Выплата денежных средств по отпуску

Подоходный налог с выплат к отпуску: 5 готовых решений в помощь бухгалтеру

Выплата денежных средств по отпуску

Ситуация 1. Индексация отпускных

Работнику торгового предприятия с 18 мая по 7 июня 2015 г. предоставлен трудовой отпуск. При этом сумма отпускных составила 5 600 000 руб., в т.ч. сумма отпускных, начисленная за май 2015 г., – 3 800 000 руб., а за июнь 2015 г. – 1 800 000 руб.

Начисленная заработная плата за отработанные в мае 2015 г. дни составила 3 200 000 руб., в июне 2015 г. – 4 900 000 руб.

В июне 2015 г. предприятием в связи с инфляцией произведена индексация заработной платы работников, в т.ч. отпускных, за май 2015 г.

Сумма индексации за май 2014 г. составила 170 000 руб., выплата которой осуществлена вместе с заработной платой за июнь 2015 г.

В рассматриваемой ситуации в целях обложения подоходным налогом сумму индексации заработной платы, в т.ч. отпускных, за май 2015 г. включают в состав доходов июня 2015 г.

Это следует из подп. 3.3 п. 3 ст.

 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), согласно которому доходы, выплачиваемые в виде индексации заработной платы и денежного довольствия в связи с повышением цен на товары (работы, услуги), в виде премий и вознаграждений любого характера и периодичности, по договорам гражданско-правового характера, включают в доходы того месяца, в котором осуществляется их начисление, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачивают.

В связи с этим предприятию как налоговому агенту необходимо произвести перерасчет подоходного налога за июнь 2015 г. следующим образом:

– всего облагаемый доход за июнь 2015 г. составит 6 870 000 руб. (1 800 000 + 4 900 000 + 170 000);

– сумма подоходного налога, подлежащая удержанию с этих доходов, – 893 100 руб. (6 870 000 × 13 % / 100 %).

Ситуация 2. В период отпуска выплачена премия

Работнику ЖЭСа с 13 апреля по 7 мая 2015 г. предоставлен трудовой отпуск. Сумма отпускных составила 6 400 000 руб., в т.ч. сумма отпускных, начисленная за апрель 2015 г., – 4 700 000 руб., за май 2015 г. – 1 700 000 руб. Начисленная заработная плата за отработанные в апреле 2015 г. дни составила 3 050 000 руб., в мае 2015 г. – 5 600 000 руб.

В мае 2015 г. ЖЭСом этому работнику во время его отпуска по итогам работы за апрель 2015 г. начислена и выплачена премия в размере 500 000 руб.

Сумма премии должна включаться в доход того месяца, в котором она начислена и выплачивается и в котором соответственно с нее должен быть удержан подоходный налог (подп. 3.3 п. 3 ст. 175 НК).

Таким образом, премия подлежит суммированию с заработной платой за май 2015 г.

С учетом этого ЖЭСу как налоговому агенту необходимо произвести перерасчет подоходного налога за май 2015 г. следующим образом:

– всего облагаемый доход за май 2015 г. – 7 800 000 руб. (1 700 000 + 5 600 000 + 500 000);

– сумма подоходного налога, подлежащая удержанию с этих доходов, – 1 014 000 руб. (7 800 000 × 13 % / 100 %).

Ситуация 3. Больничный в период отпуска

Медсестре поликлиники с 15 июня по 5 июля 2015 г. предоставлен трудовой отпуск. Сумма отпускных составила 2 700 000 руб., в т.ч. сумма отпускных, начисленная за июнь 2015 г., – 2 050 000 руб., за июль 2015 г. – 650 000 руб.

Начисленная заработная плата за отработанные в июне 2015 г. дни составила 2 400 000 руб.

Размер подоходного налога, удержанного с суммы отпускных, приходящейся на июнь 2015 г., и заработной платы за этот месяц, составил 578 500 руб. ((2 050 000 + 2 400 000) × 13 % / 100 %).

После окончания отпуска медсестра представила по месту работы листок нетрудоспособности в связи с общим заболеванием на период с 17 по 26 июня 2015 г. Сумма пособия по временной нетрудоспособности составила 1 200 000 руб., выплата которого осуществлена вместе с заработной платой за июль 2015 г.

По желанию работника и согласованию с нанимателем отпуск продлен на период больничного.

