В компетенцию арбитражного суда входит рассмотрение споров

Компетенция арбитражных судов — Audit-it.ru

В компетенцию арбитражного суда входит рассмотрение споров

«Практическая бухгалтерия». №5, за май 2008

А. Кузьмина , юрист

Каждая организация имеет право на судебную защиту. Это право гарантировано ей Конституцией Российской Федерации. Для реализации этого права необходимо четко представлять, в какой именно орган нужно обратиться за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. В каком случае фирме поможет суд?

Компетенция арбитражных судов включает в себя два понятия: подсудность и подведомственность (глава 4 АПК РФ). Так, подведомственность как понятие употребляется в законодательстве в различных смыслах. В частности, как предметная компетенция — относит разрешение споров и иных правовых вопросов к ведению судов общей юрисдикции, арбитражных судов, иных органов и организаций.

Подсудность в свою очередь определяет, какому органу данной судебной системы исходя из подведомственности дело подлежит рассмотрению по первой инстанции (т. е. в какой суд непосредственно подается заявление).

Подведомственность

Перечень дел, подведомственных арбитражному суду, приведен в статьях 27–32 АПК РФ. Во-первых, судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Во-вторых, АПК РФ указывает на субъектов споров, дела с участием которых подведомственны арбитражным судам. Такими участниками являются: организации (юридические лица), индивидуальные предприниматели, Российская Федерация, ее субъекты, иностранные организации и т. д. (п. 2 ст. 27 АПК РФ).

это важно

Споры между участниками хозяйственных товариществ и обществ, если хотя бы один из них является гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, за исключением случаев, когда указанные споры связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью указанных хозяйственных товариществ и обществ.

Специальные категории

Арбитражный процессуальный кодекс установил также специальную подведомственность арбитражных судов.

Ее специальность состоит в том, что некоторые категории дел относятся к рассмотрению независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. К таким категориям дел относятся:

  • о несостоятельности (банкротстве);
  • по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
  • по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
  • о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Отметим, что дела по аналогичным спорам в отношении других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Арбитражным судам подведомственны споры по искам заинтересованных лиц к держателю реестра акционеров общества или к депозитарию, связанные с осуществляемой ими деятельностью, в том числе по учету прав на акции и иные эмиссионные ценные бумаги общества, споры о признании выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным, в том числе о признании недействительными актов государственных и иных органов о регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг общества и отчета об итогах выпуска этих ценных бумаг.

Касательно дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности необходимо отметить, что такие дела относятся к ведению арбитражных судов и в том случае, если к участию в деле привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, например автор распространенных (опубликованных) сведений.

Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Подсудность

Конституцией РФ закреплено право на рассмотрение дела тем судьей и в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом. Виды подсудности приведены на схеме.

Схема. Виды подсудности

Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

Исключения составляют дела, рассмотрение которых Арбитражный процессуальный кодекс относит к подсудности Высшего Арбитражного Суда России. К ним относят экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации и т. д. (ст. 34 АПК РФ).

Исключения есть!

Альтернативная подсудность. По общему правилу исковое заявление предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика. Однако Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает случаи, в которых истец имеет право выбрать, в какой суд предъявить иск (ст. 36 АПК РФ). По выбору истца предъявляются следующие иски:

  • иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации;
  • иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов Российской Федерации, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков;
  • иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.

Такая подсудность, иногда называемая «альтернативной», лишает ответчика или ответчиков права возражать против принятия судом искового заявления и требовать передачи его в другой суд. Судья, в свою очередь, не имеет права отказать в принятии искового заявления, которое подано в соответствии с правилами альтернативной подсудности, и предложить истцу обратиться в другой суд.

внимание

Подсудность — это отнесение спора к рассмотрению в качестве суда первой инстанции конкретного арбитражного суда.

Исключительная подсудность. Исключительная подсудность означает, что предъявление исков по делам, для которых она установлена, запрещает предъявление заявлений в другие суды, кроме указанных ей (ст. 38 АПК РФ).

Например, исковые заявления по спорам о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд строго по месту нахождения этого имущества.

А заявления о признании должника банкротом подаются в арбитражный суд по месту нахождения должника.

