Учитель обществознания из за личной неприязни отказался от руководства проектной деятельностью

Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности…

Учитель обществознания из за личной неприязни отказался от руководства проектной деятельностью

Требования ФГОС и проблемы  реализации проектной деятельности в школьном курсе обществознания

Григоренко Т.Ф. – методист по истории и обществознанию издательства «Мнемозина». Учитель высшей категории

 В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая  предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать.

Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и  применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки.

Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

 Задача перед педагогами поставлена, но далеко не все учителя понимают как обучить школьников навыкам проектной деятельности, особенно как это сделать в курсе обществознания, где проектная деятельность имеет ряд специфических особенностей, среди которых социальная направленность проектов и сложность их реализации в рамках школьного урока.

По характеру работы, у меня есть возможность встречаться с учителями истории и обществознания разных регионов, проводить семинары, в ходе которых часто поднимаются вопросы, касающиеся реализации требований ФГОС, в том числе и по внедрению проектной деятельности в учебный процесс.

Проведенные мною опросы учителей Иркутской, Ленинградской, Калининградской, Костромской, Ростовской областей, Ненецкого автономного округа, Бурятии  и Северной Осетии, а также Приморского края (всего принимали участие 340 учителей) показали, что около 36 % педагогов практически не используют метод проектов в обществоведческом курсе.

Причин несколько: это и недостаток знаний о методе проектов,  и нехватка времени на уроке, ограниченность ресурсов и загруженность учащихся другими предметами.

Среди тех, кто включал проектную  деятельность в учебный процесс, отмечались следующие трудности использования метода проектов: отсутствие успеха при первых опытах использования метода проектов на уроках обществознания,  слабая заинтересованность учащихся в проектной деятельности (ученики выполняли работу без энтузиазма), мало времени и на креатив, и на внедрение идеи в рамках урока.  Помимо этого социологический опрос выявил, что есть учителя (22 % респондентов), которые связывают учебные проекты (особенно социальные проекты) только с внеклассной воспитательной работой или системой дополнительного образования. Они считают, что проекты в курсе обществознания чаще всего долговременные, социально направленные  и поэтому не могут быть реализованы в рамках одного или двух уроков.

Среди педагогов, которые все-таки использовали метод проектной деятельности на уроках, есть крайние точки зрения.

Небольшая часть преподавателей (3%) отметили, что применяют метод проектов на уроке в одном и том же классе один-два раза в неделю и что это вполне допустимо. Можно порадоваться такой активности, но, к сожалению, часто в таких случаях за проектную деятельность выдаются виды деятельности, которые трудно назвать проектной, т. к. в них не используются проектные технологии.

В результате такой работы нет разрешения проблемы с помощью новых знаний, нет нового продукта, полученного в процессе этой деятельности, а все сводится к реферату или презентации по заданной теме, в лучшем случае с использованием интернета. При этом и реферат, и презентация часто никак не связанны с решением проблемы.

Между тем, несмотря  на отсутствие единого подхода к пониманию, что должна представлять собой проектная деятельность в рамках образовательного процесса, многие авторы связывают проектную деятельность именно с  постановкой реальной цели и решением проблемы. К примеру, Е.С.

 Полат определяла проектную деятельность как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [i]. Е. Беляков, Н. Воскресенская, А.

Иоффе в  руководстве по развитию «Активной школы» с использованием проектирования определяют проектную деятельность как предвосхищенную деятельность, направленную на достижение определенных целей через осуществление изменений в условиях неопределенности и ограниченности во времени.[ii]

Еще одной ошибкой при организации проектной деятельности является подмена проекта ролевой или деловой игрой. Несмотря на некоторые общие характеристики деловой (ролевой) игры и проекта  (и игра, и проект выступают как метод эффективного обучения и поиска наилучшего решения поставленной задачи),  между ними есть принципиальная разница.

  Деловая игравыступает средством моделирования разнообразных условий, в ходе которых имитируются различные виды человеческой активности и взаимодействия.[iii] Проект – (от лат.

«брошенный вперед») «уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определенным способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски; процесс, изменяющий ситуацию и описанный по определенной форме».

[iv]Таким образом, мы видим из определения, что проект – это реальное дело и никак не может быть имитацией. Необходимо обращать внимание на такие ошибки, т. к. школьники, при таком подходе, не осознают отличие проекта от других видов деятельности, и, следовательно,  не приобретают навыков проектной деятельности.

Другие учителя отмечали, что метод проектов невозможно использовать чаще, чем один-два раза в год (28 %), т. к. не хватает  времени на подготовку проекта на уроке и дома. Эта же причина называлась и преподавателями, которые организовывали проектную деятельность один раз в четверть (36 %).  Остальные преподаватели отмечали использование проектной деятельности один  раз в месяц.

Ограниченное использование проектной деятельности связано с трудностями, которые возникают при введении метода проектов в учебный процесс. Как уже отмечалось, в ходе проекта должна решаться проблема, которая интересна ученикам и сформулирована ими. Для этого учащийся должен ясно осознавать цель проекта.

Но как тогда связать проект с учебной темой? Ведь самим школьникам трудно определить тематику проекта, тем более связать ее с учебной темой. В данном случае роль учителя заключается в том, чтобы подвести ученика к осознанию проблемы в учебной теме, помочь сформулировать эту проблему.