Пособие по временной нетрудоспособности подлежит обложению подоходным налогом. Оно включается в состав доходов того месяца, за который оно было начислено (июнь 2015 г.) (подп. 3.1 п. 3 ст. 175 НК).

Справочно: от подоходного налога освобождают:

– пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению и надбавки к ним.

Исключение – пособия по временной нетрудоспособности (в т.ч. пособия по уходу за больным ребенком);

– пособия по безработице, субсидии для компенсации расходов безработных в связи с организацией предпринимательской деятельности, выплачиваемые из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

– пособия, выплачиваемые из средств республиканского и местных бюджетов (подп. 1.1 п. 1 ст. 163 НК).

С учетом этого поликлинике как налоговому агенту необходимо произвести перерасчет подоходного налога за июнь 2015 г.

От редакции:

Доход работника в июне 2015 г., подлежащий налогообложению, составит 4 368 750 руб. (2 400 000 руб. + 1 200 000 руб. + 768 750),

где 2 400 000 руб. – заработная плата за отработанные в июне дни;

1 200 000 руб. – оплата по листку нетрудоспособности;

768 750 руб. – отпускные, приходящиеся на июнь с учетом заболевания (2 050 000 / 16 × 6).

Сумма подоходного налога, подлежащая удержанию из этих выплат, равна 473 038 руб. ((4 368 750 – 730 000) × 13 % / 100 %).

Ситуация 4. Пособие на оздоровление при уходе в отпуск госслужащего

Сотрудникам министерства (государственным служащим) при уходе в ежегодный трудовой отпуск выплачивают к отпуску пособие на оздоровление.

От подоходного налога освобождают, в частности, пособия, выплачиваемые из средств республиканского и местных бюджетов (подп. 1.1 п. 1 ст. 163 НК).

В изложенной ситуации пособие на оздоровление к отпуску, получаемое госслужащим, выплачивает министерство из средств бюджета. Это следует из п. 1 ст. 50 Закона Республики Беларусь от 14.06.

2003 № 204-З “О государственной службе в Республике Беларусь”, согласно которому государственному служащему ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней с выплатой единовременного пособия на оздоровление в соответствии с законодательством. Следовательно, это пособие не подлежит обложению подоходным налогом.

Ситуация 5. Пособие на оздоровление при уходе в отпуск работника завода

Завод в соответствии с коллективным договором к отпуску за счет собственных средств выплачивает работникам, для которых этот завод является местом основной работы, пособие на оздоровление в размере 1 должностного оклада.

В данной ситуации пособие на оздоровление к отпуску выплачивают не из средств бюджета. Следовательно, оно подлежит обложению подоходным налогом.

Вместе с тем налогообложение таких доходов необходимо осуществлять с учетом льготы, предусмотренной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.

Так, от подоходного налога освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые в течение налогового периода:

– от организаций, являющихся местом основной работы, в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях;

– в размере, не превышающем 13 190 000 руб. (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК) |*|.

* Виды компенсаций, при выплате которых организация может применить льготу по подоходному налогу, доступны для подписчиков электронного “ГБ”

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/podokhodnyi-nalog-s-vyplat-k-otpusku-5-g

Выплачиваем компенсацию за неиспользованный отпуск

Выплата денежных средств по отпуску

12.06.13

Согласно ст. 2 Закона об отпусках лица, работающие по трудовому договору, имеют право на отпуск.

Такое право обеспечивается, в частности, запретом замены отпуска денежной компенсацией, кроме случаев, предусмотренных ст. 24 Закона об отпусках.

Другими словами, замена дней отпуска денежной компенсацией возможна только в строго установленных законодательством случаях. Рассмотрим их.

КОГДА ВМЕСТО ДНЕЙ ОТДЫХА МОЖНО ВЫПЛАТИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ

Порядок выплаты компенсации за неиспользованный отпуск регулируется ст. 83 КЗоТ и ст. 24 Закона об отпусках, согласно которым выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск возможна в следующих случаях:

Указанный перечень является исчерпывающим. Это значит, что во всех других случаяхзамена отпуска денежной компенсацией запрещена. Кроме того, не допускается замена денежной компенсацией всех видов отпусков лицам в возрасте до 18 лет (кроме случаев увольнения).

