Оскорбила чувства верующих в интернете

Правообладатель иллюстрации ALEXANDER NEMENOV AFP Image caption Эксперты предлагают озаботиться не только чувствами верующих, но и атеистов, которых в советское время было немало

В Ставрополе начались слушания уголовного дела в отношении блогера Виктора Краснова, которого экспертиза признала виновным в оскорблении чувств верующих.

В октябре 2014 года Краснов, ведя спор в одной из групп соцсети “ВКонтакте”, написал фразу “бога нет” и назвал Библию “сборником еврейских сказок”.

Высказывания Краснова, как выясняется, оскорбили двух его собеседников, которые написали на блогера заявления в полицию, и теперь ему грозит до трёх лет заключения в колонии по новой редакции статьи 148 УК России об оскорблении чувств верующих.

Правда, по мнению правозащитников, эта статья – очередной карательный инструмент в руках российской власти, имеющий к чувствам верующих весьма опосредованное отношение. Так ли это?

Ведущий программы “Пятый этаж” Михаил Смотряев беседует на эту тему с независимым политологом Марией Липман и членом президиума Ассоциации юристов России Владиславом Грибом.

Загрузить подкаст передачи “Пятый этаж” можно здесь.

Михаил Смотряев: По поводу дела, которое мы будем сегодня обсуждать: как и в случае с Pussy Riot, общественное мнение разделилось на две части – одни считают, что это оскорбление чувств верующих, и в любом случае надо аккуратнее выбирать место для публичных выступлений, или выражения, как в случае с Красновым, а другие считают, что это инструмент цензуры и еще один инструмент давления на гражданское общество, которое в России находится и так в довольно печальном состоянии.

Мария Липман: Обе группы считают, что это цензура, просто одни считают ее уместной, а другие – нет. Первые считают ее благотворной для общества, а вторые полагают, что это противоречит российской Конституции и вообще считают ее неправомерной.

Если же сравнивать его с делом Pussy Riot, не давая ему оценки, то здесь есть существенная разница. В деле Pussy Riot были потерпевшие, их даже вызывали в суд. При этом акте присутствовали церковные служащие, охранники, которые в суде пытались рассказывать, как их чувства были оскорблены.

Неясно, правда, сколько должно быть оскорблено верующих, чтобы считать их группой.

В данном случае пострадавших нет вообще. Те два собеседника Виктора Краснова, которые подали на него в суд, согласно экспертизе оскорбленными не являются. Поэтому государство в лице правоохранительных и судебных органов выступает в качестве защитника верующих, а как оскорбление трактуется, это отдельный вопрос.

М.С.

: Статья 148, которая вменяется господину Краснову, состоит из четырех частей, из которых интерес представляют три первые – публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, и незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов.

Четвертая часть предусматривает первые три, но для лиц с использованием своего служебного положения или с применением насилия или с угрозой его применения. Так сказано в уголовном кодексе, и я не вижу в перебранке, которая происходит в социальных сетях ежеминутно по любому поводу, того, что подпадало бы под любую из частей этой статьи.

Владислав Гриб: Я готов с вами полностью согласиться. Я сам человек верующий, но каждый имеет право на свою точку зрения, в том числе и атеисты, которые верят, что бога нет. Это не является оскорблением лично моих чувств. Мы, еще со времен СССР, бросаемся в две крайности. То у нас был воинствующий атеизм, а теперь воинствующая поддержка верующих.

Вопрос веры носит личный характер, и не надо путать защиту чувств верующих с борьбой с атеизмом. Можно посмотреть тексты философского, даже юридического характера, так на их основании авторов – ученых, тоже надо подвергать суду.

В этой статье главную роль играет умысел – явное желание именно оскорбить чувства верующих. Здесь нужна филологическая экспертиза, определяющая специальные слова, на это направленные.

Кроме того, такое оскорбление должно быть сделано очень публично.

Условий, описанных в первой части статьи, я здесь не вижу. Если мы все-таки создадим прецедент по этому случаю, это будет очень опасно. Многие юристы считают, что здесь существует очень тонкая грань, когда речь идет о высказываниях в отношении веры.

