Сын пошел в 1 класс, учитель игнорирует ребенка и говорит ему, что не будет его учить

8 главных ошибок родителей при общении с учителем – Телеканал «О!»

Сын пошел в 1 класс, учитель игнорирует ребенка и говорит ему, что не будет его учить

Когда ребенок идет в школу, родитель и учитель становятся для него самыми главными взрослыми.

От того, насколько они внимательны к школьной жизни ученика, его поведению и отношению к учебе, мудры и последовательны в своих действиях, очень сильно зависит не только здоровье школьника, но и его успехи в учебе и отношение к ней. Эксперт «О!» Марьяна Михайловна Безруких рассказала о главных ошибках родителей школьников при общении с учителем.

Марьяна Михайловна Безруких, советский и российский ученый-физиолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института Возрастной физиологии

Не умеем решать проблемы вовремя

Многие родители не спешат решать проблемы сразу при их появлении, а доводят до критического момента, когда обида и раздражение не позволяют выстроить конструктивный диалог.

Причин у такого поведения много, но основная заключается в том, что у нас низкая культура общения: мы не умеем выстраивать диалог ни внутри семьи, ни с чужими людьми.

То же самое происходит и во взаимоотношениях с учителем.

Приходя в школу, ребенок и его родители включаются в новую среду со своими правилами, знакомятся с новыми людьми, принимают новые роли. Так как мы все живые люди, со своими проблемами, чувствами, настроениями, принципами и тактикой общения, возможны конфликты.

Но обеим сторонам важно вовремя понять, что конфликт — тупиковая ситуация, и если не разрешить его, кому-то придется уйти, скорее всего, это будет ученик.

Предъявляем необоснованные требования

Родители очень часто жалуются, что школа не соответствует возможностям их детей по нагрузке, напряженности, по темпу деятельности и так далее. Но ведь они сами выбирали это учебное заведение!

Часто можно услышать претензии: педагог не любит ребенка, невнимателен к нему. Но учитель и не должен любить вашего малыша! Он обязан знать его возможности, видеть склонности, понимать особенности, а значит — уметь выстраивать эффективное взаимодействие и, учитывая интересы, сильные и слабые стороны развития, помочь ему учиться, не перекладывая проблемы на родителей.

Не понимаем своего ребенка

Большинство мам и пап выбирают школу для своих детей, как будто они делают это для себя, не принимая во внимание способности и возможности малышей.

А ведь у школьника могут быть проблемы, связанные с вниманием, гиперактивностью, с более поздним созреванием, из-за чего он просто не может справиться с предъявляемой нагрузкой.

Помочь ученику — совместная задача педагога и родителей, но, к сожалению, виновным чаще оказывается ребенок. Он испытывает давление с двух сторон: им недовольны, его стыдят, наказывают, требуют.

Отсутствие взаимодействия и взаимные обвинения затягивают решение проблем. И, наконец, наступает знакомый многим протест: «В школу не пойду!».

Родители часто не замечают первые признаки неблагополучного состояния нервной системы, когда школьник становится раздражительным, замкнутым, тревожным, трудно засыпает, беспокойно спит, у него резко меняется настроение.

Порой у ребенка есть тики, заикание, постоянные жалобы на головную боль, но и это не вызывает тревогу, особенно если оценки хорошие.

Не понимаем свою роль

Выстраивать отношения с учителем — задача родителей! Когда случается конфликт ученика и педагога, мамы и папы спрашивают: «Чью сторону принять?» Ребенка, только ребенка! Быть на стороне своего малыша — святая обязанность родителей!

Если вы скажете своему третьекласснику: «Ты должен сам во всем разобраться и решить эту проблему с Марь Иванной», — вы оставите его наедине с педагогом в стрессовой ситуации.

Не умеем контролировать эмоции

Адекватный родитель — это тот, кто умеет обсуждать проблемы и выстраивать отношения, а не выяснять их, обвиняя учителя. Не нужно по первому зову своего сердца бежать в школу и выплескивать все негативные эмоции. Это заведомо проигрышная стратегия.

