Правомерно ли мне не выдают автомобиль после угона?

Как не платить транспортный налог законно: что будет если не платить транспортный налог, как не платить налог на авто

Правомерно ли мне не выдают автомобиль после угона?

Отвечая на вопрос «как не платить налог на авто?», в первую очередь стоит упомянуть льготников.
Законодательством (ст. 407 НК РФ) предусмотрен перечень льготных категорий граждан, которым доступно освобождение от транспортного налога. К таким категориям относятся:

  • граждане РФ, награжденные орденами Славы;
  • участники ВОВ;
  • инвалиды I и II группы;
  • герои России и СССР;
  • многодетные родители;
  • собственники транспортных средств, мощность двигателей которых составляет 70 лошадиных сил.

Освобождение от транспортного налога пенсионеров также существует, но при условии, что мощность двигателя авто не превышает 100 л. с. Если этот показатель выше, налогом облагается только та мощность, которая превосходит это ограничение (то есть, при мощности 120 л. с. расчет осуществляется лишь на 20 л. с.).

Больше всего вопросов вызывает категория многодетных родителей: законодательством не установлена единая норма, которая при определенном количестве детей позволяла назвать родителей многодетными.

В разных регионах (в зависимости от уровня рождаемости) многодетными родители могут считаться муж с женой, количество детей у которых составляет 3 (например, в Москве), 4 (Кемерово, Республика Башкирия) или 5 (Красноярский край, Чита) детей.

Важно! В определенных регионах в список тех, кто может не платить транспортный налог, включены также инвалиды третьей группы.

Несколько законных способов не платить ТН

Зная льготные категории в своем регионе, автовладелец может воспользоваться одним из нижеприведенных способов, которые позволяют уклониться от этого вида налогообложения.

  1. Регистрация авто на родственника, имеющего льготы.
  2. Получить статус многодетного отца/матери. Важно знать, сколько нужно иметь детей в конкретном регионе.
  3. Провести регистрацию машины в регионе, являющемся более выгодным по сумме налоговой ставки – один из лучших способов, как платить меньше транспортный налог. Это касается автомобиля, мощность двигателя которого превышает 250 л.с. Такой транспорт облагается более высокой процентной налоговой ставкой. Для оформления регистрации в другом регионе необходимо получить прописку в этом же регионе. Это возможно при наличии в определенном городе или населенном пункте родственников и друзей, которые согласятся оформить временную прописку по своему месту жительства.

Внимание! Переоформляя автомобиль на родственника, друга или другое лицо, владелец машины должен быть на 100% уверен в человеке, чтобы избежать кражи авто в случае непорядочности будущего владельца транспорта.

Размер транспортного налога определяется не конкретным городом регистрации авто, а именно регионом, в котором прописан владелец машины. Наиболее выгодными в этом плане регионами считаются:

  • Забайкальский край;
  • Крым;
  • Ингушетия;
  • Оренбургская обл.;
  • Томская обл.

Порядок действий после смены регистрации начинается со снятия автомобиля с учета – ТН платят владельцы автомобилей, зарегистрированных в ГИБДД. Для снятия с учета должно быть основание, например, утилизация авто. Машина, которую владелец якобы хочет утилизировать, должна быть:

  • на ходу;
  • укомплектованной;
  • возрастом более 6 лет;
  • собственностью одного и того же гражданина более 6 месяцев.

Автомобили на иностранных номерах

Владельцы машин с иностранными номерами входят в список тех, кто имеет право не платить транспортный налог. ТН должен быть уплачен в государстве, в котором авто было зарегистрировано.

Из этого следует, что от уплаты ТН в России освобождены граждане другой страны или лица, управляющие автомобилем на иностранных номерах по доверенности.

В последнем случае пользоваться машиной на территории РФ разрешено в течение полугода – по истечению 6 месяцев необходимо поставить автомобиль на учет в России, или же пересечь границу со страной регистрации авто.

Транзитные номера

До 2013 года автовладельцы могли снять транспорт с учета и получить номера ТРАНЗИТ вместе с разрешением использования авто на территории РФ в течение 20 дней. Но многие собственники машин использовали свои автотранспортные средства на транзитных номерах и по истечению разрешенного периода, поэтому с 2013 года правила регистрации изменились.

Теперь транзитные номера выдают при вызове автомобиля из Российской Федерации в другую страну, после продажи владельцу из этой страны. Только на этом основании в ГИБДД можно получить транзитные номера – при снятии с учета на других основаниях «Транзит» не выдается.

