С кого спрашивать за воспитание ребенка?

Восемь ошибок, которые совершают родители и учителя при воспитании детей. Как воспитывать, но не калечить?

С кого спрашивать за воспитание ребенка?

Я хочу с вами поговорить о том, что непросто слышать, иногда трудно понять и в чём нестерпимо признаться самим себе. О том, что является фоном, общепринятой нормой.

Я хочу поговорить с теми, кто готов:

  • серьёзно задуматься над тем, как мы, взрослые, ведём себя по отношению к детям, какую систему воспитания мы для них создаём;
  • сделать маленький шаг, принять взрослое решение, которое позволит хоть что-то изменить в отношении хотя бы одного ребёнка: вашего, всем сердцем любимого; хорошо знакомого соседского; профессионально вам порученного подопечного или просто случайно встреченного.

Эта статья не для вас, если вы:

  • точно знаете, как воспитывать своего ребёнка, уверены во всех своих воспитательных целях, мотивах, задачах;
  • руководствуетесь принципом «меня так воспитывали, и я буду так же»;

Я знаю, что большинство из нас любит своих детей, но неизбежно и, к сожалению, не всегда осознанно мы смотрим на своих детей сквозь призму того, как воспитывали нас, и это влияет на то, как мы проявляем свою любовь.

У меня нет никакого желания осудить кого-то, «поймать за руку» или застыдить за «неудовлетворительное» родительство. Понимаю, как непросто растить ребёнка, какая это невероятно сложная задача. Я — мама двоих дочерей, и прекрасно знаю это из собственного опыта.

Считаю, что осуждение и критика вредны для жизни, понимания и дальнейшего роста.

Мне по-настоящему очень важно, чтобы мы с вами просто увидели и осознали последствия наших взрослых ошибок над детской душой.

Восемь страшных ошибок воспитания, которые совершают родители и учителя. Как не покалечить детей?

 Обычная ситуация: ребёнок не хочет, родитель или учитель принуждает. Первый по каким-то причинам решает чего-то не делать. Второй считает необходимым не искать причины такого решения, а просто заставить.

Послание при этом примерно таково: «Ты сам не можешь, у тебя нет своей воли, опыта, ума, а у меня есть!» Тот, кого часто принуждают, живёт в конфликте с собой. Постоянная жизнь под принуждением — верный путь к окончательной потере себя самого.

Таким образом, нам важно осознать, что регулярно принуждая детей, мы калечим их здоровую волю, закладываем в них привычку страдать и терпеть.

Устыжение — излюбленная родительская, а также многих учителей манипуляция. Срабатывает сиюминутно, эффективно. Послание при этом таково: «Ты плохой, ужасный, я вижу тебя насквозь, ты от меня ничего не скроешь. Учти, я слежу за тобой и всегда готов вывести тебя на чистую воду». Если мы пристыдили ребёнка, особенно публично, то вот что мы на самом деле сделали:

  • продемонстрировали своё превосходство, совершив акт психологического насилия;
  • объявили его плохим, и это чувство, увы, надолго останется с ним;
  • поселили в нём страх перед собственными ошибками, недостатками, поступками;
  • положили ещё один камень в сооружение его собственной «тюрьмы», которая не позволит ему проявляться, творить, пробовать, самовыражаться, достигать успехов;
  • вскрыли перед всеми, то что он предпочёл бы оставить при себе, тем самым нарушили его личные границы.

Таким образом, устыжение, вопреки всем ожиданиям, не делает ребёнка лучше, оно делает его скрытнее. Риск быть пристыженным заставляет загонять вглубь многие естественные проявления и импульсы, заставляет бояться самого себя, мыслей, чувств. Устыжение — это внешняя замена внутренней совести ребёнка.

Принуждая ребёнка, вы забираете себе его волю, а стыдя, вы забираете себе его совесть!

В конце концов, ему становится выгоднее либо жить бессовестным, либо жить в страхе наказания. Принимать ребёнка со всеми его недостатками и достоинствами всегда полезнее, чем пытаться его пристыдить.

Наказание применяется, как правило, с целью предотвратить повторение подобного поведения в дальнейшем. Однако часто за ним скрывается всего лишь проявление взрослой беспомощности, разочарования и злости. Справедливое наказание за реально нанесённый ущерб ещё может быть воспринято ребёнком как адекватная мера. Несправедливое наказание рождает лишь обиду, злость, возмущение.

Послание при наказании: «Ты, видимо, не понял, как ужасно поступил? Так вот, я причиню тебе боль, сделаю тебе плохо, унижу тебя за то, что заставил меня переживать». Ребёнок, которого наказывают с помощью унижения, физического или психологического насилия, в итоге очень быстро сам становится насильником.