Мамы и папы не привыкли это делать, но с учителем нужно договориться о встрече. Потому что если вы прибежали в школу, готовые к бою, а договоренности об этом не было, то наверняка обидитесь и рассердитесь, если Марь Иванна скажет: «Извините, мне сейчас некогда, я не смогу уделить вам внимание». Это естественно — вы же не идете на какую-то деловую встречу без предупреждения?

Не понимаем, что мы с учителем не враги

Учителя и родители часто рассматривают свои взаимоотношения как личностные, по принципу «люблю — не люблю». Но на самом деле следует строить деловые отношения, эффективность которых складывается из умения слушать и слышать друг друга.

Разговор родителя с педагогом должен быть конструктивным, а ваши взаимоотношения — движением навстречу друг другу во имя своих детей, а не сражением.

Если у учителя есть претензии к ребенку, то обсуждайте не педагога, не ученика, а сложившуюся ситуацию. Например, Саша плохо пишет или читает, давайте поговорим про трудности письма, поймем, что является причиной, как мы можем помочь мальчику.

Не умеем общаться

Помните, что тон «делает фразу», поэтому если он не выдержан, даже обычные слова в сочетании с интонацией и соответствующим выражением лица не скроют ваше отношение — и разговор не получится.

Если учитель некорректен или груб, эта ситуация прекрасно останавливается спокойствием.

Вы имеете право прекратить такой диалог спокойно, доброжелательно, не обвиняя, с легкой улыбкой словами: «Простите, я не могу продолжать этот разговор».

Чтобы понять основные принципы эффективного общения с педагогом, советую познакомиться с моей книгой «Родитель и Учитель. Как понять друг друга и помочь ребенку».

Не думаем о последствиях

В любом конфликте двух взрослых (педагога и родителя) всегда страдает ребенок. И это не зависит от того, кто победил или проиграл. Поймите, даже если вы оказались правы и «заткнули учителя за пояс», ему легче будет «отыграться» на ученике, чем ответить что-то обидное вам.

А срываться на ребенке педагог может по-разному, например, часто и спокойно, без раздражения повторять: «Я тебя во втором классе не вижу».

Такая тихая уничтожающая холодность и презрение, «психологическое битье» страшны для малыша и могут серьезно подорвать здоровье, особенно если родители обвиняют его в проблемах с учителем («Ну, значит, заслужил, сам виноват!») и оставляют один на один в сложной ситуации, которую сам он решить не может.

Sharomka/racorn/Shutterstock.com

Записала Дарья Дудкина

психологияшколадомобществодети

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9389

Когда ребенок не хочет в школу

Сын пошел в 1 класс, учитель игнорирует ребенка и говорит ему, что не будет его учить

Что сказать и как помочь ребенку, который первого сентября заявляет: «Ненавижу вашу школу, не хочу в нее идти!»

Я знаю одного мальчика, который идет в третий класс самой обычной, даже, пожалуй, неплохой школы. К учительнице Светлане Анатольевне — тоже неплохой, нормальной учительнице, как считают родители мальчика.

Она не садистка, просто всегда немного нервная (а как не быть нервной, если у тебя в классе 37 человек и нужно бесконечно писать планы и отчеты). Но каждый раз, когда мальчик вспоминает о 1 сентября, у него начинают дрожать губы и катиться слезы. Ему там очень плохо.

Его не бьют, не издеваются, но все равно плохо очень. Он в изоляции, ему в классе досталась роль «какого-то странного», «не как все».

Я видела подростков, у которых слезы уже не катятся, они только шипят сквозь зубы: «Будь она проклята, эта школа». И убегают в свою комнату. Они уже не рассказывают нам, что одноклассники пишут о них в соцсетях презрительные гадости.

