Правильность квалификации правонарушения

Актуальные вопросы квалификации административного правонарушения, связанного с несообщением таможенным органам о прерывании доставки товара

Правильность квалификации правонарушения

(Баранов В. А., Баранова Е. В.) («Юрист», 2010, N 10)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С НЕСООБЩЕНИЕМ ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНАМ О ПРЕРЫВАНИИ ДОСТАВКИ ТОВАРА

В. А. БАРАНОВ, Е. В. БАРАНОВА

Баранов В. А., заведующий кафедрой «Гражданское право и процесс» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Баранова Е. В., старший следователь Следственного управления УВД Северного округа г. Москвы.

Неопределенность формулировки объективной стороны состава административного правонарушения, предусматривающего ответственность за несообщение таможенным органам о прерывании доставки товаров, приводит к неправильной квалификации данного правонарушения. В статье рассматриваются актуальные вопросы в данной сфере.

Ключевые слова: квалификация правонарушения, объективная сторона, неопределенность правового предписания, прерывание и приостановление доставки груза.

Topical issues of qualification of administrative-law violation related to non-notification of customs agency on termination of delivery of goods V. A. Baranov, E. V. Baranova

Uncertainty of formulation of objective side of the elements of administrative-law violation providing for responsibility for non-notification of customs agency on termination of delivery of goods leads to incorrect qualification of this legal violation. The article considers topical issues in this sphere.

Key words: qualification of legal violation, objective side, uncertainty of legal ruling, termination and suspension of delivery of cargo.

С 1 октября 2004 г. действует новая редакция части первой ст. 16.

9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), изменившая содержательную часть составов правонарушений в сфере таможенных перевозок .

——————————— Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации».

Анализ практики рассмотрения арбитражными судами Северо-Западного округа дел об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности по части первой ст. 16.9 КоАП РФ был дан С. Н. Бухарцевым и И. В. Набат .

В своей статье авторы уделили внимание средствам доказывания, оценке доказательств судами и актуальным вопросам определения субъективной стороны правонарушения.

Авторы справедливо сделали вывод о том, что таможенные органы и арбитражные суды Северо-Западного округа не всегда правильно применяют положения КоАП РФ, Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), а также нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

——————————— Бухарцев С. Н., Набат И. В. Споры, связанные с применением ответственности, предусмотренной частью первой статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Арбитражные споры. 2007. N 2.

Однако анализ судебной практики показывает, что исследование состава части второй ст. 16.6 КоАП РФ также является актуальным. Предлагаемая статья в отличие от статьи указанных авторов прежде всего посвящена анализу объективной стороны состава правонарушения и показывает, что несовершенство законодательной техники является причиной неправильного применения данной статьи.

Частью 2 ст. 16.

6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии или о действии непреодолимой силы либо о возникновении иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия, осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом или международным таможенным транзитом, о месте нахождения товаров и (или) транспортных средств либо необеспечение перевозки товаров и (или) транспортных средств в ближайший таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место. На практике некоторые суды рассматривают данный состав правонарушения как формальный, т. е. привлекают к ответственности, не принимая во внимание отсутствие каких-либо последствий. Или наоборот, понимая, что наказание все-таки должно наступать за последствия, забывая о независимости суда и его объективном подходе, в судебном решении начинают домысливать последствия и за них наказывать. В связи с этой неоднозначной квалификацией судами одних и тех же бездействий со стороны перевозчика авторы предприняли попытку обосновать свою позицию относительно возможных вариантов разрешения коллизий в правоприменительной практике. Как было отмечено выше, один из подходов судов заключается в том, что перевозчик должен отвечать только за бездействие независимо от последствий. В качестве примера можно сослаться на Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 сентября 2006 г. по делу N А66-3048/2006, в котором делается ссылка на п. 1 ст. 70 ТК РФ, в котором предусмотрена обязанность перевозчика незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об обстоятельствах, препятствующих доставке груза, и о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом. С подобной квалификацией трудно согласиться по следующим основаниям. Прежде всего необходимо разобраться в части дефиниций, употребляемых в содержании этого состава правонарушения, в частности, что следует понимать под аварией или непреодолимой силой либо возникновением иных обстоятельств. Понятие непреодолимой силы таможенным законодательством не определено, поэтому в силу п. 2 ст. 11 ТК РФ применению подлежат соответствующие нормы гражданского законодательства . В соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. ——————————— Преодолимая сила (Редакционный материал) // ЭЖ-Юрист. 2006. N 40.