Несправедливое наказание почти всегда воспринимается как акт унижения, проявление агрессии.

В ответ оно рождает лишь желание унижать и мстить.

Альтернативы наказанию. Если ребёнок не хочет вас послушать и прекратить то, что он делает, возможно для него это суперважно. Тогда следует обсудить сложившуюся ситуацию и договориться о форме, сроках.

Например: «Я понимаю, что тебе не хочется идти домой, делать уроки, а хочется погулять, но я могу дать тебе только три дня на исправление всех нежелательных оценок». Кроме попыток договориться, обозначив ваши чувства и намерения, альтернативой наказанию будет чёткое установление границы.

Можно просто твёрдо сказать: «Стоп, прекрати, остановись, перестань пожалуйста». Твёрдость ваших слов будет всегда воспринята ребёнком.

Постоянный истеричный крик воспринимается им не как «стоп», а как сигнал бессилия.

Если учитель твёрд в своих намерениях, то ученик всегда его прекрасно услышит и прекратит действие, не переходя границы дозволенного. Ещё одна альтернатива — обсуждение случившегося.

Даже повзрослев, мы нередко совершаем поступки, о которых потом сожалеем.

Попытки же понять мотивы, выяснить обстоятельства, при которых это произошло, что двигало и зачем, помогают лучше понять себя и сложившиеся обстоятельства.

Неверие в силу нашего воздействия приводит к тому, что мы начинаем запугивать наших детей, манипулируя самым ценными и важными для них — безопасностью.

Послание при угрозах: «Если ты не будешь слушаться, то мы сделаем то-то… отдадим тебя какой- нибудь буке, и ты не никогда не будешь в безопасности». Ребёнок, которому часто угрожают, всегда живёт в страхе быть покинутым. Угрожая детям, мы, безусловно, делаем их послушными, но при этом лишаем ощущения собственной ценности. В результате они учатся обесценивать себя и окружающих.

Многие мои коллеги убеждены в эффективности критики, свято верят, что она заставляет детей стараться стать лучше, стремиться к высокому, к достижениям, к далёким светлым целям.

Ребёнок, которого часто критикуют, вырастает очень зависимым от чужих оценок.

Страх получения плохой оценки или плохого результата делает ребёнка напряжённым, зависимым. В некоторых случаях, уставая сопротивляться критике, что-то доказывать всем вокруг, ребёнок решает стать окончательно плохим «двоечником, лоботрясом, хулиганом».

Критикуя ребёнка, мы забираем у него самоценность (то есть уверенность, что оно ценен для нас без каких бы то ни было достижений) и его самооценку (то есть трезво и реально оценивать себя).

Учителю надо запомнить: «закритикованный» ребёнок становится самым тревожным, может уйти в депрессию, начать отказываться от любой деятельности, даже от той, что ему вполне под силу.

Важно также поддерживать в ребёнке способность получать удовольствие от процесса, обычно свойственную детям, не замученными оценками. Получение удовлетворения от любого дела сделает процесс обучения или творения увлекательным.

  • Ошибка №6. Унижения, ругательства

Унижения в общении с ребёнком среди большинства взрослых всё же не считаются полезными, хотя, к сожалению, в моменты сильного разочарования или бессилия взрослым трудно их избежать.

Послание при ругательствах и унижении: «Ты, наверное, не понимаешь, что я тобой недоволен и разочарован, поэтому я поднимаю децибелы и усиливаю акцент на том, как именно ты плох.

За счёт унизительной лексики я перевожу своё недовольство в нападение, чтобы запугать и унизить тебя, чтобы мне полегчало, а ты стал окончательно виноват».

У тех, кого часто ругают, сильно занижена самооценка.

И потому такие дети очень старательны, они боятся быть постоянным объектом унижения. Дети, которых постоянно унижают, учатся самоуничтожению, или наоборот со временем уничтожают, причиняют боль другим, проявляя жестокость, насилие.

Кажется, что хвалить — значительно полезнее, чем ругать или критиковать, но это верно лишь отчасти. Конечно, критика и унижение — плохой «компост» для развития и роста. Но важно помнить, что похвала — это та же оценка, только положительная.

Ребёнок, которого много хвалят, будет так же сильно зависеть от внешних как и тот которого критикуют.

Послание при похвале: «Я замечаю, когда ты что-то делаешь хорошо. Я рад этому. Я хочу убедиться, что тебе и впредь будет приятнее меня радовать, чем огорчать. И ещё мне важно, чтобы ты понял, что делать что-то хорошо — это означает радовать меня».

Ребёнок всегда будет испытывать колоссальный страх перед угрозой разочаровать гордящихся им родителей, близких.