В любом случае встречный иск по делу, независимо от его подсудности, предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Арбитражным процессуальным законодательством установлено общее правило, согласно которому подсудность дела не может измениться, если суд принял дело к своему производству с соблюдением всех требований подсудности, даже в том случае, если впоследствии оно стало подсудно другому суду.

Дело должно быть рассмотрено по существу тем судом, которым оно было принято к производству. Однако закон предусматривает ситуации, в которых дело может быть передано в другой арбитражный суд того же уровня при наступлении следующих обстоятельств:

  • ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства;
  • обе стороны спора заявят ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
  • при рассмотрении дела в суде стало известно, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
  • одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;
  • после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.

Если присутствует хотя бы одно из указанных обстоятельств, дело подлежит передаче в соответствующий арбитражный суд в пятидневный срок со дня вынесения судьей определения о передаче дела.

При этом арбитражное процессуальное законодательство запрещает споры между судами о подсудности дел и обязывает суд принять к своему производству переданное дело.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a51/150710.html

Компетенция арбитражных судов

В компетенцию арбитражного суда входит рассмотрение споров

Компетенция арбитражных судов включает в себя два понятия: подсудность и подведомственность (глава 4 АПК РФ). Так, подведомственность как понятие употребляется в законодательстве в различных смыслах. В частности, как предметная компетенция – относит разрешение споров и иных правовых вопросов к ведению судов общей юрисдикции, арбитражных судов, иных органов и организаций.

Подсудность в свою очередь определяет, какому органу данной судебной системы исходя из подведомственности дело подлежит рассмотрению по первой инстанции (т.е. в какой суд непосредственно подается заявление).

Перечень дел, подведомственных арбитражному суду, приведен в статьях 27-32 АПК РФ. Во-первых, судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Во-вторых, АПК РФ указывает на субъектов споров, дела с участием которых подведомственны арбитражным судам. Такими участниками являются: организации (юридические лица), индивидуальные предприниматели, Российская Федерация, ее субъекты, иностранные организации и т.д. (п. 2 ст. 27 АПК РФ).

Споры между участниками хозяйственных товариществ и обществ, если хотя бы один из них является гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, за исключением случаев, когда указанные споры связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью указанных хозяйственных товариществ и обществ.

Арбитражный процессуальный кодекс установил также специальную подведомственность арбитражных судов.

Ее специальность состоит в том, что некоторые категории дел относятся к рассмотрению независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. К таким категориям дел относятся:

· о несостоятельности (банкротстве);

· по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

· по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

· по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

· о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Отметим, что дела по аналогичным спорам в отношении других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами. [2. C 18]

Арбитражным судам подведомственны споры по искам заинтересованных лиц к держателю реестра акционеров общества или к депозитарию, связанные с осуществляемой ими деятельностью, в том числе по учету прав на акции и иные эмиссионные ценные бумаги общества, споры о признании выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным, в том числе о признании недействительными актов государственных и иных органов о регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг общества и отчета об итогах выпуска этих ценных бумаг.

Касательно дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности необходимо отметить, что такие дела относятся к ведению арбитражных судов и в том случае, если к участию в деле привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, например автор распространенных (опубликованных) сведений.

Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Проблема разграничения компетенции между судами общей и арбитражной юрисдикции, уполномоченными законом на рассмотрение и разрешение однородных по своей сути гражданских дел, является одной из самых сложных в процессуальной теории и судебной практике.

При ошибочном определении судебной подведомственности гражданского дела говорить об эффективности судопроизводства не приходится. Это часто приводит к необоснованному отказу в принятии заявления или прекращению производства по делу, что не только ограничивает право на доступ к суду, но иногда вообще создает неопределимые препятствия для реализации права на судебную защиту.

По общему правилу арбитражному суду подведомственны экономические споры и иные дела, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если сторонами в них являются организации, наделенные статусом юридического лица, а также граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (ч. 1 и 2 ст.

 27 АПК). В отличие от этого к ведению судов общей юрисдикции относится, в частности, рассмотрение и разрешение дел по спорам, возникающим из семейных и трудовых правоотношений, сам характер которых предполагает обязательное участие гражданина вне зависимости от его статуса индивидуального предпринимателя в качестве хотя бы одной из сторон (ч. 1 ст. 22 ГПК).