Анализ соотношения понятий «непреодолимая сила» и «чрезвычайная ситуация» дан В. Б. Гольцевым . ——————————— См.: Гольцев В. Б. О чрезвычайных ситуациях в цивилистике // Гражданское право. 2008. N 1.

Источник: http://center-bereg.ru/g486.html

Часть общая. Общие правила квалификации преступлений Глава 1. Общая характеристика понятия

Правильность квалификации правонарушения

Термин “квалификация” (от лат.qualitas – качество и facio – делаю) означаетоценку деятельности людей в соответствиис заранее определенными критериями (сточки зрения морали, нравственности,уровня подготовленности к выполнениюопределенной задачи).

Наиболее широкоеприменение этот термин получил в праве,причем в таких отраслях, как гражданскоеи (особенно) трудовое право, где его чащеупотребляют в позитивном смысле,например, квалификация работы, подкоторой понимается характеристикаопределенного вида деятельности по еесложности, точности, ответственности.

Квалификация работника – это степень ивид профессиональной обученности,имеющие значение для качества выполненияконкретного вида деятельности.

Вуголовном и смежных с ним отраслях правакриминального цикла (уголовном процессе,криминалистике, криминологии) термин”квалификация” применяется непросто к социальным явлениям, а к темиз них, которые в соответствии с закономмогут быть отнесены к преступлениям.Он определяет не позитивные качествачеловека, а вид и тяжесть преступногодеяния, совершенного им, а значит, иуровень его общественной опасности идругие признаки, позволяющие датьуголовно-правовую оценку действийсубъекта.

Таким образом, квалификация преступленияесть уголовно-правовая оценка конкретногообщественно опасного деяния, устанавливающаясоответствие признаков совершенногодеяния признакам состава преступления,предусмотренного конкретной статьейуголовного закона. Когда такое соответствиебудет установлено, можно говорить оналичии преступления и о статье ОсобеннойчастиУК, под которую оноподпадает. В этом и состоит цельквалификации.

Квалифицируя преступление, правоприменительотвечает на следующие вопросы, относящиесяк общественно опасному деянию и закону,подлежащему применению:

является ли преступлением деяние,подвергаемое анализу; не относится лионо к гражданско-правовым,административно-правовым деликтам либоаморальным, безнравственным поступкам;

если деяние является преступлением, топод какую конкретную статью (часть,пункт) ОсобеннойчастиУК оно подпадает;

подлежат ли применению статьи из ОбщейчастиУК, регламентирующиестадии осуществления преступления,вопросы соучастия, обстоятельства,исключающие преступность деяния,множественность преступлений;

является ли действующим уголовныйзакон, подлежащий применению;

нет ли коллизии, конкуренцииуголовно-правовых норм;

нет ли в действиях, совершенных лицом,юридических или фактических ошибок;

достаточно ли четко излагаются в статьяхУКпонятия, которые там записаны, и возможноли их однозначное толкование.

Ответив на эти вопросы, правоприменительможет дать уголовно-правовую оценкудействиям субъекта и в качестве формулыобвинения назвать конкретную статью(часть, пункт) ОсобеннойчастиУК со ссылкой (внеобходимых случаях) на статьи Общейчасти.

Социальный характер и обязательнуюсилу по конкретному уголовному делуимеет только легальная квалификация,т.е. уголовно-правовая оценка совершенногодеяния, даваемая судом. Результатыквалификации фиксируются в документах,предусмотренныхУПК.

Они имеют обязательную силу как длялица, чьи действия оцениваются, так идля всех юридических лиц, уполномоченныхреализовать решения, вытекающие изквалификации деяния*(8).

Другие виды квалификации (доктринальная,неофициальная и т.п.) не имеют обязательногозначения.

В частности, доктринальнаяквалификация может учитыватьсязаконодательными органами при разработкеновых уголовных законов и правоприменителямидля более глубокого уяснения ужесуществующих законов, смыслауголовно-правовых норм и, как итог,правильного их применения.

Неофициальнаяквалификация преступлений, даваемаягражданами либо средствами массовойинформации по итогам интерактивных идругих опросов, также не порождаетникаких правовых последствий.