Если ребёнок понимает, что до заданной планки ему нипочём не добраться, он не заслужит похвалу, то, он весьма вероятно, уйдёт в другие защиты: недоделанные дела, незаконченные проекты.

Регулярная похвала отнимает у детей свободу, свободу быть любимым, совершать ошибки, пробовать, учиться и осваивать постепенно. К тому же похвала вызывает у детей мучительный страх разочаровать тех, кто уже один раз их похвалил.

Альтернатива похвале: лучше интересоваться, спрашивать, позволять ребёнку оценивать самому. Например: «Как ты думаешь каков был твой ответ? Ты на все вопросы ответил? Давай вместе посчитаем сколько правильных ответов? Мне нравится, что ты так усердно готовился к этой контрольной». Гораздо проще сказать «Молодец», «Замечательно», чем позволить ребёнку самому оценить себя.

Несмотря на то что при игнорировании не произносится никаких слов, тем не менее оно тоже является интервецией, причём весьма сильно воздействующей на ребёнка. Традиционно игнорирование считается менее агрессивным и «вредным» для психики ребёнка актом, чем открытое выражение недовольства, но это иллюзия.

Послание, получаемое ребёнком при игнорировании: «Когда ты поступаешь плохо, я наказываю тебя отвержением. Я демонстрирую тебе, что в данный момент ты настолько плох, что я отказываю тебе в общении со мной. Я горжусь тем, что не ругаю тебя. И ты будешь страдать, пока не попросишь прощения или пока я тебя не прощу».

У ребёнка, с которым резко обрывают связь, отвергают, всем своим видом показывая недовольство, забирают настоящее. Мы отнимаем у него покой и уверенность в том, что он по-прежнему будет любим, потому что отверженный ребёнок не может жить настоящим.

Альтернатива игнорированию — проявление своих чувств. Бывает, что вы разозлились на ребёнка так сильно, что у вас нет никакого желания с ним разговаривать. В таком случае лучше сказать ему об этом: «Я так зла, что не могу разговаривать, вот успокоюсь и поговорю с тобой». В этом случае ребёнок поймёт, что он сделал что-то, что вас разозлило, но он не отвержен и связь с вами не утеряна.

Наказание показательным игнорированием — это причина серьёзной душевной боли вашему ребёнку.

Наших детей действительно формируют наши воздействия. Вот только у многих разорвана связь между тем, что они делают в отношении детей, и тем, что хотят получить в результате воспитания. И получая совсем не то, что ожидали, они склонны по-прежнему обвинять во всём детей, не желая брать ответственность за свои ошибки.

Так как, воспитывать, но не калечить? Перечисленные воздействия учителей и родителей вызывают пагубные последствия для психики ребенка. Наша минимальная ответственность заключается в том, чтобы хотя бы осознавать это. Ошибаются все, это естественное следствие человеческой натуры. И наша задача — научиться правильно относиться к ошибкам, их анализировать и исправлять.

Не бывает «плохих» детей у «хороших», во всём всегда «правых» родителей.

Источник:

  • Книга «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить», Издательство «Генезис», 2012 год, автор Млодик И.Ю.

Екатерина Афанасьичева.

Источник: https://pedsovet.su/publ/88-1-0-4061

Воспитание ребенка. На кого обратить внимание?

С кого спрашивать за воспитание ребенка?

Так не получится. И регулярно не получается у горе-воспитателей, которые ищут причины плохого поведения детей во всех, кроме себя.

Самый простой пример из жизни. Рассказала мне эту историю заведующая детским садом. Однажды на прогулке пропал мальчик. Взял и выбежал за ворота! Ему здесь, видите ли, скучно было! Воспитатели, конечно, переполошились, когда пропажу обнаружили. Слава богу, спохватились вовремя, пропажа не успела в безызвестность кануть.

Но долго потом родители в себя прийти не могли. А когда страсти остыли, разоткровенничался папа. Сказал, что сам в детстве грешил оным. А сына отругал, да… Взрослые сделали на будущее выводы. Но еще тогда мудрая заведующая предупредила всех родителей: будьте готовы к проявлению в детках самих себя.

И даже иногда в особо острой форме.

Хорошо, когда по поведению родителя легко вычислить реакции ребенка. Тогда можно хоть какую-то «соломку подстелить» или хотя бы знать, чего ожидать от своего чада. Но в жизни все не так просто. Иногда недостаточно наблюдать в потомстве признаки своего характера. А приходится еще анализировать собственные реакции и чувства, знать, что именно в тебе реагирует на плохое поведение отпрыска.

Каждый наблюдал в общественном месте картину с участием истеричного ребенка. Реагируют родители и окружающие по-разному. Бывает, что внутри появляется раздражение: ну что за противный мальчик (или девочка), орет и орет?!

