Нарушаем ли мы в данном случае авторские права исполнителей?

Авторское право на жизнь…

Нарушаем ли мы в данном случае авторские права исполнителей?

08.04.2008

И всё-таки странное это право – авторское. С одной стороны, о различных его проявлениях мы слышим почти каждый день. С другой – мало кто из нас вообще понимает, что это такое.

И только единицы разбираются во всех юридических тонкостях. А зря! Ведь незнание, как известно, не освобождает от ответственности…

Особенно если учесть, что мы как интернет-пользователи авторские права нарушаем почти каждый день.

Вопросы, связанные с авторскими правами, то и дело проскальзывают на бумажных страницах digital times и электронных – портала Times.lv.

Но одно дело говорить о последствиях, и совсем другое – затрагивать их причину. А посему и разобраться во всех тонкостях авторских прав без помощи специалиста мы бы не смогли.

В нашем случае таковым стал Александр Копосов, юрист юридического бюро “Inlat Plus”.

Для начала хотелось бы уяснить, что вообще такое – авторские права. Кем надо быть, чтобы этими правами обладать, и чем, например, авторские права отличаются от смежных (термина, который часто упоминается с ними вместе)?

Для того, чтобы подробно ответить на этот вопрос, не хватит и целого курса лекций! Впрочем, если быть предельно кратким…

Авторские права, и это знают не все, делятся на личные и имущественные. Вот, например, создали вы новое музыкальное произведение или написали программу.

Всё! Значит вы автоматически становитесь её автором – получаете как личные, так и имущественные авторские права. Причём первые вы и передать-то никому не сможете, даже если очень захотите. Всё потому, что они являются неотчуждаемыми. Грубо говоря, личные авторские права и подразумевают то, что вы автор.

Вы – и никто иной.

Другое дело, имущественные авторские права. Их вы передавать можете. Например, софтверной компании, в которой работаете, или музыкальному лейблу, в котором состоите. Эти права позволяют тиражировать, публично демонстрировать или даже изменять ваше произведение. Причём за всё это вы, как автор, можете получать гонорар. В соответствии с подписанным договором, конечно же.

Здесь главное помнить, что если вы хотите стать автором произведения, то должны создать нечто уникальное. То, до чего не смогли додуматься остальные. Например, если завтра вы “неожиданно” изобретёте слово “дом”, откроете принцип работы велосипеда или напишете библию, автором вы, увы и ах, не станете. Потому что всё это уже давно создали до вас.

Ну а что касается так называемых смежных прав, то говорить о них можно, например, в случае музыкальных произведений. Вот, есть автор песни. А есть её исполнитель — человек, которому автор доверил эту песню публично воспроизводить.

Он то и будет владельцем смежных прав. Прав на своё исполнение. Смежные права имеют также фирмы звукозаписи. Да и радиостанции с телеканалами – тоже. Но всё это при условии, что автор дал им своё разрешение.

В противном случае мы имеем дело не с владельцами смежных прав, а с нарушителями авторских!

Вы говорите, что авторские права возникают с того самого момента, как человек создаёт что-то новое, уникальное. Но как доказать, что автор – именно он? Мало ли потом найдётся других, которые будут претендовать на произведение…

Способов доказать авторство довольно много. Во-первых, о своём произведении можно сообщить публично – написать статью для газеты или журнала, выступить по TV. Если это логотип или торговая марка, её можно зарегистрировать.

Если научное изобретение – запатентовать.

Кроме того, есть и масса других организаций, которые позволяют задепонировать объект авторского права.

То есть засвидетельствовать, что создателем некого произведения являетесь именно вы.

Что ж, в теории всё звучит замечательно. Ну а что касается практики? Если вспомнить рядовых интернет-пользователей, например. Все мы постоянно нарушаем авторские права, скачиваем нелегальные фильмы, музыку и софт из Интернета. Стоит ли по этому поводу чего-нибудь опасаться, или закон об авторских правах на домашние хозяйства не распространяется?

С точки зрения закона, любое нелегальное использование объектов авторского права является правонарушением. Причём, в зависимости от тяжести, оно [это нарушение] может рассматриваться и как гражданско-правовое, и как административное, и даже как уголовное.

В первом случае с вас вправе потребовать возмещения убытков, во втором – денежного штрафа, ну а третий и вовсе грозит лишением свободы.

Впрочем, что касается домашних интернет-пользователей, то говорить о реальности такого наказания в Латвии я бы не стал.

Во-первых, нарушение авторских прав в Сети сложно доказать…

Сложно? Почему это?