Однако даже по этим категориям дел, несмотря на, казалось бы, их очевидную принадлежность к ведению судов общей юрисдикции, возникают споры о подведомственности, в результате чего в судебной практике семейные и трудовые дела иногда становятся предметом рассмотрения арбитражных судов.

Еще больше вопросов вызывает определение подведомственности дел по спорам, возникающим из гражданских, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые также рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции, если только они федеральным законом не отнесены к ведению арбитражных судов (ч. 1 и 3 ст. 22 ГПК). Данное условие по буквальному смыслу приведенной нормы законодатель относит также к семейным и трудовым делам, следовательно, несмотря на их природу, он все же не исключает передачу и части этих дел в компетенцию арбитражных судов. По общему же правилу все перечисленные категории дел подведомственны суду общей юрисдикции, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, кроме дел, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности.

Таким образом, в качестве основных критериев разграничения компетенции между судом общей юрисдикции и арбитражным судом законодатель избрал характер спорных правоотношений и их субъектный состав, но эти критерии не всегда позволяют обеспечить их единообразное применение, в частности из-за недостаточной определенности этих критериев применительно ко многим типовым ситуациям, возникающим на стыке предпринимательской и иной деятельности, а также из-за их расширительного толкования в судебной практике.

В случаях перечисления в законе конкретных категорий дел как относящихся к компетенции соответствующего суда определить их подведомственность несложно.

Трудности возникают, когда для разграничения судебной подведомственности необходимо воспользоваться общими критериями, прежде всего из-за недостаточной определенности понятий экономические споры и споры из иной экономической деятельности, употребляемые в законе в одном ряду с понятием споры из предпринимательской деятельности, уяснение содержания которого ввиду его очевидности трудностей не вызывает.

Наличие у стороны в споре с юридическим лицом или у обеих сторон статуса индивидуального предпринимателя также не делает спор подведомственным арбитражному суду, если он не связан с осуществлением данными гражданами предпринимательской деятельности.

Например, спор гражданина-предпринимателя с организацией или другим предпринимателем о защите его прав потребителя в связи с приобретением или заказом товаров (работ, услуг) для удовлетворения личных (бытовых) нужд подлежит разрешению в суде общей юрисдикции.

Такой вывод следует из самой логики всего комплекса гражданских и арбитражных процессуальных норм, устанавливающих правила распределения дел с участием граждан между судами общей и арбитражной юрисдикции.

Однако буквальное содержание норм арбитражного процессуального законодательства о правилах определения подведомственности дел арбитражному суду, особенно с учетом смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, по отношению к спорам с участием юридических лиц, о котором шла речь выше, делает этот вывод не столь однозначным.

Так, в ч. 2 ст.

 27 АПК содержится правило, согласно которому арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Если арбитражная судебная практика из текста приведенной нормы выводит, что любой имущественный спор между юридическими лицами относится к компетенции арбитражного суда, то при таком подходе нет препятствий столь же расширительно толковать ее и в отношении индивидуальных предпринимателей.

По общему правилу дело независимо от характера спорных отношений подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции при отсутствии хотя бы у одного участника спора статуса юридического лица или приобретенного в установленном порядке статуса индивидуального предпринимателя.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) выступает в роли высшего звена судебной системы РФ. ВАС РФ является высшим судебным органом, который занимается разрешением экономических и прочих споров, анализируемых арбитражными судами.

В функции Высшего Арбитражного Суда РФ входит осуществление судебного надзора за работой судов арбитражного производства. По итогам осуществления судебного аудита ВАС РФ формирует список разъяснений по направлению судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ также представляет собой организационный центр системы судов арбитражного производства.

Высший Арбитражный Суд РФ выступает в качестве организационного центра судебной системы РФ.