КАКИЕ ОТПУСКА КОМПЕНСИРУЮТ

Статьей 24 Закона об отпусках установлено: во всех случаях выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск такая компенсация выплачивается за неиспользованные дни ежегодного отпуска.А если причинами выплаты компенсации является увольнение или смерть работника, то компенсируются также дополнительные отпуска «на детей» (если такие лица имеют на них право).

Напомним, что к ежегодным отпускам относят (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона об отпусках):

1) основной отпуск, который предоставляется в обязательном порядке всем работникам;

2) дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, на который имеют право работники, приведенные в Списке № 1290-1;

3) дополнительный отпуск за особый характер труда, который предоставляется отдельным категориям работников, указанным в Списке № 1290-2, а также работникам с ненормированным рабочим днем согласно спискам должностей и профессий, определенных коллективным договором в соответствии с Рекомендациями № 7;

4) другие дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством. К ним, в частности, относятся дополнительные ежегодные отпуска, предоставляемые госслужащим, должностным лицам органов местного самоуправления, работникам дипломатической службы, на основании ст. 21 Закона о госслужбе, ст. 36 Закона № 2493, ст. 36 Закона № 2728 соответственно.

Обратите внимание: дополнительный отпуск продолжительностью 16 календарных дней (далее — к. дн.

) лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, 1 и 2 категории, предусмотренный Законом № 796,не относится к ежегодным (см. письмо Минсоцполитики от 24.10.2011 г.

№ 310/13/133-11), поэтому неиспользованные дни такого отпускане подлежат компенсации, в том числе и при увольнении работника.

Дополнительные отпуска работникам, которые имеют детей, относятся к социальным отпускам. Они предоставляются (ст. 19 Закона об отпусках):

— женщине, имеющей двоих или более детей в возрасте до 15 лет;

— женщине, которая имеет ребенка-инвалида;

— женщине, усыновившей ребенка;

— одинокой матери, отцу, воспитывающему детей без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном заведении);

— лицу, которое взяло ребенка под опеку, или одному из приемных родителей.

Другие виды не использованных работником оплачиваемых отпусков, которые не относятся к вышеперечисленным (учебные, творческие и т. д.), компенсации не подлежат.

Далее рассмотрим особенности предоставления компенсации за неиспользованный отпуск в каждом из указанных выше случаев.

УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКА

Согласно ст. 3 Закона об отпускахпо желанию работника перед увольнением (кроме увольнения за нарушение трудовой дисциплины) ему должен быть предоставлен неиспользованный отпуск.

Если же работник отказывается использовать положенный ему отпуск, ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные дни ежегодного отпуска, а также дополнительных отпусков работникам, которые имеют детей.

Как следует из ст. 116 КЗоТ, компенсация за неиспользованный отпуск в этом случае должна быть выплачена в день увольнения, а если работник в этой день не работал — не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

При выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника нужно учитывать следующее:

1. Компенсация за неиспользованный отпуск предоставляется независимо от причин увольнения.

Законодательством в некоторых случаях ограничено только право работника на получение неиспользованного отпуска перед увольнением. Так, согласно ст.

3 Закона об отпусках, если причиной увольнения является нарушение трудовой дисциплины (например, появление на работе в нетрезвом виде, прогулы), то в этом случае работник не имеет права на получение неиспользованного отпуска перед увольнением.

Однако это не означает, что он не имеет права на получение компенсации за неиспользованный отпуск (см. письмо Госкомпредпринимательства от 23.07.2003 г. № 4382).

Кроме того, не может быть предоставлен неиспользованный отпуск госслужащему, который увольняется в связи с достижением предельного возраста прохождения госслужбы. В этом случае трудовые отношения с ним прекращаются не на общих основаниях, а по дополнительному основанию, установленному п. 3 ст.

30 Закона о госслужбе, в день достижения госслужащим предельного возрастапребывания на госслужбе. В связи с этим госслужащему не может быть предоставлен неиспользованный отпуск с последующим увольнением, поскольку датой увольнения в этом случае будет день окончания отпуска.

В день увольнения госслужащему должна быть выплачена денежная компенсация за не использованные им дни отдыха (см. письмо

Источник: https://buhgalter.com.ua/articles/trudovi-vidnosini/490652/

Компенсация за неиспользованный отпуск: особенности расчета

Выплата денежных средств по отпуску

Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Работник может в любое время обратиться к работодателю с подобным заявлением.

Необходимость выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск может возникнуть и при увольнении работника. Особенности выплаты компенсации в обоих случаях разъясняет Борис Чижов, заместитель начальника отдела Управления делами Роструда.