Чтобы установить факт пиратства, необходимо, во-первых, «залезть» в домашний компьютер пользователя. А для этого необходимо иметь ордер на обыск. А чтобы такой ордер получить, надо располагать сведениями о том, что некий с виду добропорядочный гражданин «тайно» качает фильмы из Сети.

Мало того, на любом из этапов расследования этот самый гражданин может свои нелегальные фильмы преспокойно удалить. И попробуй потом доказать, что они были!

Но не это главное. При желании нарушение авторских прав зафиксировать, конечно, можно.

Вот только нужно ли? У нас далеко не каждая фирма чиста перед законом, а мы что – за домашними пользователями гоняться будем? В общем, сегодня реального преследования я бы опасаться не стал.

Ладно, допустим, в наши дни «домашним пиратам» ещё можно спать спокойно. А лет, эдак, через пять? Как думаете, изменится что-нибудь в данном плане?

Не факт. В Америке, конечно, и сейчас пиратам спокойной жизни не дают… Но Европа в этом смысле более либеральна.

Впрочем, я бы не стал утверждать, что завтра к нам из Брюсселя не приедет какой-то тамошний комиссар и не объявит, что в ЕС началась тотальная борьба с домашним пиратством. В таком случае местные власти обязательно засуетятся.

Но без указа со стороны Евросоюза? Очень сомневаюсь, что даже через пять лет проблема нарушения авторских прав латвийскими пользователями станет актуальной.

Насколько я понимаю, всё это относится только к физическим лицам. А если мы говорим о компаниях? Здесь, конечно, пиратство уже не пройдёт?

Именно так. Если в Латвии пока не было случая, когда обвинения в нарушении авторских прав выдвигались обычным пользователям, то с предприятиями такое случается сплошь и рядом. BSA, как известно, не дремлет. Да и такие музыкальные организации, как AKKA/LAA, постоянно устраивают “охоту” за компаниями-пиратами.

Ну и как с этим бороться?

Самый верный способ – не использовать нелегальное ПО! Если же корпоративные компьютеры, например, уже успели конфисковать, то доказать, что пиратского софта в вашей компании не было, почти невозможно.

А что делать, если вы являетесь автором некоего произведения и считаете, что ваши права были нарушены? Где искать помощи и поддержки?

Для начала я бы посоветовал обратиться напрямую к нарушителю. Заявить, что он, дескать, не соблюдает ваши права, потребовать компенсации. Таким образом конфликт можно уладить во внесудебном порядке.

Впрочем, если это не помогает, можете смело жаловаться в одну из организаций, которая следит за соблюдением авторских прав в вашей сфере. Разработчикам ПО должна помочь BSA, музыкантам – та же AKKA/LAA. Иногда резонно обратиться в Совет по конкуренции или патентное ведомство.

Наконец, всегда остаётся возможность подачи судебного иска. Но это — крайняя мера.

/ Digital Times /

Понравилась информация?

Источник: http://www.inlatplus.lv/rus/news/index.php?2750

Нарушаете ли вы авторское право используя изображения Google Maps?

Нарушаем ли мы в данном случае авторские права исполнителей?
5 августа Арбитражный суд Москвы вынес решение по иску картографической компании «Сидиком навигация» к информационному агентству «Райтинг клаб». Иск касался защиты деловой репутации и опровержения не соответствующих действительности сведений.

Исковое заявление было подано из-за статьи «Гостайны по демпинговым ценам», опубликованной на сайте информационного агентства InterRight. В ней сообщалось об «интересе», который Федеральная служба безопасности проявляет к производителю картографической программы «ПроГород».

По утверждению автора, эта программа была создана с использованием спутниковых снимков компании Google, причем разрешения на это создатели программы не получили.

Если верить статье, интерес к «ПроГороду» проявила также и Федеральная антимонопольная служба, которая якобы заподозрила в действиях производителей «ПроГорода» демпинг. В общем, написано там было много обидных вещей, и неудивительно то, что «Сидиком» подал в суд иск о защите деловой репутации.

Суд иск удовлетворил частично, отказав в опровержении большей части утверждений, по одному из самых распространенных оснований в делах такого рода: большинство сведений, распространенных ответчиком, были признаны «мнением», которое нельзя ни проверить на истинность, ни опровергнуть… Ну, а поскольку вопрос об истинности слов про нарушение картографами «интеллектуальных прав» на спутниковые снимки судом по существу не рассматривался, то рассмотреть его придется нам, в рамках этой статьи.