Органы ВАС РФ ведут статистику по судебным делам, решают в пределах своих полномочий вопросы, которые вытекают их международных контрактов России (в первую очередь, это касается вопросов, связанных с отношениями с высшими хозяйственными и арбитражными судами стран Содружества Независимых Государств – СНГ). Кроме этого, подразделения ВАС РФ внедряют мероприятия по созданию условий для деятельности судов арбитражного производства. Данные мероприятия включают правовое, организационное, материально-техническое и иные виды обеспечения. Приоритетную роль занимает своевременное и полнообъемное финансирование судов. Таким образом, Высший Арбитражный Суд РФ играет такую же роль для системы арбитражного судопроизводства страны, как и Министерство Юстиции РФ для системы судов общей юрисдикции.

Каждый орган государства, осуществляя возложенные на него задачи, должен действовать строго в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое строгое разграничение компетенции является важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную работу всего государственного аппарата, в том числе и суда.

Подведомственность дел в федеральной судебной системе – это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е.

действовать в пределах установленной компетенции.Подведомственность дел арбитражным судам носит специальный характер по отношению к кругу дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства: арбитражные суды рассматривают только те дела, которые прямо отнесены к их подведомственности федеральным законом.

Суды общей юрисдикции рассматривают все остальные дела.

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Page 3

1. Андреева Т.М. «Обеспечение доступа к правосудию – главная задача совершенствования АПК РФ» // Хозяйство и право 2000, №9

2. Андреева Т. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Хозяйство и право, 2010 г., №9

3. Анохин В. «Проблемы арбитражного процесса» // Хозяйство и право, 2007, №4

4. Арбитражный процесс: Учебник // Под ред. В.В. Яркова – М.: «Юристъ», 2009

5. Арбитражный процесс: Учебник для вузов // Под ред. М.К. Треушникова – М.: Издательство «Спарк», Юридическое бюро «Городец», 2010

6. Артюхин В.И. «Новый Арбитражно-процессуальный кодекс» // «Закон» 2005, №9

7. Берестнев Б.А. «Некоторые вопросы организации работы судьи арбитражного суда по рассмотрению дел» // ВВАС РФ, 2010, №7.

8. Бойков О. «Новое законодательство об арбитражных судах» // Российская Юстиция, 2011, №8.

Источник: https://studbooks.net/1158708/pravo/kompetentsiya_arbitrazhnyh_sudov

Полномочия арбитражных судов различных уровней

В компетенцию арбитражного суда входит рассмотрение споров

Разрешать экономические споры – это полномочия арбитражных судов, где компетенция является совокупностью правил, позволяющих очертить круг дел, подходящих под это ведомство. Принадлежность конкретного дела к определённому арбитражному суду рассматривается в судебной системе Российской Федерации.

Полномочия

Арбитражных судов в нашей стране – несколько уровней, поэтому их работу нужно рассматривать поступенчато. Первый вид – арбитражный суд отдельного субъекта РФ. Его работа разделена по семи пунктам.

1. Дела рассматриваются в самой первой инстанции, но только те, которые подпадают под его ведомство. Исключения составляют дела, отнесённые к компетенциям Верховного Суда, специализированных или окружных арбитражных судов.

2. Этот пункт, входивший в полномочия арбитражных судов, исключён. В Арбитражно-процессуальном кодексе указаны поправки и изменения.

3. Повторно рассматривает уже принятые и вступившие в силу судебные решения по новым открывшимся обстоятельствам.

4. Делает запрос в Конституционный суд РФ относительно проверки закона, который уже применён или который подлежит применению в деле, рассматривающемся в любой инстанции.

5. В полномочия арбитражных судов входит и судебная практика, её изучение и обобщение.

6. А также подготовка предложений для совершенствования законов и других правовых нормативных актов.

7. Арбитражным судом субъектов проводится анализ судебной статистики.

Поле деятельности и функции

Орган, который занимается рассмотрением споров, любым образом касающихся профессионального участия в гражданском обороте (например, предпринимательской деятельности), многих категорий споров, относящихся к его компетенции, которые устанавливает Арбитражно-процессуальный кодекс РФ. Им же чётко определены и полномочия арбитражных судов РФ.

Функциями их являются следующие.

1. Разрешать споры, которые возникают при предпринимательской и любой другой экономической деятельности.

2. Вести статистический учёт и осуществлять анализ статистических данных о собственной деятельности.

3. Предупреждать нарушения закона в сфере экономики.

