Незаконно осудили гражданина РФ в другой стране, который еще не получил паспорт РФ

Массовое лишение гражданства РФ из-за незаконно выданных паспортов

Незаконно осудили гражданина РФ в другой стране, который еще не получил паспорт РФ

Проблема незаконно выданного паспорта как основания для массового лишения лиц российского гражданства не нова, но оттого не менее актуальна, серьезна и сложна с юридической точки зрения.

О кампании по проверке законности приобретения гражданства

В России уже не первый год проходит кампания по проверке законности приобретения или оформления гражданства, в результате которой тысячи людей в один момент объявляются «негражданами».

Все чаще российские паспорта по заключениям территориальных органов УМВД (до апреля 2016 г.

– ФМС) признаются выданными в нарушение установленного порядка, а значит, недействительными, из-за отсутствия у их обладателей гражданства России. 

Ситуация выглядит примерно так: человек (обычно уроженец республики бывшего СССР), прибывший ранее в Россию (как правило, после 6 февраля 1992 г. – даты вступления в силу Закона о гражданстве 1991 г.

) и получивший российский паспорт, при его замене или при оформлении загранпаспорта (возможно, не первого) или российского гражданства детям, а также при обращении в МВД или в другие органы и учреждения узнает, что его паспорт гражданина РФ является незаконным («необоснованно выданным», «сомнительным», «выданным в нарушение установленного порядка» и т.д. Иной раз можно получить резолюцию типа «в результате проверки установлено, что гражданином РФ вы не являетесь»).

В подобной ситуации может оказаться кто угодно, в том числе пенсионеры, имеющие бессрочный паспорт, выданный в 45 лет, поскольку и они могут потерять или испортить документ, а кроме того, гражданство пожилых людей также может быть поставлено под сомнение, если их дети, обратившиеся по поводу их документов или документов их детей, оформляли свое гражданство на основании гражданства родителей. 

В таких случаях проводятся длительные проверки законности приобретения или оформления гражданства, т.е. «обоснованности» выдачи паспортов. В результате лица, обратившиеся в отдел по вопросам миграции УМВД, а также их дети становятся «негражданами», и российские паспорта у них изымают.

Вопиющая несправедливость и дикость проблемы «незаконного» паспорта заключается также в том, что ранее документ человеку выдали те же самые чиновники или их предшественники либо коллеги. Именно они так же, как и их сослуживцы ранее, в силу некомпетентности, ошибок, а зачастую корыстных побуждений сами допускали нарушения, выдавая российские паспорта в нарушение установленного порядка.

О конкретном деле

В адвокатской практике мне не раз приходилось сталкиваться с подобными нелепыми и абсурдными с точки зрения элементарной логики ситуациями, когда чиновники, изымая или признавая незаконным и недействительным паспорт гражданина РФ, в одночасье превращали законопослушных людей в фактически бесправных «неграждан».

К примеру, недавно я представляла интересы лица по делу, в рамках которого УМВД РФ по Пензенской области с целью последующего инициирования процедуры лишения гражданства моего доверителя обратилось в суд с заявлением об установлении юридического факта использования подложного документа и сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ. 

Заявитель ссылался на то, что при принятии в гражданство РФ мать моего доверителя якобы представила подложные документы – в частности, справку о приеме в гражданство России, выданную Генеральным консульством РФ в одном из иностранных государств.

Причем основным и, по сути, единственным доводом, на основании которого заявитель сделал такой вывод, было отсутствие сведений о выдаче справки в Генконсульстве, в то время как в заявлении о принятии доверителя в гражданство указано, что подлинность представленных документов подтверждена подписью уполномоченного лица паспортно-визовой службы.

Замечу, что ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве) четко определено, что решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене в случае, если будет установлено, что оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

КС: Подача недостоверных сведений при приеме в гражданство не влечет автоматически его отменуСуд пояснил, что сообщение лицом недостоверных сведений при получении российского гражданства не влечет его отмену: необходимо учесть ряд обстоятельств, в том числе наличие устойчивой правовой связи лица с Россией

В п. 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, предусмотрено, что решение по данным вопросам отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых оно принималось. 

Причем, как неоднократно подтверждалось судебной практикой (например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2013 г. № 33-8683/13; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2014 г.

№ 58-КГ14-4 и др.), юридическое значение имеет лишь прямой умысел лица на сообщение заведомо ложных сведений, а не на введение госорганов в заблуждение.

Заведомо ложной нельзя считать информацию, сообщаемую заявителем в случае заблуждения о ее подлинности и достоверности.

Следовательно, само по себе отсутствие сведений о выдаче справки консульства не означает, что мать моего доверителя действовала недобросовестно. В объяснительной записке она указывала, что все документы для приобретения гражданства она представила в Генконсульство, и оно выдало ей справку, на основании которой в 2000 г. она получила российский паспорт.

Действовавшая в тот период редакция Закона о гражданстве 1991 г. (ст. 24) предусматривала, что отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение 5 лет после приема. В связи с этим все дела о выдаче паспортов гражданина РФ при приобретении или оформлении гражданства через 5 лет могли быть уничтожены.

Мать моего доверителя узнала о том, что российский паспорт был выдан ей в нарушение законодательства, лишь в 2008 г. – т.е. на момент проведения проверки прошло 8 лет, и вся информация по делам о выдаче паспортов при приобретении или оформлении гражданства, вероятнее всего, была уничтожена.