Она можетлишь отражать правовые взгляды отдельныхлиц либо служить показателем общественногомнения о качестве вновь принятого законаили решения по какому-либо конкретномууголовному делу. В данной работе речьпойдет о легальной квалификации, даваемойследствием или судом.

Понятие “квалификация” в теории иправоприменительной деятельностиупотребляется в двух значениях: какпроцесс установления признаковпреступления в деянии лица, происходящийво времени, и как результат деятельностиследствия и суда, зафиксированный впроцессуальном документе (постановлениио привлечении в качестве обвиняемого,обвинительном заключении, приговоре -как обвинительном, так и оправдательном- либо определении суда). В последнемзначении квалификации результат подводититог работе правоохранительных органовпо установлению соответствия признаковсовершенного деяния конкретной нормеуголовного закона, подлежащей применениюв данном случае.

Оба значения термина “квалификация”(процесс и результат) тесно связанымежду собой. Результат – формула обвинения- не может появиться спонтанно, безпредварительной познавательнойдеятельности следственных органов исуда по установлению наличия составапреступления в поведении лица,привлекающегося к уголовной ответственности.

Для квалификации – итога – обязательнымпризнаком является ссылка на конкретнуюнорму уголовного закона. Формулаобвинения должна содержать точноеуказание на пункт, часть статьи Особеннойчасти УК, а в необходимых случаях и настатьи Общей части УК (например, ч. 3ст. 30ип. “а”ч. 2 ст. 105УК РФ – покушениена умышленное убийство двух и болеелиц).

Обязательная ссылка на уголовно-правовуюнорму при квалификации позволяетотграничить преступление от правонарушения,ответственность за которое устанавливаетсянормами других отраслей права. Квалификациякак результат (итог) закрепляется всоответствующем процессуальном документеследственных органов или суда. С этогомомента работу по квалификации деянияможно считать оконченной.

Процессуальныйдокумент, оформленный с соблюдениемтребованийУПК,приобретает юридическую силу.

Излишне говорить, что такой итог можетпоявиться только в результате большойпредварительной работы юристов поизучению обстоятельств совершенногопреступления, установлению отличительныхпризнаков смежных составов преступления,отысканию и сличению норм уголовногозакона с данным конкретным деянием.Работу следователей с полным основаниемможно отнести к разряду научно-познавательнойдеятельности, опирающейся как на базовыефундаментальные науки (философию, общуютеорию права, социологию, логику), таки на прикладные (уголовный процесс,криминалистику, судебную психологию,психиатрию и др.).

С учетом сказанного можно дать следующееопределение квалификации преступления:это установление и юридическое закреплениеточного соответствия признаковсовершенного общественно опасногодеяния и признаков состава преступления,предусмотренного конкретнойуголовно-правовой нормой*(9).

Квалификация осуществляется на всехэтапах расследования и судебногорассмотрения уголовного дела, на чтопрямо указывает уголовно-процессуальныйзакон*(10).Так, вч. 2ст.

 140УПК РФ говорится,что, вынося постановление о возбужденииуголовного дела, прокурор, следователь,дознаватель обязаны указать не толькоповод и основания к возбуждению уголовногодела, но и пункт, часть статьи Уголовногокодекса РФ, по признакам которой оновозбуждается.

В дальнейшем следователь,вынося постановление о привлечениилица в качестве обвиняемого, обязанназвать закон, предусматривающий данноепреступление (п. 5ч. 2 ст. 171УПК). Аналогичныетребования предъявляются к этапусоставления и утверждения обвинительногозаключения (п. 4ч. 1 ст.

 220УПК), рассмотренияуголовного дела в суде, постановленияи вынесения приговора (п. 3ч. 1 ст. 308УПК), где прямосказано о необходимости разрешениясудом вопроса, содержит ли деяниеподсудимого состав преступления и какимименно уголовным законом оно предусмотрено.

Более того, в резолютивной частиобвинительного приговора суд обязануказать уголовный закон, по которомуподсудимый признается виновным (п. 3ч. 1 ст. 308 УПК). На данном этапепроцесс квалификации можно считатьзавершенным.

Вместе с тем уточнение илиизменение закона, который применялсяна предшествующих этапах расследованияи судебного рассмотрения уголовногодела, возможно и на последующих стадияхдвижения дела.

