На забор из за сильного ветра упало дерево из леса, могу ли я требовать компенсацию от лесхоза?

В понедельник ураган в Москве повалил на землю тысячи деревьев. Многие из них упали на автомобили: по оценкам страховщиков, от стихии пострадало не менее двух тысяч автомобилей.

 Хорошо, если ущерб от стихийных бедствий прописан в полисе каско (ОСАГО этого не предусматривает). Если нет — можно обратиться в суд. Лайф проанализировал судебную статистику за прошлые годы.

Десяткам москвичей удалось отсудить компенсацию у своих управляющих компаний. 

В основном иски подавались против ГБУ “Жилищник” в разных районах (“Жилищник района Коньково”, “Жилищник Черёмушкинского района” и т.д.). Они выполняют роль управляющих компаний, которые следят за домом и территорией вокруг него. Довольно много таких исков было в 2015 году. Вот пример одного из последних успешных дел. 

Житель района Коньково припарковал свой автомобиль “Рено” возле дома. А когда вышел на следующий день на улицу, оказалось, что автомобиль “получил механические повреждения в результате падения на него дерева”. В “Жилищнике” иск признать отказались, сославшись на то, что дерево упало не по вине управляющей компании, а “в результате неблагоприятных погодных условий”. 

Какие доказательства предъявили обе стороны? Истец привёл свидетеля, и тот “показал, что упавшее на автомашину истца дерево внутри выглядело гнилым, сломано было у корня, ветки и листва на дереве отсутствовали“. Также в суд были переданы фотографии, которые подтверждали слова свидетеля. 

“Жилищник” в свою очередь передал в суд документ о том, что “комиссия в составе трёх сотрудников ГБУ провела обследование дворовой территории … при визуальном осмотре не выявила сухостойных и аварийных деревьев”.

Суд к этому документу отнёсся критически, “поскольку изложенные в нём сведения опровергаются собранными по делу доказательствами, в том числе показаниями свидетеля, фотоматериалами”.

Истец принёс справку о причинённом ущербе (ущерб составил 26 тысяч рублей, сама справка обошлась ему в семь тысяч рублей). 

Истец также принёс в суд справку о погоде (истцу она стоила около двух тысяч рублей).

В справке из Центрального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды говорилось, что скорость ветра в тот день достигала шести м/с.

При этом в приказе МЧС “Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях” сказано, что “сильный ветер” — это когда скорость 25 м/с и более. То есть природных явлений, которые могли бы опрокинуть здоровое дерево, зафиксировано не было. 

Поэтому суд скептически отнёсся и к заявлению “Жилищника” о том, что дерево повалил ветер. Всё это позволило истцу выиграть суд и получить компенсацию в размере 30 тысяч рублей (меньше, чем он просил). 

Жителю района Южнопортовый удалось взыскать с ГБУ “Жилищник района Южнопортовый” более 500 тыс. рублей. Ситуация была почти такая же, только машина была марки “Кадиллак СТS” и повреждения были более сильные.

“На крыше имеются вмятины, разбито заднее стекло, повреждена крышка багажника, имеет вмятины задний бампер, на заднем левом крыле имеются вмятины”, — это неполный перечень повреждений, озвученный в суде.

 

Истец передал в суд фотографии — на них было видно, что “дерево имеет обширное дупло, на отдельных участках дерева отсутствует кора“. Это, согласно Методическим рекомендациям по оценке жизнеспособности деревьев (утверждены постановлением Правительства Москвы от 30.09.2003 г. № 822-ПП), свидетельствует о “неудовлетворительном состоянии дерева”.

В “Жилищнике” пытались оправдаться и приводили следующие аргументы: в штате нет дендролога, а те специалисты, которые следили за деревьями, не увидели именно в этом дереве ничего опасного, кроме того, ему сделали санитарную обрезку. Но суд эти доводы признал неубедительными, а фотографии истца — убедительными. 

Дальше стороны, как и в предыдущем деле, спорили о погоде. В “Жилищнике” говорили, что был сильный ветер. Истец принёс справку о погоде — в ней говорилось, что скорость ветра не превышала 10 м/с. 

А вот жителям района Чертаново Центральное не удалось отсудить компенсацию. Они тоже принесли в суд фотографии упавшего на машину дерева (видно было, что у дерева “тёмная сердцевина”).

Ответчик — “Жилищник района Чертаново Центральное” — сослался на “обстоятельства непреодолимой силы”, то есть на ураган. В “Жилищнике” также предъявили суду действующий паспорт учётного участка.