Но ребенок вовсе не противный. Он просто уяснил, как можно манипулировать людьми. Детки очень тонко умеют чувствовать. Наши «больные точки» для них — азбука в открытой книге. И вот на эти больные точки чада регулярно нажимают. И давят, давят, давят… Кто победит в этой борьбе?

Победить ремнем или прочими насильственными наказаниями невозможно. Дитя обозлится, проблема задавится (но не уйдет) и приобретет более изощренные формы.

А вот преодоление проблемы через себя — вполне разумный вариант.

Знакомый мне папа называет свою дочку истеричкой. «Чуть что — выслушиваем скандал, — сетует он. — И что с этим делать — сами не знаем!» Разговариваю с мамой. Самый главный вопрос: какие чувства испытываете при очередном крике?

Оказывается, мама очень сильно реагирует на дочкины выступления. Внешне она этого не показывает, даже не кричит в ответ. Зато внутри себя переживает, нервничает, дергается. Девочка это состояние улавливает на полутонах. И давит, пока родительское терпение не заканчивается.

А заканчивается оно принудительным приемом прохладного душа. Орущую дочу сначала рвет, потом приходится ее мыть. То ли нервная перегрузка сказывается, то ли долгий плач вызывает желудочные последствия. Но как бы то ни было — реакции малоприятные.

Душ, конечно, не служит выходом из ситуации. Он, кроме выполнения гигиенической функции, снимает пик всеобщего напряжения, который родители (слава богу) решили преодолевать почти гуманным — водяным способом. А для того чтобы ситуацию полностью разрешить, необходимо убрать внутреннее напряжение… У кого? Конечно, у родителей!

Мама нашла способ самоуспокоения в этих и подобных ситуациях. Она подошла к ситуации как ответственный человек. Что можно требовать или спрашивать с ребенка двух лет? Правильно — ничего! А что можно спросить со взрослого человека, 20 лет? Очень многое! Вот родители и спросили с себя.

Когда маме удалось достичь внутри себя полного спокойствия, дочка перестала реагировать на ситуации подобным образом. Рвота ушла в прошлое, успокоительный душ тоже. Осталось поздравить родителей с успешным преодолением проблемы!

Но порадоваться, к сожалению, можно не за всех. Сплошь и рядом наблюдаются случаи, когда взрослые упорно не хотят понимать и принимать свою ответственность в сложившихся ситуациях.

В этом плане мне очень нравится точка зрения Кэтрин Кволс, изложенная в книге «Как воспитывать детей без наказания».

Автор говорит о том, что во взаимных обидах (я на ребенка, ребенок — на меня) исправить ситуацию может только взрослый!

Ответственность за поведение ребенка в той или иной ситуации лежит не только на родителях.

Учителя, которые регулярно сталкиваются с непослушанием, откровенным неуважением (это свойственно детям старшего возраста) и прочими неурядицами, — тоже прямые участники событий. И педагог делает весомый вклад в сложившуюся историю.

Поэтому не стоит сваливать все только на родителей. Они и так свое получают сполна. Там своя история. А эта случилась со мной, участник в данном случае — я, значит и разгребать — мне, то бишь учителю.

Маленькие или большие детки не хотят слушать урок? А сделай так, чтобы им было интересно! Я с детства и на всю жизнь запомнила учителей математики и истории. Историю мы слушали на одном дыхании.

А математику хотелось выполнить и сдать, чтобы именно этот человек, Учитель (да-да, я не ошиблась, это Учитель — именно с большой буквы) поставил хорошую оценку.

Потому что его хорошая оценка — как звездочка на груди, сияет и наполняет ощущением «Я могу!».

Увы, чаще я наблюдаю ситуацию, в которой учитель вызывает родителей и отчитывает их за то, что дети плохо себя ведут, срывают уроки и т. д. И каждый раз мне, педагогу, хочется спросить — а что вы сделали для того, чтобы ребенок внимательно слушал урок?

Тему воспитания можно продолжать бесконечно. Я ее всего лишь начала, слегка затронула. В решении проблем имеет значение не только осознание самого факта собственной ответственности, но и конкретный опыт преодолений. Об этом я расскажу подробнее в следующих статьях.

А пока лишь резюмирую. Воспитание детей — задача взрослых. Это наша, суммарная, важная ответственность — научить подрастающее поколение быть достойными людьми. Только своим примером, личным поведением, волей, изменениями можно достичь оного. Но прежде всего необходимо воспитать себя.

Источник: https://shkolazhizni.ru/family/articles/54901/

10 основных ошибок в воспитании детей

С кого спрашивать за воспитание ребенка?

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Ошибка первая — обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Мнение родителей:

Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу.

Мнение психологов:

Обещание больше не любить своего малыша — одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка — малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Ошибка вторая — безразличие

«Делай что хочешь, мне все равно»

Мнение родителей:

Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Мнение психологов:

Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее».

