Можно ли взыскать компенсацию, если колесо автомобиля получило повреждение из за ямы на дороге?

Я попал в яму и повредил машину: как оформить дтп и добиться денежной компенсации?

Можно ли взыскать компенсацию, если колесо автомобиля получило повреждение из за ямы на дороге?

25.10.2018 | 24278 просмотров

По данным ГИБДД, за 2017 год из-за неудовлетворительных условий содержания и обустройства улично-дорожной сети произошло 67 896 ДТП, в которых погибло 6990 и пострадало 86 070 человек. И это только зафиксированные случаи.

А сколько водителей пробивают колеса, гнут диски, но не сообщают об этом? Большинство из них не рассчитывают получить компенсацию и не хотят зря тратить свое время на оформление кучи бумаг и хождение по разным инстанциям.

Но это не бесполезное дело! Сотрудники ГИБДД и суды все чаще встают на сторону пострадавших и обязывают дорожников возместить ущерб.

Причиной ДТП может стать яма от естественного разрушения, вырубка асфальта для ремонта, ледяная колея от неубранного снега, открытый люк, обвисший провод и любое другое препятствие, которого на дороге быть не должно или которое должно быть огорожено либо обозначено для участников движения соответствующими знаками, разметкой, ограждением. Если препятствие было, а ограждения не было, то владелец автомобиля может устранить повреждения за счет виновника аварии — организации, отвечающей за эксплуатацию объекта или проводящей его ремонт и обслуживание.

Разберемся, как это делать.

Фото- и видеофиксация обстоятельств ДТП

На фото и (или) видео следует запечатлеть все обстоятельства аварии: общий вид последствий, повреждения автомобиля, тормозной след, сам источник аварии. Причем ямы, выбоины, ледяные колеи нужно снимать с измерениями — рулеткой или линейкой. При съемке смартфоном или планшетом лучше включить определение местоположения или использовать приложение для оформления европротокола.

Конечно, не стоит забывать и о тех действиях, которые водитель обязан произвести при любом ДТП.

Прежде чем производить съемку, надо оказать первую помощь пострадавшим людям, если таковые есть, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов). После этого позвонить в ГИБДД (тел. 02 или 112) и сообщить о случившемся. А дальше следовать указаниям дежурного.

Освобождать проезжую часть нужно, если на то были указания от дежурного ГИБДД и при наличии технической возможности. И только после того как были зафиксированы все обстоятельства на фото и (или) видео.

Если есть свидетели происшествия, то обменяйтесь с ними контактами. Их показания могут быть полезны на группе разбора в ГИБДД и в суде

Оформление в ГИБДД

В идеале нужно, чтобы сотрудники ГИБДД прибыли на место и зафиксировали все сами, составив схему ДТП, протокол осмотра места происшествия (если пострадали люди) и отдельный «Акт о выявленных недостатках дорожного покрытия» (он приобщается к делу, на руки водителю не выдается). Акт инспекторы могут составить позже в присутствии организации, отвечающей за данный участок, но вполне вероятно, что ямы уже не будет, поэтому фиксировать все лучше на месте сразу после ДТП.

Гарантировать приезд полицейских можно только в том случае, если в аварии пострадали люди либо повреждения получили несколько автомобилей. Незначительные аварии нужно оформлять самостоятельно на ближайшем посту ДПС или в подразделении ГИБДД.

Поскольку виновник ДТП не очевиден, сотрудник автоинспекции должен составить схему ДТП и вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указываются дата и место проведения группы разбора.

К моменту ее проведения хорошо бы найти виновника. Формально ГИБДД обязана иметь все данные о том, кто отвечает за тот или иной участок дороги, однако на практике автоинспекция редко предоставляет такие сведения по требованию граждан.

Автовладельцу приходится самостоятельно выискивать виновных.

За ямы отвечают дорожники, за открытые люки — водоканалы, электрики или связисты; за обвисшие провода — электрики, связисты или троллейбусные депо и т. п. Найти виновника можно через местные власти, МЧС, поискать по базе торгов и т. д. Сложности обычно возникают в городах, где подрядные организации часто меняются и имеют неявные границы участков.

Если найти конкретного виновника не удалось, то можно подать в суд на муниципальные власти как на собственника проблемного участка.

После проведения группы разбора водителю должны выдать протокол с указанием конкретной организации в качестве виновника и определение в отказе от возбуждения дела в отношении водителя.

В отношении должностных лиц организации, отвечающей за конкретный участок дороги, могут быть оформлены протокол и постановление об административном правонарушении, на основании которых они привлекаются к ответственности.

Если сотрудник ГИБДД составляет протокол и выносит постановление без группы разбора, то нужно внимательно читать эти документы.

Они фиксируют виновника ДТП, которым часто называют водителя, приписывая ему несоблюдение скоростного режима или другое нарушение.

В этом случае водителю следует отказаться подписывать и протокол, и постановление или рядом с местом для подписи написать, что он не согласен.

Если со стороны ГИБДД, местных властей и прочих заинтересованных в прекращении расследования лиц возникает противодействие (затягиваются сроки, не предоставляется запрашиваемая информация и т. п.), можно обратиться в прокуратуру.

