Обязательный аудит автономных учреждений

Какие виды НКО обязаны ежегодно проводить аудит?

Обязательный аудит автономных учреждений

В каких случаях проведение аудиторской проверки в отношении НКО является обязательной?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

Как узнать подпадает ли данный вид НКО под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

АУДИТ НКО

Обязательность аудита по критериям финансово-экономической деятельности НКО

В первую очередь, обязательному аудиту подлежат все виды НКО при их соответствии установленным показателям финансово-экономической деятельности. Так, обязательному аудиту подлежат НКО:

  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров,  работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо
  • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ). НКО могут создаваться в форме (п.3 ст.2 Закона №7-ФЗ):

  • общественных или религиозных организаций (объединений);
  • общин коренных малочисленных народов РФ;
  • казачьих обществ;
  • некоммерческих партнерств;
  • учреждений;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • социальных, благотворительных и иных фондов;
  • ассоциаций и союзов;
  • в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

Таким образом, НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п.2 ст.7 Закона №7-ФЗ).

РЕГИСТРАЦИЯ НКО: СТОИМОСТЬ

Практически это означает, что в бухгалтерском учете должны быть обособленно отражены источники формирования деятельности НКО.

Так, структура доходов НКО складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений.

Поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью НКО учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», к которому открываются субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.

), второго – по назначению целевых средств (например, для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, учитываются на счетах 90 «Продажи» (например, выручка от выполнения работ и оказания услуг) или 91 «Прочие доходы и расходы» (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). И если выручка от предпринимательской деятельности НКО превышает 400 млн рублей (без учета НДС), то проведение аудита является обязательным.

ШТРАФЫ ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА 

Как и любая организация, НКО может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. НКО также может иметь земельные участки в собственности или на ином праве (ст.25 Закона №7-ФЗ). И если валюта баланса НКО превышает 60 млн рублей, то проведение аудита обязательно.

Важно!

В случае если НКО попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

Виды НКО, подлежащие обязательному аудиту

Обязательному аудиту также подлежат следующие виды НКО, независимо от их соответствия критериям финансово-экономической деятельности (пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ):

  • негосударственный пенсионный или иной фонд;
  • акционерный инвестиционный фонд;
  • управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).
  • То есть проведение аудита обязательно в отношении отчетности всех фондов.

Также обязаны проводить аудит НКО, являющиеся иностранными агентами, а также структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (п.1 ст.32 Закона №7-ФЗ). Такие НКО обязаны представлять в Минюст (контролирующий орган) наряду с отчетностью аудиторское заключение. 

КРИТЕРИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА

Иные случаи проведения обязательного аудита НКО

Кроме того, обязательность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО. Также проведение обязательного аудита требуется грантодателями в отношении НКО, получивших гранты и (или) пожертвования.

В ряде случаев обязанность проведения аудита НКО закреплена положениями федерального закона. Так, например, отчетность следующих НКО подлежит обязательному аудиту:

  • жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
  • кредитные потребительские кооперативы, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений (ст.28 и ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации»);

Источник: https://rosco.su/press/kakie_vidy_nko_obyazany_ezhegodno_provodit_audit/

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях

Обязательный аудит автономных учреждений

либо от финансовых показателей . Причем в первых двух случаях финансовые показатели, такие как выручка или валюта баланса, не имеют значения.

Т.е. если выручка за 2015 год в отчете о финансовых результатах превысила 400 млн. руб. или валюта баланса превысила 60 млн. руб . то организация, независимо от статуса субъекта малого предпринимательства, обязана пройти обязательную аудиторскую проверку за 2019 год.

Следовательно, ваша организация должна будет пройти обязательную аудиторскую проверку в 2019 году. Обратите внимание: обязательный аудит ЗАО проводится с отчетности за 2014 год независимо от финансовых показателей и применяемого режима налогообложения, а также статуса малого предприятия.

Обязательный аудит ООО и ОАО

Обязательный аудит ООО и АО также может потребоваться в случае проведения акционирования государственного унитарного предприятия в целях подтверждения достоверности промежуточного баланса, сформированного исполнительным органом предприятия на момент его преобразования в открытое акционерное общество. Для открытых акицонерных обществ (ОАО) проведение ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательно всегда, независимо от размера выручки и валюты баланса.

Для повышения качества бухгалтерской отчетности и в целях профилактики ошибок в бухгалтерском и налоговом учете рекомендуем проводить проверку поэтапно (например, в 2 этапа – летом и весной, или в 3, или в 4 этапа — по Вашему желанию).