И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг.

Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья — слишком много строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Мнение родителей:

Дети должны слушаться старших беспрекословно — это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку — 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение психологов:

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку.

Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.

В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем».

Ошибка четвертая — детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Мнение родителей:

Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство — такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность — в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Мнение психологов:

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем.

Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот — он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.

«Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», — вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая — навязанная роль

«Мой ребенок — мой лучший друг»

Мнение родителей:

Ребенок — главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение психологов:

Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая — денежная

«Больше денег — лучше воспитание»

Мнение родителей:

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Мнение психологов:

Любовь не купить за деньги — звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался.

Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька.

И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

Ошибка седьмая — наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс»

Мнение родителей:

Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам — дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Мнение психологов:

К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой.

Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем… желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы.

Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ошибка восьмая — слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка»

Мнение родителей:

Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более нужные и серьезные вещи.

Мнение психологов:

Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно — это может оттолкнуть их.

Ошибка девятая — ваше настроение

«Можно или нет? Это зависит от настроения»

Мнение родителей:

Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Мнение психологов:

Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей.

Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение.

Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое — постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая — слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»

Мнение родителей:

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Мнение психологов:

Взрослые часто забывают простую истину — если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души.

Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

Источник: http://www.psychologov.net/

Источник: https://azbyka.ru/deti/10-osnovny-h-oshibok-v-vospitanii-detej

Родственники в воспитании детей: «за» и «против» – Развитие ребенка

С кого спрашивать за воспитание ребенка?

Когда в семье появляется ребенок, он становится для всех источником счастья. Однако для работающих родителей уход за маленьким ребенком может быть слишком утомительным.

Бывают ситуации, когда вы нуждаетесь в помощи другого человека, чтобы он посидел с ребенком.

Если вы живете вместе или хотя бы в одном городе с родителями, вам не нужно нанимать няню или беспокоиться, что вам не на кого будет оставить ребенка.

Когда вы оставляете ребенка с родственниками – это лучший способ убедиться, что он находится под надежным присмотром. Молодым родителям, совмещающим работу с воспитанием ребенка, это приносит большое облегчение. Когда они оставляют ребенка с посторонним человеком (например, няней), это может вызывать у них тревогу. Причиной этому является недоверие.

Но даже если воспитанием ребенка занимаются члены семьи или родственники, у такого явления есть свои положительные и отрицательные стороны. Родителям нужно постоянно обращать внимание на то, как такое воспитание влияет на ребенка. Поэтому рассмотрим подробнее все «за» и «против» участия родственников или няни в воспитании ребенка.

Преимущества

  • Воспитание проходит в кругу семьи. Главное преимущество привлечения к воспитанию ребенка родственников – это то, что в воспитании не принимают участие посторонние люди. Дети более близки с родственниками (например, бабушками) и, в свою очередь, сами имеют для них большее значение. Родственники знают, как привить ребенку правильные жизненные ценности и как обеспечить ему правильное развитие, когда вас нет рядом. Поэтому зачем нанимать няню, если можно поручить воспитание ребенка родственнику?
  • У вас общие жизненные ценности. В процессе воспитания ребенка родственники передают ему близкие вам жизненные ценности и правила поведения. Это значит, что ребенок усвоит те же ценности и навыки, которым вы бы хотели его научить и которых не смогут ему дать няня или воспитатели в детском саду.
  • Ребенок будет воспитываться дома. Когда за ребенком присматривают родственники, он всегда находится дома. Нет необходимости каждый день водить его в детский сад. Дома ребенок чувствует себя комфортно и поэтому лучше учится.
  • Воспитание дома обходится дешевле или вообще бесплатно. Одна из главных причин, почему молодые родители привлекают родственников к воспитанию ребенка – то, что это обходится им намного дешевле, чем нанимать няню. Если родственники живут неподалеку от вас, такое воспитание вообще может вам ничего не стоить. Очень часто бабушки или тети выступают в роли бесплатных нянь для ребенка. И это становится большим преимуществом для родителей.