Но такие проблемы стали редкостью: для госавтоинспекции важнее показатели безопасности движения, а местным властям иногда выгоднее отказать подрядчику в оплате на основании недобросовестного исполнения контракта.

Так что шансы водителя доказать свою правоту повысились.

Проведение экспертизы

Для оценки ущерба нужно провести независимую экспертизу повреждений автомобиля, которая в зависимости от сложности может стоить и одну, и 50 тысяч рублей. У эксперта должен быть действующий сертификат или лицензия на этот вид деятельности (для суда нужна будет его копия).

На встречу с экспертом-оценщиком можно пригласить представителя виновника, что потом поможет снять возможные вопросы в суде. Но если он не пришел, оценку можно проводить и без него.

По результатам экспертизы выдадут акт, в котором будут перечислены повреждения и составлена калькуляция стоимости их устранения.

Теоретически вместо экспертизы можно выставить счет из автосервиса, в котором был восстановлен автомобиль. Но этот документ имеет меньшую силу, так как помимо устранения повреждений могли быть проведены другие работы, а также не был учтен износ. И придется доказывать, что стоимость работ и запчастей не были завышены.

Досудебное требование

Прежде чем идти в суд, нужно провести процедуру досудебного решения спора. Виновнику аварии отправляется письмо, в котором указано требование возместить расходы и документы с их обоснованием (копия акта экспертизы).

Письмо обязательно должно быть заказным с уведомлением о вручении, с описанием вложения, на копии требования должен быть поставлен штамп почты. Либо его можно доставить в организацию лично и получить входящий номер документа и штамп на своем экземпляре о принятии.

Требование по сути является тем же иском, поскольку содержит описание всех обстоятельств аварии, ссылки на законодательные акты, на основании которых выдвигается требование (наиболее значимые нормы мы приводим чуть ниже), обоснование суммы требования и т. п.

В требовании нужно обязательно указать срок его добровольного исполнения — 7, 10, 30 дней или, по желанию автовладельца, любой другой, относительно реальный.

Обращение в суд

По истечении срока, указанного в требовании, можно подавать иск в суд по месту нахождения ответчика. В нем нужно описать происшествие, его последствия и требования истца.

Помимо денег на восстановление автомобиля в иске можно указать расходы на эвакуацию до места ремонта и дополнительные траты — на экспертов-оценщиков, юристов (если они привлекались к работе над иском), оплату госпошлины и прочие расходы, связанные с судебным процессом.

Также можно попытаться взыскать компенсацию за утрату товарной стоимости и возмещение морального вреда. Если в аварии пострадали люди — как сам водитель, так и пассажиры, — то можно требовать возмещение вреда жизни и здоровью.

Основные нормы, на которые может опираться автовладелец при подаче иска к дорожникам:

1. Статья 12 закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которой обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

2. Статья 1064 Гражданского Кодекса РФ, по которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Ответчик, причинивший вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

3. Пункты 3.1.1. и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»:

• Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
• Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Какие решения обычно принимает суд?

Дорожники часто апеллируют к пункту 10.1 Правил дорожного движения, согласно которому водитель должен двигаться со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения.

А при возникновении опасности, которую водитель способен обнаружить, он должен принять все меры к снижению скорости вплоть до полной остановки.

Также ответчики отказывают в исполнении требования на основании статьи 1083 Гражданского Кодекса «Учет вины потерпевшего…», считая, что водитель имел умысел или причинил вред по грубой неосторожности.

Однако практика последних лет показывает, что суды не соглашаются с доводами ответчиков или учитывают их, снижая суммы исков, но все же принимая решение в пользу водителя.

4 июля 2018 года Верховный суд опубликовал определение № 18-КГ17-166, в котором прямо указано: «Ответственность за повреждение транспортного средства в результате его наезда на выбоину в дорожном покрытии лежит на организации, ответственной за содержание автомобильной дороги. При определении размера вреда наличие умысла или грубой неосторожности в действиях потерпевшего доказывает лицо, причинившее вред».

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/popal-v-yamu-63568.html

Повредил машину из-за ям на дороге: как получить компенсацию

Можно ли взыскать компенсацию, если колесо автомобиля получило повреждение из за ямы на дороге?

Г. Салай

Шел дождь, всю дорогу залило водой. На спидометре 40 км/ч, водитель повернул на соседнюю улицу, но из-за выбоины автомобиль резко занесло. Левую переднюю и заднюю шины разорвало. Полиция зафиксировала яму глубиной 10 см, отсутствие предупреждающих знаков, и материальный ущерб на 3500 гривен.

Это один из случаев в судебном реестре, когда украинский водитель получил компенсацию от дорожников.

При этом полиция чаще оформляет протоколы на водителей – за то, что не оценили аварийность пути. Но для этого обязательно должен быть предупреждающий знак. Это основание обвинить водителя в ДТП.

Как получить компенсацию, если автомобиль сломался из-за ям, разбирался сайт “Сегодня”.