В частности, квалификацияпреступления возможна также прикассационном или надзорном производстве,когда поводом для отмены приговораможет послужить неправильное применениезакона (ч. 3ст. 379УПК,п. 3ч. 1 ст. 369УПК). Проверкаправильности квалификации преступленияявляется также важной функциейдеятельности прокурора в периодрасследования и судебного рассмотрениядела.Часть2 ст. 221УПК, в частности,указывает на право прокурора припоступлении дела от следователя илиоргана дознания проверить правильностьквалификации деяния подследственногои изменить ее в случае необходимости.

Итак, квалификация преступления проходитряд этапов, начиная от возбужденияуголовного дела и заканчивая вступлениемприговора в законную силу.

Спецификакаждого из этапов расследования исудебного рассмотрения уголовного делапредопределяет и особенности квалификациипреступления, однако общим для всехэтапов является движение от незнанияк полному знанию как фактическихобстоятельств уголовного дела, так итой нормы УК,которую следует применить в конкретномслучае.

При этом прослеживается прямаязависимость между объемом установленныхфактических обстоятельств и точностьюквалификации. Реальные возможноститочной и полной квалификации у следственныхорганов на первоначальном этаперасследования весьма ограниченны.

Поэтому и правовая квалификация настадии возбуждения уголовного деламожет носить предварительный,ориентировочный характер. Однако настадии окончания предварительногорасследования она должна быть максимальнополной и правильной, так как базируетсяна всех установленных следствиемобстоятельствах совершения преступления.

Условиями правильной квалификациидеяния на всех этапах могут служить:

точное и полное установление фактическихобстоятельств дела;

их глубоко профессиональное изучение;

определение уголовно-правовых норм,под действие которых подпадает совершенноеобщественно опасное деяние;

сопоставление признаков преступления,названных в статье УК,с признаками совершенного деяния;

разграничение смежных преступлений;

построение вывода, закрепление его всоответствующем процессуальном документес указанием пункта, части, статьиОсобеннойчастиУК, предусматривающейуголовную ответственность за данныйвид преступления*(11).

Значение правильной квалификациипреступления трудно переоценить. Малораскрыть преступление и найти лицо,которое его совершило.

Вникая во всеобстоятельства совершения конкретногопреступления, необходимо ответить навопрос, кто совершил общественно опасноедеяние; установить вину, мотив, которымируководствовалось лицо; цель, способ,место и время исполнения деяния; наличиесоучастников; обстановку, при которойоно (деяние) было выполнено.

С учетомвсех добытых в процессе следствия данныхможно говорить о квалификации преступления.Правильность квалификации преступленияозначает прежде всего торжествопринципов, закрепленных в уголовномзаконе: законности, равенства гражданперед законом, личной индивидуальнойответственности, справедливости.

Принцип справедливости (выделим егоособо) означает, что уголовное наказаниеили иная мера уголовно-правовоговоздействия, применяемая к лицу,совершившему преступление, соответствуеттяжести преступления, степени вины иличности преступника, проявившихся всовершенном деянии.

Именно этот принципслужит залогом достижения общей испециальной превенции, исправленияпреступника. Правильная квалификацияпреступлений – это полное, правильноеприменение всех уголовных законов,охватывающих конкретное общественноопасное деяние.

И это единственныйвариант уголовно-правовой оценкисовершенного деяния и юридическоеоснование для наступления правовыхпоследствий, предусмотренных законом.

Также надо иметь в виду, что правильнаяквалификация преступления имеет важноекриминологическое значение, ибо на ееоснове выделяется качественная структурапреступности и разрабатываются мерыпо ее предупреждению. Неправильнаяквалификация может дать искаженнуюкартину состояния и динамики преступности,что неизбежно повлечет ошибки впланировании профилактической работы.

Правильная квалификация преступленияимеет большое значение и для нормотворчества.Успехи или трудности в квалификациипоказывают законодателю степеньправоприменительной эффективности техили иных уголовно-правовых норм и могутслужить основанием для внесения в нихсоответствующих изменений и дополнений*(12).

Источник: https://studfile.net/preview/6725044/page:2/

Защита по административным делам в сферах строительства и землепользования – Pehmetov & Luchino – Юридическое сопровождение бизнеса в Нижнем Новгороде

Правильность квалификации правонарушения

Ведение строительной деятельности сопряжено с рисками, в том числе, правового характера.

