Возможно ли оформить земельный участок СХ назначения в собственность?

Рынок земли: сколько украинцы смогут заработать на ее продаже

Возможно ли оформить земельный участок СХ назначения в собственность?

Правительство и парламент активно готовятся к снятию моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Уже в ближайшие дни Верховная Рада может проать за запуск свободного земельного рынка. Министерство экономического развития Украины опубликовало на своем сайте для обсуждения соответствующий законопроект о рынке земли.

В пояснительной записке к нему необходимость принятия закона обосновывается тем, что действующий много лет мораторий, то есть запрет на отчуждение и изменение целевого назначения земельных участков сельскохозяйственного назначения, ограничивает права собственников земельных участков, закрепленные ч. 1 ст. 90 Земельного кодекса Украины и ст. 41 Конституции Украины.

Иностранцы смогут приобретать право собственности на землю сельхозначения в порядке наследования по закону

«Начну с того, что в Украине есть рынок земли, просто он серый, теневой, — заявил премьер-министр Украины Алексей Гончарук. – Человек, который хочет купить землю, использует юридические механизмы, не имеющие ничего общего с защитой права собственности. Поэтому правительству крайне необходимо снять советские ограничения, в том числе ограничение на легальный рынок земли.

Мы открываем рынок не сразу, потому что к этому надо подготовиться. Думали это сделать с 1 июля следующего года, затем проконсультировались с людьми, которые реально обрабатывают землю, и они сказали, что это не очень хорошая идея — делать это летом. Поэтому предлагаем ввести это с 1 октября следующего года”, — отметил премьер.

Обнародованным законопроектом предусмотрено, что приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения смогут:

  • граждане Украины;
  • юридические лица Украины;
  • территориальные общины;
  • государство.

Иностранцы и лица без гражданства смогут приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения в порядке наследования по закону. При этом они обязаны будут осуществить их отчуждение в течение одного года со дня приобретения права собственности.

Документом планируется установить, что совокупная площадь таких участков, находящихся в собственности гражданина или юридического лица Украины, с учетом связанных лиц:

  • в пределах одной области не должна превышать 15% земель сельскохозяйственного назначения такой области;
  • не должна превышать 0,5% земель сельскохозяйственного назначения Украины.

Приоритетное право покупки земли будут иметь арендаторы, при условии оплаты по той цене, по которой она продается.

Украинцы, которым принадлежит право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками государственной и коммунальной собственности, предназначенными для ведения сельского (фермерского) хозяйства, могут выкупить такие участки в собственность с рассрочкой платежа до 5 лет по цене, равной нормативной денежной оценке таких земельных участков без проведения земельных торгов.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 октября 2020 года.

«Я бы рекомендовал тем людям, у кого есть земля, не спешить с ее продажей»

О том, какую выгоду от открытия рынка земли смогут получить простые украинцы, сколько она может стоить и нужно ли ее продавать, «ФАКТАМ» рассказал директор Инвестиционной группы «УНИВЕР» Александр Куликов:

«Земля в экономике — это такой же актив, как и другие — деньги, акции, облигации, недвижимость и прочие. А применительно к активу всегда важна его доходность. Любой потенциальный покупатель земли всегда будет ориентироваться на экономическую целесообразность покупки и на финансовые расчеты.

В этом ключе цена земли зависит от дохода, который может быть получен за ее счет. Земли, естественно, бывают разные — с разной урожайностью и доступом к дорогам и инфраструктуре.

На одном участке можно собрать продукции на 700 долларов с гектара, а на другом — на 500 долларов, при одинаковых затратах, допустим, равных 400 долларам, на посев, сбор, стоимость оборотного капитала, удобрения и вывоз урожая. В одном случае земля даст 300 долларов прибыли на гектар, а во втором — только 100 долларов.

Премия в урожайности и, соответственно, в доходе будет заслугой качественного состояния самой земли, и это для хозяйственной деятельности самое важное. Такой доход можно приравнять к процентным доходам от вложений.

К примеру, по валютным облигациям внутреннего займа (ОВГЗ) Украины на данный момент доходность составляет до 5,25% годовых.

И если 300 долларов прибыли с гектара приравнять к этим 5,25% доходности, то есть посчитать, что ценность и риски владения землей в Украине равны риску владения государственным долгом Украины, то гектар такой земли будет стоить 5 700 долларов. И это будет справедливой ценой.

В Европе гектар земли с прибылью 300 долларов может стоить и 30 000 долларов, при этом доходность будет составлять всего 1%. Поскольку в Европе очень низкие процентные ставки и с многовековой историей применения принципа незыблемости права на частную собственность очень низкие риски!