Как ямы портят автомобили

Чаще всего в ямах ломаются амортизаторы, гнутся тормозные диски и рвутся шины, рассказывают в автосервисе Oiler. Одна поломка может стоит от 1,5 тыс. до 10 тыс. гривен.

“Из-за ям вполне может отвалиться колесо, машина может перевернуться. Самое банальное, что ломается – это амортизаторы. Стоимость пары в среднем 5 тыс. гривен, плюс работа 800.  Из-за ямы можно “попасть” на сумму где-то около 7 тысяч гривен.

 Часто приходится менять резину – это в среднем за одно колесо 2,5 тыс. гривен, плюс шиномонтаж. В итоге будет стоить 3-4 тысячи. Если проблема в стабилизаторах – то это еще полторы тысячи.

Все зависит от того, какова степень повреждения автомобиля”, – прокомментировали в автосервисе.

Автовладельцы чаще обращаются за компенсацией, если машину нужно ремонтировать, говорит партнер юридической фирмы ESQUIRES Виктория Ковальчук. Но плохие дороги в общем сокращают срок эксплуатации машины. Явных повреждений может не быть, но детали и сам автомобиль выходят из строя быстрее, чем указывает производитель. А дороги в Украине изношены на 95%.

Возмещение получить реально, но это долгий и дорогостоящий процесс. Поэтому нужно сравнить сумму компенсации и стоимость судебных тяжб, советует Ковальчук.

Новый процессуальный закон позволяет взимать кроме суммы ущерба и судовые траты. Но от момента обращения в суд до решения может уйти от трех месяцев до года. Кроме того, решение суда еще надо выполнить.

Если автодор не возместил убытки сразу, то вероятность добровольного исполнения решения суда тоже мала. Владельцу машины придется обращаться к исполнителю для принудительного исполнения – это стоит 2% от суммы взыскания.

Что делать, если попал в яму

Елена Дроздова, директор адвокатского бюро “Дроздова и партнеры” говорит, что основанием для возмещения убытков является наличие полного состава правонарушения, а именно:

  • чье противоправное поведение, действие или бездействие;
  • вредоносный результат такого поведения – убытки;
  • причинная связь между противоправным поведением и убытками;
  • вина правонарушителя.

Поэтому все усилия должны быть направлены на сбор и фиксацию информации об этих четырех элементах.

Сначала нужно вызвать полицию. Именно она дает оценку повреждениям автомобиля, осматривает проезжую часть и выясняет причину ДТП.

Эти данные станут основой для доказательства в суде правонарушения дорожных служб и связи между состоянием дороги и причиной повреждения авто.

Г. Салай

“Но не лишним будет принять дополнительные меры в помощь полиции: привлечь свидетелей, измерить глубину выбоины, сделать осмотр и детальные фотоснимки дороги. Делать это желательно сразу, чтобы был максимальный охват всех возможных доказательств”, – говорит юрист.

Виктория Ковальчук советует настаивать, чтобы полиция в протоколе указала причиной ДТП состояние дороги. Лучше еще попросить правоохранителей вызвать на место сотрудников дорожной службы. Они тоже должны осмотреть яму и составить акт обследования с замерами и схемой дороги.

После полиция должна выдать справку о повреждении автомобиля. Чтобы оценить размер ущерба – нужно обратиться в СТО и взять счет о расходах. На его основании требовать возмещение.

“Пострадавшему в ДТП следует обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения региональной службы Укравтодора, на балансе которой находится соответствующая автомобильная дорога с иском о взыскании убытков”, – добавляет Ковальчук.

 Чтобы выиграть суд у дорожников, нужно:
  • найти свидетелей, записать их ФИО, номера телефонов. За очевидцев сойдут и пассажиры;
  •  вызвать полицию;
  • до приезда инспекторов выставить знак аварийной остановки и ничего не трогать, машину с места не сдвигать;
  • сфотографировать и снять на видео яму, участок дороги, поврежденный автомобиль;
  • проследить, чтобы полицейские при составлении схемы ДТП указали размер выбоины на дороге;
  • попросить полицейских вызвать представителей дорожной службы, которая отвечает за данный участок дороги. Дорожники должны составить акт обследования участка улично-дорожной сети. Если из автодора на вызов никто не приехал, это указывается в акте полицейских;
  • составить оценку ремонта автомобиля в автосервисе или сохранить чек.

Автодорожная служба не возместит ущерб, если на дороге был установлен знак, предупреждающий о “неровной дороге”. Полиция может оформить ДТП по вине водителя, поэтому нужно следить за тем, что фиксируют правоохранители. 

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Источник: Сегодня

в соцсетях

Подписывайтесь на нашу рассылку

Ок

Источник: https://www.segodnya.ua/economics/avto/povredil-avto-iz-za-yam-na-doroge-kak-poluchit-kompensaciyu-1133039.html

Как ямы портят автомобили

Чаще всего в ямах ломаются амортизаторы, гнутся тормозные диски и рвутся шины, рассказывают в автосервисе Oiler. Одна поломка может стоит от 1,5 тыс. до 10 тыс. гривен.