Проведение аудиторской проверки — это не только проверка работы бухгалтерии.

Обязательный аудит автономных учреждений

Законом «Об аудиторской деятельности» установлены критерии, по которым организации подлежат обязательному аудиту. Отметим сразу, что АУ отсутствуют в перечне организаций, подлежащих обязательному аудиту.

Поэтому в отношении АУ для определения критерия обязательного аудита применимы два показателя: Обязательный аудит проводится в случаях, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб.

4.

Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей; 5. Организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность; Критерии, указанные в Законе, четко отвечают на вопрос, в каких случаях проводится обязательный аудит.

если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей; 5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

Обязательный аудит проводится по поручению уполномоченных на это государственных органов.

Необходимо выделить, что обязательный аудит должен проводиться специализированными аудиторскими организациями.

Во время проведения такого аудита на предприятиях, в уставных капиталах которых доля собственности субъекта РФ или государственной собственности составляет более 25%, заключение договоров по оказанию необходимых аудиторских услуг должно проходить по итогам проведения специального открытого конкурса. Что касается порядка проведения этих конкурсов, то он утверждается Правительством РФ.

Аудиторская проверка юридических лиц, в финансовой документации которых имеется информация, составляющая государственную тайну, может производиться исключительно аудиторскими компаниями. Причем в уставном капитале этих компаний нет доли, принадлежащей иностранным физ.

Источник: https://admpravokumskoe.ru/objazatelnaja-auditorskaja-proverka-provoditsja-v-sluchajah-87881/

Учредитель и наблюдательный совет. журнал

Обязательный аудит автономных учреждений

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

 
    Наблюдательный совет автономного учреждения – это коллегиальный орган, рассматривающий широкий спектр вопросов, создание которого в автономном учреждении обязательно.

Как показала практика, решения наблюдательного совета порой становятся причиной серьезной головной боли для органов исполнительной власти, реализующих полномочия учредителя.

О том, как учредителю правильно организовать работу наблюдательного совета, мы расскажем в этой статье.
 

Состав наблюдательного совета

 
    Необходимость создания наблюдательного совета автономного учреждения, его компетенция и задачи установлены Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон № 174-ФЗ). Статьей 10 Закона № 174-ФЗ установлен порядок формирования наблюдательного совета.

    В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем 5 и не более чем 11 членов.

В его состав входят представители учредителя автономного учреждения, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которых возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Численность и представительство наблюдательного совета указываются в уставе автономного учреждения.
    В состав наблюдательного совета могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители работников самого автономного учреждения.

    Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в его составе не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. При этом не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители учредителя автономного учреждения.

    Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.
    Так как количество представителей отдельных групп наблюдательного совета ограниченно, то при каждой возможной численности членов наблюдательного совета получается вполне определенный “качественный” состав совета.    В Таблице № 1 представлены возможные варианты соотношения различных представителей в составе наблюдательного совета численностью от 5 до 11 его членов.

Таблица № 1

Возможные варианты состава наблюдательного совета

Обязательное представительство Установленная численность наблюдательного совета, чел.
5 6 7 8 9 10 11
Структура состава наблюдательного совета
Представители учредителя11111–21–21–2
Представители органа управления имуществом0111111
Представители иных государственных органов00000–1*0–10–1
Представители общественности3– 42–33–54–63–74–75–8
Работники учреждения0–11–20–20–20–30–30–3

 
        * – Один представитель иных государственных органов может присутствовать в совете при условии, что представитель учредителя один.

 

    Указывая в вышеприведенной таблице количество членов совета той или иной категории, автор руководствовался п. 1 ст.

10 Закона № 174-ФЗ, в котором сказано, что наблюдательный совет состоит из представителей учредителя, органа управления имущества и представителей общественности. Иные категории в нем могут присутствовать, но это не обязательно.

    Отметим, что при числе членов совета, равном пяти, невозможно выполнить требования п. 1 ст. 10 Закона № 174-ФЗ, ведь количество представителей органов государственной власти должно быть не более 1/3 от общего состава наблюдательного совета. Следовательно, совокупное количество представителей от учредителя и от органа управления имуществом должно быть не более 1,66. При этом количество наблюдателей от учредителя – не менее половины от представителей госорганов, то есть не менее 0,83. Таким образом, в наблюдательном совете должен быть один представитель учредителя и ни одного представителя органа управления имуществом, хотя, согласно п.

Источник: https://www.referent.ru/40/8917

101Адвокат
Добавить комментарий