Отсутствие грамотной юридической поддержки способствует формированию системных ошибок, которые в конечном счете ведут к привлечению к ответственности за совершение административных правонарушений.

КоАП РФ предусматривает высокие штрафы и  иные серьезные санкции, например, административное приостановление деятельности, за совершение правонарушений в сфере строительства и землепользования.

Административные правонарушения в сфере строительства и землепользования относятся к числу одних из самых тяжких.

Среди них выделяются: нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий); нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию; самовольное занятие земельного участка или части земельного участка; использование земельных участков не по целевому назначению. Юридическая фирма Pehmetov & Luchino имеет обширный опыт защиты предпринимателей, организаций Нижнего Новгорода и Нижегородской области  по указанным и смежным составам административных правонарушений.

Юридическая проверка  проектной документации при строительстве

Проектная документация содержит в себе набор строительных решений, которые будут реализовываться при строительстве или реконструкции объекта.

Юридическое толкование, в соответствии с законодательной практикой, содержания разделов документации, входящих в проект помогает выбрать оптимальные пути строительства и избежать претензий со стороны проверяющих органов, а следовательно, правовая поддержка позволяет нивелировать нежелательные финансовые потери и избежать простоя в осуществлении предпринимательской деятельности.

Правовой анализ способов использования земельного участка

Анализ включает в себя определение функциональной зоны земельного участка, подбор вида разрешенного использования, а также при необходимости смену виду разрешенного использования земельного участка или смену категории земельного участка.

Оспаривание правовых оснований проведения плановых/внеплановых проверок

Проведение плановых/внеплановых проверок в строительной сфере регулируется помимо базового законодательства в сфере государственных и муниципальных проверок еще и градостроительным кодексом РФ.

Так, обращения граждан как основание внеплановой проверки должны содержать  сведения о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам. При этом в обращениях должно быть указание на возможную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо уже причиненный вред.

В отдельных случаях государственные и муниципальные проверки должны проводиться с согласования органов прокуратуры.

Проверка правильности квалификации совершенного административного правонарушения

Так, состав правонарушения «нарушение обязательных требований в области строительства» и состав правонарушения «нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» — это смежные составы правонарушений. При этом наказание по закрепленным составам далеко не одинаково.

Проверка на нарушение процессуальных прав со стороны административных органов

Ненадлежащее извещение о составлении документов по делу об административном правонарушении, нарушение права на защиту являются наиболее распространенными нарушениями.

Должностные лица органов, уполномоченные на осуществление надзора в строительной сфере и сфере землепользования пренебрегают нормами о порядке уведомления о составлении протоколов об административных правонарушений, отправляя сообщения на электронную почту.

Кроме этого, сроки уведомления о составлении документов нередко нарушают право на защиту, что может быть использовано против административных органов в суде.

Источник: http://pehmetov.ru/praktiki-i-uslugi/zemlya-nedvizhimost-stroitelstvo/zashhita-po-administrativnym-delam-v-sferax-stroitelstva-i-zemlepolzovaniya/

Судебная практика Нарушение законодательства о рекламе или правил торговли? Автор Кулаковский С

Правильность квалификации правонарушения
sh: 1: –format=html: not found

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ ИЛИ ПРАВИЛ ТОРГОВЛИ?

В соответствии с частью первой ст.2.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения предполагает определение состава правонарушения – его объективной и субъективной стороны.

К объектам противоправных посягательств отнесены общественные отношения, соответствующие названиям глав Особенной части КоАП.

Однако, как показывает судебная практика, правильно определить конкретные общественные отношения, указанные в той или иной главе Особенной части КоАП, на которые направлены противоправные посягательства, не всегда удается.

Ошибка в квалификации административного правонарушения влияет на правильность определения не только сроков наложения административного взыскания, его размера, но и на результат рассмотрения дела об административном правонарушении, которое может быть прекращено ввиду неправильного определения состава вменяемого правонарушения.

Так, постановлением заместителя начальника инспекции Министерства по налогам и сборам РБ (далее – МНС) от 04.05.2009 индивидуальный предприниматель «В» (далее – ИП «В») признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью третьей ст.12.