“Из-за ям вполне может отвалиться колесо, машина может перевернуться. Самое банальное, что ломается – это амортизаторы. Стоимость пары в среднем 5 тыс. гривен, плюс работа 800. Из-за ямы можно “попасть” на сумму где-то около 7 тысяч гривен.

Часто приходится менять резину – это в среднем за одно колесо 2,5 тыс. гривен, плюс шиномонтаж. В итоге будет стоить 3-4 тысячи. Если проблема в стабилизаторах – то это еще полторы тысячи.

Все зависит от того, какова степень повреждения автомобиля”, – прокомментировали в автосервисе.

Автовладельцы чаще обращаются за компенсацией, если машину нужно ремонтировать, говорит партнер юридической фирмы ESQUIRES Виктория Ковальчук. Но плохие дороги в общем сокращают срок эксплуатации машины. Явных повреждений может не быть, но детали и сам автомобиль выходят из строя быстрее, чем указывает производитель. А дороги в Украине изношены на 95%.

Возмещение получить реально, но это долгий и дорогостоящий процесс. Поэтому нужно сравнить сумму компенсации и стоимость судебных тяжб, советует Ковальчук.

Новый процессуальный закон позволяет взимать кроме суммы ущерба и судовые траты. Но от момента обращения в суд до решения может уйти от трех месяцев до года. Кроме того, решение суда еще надо выполнить.

Если автодор не возместил убытки сразу, то вероятность добровольного исполнения решения суда тоже мала. Владельцу машины придется обращаться к исполнителю для принудительного исполнения – это стоит 2% от суммы взыскания.

Что делать, если попал в яму

Елена Дроздова, директор адвокатского бюро “Дроздова и партнеры” говорит, что основанием для возмещения убытков является наличие полного состава правонарушения, а именно:

  • чье противоправное поведение, действие или бездействие;
  • вредоносный результат такого поведения – убытки;
  • причинная связь между противоправным поведением и убытками;
  • вина правонарушителя.

Поэтому все усилия должны быть направлены на сбор и фиксацию информации об этих четырех элементах.

Сначала нужно вызвать полицию. Именно она дает оценку повреждениям автомобиля, осматривает проезжую часть и выясняет причину ДТП.

Эти данные станут основой для доказательства в суде правонарушения дорожных служб и связи между состоянием дороги и причиной повреждения авто.

“Но не лишним будет принять дополнительные меры в помощь полиции: привлечь свидетелей, измерить глубину выбоины, сделать осмотр и детальные фотоснимки дороги. Делать это желательно сразу, чтобы был максимальный охват всех возможных доказательств”, – говорит юрист.

Пользуйтесь консультацией: Права и обязанности граждан в обращении с бытовыми отходами

Виктория Ковальчук советует настаивать, чтобы полиция в протоколе указала причиной ДТП состояние дороги. Лучше еще попросить правоохранителей вызвать на место сотрудников дорожной службы. Они тоже должны осмотреть яму и составить акт обследования с замерами и схемой дороги.

После полиция должна выдать справку о повреждении автомобиля. Чтобы оценить размер ущерба – нужно обратиться в СТО и взять счет о расходах. На его основании требовать возмещение.

“Пострадавшему в ДТП следует обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения региональной службы Укравтодора, на балансе которой находится соответствующая автомобильная дорога с иском о взыскании убытков”, – добавляет Ковальчук.

Чтобы выиграть суд у дорожников, нужно:
  • найти свидетелей, записать их ФИО, номера телефонов. За очевидцев сойдут и пассажиры;
  • вызвать полицию;
  • до приезда инспекторов выставить знак аварийной остановки и ничего не трогать, машину с места не сдвигать;
  • сфотографировать и снять на видео яму, участок дороги, поврежденный автомобиль;
  • проследить, чтобы полицейские при составлении схемы ДТП указали размер выбоины на дороге;
  • попросить полицейских вызвать представителей дорожной службы, которая отвечает за данный участок дороги. Дорожники должны составить акт обследования участка улично-дорожной сети. Если из автодора на вызов никто не приехал, это указывается в акте полицейских;
  • составить оценку ремонта автомобиля в автосервисе или сохранить чек.

Автодорожная служба не возместит ущерб, если на дороге был установлен знак, предупреждающий о “неровной дороге”. Полиция может оформить ДТП по вине водителя, поэтому нужно следить за тем, что фиксируют правоохранители.

Вспомните новость: Концессионные дороги: в Украине начинают строительство качественных, но платных трасс

Автор новости: Виталий Андроник

drive2

Источник: https://protocol.ua/ru/povredil_mashinu_iz_za_yam_na_doroge_kak_poluchit_kompensatsiyu/

Повредили авто из-за ямы на дороге? Судитесь!

Можно ли взыскать компенсацию, если колесо автомобиля получило повреждение из за ямы на дороге?

Владелец не должен сам оплачивать ремонт машины, поврежденной из-за плохой дороги.