Когда человек говорит, что религия – это неправда, это не оскорбление чувств верующих. Оскорбление – это тогда оскорбляются конкретные апостолы, или обряды. Я не знаком со всеми материалами, но здесь этого состава не нахожу.

Если решение будет принято против обвиняемого, оно будет обжаловано.

М.С.

: Пока о решении говорить сложно, рассмотрение дела началось только вчера. Следующее заседание назначено на 15 марта, и тянуться это может достаточно долго. Уже было назначено и проведено психиатрическое освидетельствование, и компьютеры и мобильные телефоны изымали, и давно уже всё продолжается. Всё это выглядит немного через край.

В.Г.: Это выглядит смешно, потому что изымать компьютер и проводить экспертизу нелепо. Кто-то ретивый из наших органов решил провести показательный процесс. Но тогда надо привлекать к ответственности московских и общеевропейских философов-атеистов. Хочется надеяться, что здравый смысл возобладает.

М.С.

: Кстати, к ответственности можно привлечь не только философов и правоведов, но и лингвистов – господина Габриэляна, госпожу Друпову и других, которые, составляя заключение по поводу этого отрывка текста, который им был представлен, ухитрились совершить ряд ошибок филологического свойства, а также например, перепутали пейсы и Пейсах, еврейскую Пасху.

Тут прозвучала идея, что это инициатива на местах. Мы это наблюдаем и в делах по другим статьям, связанным с экстремизмом. Есть очень интересная географическая тенденция. В крупных городах, Москве и Петербурге, количество таких дел минимально. Чем дальше в глубинку, тем таких дел больше, заканчиваются они быстрее, обвиняемые получают максимальные сроки.

М.Л.: Это связано с большим профессионализмом и судебных органов и экспертизы в крупных городах, тем более в столице. Так было и исторически, и в советское время, в крупных городах нравы были более вольные, в Москве более вольные, чем в Петербурге. В Ставрополе мы имеем дело с таким перегибом, желанием угадать и угодить.

Я рада, что мой собеседник, профессиональный юрист, тоже так считает, и что он упомянул советский опыт.

70 лет атеизма – и говорить, что мы защищаем чувства верующих? Может быть, надо защищать и чувства атеистов? Многие люди всю жизнь прожили с атеистическим мировоззрением, которое жестко навязывалось всему населению.

В начале этого года, в городе Котласе Архангельской области было возбуждено уголовное дело за разжигание ненависти к атеистам. Каждое слово кому-то может показаться оскорбительным.

Возвращаясь к ставропольскому делу: поскольку, по мнению экспертизы, там нет оскорбленных людей, то что там есть? Есть филологически небезупречное заключение экспертизы.

“Слова Краснова унижают религиозные догмы и каноны, а это оскорбляет чувства верующих”. Предположим, участники экспертизы хорошо ориентируются в догмах и канонах.

Но подходит ли слово “унижение” к догме, как это возможно? Но то, что это оскорбляет чувства верующих – только гипотеза.

Люди, выросшие в советские времена, помнят цитаты из Ленина на тему религии, со словами типа “мерзость” и тому подобных. Один из протоиереев московских храмов считает, например, что ать за коммунистов, учитывая политику, которая проводилась в партии, грех. Разумно было бы то, что люди говорят и считают, оставить на совести авторов высказываний, а не выносить в светский гражданский суд.

М.С.

: Как говорил товарищ Сталин, сын за отца не отвечает. Современные коммунисты в массе православия не отрицают, а некоторые охотно ходят в храмы. В мировой практике есть, например, Организация исламского сотрудничества, которая регулярно в ООН поднимает вопрос о закреплении запрета на оскорбление верующих в международном праве.

В мусульманских странах существуют такие статьи и они широко применяются, но такое же существует и в других странах, в том числе европейских.

В феврале этого года в Германии оштрафовали на 500 евро человека за антихристианскую наклейку на машине. Краснову грозит тюремный срок и приличный штраф, так что это не одно и то же.