Итак, компенсация за неиспользованный отпуск может быть выплачена в двух случаях: в период работы и при увольнении. Рассмот­рим обе ситуации.

Выплата компенсации в период работы

При применении на практике ст. 126 ТК РФ следует обратить внимание на два обстоятельства.

Первое. Инициатива о замене денежной компенсацией той части отпуска, которая превышает 28 календарных дней, принадлежит исключительно работнику. Без письменного заявления работника работодатель в одностороннем порядке рассмат­ривать этот вопрос права не имеет.

Второе. Работодатель, в свою очередь, рассматривая такое заявление работника, может с ним согласиться и выплатить денежную компенсацию, а может — в связи с производственными условиями или по иным соображениям — с просьбой работника не согласиться и предоставить ему весь отпуск целиком.

Вместе с тем не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении). Такая замена отпуска деньгами не допускается, даже если работники об этом очень просят работодателя.

Размер компенсации за неиспользованный отпуск определяется по тем же правилам, которые применяются при подсчете среднего заработка за время отпуска.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

пример 1

Локальным нормативным актом (ЛНА) организации установлено, что работники, имеющие длительный стаж работы, получают дополнительный оплачиваемый отпуск. На основании этого ЛНА работнику, имеющему оклад 18 500 руб.

, установлен дополнительный отпуск за стаж работы — три календарных дня. В августе 2013 г. работнику предоставляется ежегодный отпуск.

Работник подал письменное заявление с просьбой заменить дополнительный отпуск, превышающий 28 календарных дней, денежной компенсацией. ­­Работодатель эту просьбу удовлетворил.

В расчетный период войдет период с 1 августа 2012 г. по 31 ­июля 2013 г.

Так как работник отработал расчетный период полностью, средний дневной заработок будет равен:

(18 500 руб. х 12 мес.) : (12 мес. x х 29,4 к. дн.) = 629,3 руб./к. дн.

Средняя зарплата, сохраняемая на период отпуска, составит:

629,3 руб./к. дн. х 28 к. дн. = = 17620,4 руб.

Компенсация за неиспользованные дни дополнительного отпуска в этом случае будет равна:

629,3 руб. х 3 к. дн. = 1887,9 руб.

Компенсация при увольнении

Вопрос о выплате работнику компенсации за неиспользованный отпуск при его увольнении регламентирован ст. 127 ТК РФ.

Учитывая, что отпуск должен предоставляться ежегодно, работники реализуют свое право на отпуск путем получения отпуска в натуре. А поскольку увольняемому работнику, как правило, отпуск в натуре предоставить невозможно, выплачивается компенсация.

Согласно ст. 114 ТК РФ ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются всем работникам, поэтому положение ст. 127 ТК РФ распространяется на сезонных, временных работников, а также на тех, кто работает по совместительству.

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Все суммы, причитающиеся работнику, в том числе и компенсацию за неиспользованный отпуск, работодатель обязан выплатить работнику в день его увольнения.

Отпуск, подлежащий замене денежной компенсацией при увольнении, рассчитывается исходя из того, что полный отпуск полагается сотруднику, отработавшему полный рабочий год.

Если рабочий год полностью не отработан, дни отпуска, за которые должна быть выплачена компенсация, рассчитываются пропорционально отработанным месяцам.

При этом излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца (см. «Правила об очередных и дополнительных отпусках», утвержденные НКТ СССР 30.04.30 с последующими изменениями и дополнениями).

При увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, работодатель может произвести удержания из его зарплаты за неотработанные дни отпуска для погашения его задолженности работодателю.

По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия).

При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска.

При предоставлении отпус­ка с последующим увольнением при расторжении трудового договора по инициативе работника этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении только до дня начала отпуска и если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник.

Во всех случаях предоставления отпуска с последующим увольнением днем увольнения считается последний день отпуска. Поступить на другую работу, которая будет являться для работника основной, а не работой по совместительству, работник может только после окончания отпуска.

В то же время выдача всех причитающихся работнику от работодателя сумм, а также трудовой книжки с внесенной в нее записью об увольнении производится перед уходом работника в отпуск (см. Определение КС РФ от 25.01.2007 № 131-О-О).

На практике бывает, что при увольнении работника кадровой службой «находятся» дни неиспользованных отпусков в прежних годах.