Справка. Такое снятие с учета предполагает обязательную сдачу старых знаков – в противном случае последние объявляются в розыск.

При использовании незарегистрированной машины на дорогах РФ на гражданина-владельца этого автомобиля налагаются штрафные санкции в размере от 500 до 800 рублей, а за повторное нарушение – 5 000 рублей.

Также у водителя изымается водительское удостоверение на 1-3 месяца.

Снятие с регистрации в связи с отчуждением

Уплата ТН не взимается, если гражданин снял автомобиль с учета в течение 10 дней после его продажи. То есть для освобождения от уплаты транспортного налога, необходимо подать в ГИБДД заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с его отчуждением.

ТН на угнанные автомобили

Нужно ли платить транспортный налог, если машину угнали? Согласно ст. 358 НК РФ, на угнанные транспортные средства ТН платить не нужно. Однако владелец такого авто должен обратиться в ОВД с заявлением об угоне авто и получить справку об угоне. Последняя выдается после возбуждения уголовного дела.

В заявлении об угоне необходимо указать данные:

  • ФИО;
  • контактные данные;
  • паспортные данные;
  • адрес;
  • подробное изложение обстоятельств дела.

Также в заявлении нужно указать о том, что заявитель ознакомлен со статьей 306 УК РФ, а в частности – с уголовной ответственностью за заведомо ложный донос.

Со справкой об угоне нужно будет отправиться в налоговую службу.

Итогом всей процедуры станет неначисление ТН на протяжении периода розыска сотрудниками полиции.

Можно ли просто не платить?

Каждый владелец авто может надеяться, что при неуплате налога и игнорировании писем от НИ (налоговая – инстанция, где платить транспортный налог должен любой новый собственник машины) долг может быть списан. Но что будет, если не платить транспортный налог?

  1. В соответствии со ст. 122 НК РФ на автовладельца может быть наложен штраф.
  2. На долг начисляется ежедневная пеня (ст. 75 НК РФ).
  3. В случае, когда владелец машины задолжал государству более 3000 рублей, а также проигнорировал все уведомления налоговой инспекции, дело передается в суд в течение полугода. Если же долг меньше 3 тыс. рублей, инспекция будет ждать, пока сумма не превысит этот порог, и затем передаст дело в суд.
  4. В случае начала судебного процесса исполнительный лист передается судебным приставам. Последние могут взыскать долги владельца транспорта за счет любого имущества (например, денежных средств на счетах и банковских картах, автомобиля), но не за счет жилья. Если судебный пристав не может определить местонахождение должника или его имущества в течение 5 лет, исполнительный лист закрывается, а долг признается безнадежным. Кроме того, при смерти дебитора и отсутствии возможности получения долга через наследуемое имущество, долг также списывается.

Сейчас у каждого должника есть шанс попадания на налоговую амнистию, но подобное может произойти с гражданином, долг которого образовался до конца 2015 года. При амнистии долг списывается вместе с начисленной пеней. Но на вопрос «можно ли не платить транспортный налог, если долг был начислен с 2016 года?», ответа пока нет, т.к. неизвестно, будет ли следующая волна амнистий.

ТН на машину, купленную по договору о лизинге

Лицо, купившее автомобиль в лизинге, не должно платить налог – его оплачивает человек, на имя которого машина оформила, т.е. – лизинговая фирма. Но освобождение действует только до истечения срока действия лизингового контракта.

Как можно увидеть, существует много лазеек, позволяющих придумать, как не платить налог за машину, при этом не нарушая законодательство.

Есть способы, несущие риск для владельца авто быть оштрафованным или даже лишиться прав – такие методы ненадежны и обычно несут еще большие расходы, нежели простая уплата налога. Если человек все же не хочет платить государству – лучше делать это по законодательству, используя следующие методы:

  • продажа машины;
  • получение статуса многодетного родителя (однако данная льгота действует не в каждом регионе, так в ряде регионов нашей страны многодетным семьям, владеющим автомобилем, предоставляются льготы по уплате транспортного налога (полное или частичное освобождение). Однако, на федеральном уровне эта льгота не закреплена. Для того чтобы узнать, имеет ли ваша семья право на льготу по транспортному налогу, можно обратиться в свою налоговую инспекцию.);
  • регистрация машины в другом регионе с низкой налоговой ставкой.