4. Устанавливать и реализовывать международные связи и контакты в законном порядке.

Осуществление задач

Все вышеперечисленные задачи (функции) суд осуществляет присущими ему способами. Выполнению их помогают полномочия арбитражных судов РФ, которые указаны в законодательстве.

Именно для осуществления поставленных задач на каждом уровне арбитражные суды наделены собственными и присущими только конкретной ступени полномочиями. Самое существенное значение имеет точное определение компетенции в отношении того или иного дела, правильное установление подведомственности и подсудности его данному арбитражному суду.

Нарушение этих правил может повлечь за собой отмену принятых судом решений. Статьи 27-33 Арбитражно-процессуального кодекса РФ существуют для определения подведомственности. Здесь прежде всего учитывается характер спорных правоотношений и субъекты рассматриваемого дела.

Подведомственными арбитражным судам являются дела, относящиеся к экономическим спорам, которые возникают между такими субъектами, как юридические лица, в том числе предприниматели, не образовавшие юридического лица, находящиеся в статусе индивидуального предпринимателя.

Подведомственность

Спор является экономическим, если возникает на почве конкретного гражданского, административного, земельного, таможенного, налогового, финансового или другого правоотношения, а поводом является то или иное имущество или имущественные права, а также выполняемые работы или оказываемые услуги. Подведомственность дел имеет характер специальный относительно круга дел, которые рассматривает суд общей юрисдикции в рамках гражданского судопроизводства.

Полномочия арбитражного суда субъекта РФ распространяются только на те дела, которые непосредственно относятся к его подведомственности.

Порядок искового производства получают и другие случаи, если они предусмотрены федеральными законами или Арбитражно-процессуальным кодексом, судом рассматриваются не только индивидуальные предприниматели и юридические лица, но и организации, и отдельные граждане.

Арбитражный суд в субъектах РФ

Основным звеном в системе стали арбитражные суды субъектов, первая ступень. Субъектами являются автономные округа и области, города федерального значения, республики, края, области. Один арбитражный суд может действовать на территории сразу нескольких субъектов, и создаются они посредством федерального закона.

Расстояния между городами и весями РФ очень велики, что создаёт многие трудности в реализации своего права на защиту в суде для участников судопроизводства. Поэтому образование постоянных судебных присутствий на местах, вне основного местоположения арбитражного суда, но наделённых теми же полномочиями, было очень целесообразным.

Структура

В структуре арбитражного суда каждого субъекта РФ работает президиум с судебной коллегией, которая рассматривает споры, возникающие из правоотношений гражданских и других, а также вторая судебная коллегия, рассматривающая споры в административных правоотношениях.

В его президиуме – председатель, заместители, председатели составов суда и судьи (которые утверждены на пленуме Высшего арбитражного суда и работают в президиуме только два года, далее могут быть переназначены вновь). Полномочия арбитражных судов субъектов были перечислены выше.

В округах

Окружные арбитражные суды проверяют как кассационная инстанция законность судебных решений, уже вступивших в силу в субъектах РФ и апелляционных судах.

Полномочия арбитражного суда округа установлены федеральными законами.

Также окружные суды могут действовать в первой инстанции, если рассматривают заявления о компенсации нарушений прав судопроизводства в определённые сроки или нарушений прав исполнения судебных решений.

В арбитражные суды округа входят президиум и две судебные коллегии, рассматривающие споры гражданских или других и административных правоотношений. Состав, структура, полномочия арбитражных судов округа, а также их деятельность определяются специальной главой федерального закона.

Примечание

Среди многих других есть и полномочие на признание (или непризнание) решений иностранных судов относительно споров, возникших во время совершения предпринимательской деятельности. Помимо этого, проверками судебных решений занимаются и арбитражные апелляционные суды.

Полномочия, порядок образования и деятельность их весьма схожи с таковыми у окружных судов. Они таким же образом вершат административное судопроизводство, возникшее из административных или других экономических споров относительно предпринимательских мероприятий.

Полномочия этого судебного органа весьма широки. С его помощью разрешаются экономические споры и многие другие дела в пределах установленных Конституцией компетенций. Здесь осуществляются предусмотренные федеральными законами процессуальные формы судебного надзора относительно деятельности нижестоящих арбитражных судов, здесь разъясняются вопросы судебной практики.