Как широка мировая практика применения подобных норм в светских странах?

В.Г.: Практика достаточно широкая, но она в основном направлена на защиту от оскорблений конкретных символов веры, обрядов, но не касается обобщающих мировоззренческих проблем.

Здесь очень тонкая грань. Можно сказать, что человек неумный, а можно – что дурак. Первое будет оценочная характеристика, а второе – оскорбление.

И это относится и к другим символам, национальным, например.

Борьба идет за искоренение оскорблений, направленных на конкретные вещи и конкретных людей, и там всегда виден умысел задеть чувства. А в этом случае я такого не вижу. Как человеку религиозному, мне это неприятно, но это мои личные чувства. В публичном пространстве отстаиванием религии должны заниматься религиозные деятели.

М.С.

: При кажущейся разности эпохи становления социализма в 1920-30-е годы и эпохи становления капитализма в современной России отношение к религиозным догматам в общем похоже? То засыпать в храм картошку, то внезапно все православные, город патрулируют казаки и так далее.

М.Л.: Дело не в картошке. Первый период характеризовался физическим уничтожением церковных иерархов и храмов. Сегодня до этого дело не доходит, физически атеистов никто не уничтожает. Что касается “сын за отца не отвечает”, так он отца не выбирает, а принципы или отказ от них каждый выбирает сам, и коммунисты сегодня ту политику не осуждают.

Я тоже очень надеюсь, что в Ставрополе восторжествует здравый смысл. Формулировка, что Библия – это еврейские сказки, это разговорная формулировка академического высказывания, что Библия – это мифология еврейского народа, это будет уже совершенно научное определение. Так что это совсем не оскорбительно.

М.С.

: Я просмотрел эту переписку еще до того как оскорбленные удалили оттуда свои посты. На экспертизу попала только одна сторона этой переписки, господина Краснова, что удивительно. Люди обиделись не на богохульство, а на тот способ, который он использовал. Цитированные высказывания, что бога нет и про сборник еврейских сказок – самое милое и печатное, что там было.

Так что, скорее всего, это самое обычное дело об оскорблении и клевете, и, возможно, его следует переквалифицировать в таковое?

М.Л.: Если речь идет о ругани с обеих сторон, то наилучшим выходом было бы прекратить это позорное дело и дать человеку вздохнуть спокойно – он и так уже настрадался совершенно незаслуженно.

М.С.

: Это мы понимаем, что дело позорное.

М.Л.: Особенно возмутительно, что только его слова попали на экспертизу, и вместо ссоры он один оказался оскорбителем.

М.С.

: В Древнем Китае говорили: не хочешь, чтобы узнали – не делай. Замечательный рецепт на все случаи.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2016/03/160303_5floor_russian_blogger_trial

Соколовский — не первый. Пять историй оскорбления чувств верующих

Оскорбила чувства верующих в интернете

Завтра суд решит судьбу Руслана Соколовского — атеиста и богоборца, которого за серию эпатажных видеороликов обвиняют в оскорблении чувств верующих, а также возбуждении ненависти либо вражды.

Прокурор Екатерина Калинина потребовала приговорить блогера к трём с половиной годам колонии общего режима.

Лайф проанализировал похожие процессы над “кощунниками”, рассказав, чем закончился каждый из них.

За отрицание Бога и усмешку над Библией так и не посадили

Первым блогером, которого судили за оскорбление чувств верующих в Интернете ещё до Руслана Соколовского, стал житель Ставрополья Виктор Краснов.

Ещё в 2014 году Краснов несколько раз вступал в ожесточённые, со взаимным использованием оскорблений и мата перепалки на тему религии в социальной сети “ВКонтакте”. Он позволил себе написать “Бога нет”, а Библию назвал “сборником еврейских сказок”.

В 2015 году к Краснову вместе с бойцами СОБРа пришли оперативники отдела “Э”.  В уголовном деле фигурировали два православных потерпевших, но они отказались являться на судебные заседания.

