Нарушение трудового кодекса и прав человека

Как защитить свои трудовые права

Нарушение трудового кодекса и прав человека

Как защитить свои трудовые права

Нежелание соблюдать работодателями требованиязаконодательства, регулирующего трудовые отношения, в Санкт-Петербурге имеетзначительное распространение.

В своих обращениях в адрес Уполномоченного по правамчеловека в Санкт-Петербурге граждане жалуются в основном на незаконныеувольнения, невыплату заработной платы, нарушение правил охраны труда.

К сожалению, зачастую граждане жалуются на нарушениесвоих прав уже спустя большое количество времени с момента, когда произошло ихнарушение.

В основном это происходит из-за незнаниязаконодательства.

Между тем, Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) устанавливаетспособы защиты трудовых прав и свобод. Так, в соответствии со статьей 352 ТК РФкаждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещеннымизаконом.

Основными способами такой защиты являются:

– самозащитаработниками трудовых прав.

Статья 142 ТК РФ дает право работникам приостановитьработу в случае, если задержка выплаты заработной платы составляет более 15дней, предварительно письменно известив об этом работодателя.

При этомнеобходимо учитывать, что согласно пункту 57 Постановления Пленума ВерховногоСуда РФ от 17.03.

2004 № 2 приостановление работы допускается не только вслучае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошлапо вине работодателя, но и при отсутствии таковой.

Согласностатье 380 ТК РФ работодатель, представители работодателя не имеют правапрепятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты своих трудовых прав;

      – защитатрудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

     – государственныйнадзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

        Данныйвид защиты трудовых прав граждан, согласно статьям 353,356 ТК РФ, возложен на государственныеинспекции труда и прокуратуру;

     – судебнаязащита.

Согласностатье 46 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право насудебную защиту.

Приэтом гражданин по собственному усмотрению может выбрать способ разрешенияиндивидуального трудового спора.

Гражданин, считающий, что его трудовые праванарушены, вправе либо сначала обратиться в комиссию по трудовым спорам, еслитаковая имеется в организации, где он работает (кроме случаев, которыерассматриваются непосредственно судом), а при несогласии с ее решением – вдесятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии в судебныеорганы, либо сразу – в судебные органы (ст. 382, ч.2 ст.390, ст. 391 ТК РФ).

 Важно отметить, что каждое ведомствоосуществляет защиту трудовых прав граждан строго в рамках своей компетенции.

Так, например, в компетенцию Государственнойинспекции труда не входит проведение проверки на предмет подлинности подписигражданина в платежных документах в получении денежных средств. Это прерогативаорганов внутренних дел, а именно – подразделения по борьбе с экономическимипреступлениями, куда граждане имеют право обратиться с заявлением онеобходимости проведения соответствующей проверки.

Сотрудники,исполняющие государственную функцию по защите трудовых прав граждан –должностные лица Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге,несут ответственность за действия (бездействие) и решения, принятые(осуществляемые) при исполнении своих обязанностей в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

В случае несогласия с решениями, принятымисотрудниками или уполномоченными должностными лицами, гражданин имеет правообжаловать их путем обращения к руководителю Государственной инспекции труда вгороде Санкт-Петербурге, в органы прокуратуры или суд в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации.

 В случае невыплаты заработной платы в течениедвух и более месяцев гражданин вправе обратитьсяСледственный отдел Главного следственного управления Следственного комитетаРоссийской Федерации по Санкт-Петербургу с доводами о нарушении его трудовыхправ и в прокуратуру, заявив ходатайство о внесении руководителю организации, вкоторой он работает, представления об устранении нарушений трудовогозаконодательства в части невыплаты заработной платы, о направлении вследственные органы материалов для возбуждения в отношении руководителяуголовного дела по статье 145.1 УК РФ по факту невыплаты заработной платы втечение двух и более месяцев, об обращении в суд с исковым заявлением овзыскании задолженности по заработной плате в защиту нарушенных трудовых правзаявителя.

Крометого, он вправе самостоятельно обратиться в судебные органы за защитой своихправ и интересов, изложив свои доводы в обоснование судебного иска.

 Всоответствии со статьей 392 ТК РФ работник имеет право обратиться
в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев содня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорамоб увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа обувольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительнымпричинам сроков обращения в суд, они могут быть восстановлены судом.

Приобращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений,работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Припроведении в отношении организации процедуры банкротства кредиторы (бывшиеработники) должны обратиться к конкурсному управляющему для включения ихтребований в реестр требований кредиторов второй очереди (ст. 136 Федеральногозакона от 26.10.2002 № 127-ФЗ«О несостоятельности (банкротстве)»).

Источник: http://ombudsmanspb.ru/sposoby_zaschity_trudovyh_prav

Защита трудовых прав граждан

Нарушение трудового кодекса и прав человека

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

– обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

– обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

– обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

– установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

– обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная и административная ответственность за нарушения в сфере трудовых прав граждан.

Уголовная ответственность  предусмотрена статьями 145, 145.1 главы 19 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Согласно статье 145 УК РФ, необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет по этим мотивам, влечет для виновного штраф на сумму до 200 тысяч рублей либо обязательные работы. 

За частичную невыплату свыше трех месяцев, полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, или выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, которые совершены из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации в соответствии со ст.145.1 УК РФ предусмотрено наказание от 120 тысяч рублей штрафа до 5 лет лишения свободы.

Так, в 2016 году возбуждено 35 уголовных дел о невыплате заработной платы 1310 работникам. Из них  по не реабилитирующим руководителей основаниям (в связи с деятельным раскаянием, возмещением ущерба и пр.

) прекращено 20 дел, 5 дел направлены в суд. Ущерб возмещен в размере 109 миллионов рублей 1029 работникам.

В целях возмещения ущерба наложен арест на имущество организации и ее руководства на общую сумму 23,6 миллиона рублей.

В сфере охраны труда уголовная ответственность предусмотрена статьями 143, 216, 217 Уголовного кодекса Российской Федерации, и наступает: за нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, его смерть, а также смерть двух или более лиц; за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, смерть человека; за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это может повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба, смерть человека.

При выявлении признаков указанных преступлений следует обращаться с соответствующим заявлением в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю: г. Хабаровск, Уссурийский бульвар, д.5, тел: 47-03-11, электронный адрес: khabkray.sledcom.ru, либо его территориальные органы по месту выявленного нарушения.

Способы защиты трудовых прав работников при задержке выплаты заработной платы

Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрены три основных способа защиты трудовых прав и законных интересов работников:

– государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

–  защита трудовых прав профессиональными союзами;

–  самозащита работниками трудовых прав.

Государственная инспекция труда (Государственная инспекция труда в Хабаровском крае: г.Хабаровск, ул.Серышева, д.60 оф.905, телефон: 37-69-79, электронный адрес gitdfo@mail.ru) наделена обширными полномочиями и возможностями по защите прав работников.

Данный орган ведет прием и рассматривает обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав вплоть до привлечения работодателя к административной  ответственности, оказывает правовую помощь гражданам по подготовке их исковых заявлений и заявлений о выдаче судебных приказов в суды края.

Работник также имеет право на получение задержанной заработной платы с учетом денежной компенсации независимо от наличия вины работодателя – в виде процентов не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Кроме того, работник может заявить работодателю о нанесенном ему моральном вреде (если работник его усмотрел по отношению к себе). В данном случае стороны приходят к согласию о размерах и форме возмещения вреда, либо возникший спор разрешается в суде.

В порядке самозащиты своего права на своевременное и в полном размере получение заработной платы работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам своей организации.

В этом случае работник также имеет право на получение как минимум начисленной и задержанной заработной платы с выше названной денежной компенсацией, а также на возмещение причиненного морального вреда, если работник заявил об этом в суде.

Конкретный размер возмещения морального вреда определяется судом.

Надзор за соблюдением трудовых прав граждан осуществляют органы прокуратуры: прокуратура Хабаровского края (г .Хабаровск, ул. Шевченко, д.6, телефон: 31-39-65, электронный адрес: phk@phk.hbr.ru),) ее территориальные органы.

На сайтах Государственной инспекции труда Хабаровского края и прокуратуры Хабаровского края указаны адреса и телефоны горячей линии.

Заявления надлежит подавать в территориальные отделения инспекций и прокуратуры районов (городов) по месту нахождения  предприятия. Можно направить обращение, используя специальную форму в рубриках «Интернет-приемная», «Обращения граждан». Заявление составляется в свободной форме. Надо описать подробно свою ситуацию и попросить разобраться в данном вопросе.

