От каких показателей зависит количество судебных участков?

Актуальные проблемы создания судебных участков мировых судей в Российской Федерации

От каких показателей зависит количество судебных участков?

На протяжении последних 20 лет в Российской Федерации проводится судебная реформа.

Её основные задачи и направления были определены Концепцией судебной реформы, утвержденной постановлением верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 г. [1].

Эта Концепция стала «в известной мере идеологической основой преобразования судебной системы» [2], наметила основные пути реформирования судебной системы и предусмотрела создание в России мировых судов.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [3] в качестве одного из звеньев судебной системы предусмотрел мирового судью, отнеся его к судам субъектов Российской Федерации.

Дальнейшее свое развитие законодательство о мировом судье получило в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [4] и в аналогичных законах субъектов Российской Федерации.

Качество любого инструмента, в том числе правового, познается при его практическом применении.

Данная статья посвящена проблеме организации деятельности российских мировых судей в части создания судебных участков мировых судей в Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

В ходе работы по подготовке законопроектов о границах судебных участков мировых судей законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации столкнулись с рядом проблем.

Мировые судьи в соответствии с Федеральным конституционным законом от 07 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» являются судьями общей юрисдикции [5].

В отличие от федеральных судей, которые также входят в систему общей юрисдикции, мировые судьи назначаются на определенный судебный участок.

Судебный участок представляет собой территориальную единицу, на которую распространяется юрисдикция определенного мирового судьи.

Федеральным законом определено только два критерия, которыми обязаны руководствоваться региональные законодатели при создании судебных участков.

Точнее говоря, определен единственный критерий — численность населения на судебном участке.

Второй критерий выступает как дополнительный и учитывается в случаях, когда численность населения административно-территориального образования менее низшего допустимого предела.

В настоящее время судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок (ст.

4 Федерального закона).

При этом отсутствуют критерии, в каких случаях следует исходить при образовании судебных участков из расчета населения до 23 тысяч, если есть возможность образовать большее число судебных участков при меньшем количестве обслуживаемого населения.

Таким образом, количество судебных участков поставлено в жесткую зависимость от количества населения субъекта Российской Федерации.

Однако, как показывает практика, нагрузка того или иного судебного участка зависит далеко не от количества населения. Например, в городах судебных дел, безусловно, больше, чем в сельской местности. По отдельным регионам сложилась ситуация, когда на отдельных мировых судей нагрузка составляет в два-три раза больше, чем на других.

Влияет на нагрузку мировых судей криминогенная обстановка на территории (в границах) судебного участка, количество расположенных на участке рынков, вокзалов, страховых компаний, финансово-кредитных учреждений, поскольку резко возрастает количество уголовных дел, дел об административных правонарушениях, страховых споров, дел, связанных с защитой прав потребителя и т. д. Также необходимо отметить, что определенный Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», единственный критерий создания судебных участков — численность населения — не позволяет учитывать особенности отдельных регионов (в первую очередь Сибири и Дальнего Востока) с большой протяженностью территории и низкой плотностью населения [6].

Подытоживая нужно констатировать, что нагрузка мировых судей зависит от места расположения судебного участка, социально-психологического состояния населения, его восприятия понятия «судебная защита», от места расположения крупных предприятий, и других факторов, а не только от количества населения проживающих в границах судебного участка.

Проблемы практической реализации норм законодательства о создании судебных участков в субъектах Российской Федерации можно рассмотреть на конкретном примере деятельности мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

В соответствии с федеральными законами «О мировых судьях», «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» [7] в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре создано 76 судебных участков и соответствующее им число должностей мировых судей.

Население автономного округа на 1 января 2012 года, по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре составляет 1561200 тысяч человек.

В ряде административно-территориальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры численность населения, проживающего на одном судебном участке, превышает или приближается к максимальной расчетной численности, предусмотренной федеральным законодательством. Так, в г.Нефтеюганске в среднем численность населения, проживающего на одном судебном участке, составляет 25000 человек, в Советском районе — 24100 человек, в Сургутском районе — 23400 человек, в г.Сургуте — 22600 человек.