Проверка алгеброй гармонии

Один из фундаментальных принципов авторского права состоит в том, что охраняются им только произведения, носящие «творческий характер». Этот критерий закреплен в статье 1257 Гражданского кодекса, в соответствии с которым, автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Как и о многих «фундаментальных» принципах, про «творческий критерий» очень часто забывают. Этому способствует и то, что «творческий характер» произведения предполагается до тех пор, пока не доказано иное. То есть, с обоснованием того, почему тот или иной текст, рисунок и т.п., охраняется копирайтом, обычно можно не возиться.

Вдобавок, судебных решений, в которых разбирался бы вопрос о творческом характере, ничтожно мало. Например, в информационном письме Президиума ВАС от 28 сентября 1999 г.

№47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации „Об авторском праве и смежных правах“ ему уделяется всего несколько строчек: рассматривая в качестве примера дело об оригинальности названия „Энциклопедия для детей и юношества“, суд отмечает, что отсутствие творческого характера в данном случае очевидно.

Основными признаками творчества на практике считаются „оригинальность“ и „неповторимость“. Если двум людям дать задание написать рассказ или нарисовать рисунок на заданную тему, то одинакового результата у них, разумеется, не получится. А если получится – это основание считать их произведения „нетворческими“, носящими, к примеру, информационный характер.

Если теперь мы посмотрим с этой точки зрения на самую обычную топографическую карту, то знаний о „критерии творчества“ нам будет достаточно для того, чтобы усомниться в том, что она охраняется авторским правом.

Действительно, что такое карта? Это графическое изображение местности с помощью специальных обозначений. Оно не зависит от субьективного восприятия человека и не требует творческой деятельности для создания. Если двум разным людям дать составить карту одной и той же местности, то результат будет одинаковым, в пределах погрешности. Стандартные карты составляются по ГОСТам – много вы видели „произведений“, которые пишутся по инструкциям? Хотя существует и противоположное мнение, о котором речь пойдет ниже.

Что же касается спутниковых снимков, то с ними вопрос вообще предельно ясен: никакого „творчества“ они не содержат, поскольку создаются автоматически, без участия человека. Это – всего лишь результат фиксации состояния земной поверхности, который также носит информационный характер.

Так что с обвинением картографов в „плагиате“ авторы статьи похоже, погорячились. Все, что им можно предъявить – это нарушение смежного „права составителя базы данных“, описанного в статьях 1333-1336 ГК.

Если они действительно скопировали снимки из базы Google… Вдобавок, вопреки другому распространенному мнению, спутниковые снимки не содержат никакой „государственной тайны“, независимо от их разрешения.

Недавно на одном из картографических сайтов было опубликовано письмо от представителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в котором говорилось именно об этом. Тем не менее, повсеместно считается, что топографические карты являются объектами авторского права.

Своим появлением это мнение обязано в основном тому, что „географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам“ прямо упомянуты в Гражданском кодексе среди »объектов авторских прав”.

Однако, это никак не отменяет «творческий» критерий, а с тем, что «нестандартные» карты, содержащие оригинальные элементы, могут охраняться копирайтом, никто и не спорит…

Роскартография на марше

Однако, отечественные картографы в стремлении заработать тоже насаждают повсюду мнение о том, что карты охраняются авторским правом. Начало такому радикальному подходу положил пресс-релиз, опубликованный еще в конце 2003 года. Его составители, похоже, считали, будто кроме картографа с лицензией никто не может самостоятельно составить план местности. По их мнению, “… использование картографического произведения или его части в любой форме и любым способом допускается только с разрешения правообладателя (статья 16 Закона). Поэтому воспроизведение, переработка и распространение фрагментов карт и планов в Интернете возможно только с разрешения правообладателя.”

Причиной появления такого пресс-релиза стало то, что “… в средствах массовой информации и Интернете появился ряд статей по проблеме размещения на корпоративных сайтах схем проезда с использованием в качестве основы фрагментов изданных карт и планов.

” Проще говоря, авторы пресс-релиза презюмируют то, что любая схема, размещенная в интернете является переработкой «их» карты, и нарушает авторское право.

Более того: в 2004 году Правительством было издано постановление о порядке распоряжения «исключительным правом на карты».

Нет, оно не противоречит ГК, поскольку карты, охраняемые копирайтом существовать, в принципе, могут… Но на практике оно используется как подтверждение того, что копирайтом охраняются вообще вся картографическая информация. А в «Методических рекомендациях по организации в системе Федеральной службы геодезии и картографии России правовой охраны исключительных прав на использование произведений» к объектам авторского права отнесены не только изображения земной поверхности, но и «карты, атласы звездного неба, Луны, планет и их спутников».