Отсутствие соответствующих сведений в Генконсульстве может объясняться либо недобросовестностью сотрудников, которые ввели женщину в заблуждение, либо утерей информации.

Соответственно, оснований для утверждения о том, что мать моего доверителя по своей воле ввела в заблуждение сотрудников паспортно-визовой службы, представив им заведомо подложный документ, нет. 

Более того, согласно ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются «лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона». Кроме того, в ст.

42 указано, что «документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона». 

Необходимо также учесть, что в момент подачи заявления о принятии в гражданство РФ мой доверитель был несовершеннолетним и не имел права самостоятельно подать его, а также нести ответственность за сообщенные о себе сведения. Данная позиция подтверждается судебной практикой – в частности, решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 октября 2013 г. по делу № 2-2753/2013. 

Норма п. 2 ст. 24 Закона о гражданстве 1991 г.

, действовавшая во время принятия в отношении моего доверителя решения о приеме в гражданство, предусматривала, что отмена не распространяется на супруга и детей заявителя, которые получили российское гражданство вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о незаконности приобретения гражданства.

В действующей редакции Закона о гражданстве такое положение отсутствует. Однако в постатейном комментарии к данному Закону, опубликованном в 2015 г. (автор – Ванюшин Я.Л.), указано, что при отмене ранее принятого решения о гражданстве РФ должно учитываться так называемое «правило индивидуальной ответственности».

Кроме того, презумпция невиновности, установленная Конституцией РФ, носит более широкий, а не только уголовно-процессуальный характер и распространяется на все органы государственной власти и сферы деятельности, где устанавливается вина человека, в том числе и в рассматриваемом случае.

Практика органов внутренних дел

Как показывает практика, наиболее высок шанс привлечь внимание УМВД у тех, кто родился не в России (РСФСР) либо не имел в РФ постоянной регистрации на 6 февраля 1992 г. По Закону о гражданстве 1991 г.

гражданами России признавались все, кто родился на территории России (РСФСР), дети россиян независимо от места их рождения, а также все граждане бывшего СССР, которые на данную дату постоянно проживали в России.

Этим людям не нужно было получать, точнее, приобретать гражданство – государство признало его наличие «автоматически» и в 1990-х гг. его просто оформили. 

В подзаконные акты и инструкции попало лишь одно условие приобретения гражданства совершеннолетними лицами в порядке признания – по дате проживания.

В базу данных МИД или ГУВМ МВД передавали сведения именно о тех, кто приобрел гражданство, а не об уже имеющих его по признанию или рождению.

И если на сегодняшний день в этой базе данных отсутствуют сведения о приобретении гражданства РФ, то от «подозреваемых» требуют либо предъявить документ о постоянной регистрации в России на 6 февраля 1992 г., либо установить факт постоянного проживания на эту дату в судебном порядке.

Кроме того, сотрудники УМВД утверждают, что признание наличия гражданства по рождению применимо только к лицам, рожденным после вступления в силу Закона 1991 г.

Таким образом, если у сотрудников УМВД есть сомнения в том, что человек на эту дату был зарегистрирован в России, начинается проверка со всеми вытекающими последствиями – фактически это лишение всех гражданских прав, так как имеющийся у человека паспорт изымают либо отказываются обменять, а иных документов, удостоверяющих личность, не выдают.

Новоявленный «негражданин» лишается всех конституционных прав и свобод, включая и такие жизненно важные, как права на получение пенсии, пособий, свободу передвижения. Практика показывает, что в таком положении люди могут находиться месяцы и годы.

Судебная практика

К сожалению, в судах доказать свою правоту зачастую не так просто, а если обратиться к практике Мосгорсуда при рассмотрении таких дел в порядке кассационного производства, ситуация выглядит совсем грустно.

Есть примеры, когда суд соглашается с доводами ГУВМ МВД о наличии при определении принадлежности к гражданству ошибки, сделанной сотрудниками бывших паспортно-визовых служб, и отменяет законное решение первой инстанции. Более того, по жалобе гражданина практически невозможно возбудить надзорное производство в Верховном Суде РФ.

Ранее можно было добиться хотя бы истребования дела, получения отказа с возражениями на доводы. С 1992 г. до настоящего времени ВС РФ не высказал мнения по поводу разрешения споров по вопросам гражданства и лишения статуса гражданина путем изъятия паспорта.

А есть всего-то три основных вопроса, по которым необходимы разъяснения: о постоянстве проживания, о признании гражданства по рождению и об изъятии паспорта по причине «отсутствия» гражданства после того, как оно имелось в наличии в течение многих лет.

Позиция КС РФ

Проблема гражданства рассматривалась также Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 16 мая 1996 г.

№ 12-П Суд констатировал, что гражданин, имеющий российское гражданство по рождению в прошлом, сохраняет его и после распада СССР вплоть до того момента, пока оно не будет прекращено на основании его собственного волеизъявления. Проживание за границей также не прекращает гражданства.

После возвращения в Россию для такого гражданина, по решению КС РФ, достаточно уведомительной регистрации. Ее отличие от регистрации как способа приобретения гражданства – исключительно учетный характер. 

КС РФ указал, что регистрация как способ приобретения гражданства РФ не распространяется на лиц, которые родились на территории РФ, являлись гражданами бывшего СССР, не изъявили свободного желания прекратить принадлежность к гражданству РФ, выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах бывшего СССР, не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию.