Необходимо также принять во внимание, что для Ханты-Мансийского автономного округа — Югры расчет численности населения, приходящегося на один судебный участок, весьма условен, так как зачастую реальное число обслуживаемого мировым судьей населения превышает количество зарегистрированных в данной местности жителей в несколько раз. Данное обстоятельство объясняется большой миграцией населения (по итогам 9 месяцев 2012 года в автономном округе на миграционный учет поставлено 13300 иностранных граждан), а также широким применением вахтового метода работы.

Кроме того, опыт работы мировых судей автономного округа свидетельствует о том, что критерием создания судебных участков на региональном уровне должно быть не только количество человек, проживающих на территории судебного участка, но и нагрузка на мировых судей по рассмотрению дел.

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре есть судебные участки с большим количеством населения и сравнительно невысокой нагрузкой на одного мирового судью, а есть участки, которые по количеству населения не превышают максимально допустимого значения, но по нагрузке значительно превосходят как среднеокружные, так и среднероссийские показатели.

Статистические данные о работе мировых судей подтверждают сохранение тенденции ежегодного увеличения служебной нагрузки на одного мирового судью в автономном округе. При этом, практика работы мировой юстиции в автономном округе показывает, что без увеличения числа мировых судей и количества судебных участков качественно изменить ситуацию с большими нагрузками на мировых судей невозможно.

Пример из практики, так, согласно статистическим данным Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры о работе мировых судей автономного округа, нагрузка мировых судей г.Урай по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях ежегодно увеличивается с 2002 года.

За 12 месяцев 2011 года средняя нагрузка на одного мирового судью г.Урай составила 464 дела в месяц, что на 224 дела выше среднеокружного показателя. За первое полугодие 2012 года средняя нагрузка на судью составила 677 дела в месяц, что на 407 дела выше среднеокружного показателя. При этом следует заметить, что численность населения г.

Урая по статистическим данным составляет 39500 человек, на территории города создано два судебных участка, т.е в среднем по 19800 человек на каждом судебном участке. Для сравнения возьмем нагрузку мировых судей за тот же период с численностью населения, на судебном участке превышающей максимальную численность, установленную федеральным законом. Численность населения г.

Нефтеюганска по статистическим данным составляет 125200 человек, на территории города создано пять судебных участков, в среднем на одном участке по 25000 человек. За 12 месяцев 2011 года средняя нагрузка на одного мирового судью г.Нефтеюганска составила 192 дела в месяц, что на 48 дела ниже среднеокружного показателя.

За первое полугодие 2012 года средняя нагрузка на судью составила 290 дела в месяц, что на 20 дел выше среднеокружного показателя.

Как показывает судебная статистика, нагрузка по каждому судебному участку мирового судьи далеко не равномерна.

Проблема неравномерности нагрузки, если она постоянна, подлежит разрешению, на взгляд автора, путем своевременного внесения изменений в законодательство субъектов Российской Федерации, устанавливающее границы территорий судебных участков.

Но в ряде случаев, в связи с установлением в Федеральном законе численности населения на судебном участке в 15–23 тысяч человек, внесение изменений в границы судебного участка с уменьшением или увеличением сверх указанных пределов представляется невозможным.

В то же время, в связи с постоянно низкой нагрузкой, в ряде случаев целесообразным является создание одного судебного участка на территории с численностью населения более 23 тысяч человек либо в связи с повышенной нагрузкой создание дополнительного судебного участка на территории с численностью населения менее 15 тысяч человек.

Кроме того, необходимо учитывать те субъекты Российской Федерации, которые имеют большую площадь территории, и, как следствие этого, протяженность между судебными участками и населенными пунктами составляет значительные расстояния, что в комплексе с существующими проблемами транспортного сообщения и климатическими условиями, особенно в зимний период, затрудняет полноценный доступ населения к мировым судьям, тем самым нарушая конституционные права граждан.

Таким образом, создание судебных участков по количественному составу населения не оправдало себя на практике. В связи с этим высказываются предложения ввести дополнительные критерии помимо критерия численности. При этом в городах определяющим должно быть количество уголовных преступлений и гражданская конфликтность, а в сельской местности — территориальная удаленность населенных пунктов.

Позитивным было бы создание в административно-территориальных единицах входящим в судебный район минимальное количество судебных участков мировых судей не менее двух.

Тогда можно решить многие проблемы организационного и процессуального характера, в частности, замещения мировых судей во время их временного отсутствия (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) либо при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи.

