований имеют право рекламировать только товары или услуги официальных спонсоров игр. Билборды с Плющенко пришлось заклеивать по всему городу. Дальнейший отказ фигуриста выходить на лед окончательно перечеркнул сотрудничество с ЖК. Владельцы комплекса убрали всю рекламу, посчитав, что поступок Плющенко негативно скажется на имидже проекта.

Суммы контрактов

В отличие от ситуации на Западе, в России не принято говорить о размерах гонораров. Точные суммы стараются не озвучивать.

Драгорад Кнезидиректор по стратегическому планированию Publicis Russia

На Западе у всех рекламодателей и агентов рынка есть давно сложившееся и более-менее одинаковое понимание того, как оценивается и сколько стоит определенный тип контракта с определенного уровня звездой.

Поэтому на все случаи жизни там существует довольно прозрачная вилка по стоимости, так как рынок шоубизнеса существует давно и заточен под максимальное разнообразие способов коммерциализации статуса звезд на каждом этапе их профессиональной жизни.

Можно рассуждать, хорошо это или не очень, но у нас этого нет.

По данным РБК, в 2009 году самой успешной российской знаменитостью стала теннисистка Мария Шарапова — за участие в рекламе Land Rover, Motorola, Lady Speed Stick и Nike спортсменка заработала $24 миллиона.

По $1,5 миллиона получили хоккеист Александр Овечкин и баскетболист Александр Кириленко. Телеведущая Ксения Собчак за свое участие в кампании «Евросети» заработала $300 тысяч.

Столько же заплатили певице МакSим за рекламу «Связного».

Если не брать в расчет российских спортсменов с мировым именем, которые снимаются в рекламе на международном уровне, то рекордсменом среди отечественных знаменитостей считается певец Филипп Киркоров. В 2012 году за продвижение телефона LG в «Евросети» он заработал $5 миллионов.

Ранее рекордсменом считался актер и режиссер Олег Меньшиков, который за свой рекламный контракт с часами Lоngines получил около $1 миллиона.

Приглашать или не приглашать

У рекламодателей нечасто получается удивить зрителей рекламой со звездой, но недавно это удалось застройщикам ЖК «Зиларт». В клипе снялась целая плеяда известных артистов: Филипп Киркоров, Николай Басков, Лолита, Полина Гагарина и Максим Галкин. Несмотря на критику со стороны экспертов, зрителей реклама заинтересовала — ролик за один месяц набрал почти 240 тысяч просмотров.

Дарья Царьковадиректор по стратегическому планированию агентства Saatchi & Saatchi Russia

С точки зрения роста знания для бренда очередного жилого комплекса — это гиперуспешная кампания. Она имеет большой охват, резонанс, о комплексе не говорит только ленивый. Для первого этапа коммуникационной стратегии (привлечение внимания к продукту) она крайне эффективна.

Вопрос, скорее, в том, какой именно имидж формирует такое продвижение, кто именно является целевой аудиторией элитного жилого комплекса и насколько им релевантны именно эти звезды.

Стоимость такой рекламы может варьироваться от полноценного многомиллионного бюджета до ограниченных бартерных соглашений — это сложно оценить ввиду отсутствия достаточного количества информации.

Пригласить в рекламу звезду — один из простейших способов привлечь зрителя, но также один из самых дорогих. Продукт, к которому приложила рука известная личность, не может стоить дешево. На этом очевидном факте свою рекламную кампанию построил оператор мобильной связи Tele2, которая призывает абонентов отказаться от переплат при обращении к другим операторам.

Согласно данным аналитического агентства Mobile Research Group, в Москве за последние два квартала с других операторов на Tele2 перешли более 100 тысяч абонентов. «Мегафон» за это время получил почти 77 тысяч клиентов, а «Билайн» — свыше 19 тысяч. С «МТС» к другим операторам перешло больше абонентов, чем пришло.

Эксперты считают, что в скором времени многое будет зависеть не только от креативной концепции, в которую удачно впишется звезда. Наступило время, когда рекламодателям приходится очень тщательно планировать бюджет, значит, и сотрудничество со знаменитостями может сократиться.

Источник: https://vc.ru/marketing/13602-celebrityincommercial

Авторское право на персонаж

Можно ли выпускать продукцию с использованием образов знаменитых людей?