Недостатки

Разумеется, привлечение родителей к воспитанию ребенка имеет не только преимущества, но и недостатки:

  • Родственники могут обижаться на то, что вы взваливаете на них слишком много забот. Молодые родители могут быть слишком навязчивыми в своих просьбах присмотреть за ребенком. Иногда они даже оказывают эмоциональное давление на бабушку, говоря, что она должна ухаживать за ребенком, а им нужно больше отдыхать. Поэтому, когда речь идет об уходе за ребенком, убедитесь, что вы не взваливаете на родственников слишком много обязанностей.
  • В процессе воспитания ребенка у вас могут возникать разногласия с родственниками. Главный недостаток, с которым сталкиваются родители и родственники, ухаживающие за ребенком, – это разногласия по поводу воспитания. У каждого из родственников есть свои привычки и образ жизни. Эти привычки передаются и ребенку, если родственник ухаживает за ним. Например, если бабушка, воспитывающая ребенка, привыкла ложиться спать поздно, то ребенок тоже будет засиживаться допоздна. С вашей точки зрения, неприемлемо шлепать ребенка, но дедушка может иметь на этот счет другое мнение. Разные взгляды родственников на процесс воспитания могут вызвать дополнительные трудности.
  • У вас и родственников могут быть разные жизненные принципы. Ваши родители воспитывали вас по определенным правилам, которые не обязательно совпадают с теми, которых вы придерживаетесь в воспитании своих детей. Поэтому, поручая воспитание ребенка бабушке, будьте готовы к тому, что она будет воспитывать его по старым правилам, с которыми вы, возможно, не согласны. И если взрослые будут устанавливать для ребенка противоречивые правила, это его смутит.
  • Если ребенок воспитывается дома, он меньше общается с другими детьми. Когда вы отдаете ребенка в детский сад, он много времени проводит с другими детьми и усваивает то, чего его не учили дома. Ваши родственники, которые воспитывают ребенка, могут не позволять ему общаться с детьми во дворе, опасаясь, что те будут плохо влиять на ребенка. Это затруднит развитие ребенка во многих сферах.

Стоит привлекать родственников к воспитанию ребенка тогда, когда у вас нет выбора: вы не имеете возможности отдать его в детский сад или воспользоваться услугами няни. Если вы поручаете воспитание ребенка родственникам, взвесьте все «за» и «против», принимая такое решение. Это поможет вам избежать проблем в будущем.

Оцените публикацию

статьи: 5.00 из 5 на основе 2 оценок.

Вконтакт

Развитие ребенка
21.01.2019

Источник: https://childdevelop.ru/articles/parents/7435/

Как приструнить чужого ребенка, который нарушает ваше спокойствие, а какие способы недопустимы?

С кого спрашивать за воспитание ребенка?

20.05.2018, 21:13

 (33)
FOTO: Marko Mumm

Воспитание детей — штука сложная. Далеко не всегда они растут такими, какими хотелось бы их видеть родителям. Но с неподобающим, капризным или даже хамским поведением подрастающего поколения приходится сталкиваться и совершенно посторонним людям.

В таких ситуация взрослые оказываются в неловком положении: сделать замечание или продолжать терпеть, а если сделать, то что можно сказать, чтобы простая попытка привлечь чьего-то отпрыска к порядку не привела к обвинению уже в адрес самого взрослого?

Почему чужие дети бывают порой невыносимы, какие меры воздействия можно применить в рамках закона и кто отвечает за причиненный вам чужим ребенком ущерб — выяснила ”МК-Эстония”.

С ситуациями, когда чужой ребенок мешает своим поведением всем вокруг, а то и вовсе подвергает опасности других и даже себя, сталкивался каждый. В зависимости от возраста это поведение может быть как обычным капризом или шалостью, так и злонамеренным поступком.

Терпения не хватает

В обеденное время в автобусах можно встретить школьников разного возраста, которые громко общаются, толкаются, а то и выбегают и снова забегают в последний момент в транспорт, когда тот делает остановку. Обычно пассажиры молча взирают на это, надеясь, что школьники скоро выйдут, и в салоне снова станет тихо и спокойно.

”Один раз в магазине я столкнулась с тем, что чужой ребенок подходил к другим покупателям, толкая перед собой детскую тележку, и просто врезался в людей. Когда ребенок врезался в меня, я решила, что он сделал это случайно, просто не рассчитал поворот. Но когда это повторилось, поняла, что он делает это специально.

Его мать была в это время занята покупками в отделе кулинарии. Я предпочла ничего не говорить, хоть и была возмущена, а просто пошла дальше по своим делам”, — рассказывает Екатерина.
В отличие от нее у некоторых людей терпения не хватает.

В интернете можно найти ролик, как в аналогичной ситуации мужчина берет из корзины ребенка йогурт и выливает ему на голову, так сказать, в воспитательных целях.

Отдельных слов заслуживают детские истерики в общественных местах, особенно тяжело приходится их свидетелям в самолетах, поездах или рейсовых автобусах, ведь в этом случае от источника звука деться некуда.

А если к этой истерике прибавляется еще и размахивание ногами и руками, то можно и синяк ненароком получить, сидя рядом, и испачканную ногой одежду, и разбитый от падения телефон, если вас неожиданно пнули в спинку кресла.