В этом случае исполнение его обязанностей будет возлагаться на мирового судью другого судебного участка, но того же населенного пункта.

Между тем, сложившаяся в настоящее время практика замещения мирового судьи во время его временного отсутствия либо при прекращении или приостановлении его полномочий, мировым судьей ближайшего судебного района, создает для граждан значительные трудности (отдаленность, труднодоступность района, отсутствие транспортного и иного сообщения, денежных средств и т. п.) и, тем самым, препятствует их доступу к правосудию.

На основании изложенного, для изменения существующего порядка создания судебных участков мировых судей, полагаем целесообразным разработать и закрепить на федеральном уровне нормативы, на основании которых станет возможным обоснованно определять общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах Российской Федерации.

Литература:

  1. Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 44. — Ст.1435.

  2. См.: Кашепов В. П. Реализация конституционных положений об основах судебной власти // Журнал российского права. — 2010. — № 10.

  3. СЗ РФ. — 1997. — № 1. — Ст. 1.

  4. СЗ РФ. — 1998. — № 51. — Ст. 6270.

  5. СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 898.

  6. Максимов В. В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы / В. В. Максимов // Журнал российского права. — 2011. — № 9. — С.51–52.

  7. СЗ РФ. — 2000. — № 1. — Ст. 1.

Источник: https://moluch.ru/archive/48/6021/

Депутат Госдумы Шерин оценил обновление российских вооружений, которое готовит Шойгу

От каких показателей зависит количество судебных участков?

Минобороны РФ под руководством Сергея Шойгу в 2021 году увеличит долю современного вооружения в российских ВС на 70% за счет поступления бронетехники, ракет, артиллерии, летательных аппаратов, комплексов ПВО и кораблей.

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по обороне Александр Шерин в интервью Федеральному агентству новостей рассказал, с чем связана необходимость такого обновления, а также сравнил российское и американское качество вооружения на разных уровнях.

«70% — это довольно высокий уровень обновления в соотношении с тем вооружением, которое у нас имеется. Доводить долю новейшего вооружения до ста процентов невозможно. Это нереально ни для одного государства.

Мы сегодня идем по пути высокоточного оружия, современного, меньшего по количеству, но высокого по своим тактико-техническим характеристикам, по качеству. Поэтому нет смысла создавать большое количество оружия, которое будет тратить на себя очень серьезные деньги.

Естественно, нужны большие средства на то, чтобы его обслуживать, охранять, поддерживать в нормальном состоянии», — пояснил Шерин.

По информации Минобороны, Вооруженные силы РФ в 2021 году должны получить несколько сотен единиц нового вооружения: 565 бронемашин, 436 образцов ракетно-артиллерийского вооружения, 106 летательных аппаратов, 4 полковых комплекта зенитного ракетного комплекса С-400 «Триумф», 6 дивизионных комплектов системы «Панцирь» и два дивизионных комплекта «Бук-М3». 

«Это не такой уж большой удар по бюджету нашего государства. Конечно, хотелось бы, чтобы на вооруженные силы России тратились разумные деньги, и я считаю, что на сегодняшний момент у нас оптимальное соотношение: в вооруженных силах состоит около миллиона человек, и сократить это количество невозможно по причине большой площади нашего государства.

Это надо понимать. Говорить, допустим, о сокращении до 500 тысяч мы не можем. Мы не можем сравнивать себя с Францией, например, так как, фактически, это территория одной только Саратовской области.

Сложно такую огромную территорию, как Российская Федерация, первую по площади страну в мире, обеспечивать в плане боеготовности и безопасности», — прокомментировал Шерин.

Если сравнивать с другими государствами, с членами НАТО в совокупности, то у нас, по мнению Шерина, не так много вооружения и по количеству самолетов, и по артиллерийским орудиям, танкам, подводным лодкам…

А оружие должно быть современным, обновлять его нужно всегда, и 70 — вполне адекватный процент. Эксперт уверен, что обновлять одну треть вооружений хотя бы раз в 10 лет вполне реально и необходимо.

Шерин не склонен связывать увеличение российского вооружения с сегодняшними международными угрозами, а отмечает исключительно острую необходимость в плане технического обновления.