Предложения

На мой взгляд, чтобы разрешить описанные проблемы лиц без гражданства в России, необходимо, во-первых, прекратить практику изъятия или признания недействительными паспортов, выданных уполномоченным органом, если судом не доказана вина гражданина в подлоге или представлении заведомо ложных сведений при оформлении, получении гражданства.

Во-вторых, всех, у кого без установленной судом вины паспорт изъят или признан недействительным, считать гражданами с момента выдачи первого паспорта и выдать новый без каких-либо дополнительных процедур.

В-третьих, объявить «амнистию» всем гражданам бывшего СССР, родившимся на территории Российской Федерации, – т.е. признать их право на российское гражданство по рождению, которое было установлено для них в редакции Закона о гражданстве 1991 г. (п. 2 ст. 13).

Наконец, в-четвертых, предоставить право на получение гражданства или вида на жительство всем гражданам бывшего СССР, кто постоянно проживает в России более 5 лет (факт может быть установлен судом) и не имеет гражданства другого государства или права постоянного проживания в нем.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/massovoe-lishenie-grazhdanstva-rf-iz-za-nezakonno-vydannykh-pasportov/

Порядок приобретения российского гражданства

Незаконно осудили гражданина РФ в другой стране, который еще не получил паспорт РФ

ТАСС-ДОСЬЕ.

24 апреля 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о предоставлении лицам, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, права обращаться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о законодательстве и процедуре получения российского гражданства.

Законодательное регулирование

Гражданство Российской Федерации приобретается по рождению, в результате приема или восстановления в гражданстве РФ, а также в случае изменения государственных границ России в соответствии с международным договором.

Порядок приобретения гражданства России регулируют конституция РФ, федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” от 31 мая 2002 года, указ президента РФ “Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации” от 14 ноября 2002 года, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена указом главы государства от 22 июня 2006 года) и другие законодательные акты.

Законодательство предусматривает общий и упрощенный порядок получения российского гражданства.

Органы власти

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются российский президент, Министерство внутренних дел (МВД) и Министерство иностранных дел РФ. Заявление о принятии в гражданство Российской Федерации подается по месту жительства заявителя: в России – в территориальные подразделения МВД, за рубежом – в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Статус иностранцев в РФ

Иностранные граждане, обращающиеся с заявлениями на получение российского гражданства на территории РФ, должны обладать легальным статусом (например, иметь вид на жительство, ВНЖ). Лица, находящиеся в России незаконно, не могут претендовать на получение гражданства.

Статус иностранцев в РФ регулируется федеральными законами “О беженцах” от 19 февраля 1993 года, “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25 июля 2002 года, постановлением правительства РФ “О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке” от 22 июля 2014 года, международными договорами РФ и др.

Территориальные органы МВД РФ выдают иностранным гражданам разрешение на временное проживание (РВП) в России сроком на три года. Число разрешений ограничено в пределах квоты, ежегодно утверждаемой правительством РФ. Без учета квоты РВП могут получить:

– бывшие граждане СССР, родившиеся на территории РСФСР;

– лица, родившиеся на территории РФ;

– лица, состоящие в браке с гражданином РФ, проживающим в России;

– поступившие на военную службу в РФ;

– участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом;

– лица, имеющие ребенка состоящего в гражданстве РФ;

– лица, осуществляющие инвестиции в России, в размере, установленном правительством РФ;

– некоторые другие категории иностранных граждан, имеющие прямых родственников – граждан России.

Вместе с подачей заявления на РВП проводится обязательная дактилоскопическая регистрация иностранцев.

Через полгода после получения РВП иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство сроком на пять лет (может продлеваться многократно).

Соответствующее заявление подается по месту проживания иностранного гражданина в территориальные органы МВД. До получения ВНЖ иностранный гражданин обязан прожить в России не менее одного года на основании РВП.

Исключение сделано для высококвалифицированных специалистов, лиц, признанных носителями русского языка и членов их семей.

Кроме того, ВНЖ в упрощенном порядке могут получить иностранные граждане, прибывшие в РФ “в экстренном массовом порядке”, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории России, и ставшие участниками госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников.

Общий порядок получения гражданства

При общем порядке решение о предоставлении гражданства принимает глава государства, оно оформляется указом президента РФ. Срок рассмотрения документов составляет один год.

Получить российское гражданство в общем порядке может любой дееспособный совершеннолетний гражданин иностранного государства (или лицо без гражданства), если он постоянно проживает на территории РФ не менее пяти лет с момента получения вида на жительство (в течение этого срока разрешается выезжать из России не более чем на три месяца в течение одного года).

Заявитель обязан соблюдать конституцию и законодательство РФ. Кроме того, он должен документально подтвердить наличие законного источника средств к существованию, владение русским языком, а также отказаться от гражданства другого государства.

Срок постоянного проживания в РФ, необходимый для получения гражданства в общем порядке, может быть сокращен до одного года по трем основаниям:

– наличие у заявителя высоких достижений в области науки, техники и культуры, либо обладание профессией, представляющей интерес для РФ;

– получение заявителем политического убежища на территории РФ;

– наличие статуса беженца.

Лица, имеющие особые заслуги перед РФ, могут быть приняты в гражданство главой государства без соблюдения условий, о которых говорилось выше. Военнослужащие – контрактники Вооруженных сил РФ (или других российских воинских формирований), имеющие гражданство бывших республик СССР, могут получить российское гражданство, отслужив три года. При этом им не нужно представлять вид на жительство.

Упрощенный порядок

При упрощенном порядке гражданство предоставляется без требований о наличии вида на жительство и проживания в РФ в течение пяти лет. Срок рассмотрения документов в этом случае составляет не более шести месяцев.