Знание закона позволит точно узнать, как обойти транспортный налог, выйти сухим из воды и сэкономить денежные средства, поэтому, прежде чем начать переоформление, лучше ознакомиться с законодательной базой и быть уверенным в своем успехе.

Источник: https://j.etagi.com/ps/kak-ne-platit-nalog-na-avto/

Вы купили краденый автомобиль..

Правомерно ли мне не выдают автомобиль после угона?

Вы купили краденый автомобиль…

Что делать, если автомобиль, который Вы приобрели в собственность,оказался числящимся в угоне?

Кодекс Вас не защитит!

Представьте, что однажды Вас останавливают сотрудники ГИБДД и,проверив автомобиль по компьютеру, объявляют, что Ваша машиначислится в угоне и, естественно, в розыске. Возможен также случай,когда, взглянув на номера кузова или двигателя, инспектор заявляет,что, по его мнению, они явно перебиты или же на предоставленных емуВами документах на автомобиль имеются следы подчисток иисправлений.

Поскольку Гражданский Кодекс РФ защищает интересы гражданина, укоторого автомобиль был украден, в сложившейся ситуации Вы имеетевсе шансы потерять как автомобиль, так и уплаченные за него деньги.

Впрочем, забрать у Вас автомобиль инспектор ГИБДД не вправе.Сведения об угнанных автомобилях он получает из базы данных,которая хранится в компьютере. Люди, эту базу составляющие, могутошибаться. Кроме того, сбой может дать и компьютер.

Так или иначе,но необходима дополнительная проверка. Поэтому максимум, что всложившейся ситуации может сделать инспектор, это забрать у Васправа и предложить проехать с ним в ближайшее отделение ГИБДД.

Таму Вас могут изъять техпаспорт, а также снять с автомобилягосномера, лишив Вас, таким образом, возможности егоэксплуатировать.

10 суток нервотрёпки

Дополнительную проверку на угон органы ГИБДД обязаны провести втечение трёх суток.

Кстати, максимальный срок, отведенныйзаконом на решение вопроса о возбуждении уголовного дела по фактуугона – 10 суток с момента задержания автомобиля.

До получениярезультатов дополнительной проверки Ваш автомобиль поместят наохраняемую стоянку ГИБДД или стоянку ближайшего отделения милиции.Очень редко, но бывает, что машина отдаётся под сохранную распискуеё титульному владельцу.

Если подозрения правоохранительных органов, увы, подтвердились,все материалы передаются в следственные органы и по факту угонавозбуждается уголовное дело.

Только в этом случае, а также привыявлении конкретного потерпевшего (способного не только опознатьсвой автомобиль, но и подтвердить свои права на него) следовательвыносит постановление об изъятии у Вас автомобиля для возвратапрежнему владельцу.

Впрочем, Вы имеете право оспорить решение следователя в судебномпорядке, и до тех пор, пока суд не примет решение, “спорный”автомобиль будет храниться на стоянке ГИБДД.

Кстати, если уголовноедело не было возбуждено в течение 10 суток после задержания или втечение этого срока не установлен потерпевший, Вам обязаны безпроволочек вернуть автомобиль, по крайней мере, под сохраннуюрасписку.

В случае, если следователь тянет время и не выноситрешения в установленные сроки – обращайтесь в прокуратуру.

Пишите, Шура, пишите!

В момент задержания Вашего автомобиля в обязательном порядкесоставляется протокол. Чтобы получить свою собственность назад вцелости и сохранности, внесите в протокол все находящиеся в машинеценные вещи и оборудование, которое может быть без трудадемонтировано.

Например, укажите, что в салоне установленастереомагнитола “Sony KBA-210R” и шесть колонок той же фирмы.Автомобиль “обут” в резину фирмы “МАТАДОР” МР-21 185/60-R13 налитых дисках в виде пятиконечной звезды, имеется запасное колесотого же типа.

Аккумулятор – фирмы “Hoppenergy” 120 А/ч и т.д.Отметьте, что машина на ходу, технически исправна, без наружныхповреждений, все осветительные приборы на месте и целы, лобовоестекло без трещин или иных повреждений и т.д.

В протоколеобязательно должны быть зафиксированы показания счётчика пробега.

Мелочь, а приятно!

Если прежний владелец авто будет найден, знайте – он Вам должен.Немного, конечно, в сравнении с постигшей Вас потерей, но какговорится, “с паршивой овцы – хоть шерсти клок”.