Сама тема проекта может не совпадать с учебной темой, она может быть уже или шире учебной темы. Главное, чтобы решение проблемы вызвало необходимость получения новых знаний. Например, учебная тема: «Глобальные проблемы современности». Тема проекта может быть следующей: «Проявление экологической проблемы  в  родном  регионе.

Проект улучшения экологической обстановки в своем городе».

С учетом мнения учителей, был составлен перечень тем, которые можно предложить для осуществления проектной деятельности в курсе обществознания:

  • проект «Идеальная школа будущего» (может быть неким прообразом школы будущего);
  • проект «Улучшим экологию родного города, села» (социально направленный, может содержать исследование экологической обстановки города (сельского поселения) с опорой на материалы местных СМИ, Интернета и включать конкретные предложения по улучшению экологии в городе);
  • проект «Возрождение российского населения» (может представлять собой анализ демографической обстановки в своем регионе и меры, которые должны принять местные власти и сами жители для  увеличения  рождаемости);
  • проект «Я – будущий предприниматель» (может быть прообразом предполагаемой предпринимательской деятельности с  составлением бизнес-плана);
  • проект «Кодекс чести предпринимателя» (может быть представлен как творческий продукт нормативного характера);
  • проект «Социальная защита  и преодоление бедности» (социально направленный, должен содержать исследование уровня жизни  разных слоев населения города (села), с опорой на материалы местных СМИ, Интернета и включать предложения по организации социальной защиты малообеспеченных и других незащищенных слоев населения);
  • проект «Преодоление негативной девиации у школьников» (социально направленный, предполагает исследование и предложения по преодолению девиантного поведения школьников);
  • проект «Интернет в жизни школьника: помощь или зависимость?» (исследование об использовании учащимися Интернета и преодолении возможной зависимости).
  • проект «Давайте жить дружно» (предполагает исследование конфликтных ситуаций в школьной среде и предложения по предотвращению конфликтов среди сверстников);
  • проект «Защити права несовершеннолетних»  (может содержать исследование нарушений прав ребенка в случае девиантного поведения родителей или недобросовестного исполнения обязанностей представителями администрации, а также  предложения по защите прав несовершеннолетних и т. д.).

Это далеко не полный перечень возможных тем для организации проектной деятельности, а лишь маленький ориентир в выборе тематики проектных работ. Помогая ученику в выборе темы проекта,  необходимо учитывать его возраст, образовательный уровень, интересы, а также соотносить проект с задачами учебного процесса.

Если рассматривать виды проектов по взаимодействию, то 23 % респондентов ответили, что ученики предпочитали заниматься проектом индивидуально, 46 % сообщили, что в основном на уроках обществознания имели место групповые проекты, 31 % — и индивидуальные и групповые.

Согласно данным опроса предпочтение отдано групповым проектам. Преимущество группового проекта заключается в формировании коммуникативной компетенции школьников, возможности расширить границы проекта, найти лучшее решение проблемы.

В то же время групповой проект сложнее организовать, так как трудно найти общую тему, которая будет интересна нескольким ученикам.

Индивидуальный проект, созданный учеником единолично, заслуживает внимания тем, что формирует  умение обучающегося вести его от начала до конца, самостоятельно находить решение проблем, нести личную ответственность за результат.

Один из вопросов, волнующих учителей обществознания – это представление школьниками готового проекта, особенно если он рассчитан  на один-два урока.

В какой форме может осуществляться защита такого проекта?  В качестве оптимальных вариантов можно предложить защиту в виде доклада, реальной или виртуальной выставки, небольшого видеофильма, рекламного ролика и др.

Если проект выходит за рамки урока, то презентация проекта может быть самой разнообразной: в виде реферата с вариантом решения социальной проблемы, в виде спектакля и других формах.

Существует еще одна проблема – оценивание проекта. В той или иной степени с ней столкнулись 84 % опрошенных учителей. Сложность заключалась в расставлении приоритетов при оценивании работы школьников. Большинство учителей в качестве критерия оценки проектной работы отмечали выполнение поставленной цели и достижение конкретных результатов.

  Среди других критериев, в равной мере, были названы практическая (общественная) значимость проекта, оригинальность решения обозначенной проблемы, исследовательские методы в работе, умение представить результаты проекта.

Различие критериев в оценке проекта позволяет отойти от привычной пятибалльной системы и дает возможность педагогу использовать суммарный показатель всех достижений школьника  при работе над проектом.

Следует отметить, что все данные опроса, приводимые в статье,  не проверялись на соответствие действительности, их достоверность определяется честностью ответов респондентов, но значимость проектного метода и его возможный потенциал в курсе обществознания  были признаны всеми учителями, участвовавшими в опросе. 

Примечания

[i] См. интернет ресурс: Полат Е.С. Метод проектов. http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm [ii] Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Активная школа. Руководство по развитию школы с использованием проектирования. Рабочие материалы. М., 2010, С. 38. [iii] Управление персоналом. Словарь-справочник. http://psyfactor.org/personal5.htm [iv] Иоффе А.Н. Проектирование в образовании: теория и практика. /̸ Материалы к ученому совету ИСМО РАО. Москва, декабрь 2012.

Источник: http://pish.ru/blog/archives/2585

Защищаем права ребенка в школе

Учитель обществознания из за личной неприязни отказался от руководства проектной деятельностью

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

101Адвокат
Добавить комментарий