В обвинительном заключении говорилось, что Краснов “умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления, а также руководя своими действиями, имея негативное отношение к лицам верующих, а именно православных христиан, испытывая к ним неприязненное отношение, выражая явное неуважение к обществу, умышленно нарушая общепризнанные нормы и правила поведения, желая противопоставить себя окружающим и продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним, допустил высказывания, носящие оскорбительный характер, в отношении православного христианства, унизив тем самым чувства верующих”.

Сам Краснов вину не признал. После лингвистической экспертизы обвинения его положили на месяц в психиатрическую больницу — официально, чтобы обследовать на нормальность. Врачи признали Краснова вменяемым.

После этого адвокаты Краснова потребовали дополнительную, независимую экспертизу высказываний своего подзащитного. Суд удовлетворил это ходатайство.

Для Краснова всё закончилось более-менее благополучно. Его не признали виновным. Но и не оправдали. Просто 15 февраля суд прекратил уголовное преследование, объяснив это тем, что по делу “вышли сроки давности”.

Но вопрос о том, надо ли наказывать и как за фразу “Бога нет”, остался открытым.

До приговора не довели, признав обвиняемого сумасшедшим

Житель Екатеринбурга, заявляющий всем, что он — магистр вуду, Антон Симаков попал под статью “Оскорбление чувств верующих” ещё в 2014 году.

Вина чёрного колдуна была в том, что он провёл обряд порчи с жертвоприношением — обезглавил петуха, а его кровью испачкал покрывало, используемое в погребальных ритуалах у православных христиан.

Верующий активист Максим Румянцев написал на Симакова заявление в Следственный комитет.

Сам Симаков вину признавать категорически отказался, заявляя, что в его обряде нет оскорбления верующих, просто ритуалы вуду основаны на христианстве. Однако суд не стал разбираться, прав или виноват “магистр вуду”.

В апреле прошлого года колдуна признали невменяемым и отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу.  На свободу Симаков вышел спустя семь месяцев.

Но по-прежнему считает, что его наказали совершенно ни за что.

Цитировал оккультиста, который связал РПЦ с Сатаной, а Христа назвал тираном

Преподаватель Оренбургского государственного медицинского университета Сергей Лазаров в июле 2013 года разместил в Интернете эссе “Злой Христос”. В этом спорном тексте, автором которого был указан некто “оккультист Белозерский”, христианский бог был назван “убийцей”, “карателем” и “тираном”, а РПЦ сравнивалась с “сатаной”.

Уголовное дело на Лазарова возбудили с подачи оперативника центра “Э” Артёма Бекеева.

Эксперты признали, что текст, который разместил Лазаров, может “способствовать возбуждению религиозной, расовой, национальной ненависти или вражды”.

А в апреле прошлого года суд признал Лазарова виновным и приговорил к штрафу в 35 тысяч рублей. Преподаватель медуниверситета вину не признал и оспорил приговор, однако потерпел неудачу.

Побил статую Будды и мочился в храме

Единственным в своём роде оскорблением не христиан, а буддистов стала эпатажная выходка дагестанского спортсмена Саида Османова.

По версии обвинения, в ночь на 2 апреля Османов, прибывший в Элисту на соревнования по борьбе, зашёл в буддийский храм, где ударил ногой в нос статую Будды и помочился на неё.

Об инциденте, скорее всего, никто бы не узнал, если бы борец сам не разместил в Интернете видео о том, как куражился в культовом для калмыков месте.

Когда разразился скандал, Османов извинился перед буддистами, но на него всё равно завели уголовное дело и обвинили (как и Соколовского, кстати) по двум статьям: “Оскорбление чувств верующих”, а так же “Возбуждение ненависти либо вражды”.

Спортсмена арестовали. Свою вину он признал и раскаялся. В итоге суд приговорил Османова к двум годам условно.

Чучело распяли на поклонном кресте

23 сентября 2015 года двое жителей деревни Старая Малиновка Кировской области — Константин Казанцев и Рустем Шайдуллин — решили пошутить. Они смастерили соломенное чучело и привязали его к поклонном кресту. И добавили пару оскорбительных для христиан надписей — про “неверных”, которые будут казнены.