5 700 долларов за гектар — это цена условная при свободном рынке с чистой конкуренцией. Но прибыль в размере 300 долларов за гектар могут уменьшить, например, налоги или какие-либо другие обременения, в том числе и отсутствие самого рынка земли и отсутствие полноценной защиты права собственности.

Понятие прибыли также может быть истолковано по-разному, ведь высокие ставки по кредитам и арендные платежи на землю могут ее значительно сократить.

Все эти проблемы будут накладывать на землю, как и на любой другой актив, дисконты в стоимости, и земля, владение которой будет подразумевать более высокие риски, может уже потребовать и большую доходность, в том числе и 20% годовых, а в этом случае цена будет уже равна 1 500 долларов за гектар.

Сегодня рынок земли, который существует в «сером» виде, как раз и закладывает такие риски, и условный гектар может стоить 1 500 долларов. Открытие рынка позволит создать конкурентный рынок земли и обеспечит правовую защиту собственности, что позволит уменьшить риск и убрать такие дисконты.

А это приведет к росту цены.

Но пока окончательно неизвестно, каковы будут точные опции земельного законодательства в будущем, а потому сложно сказать, насколько сильно можно будет сократить дисконты к цене земли — между стоимостью 1 500 долларов в нынешнем виде и условной эталонной ценой в размере 5 700 долларов.

И пока так же точно не известно, насколько доступной будет земля для покупки иностранцами.

Но если иностранцы смогут приобретать землю в том или ином виде, то, конечно же, иностранный капитал, как и любой другой капитал, посчитает доходность и риски и будет покупать украинскую землю, поскольку это будет выгодно с точки зрения расчета рисков и доходности.

И за счет спроса иностранцев будет расти и цена на землю до наших условных 5 700 долларов за условный гектар с прибылью 300 долларов. Но эта цена, конечно же, будет достигнута не сразу, поскольку рынок земли должен еще организоваться и устояться.

Однако закон спроса и предложения будет работать — повышенный спрос на землю будет вести к росту цены. Что касается предложения земли, то я сомневаюсь в том, что оно будет очень большим. Ведь на текущий момент сельхозпроизводители больше обеспокоены тем, как они смогут сами выкупить земли, и не помешают ли им это сделать иностранцы. Мало кто говорит, что собирается продать землю.

Снятие моратория даст собственникам право на продажу земли, но не обяжет их делать это. Поэтому я бы рекомендовал тем людям, у кого есть земля, не спешить с ее продажей. Ведь все идет в динамике.

Приток денег в страну из-за открытия рынка земли в будущем сам по себе улучшит макроэкономическое положение Украины и приведет к росту экономики. Что еще больше снизит процентные ставки в стране и уменьшит доходность в украинских активах, в том числе и в валютных ОВГЗ, и в земле.

А тогда наш эталонный гектар с прибылью 300 долларов будет, возможно, дороже”, — подытожил Куликов.

Стоит отметить, что, по мнению экспертов, открытие рыка земли может существенно повлиять на укрепление национальной валюты. Но при условии, что иностранные инвесторы смогут вкладывать свои активы в украинскую землю и сельское хозяйство.

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/319014-rynok-zemli-skolko-ukraincy-smogut-zarabotat-na-ee-prodazhe

Бесплатная земля: Кто и как может получить участок в Украине

Возможно ли оформить земельный участок СХ назначения в собственность?

В Кабинете министров Украины прогнозируют, что через год заработает рынок земли – соответствующий законопроект уже зарегистрирован в парламенте. Однако остается множество вопросов, которые требуют решения – от инвентаризации паев и определении владельцев до бесплатной передачи участков в собственность граждан.

Узнаем, как и сколько земли еще могут бесплатно получить украинцы.

Шесть земельных участков для каждого гражданина

Право на бесплатное получение земли утверждено на законодательном уровне. Так, согласно ст. 121 Земельного кодекса Украины каждый украинец может бесплатно получить участок земель государственной или коммунальной собственности в следующих размерах:

  • до 2 га – для ведения личного крестьянского хозяйства;
  • до 0,12 га – для ведения садоводства;
  • от 0,25 до 0,10 га – для возведения дома и его обслуживания (приусадебный участок). Так, в законе предусмотрено – 0,25 га – в селах, 0,15 га – в поселках и 0,10 га – в городах;
  • до 0,10 га – для индивидуального строительства;
  • до 0,01 га – для строительства индивидуальных гаражей;
  • для ведения фермерского хозяйства – размер пая определяется как средний по району или как средний для сельхозпредприятий.