Заявление необходимо сдать в канцелярию или приемную организации с проставлением входящего штампа на Вашей копии заявления, либо сотруднику контролирующего органа под роспись. Обращения можно оставить в ящике «Для обращений и заявлений», установленном в доступных местах контролирующих и надзирающих органов.

Корреспонденция из ящика вынимается ежедневно и передается на регистрацию и рассмотрение по принадлежности.

В органах прокуратуры прием граждан ежедневно осуществляют дежурные прокуроры. Срок рассмотрения обращений 30 дней.

Кроме того, при наличии подтверждающих документов, минуя инспекцию труда и прокуратуру, можно сразу обратиться в суд по месту нахождения организации для взыскания невыплаченной заработной платы.

Источник: http://pravo.khv.ru/node/1610

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Нарушение трудового кодекса и прав человека

Статьей 37 Конституции РФ гарантировано право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

Статьей 12 Конвенции Международной организации труда от 01.09.1949 «Относительно защиты заработной платы» предусмотрено, что заработная плата должна выплачиваться через регулярные промежутки времени.

Согласно ст.

22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с частью 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.

За несвоевременную выплату заработной платы частями 1 и 4 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

С 01 января 2015 года вступили в силу изменения, согласно которым в КоАП РФ предусмотрены две статьи за нарушение работодателями трудового законодательства (ст. 5.

27 КоАП РФ – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и ст. 5.27.

1 КоАП РФ – нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации).

Так, частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства, в том числе за нарушения прав работников на оплату труда.

Санкция данной части статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа:

– на должностных лиц в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей;

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 тысячи до 5 тысяч рублей;

– на юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

Помимо этого,  частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,  лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,  предусмотрены следующие наказания:

–   для должностных лиц штраф в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или   дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;

– для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, штраф от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;

–  для юридических лиц штраф от 50 тысяч до 70 тысяч рублей.

До 01 января 2015 года в КоАП РФ была предусмотрена только одна статья, предусматривающая административную ответственность за нарушение работодателями трудового законодательства, в том числе за несвоевременную и не в полном объеме выплату заработной платы и требований охраны труда (статья 5.27 КоАП РФ).

С 01 января 2015 года статья 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность также за:

– фактическое  допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) (часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ);

– уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (часть 3 статьи 5.27 КоАП РФ).

Помимо этого, частью 5 статьи 5.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 статьи 5.

27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,  предусмотрен административный штраф на граждан в размере 5 тысяч рублей; на должностных лиц – дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

С 01 января т.г. в КоАП РФ введена статья 5.27.1, предусматривающая административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Более того, законодательство предусматривает возможность уголовного наказания работодателей, не желающих своевременно оплачивать труд своих сотрудников.

Так, за невыплату заработной платы работодатели несут уголовную ответственность по ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Частичная невыплата свыше 3 месяцев заработной платы и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года (часть 1 статьи 145.1 УК РФ)

Полная невыплата свыше 2 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше 2 месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (часть 2 статьи 145.1 УК РФ)

Деяния, предусмотренные частями первой или второй указанной статьи, если они повлекли тяжкие последствия,  наказываются штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

Также статьей 143 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда.

Так, за нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, предусмотрен штраф в размере до 400 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или без такового.

 Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до 4 лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

 Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Более того, существует материальная ответственность руководителей за задержку выплаты заработной платы.

Согласно ст.

236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В случаях, если в отношении Вас работодателем были нарушены сроки выдачи заработной платы, если выплаты причитающихся Вам сумм произведены работодателем не в полном объеме, либо не произведены вовсе, Вы вправе обратиться с заявлениемо защите трудовых прав в Государственную инспекцию труда в Приморском крае (г. Владивосток, ул. Пологая, д. 68), в прокуратуру города (района) по месту нахождения работодателя, а также самостоятельно обратиться в суд с заявлением.

Дополнительно сообщаем, что в целях информирования граждан о ситуации в сфере соблюдения прав граждан на оплату труда, на сайте прокуратуры Приморского края создан специальный раздел «Защита трудовых прав граждан» (http://prosecutor.ru/zaschita-trudovyh-prav).

В этом разделе размещается список работодателей-должников по заработной плате, который ежемесячно обновляется. В список включены предприятия, учреждения разных форм собственности, имеющие задолженность по заработной плате перед работниками, а также предприятия, находящиеся в различных стадиях несостоятельности (банкротства).