Видела даже девочек-отличниц, которые, старательно отводя глаза, могут сказать, что «с ребятами в классе как-то дружить не получается» и «учительница немножко строгая». Эти слова не звучат, как вой тревожной сигнализации.

И родители годами могут не догадываться, не замечать, насколько мучительно отличнице в школе.

Потому что догадался — а дальше?..

Может, так и должно быть? Наверное, им всем сейчас в школе противно? Или ребенок сам виноват, не умеет дружить?

И что делать? Забирать ребенка из школы? Бред. Разговаривать с учительницей? С очень большой вероятностью услышишь вариацию на тему «вас много, а я одна» или «дети сами должны разобраться». Активно вмешиваться в отношения ребенка с одноклассниками? Большинство родителей на это не идут, а те, что все-таки идут, часто приносят больше вреда, чем пользы.

Невыполнимые советы

Многие растерянно советуют:

«Ну ты это… просто не обращай внимания, и все. Ты в школу ходишь учиться, а на остальное тебе наплевать».

характеристика этого совета — его абсолютная невыполнимость. Нет, не только учиться ходит ребенок в школу. Нет, ему не наплевать на «остальное». В первую очередь он ходит туда, чтобы учиться выстраивать отношения с особями своего вида.

В современном мире, где дети не играют во дворах, не приобщаются с четырех лет к ремеслу и не встают к станку, — это главная функция школы. Она становится тренингом общения и взаимодействия длиной в 11 лет. Тренингом поведения в конфликтах.

И уже только в третью-четвертую-пятую очередь — местом, где ребенок выучит таблицу умножения, законы Ньютона и грамматику местоимений (их, кстати, можно и в интернете выучить).

И если в главной задаче — в выстраивании отношений — ребенок заходит в тупик, ощущает себя ничтожным и униженным, в каком-то смысле провал переживает вся семья.

Тут у родителей есть два пути. Игнорировать его трудности в надежде, что они со временем разрешатся сами (представьте, так тоже бывает). Или пытаться вывести школьника из тупика. Особенно если он пребывает в хроническом напряжении и тревоге — не может сосредоточиться, забывчив, плохо спит или каждые полчаса бегает в туалет. Что вообще можно сделать?

Красочный план

Для начала нужно собрать данные.

Иногда бывает очень полезно (и интересно для ребенка) нарисовать на бумаге план класса и провести разноцветные линии — с кем у ребенка хорошие отношения, с кем вежливый нейтралитет, кого он боится, кого бы предпочел из класса убрать.

С подростками, как правило, такая игра и такой уровень откровенности уже невозможны — лучше сделать это раньше. Ребенок может описать тех, кого не любит и боится. Часто детям, да что там, и взрослым бывает сложно описывать людей в терминах «какой он».

И проще продвигаться вперед через сюжеты «однажды он сказал… обычно он делает так… мне не нравится, когда он… я боюсь, что он…»

Школьники Николай Дудукин/PhotoXPress.ru

Отдельно любопытно бывает обсудить учительницу. Или учителей.

Если старшеклассники уже могут сказать что-то вроде: «Учительница меня не любит/он ко мне придирается», то дети во втором-третьем классе часто не способны даже сформулировать это.

Они, конечно, скажут, если учитель кричит на них или бьет, но презрительную гримасу учителя или обидные замечания примут как должное.

Так что более тонкие вещи приходится ловить на более тонкую удочку (А как вы обычно здороваетесь? А что она говорит, когда у тебя что-то не получается? А как учительница обычно ведет себя, когда вы ссоритесь? Вы ей жалуетесь? А кто ей жалуется? А кого она хвалит? А как это делает?)

Важно иметь в виду: карта, которую мы получаем, не равна реальности стопроцентно. Это то, как картинку видит наш ребенок. Какие-то вещи он может воспринимать слишком болезненно, а каких-то, наоборот, не замечать. Так что все рассказы можно принять к сведению, но проверить на достоверность.

Травля или конфликт?

Ох, а вдруг это травля, спрашивают встревоженные родители?