Получить земельный участок определенного назначения можно лишь один раз, и если оформить, к примеру не 0,10 га, а 0,05 га, то вторую часть уже получить невозможно.

Куда обращаться, чтобы получить участок

В теории все выглядит просто – если законом предусмотрено, то отказов не может быть, но на практике придется пройти не один круг чиновников.

В первую очередь нужно обратиться с заявлением о выделении земли в орган местного самоуправления. Обращаться нужно по месту расположения желаемого участка.

В документе указывается размещения участка, его размер и целевое назначение. Стоит подкрепить заявление картой, на которой указано размещение земли.

Выкопировку из кадастровой карты или плана можно заказать в территориальном органе Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра. Стоимость услуги составляет 0,03 размера минимальной заработной платы.

Но здесь можно сэкономить и сохранить время сделать указанные выкопировки самостоятельно – с помощью Google maps и  Публичной кадастровой карты.

Заявление и прилагаемые материалы должны рассматриваться в органах местного самоуправления не более месяца.

Следующим шагом, если местная власть позволит выделить землю, будет разработка проекта отвода земельного участка и подписания договора с организацией по землеустройству. Далее проект землеустройства нужно обязательно согласовать с территориальным органом Госгеокадастра.

В случае местонахождения земельного участка в пределах населенного пункта или на которой планируется размещение объекта строительства, необходимо также согласование с управлением по вопросам градостроительства и архитектуры местной государственной администрации или местного совета.

После согласования документа, нужно зарегистрировать земельный участок в Государственном земельном кадастре. В подтверждение государственной регистрации земельного участка заявителю выдается выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке.

Далее нужно утвердить проект землеустройства по отводу земельного участка. Для этого необходимо обратиться в местный совет, подав соответствующее ходатайство с согласованным проектом землеустройства и Выпиской из Государственного земельного кадастра о земельном участке.

Следующим шагом будет обращение в соответствующее местное управление государственной регистрации главного территориального управления юстиции с заявлением о государственной регистрации права собственности государства или территориальной общины на выбранный земельный участок.

После осуществления указанной выше регистрации местный совет или государственная администрация принимают решение о безвозмездной передаче земельного участка из государственной или коммунальной собственности в собственность.

В решении указывается кадастровый номер, местоположение и площадь земельного участка.

Последний шаг – это государственная регистрация права собственности земельного участка в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество и их обременений.

На самом деле такая процедура очень затратная и по времени и по средствам, ведь начиная от получения выкопировки и продолжая разработкой проектов нужно платить. Кроме того, местная власть может отказать в предоставлении земельного участка мотивируя, к примеру, несоответствием целевого назначения земли.

Купить или получить бесплатно

На сегодня вопрос о прекращении бесплатной раздачи земли из-за отмены моратория не поднимается. Политики больше озабочены национальной безопасностью и вероятностью концентрации украинских черноземов в руках иностранцев.

Речь не идет об отмене законного права на бесплатную землю украинцев и в новом законопроекте №2178 от 25.09.2019, который разрешает продажу земли сельхозназначения. Однако документ предусматривает свободный оборот земель государственной и коммунальной собственности, те же земли, что должны выдаваться бесплатно гражданам.

Так станет принятие проекта закона и введение рынка земли автоматической отменой права украинцев на бесплатную землю – покажет время. А сейчас есть не менее тревожные ситуации – ведь часть с/х земель, которая уже есть в собственности граждан числится только на бумагах – точного ее расположения не знает никто.

Народный депутат Украины (фракция “Батькивщина”), первый заместитель председателя Комитета ВРУ по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Алексей Кучеренко убежден, что Украина не готова к введению рынка земли. По его словам, есть несколько серьезных проблем – “беда с земельным кадастром. Кроме того, с имущественными правами – беда, а земельные паи вообще не выделены в натуре”.

Кто на самом деле сможет купить земельный участок и сколько средств получит государство, читайте по ссылке.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: https://zik.ua/ru/news/2019/10/05/besplatnaya_zemlya_kto_y_kak_mozhet_poluchyt_uchastok_v_ukrayne_1661439

Рынок, который вне закона

Возможно ли оформить земельный участок СХ назначения в собственность?

Исторически так сложилось, что для украинцев земля – это не просто ресурс или товар. Трагические события украинской истории заставили более бережно и трепетно относиться к ней.

В начале ХХ века украинское село пережило одну из самых ужасных земельных “реформ”, сопровождавшуюся раскулачиванием и коллективизацией.

Указанные события запечатлели в генетической памяти украинцев страх перед любыми изменениями, касающимися сельскохозяйственной земли.