«Персонаж» в роли самостоятельного объекта авторского права или коммерческого использования

О литературных персонажах и персонажах кинематографа

Вопросы охраноспособности персонажей

«Персонаж» для регистрации товарного знака

Свободное использования персонажа

«Персонаж» в роли самостоятельного объекта авторского права или коммерческого использования

Все персонажи, которые могут быть признаны результатом творчества автора, являются частями его произведения и охраняются авторским правом, действующим в настоящее время на территории России. При этом стоит разграничивать произведение целиком и сам персонаж, поскольку он может охраняться посредством закона вне зависимости от всего произведения.

Впервые о возможности распространения авторских прав на «персонаж» было упомянуто в 4-й части ГК, которая вступила в силу в январе 2008-го года. До этого момента, в прежнем законодательстве, такая привилегия никогда не упоминалась. Но это совершенно не значит, что персонажи произведений, созданные в период до 2008-го года, не охраняются авторским правом.

Следует проводить четкие различия между литературными персонажами и теми персонажами, которые воплощены, например, в фильмах и телепередачах, как аудиовизуальных произведениях.

О литературных персонажах и персонажах кинематографа

Литературным считается  персонаж из произведений литературы – романов, повестей, рассказов, сценариев. Многое из того, что нашло свое словесное творческое выражение, подходит под определение «произведения литературы».

Пытаясь перевести данные персонажи в некие зрительные образы, например, снабжая роман красочными иллюстрациями, авторы-художники создают новые, творчески самостоятельные произведения.

В таком случае автор литературного произведения не становится соавтором изображения, но правами на персонаж продолжает обладать.

Художники приобретают права только на созданное ими – не новый персонаж, а только изображение персонажа. Общемировая практика – автор персонажа Винни-Пух – писатель Алан Милн, а не художники, изобразившие Винни.

Если основой кинофильма служит роман, сценарий или какая-либо повесть, то его персонажи с точки зрения авторского права не могут являться персонажами романа, поскольку они имеют принципиальное различие по форме выражения.

Это утверждение справедливо, несмотря на качественные совпадения персонажей кино со своими книжными аналогами. Другими словами, совершенно ясно различие между литературным персонажем и персонажем фильма. Оба объекта авторского права могут считаться совершенно разными творческими единицами, даже если их объединяет одно целое произведение.

В связи с этим, когда авторское право на фильм первоначально возникает у предприятия, осуществившего съемку этого фильма, то все права на персонажи фильма также закрепляются за ним, как правообладателем. Это общее положение вытекает из пункта 7-го ст. 1259-й ГК РФ, причем оно должно применяться и к фильмам, выпущенным до принятия нового законодательства (2008г.).

Все авторские права на персонажи произведений, относящиеся к категории аудиовизуальных, также могут переходить к другим лицам на основе юридически правильно составленного договора.

Вопросы охраноспособности персонажей

Для начала надо определить, что такое «персонаж» непосредственно в контексте авторского права. Само название термина происходит от латинского слова «persona», которое означает действующих лиц спектакля, пьесы, кинофильма, романа, сценария, а также других подобных произведений.

Если речь идет о художественных – произведениях изобразительного искусства, то здесь дела обстоят несколько иным образом. В этом случае под персонажами понимаются портреты и изображения конкретных или вымышленных лиц, например, аллегорических, мифологических или евангельских героев.

В литературном произведении синонимом персонажа является литературный герой или литературный образ (характер). Литературоведы под персонажем понимают конкретное действующее лицо, характеризующееся как в описании, так и в действии.

Российская юридическая литература неоднократно свидетельствовала: прежде чем решать вопросы об охране какой-либо части произведения, необходимо решить, какие элементы отдельно взятого произведения в принципе юридически значимы и охраняемы, а какие являются «юридически безразличными» и не охраняются авторским правом.

Важно понимать, что образы и персонажи, созданные автором, относятся к внутренней форме произведения, а сам язык произведения считается внешней формой. Проще говоря, если речь идет об идее произведения, то все образы заведомо не охраняемы, а если – о части произведения, то и все его образы являются охраняемыми и, как следствие, юридически значимыми.

Также важно отметить один факт! В практике административных разбирательств Роспатента были случаи двойственного определения персонажей.