На двух “приколистов” завели уголовное дело. Ещё до суда они признали свою вину и принесли извинения за свою неуместную выходку.

В обвинительном заключении говорилось, что Константин Казанцев и Рустем Шайдуллин “пренебрежительно относились к православной вере, преследовали цель надругаться над почитаемой верующими религиозной святыней. Они понимали, что указанные действия могут задеть религиозные чувства верующих, как местных жителей, так и других лиц, проезжающих по дороге, причинить им душевную боль, однако им это было безразлично”.

В итоге суд назначил каждому по 230 часов обязательных работ.

Приговор “богохульники” оспаривать не стали.

Вместо вывода

В итоге Руслан Соколовский на сегодня — единственный богоборец, который рискует отправиться за решётку на реальный срок. Хотя другие “кощунники” отделывались условными сроками и штрафами.

Источник: https://life.ru/p/1006444

Злой бог и чучело Христа. Что оскорбляет чувства верующих

Оскорбила чувства верующих в интернете

Девушка из Барнаула Мария Мотузная рассказала в твиттере о том, как на нее завели два уголовных дела из-за изображений, опубликованных на ее странице “ВКонтакте” несколько лет назад. Сейчас ее обвиняют в экстремизме и оскорблении чувств верующих.

По экстремистской статье в России регулярно возбуждают уголовные дела: за 2017 год их было более полутора тысяч. Обвинения в оскорблении чувств верующих встречаются реже: за прошлый год по этой статье осудили всего четыре человека.

Радио Свобода собрало из опубликованных судебных решений истории людей, которые оскорбили чувства верующих.

В 2013 году бывший преподаватель медицинского вуза в Оренбурге Сергей Лазаров опубликовал эссе “Злой Христос”. Как пишет аналитический центр “Сова”, в этом эссе автор рассуждает об образе Спаса Вседержителя (Пантократора) в христианской иконографии с точки зрения гностицизма.

На иконе “Христос Пантократор” автор заметил асимметрию лица и связал это с двойственностью образа: на одной половине лица спокойное выражение, на второй половине более суровое.

Автор называет Христа “Богом-карателем”, “тираном, убийцей, нарциссом-олигофреном, лепящим уродов из глины и мучающим их, питающимся исключительно стоном от страданий живых существ”.

А РПЦ автор связывает с сатаной: “Главное помнить, что истинное христианство – потустороннее: для мира неудобно, болезненно, а потому всегда непонимаемо и гонимо, – заявляет автор. – Любой другой вариант – от сатаны. В качестве эталона другого варианта отлично подходит РПЦ МП”.

Митинг православных активистов “в защиту святынь и религиозных чувств верующих”, Новосибирск, 2015 год

По словам адвоката Лазарова, возбуждение уголовного дела инициировал сотрудник Центра “Э” Артем Бекеев, он же отправил текст на экспертизу. Эксперты пришли к выводу, что этот тест не является исследованием, а сведения в тексте не соответствуют данным науки.

“Сведения подаются автором статьи как утверждения, между тем они не соответствуют общепризнанным фактам и не подтверждаются документально.

Автор не проявил должной объективности и беспристрастности, а, напротив, высказал свою точку зрения предвзято по отношению к иудейской и христианской религиям, а также по отношению к еврейской нации и к Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

[…] В материалах, представленных на исследование, имеются признаки оказания психологического воздействия на читателей. В тексте содержатся высказывания, которые могут способствовать возбуждению религиозной и национальной ненависти либо вражды”.

Всего по этому делу прошло 17 заседаний, суд признал Лазарова виновным и присудил ему штраф в 35 тысяч рублей с освобождением от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Оскорбление на сайте “ВКонтакте”

Данил Лобов из города Омутнинска Кировской области опубликовал у себя на странице “ВКонтакте” несколько фотографий.

Сначала карикатурное изображение бородатого мужчины с надписью “Я ИСУС ХРИСТОС СПАСУ ЗА ПОЛТОС”, которое содержит “лингвистические и психологические признаки унижения христиан и пропаганды неполноценности христиан”.