Кроме обвинений в нарушении копирайта представители Роскартографии использовали еще один метод борьбы: они обращались в суд с просьбой привлечь нарушителей к административной ответственности. На полном серьезе утверждая, что размещение схем проезда на сайте – это «создание и издание карт», то есть, картографические работы, на осуществление которых требуется лицензия.

Вот пример судебного решения по подобному делу, правда, в этом случае при обжаловании решение «не устояло» и было отменено. Что же касается судов из-за нарушения авторских прав, то решений по таким делам, к сожалению, не опубликовано, хотя упоминания о них встречаются в юридических статьях.

Хочется надеяться, что такая практика «закопирайчивания» информационных материалов отойдет в прошлое.

Источник: https://habr.com/ru/company/pravo/blog/102243/

В своих программах мы иногда используем отрывки из разных фильмов, сюжетов, снятых не нашими телеоператорами. причем это небольшие отрывки, не более 20 секунд. нарушаем ли мы при этом авторские права? какая предусмотрена ответственность?

Нарушаем ли мы в данном случае авторские права исполнителей?

Не только произведение в целом, но и любые отдельные части произведения охраняются авторским правом сами по себе: охраняется отрывок из телефильма, из теле, радиопередачи и т.п.

Охраняется даже отдельный кадр из телепередачи независимо от длительности кадра (использование даже одной-двух секунд из чужого произведения, если возможно установить [доказать], что используемый отрывок действительно из соответствующего произведения и он является авторским [творческим, т.е.

подлежит охране авторским правом], является нарушением авторского права).
Таким образом, закон запрещает использовать чужие объекты авторского права вне зависимости от объема использования.
Никаких «первых двадцать секунд бесплатно» в авторском праве РК не существует.

Поэтому использование чужих объектов авторского права менее чем 20 секунд не освободят вас от ответственности за нарушение авторских прав.

Для того чтобы избежать риска привлечения к ответственности (гражданской, административной или уголовной) за нарушение авторских прав необходимо предпринять один из следующих шагов:

  1. Заключать каждый раз договора с правообладателями произведений (авторы, исполнители, производители фонограмм, теле-, радиостанции, лицензиары и др.), которые используются в ваших программах. Таким образом, получая их согласие на использование их произведений и оплачивая в случае необходимости им авторское вознаграждение

или

  1. Заключение вашей организацией договоров с Казахстанским авторским обществом (КазАК) и Казахстанским обществом по управлению правами исполнителей (КОУПИ). Что означает ежемесячные отчисления в каждую из этих двух организаций согласно ставкам, установленным этими организациями.

или

  1.  Каждый раз при создании собственных программ тщательно и взвешенно подходить к вопросу об использовании чужих произведений. Законодательство РК допускает использование произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения в случае цитирования, использования в качестве иллюстрации, в качестве обзора, в информационных целях и т.д. Однако, на практике этот вопрос решается неоднозначно, в одних случаях суды признают, что было просто цитирование произведения и согласие автора не требовалось, а в других случаях, они усматривают незаконное использование или копирование произведения и присуждают крупные штрафы и компенсации автору. Четких и однозначных критериев, позволяющих разграничить правомерное цитирование (иллюстрацию, обзор) от незаконного копирования законодательство РК не содержит. Каждый раз все зависит от конкретных обстоятельств дела (где, когда и как было использовано произведение, были ли причинены убытки и т.д.). Грань между цитированием и копированием (воспроизведением) иногда бывает достаточно тонкой. Если говорить в целом, то при копировании вы, по сути, пытаетесь использовать чужой труд, выдавая его за свой, тем самым восполняя пробелы в собственном произведении. При цитировании же вы делаете упор на цитируемое произведение, выделяя его, приводя его в качестве иллюстрации, подтверждения или опровержения ваших высказываний, при этом не складывается впечатление, что это ваш труд. Кроме того, закон об авторском праве говорит, что цитирование должно быть «в объеме, оправданном целью цитирования» и в строго указанных в законе целях (информационных, научных, исследовательских, полемических и т.д).

В целом, если вы используете отрывки из чужого произведения в своей программе, вы должны соблюдать следующие условия:

  1. обязательно указывать имя автора, произведение которого используется, и источник заимствования
  2. произведения должны быть получены из правомерно обнародованных произведений;
  3. цитирование должно быть в объеме оправданном целью цитирования в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  4. в качестве иллюстраций в радио- и телепередачах в объеме, оправданном поставленной целью;
  5. передача в эфир правомерно опубликованных в газетах или журналах статейпо текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам в случаях, когда такая передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
  6. передача в эфир публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.