«Мы до 2008 года практически не имели новых видов вооружения. Если честно сказать, у нас армия начала перевооружаться где-то в 2010-м году. А до этого мы пользовались старьем, которое нам досталось от Советского Союза. Самые новые самолеты были еще 85-го года, 89-го. Корабли были еще старее.

Первое, на что мы сделали упор в последние десять лет, это, конечно же, подводные лодки. И это очень хорошо. Также сосредоточились на обновлении авиапарка. Это то, что нам сегодня помогает и проводить какие-то мероприятия в Сирии.

Радует наличие у нас ракетных войск стратегического назначения, танков… Была идея танка «Армата», но пока отложили его ввод в эксплуатацию, когда взвесили все «за» и «против». Мы знаем такие танки, как Т–90, Т–92, но даже танк Т–72, который задолго до танка Т–90 появился, является классическим танком с очень высокими характеристиками.

И сегодня эксперты пришли к выводу, что вместо одного нового танка «Армата» можно модернизировать около пяти танков Т–72. Но и танк «Армата» у нас есть, который не имеет в мире аналогов. И мы всегда его можем поставить на поток», — рассказал эксперт. 

Президент РФ Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ обратил внимание на необходимость уделить приоритетное внимание повышению доли новой военной техники в сухопутных войсках, которые по этому показателю в настоящее время отстают от других видов и родов ВС, а также стабильно поддерживать их уровень в будущем, чтобы они всегда были оснащены «по последнему слову техники и технологий». Стало известно и о пополнении военно-морского флота. В его состав войдут 14 кораблей и боевых катеров, 3 подводные лодки, 18 катеров и судов обеспечения и один береговой ракетный комплекс «Бал», будет завершено строительство инфраструктуры базирования атомоходов стратегического назначения на Северном и Тихоокеанском флотах. 

«Я считаю, что нашему государству надо иметь, как минимум, 2–3 авианесущих крейсера, потому что у нас нет иностранных военных баз и, соответственно, в мировом океане нам надо иметь свои плавучие аэродромы на всякий случай. В первую очередь, для безопасности наших торговых судов.

Конечно же, надо делать упор на флот, особенно с учетом нестабильной Японии. Тем более, что в этом году мы будем отмечать 115 лет со дня начала Цусимского сражения. Конечно, надо к воздушно-десантным войскам отнестись более внимательно, потому что это, все-таки, войска быстрого реагирования.

Надо строить побольше аэродромов в нашей стране, больше внимания уделять военно-транспортной авиации. Это авиация на базе самолета ИЛ–76, 86, 89 и его модификаций. Это хороший самолет. По вертолетам, я считаю, у нас довольно все неплохо, хотя есть, куда стремиться. Я был на Ростовском вертолетном заводе.

Они эти вертолеты штампуют, как гамбургеры», — поделился впечатлениями Шерин. 

Эксперт отметил, что особенное внимание в нашей стране надо уделить воздушно-десантным войскам, потому что на любые упреждающие операции, которые мы должны проводить, нам нужны силы, которые в короткое время могут быть переброшены на дальние расстояния.

Это легкобронированная техника, которая есть на вооружении ВДВ, — ее легко можно перебрасывать, допустим, через какие-то перевалочные пункты.

Российские военные могут внезапно оказаться на любом континенте, как это было, например, в Югославии, когда был произведен марш-бросок на Приштину, отмечает Шерин.

«Конечно же, все рода войск должны получать достойное финансирование. Особенное внимание России надо уделить усилению подводного флота и военно-транспортной авиации. По количественному показателю мы в чем-то уступаем США, например, но не по тактико-техническим характеристикам. Дело в том, что у американцев очень дорогое оружие.

Много говорят, например, о «Джавелине», противотанковой ракете. Ее уникальность заключается в том, что она поражает танк сверху — бьет по башне, то есть управляемая ракета долетает до танка, меняет перед ним траекторию, «заныривает» сверху и бьет в люк танка, в самую легкобронированную его часть.

Но этот «Джавелин» стоит в десять раз дороже, чем наш  «Корнет». Можно купить десять наших вместо него. По высокоточному оружию мы, конечно, американцев опережаем. Они в этом плане очень отстают. Даже наш «Калибр» вводит их в недоумение. Те «Томагавки», которые они шмаляют, это уже совсем старенькая штука. Еще и стоят около 1,5 миллионов долларов.