А затем еще 4 карикатуры с изображением бородатого мужчины с нимбом и нецензурными подписями, в которых “содержатся лингвистические признаки унижения церковнослужителей и пропаганды неполноценности церковнослужителей”.

Суд установил, что Лобов испытывал неприязнь к христианам и церковнослужителям и опубликовал эти изображения “на почве явного неуважения к обществу, с целью оскорбления религиозных чувств верующих, исповедующих христианство”.

Лобов во всем сознался, свою вину признал. До этого Лобов не нарушал общественного порядка, на работе и по месту жительства о нем неплохо отзывались, и на учете он нигде не состоял.

В итоге Лобова признали виновным и присудили штраф 25 тысяч рублей.

Акция православных активистов против исламского центра в московском районе Митино, 2012 год

Николай Петращук из города Курган сфотографировал в зеркале свое отражение, при этом он держал в руках перевернутую икону “Чудо Святого Георгия о змие”.

После этого Петращук опубликовал эту фотографию на своей странице “ВКонтакте” с подписями: “чертям во славу людям во забаву”; “…мой отец дьявол”; “…дьявола потешал, “нецензурное слово” эту унижал”.

Согласно материалам суда, Петращук сделал это под влиянием “сложившегося стойкого явного неуважения к обществу и религиозным чувствам верующих православных христиан”.

Судя по странице Николая “ВКонтакте”, он позиционирует себя как экстрасенс, практикует различные магические обряды и даже проводит обряды на похудение. Но в этой ситуации магия оказалась бессильной: Петращука обязали выплатить штраф 30 тысяч рублей.

Житель Йошкар-Олы по фамилии Воробьев опубликовал на своей странице “ВКонтакте” два изображения: на первой был восьмиконечный православный крест с нецензурной надписью, а на второй изображалась сцена казни Иисуса Христа: в центре расположен крест с пригвожденным к нему Иисусом Христом, на кресте сидит мужчина с улыбкой на лице и показывает знак, подняв большой палец руки вверх. На последней фотографии также была нецензурная надпись. Через три дня Воробьев опубликовал на своей странице изображение перевернутого четырехконечного креста с текстом “Принявшие бога уверовали сами и уверили других в собственной ничтожности и беспомощности”. Эксперт, который проверял эти изображения, пришел к выводу, что они прямо оскорбляют религиозные чувства верующих, демонстрируют пренебрежительное, неуважительное и издевательское отношение к религиозным святыням и имеют отсылки к сатанинским взглядам. В суде Воробьев согласился со всеми обвинениями, признал свою вину и раскаялся. В итоге Воробьева признали виновным и приговорили к обязательным работам на срок 200 часов.

Чучело Христа

Двое мужчин из города Сосновка Кировской области сделали чучело Христа и поздно вечером прикрепили его к поклонному кресту, который стоит возле дороги в деревне Старая Малиновка. Вот как описывается тот вечер в судебном решении:

Крестный ход вдоль государственной границы России с КНДР и КНР, 2003 год

“Реализуя преступный умысел, действуя совместно и согласованно, Казанцев К.Н. и Шайдуллин P.P. набили приготовленные заранее предметы одежды – халат и брюки – сухой травой, завязав при этом имевшимися у них веревками рукава и обе брючины, разместили внутри халата пустую картонную коробку, а также соединили брюки и халат при помощи шурупов-саморезов.

Продолжая свои преступные действия, выражая явное неуважение к обществу и пренебрежительное отношение к православной вере, в целях высмеивания почитаемого верующими религиозного символа – православного креста и религиозных канонов – Казанцев К.Н. и Шайдуллин P.P.

, действуя совместно и согласованно, […] разместили на православном поклонном кресте […] изготовленное ими ранее чучело человеческой фигуры в виде распятия, прикрутив рукава с помощью шурупов-саморезов к горизонтальной поперечине, установили над верхней частью креста маску клоуна и шапку. После этого Казанцев К.Н.