Для граждан Белоруссии, Казахстана и Киргизии он сокращен до трех месяцев, в соответствии с четырехсторонним соглашением об упрощенном порядке приобретения гражданства, подписанным 26 февраля 1999 года (вступило в силу 4 ноября 2000 года).

Решение о предоставлении гражданства принимают руководители территориальных органов МВД в субъектах РФ (в отдельных случаях – главы российских дипломатических и консульских учреждений за рубежом).

В настоящее время в упрощенном порядке российское гражданство могут получить:

– лица, имеющие хотя бы одного родителя – гражданина РФ, проживающего в России;

– лица, проживающие в России и более трех лет состоящие в зарегистрированном браке с гражданином (гражданкой) РФ;

– бывшие граждане СССР, рожденные на территории РСФСР;

– бывшие граждане СССР, проживавшие и проживающие в республиках бывшего Советского Союза и не получившие гражданства независимых государств, созданных в этих республиках;

– бывшие граждане СССР, проживающие в России и являющиеся ветеранами Великой Отечественной войны;

– лица, получившие в РФ профессиональное образование по госпрограммам после 1 июля 2002 года и проработавшие в России легально не менее трех лет (с отчислением работодателем с их доходов страховых взносов в Пенсионный фонд);

– индивидуальные предприниматели, проработавшие в России непрерывно не менее трех лет и отчислявшие ежегодно налоги, сборы и платежи в Пенсионный фонд на сумму не менее 1 млн руб.;

– инвесторы, чья доля в уставном капитале российских компаний, специализирующихся в определенных правительством РФ видах деятельности, в течение трех лет составляла не менее 10%. При этом размер уставного капитала этих компаний должен быть не менее 100 млн руб., а сумма уплаченных ими ежегодно в течение трех лет налогов, сборов и взносов в Пенсионный фонд – не менее 6 млн руб.;

– лица, проработавшие в России не менее трех лет по специальности, включенной в специальный перечень Министерства труда и социальной защиты РФ (в него входит 74 профессии, в том числе врач-специалист, медсестра, фрезеровщик, инженер-проектировщик и др.), с отчислением работодателем с их доходов страховых взносов в Пенсионный фонд;

– нетрудоспособные лица, имеющие совершеннолетних трудоспособных детей – граждан России;

– некоторые другие категории детей и недееспособных лиц.

Кроме того, гражданство России в упрощенном порядке могут получить еще две категории иностранных граждан и лиц без гражданства (срок рассмотрения их заявлений составляет три месяца).

К первой относятся лица, постоянно проживающие в РФ на законном основании и признанные носителями русского языка специальной комиссией, формируемой органами МВД с привлечением филологов и лингвистов.

При этом они должны дать обязательство соблюдать российскую конституцию и законы, иметь легальные доходы, а также отказаться от иностранного гражданства (для граждан Украины достаточно представить нотариально заверенную копию заявления об отказе от гражданства, отправленного в диппредставительство этой страны).

Ко второй категории относятся участники госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников и члены их семей. Они должны быть официально зарегистрированы на территории субъекта РФ, выбранного ими для постоянного проживания.

В случае отклонения заявления о принятии в российское гражданство заявитель может по истечении года обратиться с повторным прошением.

Поправки в закон “О гражданстве Российской Федерации”

28 декабря 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон “О гражданстве”.

Документ наделяет главу государства правом определять в гуманитарных целях категории иностранных граждан и лиц без гражданства, которые вправе подать заявление на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке.

Это позволяет принять в гражданство РФ в первую очередь тех, кто проживает в странах со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, где происходят вооруженные конфликты или неконституционная смена политического режима.

Кроме того, закон упростил процедуру для участников госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников.

От них более не требуется обязательное наличие регистрации по месту жительства в субъекте РФ, выбранном ими для проживания.

Для получения гражданства в упрощенном порядке достаточно состоять на учете в территориальных органах МВД по месту пребывания в РФ (при наличии РВП или ВНЖ). Данные поправки в закон о гражданстве вступили в силу 29 марта 2019 года.

Основания для отказа в приеме в гражданство РФ 

Заявления о приеме в российское гражданство отклоняются в случае, если заявитель:

– выступает за насильственное изменение основ конституционного строя или иными действиями создает угрозу безопасности РФ;

– участвовал в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах;

– участвовал в террористической, экстремистской деятельности, представляющей угрозу национальной безопасности РФ;

– использовал при подаче заявления подложные документы или сообщил заведомо ложные сведения;

– осужден, имеет неснятую или непогашенную судимость, преследуется российскими правоохранительными органами и др.

Решение о приобретении гражданства РФ подлежит отмене в случае:

– если в судебном порядке установлен факт использования заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений;

– если целью приобретения гражданства являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ;

– отказа заявителя от принесения присяги.

Присяга

Лица, получающие российское гражданство, обязаны принести присягу. Ее текст гласит: “Я, Ф. И. О.

, добровольно и осознанно принимая гражданство РФ, клянусь: соблюдать конституцию и законодательство РФ, права и свободы ее граждан, исполнять обязанности гражданина РФ на благо государства и общества, защищать свободу и независимость РФ, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции”. От присяги освобождаются лица, не достигшие 18 лет, недееспособные или ограниченные в дееспособности, а также освобожденные от этой обязанности в соответствии с решениями президента РФ.