Без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование произведения ДОПУСКАЕТСЯ:
1) для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи теле-, радиостанции организации эфирного или кабельного вещания;
2) исключительно в целях обучения или научного исследования;
3) для цитирования в форме небольших отрывков в информационных целях.

Ответственность за нарушение авторских прав в РК

За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

ЗАКОН «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ»

Статья 49. Защита авторских и смежных прав 1.

Защита авторских и смежных прав осуществляется судом путем: 1) признания прав; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права; 3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; 4) возмещения убытков, включая упущенную выгоду; 5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав; 6) выплаты компенсации в сумме от 20 минимальных размеров заработной платы (примечание: по состоянию на 2010 г. 1 минимальная зарплата – 14 952 тенге. 20 МРЗП – 299 000 тенге или около 2 тысяч долларов США) до 50 000 минимальных размеров заработной платы (747 600 000 тенге или около 5 миллионов долларов США), устанавливаемой законодательством Республики Казахстан. Размер компенсации определяется судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода. 7) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

Наиболее распространенное требование, предъявляемое правообладателями при нарушении авторских прав, – требование о выплате компенсации. При этом, следует обратить внимание, что компенсация в размере от 2 тысяч долларов США до 5 миллионов долларов США выплачивается за каждый случай нарушения, что подразумевает, если Вы нарушили авторские права на 10 объектов авторского права, то указанную компенсацию надо умножить на 10.

КОДЕКС РК ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 129. Нарушение авторских и смежных прав 1.

Незаконное использование объектов авторского права и смежных прав, а равно приобретение, хранение, перемещение или изготовление контрафактных экземпляров произведений и (или) фонограмм в целях сбыта, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, –

влекут штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц – в размере от десяти до двадцати, на юридических лицв размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей с конфискацией экземпляров произведений и фонограмм, а также предметов, явившихся орудиями совершения правонарушения.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут штраф на физических лиц, в размере от десяти до двадцати, на должностных лиц – в размере от двадцати до пятидесяти, на юридических лиц – в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей с конфискацией экземпляров произведений и фонограмм, а также предметов, явившихся орудиями совершения правонарушения.
Примечание. Конфискованные в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи экземпляры произведений и фонограмм подлежат уничтожению в Порядке, предусмотренном статьей 628 настоящего Кодекса, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РК

Статья 184. Нарушение авторских и смежных прав 1.

Присвоение авторства или принуждение к соавторству, если это деяние причинило значительный ущерб автору или иному правообладателю или существенный вред их правам или законным интересам, –

наказывается штрафомв размере от ста до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до пяти месяцев либо привлечением к общественным работам на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перемещение или изготовление контрафактных экземпляров произведений и (или) фонограмм в целях сбыта, совершенные в значительном размере, –

наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до десяти месяцев либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные: а) неоднократно; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) в крупном размере или причинившие крупный ущерб; г) лицом с использованием своего служебного положения, –

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Кужукеева Гульмира, юрист Представительства Интерньюс Нетуорк в Казахстане

Источник: http://medialaw.asia/node/5311

Кому принадлежит авторское право, если автор умер

Нарушаем ли мы в данном случае авторские права исполнителей?

Сейчас, во времена большого потока информации, все чаще встает вопрос авторского права после смерти автора.

 Что происходит в этом случае с переизданием книг, размещением музыки в публичном пространстве, литературными произведениями, репродукциями картин, фотографиями? Что является предметом авторского права и кому принадлежат права? Какое наказание предусмотрено, если взять произведение автора без согласия правообладателя?

Авторское право: вопросы закона

Исключительное право дает возможность автору контролировать применение его интеллектуальной собственности, — итог творческого труда. Срок действия: в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора. Отсчет начинается с 1 января, следующего за годом смерти.

Личные неимущественные права автора состоят из:

  • права на имя (право использовать подлинное имя, псевдоним или публиковать анонимно);
  • права авторства (признаваться автором произведения);
  • права на неприкосновенность произведения (право на защиту и охрану произведения и его названия от внесения изменений, сокращений, дополнений, искажений);
  • права на обнародование произведений.

В законе закреплена бессрочность охраны авторства, имени и репутации автора и неприкосновенности произведения.

Автор и правообладатель — субъекты авторского права. Изначально автор всегда является правообладателем. Однако при жизни он может передать исключительное право на произведение, и правообладателем может стать другое лицо. После его смерти обладателями исключительных прав становятся наследники автора (правообладателя) или издательство, или музей (в случае с репродукциями картин).