Иногда бухгалтеры затрудняются в решении вопроса, как рассчитать компенсацию за отпуска, которые были несколько лет назад, когда и условия труда, и его оплата существенно отличались от сегодняшних правил. И тогда бухгалтеры говорят о том, что дни старых отпусков «сгорели».

Но это в корне противоречит части 1 ст. 127 ТК РФ, где однозначно установлено, что «при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные ­­отпуска».

Что касается среднего дневного заработка для определения размера компенсации, бухгалтеру нет никакой необходимости поднимать ведомости за прошлые годы для определения выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка. Для расчета достаточно просуммировать выплаты за последние 12 календарных месяцев ­­перед увольнением и разделить их на 12 и на 29,4.

пример 2

При увольнении работника в ­­июле 2013 г. выяснилось, что у него остались неотгулянными в 2006 г. два календарных дня отпус­ка (оклад — 5000 руб.), в 2008 г. — четыре (оклад — 5800 руб.), в 2010 г. — три (оклад — 9000 руб.), а за рабочий год 2012—2013 — 28 календарных дней (оклад с 2011 г. — 12 000 руб.). Требуется определить размер компенсации за неиспользованные отпуска.

Расчетным периодом в этом случае будет время с 1 июля 2012 г. до 30 июня 2013 г.

Если других выплат, которые следует учесть при исчислении среднего заработка, у работника не было, средний дневной заработок будет равен:

(12 000 руб. х 12 мес.) : (12 мес. х х 29,4 к. дн.) = 408,16 руб./к. дн.

Размер компенсации за неиспользованный отпуск определится следующим образом:

408,16 руб./к. дн. х (2 к. дн. + + 4 к. дн. + 3 к. дн. + 28 к. дн.) =

= 15101,92 руб.

Как видно из приведенного примера, сведения о зарплате за время, не вошедшее в расчетный период, нам не понадобились.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/214723/

Выплата материальной помощи работникам государственных и других органов

Выплата денежных средств по отпуску

Работники государственных органов разного уровня, а также органов местного самоуправления (далее – ОМС) имеют право на получение материальной и денежной помощи. Рассмотрим, чем следует руководствоваться в случае осуществления таких выплат разным категориям работников.

Госслужащие

В соответствии со ст. 57 Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) госслужащим гарантируется выплата денежной помощи в размере среднемесячной заработной платы во время предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней (далее – к. д.).

Определенные ст. 57 Закона № 889 принципы выплаты денежной помощи касаются также госслужащих, которые проходят службу, в частности, в органах прокуратуры, судебных органах и т. п.

Отдельного правительственного решения, предусматривающего условия и порядок выплаты упомянутой денежной помощи, нет. Поэтому в каждом государственном (или другом, конституционно определенном) органе такой документ должен разрабатываться и приниматься самостоятельно.

Материальная помощь на оздоровление

Остановимся на некоторых важных моментах, которые должны учитываться руководителями госслужбы в случае выплаты такой помощи.

Поскольку эта выплата гарантирована государством, в смете госоргана на бюджетный год (с 1 января до 31 декабря каждого года) должна предусматриваться одна помощь для каждого госслужащего один раз в год во время предоставления ежегодного отпуска соответствующего рабочего года.

Нужно знать, что по ст. 59 Закона № 889 ежегодные отпуска предоставляются госслужащим в порядке и на условиях, определенных законодательством о труде. В соответствии со ст. 12 Закона от 15.11.96 г.

№ 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504) ежегодный основной отпуск может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная, непрерывная ее часть будет составлять не менее 14 к. д.

Эта часть отпуска не обязательно должна быть первой.

Поэтому госслужащий также может пожелать разделить свой ежегодный отпуск на части, если руководитель госслужбы не будет возражать против предложенного алгоритма деления. Например, это могут быть две равные части (каждая продолжительностью по 15 к. д.) или три-четыре разные части.

Если имеется согласованное с непосредственным руководителем госслужащего решение относительно деления ежегодного отпуска на части, то денежную помощь в размере среднемесячного заработка госслужащего советуем выплачивать по заявлению работника, в котором указывается, к какой именно его части он желает получить денежную помощь. Возможно и такое, что госслужащий попросит в заявлении, чтобы эта помощь ему была выплачена, например, во время предоставления части отпуска продолжительностью 1 к. д. Это не противоречит законодательству, то есть оснований для отказа госслужащему нет, конечно, если такая выплата осуществляется только один раз в год.