У нас вооружение намного дешевле, потому что производится в России», — рассказал Шерин.

В 2021 году руководство РФ планирует завершить разработку плана обороны страны на 2021–2025 годы.

В связи с этим Владимир Путин поручил Минобороны «в полной мере учесть и оценить произошедшие изменения военно-политической обстановки в мире и перспективы ее развития», а также детально проанализировать все потенциальные военные угрозы. Особенно Россия обеспокоена активным расширением военной инфраструктуры НАТО.

Шерин отметил, что изготавливать оружие в России намного дешевле, чем в США, и назвал причины, по которым это становится возможным.  

«Почему у американцев оружие дороже? Потому что они изготавливают один боеприпас или вообще один вид вооружения на 5–10 заводах, то есть разные детали собирают на разных заводах.

Это делается, видимо, для того, чтобы экономику развивать равномерно по территории США, обеспечивать на предприятиях рабочие места и, на всякий случай, если с одним заводом что-то произойдет, они смогут этот вид вооружения собирать на другом заводе. У нас же все собирается, практически, на одном заводе.

Это, во-первых, максимально сокращает затраты на перемещение деталей, сокращает человеческие ресурсы, ну, и рубль наш дешевле. К тому же, в Российской Федерации все есть. Например, редкоземельные металлы, которые используются в отдельных видах вооружений. У нас их и американцы покупают.

В России также есть титан, платина. Вот японцы, бедные, на 90% зависят от нефти, от угля, от всех остальных полезных ископаемых», — отметил эксперт.

Министр обороны Сергей Шойгу обратил внимание на планы США по размещению ударных ракетных комплексов в Европе и в Азиатско‑Тихоокеанском регионе. Командование НАТО в настоящее время выстраивает антироссийскую инициативу «Четыре по 30», суть которой заключается во введении 30-суточной готовности к применению 30 механизированных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей.

«США берут количеством, но качественно мы лучшие. У американцев около десяти авианосцев, у них тысяча военных баз. Они, как спруты, все оплели… Но я бы больше внимания обратил на Китай. Китай ежегодно увеличивает бюджет на свой оборонный комплекс на 10%.

И на 10% относительно каждого прошедшего года. Это очень большие показатели. Очень похоже на то, как Адольф Гитлер в 35-м году резко начал увеличивать расходы на вооружения. За 3–5 лет у него было огромное количество танков, самолетов…

У Китая с деньгами все нормально, с человеческим ресурсом в 1,5 миллиарда тоже. И я не знаю, почему мы все смотрим в сторону Америки, если есть Китай, который такими огромными суммами увеличивает вклад в свою оборону. И это происходит на протяжении последних пяти лет.

Я бы в ту сторону посмотрел», — предупредил Шерин.

Напомним, что в феврале 2021 года истекает срок действия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), который ограничивает количество развернутых боезарядов и их носителей. Но нет никакой уверенности в том, что руководство США будет его продлевать.    

Источник: https://riafan.ru/1240216-deputat-gosdumy-sherin-ocenil-obnovlenie-rossiiskikh-vooruzhenii-kotoroe-gotovit-shoigu

Глава ФГИУ Дмитрий Сенниченко: Государственные компании – крупнейший источник коррупции

От каких показателей зависит количество судебных участков?

Разговор состоялся на в программе “Еспресо: капитал”. Ведущий – Андрей Яницкий, руководитель Центра журналистики при Киевской школе экономики.

Глава Фонда госимущества – должность ответственная. Она в прямом смысле опасна для жизни. Вы знаете о судьбе некоторых предыдущих глав Фонда госимущества – господина Чечетова, госпожи Семенюк-Самсоненко. Есть ли у вас опасения относительно собственной жизни?

Конечно, каждое изменение наступает на чьи-то интересы. Особенно, когда говорим о приватизации государственных предприятий, которые в основном хоть и принадлежат государству, но часто управляются не государством. То есть это крупнейший источник коррупции в украинской экономике.

В Украине более 3700 государственных предприятий, из которых 1200 – умирают. Примерно 600 осталось в АТО. Поэтому Верховная Рада, правительство и президент Украины приняли такую политику, чтобы продать на конкурсных условиях инвесторам то, что не обязательно иметь государству как собственность.