2019 год. Изменение политической конъюнктуры в Украине ознаменовало и корректировку подхода к земельным отношениям.

Эпопея с отменой-продлением моратория на свободный оборот земель сельскохозяйственного назначения, похоже, подходит к концу.

Принятие Верховной Радой Украины одного из провластных законопроектов (правительственный № 2178 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обращения земель сельскохозяйственного назначения” или альтернативный законопроект № 2178-10, подготовленный фракцией “Слуга народа”) (далее – Законопроект) со следующего года даст начало полноценному коммерческому обороту земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно последним результатам опроса социологической группы “”, более 70 % украинцев выступают против снятия ограничений на продажу сельскохозяйственных угодий, лишь 19 % опрошенных поддерживают введение рынка, 8 % – не определились.

Однако будем объективными: рынок земель сельхозназначения частной формы собственности в Украине действует и действует достаточно давно. Да, он теневой. “Торговля” распаеванными землями осуществляется через разные договорные конструкции (долгосрочная аренда, эмфитевзис, мена, дарение, ипотека, завещание и т. п.).

По официальным данным, только за два года в Украине было произведено 3,2 млн трансакций в отношении аграрной земли (то есть земельные участки сменили собственника или пользователя). Согласно информации Государственного земельного кадастра, с 2015 по 2017 гг. на “черном рынке” было продано свыше 47 тыс.

га земельных паев, а прав аренды и эмфитевзиса на распаеванную землю – более 110 тыс. га.

Снятие запрета на отчуждение земель не запустит рынок земли, ведь невозможно запустить то, что уже работает (хоть и неофициально). Отмена такого табу позволит вывести текущий рынок земли из полулегальной плоскости в законную, сделает его “белым” и цивилизованным.

Сейчас трудно сказать, каким будет окончательный текст закона о введении рынка земли, но то, что он будет введен с 01 октября 2020 г., сомнений не вызывает.

Законодательные гарантии и возможности для украинских сельскохозпроизводителей

Субъектный состав права собственности на землю

Положениями Законопроекта определяется субъектный состав лиц, которые смогут приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения: граждане Украины; территориальные общины; государство; юридические лица, созданные по законодательству Украины; иностранные граждане и лица без гражданства в случае приобретения в порядке наследования с обязанностью отчуждения участка в течение года.

Тем не менее Законопроект № 2178-10 отсрочивает возможность приобретения иностранцами земель сельскохозяйственного назначения в собственность до 01 января 2024 г. Исключение составляют:

– иностранные лица, использующие такие земельные участки на праве аренды, эмфитевзиса;

– если такое право возникло до вступления в силу указанного Закона;

– если с момента государственной регистрации юридического лица – приобретателя права собственности прошло не менее 3 лет.

Данное положение является важным дополнением к правительственному Законопроекту, поскольку национальным хозяйствам было бы трудно (если невозможно) конкурировать с иностранцами, у которых имеется возможность привлекать низкопроцентные кредиты для приобретения земельных участков, а следовательно быть более гибкими в финансовом плане.

Так, разработчики упомянутого Законопроекта подчеркивают, что главная “целевая аудитория” свободного рынка земли – малые и средние фермерские хозяйства. И отсрочка возможности приобретения иностранцами сельскохозяйственных земель в идеале должна стимулировать их развитие.

Правительственная программа снижения ставки кредитования и внедрение механизма удешевления кредитов (заложенные в бюджете 4,4 млрд грн) направлены на повышение конкурентности мелких аграриев.

Но будет ли этого достаточно и будут ли указанные средства заложены в государственных бюджетах в последующие годы? Эти вопросы остаются открытыми.

К большому сожалению, ответы мы сможем получить только постфактум – после введения свободного оборота земель.

В Законопроекте устанавливаются ограничения на совокупную площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения, которая может находиться в собственности гражданина, юридического лица и связанных с ними лиц.

Такие ограничения не допускают приобретения в собственность более 35 % земель сельскохозяйственного назначения в пределах одной объединенной территориальной общины, свыше 8 % земель области и 0,5 % сельхозземель Украины.

Так, данный предупредительный механизм необходим, чтобы исключить возможность формирования крупных монополий в аграрном секторе.

По предварительным оценкам, в Украине 41,5 млн га земель сельскохозяйственного назначения. Это означает, что один субъект хозяйствования в собственности сможет сосредоточить не более 200000 га земли.

Однако имеются те или иные предостережения касательно определения общей площади сельхозземель по территориальным общинам, областям и по Украине в целом. По состоянию на сегодняшний день озвучиваемые цифры являются абстрактными, а объективную картину можно будет получить только после 100 % наполнения Государственного земельного кадастра информацией о сельскохозяйственных землях.