, действуя умышленно, продолжая преступные действия, в целях надругательства над символом православной веры маркерами черного и красного цветов сделал на поклонном православном освещенном кресте следующую надпись: Аллах Акбар Смерть Неверным”.

Шайдуллин с Казанцевым признали вину, раскаялись и извинились перед жителями деревни. Суд признал обоих виновными и присудил каждому 230 часов обязательных работ.

Потенциальное оскорбление

Когда дело доходит до оскорбления чувств, можно не только наказывать, но и запрещать: любая картинка или видео, которые способны оскорбить чувства верующих, могут быть запрещены к распространению на территории РФ.

Весь этот процесс запрещения похож на перенос воды в решете: усилий много, а результата и пользы нет.

Чтобы запретить что-либо в интернете, сначала кто-то должен написать жалобу на публикацию, потом идет экспертиза, затем суд, и в итоге, как показывает практика, запрещенный контент можно без труда найти снова.

Например, в 2015 году прокуратура Санкт-Петербурга собиралась запретить несколько публикаций в сообществе “Бога нет” на сайте “ВКонтакте”. Среди них демотиватор с надписью “Ислам религия мира и добра.

Соглашайтесь, а то мы расстреляем заложников”; демотиватор с изображением распятия и надписью “В древности были свои способы борьбы с шарлатанами”; изображение Богородицы, которая держит в руках бочонок пива “Балтика” и пьет его через соломинку; изображение куполов храма и надпись “Русская Православная Церковь секта жуликов и воров”.

Также прокуратура собиралась запретить карикатуру, на которой царь приносит священнику мешок с надписью “Банк России”. Царь говорит: “Нужны ра-бы, скоро вы-бо-ры!”. А священник тянется к мешку и отвечает: “Сделаем!”.

Патриарх Кирилл и Владимир Путин

Эксперты, обосновывая оскорбительность последнего изображения, описали его так: “Русская Православная Церковь помогает президенту РФ оставаться у власти, для чего РПЦ использует свое влияние на православных верующих (рабов) в ходе подготовки к выборам, делая это за счет средств из бюджета Российской Федерации”.

Экспертизу всех изображений проводил Санкт-Петербургский государственный университет. Комиссия сделала вывод, что в изображениях содержатся признаки оскорбления религиозных чувств верующих.

После чего прокуратура решила запретить эти публикации через суд, но сообщество успело сменить адрес и удалило публикации. Тогда в 2017 году прокуратура решила еще раз проверить, остались ли эти публикации в интернете, и нашла 94 страницы с изображениями.

В итоге Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга все же запретил эти публикации, так как “в свободном демократическом обществе не может защищаться свободой мысли, слова, мнения и информации распространение информационных материалов противоправного характера, способных оскорбить религиозные чувства верующих”. Стоит ли говорить, что все эти публикации по-прежнему можно посмотреть без VPN по тем ссылкам, которые опубликованы в решении суда?

Аналогичная история произошла в Пятигорске. Пятигорский городской суд запретил видео из сообщества “Злой школьник” на сайте “ВКонтакте”. На видео была икона, а закадровый голос пел в стиле церковного хора слова: “… твою мать, красотища какая”.

В служебном кабинете прокуратуры это видео посмотрели и решили, что оно способно “оскорбить чувства верующих, поскольку при показе иконы озвучивается нецензурная брань”.

Суд это видео запретил к распространению, но посмотреть его по-прежнему может любой, просто вставив в поисковик слова песни.

PS: Часть судебных решений из этой статьи опубликованы на сайте РосПравосудие. В марте этого года Роскомнадзор заблокировал сайт проекта по решению Кстовского городского суда Нижегородской области.

В суд обратился нижегородский житель Русла Гапон из-за публикации судебного решения по его делу. Он потребовал заблокировать страницу, так как “не давал согласия на обработку своих персональных данных”.

Так как сайт заблокирован, Радио Свобода не дает прямых ссылок на решения суда.

Источник: https://www.svoboda.org/a/29396456.html

101Адвокат
Добавить комментарий