При параллельном творчестве двух или более совершенно независимых авторов, любые повторяющиеся персонажи в их произведениях, не признаются объектами, защищаемыми авторским правом.

На охрану авторского права могут претендовать отнюдь не все персонажи и образы, созданные авторами и их творческими усилиями и наделенные признаками оригинальности.

Традиционные и жанровые персонажи, например, Арлекин, Коломбина, Пьеро и Пульчинелла из знаменитой итальянской комедии в стиле дель арте, которые переходили из одного спектакля на сцену другого, можно отнести скорее к идее, нежели к форме произведения. То же самое можно сказать и русских народных персонажах, например, бабе Яге, Иванушке-дурочке, скатерти-самобранке (неодушевленный персонаж русского фольклора).

А вот сам язык произведения, диалоги персонажей, причем даже жанровых, описания мыслей, переживаний и поступков не могут быть взяты (заимствованы) в целях, которые выходят за рамки цитирования, разрешенного законодательством об авторском праве. Российское законодательство предусматривает два критерия охраны «персонажа» произведения: возможность его самостоятельного (отдельного) использования и его творческий характер.

«Персонаж» для регистрации товарного знака

Регистрируя интеллектуальную собственность на тот или иной персонаж (или его имя) в качестве своего товарного знака, а также, заключая договор об использовании персонажей мультфильмов, вы берете на себя определенные обязательства перед обладателями авторских прав на данные произведения.

Регистрация в качестве товарного знака – это наглядный пример, описывающий отделение одной части произведения от целого и являющийся типичным способом самостоятельного использования таких частей произведения, как персонажи.

Существует множество примеров, подтверждающих выгоду от коммерциализации персонажей. Для того чтобы продвинуть свой бизнес в целом или ряд услуг, частные предприниматели или различные акционерные общества регистрируют выбранный персонаж в качестве своего собственного товарного знака. Время от времени около таких регистраций возникают серьезные споры, которые решаются в суде.

Например, в начале двухтысячных в Апелляционной палате рассматривалось заявление с жалобой Антона Табакова режиссера, знаменитого актера и по совместительству владельца шикарного ресторана под звучным названием «Обломов на Пресне» об аннулировании торговой марки «Обломов», принадлежащей ОАО «ИГБ компания». Жалобу удовлетворили и вынесли решение об аннулировании данного торгового знака. Судья пояснил, что такая регистрация противоречит общественным интересам.

Свободное использования персонажа

Являясь самостоятельными объектами авторского права, персонажи могут быть обычными литературными героями – неотъемлемыми частями литературных произведений, не включающими визуальные элементы. А также мультипликационными героями, где основное – это визуализация действия. В обоих случаях, используя имя персонажей в собственных литературных произведениях, авторы не нарушают права.

Примечание: данное использование персонажа не должно причинять неоправданный ущерб законных интересов правообладателей.

Простое упоминание того или иного персонажа в частном литературном произведении не может являться нарушением авторского права.

Тоже касается и использования персонажей в произведениях, относящихся к пародийному жанру, пусть даже в такой пародии персонаж играет основную роль.

Статьи и новости по теме:

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

Крупнейшая дебетовая электронная платёжная система PayPal провела свое исследование и выяснила >>>

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

В отечественном законодательстве по интеллектуальной собственности с 1 октября вступили в силу множественные поправки и положения, касающиеся и авторских и смежных и патентных прав. Отдельно можно отметить новеллу, которая вводит понятие – открытых лицензий на произведения в области литературы, музыки и так далее >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

Благодаря коммуникациям с представителями некоммерческого партнерства по содействию защите прав на интеллектуальную собственность «Эдельвейс» информационной службе Copyright.ru удалось уточнить подробности конфликта вокруг незаконного использования изображений персонажей мультфильма «Маша и Медведь» в Челябинске и области >>>

В один миллион рублей оценили авторы мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» несанкционированный выпуск петербургской компанией «Умная Бумага» объемных пазлов с изображениями персонажей мультфильма >>>

Источник: http://www.copyright.ru/ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character

Использование образов персонажей из фильмов и сериалов в рекламе: как найти грани дозволенного?

Можно ли выпускать продукцию с использованием образов знаменитых людей?

Кейс о том, как “Пицца Темпо” после после выхода нового сезона “Игры престолов” запустила акцию “Еда Престолов” и сменила свой фирменный стиль, вызвал бурное обсуждение в нашем .