Мне кажется, популярность терминов «травля» и «буллинг» несколько запутывает нас, говорящих. И часто, увы, провоцирует охоту на ведьм. Поиски того, кого можно назначить злодеем и садистом, обвинить и наказать.

Он же мучает бедную жертву! Это огромное упрощение, и большинство специалистов об этом знают. Не потому, что жертва — не жертва, а потому, что мы концентрируемся на мести обидчику, который иногда вовсе не причина болезни, а ее симптом.

Пытаемся наказать ботинок, игнорируя ногу.

Поэтому лично я предпочитаю слово «конфликт».

Конфликт в школе, как правило, всегда имеет иерархическую природу, какими бы словами ни объясняли участники свои мотивы. То есть сводится к борьбе за власть.

Конфликт в школе, как правило, всегда имеет иерархическую природу, то есть сводится к борьбе за власть

Если мы думаем, что «учитель и так главный, это очевидно, ему-то зачем бороться за власть?», то очень заблуждаемся. Иногда учитель действительно сам развязывает войну с ребенком (или с группой детей). Иногда, наоборот, он настолько явно «хромая утка», что разворачивается борьба за нового лидера. Трясет в любом случае весь класс.

Силы участников в конфликте неравны. Учитель, как ферзь на шахматной доске, вообще бьет всех одной левой.

И если он выбирает жертвой конкретного ребенка (тут обычно начинаются большие и мелкие издевки, заниженные оценки, унижения при всем классе), то самое время включаться родителям.

Потому что Давид победил Голиафа всего раз за всю историю человечества, да и то чудом. И потому что опыт объединения с большими и сильными помощниками гораздо больше пригодится ребенку в жизни, чем опыт одиночества и унижения.

Кстати, часто учитель сам и «втаскивает» родителей в свой конфликт с учеником. На уровне сознания он ослеплен чувством собственной правоты, а бессознательно надеется, что родители встанут на его сторону, и таким образом жертва лишится последнего островка поддержки. И тогда уж точно будет раздавлена и уничтожена.
Ни в коем случае не поддавайтесь. Заступайтесь за своих.

Заступайтесь за своих

С этим ребенком вам еще много лет жить, а с учителем вы видитесь четыре раза в год. Учитель — сменная деталь, ребенок — незаменяемая.

И это то, что вполне можно говорить ребенку: «Я могу считать, что ты неправ, что ты ленивый идиот, я могу ругать тебя и беситься дома, но выступать мы, черт возьми, будем единым фронтом».

Первоклассник на уроке Владимир Веленгурин/Комсомольская правда/PhotoXPress.ru

Потому что для ребенка это неочевидно, и даже самые благополучные дети подозревают, что из-за учительских обвинений, замечаний или плохих оценок родитель может «разлюбить».

Вообще, выбирая, что говорить ребенку в таких ситуациях, важно не врать. Не пытаться утешать и подбадривать там, где подбодрить, собственно, нечем.

Не говорить «Да это все вообще ерунда» (не ерунда), «да ты об этом потом и не вспомнишь» (вспомнит). Можно говорить: «Жаль, что я не могу защитить тебя в школе». Или: «Паршиво, что ситуация так сложилась.

Но иногда кто-то нас просто не любит, вот такие дела». Или любые другие слова, в которых не будет обвинений в адрес ребенка.

Источник: https://takiedela.ru/2019/09/kogda-rebenok-ne-khochet-v-shkolu/

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Сын пошел в 1 класс, учитель игнорирует ребенка и говорит ему, что не будет его учить

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

Что делать, если учитель обижает ребенка?

Сын пошел в 1 класс, учитель игнорирует ребенка и говорит ему, что не будет его учить

Итак, ваш ребенок пошел в школу. Дни учебы летят один за другим, вроде бы все нормально, но малыш как-то странно ведет себя. Не любит рассказывать о школе, на все расспросы бурчит под нос «нормально», а потом вдруг как гром среди ясного неба: «Учительница плохая».