Также до введения рынка земли Правительству необходимо усовершенствовать механизм недопущения и выявления фактов превышения допустимо возможной концентрации “в одних руках” (с учетом связанных лиц) земель сельскохозяйственного назначения, чтобы такой предохранитель стал действительно эффективным способом защиты.

Преимущественное право арендатора

Нормами Законопроекта обеспечивается преимущественное право арендатора на выкуп арендованного земельного участка. Однако стоит отметить, что такое право арендатора прекращается в момент несогласования цены продажи.

Стоимость будет формироваться по предварительной “разведке” рынка продавцом, поэтому другие субъекты (более платежеспособные), заинтересованные в выкупе данного земельного участка, смогут предложить сумму, которая для арендатора будет слишком высокой.

Привлекательная стартовая цена продажи сельхозземель на аукционе

Украина имеет уникальный массив черноземов (8,7 % от мировых площадей). Образец этих почв как эталон находится в Париже в Лаборатории земельных ресурсов Европы.

В Законопроекте также предусматривается, что стартовая цена продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности на земельных торгах устанавливается на уровне не ниже нормативной денежной оценки.

По состоянию на 2019 год нормативная денежная оценка одного гектара земли сельхозназначения в зависимости от региона колеблется от 18 до 36 тыс. грн.

Через пять лет после введения рынка прогнозируемая стоимость одного гектара земли в Украине составит 2 – 2,5 тыс. евро.

К примеру, в соседней Польше средняя стоимость таких земель – 9,7 тыс. евро за гектар, в Чехии – 6,5 тыс. евро.

Вышесказанное вселяет надежду, что до 2024 года, как момента снятия ограничения для иностранцев в приобретении сельскохозяйственных земель, украинские малые и средние аграрии в первые годы открытого рынка воспользуются такой преференцией и шансом на выкуп земли по стартовой (минимальной) цене.

Обратная сторона недовольства

Существует еще одна причина появления противников введения рынка земли в Украине, среди которых как фермеры, так и крупные агрохолдинги.

Их сопротивление и недовольство обусловлены тем, что свободный оборот земель предусматривает рост конкуренции и, как следствие, повышение размера арендной платы, что ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на арендаторов и повлияет на объем чистой прибыли.

Положительные моменты введения рынка земель

Рынок земли как стимулирующий фактор развития сельского хозяйства в Украине

Действие запрета на отчуждение земель обусловило определенный застой в развитии сельского хозяйства в Украине. Так, мораторий привел к тому, что деятельность, основанная на аренде, имеет краткосрочное планирование, землепользователи не готовы вкладывать значительные средства в удобрение земель, что, в свою очередь, приводит к истощению почв и, как следствие, снижению их плодородия.

Инструмент количественного ограничения с/х земель в собственности одного лица будет побуждать аграриев более эффективно использовать имеющиеся площади и накапливать прибыль не за счет увеличения объемов дешевой площади, а путем внедрения инновационных технологий, перехода к выращиванию высокодоходных культур и к рациональному, неистощаемому землепользованию.

Ипотека сельхозземли как инструмент финансирования

Возможность приобретать землю с/х назначения в собственность откроет хозяйствующим субъектам доступ к дополнительным источникам финансирования.

Так, сельхозпроизводители смогут привлекать кредитные средства, предоставляемые под залог земельных угодий.

Данные заимствования в идеале будут использоваться для внедрения инновационных технологий, модернизации производства, приобретения и высадки новых сортов сельскохозяйственных культур и т. п.

Запрет на отчуждение земель сельхозназначения всех форм собственности будет отменен в октябре 2020 г. До настоящего времени инициаторы введения свободного оборота с/х земель в Украине должны:

– в совершенстве отработать механизмы, которые бы свели к минимуму возможность спекуляции землей. Например, закрепить запрет на отчуждение приобретенных земель в течение 10 лет и/или налогообложение такого отчуждения, чтобы скупка земли в целях спекуляции была невыгодной;

– сделать невозможным сосредоточение в частной собственности земель с/х назначения, площадь которых превысит установленные законом объемы;

– установить неотвратимость наказания участников рынка за нарушение тех или иных правил;

– провести полный аудит текущего состояния землепользования;

– осуществить стопроцентное наполнение земельного кадастра информацией о сельхозземлях;

– провести информационно-просветительскую деятельность среди населения по поводу рынка земли;

– определить правила, которые бы обеспечили рациональное и неистощаемое землепользование.