Управление по надзору за соблюдением федерального и краевого законодательства

прокуратуры Приморского края

Источник: http://prosecutor.ru/right/2015-02-02-narushenie-trudovyh-prav.htm

Глава 2. Механизм организации и обеспечение реализации защиты трудовых прав граждан

Нарушение трудового кодекса и прав человека

Защитатрудовых прав имеет собственныеособенности. Эти особенности должныадекватно отражать неравное положениеработника и работодателя как субъектовтрудового права. В качестве самостоятельнойотрасли трудовое право возникло каксовокупность норм, призванных защититьработников от произвола работодателя.

По этой причине, количество уполномоченныхсубъектов по защите трудовых прав нетолько юрисдикционных органов, но ипредставители работников, а такженепосредственно работник, который можетосуществлять самозащиту своих прав.

Таким образом, защита трудовых правработников имеет дополнительные посравнению с другими правами и свободамиспособы восстановления нарушенногоправа и законного интереса.

Исходяиз содержания статьи 352 Трудовогокодекса, защиту прав и свобод человекаможет быть определена как совокупностьметодов, перечисленных в этом правиле,использование которых уполномоченныелица с использованием процедурныхправил.Основными способами защитытрудовых прав и свобод являются:8:

11.самозащиты трудовых прав работников;

2. Защита трудовыхправ и интересов работников профсоюзами;

3. Государственныйнадзор и контроль за соблюдениемтрудового законодательства и иныхнормативных правовых актов, содержащихнормы трудового права;

4. судебная защита.

Этиметоды не могут привести к восстановлениюнарушения трудовых прав.

Должны появитьсяпредусмотренные в законодательствеоснования, которые и могут позволитьвоспользоваться тем или иным способомзащиты, а в ряде случаев использоватьнесколько способов защиты нарушенногоправа сотрудника были восстановлены.

Такие основания связаны с действиямисотрудников, их представителями,деятельностью государственного надзораи контроля, а также использованиесудебной защиты – с деятельностьюперечисленных лиц и работодателей.

Такие действия могут быть совершенытолько тогда, когда отношения в предметтрудового права, и, в частности, отношениясамозащиты трудовых прав, отношений поучастию профсоюзов в защите трудовыхправ государственный надзор и контрольза трудовые права работников и отношенияк трудовым спорам.

Приведенные вышеметоды защиты трудовых прав и интересовмогут быть реализованы через действиясубъектов трудового права, которыеприводят к отношениям. В свою очередь,эти отношения могут быть выявленынарушения трудовых прав и свобод.

Этинарушения и должны быть устранены вэтих отношениях, содержание которыхявляется осуществление мероприятий поисправлению положения устранениянарушений трудовых прав. Эта деятельностьявляется предметом надлежащей регистрации.

Без процедуры регистрации использованиилюбого вида защиты может привести квосстановлению нарушенных правработников.

Основнымизадачами государственного надзора иконтроля являются: оперативный контрольнад различными нарушениями в областисоциально-трудовых отношений, в первуюочередь, нарушения закона, удаления,сбора, классификации информации,планирования, мониторинга деятельности,способность предотвращать социальныеконфликты. Защита трудовых прав можетбыть в случае, если деятельность надзораи контроля приводит к устранениюнарушений прав и законных интересовработников. Таким образом, надзор иконтроль должны обеспечить реальноевосстановление трудовых прав и интересовработников.

Можносогласиться с тем, что управлениедеятельностью государства осуществляетсяв форме проверки, проверки, котораясоответствуюет деятельности должностныхлиц на предмет ее соответствия законам,актам вышестоящих органов путем проверкивыполнения должностных обязанностей,соблюдения установленных стандартов.

Деятельностьпо осуществлению государственногонадзора и контроля не ограничиваетсятолько выявлением нарушений и устраниениемих.

Таким образом, в соответствии состатьей 356 Трудового кодекса РФ средиосновных полномочий Федеральнойинспекции труда, вместе с выдачейпредписания об устранении нарушенийтрудового законодательства и привлеченияк ответственности виновных, являютсяинформирование и консультированиеработодателей и работников по вопросамсоблюдения трудового законодательства,информирование в установленном порядкеорганов государственной власти, анализобстоятельств и причин нарушений,подготовка предложений по совершенствованиютрудового законодательства.9.