Из года в год дороги продолжают оставаться одной из самых главных инфраструктурных проблем Украины. Не так давно в правительстве заявили, что около 97% наших дорог нуждаются в капитальном ремонте. Плохие дороги бьют по карманам владельцев авто, но на самом деле платить за ремонт они не должны – ведь за каждую дорогу кто-то отвечает.

Прежде всего, запомните, что если вы въехали в яму и у авто оторвало колесо, это тоже считается дорожно-транспортным происшествием. Как и любой инцидент на дороге, который привел к любому повреждению машины. Соответственно, действовать вы должни согласно требованиям п. 2.10 Правил дорожного движения – как и в случае аварии по любой другой причине.

Значит, прежде всего, вам необходимо остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки, не перемещая его и предметы, имеющие отношение к ДТП. Затем нужно вызвать полицию, а пока вы ее ждете, найти свидетелей происшествия и записать их контакты.

До прибытия полицейских сфотографируйте и/или запишите на видео дорожную обстановку – состояние дороги, дефекты полотна, ставшие причиной ДТП. Делайте это обязательно с привязкой к ориентирам, которыми могут быть угол близлежащего здания, остановка, километровые знаки, опоры электропередач, заправка и т.д. Также тщательно зафиксируйте повреждения авто.

Блоги Татьяна Перевощикова

По приезду правоохранителей необходимо составить схему места аварии, в которой детально должны быть указаны дефекты асфальта, ставшие причиной происшествия, с их привязкой к краю дороги, разделительной полосе и отмеченными вами ориентирами.

Проследите, чтобы в административном протоколе полицейские обязательно указали, что причиной ДТП стало именно неудовлетворительное состояние дорожного полотна.

Также вам необходимо настоять на оформлении постановления об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 140 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП).

То есть по факту нарушения правил, норм и стандартов содержания автомобильных дорог, которое повлекло за собой аварию, повреждение транспортных средств или иного имущества.

Существует вероятность, что полицейские захотят списать вину на водителя, то есть на вас. И составят протокол о нарушении вами правил дорожного движения, повлекших повреждение автомобиля (статья 124 КУоАП).

В такой ситуации вы должны обжаловать этот протокол, обратившись в суд – обязательно прихватите с собой все собранные сразу после аварии доказательства.

Суд должен будет закрыть административное производство в связи с отсутствием в ваших действиях состава административного правонарушения.

После оформления ДТП обратитесь к экспертам, чтобы они провели так называемое автотовароведческое исследование. Они должны установить размер ущерба и оценить стоимость ремонта авто.

В большинстве случаев водители предпочитают за свой счет ремонтировать машины, поврежденные в ямах отечественных дорог

Собрав все документы, фото и видео, можно обращаться в суд и иском о взыскании причиненного ущерба. Кто именно будет платить за ремонт, зависит того, где произошло ДТП. Например, если авария произошла на дороге в пределах населенного пункта, то иск надо предъявлять к органам местного самоуправления (городскому, районному, поселковому или сельскому совету).

Если же на дороге общего пользования, ответчиком будет выступать облавтодоры – они отвечают не только за состояние дорог, но и за возмещение убытков, причиненных их пользователям. Например, если неприятности с машиной у вас случились на Одесской трассе в пределах Киевской области – претензии нужно будет предъявлять Службе автомобильных дорог в Киевской области.

В судебной практике есть примеры положительных решений в пользу владельцев авто, когда они смогли добиться от облавтодоров органов местной власти возмещения ущерба, причиненного плохими дорогами. Причем речь идет не только о стоимости мелкого ремонта, но и о восстановлении серьезных повреждений автомобиля вплоть до полной компенсации его стоимости.

Так что при наличии достаточной доказательной базы вероятность успешного рассмотрения подобных споров высока.

С другой стороны, оценивая количество обращений в суды в масштабах всей страны, можно прийти к выводу, что в большинстве случаев водители предпочитают за свой счет ремонтировать машины, поврежденные в ямах отечественных дорог, видимо, предпочитая не думать о том, на что идут их налоги. А зря.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на  и следите за обновлениями раздела!

Источник: https://tsn.ua/ru/blogi/themes/law/povredili-avto-iz-za-yamy-na-doroge-sudites-878778.html

Как получить компенсацию за автомобиль, поврежденный на разбитой дороге?

Можно ли взыскать компенсацию, если колесо автомобиля получило повреждение из за ямы на дороге?

«На днях СМИ растиражировали любопытную информацию о том, что в Закарпатской области водителю удалось отсудить у местного облавтодора 11 тысяч гривен за повреждения, полученные его автомобилем вследствие неудовлетворительного состояния дороги.

Поскольку качество многих украинских магистралей и улиц, мягко говоря, оставляет желать лучшего, у автомобилистов всегда остается риск попасть в подобные дорожные ситуации.

Как нужно вести себя в подобной ситуации и насколько реально получить компенсацию от дорожников?»

Сергей Сидоренко, водитель с 10-летним стажем

На вопрос читателя «ФАКТЫ» попросили ответить Вадима Володарского, известного украинского адвоката, специализирующегося на автомобильных делах.

— Я слышал об этом деле, — говорит Вадим Володарский.