26 КоАП (нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица установленных запретов в отношении рекламы табачных изделий, выразившееся в размещении (распространении) рекламы табачных изделий, бесплатном (безвозмездном) распространении табачных изделий, а равно предложении гражданам, покупающим табачные изделия или представляющим доказательства такой покупки, товаров или прав на участие в конкурсах, лотереях, играх, иных игровых и рекламных мероприятиях, пари), и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 50 базовых величин в сумме 1 750 000 руб.

Хозяйственный суд г.Минска 27 мая 2009 г. постановление от 04.05.2009 оставил без изменения, а жалобу ИП «В» – без удовлетворения.

Заместителем Генерального прокурора РБ принесен протест в Высший Хозяйственный Суд РБ, в котором поставлен вопрос об отмене вышеуказанных постановлений и прекращении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием в деянии ИП «В» вменяемого состава административного правонарушения.

Так, в протесте отмечено, что квалификация налоговым органом совершенного ИП «В» правонарушения по части третьей ст.12.26 КоАП неправомерна, а вывод хозяйственного суда о признании данной квалификации правонарушения правильной является ошибочным.

Изучение материалов дела и доводов протеста показало, что он подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Согласно протоколу об административном правонарушении 7 апреля 2009 г. ИП «В» по адресу г.Минск, ул.Радужная, 25 в витрине киоска, обзор которого возможен снаружи, были выставлены образцы табачных изделий в ассортименте, чем была нарушена часть третья п.

13 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384 (далее – Правила), установившая запрет выставлять в витринах торговых объектов, обзор которых возможен снаружи, таких объектов, как образцы табачных изделий.

Информация о реализуемых в торговых объектах табачных изделиях может размещаться в таких витринах в виде перечня табачных изделий с указанием их наименований и цен.

В силу предписаний части третьей ст.12.26 КоАП административная ответственность наступает за нарушение индивидуальным предпринимателем установленных запретов в отношении рекламы табачных изделий, выразившееся в размещении (распространении) рекламы табачных изделий.

В соответствии с абзацем 7 ст.2 Закона РБ от 10.05.

2007 № 225-З «О рекламе» реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

От редакции «Бизнес-Инфо»С 10 июля 2013 г. Законом № 225-З, в редакции Закона РБ от 03.01.2013 № 15-З, дано новое определение рекламы (абзац 9 ст.2).

Под витриной понимается пространство между оконными рамами, застекленный шкаф или стенд, используемые для показа различных товаров (подп.3.5.30 п.3 СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения»).

Размещение в витрине торгового объекта имеющихся в продаже образцов товаров без какой-либо дополнительной позитивной информации о них не является рекламой, поскольку не имеет своей целью формирование или поддержание интереса к ним (т.е. закрепление реализуемого товара в сознании потребителя) и способствование их реализации, а лишь доводит до сведения неопределенного круга лиц информацию о наличии товара в продаже.

Отнесение п.3 Положения о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 12.11.

2007 № 1497 (далее – Положение), витрины торгового объекта к средствам наружной рекламы не является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью третьей ст.12.26 КоАП, поскольку в силу абзаца 6 п.

1 данного Положения отношения, возникающие в процессе размещения (распространения) образцов товаров в витрине торгового объекта, если эти образцы не совмещены с иной информацией и в данном торговом объекте реализуются такие товары, не регулируются законодательством о рекламе.

Нарушение запрета, установленного частью третьей п.13 Правил, может квалифицироваться по части первой ст.12.17 КоАП как нарушение правил торговли, которое влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин.

Аналогичной позиции придерживается Министерство торговли РБ (письмо от 15.07.2009 № 09-10/140К), которое в силу требований Положения о Министерстве торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.07.

2006 № 961, уполномочено осуществлять государственный контроль в области торговли и рекламной деятельности (подп.5.6 п.5 и подп.6.22 п.6 Положения), а также которому в соответствии с п.2 постановления Совета Министров РБ от 07.04.

2004 № 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» предоставлено право давать разъяснения о порядке применения данных Правил.

Абзацем 6 п.33 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 13.03.

2008 № 15 «О некоторых общих вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об административных правонарушениях и применения административной ответственности» определено, что если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья не вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно части первой ст.2.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока в порядке, установленном ПИКоАП, не будет установлена его виновность в совершении правонарушения, предусмотренного КоАП.