Особенностигосударственного надзора и контроля втом, что она служит способом защитытрудовых прав, осуществляется в той илииной форме, и, следовательно, имеетмощный, государственно обязывающийхарактер.

Осуществление государственногонадзора и контроля в сфере трудовыхотношений на основе Трудового кодекса,положения Федеральной службы по трудуи занятости, которая, в свою очередь,отражают положения международныхдоговоров, ратифицированных Россией иконвенций.

Деятельностьэтих органов является одним из основныхправовых форм государственнойдеятельности, а в некоторых егокомпонентах, она действует какправоохранительная деятельность, в томчисле при реализации органамигосударственного надзора и контроляполномочий по привлечению к административнойответственности.

Тем не менее, отношенияпо привлечению к административнойответственности выходит в рамки трудовогозаконодательства. Государственныйконтроль является функцией правовогорегулирования, для того, чтобыгарантировать, права и интересыработников.

Следует отметить, чтоуправление, выступая в качестве компонентаправоохранительных органов, играетважную роль в состояние дисциплины иправопорядка в различных сферахобщественных отношений, реализацииконкретных функций.

Всфере трудовых отношений лицомгосударственного надзора и контроляпроявляется в создании соблюденияработодателем трудового законодательства,и в случае их несоответствия, необходимопринять меры для приведения этих решенийв соответствие с законом.

Например, вфедеральную инспекцию труда в соответствиис Трудовым кодексом (ст.

356) непосредственноотвечает за информирование иконсультирование работодателей иработников по вопросам соблюдениятрудового законодательства и другихнормативных актов, разработка предложенийпо предотвращению травм, для профилактикинадзора строительство новых объектов.

Реализация этих полномочий должнопомочь предотвратить нарушения трудовыхправ, снижению травматизма на рабочемместе. Предупреждение и предотвращениепреступлений в обществе может бытьреализованы только в мониторинге иконтроле.

Контроль и мониторингследует рассматривать как одну функцию,для защиты трудовых прав работников отзлоупотреблений со стороны работодателей.Эта функция может быть реализованадвумя способами:

1.при осуществлении профсоюзного контроляза соблюдением трудового права;

2.при осуществлении государственногонадзора и контроля за исполнениемтрудового законодательства.

Единствоэтой функции позволяет уполномоченнымгосударственным органам в созданиипрофсоюзом фактов нарушения трудовыхправ работников предпринять, кработодателю, допустившему такиенарушения, соответствующие мерыпринуждения без проведения дополнительнойпроверки.

Государственный надзор иконтроль как формы защиты трудовых правпредполагает осуществление деятельности,в результате которой будет выдан актобязательного исполнения работодателемдля устранения допуска нарушениятрудовых прав работников.

Проводитьнадзор и контроль осуществляетсяразличными органами, которые могут бытьиспользованы в качестве отдельноготрудового законодательства, а такжепровести проверку соблюдения всехимеющихся в содержании правил. Такимобразом, эта деятельность осуществляетсяв различных формах.

Во-первых,государственный контроль прокуратурыза осуществлением трудового права. Всоответствии с пунктом 3 статьи 353Трудового кодекса государственныйнадзор за строгим соблюдением равномерногоположений трудового законодательстваосуществляют Генеральный прокурор иподчиненные ему прокуроры.

Следовательно,уголовное преследование не может бытьсубъектами отношений в соответствии струдовым законодательством. В рамкахэтих отношений, они могут обнаружитьнарушения трудового законодательства,но и принимать меры по их устранению.Например, деятельность прокуратуры поосуществлению трудового законодательстваможет быть оформлена в виде протестаили представления.

Эти акты должны бытьпризнаны правоохранительными органами,они являются обязательными.

Во-вторых,форма государственного контроля инадзора за соблюдением трудового правадолжна быть признана деятельностьюФедеральной инспекции труда.

В соответствиисо статьями 356-357 ТК РФ, должностные лицагосударственной инспекции труда могутне только выявлять нарушения трудовогозаконодательства, но и принимать мерыпо их устранению.

В частности,государственный инспектор труда можетработодателю и его представителюобязательные для исполнения предписанияо восстановлении трудовых прав работников.Эти правила также действуютправоохранительных органов, обязательнымдля исполнения.

В-третьих,форма государственного надзора иконтроля Трудового законодательствачасти 3 ст.