Очень многие дети жалуются на своих учителей. И очень часто родители оставляют эти жалобы без внимания, списывая их то на усталость, то на изнеженность, то на каприз. А между тем от того, какое отношение выстроится между ребенком и первым учителем, зависит то, как в дальнейшем ребенок будет воспринимать школу и насколько сильным будет его желание учиться.

Не секрет, что качество персонала в российских школах оставляет желать лучшего. Не секрет, что преподавательские места зачастую занимают люди, не имеющие желания и таланта преподавать и работать с маленькими детьми.

Низкие заработные платы, тяжелые условия труда, непрестижность профессии — на самом деле талантливые педагоги зачастую уходят в дорогие школы, в частное преподавательство, а их места в школах занимают незаинтересованные люди.

Отсюда едва ли не с первого дня обучения ребенок сталкивается с непривычным отношением к себе со стороны учителя: криком, оскорблениями, угрозами, манипулированием, а то и побоями.

Подобные ситуации складываются гораздо чаще, чем нам хотелось бы, просто обычно дети об этом молчат, и родители узнают о происходящем только тогда, когда дело доходит до серьезного конфликта, а то и вовсе на выпускном вечере.

Какие симптомы должны вызвать у вас тревогу? Как понять, что в школе что-то не так?

Самый важный симптом: ребенок отказывается говорить о школе. Он защищает свою психику, избегая травмирующей ситуации. Он не хочет еще раз даже в разговоре касаться этой темы.

Другие признаки: ребенок не хочет ходить в школу, начинает выдумывать заболевания, ищет причину пропустить занятия. Низкая успеваемость. Отсутствие желания учиться. Садясь за уроки, малыш может показывать признаки страха или паники.

Если вы заметили нечто подобное в поведении своего сына или дочери, самое время для откровенного разговора. В статье «25 вопросов» мы приводим пример того, как можно разговорить ребенка на тему школы. Ваша задача — узнать, что происходит.

Чаще всего дети жалуются на то, что учительница «орет». Профессия учителя требует большого нервного напряжения, у многих учителей психика с годами расшатывается.

И учительница уже не может найти сил в стотысячный раз объяснять одно и то же, она начинает кричать.

С одной стороны — учитель тоже человек, но с другой — эмоциональный крик является одним из наиболее травмирующих методов воздействия на психику, особенно на психику ребенка.

Что еще может делать учитель? Оскорблять детей. Увы, такое тоже встречается. У некоторых учителей просто манера преподавания обзывать детей дураками, дебилами, лохами и иными нелестными эпитетами.

К методам унижения детей можно отнести высмеивание ребенка перед классом, приказ стоять на протяжении всего урока, намеренное занижение язвительный тон.

В особо тяжелых случаях могут иметь место случаи рукоприкладства. Учитель может дать подзатыльник, может потыкать ребенка лицом в учебник, может ударить указкой по рукам или по ногам.

К большому сожалению, это не сценарий фильма ужасов. Все приведенные примеры — реально имевшие место эпизоды, рассказанные родителями детей.

Как быть в ситуации, если ребенок рассказывает такие кошмары, жалуется на учителя?

Прежде всего, необходимо поговорить с другими родителями. Дети обладают богатой фантазией, порой они способны выдумать такое, что не приснится самому талантливому фантасту.

Чтобы отсеять правду от выдумок и собственного понимания происходящего вашим ребенком, надо поговорить с другими родителями, попросить их побеседовать с их детьми.

Если и другие дети подтвердят рассказы вашего сына или дочери, то следует принимать меры.

Многие родители, особенно родительницы, узнав о творящемся безобразии, воскипают гневом и на эмоциях начинают грозить школе прокуратурой, всевозможными санкциями, чуть ли не Гаагским трибуналом. Это неправильно.