Отсутствие в деянии состава административного правонарушения, в данном случае – нарушения законодательства о рекламе табачных изделий, в соответствии с п.1 части второй и п.2 части первой ст.9.6 ПИКоАП является обстоятельством, исключающим административный процесс, влечет вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах доводы протеста являются обоснованными, в связи с чем он был удовлетворен, постановление заместителя начальника инспекции МНС РБ от 04.05.2009 и постановление хозяйственного суда г.Минска от 27.05.2009 по делу об административном правонарушении отменены, а дело об административном правонарушении прекращено.

30.09.2009 г.

Сергей Кулаковский, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=174010&a=1

Квалификация административных правонарушений в области дорожного движения

Правильность квалификации правонарушения

В соответствии с п. 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.

1993 N 1090, на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещаются в правом нижнем углу ветрового стекла талон о прохождении государственного технического осмотра и в установленных случаях лицензионная карточка.

Согласно ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ административным правонарушением признается управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В ч.

2 указанной статьи предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно за управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию.

При квалификации действий лица по ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ следует руководствоваться примечанием к ст. 12.

2 КоАП, согласно которому государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, когда с расстояния двадцати метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

По данной норме также следует квалифицировать действия лица по управлению транспортным средством, на котором государственные регистрационные знаки установлены с нарушением требований государственного стандарта.

Типы, основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам и к их установке определены ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры.

Технические требования», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 29.06.1993 N 165.

Как следует квалифицировать действия водителя по управлению транспортным средством при отсутствии на нем государственных регистрационных знаков или регистрационных знаков «ТРАНЗИТ», в том числе при отсутствии одного из них либо установке его на не предусмотренном для этого месте?

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры.

Технические требования» на каждом транспортном средстве (кроме тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним, мотоциклов, мотороллеров, мопедов и снегоходов, а также легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей, автобусов и прочих транспортных средств воинских частей и соединений, находящихся под юрисдикцией РФ) должны быть предусмотрены места установки следующих регистрационных знаков:

на легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилях и автобусах — одного переднего и одного заднего;

на прочих транспортных средствах — одного заднего.

Передний регистрационный знак должен устанавливаться, как правило, по оси симметрии транспортного средства. Допускается установка переднего регистрационного знака слева от оси симметрии транспортного средства по направлению движения транспортного средства.

Задний регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения перпендикулярно продольной плоскости симметрии транспортного средства и располагаться перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства.

Регистрационные знаки «ТРАНЗИТ» должны устанавливаться на легковых автомобилях и автобусах — один на переднем и один на заднем ветровых стеклах внутри салона (кабины) справа от продольной плоскости симметрии по направлению движения транспортного средства.

Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков (регистрационных знаков «ТРАНЗИТ»), равно как и управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков (регистрационных знаков «ТРАНЗИТ») подлежит квалификации по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ.

При применении данной нормы следует учитывать разъяснение Верховного Суда РФ, содержащееся в п. 5.1 Постановления Пленума от 24 октября 2006 г. N 18, согласно которому административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 12.

2 КоАП, наступает не только в случае управления транспортным средством, на котором отсутствуют либо неправильно установлены оба государственных регистрационных знака, но и при отсутствии лишь одного из них , а также в случае установки одного из регистрационных знаков на не предусмотренном для этого месте при правильной установке другого (например, один транзитный номерной знак находится в салоне автомашины в горизонтальном положении).

———————————

Источник: https://pravo163.ru/administrativnye-pravonarusheniya-v-oblasti-dorozhnogo-dvizheniya/

Протокол об административном правонарушении и особенности его составления

Правильность квалификации правонарушения

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В соответствии с требованиями ч.2 ст. 28.

2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются следующие сведения:• дата и место его составления;• должность, фамилия и инициалы лица составившего протокол;• сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;• фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;• место, время совершения и событие административного правонарушения;• статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;• объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

• иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол составляется практически во всех случаях совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (ст. 28.4 КоАП РФ).

Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ). В-третьих, Федеральным законом от 24.07.

2007 N 210-ФЗ в ст. 28.6 КоАП РФ введена часть 3, которая устанавливает, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл.

12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело.

Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола.

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта Российской Федерации, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта Российской Федерации, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.

Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными.

К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся:• те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу;

• составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

Источник: https://mosoblproc.ru/explain/e22/

101Адвокат
Добавить комментарий