Речь идёт о том,что при возврате авто прежнему владельцу, тот обязан возместить Вамзатраты по хранению автомобиля и выплатить по согласованию частьстоимости произвёденных Вами усовершенствований и эксплуатационныхрасходов.

Поэтому при составлении протокола требуйте, чтобы тудавнесли все привнесённые Вами улучшения и изменения (подкрылки,новая покраска, резина и т.д.). Если Вы пользовались услугамиплатной охраняемой стоянки или держали автомобиль в арендуемомгараже – соберите бумаги, подтверждающие эти расходы.

Теперь самое время задуматься о возмещении понесённых Вами убытков.Рассмотрим несколько наиболее типичных ситуаций.

Не всё так безнадёжно

Ситуация первая. Автомобиль куплен у частного лица на авторынке.В момент покупки Вы не знали, что он краденый, номера перебиты,документы подделаны, а продавец не проживает по указанному адресу.В этом случае сотрудники ГИБДД должны передать все материалы вмилицию для возбуждения уголовного дела по факту мошенничества.

Если мошенник будет найден и привлёчен к уголовной ответственности,по суду он должен будет выплатить Вам стоимость автомобиля. Если унего есть деньги, движимое и недвижимое имущество, какую-токомпенсацию Вы получите относительно быстро. Но если у мошенниканичего нет (или не найдено), то после отсидки он будет ежемесячновыплачивать Вам часть своего заработка (пенсии, стипендии, пособияи т.д.

), то есть реально стоимость автомобиля будет Вам выплаченачерез много-много лет.

Другое дело, если продавец Вам известен и не скрывает своего местажительства. Тогда, по Вашему требованию, он добровольно или через судвозместит Вам причинённый ущерб.

В этом случае его вряд ли обвинятв мошенничестве, скорее всего он сам поневоле оказался в неприятнойситуации, приобретя автомобиль у третьего лица.

Этот факт даётвозможность ему самому впоследствии потребовать возмещения расходовот того, кто продал ему краденую машину.

Гиблое дело

Ситуация номер два. Краденый автомобиль Вы приобрели подоверенности.

Это наиболее неприятный случай, так как и в милиции,и в прокуратуре Вам ответят, что права Ваши никем и нигде ненарушены, автомобиль Вам не принадлежит и позаботиться о возмещенииубытков должен его хозяин.

Но даже если Вы и отыщете продавца,получить с него деньги обратно Вам вряд ли удастся. Между темотобранный у Вас автомобиль либо вернут потерпевшему (если егоразыщут, что весьма проблематично), либо он перейдёт всобственность кого-нибудь из сотрудников милиции.

“Рога и копыта”

Ситуация номер три. Автомобиль приобретён в автосалоне,комиссионном магазине или любой другой организации, имеющей правона торговлю автомобилями.

В этом случае Вы имеете полное правообратиться в эту организацию с требованием о добровольномвозмещении ущерба, а в случае отказа можете обратиться в суд.

Впрочем, можно попасть и в такую ситуацию, когда магазина илиорганизации, продавшей Вам злополучный автомобиль, уже несуществует. Возместить ущерб в этом случае можно будет, лишьустановив правопреемника исчезнувшей конторы. А нет – плакалиВаши денежки.

Интерпол уполномочен заявить

Ситуация номер четыре. Допустим, купленный Вами автомобиль ранеебыл угнан в Германии. Местная полиция завела уголовное дело пофакту угона. Затем совместно со службой безопасности страховойкомпании полицейские провели проверку обстоятельств угона иобъявили автомобиль в розыск. Однако угонщика не поймали, и делоприостановили “за отсутствием обвиняемых”.

Данные автомобиля приэтом были занесены в базу угонов. Потерпевшему (если не быладоказана его противоправная деятельность, например, симуляцияугона), компания выплатила страховку. С этого момента угнанныйавтомобиль юридически становится собственностью страховой компании.

Поэтому, после того как пропажа “засветится” в России, еёдальнейшая судьба будет зависеть от того, потребует западнаястраховая компания возврата автомобиля или нет.

В российскую базу данных информация об угнанной в Германии машинепоступает, как правило, с опозданием от нескольких месяцев донескольких лет.

Поэтому вероятность того, что автомобиль быстробудет опознан как угнанный, близка к нулю.

Конечно, спустя какое-товремя его могут случайно обнаружить, к примеру, в городе Тукукино,но ведь нет никаких доказательств того, что его последний владелеци есть угонщик.