Статистика

В 2018 году, по данным МВД России, в гражданство России были приняты 269 тыс. 362 человека, в том числе 83 тыс. 81 гражданин Украины, 45 тыс. 362 – Казахстана, 35 тыс. 732 – Таджикистана, 27 тыс. 134 – Армении, 21 тыс. 67 – Узбекистана.

В 2017 году российское гражданство получили 257 тыс. 822 человека, в том числе 85 тыс. 119 граждан Украины, 40 тыс. 718 – Казахстана, 29 тыс. 39 – Таджикистана, 25 тыс. 144 – Армении, 23 тыс. 334 – Узбекистана.

Этническая принадлежность в статистике не раскрывается.

Всего в 2012-2017 годы гражданство России получили свыше 1 млн человек, из них 525 тыс. по госпрограмме содействия добровольному переселению в РФ соотечественников.

По сообщению начальника Главного управления по вопросам миграции МВД РФ Ольги Кирилловой, за 2014-2017 годы и первое полугодие 2018 года гражданство РФ приобрели 312 тыс. граждан Украины. Общее число беженцев из этой страны в Россию после 2014 года, по информации депутата Госдумы Константина Затулина, составило более 2,5 млн человек.

В 2014 году временное убежище в России получили 250 тыс. человек (в 2013 году – 2 тыс. 822), в 2015 году – 149,6 тыс., в 2016 году – 22 тыс., в 2017 году -10,4 тыс. человек. К началу 2019 года статус временного убежища в России имели 76 тыс. человек (98% – беженцы из Украины).

По разрешению на временное проживание в России в конце 2018 года находились 512 тыс. 852 человека, по виду на жительство – 630 тыс. 610.

По состоянию на 1 августа 2018 года, по словам Кирилловой, на территории Российской Федерации находилось 8,5 млн граждан СНГ.

Источник: https://tass.ru/info/6371814

Российские паспорта для украинцев в оккупации: можно ли наказывать за то, чего мы не признаем

Незаконно осудили гражданина РФ в другой стране, который еще не получил паспорт РФ

Слухи о том, что Россия будет выдавать паспорта жителям оккупированного Донбасса ходили давно, как только появился соответствующий указ Путина, сразу начались дискуссии.

В частности о том, можно ли лишить граждан Украины, которые проживают на оккупированных территориях, украинского гражданства и должны ли они нести ответственность за добровольное принятие гражданства страны-агрессора; может ли вообще считаться добровольным получение паспорта государства, которое де-факто контролирует часть территории Украины?

24 апреля был обнародован Указ президента Российской Федерации о том, что есть категория лиц, у которых есть право попросить предоставить им гражданство России в упрощенном порядке, и это заявление будет рассмотрено в гуманитарных целях.

Как утверждается в указе, «с целью защитить права и свободы человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права».

Следовательно, лица, которые постоянно проживают на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины (ОРДЛО), имеют право обратиться с таким заявлением, то есть без обязательного непрерывного пятилетнего срока проживания на территории России, подтверждения законного источника получения средств к существованию, отказа от имеющегося гражданства и подтверждения владения русским языком.

Паспортная ситуация на Донбассе существенно отличается от той, которая сложилась в Крыму в 2014 году.

Напомним, что после аннексии полуострова, Россия в автоматическом режиме распространила свое гражданство на всех людей, которые на момент захвата проживали (были зарегистрированы) в Крыму.

Украина трактует эту ситуацию так: гражданам Украины принудительно и автоматически предоставили гражданство РФ, что Украина не признает, а значит, это не может быть основанием для потери украинского гражданства.

В истории с оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей все иначе. Во-первых, речь не идет об автоматическом распространении гражданства РФ на оккупированную часть Донбасса — Россия только упрощает условия для получения своего гражданства.

Во-вторых, согласно определенному перечню, уполномоченные на принятие документов миграционные органы размещены на территории Ростовской области (города Покровское и Новошахтинск), а это значит, что хотя бы формально пока что Россия не выдает свои паспорта на территории оккупированной части Украины.

В-третьих, согласно указу, для получения паспорта граждан РФ украинцы должны самостоятельно обратиться в уполномоченные органы МВД РФ, что может свидетельствовать о добровольном приобретении гражданства иностранного государства.

И делать вывод о том, что это добровольный шаг со стороны жителей оккупированных территорий, на которой отсутствуют какие-либо гарантии защиты прав и свобод человека, более чем сомнительно: речь идет о вооруженной агрессии, которая не только влияет на «добровольное принятие решения», но и нарушает нормы международного права, что влечет за собой непризнание действий (документов), которые являются последствиями такого нарушения.

Реакция украинской стороны

В день обнародования указа, 24 апреля, Министерство иностранных дел Украины сделало официальное заявление, в котором выразило решительный протест в связи с указом президента России.

В министерстве заявили, что указ открывает путь к незаконной выдаче российских паспортов на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях Украины.

МИД Украины считает указ президента РФ «юридически ничтожным» и таким, который не изменит тот факт, что жители оккупированных Россией территорий Донбасса все еще являются украинскими гражданами.

Однако, как выяснилось, такую позицию министерства разделяют далеко не все политики и топ-чиновники других министерств.

Сразу после обнародования указа в медиа появились заявления о необходимости привлечения к ответственности за получение паспортов РФ, лишение гражданства Украины и аннулирование внутренних и загранпаспортов украинцев.

Так, например, 27 апреля народный депутат Семен Семенченко заявил о том, что он лично зарегистрирует в Верховной Раде законопроект об автоматической утрате гражданства Украины теми, кто получил гражданство РФ. Правда, этот проект так и не был внесен.