— Действительно, 7 февраля Апелляционный суд Закарпатской области отклонил апелляционную жалобу областной Службы автомобильных дорог, оставив в силе решение Виноградовского райсуда о взыскании имущественного и морального вреда за повреждение автомобиля, полученное из-за некачественного ремонта дорог. В целом владельцу транспортного средства Василию Танчинцу должны выплатить 11 тысяч 341 гривню. На судебные тяжбы с местными дорожниками у настойчивого водителя ушел почти год.

Подобные дела в Украине редкое явление, и отсудить что-либо у дорожников очень сложно. Например, в моей практике был всего один подобный случай, когда мне удалось привлечь дорожные службы к ответственности.

На это также было потрачено много времени и усилий. Но оно того стоило — ведь из-за некачественной дороги автомобиль был разбит так, что уже не подлежал восстановлению.

Я смог выиграть это дело, и мой клиент получил компенсацию в полном объеме, так что смог купить себе другую машину.

Вместе с тем, если полученные на разбитой дороге повреждения ограничиваются колесом или, допустим, подвеской, считаю, что заниматься подобными тяжбами смысла нет.

— Учитывая, что большая часть наших улиц и магистралей находится в неудовлетворительном состоянии, отечественные водители очень часто калечат свои автомобили, попадая в ямы на дорогах.

Расскажите, в чем сложность подобных судебных дел?

— Поскольку по гражданским делам процессы часто получаются очень длительными — такие иски рассматривают от нескольких месяцев до нескольких лет, смысл судиться есть лишь в двух случаях.

Когда повреждение, полученное автомобилем в результате неудовлетворительного содержания дорог, достаточно серьезное (как было в приведенном мной примере). И когда по причине разбитой дороги произошло ДТП с пострадавшими или погибшими, а по факту данного происшествия будет возбуждаться уголовное производство.

Повторюсь: если повреждения незначительны, лучше не ввязываться в судебные тяжбы. К тому же гарантировать заявителю положительный результат нельзя, и если, к примеру, дело выиграть не удастся, то судебные издержки ему придется оплачивать из своего кармана. Иногда это может обойтись дороже, чем ремонт той же подвески или колеса.

Да и не секрет, что на практике полиция очень часто делает виновным именно водителя: мол, не учел дорожной обстановки, не выбрал безопасную скорость, не принял все необходимые меры, чтобы избежать ДТП…

— Если все-таки водитель примет для себя решение судиться с дорожниками, то какие действия ему нужно предпринять на месте аварии, чтобы впоследствии выиграть этот спор?

— Алгоритм действий тот же, что и при каком-либо другом дорожно-транспортном происшествии. Водитель должен сразу же остановиться, включить «аварийку» и осмотреть машину. При наличии повреждений нужно установить знак аварийной остановки и вызвать полицию.

Желательно отснять на мобильный телефон или другой современный гаджет с возможностями фото- или видеосъемки дефектный участок дороги, повреждение автомобиля и общую картинку места происшествия. Эти снимки или видео необходимо хранить до окончания судебного разбирательства.

Желательно также найти и записать координаты свидетелей происшествия, показания которых не будут лишними в суде.

После приезда полиции важно правильно обрисовать обстоятельства ДТП и обратить внимание правоохранителей на то, что причиной происшествия с повреждением транспортного средства стало именно ненадлежащее состояние проезжей части.

Далее нужно настоять, чтобы полицейские вызвали представителей дорожной службы, ответственной за содержание данного участка автодороги. Это важно, если вы собираетесь возлагать ответственность за ДТП на собственника дороги.

Дело в том, что админпротокол, составленный на дорожную службу, является основанием для формирования дальнейших исковых требований. Это также пригодится, если дорожники попытаются схитрить, по-быстрому залатав яму.

— Какие материалы оформляются правоохранителями на месте такого ДТП? И как понять, что полицейские склонны винить в этом деле именно дорожников, а не незадачливого водителя?

— При оформлении материалов данного происшествия вы должны настаивать, чтобы правоохранители составляли админпротокол по статье 140 КоАП Украины — «Нарушение правил, норм и стандартов при содержании автомобильных дорог». Очень важно указать в протоколе, что вы по объективным причинам не могли избежать ДТП.

Например, что ямы на трассе оказались залиты водой, их было очень много, а рядом двигался попутный транспорт, поэтому объехать дорожный дефект не имелось возможности.

Также обязательно проконтролируйте, чтобы полицейский не написал в протоколе, что вы не соблюдали дистанцию или же двигались с превышением скорости.

Важно знать, что согласно действующему законодательству решения по частям 1−3 статьи 140 КоАП Украины выносят органы полиции.

Поэтому если на месте происшествия они таки составят админпротокол по указанной статье и на основании нее вынесут постановление, что виновником ДТП является дорожная организация, — то вас можно поздравить с первой победой.

Так как у вас уже появились веские основания для дальнейшего обращения в суд с целью получения компенсации за убытки, полученные вследствие ненадлежащего содержания дороги.