Там было сказано, что “упавшее дерево не имело признаков ослабления”.

Суд принял во внимание и то, что в районе упало много других деревьев. “Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что вред имуществу… причинён вследствие чрезвычайных погодных условий”, — говорится в решении суда.

Итак, для судебного разбирательства важны два основных фактора — это состояние дерева (оно сухое, гнилое и т.д.) и погода. Погода, которая была в понедельник, явно не будет козырем для истцов.

СМИ со ссылкой на Гидрометцентр сообщали, что позавчера скорость ветра достигала 25–30 м/с.

 Как рассказал Лайфу инженер лесопаркового хозяйства Дмитрий Звонко, такой ветер может повалить и здоровое дерево. 

Поэтому, чтобы отсудить компенсацию, нужно суметь доказать, что дерево действительно было аварийным.

По словам Дмитрия Звонко, на аварийность указывают такие признаки: трещины, дупла, гниль, несколько стволов вместо одного (многоствольные деревья почти всегда ломаются), подрезанные корни. Корни подрезают, когда прокладывают коммуникации.

Это увеличивает риск того, что дерево упадёт, особенно при сильном ветре и при дожде, когда земля влажная, а крона дерева мокрая и потому ещё более тяжёлая. 

Лайф опросил трёх юристов (Владимир Старинский, Виктор Наумов и Роман Ардыкуца) и с их помощью составил план, как отсудить компенсацию за упавшую на машину дерево. 

1. Найдите свидетелей, которые подтвердят, что дерево выглядит гнилым. 

2. Сделайте подробные фотографии и видеосъёмку, сохраните у себя как доказательство кусок дерева.

3. Можно получить заключение специалиста по поводу дерева — например, это лесопатолог или арборист (специалист по уходу за деревьями).

4. Узнайте, какая организация отвечает за территорию, где произошло падение дерева, и конкретно за деревья.

5. Попробуйте решить дело без суда, составив претензию к управляющей компании. В тексте нужно максимально точно указать все обстоятельства, связанные с повреждением имущества, сумму, которую вы хотите получить, обоснование этой суммы, срок, в течение которого вы хотите её получить.

6. Если претензия не помогла, обращайтесь в суд с исковым заявлением. Укажите максимально точно, что произошло, оставьте координаты свидетелей.

Источник: https://life.ru/p/1012463

Врезался в упавшее на трассу дерево, а компенсации добиться не удалось. Что водитель сделал не так?

На забор из за сильного ветра упало дерево из леса, могу ли я требовать компенсацию от лесхоза?

Водитель не был готов к тому, что на загородной трассе на его пути окажется упавшее дерево и перегородит дорогу. Произошла авария. Никто, к счастью, не пострадал, однако повреждения получил автомобиль Volkswagen. Владелец оценил ремонт в 3,5 тыс. долларов в эквиваленте, но никакой компенсации ему получить не удалось. Почему?

Дерево на трассе

Утром 31 января наш читатель за рулем своего Volkswagen ехал по трассе М10 (граница России — Гомель — Кобрин) между Гомелем и Мозырем.

— На 151-м км этой трассы на проезжую часть упало дерево. Я не видел, как это произошло, — рассказал корреспонденту Onliner.by водитель.

Авария попала на запись видеорегистратора. Виден большегрузный автомобиль, который едет во встречном направлении. До упавшего дерева наш читатель ехал, по его словам, еще 36 секунд. Исходя из этого, он делает вывод, что дерево рухнуло уже после проезда грузовика.

— Объехать дерево было невозможно: проезжая часть разделена на две полосы, оно перекрыло обе. И с одной, и с другой стороны — кювет, — пояснил водитель. — Ствол дерева не лежал на дороге, а находился над ней. Были еще утренние сумерки, по обеим сторонам дороги — лес. Темное дерево на фоне асфальта было совсем неразличимым.

Поначалу водитель заметил только что-то странное на обочине, напоминающее кучу песка.

— Километров за 40 до этого как раз видел такую кучу на обочине и подумал, что вот еще одна. А когда сообразил, что в действительности находится на пути автомобиля, начал тормозить, но было уже слишком поздно, — рассказал собеседник.

Машина врезалась в ствол лежащего дерева, судя по видео, тот разломался от удара.

Место ДТП

Водитель вызвал на место происшествия ГАИ.

— От меня до Речицы было порядка 40 км. На улице мороз, завести машину было невозможно, так как из-за повреждений, полученных при ударе, вытекли технические жидкости.