Впрочем, громко и нецензурно разговаривающие или даже выпивающие спиртное в кинотеатрах подростки — тоже практически безысходная ситуация.

В каких-то случаях можно, собрав терпение в кулак, промолчать и переждать, в других оставаться в стороне просто невозможно. Кто-то ограничится нотацией, а у кого-то рука зачешется оттаскать за ухо неугомонного сорванца. Но перед тем, как вообще что-либо сделать, стоит оценить, что можно предпринять в этом случае, а чего делать нельзя категорически ни с чужим ребенком, ни со своим.

Ответственность лежит на родителях

”Сделать замечание ребенку может любой человек, в том числе и другой ребенок. Никаких общих запретов на обращение к чужому ребенку не существует, — говорит присяжный адвокат Евгений Твердохлебов из Advokaadibüroo Vindex. — Ограничения в общении с ребенком связаны только с защитой детей от вредных влияний.

Например, нельзя предлагать ребенку алкоголь; склонять к оказанию возмездных сексуальных услуг, попрошайничеству, совершению преступлений, работе в необычных условиях, заключению брака, позированию для эротических произведений, участию в обороте или употреблению наркотиков; нельзя уводить ребенка моложе 14 лет от тех, кто за него отвечает, нельзя делать для такого ребенка доступными сцены жестокости, беспричинного умерщвления или истязания животных и т. д.”

Защищать ребенка от вредных влияний и заботиться о его развитии, по словам присяжного адвоката, должны его родители или опекуны.

Если это не выполняется, то каждый человек обязан сообщить о нуждающемся в помощи ребенке или в полицию, или в местное самоуправление, или по телефону помощи детям 116 111. Такое сообщение по желанию обратившегося может остаться анонимным.

Применение физической силы к ребенку, отмечает Твердохлебов, допустимо только для предотвращения опасности, а не с целью наказания.

”Исходя из этого, если родители сами не способны успокоить своего ребенка, то замечание может сделать и посторонний человек, — поясняет Евгений Твердохлебов. — За любой вред, причиненный ребенком до 14 лет, отвечают его родители или опекуны, независимо от их вины.

Это применяется и в случае, если, например, ребенок в детском саду или на тренировке по недосмотру воспитателя или тренера причинил ущерб — в любом случае отвечают родители, но в некоторых случаях вместе с ними, а не вместо них, могут отвечать и воспитатели, учителя или тренер”.

Так что, если ребенок запачкал плащ в транспорте, порезал ножницами одежду другого ребенка или толкнул кого-то в магазине, из-за чего из рук у человека выпал и разбился телефон, в любом случае, обращает внимание присяжный адвокат, отвечают родители или опекуны. А с 14 лет ребенок уже сам несет ответственность за свое поведение.

”Спокойно, четко и с умом”

Советник отдела детей и семей Министерства социальных дел Элизе Никонов говорит, что, с одной стороны, важно, чтобы люди были внимательны ко всем детям в общественных местах: если кажется, что ребенок может нуждаться в помощи, например, родитель плохо обращается с ребенком, то определенно нужно вмешаться.

С другой стороны, по словам чиновника, важно, чтобы в ходе этого вмешательства человек не обращался с ребенком ненадлежащим образом.

В Законе о защите детей предусмотрено, что запрещено психическое, эмоциональное, физическое или сексуальное ненадлежащее обращение с ребенком, в том числе унижение, запугивание и телесные наказания.

”Конкретная и четкая граница заключается в том, что чужого, равно как и своего, ребенка ни в коем случае нельзя физически ”призывать к порядку” — бить, толкать, дергать и т. . Исключение составляют экстренные ситуации.

Если ребенок бежит под машину или проявляет насилие в отношении другого ребенка, и это нельзя прекратить словами, то иной раз можно и нужно физически удержать ребенка, чтобы уберечь жизнь и здоровье его самого или другого человека, — приводит пример Элизе Никонов.

— К таким мерам можно прибегать лишь в крайних случаях и минимально использовать силу — только для того, чтобы нивелировать опасность, а не ”преподать урок” сорванцу”.

Что же касается устных ”призывов к порядку” в ситуациях, где дети мешают другим, например, в общественном транспорте или в магазине, советник Министерства социальных дел говорит, что каждый человек должен продумать, как в таком случае выразиться четко и ясно, но не пренебрегая ребенком. Даже если поведение детей раздражает и не уважает других, следует оставаться самому спокойным и уважительным.

Плохо ведущая себя молодежь, отмечает Элизе Никонов, зачастую чувствует негативное отношение со стороны взрослых, которые требуют соблюдения правил, но не прислушиваются к молодежи.