Но расслабляться еще рано! После приезда дорожников настаивайте на составлении ими акта обследования участка улично-дорожной сети с замерами и схемой. Проконтролируйте, чтобы в акте были отражены дорожные дефекты, их размеры, отсутствие необходимых дорожных знаков и ограждений.

В завершение отмечу, что, поскольку самостоятельно водителю довести это дело до логического конца будет непросто (дорожные службы часто сопротивляются и тянут время, чтобы избежать ответственности), в дальнейшем лучше прибегнуть к помощи квалифицированных юристов.

Подготовил Максим ЗАДОРОЖНЫЙ,
специально для «ФАКТОВ»

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/259959-kak-poluchit-kompensaciyu-za-avtomobil-povrezhdennyj-na-razbitoj-doroge

Если повредил машину на асфальте

Можно ли взыскать компенсацию, если колесо автомобиля получило повреждение из за ямы на дороге?

Автомобиль «поймал» яму на дороге, из-за чего получил повреждение колеса или днища. В этом случае можно и нужно добиваться компенсации за нанесенный материальный ущерб. А что делает в этом случае водитель? Обругает матом всех, кто, по его мнению, повинен в ужасном состоянии дорог, несмотря на взимаемые налоги. А затем доставит свою «ласточку» в СТО для устранения поломок за свой счет.

Как же действовать в случае получения урона по причине плохого состояния проезжей части, рассказал руководитель Общества содействия автомобилистам (сокращенно «ОСА») Руслан Лазута.

Юрист стал известен в республике благодаря видеороликам, выложенным в . На них автолюбитель и правозащитник спорит с дорожными полицейскими, если те ведут себя непрофессионально и предъявляют необоснованные требования водителю.

В некоторых случаях сотрудники выглядят просто смешно.

Юрий Лазута говорит, что судебных исков, когда водители разбираются по поводу некачественных дорог и поломанных из-за этого машин, мизерное количество. Хотя есть все шансы выиграть дело.

— Бороться с ответственными за дороги можно во всех случаях, даже если ситуация кажется безнадежной! — учит юрист. — «Драться» надо со всеми службами. К сожалению, наше государство заставляет так делать. Просто наши граждане не всегда готовы отстаивать свои интересы.

Следует помнить, что любой участок трассы кому-то принадлежит, а значит есть ответственный за его состояние. Как правило, дороги находятся в коммунальной собственности, следовательно, ответчиком должен выступать государственный орган. Однако не всё так просто. Например, качество дорожного полотна обеспечивает компания-подрядчик, которая производила ремонт на данном отрезке.

Информация о состоянии, протяженности трассы, ремонте, гарантийном сроке и прочих характеристиках содержится в паспорте автомобильных дорог.

И если огромные выбоины появились после укладки нового асфальта, за них будет отвечать частная фирма, которая это делала. Также автомобиль может попасть в открытый колодец.

Он вообще может находиться на содержании у какого-нибудь института или частного предприятия.

В практике Руслана Лазуты было всего три обращения по поводу повреждения автомобилей на дороге. И все три случая связаны с открытыми колодцами.

В первом ДТП у машины оторвалось колесо, во втором помимо колеса были повреждены еще бампер и днище. И оба раза водители выиграли судебный процесс, добились возмещения материальных убытков.

Третий случай произошел недавно, и по нему еще только предстоят судебные разбирательства.

Самое главное — собрать доказательства

Если машина получила повреждения из-за состояния дороги, самое важное для водителя потратить силы не на эмоции, а на сбор доказательной базы. Говоря юридическим языком, установить причинно-следственную связь: вот яма, выбоина или кочка — она стала причиной ДТП — повлекла разрушение механизма в автомобиле.

Алгоритм действий:

  1. Вызвать на место происшествия сотрудника полиции.
  2. Пока ждем полицейского, обязательно выставляем аварийный знак. Затем начинаем фотографировать или снимать на камеру место ДТП с разных ракурсов: крупные, общие планы. Важно, чтобы это место на кадрах можно было распознать. Нанесенный ущерб снимаем тоже. Замечательно, если есть возможность выставить дату на фото или видеосъемке.
  3. Собираем контакты свидетелей: ими могут быть водители припаркованных авто, люди на остановках, пешеходы и т.д.
  4. После приезда полицейского внимательно следим за его действиями: как нарисовал схему ДТП, всё ли отметил на ней, правильно ли произведены необходимые замеры и все ли они вписаны в протокол. На этом этапе возникает вопрос: а достаточных ли размеров яма, чтобы из-за нее судиться? Не переживайте, большинство «дырок» на наших дорогах таковы, что стоят разбирательств. Согласно казахстанским стандартам, размеры единичных просадок, ям, выбоин и т.п. не должны превышать по ширине 60 см, длине — 15 см и глубине — 5 см. Всё, что подходит под эти размеры — является доказательством вины ответственных за дорогу.
  5. Уведомляем письменно страховую компанию в течение 3 дней о произошедшем ДТП и просим предоставить специалиста для оценки ущерба. На этом этапе некоторые страховщики всячески пытаются уйти от обязанности производить оценку. Например, могут предложить водителю вызвать оценщика самостоятельно, дескать, мы потом вам оплатим его услуги. Не покупайтесь на слово «потом», требуйте всё сразу.
  6. Если оценка ущерба произведена и зафиксирована, можно начинать ремонт автомобиля. Попутно нужно отправлять письма в акимат, полицию с целью установить ответственного за дорогу или открытый колодец.
  7. Подача иска в суд на ответственный орган или предприятие с требованием возместить нанесенный материальный ущерб.