Может случиться, что госслужащий переведен из другого госоргана и во время окончательного расчета по предыдущему месту работы компенсация за неиспользованный отпуск перечислена в тот орган, где он будет работать.

Из ст. 24 Закона № 504 вытекает, что в случае перевода работника на работу на другое предприятие по его желанию на счет другого предприятия, на которое перешел работник, должна перечисляться денежная компенсация за неиспользованные им дни ежегодных отпусков.

Кроме того, согласно ст. 9 Закона № 504, если переведенный на другое предприятие работник полностью или частично не использовал ежегодные основной и дополнительные отпуска и не получил за них денежную компенсацию, в стаж работы, который дает право на ежегодные основной и дополнительные отпуска, засчитывается время, за которое он не использовал эти отпуска по предыдущему месту работы.

В таком случае в соответствии со ст. 59 Закона № 889 такой переведенный в другой госорган госслужащий имеет право получить денежную помощь, предусмотренную ст. 57 Закона № 889, оформляя свой ежегодный отпуск за соответствующий рабочий год. Кстати, на это обращает внимание Минсоцполитики в письме от 23.12.16 г. № 1791/0/101-16/281.

Обращаем внимание: подобные и другие нюансы относительно правомерности получения «оздоровительной» денежной помощи следует зафиксировать в положении об оплате труда работников соответствующего госоргана. Однако событием, которое непосредственно связывается с выплатой этой помощи, должно быть решение о предоставлении ежегодного отпуска (или части такого отпуска). Если, например, госслужащий оформляет другой вид отпуска (для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, в связи с обучением и т. п.), претендовать на получение указанной денежной помощи он не может.

Кстати заметим, что согласно ст. 60 Закона № 889 госслужащего, независимо от отнесения его должности к категории госслужбы («А», «Б», «В»), для выполнения безотлагательных задач могут отозвать из ежегодного основного или дополнительного отпуска. Согласие госслужащего на такие действия работодателя законодательством не предусмотрено.

В таком случае неиспользованная часть отпуска (конечно, по согласованию с руководителем госслужбы органа, в котором работает госслужащий) предоставляется госслужащему в любое время соответствующего года или присоединяется к отпуску в следующем году с возмещением непредвиденных расходов из-за отозвания должностного лица из отпуска.

Такое возмещение осуществляется по правилам, установленным постановлением КМУ от 25.03.16 г. № 231 (далее – Постановление № 231).

Данный документ конкретизировал расходы, подлежащие возмещению госслужащему, в частности расходы на приобретение неиспользованных проездных документов, бронирование этих документов и места проживания, оформление визы, страховки и т. п.

Даже если работнику стало известно о его отозвании из отпуска в первый же его день и он фактически выходит на работу на второй день своего отпуска, возвращать полученную денежную помощь на оздоровление он не должен.

Материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов

В отличие от «оздоровительной», материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов не гарантируется госслужащему, поскольку ст. 54 Закона № 889 предусматривает только возможность ее получения.

Согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 08.08.16 г.

№ 500 (далее – Порядок № 500), помощь может предоставляться один раз в год в размере среднемесячного заработка госслужащего по его личному заявлению.

Если за материальной помощью обращается руководящий работник или его заместитель, то это решение должно быть согласовано с соответствующим органом вышестоящего уровня (в случае наличия такого органа).

Отсюда вытекает, что при недостаточности средств фонда оплаты труда, предусмотренных сметой госоргана, материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов может вообще не выплачиваться.

Поэтому, принимая положение об оплате труда работников соответствующего госоргана, следует учитывать наличие финансовых ресурсов, чтобы в дальнейшем не возникало недоразумений.

Если не найдены возможности осуществления этой выплаты госслужащим в течение года, об этом желательно сообщить им еще в начале года.

Также обращаем внимание: поскольку Порядком № 500 предусмотрена выплата именно в размере среднемесячного заработка госслужащего, нельзя ее выплачивать в большем или в меньшем размерах (см. письмо Минсоцполитики от 07.10.16 г. № 1383/13/84-16).

Напомним: решение о выплате различных видов материальной помощи госслужащим принимает руководитель госслужбы в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Что касается руководителей аппарата местной госадминистрации и их заместителей, то решение о выплате им материальной помощи руководитель аппарата соответствующей госадминистрации должен принимать по согласованию с председателем этой местной госадминистрации.