В то же время народные депутаты-члены парламентского Комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений обнародовали свое заявление, в котором выразили озабоченность «карательной риторикой» публичных обращений относительно негативных последствий получения паспортов РФ гражданами, проживающими в ОРДЛО. Подобные заявления, по мнению членов Комитета, вредят национальным интересам Украины и могут восприниматься как признание легитимности действий власти РФ.

Точки над «і» были расставлены во время заседания 8 мая. Тогда премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что Украина не признает «фейковых российских паспортов и призывает международное сообщество также не признавать эти документы». На этом заседании правительство приняло два соответствующих решения — Постановление №444 и Распоряжение 362-р.

По сути, постановление предоставляет право Кабинету Министров Украины не признавать и не регистрировать паспортные документы иностранного государства в случае, если они выданы с нарушением норм международного права и/или с целью причинения вреда суверенитету, независимости, территориальной целостности Украины.

В распоряжении закрепляется перечень уполномоченных органов Российской Федерации, которые выдают паспорта, они не признаются Украиной. Среди них — Межрайонный отдел Управления федеральной миграционной службы России в Ростовской области в с.

Покровское (с 30 апреля) и Отдел Управления федеральной миграционной службы России в Ростовской области в г..

Новошахтинск (с 29 апреля), которые, по официальной информации МВД России, занимаются оформление паспортов граждан РФ жителям оккупированной части Донбасса.

Как следствие, по этим паспортным документам иностранцы не смогут въехать на территорию Украины.

Конфискация имущества за российский паспорт

В начале июня народный депутат Олег Мусий зарегистрировал в Верховной Раде Украины проект Закона о гражданской конфискации имущества лиц — граждан Украины, которые добровольно получили гражданство России и проживающих в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (реестр. 10363).

Если коротко, то законопроект предлагает ввести в Гражданский кодекс Украины новое понятие — гражданская конфискация — в отношении имущества жителей ОРДЛО, которые получили гражданство РФ.

Такая конфискация, то есть лишение права собственности на имущество, должна происходить по решению суда, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, в случае приобретения гражданином Украины, который проживает в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, гражданства РФ.

Предполагается, что конфискации может подлежать как движимое, так и недвижимое имущество жителей ОРДЛО исключительно после того, как владелец перестал быть гражданином Украины.

Стоит отметить, что вообще понятие «гражданская конфискация» является заимствованием из международной практики борьбы с коррупцией и означает гражданский иск, направленный на взыскание незаконно приобретенных активов в собственность государства (non-conviction based asset forfeiture).

Это является отдельным инструментом принудительного прекращения права собственности, о необходимости появления которого в украинском законодательстве речь идет давно, однако недавно эти дискуссии актуализировались с регистрацией президентом Украины соответствующего законопроекта.

Возможно, именно это вдохновило Мусия внести в парламент предложения о конфискации имущества жителей ОРДЛО, которые приняли гражданство РФ, но применение подобных санкций выглядит, мягко говоря, непропорциональным.

Конечно, у законопроекта 10363 почти нет шансов на рассмотрение в Верховной Раде до досрочных парламентских выборов, которые должны быть в июле. Впрочем, сама философия, заложенная в тексте проекта закона, продолжает дискуссию о том, какая ответственность должна наступать (и должна ли), если украинские граждане получают иностранное гражданство, в частности, гражданство РФ.

Почему «карательная риторика» не сработает

Перед тем, как предлагать варианты наказания жителей оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, следует остановиться все же на том, а может ли Украина такую ответственность устанавливать, и не противоречит ли это Конституции и законодательству в сфере гражданства.

Во-первых, гражданин Украины не может быть лишен гражданства. Об этом говорит статья 25 Конституции Украины. Это значит, что разговоры о каком-либо автоматическом или «почти автоматическом» лишении граждан Украины гражданства противоречат Конституции и не могут быть реализованы на практике.

Во-вторых, принятие гражданами Украины любого другого гражданства не является нарушением законодательства Украины. Более того, согласно Закону «О гражданстве Украины», если гражданин Украины стал гражданином другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.

В-третьих, факт добровольности приобретения гражданства РФ жителями оккупированных Россией территорий — сомнительный.

Не исключая то, что для получения гражданства России необходимо подать заявление и определенный перечень документов (в частности, копию паспорта так называемых «ЛНР» и «ДНР»), согласно сообщениям Министерства обороны и информации правозащитных организаций, на оккупированных территориях де-факто власть обязывает определенные категории лиц получать гражданство РФ. Кроме того, необходимо принимать во внимание получение гражданства РФ детьми, за которых документы подают их родители или законные представители, и такое приобретение гражданства несовершеннолетними лицами нельзя считать добровольным.

В-четвертых, даже добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства не влечет за собой автоматической потери гражданства Украины.

Действительно, Закон говорит о том, что одним из оснований утраты гражданства Украины является добровольное приобретение ее совершеннолетним гражданином гражданства другого государства. Однако, согласно процедуре, факт приобретения иностранного гражданства необходимо подтвердить.

Являются ли таким подтверждением публичные данные, которые обнародует Россия? Вряд ли, если учитывать тот факт, что у нас сейчас идет гибридная война.

В-пятых, с вопросами гражданства тесно связаны вопросы правосудия.