Их гнев вполне понятен, но это неверный путь решения вопроса. Ваш первый шаг — переговоры с самой учительницей. Без угроз, без трясущихся рук надо подойти к ней и сказать, что ваш ребенок рассказывает вот о том-то и том-то. Другие дети говорят о том же.

Мне бы хотелось услышать ваши объяснения по этому поводу.

Очень часто беседа с родителем «встряхивает» преподавателя, и он исправляется. Но бывает и так, что беседы оказывается недостаточно.

Если у вас среди родителей нашлись единомышленники, то можно поднять этот вопрос на родительском собрании.

Если случилось так, что вы оказались в одиночестве, другие родители не хотят вас поддерживать (например, из боязни портить отношения с учителем), то тогда вам следует обратиться к директору.

В этом случае вы должны написать в двух экземплярах заявление на имя директора школы и прийти с ними на прием. Один экземпляр останется у директора, второй с датой принятия и подписью вернут вам.

В течение тридцати дней директор будет обязана дать вам письменный ответ на ваше обращение. Этого срока обычно предостаточно, чтобы директор смогла провести беседу с педагогом.

Такая беседа действует весьма отрезвляюще и как правило, на этом проблемы заканчиваются.

Однако бывает и так, что по каким-либо причинам директор не желает применять меры к педагогу. Если вы видите, что никаких изменений не происходит, ребенок продолжает жаловаться, то тогда вам прямая дорога в УНО или РОНО (в разных регионах это учреждение называется по-разному).

С копией вашего заявления директору вы должны подойти к секретарю и написать (опять же, в двух экземплярах) заявление, что ваш ребенок, учащийся такого-то класса такой-то школы регулярно жалуется на унижения и оскорбления со стороны преподавателя такого-то. Ранее вы обращались к директору школы (заявление прилагается), но никаких мер принято не было.

Прошу вас разобраться в данной ситуации и принять меры к преподавателю такому-то.

Если не помогут и в УНО, то последняя инстанция — прокуратура. Сначала местная, затем Генеральная.

Но может случиться и так, что все негативные поступки учителя окажутся всего лишь выдумками ребенка. Бывает и так. Причина таких фантазий может крыться в не сложившихся личных отношениях ребенка и учителя.

Бывает. И учитель хороший, и обстановка нормальная, а вот не сложилось у малыша с преподавателем, не понимают они друг друга. В таком случае выход один — перевести ребенка в другой класс, а то и в другую школу.

Хочется пожелать всем родителям, чтобы у них не доходило до подобных ситуаций, а учеба в школе приносила вашим детям только радость.

Азбука воспитания

Источник: https://azbyka.ru/deti/chto-delat-esli-uchitel-obizhaet-rebenka

Директор школы и учителя довели ребенка до больницы

Сын пошел в 1 класс, учитель игнорирует ребенка и говорит ему, что не будет его учить

Я не хотела об этом писать. Но я не знаю, куда мне обращаться за помощью и нуждаюсь в советах. Я много раз читала истории родителей, чьих детей травят в школе. 

Я не представляла, как они через это проходят. Как у них хватает сил выжить и сохранить своего ребенка, когда против — вся система. Я искренне восхищаюсь Ульяной Меньшиковой из Барнаула, в одиночку вставшей на защиту своего сына. Потому что чиновники, в чьи должностные обязанности это входит, оказались по другую сторону баррикад.

Но я не знаю, что делать в той ситуации, когда ребенка травят не другие дети, а учителя. Когда изранено не тело, а душа маленького человека и эти «побои» нельзя зафиксировать на освидетельствовании. Можно сотни раз собирать конференции и круглые столы на тему: «что делать, чтобы у нас не повторилась Керчь» и «как предотвратить детские суициды».

Говорить о пропускном режиме, профессиональных охранниках и психологах. Но, к сожалению, мне на своем примере пришлось убедиться, что в нашем городе ни одно ведомство не готово оперативно отреагировать на просьбу о помощи. Сколько еще нужно сломанных судеб, чтобы ответственные за детей организации перестали работать по принципу «когда вас убьют, тогда и приходите»?