Для того чтобы больше узнать про авторское право, скачайте и посмотрите бесплатный вебинар «8 шагов по защите авторского права».

Скачать вебинар «8 шагов по защите авторского права»

Ввиду того что в 1995 году Россия присоединилась к Бернской конвенции, все советские и российские произведения получили за пределами России защиту авторских прав.

Авторские права на литературные произведения и переиздание книг

Как уже было сказано, правообладателем при жизни является сам автор. После его смерти эту прерогативу получают наследники. Только с их разрешения можно переиздавать литературные произведения, использовать фрагменты кинофильмов, фотографии и другие объекты авторского права, которые определены в перечне.

Всем известный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован после смерти писателя. Наследницей стала его вдова Е. С. Булгакова, а затем — ее потомки. Роман впервые полностью опубликовали в 1967 году, поэтому он является объектом авторского права и охраняется законом до 2038 года.

Как известно, Е. С. Булгакова дорабатывала рукопись романа более 20 лет после смерти М. Булгакова. Если будет признано соавторство, то срок авторского права продлится еще на три года, так как Е. С. Булгакова скончалась в 1970 году.

В 1994 году режиссер Юрий Кара экранизировал роман «Мастер и Маргарита». Но из-за разногласий о правах на съемки и последующий показ между продюсерами и наследниками зрители увидели фильм только спустя 16 лет, в 2011 году.

А если нет наследников?

Что происходит с объектами авторских прав после смерти автора, если и наследники ушли из жизни?

В таком случае по прошествии семидесяти лет после смерти автора его произведения переходят в общественное достояние.

Это означает, что результат творчества можно использовать без чьего-либо согласия и без выплаты авторского гонорара. При этом права автора на имя и авторство сохраняются, так же как и неприкосновенность самого произведения.

Так, например, все работы поэтессы Марины Цветаевой с 1 января 2016 года перешли в общественное достояние.

А как быть с репродукциями картин, авторы которых уже давно умерли?

Здесь не все так однозначно, потому что существует

Согласно статье 36 названного закона, права на публикации музейных экспонатов и коллекций закреплены за музеем, в котором они находятся. Кроме того, изготовление любой продукции с изображениями музейных предметов можно осуществлять только с разрешения самого музея.

Так, например, Государственный музей Эрмитаж в 2011 году подал в суд на дизайнера-модельера Ию Викторовну Йоц. Руководитель модного дома «Ия Йоц» использовала картину «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо в своем магазине и на модном показе коллекции в качестве фона для подиума.

Состоялось несколько судебных заседаний: факт нарушения прав Эрмитажа на картину был установлен. Модельеру запретили использовать картину и обязали выплатить судебные издержки.

Еще пример: всем известная картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» успешно воспроизводится на конфетной обертке с разрешения Третьяковской галереи.

Воспроизведение и использование отрывков из кинофильмов

В последнее время в сети все чаще встречаются статьи, где в качестве иллюстраций используют кадры из кинофильмов. Насколько это легитимно?

Картинка (скриншот) киноленты — часть творческого труда, и на нее распространяются исключительные права правообладателя кинофильма.

Однако статья 1274 ГК РФ разрешает свободно использовать произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора и правообладателя, но с обязательным указанием имени автора.

Если в статье или на сайте используется часть кинофильма или его кадр, то необходимо указать следующее:

— автора или правообладателя;

— источник заимствования;

— материалы преследуют учебные цели;

— форму для направления возможных претензий.

Приняв такие меры предосторожности, вы сможете избежать жалоб правообладателей.

Незнание закона не освобождает от ответственности

Любое произведение — продукт творческого и интеллектуального труда автора, который охраняется законом. Нужно помнить, что и после смерти автора исключительные права на произведения находятся под защитой.

Использовать их в своих целях можно с разрешения наследников или правообладателей. Если не уверены, что такие есть, лучше перепроверить во избежание возможных претензий, ведь размер компенсаций может быть очень внушительным.

Анна Сватенко, Lawinweb.ru

Источник: http://lawinweb.ru/komu-prinadlezhit-avtorskoe-pravo-esli-avtor-umer/

Авторское право художника и фотографа

Нарушаем ли мы в данном случае авторские права исполнителей?
in Полезные статьи по рисованию

Как художнику, мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что мои картинки использовали без моего ведома, нарушая моя авторское право. Полагаю, фотографы с этим сталкиваются еще чаще.