Предложенные провластные законопроекты неидеальны, поскольку не дают ответов на многие вопросы и вызывают немало опасений. Однако как противники, так и разработчики указанных нормативных актов соглашаются, что так дальше продолжаться не может и что цивилизованный рынок земли просто необходим.

Понятное дело, в процессе действия свободного оборота земель сельхозназначения на поверхность всплывет множество проблем и ошибок, но, как известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Источник: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA013195

Что можно строить на землях сельскохозяйственного назначения

Возможно ли оформить земельный участок СХ назначения в собственность?

Земля сельхозназначения относится к угодьям, которые расположены вне населенных пунктов. Они далеки от территории лесного или водного фонда, не представляют собой промышленной ценности, а также не являются землями запаса и особо охраняемыми территориями. В частности, они подразделяются на категории.

На какие категории делятся земли сельхозназначения?

Категории земель сельскохозяйственного назначения:   

  • Земли, распоряжение которыми регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Строительство архитектурных сооружений на таких участках не предусмотрено. Либо необходимо получить разрешительные документы. Также важно вести строительные работы с соблюдением всех требований к нормам градостроительного законодательства.
  • Земельные участки, на которых разрешено возведение гаражных строений, ведение приусадебного хозяйства. Сюда же относятся участки, занятые под здания и сооружения. Все отношения в данном случае регулируются Земельным и Градостроительным кодексами, а также законом об отдельном целевом использовании, в зависимости от категории использования. Земли относятся к категории участков, на которых можно возвести архитектурные строения.

Далее выясним, какие виды земель сельхозназначения существуют? Что можно на них строить? Какая категория строений допускается при различных целевых применениях сельскохозяйственных площадей?

Какие виды земель сельскохозяйственного назначения существуют?

Благоприятная экологическая обстановка на территориях сельхозугодий манит многих горожан. Желание обладать собственным клочком земли стимулирует покупку такого участка. Основное назначение этих угодий – ведение личного подсобного хозяйства, но, тем не менее, их можно использовать под строительство здания с учетом государственных норм. Эти земли представлены:

  • Пастбищами и сенокосами;
  • Лесополосами и пашнями;
  • Залежами;
  • Плодово-ягодными насаждениями или постройками, необходимыми для ведения сельскохозяйственных работ;
  • Дорогами и прогонами;
  • Защитными сооружениями, используемыми с различной целью.

Данные земли государство предоставляет для ведения учебной, исследовательской, хозяйственной или научной деятельности, направленной на развитие сельского хозяйства. Вся информация о разрешенном использовании регламентирована кадастровым паспортом земельного участка.

Какие типы строений, разрешенных к расположению на сельскохозяйственных территориях имеются?

Если Вы – владелец земельных просторов, но не знаете, что можно построить на этих площадях, то при подготовке необходимого пакета документов для разрешения строительства на земельных участках, вы должны учитывать, что там возможно возведение следующих архитектурных сооружений:

  • Дома для личного пользования и ведение приусадебного хозяйства;
  • Коттеджа;
  • Внутрихозяйственной постройки;
  • Здания, которое будет использоваться для хранения собственного урожая или домашних заготовок. Это может быть погреб или складское помещение с обеспечением температурного режима внутри помещения.
  • Садового или дачного домика. Его ставят на территориях садоводческих земель или дачного назначения.
  • Производства продукции сельскохозяйственной области, в том числе растительного сырья. На этих территориях разрешено возведение: складских помещений, ангаров, а также других построек некапитального строительства, необходимых при осуществлении сельскохозяйственной деятельности.
  • Фермерских хозяйств;
  • Обустройства искусственных водоемов для разведения пресноводных рыб.

Как видим, о строительстве домов, как таковых, речи не идет. Тем не менее, в рамках развития инфраструктуры, допускается возводить дома на землях личного пользования.

Перед началом строительства на землях, имеющих сельскохозяйственное назначение важно оформить земельный участок в собственность, получить разрешение на строительство и составить проект будущего строения.

Только после этого можно приступать к самому строительному процессу. По его завершению, постройку нужно будет зарегистрировать.

При необходимости возведения капитального сооружения категорию земель переводят в жилой фонд.

Без разрешительных документов можно строить на землях сельхозназначения технические постройки: птичники, навесы, теплицы, сараи.

Категорически запрещено на этих землях ведение коммерческой деятельности.

Фермерское хозяйство, что можно построить на таких угодьях?