Дальнейшие события могут разворачиваться по следующему сценарию.О факте обнаружения автомобиля российский следователь обязанпроинформировать российское бюро Интерпола. Там проверяютполученные сведения и дают запрос в полицию за рубежом.

Какправило, оттуда приходит подтверждение и запрос о пересылкедополнительной информации: где находится авто, каково еготехническое состояние, побывало ли оно в аварии и т.д.

На основании полученных данных новый юридический собственникавтомобиля – страховая компания – решает, стоит ли забиратьавтомобиль или выгоднее от него отказаться.

Процедура занимает не один месяц, и всё это время последнийвладелец техники вынужден находиться в подвешенном состоянии:машина числится в угоне, поэтому даже если её вернут по сохраннойрасписке, то в любой момент могут затем вновь “конфисковать”.

Страховые компании, однако, свои интересы блюдут строго иради 6-7-летнего “Форда” (к тому же побывавшего в аварии) вряд либудут беспокоиться: перегон автомобиля в Германию обойдётся дорожеего стоимости.

А вот за новый “Мерседес” или БМВ там обязательнопоборются! В этом случае через прокуратуру своей страны компанияобращается в нашу Генпрокуратуру с требованием вернуть находку. Какправило, наши прокуроры в таких случаях отказывают очень редко.

Поступает команда следователю, и машина отправляется на своюзаграничную родину. Разумеется, российский владелец имеет правообратиться с иском в суд, но все понимают, что разбирательстворазрешится в пользу заграничного владельца.

Вернуть нельзя оставить!

Таким образом, для последнего владельца краденого автомобилясобытия могут разворачиваться по трём возможным сценариям:

– по требованию своих западных коллег Генпрокуратура Россииприказывает вернуть автомобиль, и тогда его российский владелецостаётся ни с чем;

– Генпрокуратура решает оставить автомобиль его российскомувладельцу. Тогда в документах на автомобиль сотрудники ГИБДДделают запись: “Автомобиль значится в розыске по базе данныхИнтерпола”. Разумеется, ездить на таком авто можно только потерритории России;

– зарубежные страховщики претензий не имеют, от прав на автомобильотказываются и изымают сведения о нём из базы данных по угону.Одновременно машина перестает числиться как угнанная и в России.

Ольга Лысенко, Бюро правовых и консалтинговых услуг “Советник” , “Авторынок Калининграда”, №17 от 2.05.2005

(Окончание следует)

ПОДПИШИСЬ на горячие НОВОСТИ

И другие…

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой

#1  ЕЛЕНА

Источник: http://auto39.ru/articles/2005/a05050202.html

Электронный паспорт

Правомерно ли мне не выдают автомобиль после угона?

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

Нынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев.

После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные.

Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении.

Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!

Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте.

С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей.

Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД.

Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции.

А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку).

С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов.

Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено.

И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать.

По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту.

Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия.

Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года.

В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце.

Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку.

Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители.

Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится.

Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС.

А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки.

Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться.

Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта.

Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины.

Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».

Как получить электронный паспорт транспортного средства?

* Полный перечень уполномоченных организаций размещен на сайте Минпромторга России minpromtorg.gov.ru

Источник: https://autoreview.ru/articles/kak-eto-rabotaet/epts

«Опыт неприятный, но полезный»

Правомерно ли мне не выдают автомобиль после угона?

У читателя «Газеты.Ru» Дмитрия Ситникова угнали его Infiniti FX37 2013 года в ночь на 28 июля 2016 года с одного из дворов подмосковного Фрязино. Пропажа обнаружилась на следующий день с утра — вместо автомобиля на парковке его ждали куски разбитого стекла водительской двери.

Автовладелец сразу же вызвал на место сотрудников полиции, которые собрали осколки, сделали снимки и взяли показания. Ключи и документы на автомобиль Ситников также передал стражам порядка. В машине осталась сервисная книжка и полис ОСАГО.

Они, соответственно, пропали вместе с другими ценными вещами, которые находились в салоне.

Однако уже через пять дней автомобиль нашелся, причем полицейские удивились этому не меньше, чем сам автовладелец.

Как нашли

«Мой Infiniti обнаружили уже с другими номерами во дворе в московском районе Дорогомилово, — рассказал Ситников «Газете.Ru». — С тем же разбитым окном. Оказалось, машина была припаркована как-то странно — кто-то из жильцов проявил бдительность, позвонил участковому, а там уже по ориентировкам сработали и полицейские.