Судьи тоже автолюбители

 Наибольшие трудности ждут водителя, когда он попытается выяснить, кто отвечает за данную дорогу.

Самое очевидное — сделать запрос в городской акимат, в отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

Но, по словам Руслана Лазуты, именно в аппарате акима тянуть с ответом могут дольше всего, до 2-3 месяцев. Хотя по закону информацию должны предоставить в течение 15 суток, в особых случаях — до 30 дней.

Любая структура стремится уйти от ответственности, так что готовьтесь к затяжной переписке. Разбирательства двух водителей, когда их машины попадали в открытые колодцы, заняли от полугода до года.

Третьему водителю, который наехал в сумерках на открытый колодец, перегороженный бордюром, юрист посоветовал обращаться в суд без всяких письменных запросов.

То есть подавать иск о возмещении материального вреда с неустановленного лица.

— Я так и сказал водителю: «Еще 300 лет ждать будешь, пока тебе ответят». Подавай на неустановленное лицо, и суд сам привлечет кого нужно в соответчики. Особенно, когда в суде стороны начинают говорить, что это не наш колодец, это не моя труба, у нас на балансе это не стоит… А у суда на все разбирательства два месяца, он назначит солидарную ответственность.

Конечно, во время судебных заседаний сторона-ответчик всячески будет давить на водителя, пытаясь доказать, что он сам ехал неправильно, не соблюдал правила и прочее.

Но факт того, что повреждения на проезжей части не были устранены вовремя, остается фактом. Руслан Лазута говорит, что общался с судьями, и они тоже недовольны качеством дорог.

Дескать, судьи тоже автолюбители и будут даже рады возможности обоснованно взыскать материальный ущерб.

 Занимательная азбука

За состоянием автомобильных дорог должны следить и сотрудники дорожной полиции. Более того, проводить опрос водителей, всё ли их устраивает на проезжей части, о наличии помех для движения (например, те же ямы и выбоины).

На основании этих наблюдений жолполовец должен вносить свои предложения по совершенствованию организации движения в районе поста. Не верите? А зря: информация взята из официального документа — инструкции органов внутренних дел РК по обеспечению безопасности дорожного движения.

Это, можно сказать, азбука, основа дорожной службы.

По мнению юриста Руслана Лазуты, мы живем как в Зазеркалье, где законы действуют наоборот.

Граждане, скорее, поверят другой ситуации: есть огромная дыра в асфальте, водители ее объезжают, из-за чего вынуждены пересекать сплошную разделительную полосу или другие противоправные маневры совершать. После чего водителей тормозит спрятавшийся где-нибудь в кустах полицейский: дескать, ПДД нарушены.

О том, как действуют правила, можно судить и по техническому регламенту «Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог».

Об одном из условий уже писалось выше: яма не должна быть глубже 5 см, шире 60 см и длиннее 15 см. Также в нормативах указано, что суммарная площадь повреждений на 1000 квадратных метров в весенний и зимний период не должна превышать полтора квадратных метра.

Это на дорогах с интенсивным движением (более 6000 автомобилей в сутки). А летом и осенью повреждения полотна должны быть не больше 0,3 квадратного метра. На дорогах с меньшей интенсивностью (от 2000 до 6000 автомобилей в сутки) допускаются более значительные повреждения: в общей сложности 3 кв.

метра зимой-весной и 1 кв. метр летом-осенью.

Срок ликвидации повреждений на автомобильных дорогах не должен превышать 10 дней.

Водоотвод на проезжей части должен быть таким, чтобы не образовывался застой воды. Грязь на дороге, при интенсивности движения от 2000 до 6000 автомобилей в сутки, не должна занимать более 3% от общей площади.

Требования к минимальной видимости дорожных знаков в светлое время суток — сто метров. Срок ликвидации повреждений дорожных знаков — не более 3 суток, а знаков приоритета — одни сутки.

Зимой дороги должны чиститься на всю ширину проезжей части (а не с сугробами и оледенением почти до середины крайних полос). После снегопадов, буранов дороги первой категории (с большой интенсивностью движения, широкополосные) должны расчищаться от снега в течение 2 часов.

Дороги третьей категории чаще встречаются внутри городов (имеют асфальтовое покрытие без усиления). На них должны убирать снег в течение 6 часов после непогоды. После расчистки не допускается уплотнение снега на дорогах при интенсивности движения более 500 автомобилей в сутки.

Ирина Бердашова, Информационная служба kn.kz

Читайтетакже:

Дороги будущего

Качественные дороги? Только за ваши деньги

Источник: https://www.kn.kz/article/7554/

101Адвокат
Добавить комментарий