Фермерские хозяйства относятся к отдельной категории сельхозугодий. Они могут использоваться для:

  • Разведения диких животных, обеспечивающих удовлетворение охотничьих потребностей;
  • Выращивания агрокультур на землях пахотного или плодородного назначения;
  • Устройства пастбищ для разведения домашнего скота или птиц;
  • Обустройства складских помещений для хранения продукции сельского хозяйства, овощных и фруктовых консерваций;
  • Также допустимо строительство капитального жилого строения, не превышающего 3-х этажей. При регистрации здания, ему присваивается адрес. Можно оформлять регистрацию по месту жительства.
  • Для обеспечения развития инфраструктуры требуются дороги и подъездные пути. Регламентом не определено, какого уровня дороги можно сделать в рамках фермерского хозяйства. Разрешение на обустройство дорог не требуется.

Обычно, для развития фермерского хозяйства выделяют участки площадью от 3 га земли. В качестве доказательств о целевом использовании участка выступает наличие живности на территории фермы: кроликов, кур, домашнего скота и других. Присутствие человека для ухода за ними необходимо ежедневно, что выступает в пользу постройки дома на землях сельхозугодий.

Определенных сроков, обязывающих к ведению фермерского хозяйства нет. Однако, для организации жилых строений, нужно ведение фермерской деятельности. Требований к объему сельскохозяйственных работ нет.

Отсутствие статуса фермера, а также сельскохозяйственной продукции для обеспечения торговой деятельности не является поводом для отчуждения права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Земельные участки для дачного строительства

Наиболее оптимальным вариантом для строительства жилого дома является приобретение земельного участка в садоводческом или дачном сообществе. Можно ли строить на землях дачного хозяйства капитальные строения? Перед тем как строить на землях сельхозугодий, нужно изучить устав СНТ или ДНТ. В нем имеется информация о расстоянии между соседними строениями.

Регламент законодательства определяет, что возможно возведение дачного домика или строения, не предназначенного для круглогодичного проживания. Но на этой жилой площади нельзя оформить регистрацию. По желанию можно построить капитальный жилой дом, но по документам это будет дачный дом для сезонного проживания.

Также ограничением служит то, что постройки целевого назначения (дом, баня, сарай) должны быть в единственном экземпляре.

Исходя из всего выше перечисленного, остается подвести итог: земли сельхозназначения можно использовать только по прямому назначению, т. е. для ведения разных видов сельского хозяйства.

 Что можно построить на этой территории? Строения, предназначенные для сезонного пользования, либо технические постройки, необходимые при ведении хозяйственной деятельности.

Капитальные сооружения возможны лишь при ведении фермерской деятельности.

Поставь ей оценку – кликай на звезды!

статьи / 5.

Источник: https://nedvizhimost-advice.ru/zemelnyj_uchastok/granicy_i_territoriya/chto-mozhno-stroit-na-zemlyah-selskohozyaystvennogo-naznacheniya/

Вс рф разъяснил позицию в отношении аренды участка из земель сельхозназначения одним из его сособственников.стоит ли брать ее на вооружение?

Возможно ли оформить земельный участок СХ назначения в собственность?

Земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, находится в общей долевой собственности нескольких лиц.

Один из участников долевой собственности на этот участок обладает необходимыми ресурсами — работниками, техникой и финансовыми средствами, — чтобы возделывать участок целиком, в то время как другие собственники такой возможности не имеют.

В связи с этим участник долевой собственности, планирующий обработку всего участка, ведет переговоры с остальными участниками долевой собственности о том, чтобы арендовать принадлежащую им часть земельного участка.

О том, какие риски связаны с заключением подобного договора аренды между участниками долевой собственности в отношении общего земельного участка, каковы тенденции судебной практики и как лучше оформить отношения в такой ситуации, читайте в материале.

Значительная часть земель сельскохозяйственного назначения в нашей стране находится в общей долевой собственности граждан. Причина тому — исторически сложившаяся система землепользования, когда многие граждане являлись членами колхозов.

Правовой режим земель давно поменялся, колхозов больше нет, а участки перешли в общую долевую собственность бывших членов колхозов.

В связи с этим крупные игроки рынка сельхозпроизводства, планирующие расширить свой земельный банк, нередко сталкиваются с проблемами, в том числе правовыми, которые порождает режим общей долевой собственности граждан на интересующие их земельные участки. Одной из таких проблем является аренда участка, часть долей которого арендатор впоследствии выкупает.

Позиция Росреестра: арендатор и арендодатель не должны совпадать в одном лице

Многие сособственники земельных участков не готовы продавать свои доли, потому что для них это надежный и долговременный источник дохода.