”Если взрослый грамотно подойдет к делу, спокойно и ясно выразится, как поведение ребят мешает ему и другим людям, попросит прекратить и, возможно, поинтересуется, что же их беспокоит, это может принести больше плодов, чем раздраженные окрики, — замечает представитель министерства.

— Конечно, может случиться и так, что молодежь грубо пошлет вас куда подальше. Тогда надо уметь не принимать это близко к сердцу. Иной раз разумнее уйти и в более запущенных случаях даже оповестить полицию. Лишь подавая своим общением правильный пример, можно надеяться, что он окажет позитивное влияние.

Если это и не изменит поведения молодых людей сразу же, то, по крайней мере, они запомнят, что их поведение кого-то раздражало, а человек отреагировал на это спокойно, четко и с умом”.

Сначала беседа

Елена Роос-Метсма, руководитель участковых полицейских Нарвского отделения полиции, говорит, что в случае неподобающего поведения детей надо рассматривать два варианта ситуаций: что делать, если несовершеннолетние совершают правонарушения и нарушают общественный порядок, и что делать, если ребенок сам нуждается в помощи или у вас есть подозрение, что ребенок находится в сложной или даже опасной ситуации.

”Если вы видите детей или подростков, нарушающих общественный порядок, то следует оценить, насколько опасна данная ситуация.

В зависимости от этого, может быть достаточно доброжелательного устного замечания — например, если кто-то видит, что из детской игры ситуация уже перерастает в случай травли, или кто-то из детей не знает, что место пустым пакетам от чипсов и бутылкам от лимонада в урне, а не на скамейке или газоне, — поясняет руководитель участковых полицейских.

— Сначала надо постараться выяснить обстоятельства, побеседовать, но если ребенок агрессивен либо убегает, нужно передать информацию в полицию. В магазине, кинотеатре, торговом центре следует подойти к сотруднику охранного предприятия и сообщить о нарушении”.

К сожалению, многие подростки идут на поводу у своих, как им кажется, более крутых друзей и достаточно рано начинают употреблять алкогольные напитки и курить.

Елена Роос-Метсма отмечает, что поведение ребенка может измениться под воздействием даже небольшого количества алкоголя, и в некоторых случаях подростки становятся агрессивными, что опасно в первую очередь для них самих и для окружающих.

”Если вы видите распивающих алкоголь подростков, сообщите в полицию. Детям до 18 запрещается иметь при себе даже закрытые алкоголь и табачные изделия, — обращает внимание представитель полиции.

— Получив сообщение о таких подростках, полиция сможет вмешаться в ситуацию, а самое главное, проверить, что на самом деле происходит с этими детьми, почему они в позднее время на улице, почему употребляют алкоголь или даже наркотики, каким образом подросток получил запрещенные вещества”.

По словам Роос-Метсма, часто, когда полиция занимается разрешением таких случаев, выясняется, что подросток предоставлен сам себе, и семья не обеспечивает надлежащий уход и необходимый в таком возрасте контроль.

Либо ребенок является жертвой насилия в близких отношениях, либо подросток, занимающийся травлей других детей, сам является объектом травли со стороны кого-то другого.

Важно узнать причины такого поведения подростка, чтобы повлиять на него и направить его жизнь в конструктивное русло, подключив при необходимости социальных работников, психологов и, конечно, семью.

Соцсети ситуацию не решают

Руководитель участковых полицейских предупреждает, что ни в коем случае нельзя допускать со стороны взрослого, который хочет призвать детей или подростков к порядку, применения насилия. В таком случае надо сразу же позвонить в полицию, передать полиции описание внешности, одежды, другие приметы и обстоятельства случившегося.

”Например, в Нарве помощь полиции требуется в торговых центрах, где дети нарушают общественный порядок.

Также мы получаем сообщения о детях, которые нарушают Закон о дорожном движении, подвергая себя опасности, к примеру, опасно едут в темное время на велосипедах по трассе и т. .

Также получаем сообщения о детях, которые находятся в обвалоопасных, заброшенных зданиях, употребляя алкоголь, что также может закончиться несчастным случаем либо причинением вреда здоровью”, — рассказывает Елена Роос-Метсма.

Она добавляет, что в других случаях речь идет о детях, которые без сопровождения взрослых находятся в общественном месте в позднее время, либо ребенок одет не по погоде, либо выглядит напуганным, то есть явно находится в опасной для жизни и здоровья ситуации. В таком случае следует подойти и спросить, все ли в порядке, позвонить в полицию и сообщить о том, где вы находитесь, чтобы прибывший на место патруль смог прояснить ситуацию.

Источник: https://rus.delfi.ee/press/mk_estonia/kak-pristrunit-chuzhogo-rebenka-kotoryj-narushaet-vashe-spokojstvie-a-kakie-sposoby-nedopustimy?id=82161905

101Адвокат
Добавить комментарий