353 называется вневедомственнойконтроль за соблюдением трудовогозаконодательства и иных нормативныхправовых актов, содержащих нормытрудового права, осуществляется вподведомственных организациях федеральныхорганов исполнительной власти, органовсубъектов России, а также местных органоввласти в порядке и на условиях,установленных федеральными законамии законами России. Этот вид деятельноститакже может быть в форме заказа, которыйявляется обязательным для подведомственныхорганизаций и должностных лиц.

В-четвертых,форма государственного контроля иобеспечения соблюдения трудовогозаконодательства следует признатьдеятельностью федерального органаисполнительной власти по надзору всфере безопасности и его территориальныхорганов.

Этот вид наблюдения осуществляетсяв отдельных отраслях на отдельныхобъектах. На должностных лиц упражнениямогут не только выявлять нарушениятрудового законодательства, но и выдаватьобязательные для исполнения указания(предписания).

В-пятых,форма государственного надзора иконтроля может быть признана деятельностьюфедерального органа исполнительнойвласти в области энергетическогонадзора, который был ответственным занадзор и контроль в области безопасностиэлектрических и тепловых систем и сетей.В этих отношениях должностные лицатакже имеют право выдавать предписанияоб устранении нарушений работы этихустройств и сетей, которые устраняютнарушения трудовых прав работников,участвующих в трудовой функции.

В-шестых,форма государственного контроля инадзора должна признать работу федеральныхорганов исполнительной власти по надзоруи контролю в области санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения.

В рамках этихотношений должностные лица органа имеютправо издавать приказы в меру своихполномочий по устранению нарушенийтрудового законодательства, что можетпривести к восстановлению нарушенныхправ работников.

Такие приказы являютсяобязательными, то есть, они должныпризнать исполнение актов.

В-седьмых,форма государственного контроля инадзора должна признать работу федеральныхорганов исполнительной власти по надзоруи контролю безопасности при использованииатомной энергии.

В ходе осуществленияданного вида деятельности человеканадзору безопасности при использованииатомной энергии, должны доводить досведения работников и работодателейинформацию о нарушениях ядерной ирадиационной безопасности, организациитестирования.

Осуществление надзоравключает в себя возникновение отношенийгосударственного надзора и контроляза исполнением трудового законодательства.В этих отношениях, должностные лицамогут выдавать обязательные дляисполнения предписания, вызывая появлениеработодателем обязанности по ихисполнению.

Особое место в восстановленииправ работников является внутреннийконтроль. Он выступает косвенным способомв борьбе с нарушениями прав трудящихся.

Следовательно,государственный надзор и контрольявляется одним из способов защиты правработников, использование которогоприводит к соотношению для государственногонадзора и контроля за исполнениемтрудового законодательства.

В этихотношениях может получить процессуальноеоформление устранение допущенныхработодателем нарушений трудовых правработников.

Тем не менее, функция защитытрудовых прав государственный надзори контроль осуществляется только послереального восстановления трудовыхправ, который включает в себя исполнениерешения государственного надзора иконтроля по устранению выявленныхнарушений трудовых прав и интересовработников.

Источник: https://studfile.net/preview/3567315/page:4/

Права работника, трудовой кодекс

Нарушение трудового кодекса и прав человека

Право человека на труд является одним из самых принципиальных, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества.

Сегодня граждане Российской Федерации могут реализовать это свое конституционное право в самых разнообразных формах.

При этом существенно изменилось его содержание: труд свободен, и каждый имеет возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Однако при этом интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений.

В настоящее время в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослабление их судебной защиты. Значительно возросло количество трудовых дел в судах.

Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие.

И в данной ситуации работник нуждается в защите своих трудовых прав.

Целью данного раздела является освещение правовых аспектов отношений с работодателем в различных ситуациях, в том числе болезни и ограничения трудоспособности, а также возможностей защитить свои законные права работника.

Согласно Статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» постановляется следующее.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

  • свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • равенство прав и возможностей работников;
  • обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
  • обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Работник имеет право защищать свои права, и работодатель, а также представители работодателя не имеют права препятствовать ему в осуществлении самозащиты трудовых прав. Поэтому очень важно быть компетентным в своих возможностях, правах и обязанностях, чтобы получать защиту государства при столкновении с различными жизненными обстоятельствами.

Источник: http://www.help-patient.ru/rights/relations_employer/

101Адвокат
Добавить комментарий