Зная это, как ваша семья отнеслась к назначению? Колебались ли вы сами, были ли опасения?

С семьей мы этот вопрос не обсуждаем, смотрим вперед. Никакого сомнения. Чего нам остерегаться, бояться …

Вы – смелый человек, я понял. Кроме этого, вы очень амбициозный человек.

Один из гостей нашей передачи – Виктор Мазярчук, советник главы Счетной палаты, говорил, что при рассмотрении проекта бюджета на следующий год вы защищали цифру 12 млрд поступлений от приватизации.

Это рискованное заявление, поскольку предыдущие годы заявленные цифры не выполнялись. И вы как говорили, что если не будет собрана эта сумма, то вы готовы уйти в отставку. Подтверждаете ли вы такое? Как собираетесь 12 млрд привлечь в бюджет?

Один только Фонд госимущества не может сделать приватизацию. Нужна политическая воля – президента, парламента, правительства и Фонда госимущества, который реализует все это.

Поэтому перед назначением я встречался с президентом, с фракцией СН в Верховной Раде, с Кабинетом министров. Мы согласовали, что делаем это вместе.

Поэтому у меня есть уверенность: пока мы едины, пока мы делаем это вместе, результат будет.

Не встречалась приватизация в основном из-за коррупционных рисков. Когда идея была, а как доходило до дела, ничего не происходило. Поэтому на комитете Верховной Рады я защищал эту цифру, потому что для того, чтобы сделать приватизацию, надо инвестировать в ресурсы.

Мы будем делать приватизацию по-новому. Приватизация может быть “для своих”, но мы хотим обеспечить максимальное количество участников. Что такое большая и малая приватизация? Это от гидроэлектростанций и до домов отдыха, или институтов, которые не выжили в условиях конкуренции, чьи здания остались.

Где граница между большой и малой приватизацией?

Законодательно есть разделение на большую и малую приватизацию. 250 млн гривен – балансовая стоимость предприятия – это большая приватизация. И там есть процедура, которая длиннее, это 9-11 месяцев.

Сначала конкурс по выбору советника. Это несколько серьезных компаний, которые делают финансовый, технический, налоговый аудит, описывают, из чего состоит это предприятие, какие в нем есть риски.

Затем маркетирование – распространение информации в Украине и на международных площадках. Затем уже аукцион. То есть этот процесс, от решения о приватизации и выбора советника и до аукциона, занимает около года.

Малая приватизация – это то, что меньше 250  млн гривен. Но здесь надо быть очень внимательным, чтобы не допускать ошибок, чтобы не продавать, не выставлять на аукцион объекты в таком состоянии, когда непонятно, что это за кот в мешке. Именно поэтому мы меняем полностью процесс приватизации.

Какой-то маркетинг должен быть и по малой приватизации тоже.

Да. Мы сейчас повесили впервые на сайте полный перечень объектов, которые уже переданы в Фонд.

Насколько понимаю, в Фонде более 1000 предприятий сейчас?

Сейчас правительство передает с министерств и ведомств (более 60 органов власти управляют государственными предприятиями). То, что не важно для выработки политики министерств, передается на приватизацию.

И мы делаем новый процесс, когда берется эта папка документов, из нее делаем тизеры-раскрытие: что там есть, это объект недвижимости или это работающее производство. Затем сканируем все документы, чтобы можно было онлайн их посмотреть.

Обеспечиваем физический доступ к этому объекту, и уже потом происходит аукцион.

Опасность такой огульной приватизации в том, что могут покупать только те, кто хорошо знает, что внутри компании. А наша задача – это инвестиции. Открыть Украину для инвестиций, для создания дополнительных рабочих мест.

Каждый поляк сегодня примерно в семь раз богаче среднего украинца. Украинцы едут на работу в Польшу. Но Польша осуществила в свое время приватизации, открылась для инвестиций. Пришли инвесторы из разных стран, вложили, модернизировали, создали дополнительные места и не создали там добавленную стоимость.

У нас был период приватизации ваучерной, который оттолкнул украинцев от самой идеи. Тогда тоже как были аукционы, приватизационные сертификаты обменивались на акции предприятий. Теперь на каких площадках будет эта продажа проходить?