Но машину сразу они не забрали — устроили засаду, чтобы дождаться угонщиков, которые вернутся за автомобилем». Так в итоге и случилось».

По словам Ситникова, вскоре на место прибыли двое. Один из них уроженец Чечни. Второй, как выяснилось позже, был покупателем. «Их задержали с поличным, — рассказывает автовладелец. — Продавец сразу в отказ — мол, дождик шел на улице, увидел открытый автомобиль, решил переждать в нем.

Застраховать автомобиль только от полного уничтожения и угона, ограничить пробег и воспользоваться франшизой. А еще обратиться к телематике, которая… →

Приехали эксперты, измазали специальным порошком весь салон, сняли отпечатки пальцев. Автомобиль погрузили на эвакуатор и отвезли в ОВД — кстати, за мой счет.

Там следственные действия продолжались почти до трех часов ночи. Сначала разбирали вещи в автомобиле — часть была моя, некоторые уже чужие. Пропал, к примеру, сотовый телефон. Тем временем сделали дактилоскопическую экспертизу, которая показала, что «продавец» оставил отпечатки по всему салону и под крышкой капота. Так что, видимо, он «пережидал дождик» в моей машине весьма основательно.

Однако сдавать подельников не стал — молчал как рыба, что и усложняло дело. А их ведь минимум трое в цепочке — один взламывает, второй угоняет, третий продает. Перебить VIN (идентификационный номер транспортного средства. — «Газета.Ru) угонщики, к счастью, не успели.

В итоге следователи провели официальное расследование, завершили уголовное дело и отправили материалы на утверждение в прокуратуру.

Кстати, в полиции сказали, что раскрываемость таких случаев просто нулевая. За последнее время это первый найденный Infiniti, так что мне повезло, спасибо бдительным людям».

Однако на этом злоключения автовладельца не закончились — пока получить свой автомобиль он не может. Полицейские разрешили ему только забрать ключи от гаража, и с 2 августа машина до сих пор находится на спецстоянке ОВД в качестве вещдока.

«Для меня важно, чтобы дело передали в суд, — рассказывает автовладелец. — Только после этого я смогу забрать машину под ответственное хранение. Процедура такова: автомобиль отдают мне, снимают с угона, я оплачиваю госпошлину и восстанавливаю свидетельство о регистрации (показывать машину при этом не нужно).

С этим свидетельством я восстанавливаю ОСАГО и делаю новые госномера. После я везу машину к дилеру, там мне прописывают ключи и меняют стекло в двери. Расходы в итоге следующие: по каско машина застрахована, но есть франшиза 30 тыс. руб. Поэтому ремонтирую сам. Заказал стекло за 19 тыс. руб., 5 тыс. руб.

будет стоить восстановление ключей, 500 руб. — стоимость нового полиса ОСАГО.

Еще обязательно потрачусь на дополнительную защиту автомобиля от угона, преступники ведь обошли штатную сигнализацию и дополнительную охранную систему. Поставлю что-нибудь подороже.

И конечно, потерянные вещи и полная мойка салона, чтобы отмыть ее не только после угонщиков, но и от порошка для дактилоскопии. Есть и проблема с пропавшей сервисной книжкой — теперь продать машину будет сложнее».

Кроме того, Ситников будет обязан явиться в суд в качестве свидетеля. В целом водителя это не беспокоит, он надеется помочь стороне обвинения.

Что касается вопросов о том, не жалеет ли он, что машину нашли, автовладелец уверенно отвечает, что лучше так, чем несколько месяцев без колес в полной неопределенности.

Драка подозреваемого в перевозке наркотиков сразу с тремя нарядами полиции. Несколько молодых парней с подозрительными свертками в карманах и изъятый… →

«Чтобы получить страховку, на практике должно пройти три-четыре месяца, — говорит Ситников. – Так, с момента заведения дела об угоне у страховых компаний действует двухмесячный мораторий на оперативные мероприятия: вдруг найдут.

Дальше страховая месяц рассматривает все документы, потом принимает решение и в течение 30 дней после этого должна заплатить. Это означает четыре месяца без машины. Плюс еще вопрос в том, сколько будет стоить новая. У меня машина застрахована на 2 млн руб.