А теперь моя история о том, как всего за две недели жизнь моего ребенка превратилась в ад.

***

… 20 ноября вместо урока технологии часть детей из 8 «1» класса 62 гимназии отправили во двор гимназии чистить снег лопатами.

Чистить снег предлагалось с рюкзаками на плечах, мой сын почувствовал себя плохо и пошел домой. Отпроситься или сообщить о проблеме со здоровьем было не кому.

Дети находились на улице одни, без присмотра, учитель технологии остался в помещении школы с другой частью класса.

Нет, я не против общественно полезного труда. Но по желанию и в свободное от учебы время. Поэтому, когда классный руководитель сообщила мне о том, что Роман не стал чистить снег, а пошел домой, я спросила у нее, не считает ли она странным такую организацию учебного процесса на технологии? Классный руководитель не стала отвечать на этот вопрос.

Вместо этого Будай Елена Константиновна устроила моему ребенку настоящую травлю. На уроке физкультуры (наша классная — учительница физкультуры) педагог устроила публичные разбирательства в отношении Романа.

В процессе разбирательств педагогу показалось, что ребенок записывает ее речь на диктофон в мобильном телефоне. Тогда в присутствии всего класса она пообещала его засудить, произнеся при этом следующую фразу: «у родителей Влада (другого ученика класса) есть хороший адвокат, он мне поможет, и мы тебя засудим».

После этого освободила Романа от урока физкультуры. Далее педагог обратилась к директору гимназии с заявлением, в котором сообщила, что отказывается от классного руководства из-за поведения моего ребенка, который оскорбил ее записью разбирательств на диктофон.

При этом она ни разу не позвонила мне и не сообщила о данном инциденте.

Я, как говорится, ни сном, ни духом. Роман приходит со школы бледный, не ест, не раздеваясь падает на кровать и спит. До утра. Говорит — устал. А утром опять в школу — как на войну. Потому что информацию о том, что «классная уходит из-за Ромы» очень быстро довели до других детей и их родителей под нужным соусом.

Довели до всех. Кроме меня.

***

…О случившемся я узнала случайно. Зашла в мессенджере в общую «болтушку» класса узнать про изменения в расписании — а меня оказывается из нее исключили. Подумала — ошибка. Позвонила одной из родительниц и… нет, не ошибка.

Просто там обсуждают моего ребенка. Без меня. И вопрос стоит следующим образом: либо из класса уходит учительница, либо Роман. Назначено классное собрание. Педагог на мои звонки не ответила. Не взяла трубку.

Позвонила директору Дюковой.

— Что произошло? Что случилось?

 — Ваш сын ведет себя подло и аморально. Он оскорбил классную руководительницу и должен принести ей извинения.

— Чем оскорбил? — Он на уроке записывал ее на диктофон. Я попросила Марину Петровну решить этот конфликт мирным образом. Пригласить Романа, классную руководительницу, школьного психолога. Побеседовать с ними, помирить. Директор Дюкова отказалась, мотивируя это тем, что с классной у Романа личные неприязненные отношения, а психолог неопытный — работает всего месяц. Я в ступоре.

Попросила перенести собрание, так как не могу пока сама прийти в гимназию — нахожусь на больничном (реабилитация после тяжелой травмы), до сих пор хожу на костылях. На улице гололед, на крыльцо школы не поднимусь — не предусмотрены там ни поручни, ни подъемник для маломобильных граждан. Не нашла понимания. Рома в слезах.

Держал все в себе, так как боялся меня расстроить. В этом году на нашу семью и так навалилось много бед. Беда одна не приходит. Говорит, что не записывал классную ни на какой диктофон -просто держал телефон в руке. Не успел положить в рюкзак, а шорты оказались без карманов. Но она ему не верит.

Его заставляют извиняться за то, чего он не совершал.

101Адвокат
Добавить комментарий