Действительно, существует достаточно высокое недоверие и к приватизации, и к государственным институтам вообще. Потому что людей уже столько раз обманывали, что для того, чтобы было доверие, нужно говорить не словом, а делом.

Поэтому что мы делаем? Мы делаем открытость, все объекты теперь не в папках скрытые где-то в Фонде госимущества, а на сайте. Это огромная работа, которую нам надо сделать с новой командой – сделать онлайн доступ, чтобы можно было посмотреть, какие объекты приватизируются, какой график их приватизации.

А приехать и вживую посмотреть на это, попасть в само помещение? Такая возможность будет?

Конечно. Смотрите, документы, информация, маркетирование – это виртуальная комната данных, где можно онлайн смотреть. А дальше физический доступ к объекту. И потом аукцион.

У нас есть конкретные цели в 2021 году. И такой KPI, показатель эффективности есть – качественно сделать приватизацию не менее 300 объектов средней приватизации.

Есть большая приватизация, где у нас тоже амбициозные цели – до 5 объектов вывести на продажу. Мы уже назначили советников, они работают над этими объектами. Это, конечно, известны некоторые объекты. Например, Одесский припортовый завод, Электротяжмаш, Объединенная горно-химическая компания.

Но если говорить о малой и средней приватизации, это как раз то место для осуществления инвестиций, в том числе украинцами. Потому что мы не делаем никаких преференций, не ожидаем только иностранных инвесторов. По данным Национального банка, 88 млрд гривен находится вне банков в украинцев. Это потенциал для инвестиций внутри Украины самыми украинском.

Когда мы говорим о таких крупных объектах, как ОПЗ, там есть сложности с судами, долгами. Как вы очищаете предприятия от этих плохих судебных дел?

Во-первых, важно описать, какие именно есть проблемы, очень четко. И это мы делаем сейчас с назначенными советниками. Там есть аудиторская компания из “большой четверки” компаний, создается тоже комната данных. Во-вторых, мы смотрим, стоит ли нам проводить два-три года в судах, или, возможно, следующий владелец возьмет на этот риски и будет сам продолжать судебные дела.

То есть наш подход таков, что мы будем обеспечивать прозрачность, открытость с привлечением максимального количества участников. Будем делать дополнительно только социальные условия, сохранения рабочих мест, и экологические. Все остальные должен решать новый владелец.

То есть три основных условия: деньги, социальные условия – не увольнять людей, какое-то время по крайней мере, и экологические – не усугублять качество жизни населения вокруг этих предприятий.

И вокруг, и в Украине, и в мире в целом.

Когда мы говорим о крупных предприятиях, нельзя не спросить о Центрэнерго, поскольку в прессе очень много муссируется информация, что люди одного известного олигарха по фамилии Коломойский вроде руководят этим предприятием. Будет ли это предприятие выставлено на продажу в следующем году или нет? Если – нет, то в чем причина?

Мы будем сильно стараться. Сейчас вы увидите это на самом деле. Во-первых, мы закажем аудит, потому что сменили наблюдательный совет. Сейчас таких энергетических предприятий у меня в Фонде госимущества шесть. Там и облэнерго, и Центрэнерго.

Аудит будет проведен международной аудиторской компанией.

Во-вторых, в начале года мы запустим конкурс на нового советника, так как предыдущая попытка приватизации завершилась тем, что правительство его отменило, в связи с тем, что были, возможно, не те покупатели, но было принято решение отменить приватизацию, которая уже была подготовлена.

То есть нам это надо начинать сначала. И как я уже сказал, это процесс, который мы не можем перескочить, но будем по нему быстро двигаться.

Выбор советника, аудит предприятия, формирование стратегии продаж – это предприятие покупает уголь и продает электроэнергию. И здесь это зависит от макроумов, от тарифов, стоимости угля.

Но точно мы будем двигаться вперед, никаких ограничений нет, ни политических, ни других.

В интервьюLB.uaвы говорили, что вряд ли в следующем году будет продано Центрэнерго.

Если смотреть по времени, то в январе мы начнем формировать условия для советника, может, в феврале его объявим. Он выйдет, два-три месяца будет работать, потом процесс маркетированию. Или конец следующего года, или начало нового. У нас точно нет желания держать этот процесс.