Поэтому тема авторского права в среде искусства – больная мозоль.  Это и понятно – кому хочется, чтобы его права нарушали?

Однако объективно и другое – мы все в той или иной мере нарушаем закон об авторском праве.

Полагаю, среди читателей нет ни одного человека, кто не имел бы на своём компьютере хоть одну нелицензионную программу, кто не скачивал бы материалы с торрентов и не использовал бы чужие произведения.

Это происходит как от безграмотности, так и  от безысходности.

Купить некоторые программы простому пользователю бывает просто не под силу. Скачать фильм проще и быстрее, чем дождаться выхода его лицензионной версии. Источник вдохновения многие находят в чужих картинах, копируют их и, бывает, выставляют на продажу.

Ответственность за нарушение авторских прав

Между тем, закон достаточно строг. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения или даже уголовную ответственность в случае плагиата с причинением крупного ущерба.

Конечно, такие строгие меры применяются не всегда. В каких-то случаях назначается штраф в сумме двукратной стоимости продукта, в каких-то — блокируется доступ к интернет-ресурсу, нарушающему закон.

Но в любом случае,  происходит восстановление положения до нарушения права.

Давайте проведем небольшой ликбез, что можно и что нельзя.

В чем заключается авторское право?

Человек, создавший что-либо своим интеллектуальным или творческим трудом (книгу, картину, фильм, скульптуру, чертеж, карту, базу данных, компьютерную программу, рекламу и т.д.), имеет исключительное право на данное произведение.

Он может оставить это право за собой или передать его при помощи договора другому лицу, который становится легальным правообладателем.

Никто больше не имеет право без четкого согласования с владельцем использовать эти произведения:

  • воспроизводить,
  • копировать,
  • публиковать,
  • получать доход с этого продукта.

Правда, существуют некоторые частные случаи, где согласие автора не требуется, все они описаны в Гражданском Кодексе РФ.

Сроки действия авторского права

Право на имя – бессрочно.

Если вы что-то создали, то этот продукт навсегда будет связан с вашим именем. Никто другой не может написать свое имя на вашем произведении, даже если он купил его оригинал.

Имущественные права, которые включают воспроизведение, переработку, распространение, публичный показ, импорт, перевод, публичное исполнение, передачу в эфир или по кабелю, действуют в течение всей жизни автора и еще семьдесят лет после его смерти. (По закону РФ. В других странах этот срок может быть меньше.)

По окончании этого срока произведение становится общественным достоянием.

Возникновение авторских прав

Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения. При этом не важно, было оно обнародовано или нет.

Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл.

Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.

Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.

Для  оповещения о праве на произведение автор  может  использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.

И все же лучшая защита своего творения — официальная регистрация авторского права в одной из общественных организаций по коллективному управлению имущественными правами с участием нотариуса.

Процедура заключается в депонировании — принятии на хранение одного экземпляра с указанием даты представления и выдачи соответствующего свидетельства.

Что можно делать без разрешения правообладателя?

1. Можно использовать купленный авторский продукт для личных целей.

Купленную книгу, например, вы можете продать. А вот копировать  текст, распространять скопированный материал – нет.

Кстати, относительно перепродажи картин всё интересней. Здесь вступает в силу право следования. Художник имеет право требовать процент с каждой последующей перепродажи его картины.

2.Можно воспроизводить произведение, но только в личных некоммерческих целях.

Т.е. можно, например, копировать картину другого художника в целях обучения. Но эту копию нельзя продавать, демонстрировать  на выставках и в общественных местах (к коим Интернет тоже принадлежит).

3. Произведение разрешается использовать в информационных, научных, учебных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Так, цитирование вполне допускается.

4. Чужое произведение можно использовать, если вы делаете на него пародию или карикатуру.

Полагаю, в этом случае нужно обязательно указать, что это именно пародия, и на какую картину…

5.Разрешается распространение тиража, выпущенного с согласия автора.

Т.е. можно распространять оригиналы или копии, если они выпущены с согласия автора. Например, книги, открытки, постеры.

6.Можно использовать произведения, ставшие всеобщим достоянием.

Если автор умер более 70 лет назад, то его произведение открыто для использования всеми.

«Антипиратский» закон для пользователей всемирной сети

С повсеместным распространением Интернета и информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном мире появилась масса контента, нарушающая исключительные права правообладателей: фильмы, музыка, копии книг и т.д.

Закон предписывает оперативное ограничение доступа к таким ресурсам и немедленное удаление «пиратского» материала, если владелец сайта желает отменить блокировку доступа к своему порталу.