Всю судебную систему возглавляет Высший арбитражный суд. Состав, полномочия его определены Конституцией РФ. В составе – являющиеся проверяющими судами федеральные окружные арбитражные суды (всего десять), а также все республиканские, краевые, областные и тому подобные арбитражные суды.

Функции

Здесь рассматриваются дела определённого плана.

В качестве суда первой инстанции Высший арбитражный суд может признавать недействительными ненормативные акты президента, палат парламента, Правительства РФ, которые не соответствуют Конституции и законам, нарушают интересы и права организаций и отдельных граждан; рассматривает экономические споры между РФ и её субъектом, а также и тяжбы между отдельными субъектами.

Как орган надзорный Высший арбитражный суд наблюдает и выносит решения относительно протестов на вступившие в силу решения арбитражных судов и относительно открывшихся новых обстоятельств по принятым им и вступившим в силу судебным актам. Имеет право законодательной инициативы не только Верховный Суд России, но и Высший арбитражный суд. Структура, полномочия определяются законами Конституции РФ.

Предпринимателям

В арбитражных судах рассматриваются порядком особого производства различные дела о фактах, имеющих значение для создания, изменения и прекращения права граждан и организаций в предпринимательской сфере и другой экономической деятельности.

Например, оспаривание правовых актов, касающихся налогообложения, валютного контроля и регулирования, а также таможенного регулирования, контроля за экспортом, прав патентных и на селекционные достижения, топологии микросхем, ноу-хау, антимонопольного регулирования, а также деятельности банковской, аудиторской, страховой, оценочной.

Здесь же можно продолжать этот список достаточно долго, поскольку арбитражные суды дела рассматривают самые разнообразные – от использования энергии атома и финансирования терроризма до касающихся долевого строительства или регулирования цен ЖКХ.

В арбитражном суде предприниматель может оспорить ненормативные правовые акты, решения и действия, которые касаются его личных прав и законных интересов, то есть привлечь к ответственности государственные органы любой ступени – как местные, так и федеральные.

Уровни

Состав ВАС РФ следующий: пленум, президиум и две судебных коллегии – по спорам гражданских и административных отношений. Это верхняя ступень судебной системы. Далее федеральные окружные арбитражные суды, которые в кассационной инстанции проверяют законность уже вступивших в силу решений судов в субъектах РФ.

Остальные их функции были перечислены выше. Апелляционные арбитражные суды – второй уровень системы. Здесь проверяют обоснованность и законность ещё не вступивших в силу судебных решений в субъектах РФ.

Они также функционируют в составе президиума и двух судебных коллегий – по гражданским и административным правоотношениям.

А в первой инстанции все подведомственные дела рассматривает арбитражный суд определённого субъекта РФ, кроме тех дел, которые находятся в компетенции Высшего арбитражного суда. На первом уровне находится 81 учреждение, имеющее к тому же в отдалённых местах собственные и наделённые полномочиями судебные присутствия.

Структура таких учреждений определяется выполняемыми функциями и объёмом работы. Процесс судебных тяжб достаточно длителен и трудоёмок, здесь необходимы специальные знания и навыки.

А вот структуру судебных органов необходимо знать, чтобы каждый предприниматель чётко определял свои возможности обжалования решений первой инстанции.

Устройство арбитражного суда

Внутренней структурой являются:

1. Пленум Высшего арбитражного суда.

2. Президиум.

3. Судебная коллегия по гражданским и иным спорам.

4. Судебная коллегия, рассматривающая административные споры.

У каждого учреждения имеется собственный аппарат, осуществляющий приём входящих документов, помощь судьям в подготовке дел к заседаниям, удостоверение копий актов, а также и их выдачу, проверку оплаты государственной пошлины, рассылку документов и многие другие обязанности. Во внутренней структуре арбитражного суда присутствуют канцелярия, экспедиция, судебные отделения (для судей, помощников, специалистов, секретарей), судебные составы с председателями, отдел приставов и многое другое.

Источник: https://FB.ru/article/280210/polnomochiya-arbitrajnyih-sudov-razlichnyih-urovney

101Адвокат
Добавить комментарий