То есть процесс будет идти, по крайней мере на это можно надеяться. Хорошо. Ранее, вы знаете, что приватизационные конкурсы выигрывали приближенные к власти олигархи. Во времена Кучмы это был Пинчук, во времена Януковича Ахметов много выиграл облэнерго.

Я не говорю, законно это было или незаконно. Но звучат мнения, что надо пересмотреть – это одна идея. И вторая мысль, которая меня беспокоит, как не допустить этого сейчас, чтобы опять какой-то другой олигарх, неважна фамилия, приватизировал важные государственные предприятия.

Как этому поставить преграду?

Я не слышал мнений в правительстве относительно реприватизации.

Тот самый олигарх Коломойский высказывался о том, что надо пересмотреть приватизацию 90-х годов, приватизации во времена Кучмы.

Коломойский – один из крупных предпринимателей-бизнесменов, но у нас есть правительство официальное, Верховная Рада, президент, и Фонд госимущества, реализующие определенную политику. То есть я не слышал ни на каких встречах, что планируется какая-то идея о национализации или реприватизации. Не слышал.

Относительно второй части вашего вопроса – каким образом, чтобы это не купили олигархи? Никаких секретов здесь нет: раскрытие информации, равные условия для всех, отсутствие специфических или специальных требований, под которые может подойти только определенная финансовая промышленная группа. То есть условия должны быть прописаны просто и быть одинаковыми для всех. Это единственный предохранитель.

Ну и хорошее раскрытие информации, потому что для того, чтобы привлечь в том числе и иностранных инвесторов, им надо дать качественно подготовленные документы, чтобы они могли познакомиться, что именно там на предприятии есть, потому что принятие решения об инвестиции происходит на основе периода окупаемости, состоянием материальных средств, финансового положения и так далее. То есть надо раскрывать информацию и не перегружать дополнительными условиями.

Бывший министр финансов Украины Виктор Пинзеник говорил, что деньги, которые страна получила после приватизации Криворожстали, были фактически проедены.

То есть их потратили на текущие расходы государства, их направили на проекты развития. С точки зрения менеджера, неправильно доходы, поступающие раз в десятилетие, не являющиеся регулярными, направили на текущие расходы.

Их бы стоило инвестировать в какое-то развитие страны. Как будет на этот раз?

Очень правильный вопрос. И здесь надо понимать, что деньги, которые поступают от приватизации не идут на пополнение бюджета напрямую, а идут как компенсатор заимствований, которые Украина делает.

Если мы реализуем приватизации на 12 млрд, Министерство финансов не возьмет в долг на внешних или внутренних рынках эти +12 млрд. То есть наши следующие поколения не будут должны эти деньги.

Но главное, что эта приватизация не для того, чтобы заработать деньги, потому что, как вы верно сказали, это одноразовая продажа. Приватизация – это инвестиции. Чтобы новый владелец вкладывал деньги в развитие компании. Эти 88 млрд, которые на руках у населения. Или иностранные инвестиции, чтобы они заработали.

То есть приватизация делается для достижения этого кумулятивного эффекта привлечения инвестиций в Украину. Это основная цель, основная философия развития государства, создание конкуренции, инновационности.

Государство должно заниматься своими государственными функциями – внешняя политика, оборона, налоги и обеспечение важных стратегических функций. А остальные может делать рынок.

Ко мне приходит множество предпринимателей и говорит: мы хотим выйти из домов государственной собственности, где арендуем помещение на год-два, хотим купить их на открытом аукционе.

Аукционы будут проводиться электронной площадкой “Прозорро”, где можно будет прийти и посмотреть сначала на сайте Фонда госимущества, что это за предприятие, из чего оно состоит, возможно, посетить его физически, а потом уже сами аукционы.

Когда можно ближайший интересный электронный конкурс ожидать?

В начале года. Это различного типа объекты – недвижимость, неработающие институты, бывшие элеваторы, здания по всей стране. Январь, февраль, март. Мы все будем отдельно объявлять.

Источник: https://ru.espreso.tv/article/2021/01/08/glava_fgyu_dmytryy_sennychenko_gosudarstvennye_kompanyy_krupneyshyy_ystochnyk_korrupcyy

101Адвокат
Добавить комментарий