Сегодня особо пристальное внимание в сети, в частности, на Фейсбуке и Ютьюб, уделяется видеоконтенту и музыкальным файлам.

Как на , так и на есть специальные разделы, в которых собрана информацию по поводу авторского права. Она включает перечень объектов, подлежащих защите, действия в случае нарушения ваших авторских прав, а также действия в случае, если вам пришло уведомление о нарушении чьих-то прав.

Разделы об авторском праве в соцсетях:

  • Раздел об авторском праве в
  • Раздел об авторском праве в

Ютьюб предлагает также специальный инструмент — Content ID, при помощи которого владелец контента может выявить нарушение своих авторских прав. Размещена здесь и информация по поводу принципов добросовестного использования аккаунта, которые в некоторых случаях позволяют использовать чужой контент, пользуясь специальной программой защиты.

С фотографиями и аналогами фотографий все немного сложнее.

Например, присутствие вашего изображения на фото еще не означает, что у вас есть авторские права на него. Другой пользователь в большинстве случаев может безнаказанно публиковать вашу фотографию, даже если вы против этого.

К вопросам размещения чужих картинок в соцсетях пока нет столь строгих мер, как к музыкальному контенту.

Для свободного воспроизведения в некоммерческих целях можно использовать изображения,  “которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю”.  К месту, открытому для свободного посещения, Интернет, как вы понимаете, тоже относится. Но вот как трактовать этот пункт закона, я не совсем понимаю. Позволяет ли он использовать в некоммерческих целях любое опубликованное в Интернете фото?..

Судя по тому, что на фотографии существуют различные виды лицензий их использования, нет… Давайте разберемся с лицензиями:

Виды лицензий

Создатель произведения может, сохраняя свои авторские права, позволить другим людям использовать каким-то образом свое творение при помощи заключения соответствующего договора и выдачи одной из лицензий.

Такие лицензии особенно широко используются в Интернете. При покупке изображения в фотобанке вы, например, можете встретить следующие виды:

1. Attribution (Атрибуция) CC BY

Дает самые многочисленные права, разрешает брать за основу произведение автора, редактировать, распространять и даже использовать в коммерческих целях, но с указанием авторских прав.

2. Attribution-ShareA (Атрибуция — На таких же условиях) CC BY-SA

Лицензия дает возможность брать за основу произведение, редактировать, распространять и даже использовать его в коммерческих целях, но с указанием авторских прав и лицензирования новых произведениях на таких же условиях, как авторский продукт.

3. Attribution-NoDerivs (Атрибуция — Без производных произведений)CC BY-ND

Разрешает коммерческое и некоммерческое распространение произведения, но целиком, в неизменном виде, с указанием авторства.

4. Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование)CC BY-NC

Лицензия позволяет брать за основу произведение некоммерческим образом, изменять и поправлять его.

Новые произведения должны быть некоммерческим, указывать авторство, но не обязаны быть лицензированы на тех же условиях.

5. Attribution-NonCommercial-ShareA (Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях)CC BY-NC-SA

Лицензия дает те же права, что и вышеуказанная Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование) CC BY-NC, но новые творения должны быть лицензированы на тех же условиях, какие получены от автора.

6. Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений)CC BY-NC-ND

Самая «жесткая» лицензия, разрешает только использование продукта в некоммерческих целях, без возможности изменения, с указанием авторства.

Что делать, если ваши права нарушили

Автор вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Если вы обнаружили незаконное использование своей авторской работы, к примеру, в интернете, то сначала попробуйте урегулировать вопрос без суда.

Для пресечения дальнейшего использования авторских объектов нужно отправить претензию провайдеру хостинга или владельцу сайта и добиться удаления материалов с портала или закрытию доступа к ресурсу.

Если защищенное авторским правом произведение используется без разрешения  на Фейсбуке, то стоит обратиться с жалобой к администрации через заполнение специальной формы или связаться с агентом, приложив к жалобе полное описание претензий.

 также способствует соблюдению авторских прав на своем портале и разбирает жалобы по поводу незаконного использования работ.

При невозможности урегулировать вопрос самостоятельно, можно обратиться для защиты своих прав в суд.

Автор произведения вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (ст. 49 Закона).

и следуйте им

И, напоследок, несколько сайтов, занимающихся регистрацией авторских прав.

Сopyright.ru  —

АртРеестр  —

Надеюсь, эта информация была полезной для вас. Поделитесь ею в соцсетях, чтобы как можно больше людей знали о своих правах и не нарушали чужие.

Источник: https://izo-life.ru/avtorskoe-pravo/

101Адвокат
Добавить комментарий