Людей интересовало, насколько легально использованы образы из известного сериала.

Marketing.

by попросил Надежду Хаданович, адвоката Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры», пояснить, что делать и к кому обращаться, если нужно использовать в рекламе чужую интеллектуальную собственность, и как вообще ее можно использовать.

Вопросы заимствования в рекламе возникают в ежедневной практике любой компании, которая хочет следовать трендам и усиливать свое маркетинговое присутствие.

Ведь действительно, многое хорошее уже придумано до нас, почему бы этим не воспользоваться? Однако любой искушенный в правовых вопросах маркетолог хорошо знает простую истину: нельзя брать то, что чужая интеллектуальная собственность.

По крайней мере, без спроса, то есть запроса согласия правообладателя на использование.

«Правообладатель близко»

К сожалению, к вопросам надлежащего оформления прав на чужие объекты интеллектуальной собственности в Беларуси принято относиться достаточно попустительски. Существует убеждение, что Беларусь – это слишком маленький рынок для того, чтобы нарушение было замечено.

А если и замечено, то рынок все ещё слишком мал для того, чтобы были предприняты какие-либо активные действия по его устранению.

Тем не менее на сегодняшний день многие транснациональные корпорации, включая крупнейшие кино- и телекомпании, присутствуют в странах СНГ (обычно, в России), откуда и ведется наблюдение за соблюдением на рынках Центральной и Восточной Европы прав на объекты интеллектуальной собственности. К примеру, известная телесеть HBO сотрудничает с российской компанией «Амедиа», чей онлайн-сервис «Амедиатека» совсем недавно получил статус «Home of HBO».

«Авторское право не то, чем кажется»

Авторское право в XXI веке уже далеко отошло от авторского права образца Статута королевы Анны 1710 года – первого закона об авторском праве.

Сегодня неправомерно размещенный контент безжалостно блокируется правообладателями из любой точки мира, а причиной всему – Интернет, с помощью которого можно легко отследить и пресечь нарушение.

Многие уже обращали внимание на то, что часто при желании посмотреть любимый сериал онлайн можно столкнуться с многократно повторяющейся в поисковой выдаче надписью: «В ответ на жалобы, поданные в соответствии с Законом США «Об авторском праве в цифровую эпоху», мы удалили некоторые результаты с этой страницы». Действительно, законодательство США является одним из наиболее прогрессивных в данном плане. И вот тут стоит помнить: большинство правообладателей (из кино- и телеиндустрии) – также компании из США, соответственно, они могут пользоваться данным инструментом в полной мере.

Аналогично и при проведении рекламной кампании (а какая рекламная кампания сегодня не проводится в сети Интернет либо с тем или иным ее задействованием). Правообладатель может не только установить, но и зафиксировать факт нарушения своих прав, что позволит ему впоследствии обратиться с требованием о прекращении нарушения.

Например, упомянутая выше телесеть HBO, которой принадлежат права на уже культовый сериал «Игра Престолов», рассылает уведомления о нарушении прав в автоматическом или полуавтоматическом режиме, что иногда приводит к достаточно неожиданным казусам.

Так, в прошлом году HBO, руководствуясь нормами приведенного выше Закона США «Об авторском праве в цифровую эпоху», запретило размещение на художественном хостинге RedBubble рисунка 13-летней девочки с надписью «Winter is coming» («Зима близко»), охраняемой в США в качестве товарного знака (подробнее об этом случае можно прочесть здесь).

При этом следует также учитывать, что Республика Беларусь c 1970 года является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности и, как следствие, страной-участницей ряда международных соглашений в сфере авторского права и смежных прав. Согласно нормам этих соглашений, объекты авторского права и смежных прав получают правовую охрану не только в стране возникновения, но и в Беларуси.

Как следствие, использовать в Беларуси, к примеру, образы миньонов из мультфильма «Гадкий Я», Дарта Вейдера из «Звездных Войн» и птичек из Angry Birds можно только при условии, что соответствующий правообладатель (Universal, Disney или Rovio) дал на это свое согласие.

«Бренд, я твой отец!»

Часто юристам задают вопросы вроде «что нужно поменять, чтобы была возможность использовать чужую интеллектуальную собственность»?