Поэтому компании-сельхозпроизводители организуют встречу с сособственниками, договариваются об условиях сделки и заключают договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

Спустя время кто-то из сособственников решает продать свою долю, и первым претендентом на ее приобретение становится арендатор-сельхозпроизводитель. На первый взгляд, ситуация представляется арендатору крайне выгодной, однако в ней есть определенные подводные камни. В чем они заключаются?

Дело в том, что согласно ст. 413 Гражданского кодекса обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.

И до недавнего времени среди органов Росреестра была крайне распространена практика, когда регистрирующие органы отказывали регистрировать подобные договоры аренды, руководствуясь указанной нормой, по причине совпадения в одном лице арендатора и арендодателя.

Пример из практики

В одном деле в мае 2006 г. компания заключила с гражданами — сособственниками земельного участка сельхозназначения договор аренды этого участка с множественностью лиц на стороне арендодателя. В соответствии с договором участок предоставлялся арендатору сроком на 15 лет для производства сельскохозяйственной продукции. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП.

В январе 2009 г. компания приобрела часть долей в праве общей долевой собственности на арендуемый ею же участок. Права компании на доли также зарегистрированы в ЕГРП.

Через некоторое время, в апреле 2010 г., из указанного земельного участка путем выдела были образованы три земельных участка, права собственности на каждый из которых также зарегистрированы в ЕГРП. При этом запись об обременении выделенных участков правом аренды компании в ЕГРП не вносилась.

В июле 2015 г. компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о внесении в ЕГРП записей о наличии обременения в виде аренды в отношении выделенных земельных участков, но получила отказ. Тогда, ссылаясь на то, что отсутствие в ЕГРП записей об обременении выделенных земельных участков правом аренды противоречит нормам Федерального закона от 24.07.

2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон о землях сельхозназначения) и нарушает права компании как арендатора, компания обратилась в арбитражный суд с требованиями признать незаконным бездействие Росреестра по невнесению записи в ЕГРП об обременении выделенных земельных участков и возложить на управление Росреестра обязанность по внесению в ЕГРП соответствующих записей.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования компании. Они указали, что участники общей долевой собственности выразили свою волю на передачу земельного участка в аренду, и пришли к выводу об отсутствии оснований для прекращения этого договора на основании п. 5 ст.

14 Закона о землях сельхозназначения, поскольку доказательств того, что собственник земельных долей, выделивший свою долю в праве общей собственности на земельный участок, возражал против передачи данного участка в аренду компании, судам представлено не было.

Переход права собственности и других вещных прав на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения (расторжения) договора аренды (п. 1 ст. 617 ГК РФ).

И регистрационные действия по внесению в ЕГРП записи об обременении правом аренды образованных земельных участков управление Росреестра должно было, по мнению судов, произвести одновременно с государственной регистрацией права собственности на выделенные (из арендуемого компанией) земельные участки. Однако управление Росреестра этого не сделало.

Между тем кассация с таким решением не согласилась. Суд округа отметил, что управление Росреестра, возражая против заявленных требований, указывало судам на то, что компания с 2009 г. сама является собственником доли в арендованном ею ранее земельном участке.

Государственная регистрация доли осуществлена на основании договора купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок. Регистрирующий орган полагал, что в данном случае имеет место совпадение сторон в обязательственных (арендных) правоотношениях.

И с момента регистрации права компании на долю в праве собственности на ранее арендованный земельный участок договор аренды прекратил свое действие.

Отношения заявителя с иными сособственниками земельного участка (владельцами земельных долей) не могут регулироваться нормами Гражданского кодекса об аренде.

В связи с этим судебным инстанциям было предложено проверить приведенные управлением Росреестра возражения и учесть, что земельный участок на дату регистрации права собственности на спорные выделенные участки уже находился в долевой собственности, одним из участников которой являлась сама компания.

В связи с приобретением доли в праве собственности на земельный участок заявитель не может быть признан его арендатором, поскольку лишен возможности владеть и пользоваться всем участком в соответствующем качестве (ст. 407, 413 ГК РФ).

Отношения сособственников (компании и иных собственников участка), касающиеся порядка пользования общим имуществом, регулируются нормами Гражданского кодекса (ст.

246, 247) и положениями Закона о землях сельхозназначения (в случае если число участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения превышает пять).

При этом компания не является и арендатором не приобретенной ею части земельного массива в связи с тем, что участники долевой собственности, сохранившие права на принадлежащие им доли, не выделяли в спорный период участки в счет земельных долей и не передавали образованные участки во владение (пользование) компании в рамках арендных правоотношений.

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 16.11.2016 № Ф08-7121/16 по делу № А32-29113/2015

Источник: https://www.eg-online.ru/article/408521/

101Адвокат
Добавить комментарий