Лишение украинского гражданства в связи с приобретением гражданства России лицами, причастными к совершению военных преступлений или к широкомасштабным нарушениям прав человека во время вооруженного конфликта на территории Украины (особенно ее оккупированной части) может привести к усложнению процедуры привлечения таких лиц к ответственности.

Поэтому если невозможно лишить гражданства Украины тех, кто получил гражданство любого иностранного государства, в частности РФ, зачем тогда многочисленные публичные обещания это сделать и привлечь к ответственности жителей ОРДЛО? Пока они больше похожи на популистскую браваду в предвыборный период, которая не заканчивается ничем кроме ненависти к жителям оккупированных территорий.

С одной стороны, правительство не признает паспорта РФ, что, вероятно, будут получены гражданами Украины; с другой депутаты предлагают привлекать к ответственности жителей оккупированного Донбасса за получение документов РФ.

А это немного странно: наказывать даже за то, чего не признаем. То есть снова и снова перекладывая ответственность за последствия агрессии на простых граждан.

Наоборот, мы должны не наказывать, а активно работать над тем, как облегчить жизнь людей, которые вынуждены были остаться на оккупированных территориях.

Речь идет и об облегчении доступа к административным услугам и процедурам (в частности, установление фактов рождения и смерти на оккупированных территориях), выдачи паспортов, обеспечение права на образование и тому подобное.

Только такие действия, а не угрозы и наказания способны обеспечить поддержку связей с жителями оккупированных территорий — именно это является самым важным для восстановления мира и последующей реинтеграции территорий и людей.

Источник: https://hromadske.ua/ru/posts/rossijskie-pasporta-dlya-ukraincev-v-okkupacii-mozhno-li-nakazyvat-za-to-chego-my-ne-priznaem

Россия своих не выдает

Незаконно осудили гражданина РФ в другой стране, который еще не получил паспорт РФ

Минюст России разъяснил свою позицию по поводу передачи украинского режиссера Олега Сенцова для отбывания наказания на родине. Если коротко — передачи не будет.

Согласно официальному ответу ведомства на запрос «украинской стороны», у Сенцова лишь одно гражданство — российское, а поскольку двойного гражданства с Украиной не предусмотрено, то Российская Федерация не будет рассматривать вопрос передачи своего гражданина для отбывания наказания в другой стране.

Сенцов был осужден Северо-Кавказским военным окружным судом на 20 лет лишения свободы по обвинению в создании террористического сообщества и совершении двух терактов, в качестве которых рассматривались не слишком удачные поджоги офисов в Симферополе — Партии Регионов (в материалах дела фигурирует как офис «Единой России», которой фактически на полуострове в это время быть не могло — А. Н.) и «Русской общины Крыма», где располагался штаб боевиков Самообороны Крыма. Террористическим сообществом суд назвал ячейку запрещенного в России националистического украинского «Правого сектора», которую якобы создал Сенцов в Крыму.

Вместе с Сенцовым на 10 лет лишения свободы был осужден антифа-активист Александр Кольченко, который с украинскими националистами был связан только тем, что несколько раз был ими бит во время акций в память журналистки Анастасии Бабуровой и адвоката Станислава Маркелова, погибших от рук российских националистов в 2009 году. Правозащитное движение «Мемориал» признало Сенцова и Кольченко политическими заключенными.

«Какая ваша национальность?»

Возможность отбывания наказания на родине рассматривалась для украинских политзаключенных в России, как одна из основных возможностей возвращения.

Одним из естественных требований передачи узников должно быть украинское гражданство, однако если относительно паспорта Надежды Савченко, Николая Карпюка и других украинцев сомнений не возникало, то в случае с «крымскими террористами» все гораздо сложнее. Вопрос о гражданстве Кольченко и Сенцова возник еще во время судебного процесса.

Олег Сенцов. Антон Наумлюк, специально для «Новой газеты»

«Какая ваша национальность?», — спросил в начале первого дня процесса у Кольченко судья Сергей Михайлюк. «Русский, украинец», — неуверенно протянул анархист.

«Определитесь уже», — улыбаясь ответил судья и поинтересовался, владеет ли Кольченко русским языком, — владеет. Сенцов ответил уверенно: «Украинец».

В материалах дела оба обвиняемых фигурировали, как российские граждане, украинских консулов к ним не пускали. При этом в материалах дела были только украинские паспорта.

После приговора Сенцов был отправлен отбывать наказание в Якутию, Кольченко — в Челябинскую область. В марте 2016 года, казалось, вопрос о гражданстве украинцев был решен в их пользу.

В итоговом докладе, опубликованном аппаратом уполномоченного по правам человека в России, говорится прямо: «В результате предпринятых по жалобам Сенцова и Кольченко действий уполномоченного была устранена правовая неопределенность относительно их гражданской принадлежности и признано их украинское гражданство». К этому времени Киев уже подал в российский Минюст ходатайство о передаче Сенцова и Кольченко для отбывания наказания на родине. Тогда казалось, что либо так, либо через помилование, украинские политузники окажутся в Украине уже до конца года, но Минюст, судя по всему, ничего о резонах российского омбудсмена не знает.

«Сенцов приобрел российское гражданство в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», — говорится в сообщении ведомства.

«Против воли делать человека гражданином другой страны нельзя. У Кольченко есть паспорт Украины. И Сенцов от украинского гражданства не отказывался»

«Позиция Минюста основывается на федеральном конституционном законе, в письме указывается о присоединении Крыма и говорится, что у Сенцова российское гражданство из-за того, что он не написал отказ от него. То есть, по мнению Минюста, все, кто не написал такой отказ, автоматически получили российское гражданство.