, но по прошествии года страховая сумма снижается на 10%. С франшизой 30 тыс. руб. я отдаю за страховку 120 тыс. руб. в год. В целом, если бы автомобиль не нашли, потерял бы больше денег. Так что я рад, несмотря на то что живу месяц без колес. Опыт неприятный, но полезный.

Жалко, в машине сейчас находиться странно, поэтому, скорее всего, буду продавать».

Что делать, если процесс возврата затянулся

Юрист Коллегии правой защиты автовладельцев Марат Бикбов пояснил «Газете.Ru», что в целом сроки возврата автомобиля владельцу четко в законодательстве не оговорены, поэтому этот вопрос зависит от позиции следователя.

«В самом худшем случае машину могут вернуть уже после того, как суд рассмотрит дело, — говорит Бикбов «Газете.Ru».

— А могут выдать под ответственное хранение и до того, как суд рассмотрит дело, то есть сразу по завершении следственных действий. Так что какой следователь вам попадется, так и будет.

В целом, конечно, это неправильно, что нет конкретных сроков. Но если процесс затягивается, можно смело жаловаться в прокуратуру. Если у следователя нет мотивов для удержания автомобиля, его вам обязаны вернуть».

Взаимоотношения со страховой компанией

Страхователь обязан передать в страховую компанию полный комплект оригинальных ключей от замков транспортного средства (ТС), полный комплект брелоков от сигнализации, полный комплект ключей от иных противоугонных систем, установленных на застрахованном ТС.

«Исключение составляют случаи, когда они приобщены к материалам уголовного дела или похищены вместе с ТС путем совершения преступлений, — говорит «Газете.Ru» официальный представитель компании «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.

— В случае если ключи, брелоки, метки приобщены к материалам уголовного дела, страхователь обязан предоставить заверенные копии процессуальных документов, которые это подтверждают».

В свою очередь заместитель гендиректора по страховой телематике Meta System Тимур Кузеев обращает внимание «Газеты.Ru», что ранее были случаи, когда страховые компании отказывали в выплате, если отсутствовали документы или комплект ключей был неполным. Но Верховный суд исключил эту практику.

«Что касается размера выплаты, то он зависит от страховой суммы по полису и фактической стоимости автомобиля, также есть износ выплаты, которая рассчитывается пропорционально от срока действия договора и до угона, — говорит Кузеев «Газете.Ru».

— При нахождении ТС сотрудники полиции должны зафиксировать все полученные повреждения. В этом случае заявление об угоне переквалифицируется в противоправные действия третьих лиц и убыток урегулируется по риску «ущерб», если он был застрахован.

Если автомобиль попал в ДТП, это также фиксируется сотрудниками полиции и отдельно в ГИБДД, если имелись вторые участники дорожного происшествия. Эти страховые события должны покрываться в полном объеме».

Если автомобиль нашли после получения выплаты

Дерзкую банду автоподставщиков из пяти человек задержали в Москве. Они работали по стандартной схеме, но смогли обмануть минимум десяток водителей… →

Если автовладелец получил выплату по угону, но автомобиль впоследствии нашли, то в дальнейшем урегулирование будет зависеть от решения страховой компании.

«Если был подписан так называемый абандон и права на ТС перешли в страховую после осуществления выплаты, это уже решение страховщика: снять машину с учета, зарегистрировать на себя, реализовать по своему усмотрению, — говорит Кузеев. — Если в процессе урегулирования страховщика фиксировались иные условия, такие как обязательства возврата выплаты, то, возможно, деньги придется вернуть.

В «АльфаСтраховании» «Газете.Ru» однозначно заявили, что деньги подлежат возврату. «Иначе это будет считаться необоснованной выгодой либо в крайних случаях может трактоваться как попытка страхового мошенничества», — отметил Нехайчук.

По словам экспертов, список лакомых автомобилей для угонщиков зависит от региона. В целом по стране наиболее угоняемые автомобили — это продукция «АвтоВАЗа», Mazda, Toyota, Lexus, Infiniti, BMW, Mercedes-Benz.

Все более популярными у угонщиков становятся корейские марки, в частности Kia Rio и Hyundai Solaris, которые угоняют с целью разбора на запчасти и дальнейшей распродажи по частям.

Эксперты отмечают, что для наиболее эффективной защиты автомобиля следует использовать профессиональные системы спутниковой охраны, которые невозможно просканировать.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2016/08/16_a_10133369.shtml

101Адвокат
Добавить комментарий