Пока ждал инспекторов, бегал туда-сюда, чтобы хоть как-то согреться, — отметил водитель. — Как раз позвонил товарищ. Я ему рассказал, что произошло, а он предположил, что случай не страховой.

До этого момента я даже не волновался на сей счет, так как был абсолютно уверен, что ни в чем не виноват.

Автовладелец стал подсчитывать, во сколько ему обойдется ремонт после этого происшествия.

— Когда приехал инспектор, я как раз прикидывал, что всего три дня назад потратил 600 долларов на ремонт коробки передач. Короче, когда сотрудник ГАИ заполнял бумаги, моя голова была занята совсем другим. В итоге мне выписали протокол на 12,5 рубля, в котором указали, что виноват я — неправильно оценил дорожную обстановку. Я подписал, — рассказал наш читатель.

Машину с места происшествия забрал эвакуатор.

«Адвокат ответил, что шансов практически нет»

На следующее утро водитель позвонил юристу.

— Я рассказал свою историю. Мне предложили попытаться обжаловать постановление ГАИ, а затем искать, кому принадлежало это дерево, и писать претензию.

Если это не подействует — можно обращаться в суд, но это долго, дорого, а положительный результат маловероятен, — отметил наш читатель. — Поскольку на обжалование постановления по закону у меня было 10 дней, адвокат мне назначил встречу на 6 февраля.

Когда он посмотрел документы, то сказал, что ему нужно все обдумать и изучить. Спустя два дня, 8 февраля, он ответил, что шансов практически нет.

Были ли иные варианты?

К тому моменту водитель знал из разговора с другим юристом, что бывали случаи, когда удавалось добиться компенсации: правда, тогда речь шла о падении дерева непосредственно на автомобиль.

— Тогда же я совершенно случайно нашел адвоката, который специализировался на дорожно-транспортных происшествиях.

Он мне объяснил, что моя главная ошибка была не в том, что я подписал протокол (административный процесс не может влиять на иск к ответственным лицам), а то, что на месте ДТП необходимо было попросить сотрудника ГАИ взять дерево на экспертизу для выяснения причины его падения.

Дополнительно нужно было сделать официальный запрос в гидрометеоцентр, было ли объявлено в этот день штормовое предупреждение в указанном районе, — рассказал наш читатель.

Как ему объяснил юрист, если бы экспертиза подтвердила, что дерево гнилое (а оно, по словам автомобилиста, сломалось под корень), были бы шансы решить вопрос с компенсацией даже без обращения в суд. Но экспертизы, насколько известно нашему читателю, не было, соответственно, время было упущено.

— Одним словом, нужно в первую очередь выяснять, чье дерево упало, и добиваться экспертизы, которая установит состояние дерева, — описывает полученный опыт водитель.

Мужчина досадует, что на месте ДТП ему никто не подсказал верный алгоритм действий.

— Самое обидное во всей этой ситуации то, что у меня с документами все в порядке, техосмотр пройден и оплачен на год вперед, ехал я по правилам, был пристегнут и в очках. Но все же остался виноватым. В итоге — ремонт автомобиля на три с половиной тысячи долларов, — рассказал наш читатель.

Пояснение

Нужно отметить, что приведенные водителем советы не гарантируют того, что компенсация будет получена. Однако в целом алгоритм верен. В ряде случаев автовладельцам удавалось добиться выплат после того, как в результате падения дерева оказывался поврежден автомобиль.

В первую очередь необходимо зафиксировать произошедшее, в том числе полученный ущерб. Затем вызвать на место ту организацию, в ведении которой находилось упавшее дерево. Следует добиваться того, чтобы было установлено его состояние.

Если это не сделают коммунальные работники, нужно обращаться к специалистам Института экспериментальной ботаники им. Купревича при Национальной академии наук. Место разлома ствола будет изучено, определена структура и состояние древесины.

В ответе экспертов будет указано, было ли дерево здоровым, либо процент содержания гнилостных образований высок. От этого зависит, насколько высоки шансы водителя добиться возмещения ущерба.

Следующий шаг — независимая оценка повреждений автомобиля. Затем, имея на руках все документы, можно писать претензию в адрес ответственной организации и требовать возмещения убытков. В случае отказа можно обращаться в суд.

Юридическая помощь в сервисе «Услуги» Onliner.by

Источник: https://auto.onliner.by/2018/02/18/gomel-47

101Адвокат
Добавить комментарий