Но есть исключение — нужно было пройти процедуру: написать соответствующее заявление и получить российский паспорт. Сенцов никакого заявления не писал, паспорт не получал, от украинского гражданства не отказывался.

Де-факто его сделали российским гражданином, но де-юре он им не стал, процедур не проходил», — ответил на это адвокат Сенцова Дмитрий Динзе.

Александр Кольченко. Антон Наумлюк, специально для «Новой газеты»

Адвокат напомнил, что защитник Кольченко Светлана Сидоркина пыталась судиться по поводу гражданства с миграционной службой, но Симферопольский суд отказал ей в исковых требованиях, заявив, что формальных нарушений в фактически насильственном присвоении ему российского гражданства нет.

«Я обращался к уполномоченному по правам человека в России, в генпрокуратуру, которая ответила: из-за того, что он не прошел процедур получения российского гражданства, он остается гражданином Украины. Ее позиция: против воли делать человека гражданином другой страны нельзя.

У Кольченко есть паспорт Украины, процедур не прошел, значит, он гражданин Украины», — настаивает Дмитрий Динзе.

Есть и другой путь

Отказ российского Минюста рассматривать возможность передачи украинцев на родину для отбывания наказания не исключает, конечно, их возвращения, а лишь закрывает один, не самый, кстати, простой для Киева, путь.

Все громкие обмены украинских политзаключенных происходили через процедуру помилования и обмена, а не экстрадиции для отбывания наказания. Надежда Савченко вернулась домой свободным человеком, как и ГРУшники Александр Александров и Евгений Ерофеев, которых обменяли на украинскую военнослужащую.

А помилование Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева транслировали чуть ли не в режиме онлайн.

«Мы и раньше видели, что по Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, Российская Федерация никого из списка не отдает, — отмечает адвокат украинцев Надежды Савченко, Николая Карпюка и Валентина Выговского Илья Новиков. — Тут ничего нового. Надо концентрироваться на обмене и механизме помилования. В том, что вопрос о гражданстве решают так грубо, есть слабый плюс — проще будет с ЕСПЧ. Ну и в целом проще объяснять, почему позиция РФ неправильна».

О том, что в политических делах, тем более тех, где фигурантами являются украинцы, российский суд даже не рассматривается стороной защиты в качестве справедливого судопроизводста, говорят почти все адвокаты. Дмитрий Динзе, представляющий интересы Сенцова, обжаловать позицию Минюста не собирается.

«Если честно, мы боимся навредить и сделать ситуацию хуже, — выразил опасение адвокат.

— Мы, по всей видимости, будем обращаться к уполномоченному по правам человека, чтобы там вновь повторили свое мнение относительно украинского гражданства Сенцова.

Мы бы хотели, чтобы вопрос обсуждался по инициативе уполномоченного и генпрокуратуры, которые уже высказали свою позицию. И, разумеется, ждем от президента Украины разрешения этой ситуации на высшем уровне дипломатическими инструментами».

Проблемы обменных процессов

Обменные процессы, после возвращения в Украину Солошенко и Афанасьева как будто действительно приостановились. Инцидент с «украинскими диверсантами» в Армянске тоже не добавил оптимизма в вопросе возвращения украинских политзаключенных домой.

С другой стороны, в Батайской колонии №15 сейчас оказались сразу два украинских фигуранта громких процессов — Алексей Чирний, основной свидетель по делу Сенцова, и Сергей Литвинов, которого первоначально СКР намеревался обвинить в массовых убийствах мирных жителей Луганской области. Чирний выражает слабую надежду, что его готовят к обмену.

Сергей Литвинов. Антон Наумлюк, специально для «Новой газеты»

Адвокат Литвинова Виктор Паршуткин не исключает такой возможности и в отношении своего подзащитного. «Возможно, или отдадут Украине отбывать дальнейшее наказание, или же… Боюсь прогнозировать.

Самое главное, он не забыт — 25 октября в Басманном суде Москвы очередное заседание по возмещению вреда, вчера получил апелляционное постановление на приговор.

Теперь уже ничто не мешает подать жалобу в Европейский суд», — отмечает адвокат.

О возможности обмена и возвращения «чеченских узников» Николая Карпюка и Станислава Клыха можно будет говорить после 26 октября, когда в Верховном суде пройдет слушание по апелляционной жалобе на приговор Верховного суда Чечни, который осудил украинцев за то, что они якобы участвовали в первой чеченской войне на стороне Ичкерии. Без апелляции приговор не вступил в силу и невозможно настаивать на экстрадиции осужденных.

Станислав Клых. Антон Наумлюк, специально для «Новой газеты»

Правда в Грозном сейчас слушается дело об оскорблении Клыхом прокурора Саламбека Юнусова. Украинец действительно во время процесса вел себя не всегда адекватно, — кричал, читал стихи, говорил невпопад.

На последнем заседании Клых, в ответ на заявление прокурора, отказался от своего адвоката, настаивая, чтобы интересы в суде представлял певец Стас Михайлов. Защита предполагает, что такое поведение может быть следствием пыток, о которых Клых рассказывал и в зале Грозненского суда, показывая следы ожогов от электричества на ногах.

В ответ на просьбы адвоката Марины Дубровиной провести психиатрическую экспертизу подзащитного, судья заявил, что оснований считать Клыха психически нездоровым у него нет.

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2016/10/21/70263-rossiya-svoih-ne-vydaet

101Адвокат
Добавить комментарий