Есть три ответа на этот вопрос:

1. Попросить разрешение

Да, этот вариант кажется несбыточным, но, поверьте, это действительно работает, и корпорации охотно дают разрешения на использования своих произведений, включая образы персонажей.

В качестве примеров таких коллабораций на белорусском рынке можно привести: тропическую колу Angry Birds и безалкогольный напиток Hello Kitty со вкусами малины и карамели от ОАО «Лидское пиво» (в обоих случаях была получена лицензия от соответствующих правообладателей).

В целом, большинство компаний-правообладателей достаточно охотно выдают такие «продуктовые» лицензии. Это позволяет брендировать продукт соответствующим образом и использовать нужных персонажей в рекламных целях.

При этом законность такого использования всегда будет прозрачной и для внимательного потребителя, так как на упаковке товара будет обозначено, что изображение персонажа используется по лицензии (обычно это одно из условий подобной лицензии – указание на принадлежность прав конкретному лицу, а равно и на факт осуществления использования по лицензии). Такое использование только положительно повлияет на имидж компании и даже сможет повысить потребительскую лояльность.

2. Использовать, но таким образом, чтобы возникала только ассоциативная связь с объектом заимствования

Это высший пилотаж. Речь идет об использовании таким способом, чтобы связь возникала только лишь ассоциативная, при этом не было прямого копирования.

Напомним, что авторское право защищает только форму, но не содержание, и, как следствие, не защищает саму идею от копирования.

Соответственно, запрещено лишь прямое копирование, а заимствование идей (в том числе в рекламе) имеет право на жизнь.

Удачным примером такого заимствования является реклама сэндвича «Биг Тейсти» от Макдональдса «Теория большого вкуса». Данная реклама представляла собой изображение, на котором по орбите бургера двигались его составляющие ингредиенты на фоне космоса.

И даже несмотря на то что отсылка к известному сериалу «Теория большого взрыва» являлась хорошо читаемой и понятной для целевой аудитории, речь шла не о прямом копировании (которое имело бы место, если бы, к примеру, в данной рекламе кто-то из персонажей сериала ел данный бургер), а об идейном, ассоциативном созвучии.

Другой пример – бонстики от Евроопта, которые стали настоящим вирусом. При этом они повторяли идею, которая ранее неоднократно использовалась в различных торговых сетях США и Европы.

Отличие белорусской реализации заключалось в данном случае в том, что дизайн и имена игрушек являлись оригинальными, не воспроизводили то, что уже было реализовано в мире. Хотя сама по себе идея выдавать в качестве бонуса за определенную сумму в чеке маленькую коллекционную игрушку охраноспособной не является.

3. Отказаться от этой идеи и придумать что-то другое

Иногда гораздо дешевле (как финансово, так и репутационно) и проще придумать что-то оригинальное, способное стать запоминающимся и вирусным. Чтобы стать «вирусом», необязательно «паразитировать» на чужих идеях, и особенно на их воплощенной кем-то другим реализации.

Сама по себе концепция «что-то поменять» в чужом произведении, без получения на то согласия правообладателя оригинального произведения, является порочной практикой. По Закону Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» переработка произведения для создания производного произведения является одним из способов использования объекта авторского права.

В целом авторское право на производное произведение имеет зависимый характер.

Так, авторское право на осуществленную переработку произведения принадлежит автору такой переработки только при условии соблюдения прав автора оригинального произведения.

Соответственно, если такие права (как имущественные, так и личные неимущественные) не были соблюдены, то авторские права на производное произведение у его автора не возникают. Следовательно, не возникает и объекта правовой охраны.

Таким образом, если правообладатель оригинального произведения обратится с требованием к лицу, которое создало такой производный объект, то позиция последнего будет достаточно уязвимой с правовой точки зрения.

Разумеется, идеи имеют право на второе прочтение или интересное обыгрывание. Но стоит помнить: намеренное прямое копирование без разрешения правообладателя уже довольно часто не остается без внимания этого самого правообладателя, в том числе и в Беларуси.

Поэтому основной девиз – «больше креатива, хорошего и разного»! А где нужно – добавляем в эту формулу разрешение на использование произведения.

Источник: https://marketing.by/mnenie/ispolzovanie-obrazov-personazhey-i-atributiki-iz-filmov-i-serialov-v-reklame-opredelyaem-grani-dozvo/

101Адвокат
Добавить комментарий