Госслужащим, переведенным из одного госоргана в другой, указанная помощь может выплачиваться только в случае, если по предыдущему месту работы в году, в котором осуществлен перевод, они ее не получали.

«Обслуживающие» работники

С принятием Закона № 889 в штаты госорганов вводятся должности работников, которые выполняют функции по обслуживанию. Оплата труда этих лиц должна осуществляться согласно Условиям, утвержденным постановлением КМУ от 18.01.17 г. № 15 (далее – Постановление № 15, Условия № 15).

Согласно п. 3 Условий № 15 руководители госслужбы в госоргане в пределах утвержденного фонда оплаты труда оказывают «обслуживающим» работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в размерах, не превышающих их среднемесячную заработную плату.

В п. 4 Условий № 15 предусмотрена также выплата указанным работникам во время предоставления ежегодного отпуска материальной помощи для оздоровления, предельный размер которой равняется среднемесячному заработку работника.

Напомним: работники, которые выполняют функции по обслуживанию, не являются госслужащими и на них не распространяются нормы Закона № 889. Поэтому, например, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется им на общих принципах, установленных трудовым законодательством, то есть продолжительностью 24 к. д.

Как и другие работники, они могут обратиться к руководителю госслужбы с просьбой деления этого отпуска на части в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона № 504. Поэтому помощь для оздоровления им будет выплачиваться по их заявлению к той ее части, которую они предложат.

Патронатная служба

Оплата труда работников патронатной службы (среди них, в частности, советники, пресс-секретари, помощники, референты) осуществляется по Условиям оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах, утвержденным Постановлением № 15.

Социально-бытовая материальная помощь и помощь для оздоровления выплачивается им по тем же правилам и в тех же размерах, что и работникам, на которых возложены функции по обслуживанию.

Отличием является то, что решение о выплате принимает лицо, на которое возложены функции руководителя аппарата (в частности, руководитель аппарата Верховной Рады, руководитель офиса Президента, госсекретарь КМУ, министерства, руковдитель госоргана или его заместитель). Предложение относительно выплаты должно подаваться должностным лицом, при котором создана патронатная служба, а выплата должна осуществляться в пределах утвержденного фонда оплаты труда соответствующего госоргана.

Рабочие

Любой госорган при необходимости вводит в штат должности рабочих. Оплата их труда осуществляется согласно приказу Минтруда от 02.10.96 г. № 77 «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Приказ № 77).

В отличие от вышеуказанных категорий работников госорганов, рабочим в течение года причитается к выплате одна материальная помощь в размере среднемесячного заработка.

Такая помощь может выплачиваться к ежегодному отпуску работника или (по его заявлению) к определенным жизненным или личным обстоятельствам (бракосочетание, въезд в новую квартиру или же для лечения, при затруднительном материальном положении и т. п.).

Заметим: условия осуществления этой выплаты должны конкретизироваться во внутреннем документе органа власти, в частности в положении об оплате труда.

В положении об оплате труда советуем отдельно определить для каждой категории работников соответствующего госоргана (госслужащие, работники патронатной службы, работники, на которых возложены функции по обслуживанию, рабочие) порядок осуществления выплаты всех составляющих заработка. Можно принять и отдельный документ, который будет определять условия, порядок и размеры материальной помощи, которая будет выплачиваться работникам.

Работники советов

Функционирование ОМС, а также другие вопросы относительно лиц, которые работают в этих органах, регулируется Законом от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления» (далее – Закон № 2493).

По определению ст. 2 Закона № 2493 должностным лицом местного самоуправления является лицо, которое работает в ОМС, имеет соответствующие полномочия относительно осуществления организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получает зарплату за счет местного бюджета.

Также в штате ОМС могут быть следующие должности (ст. 3 Закона № 2493):

  • выборные, на которые лица избираются на местных выборах;
  • выборные, на котороые лица избираются или утверждаются соответствующим советом;
  • должности, на которые лица назначаются сельским, поселковым, городским главой, председателем районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе или по другой процедуре, предусмотренной законодательством.

Обращаем на это внимание из-за того, что для каждой из указанных категорий лиц установлены особенности оплаты труда.

Так, по ст. 21 Закона № 2493 должностным лицам местного самоуправления выплачивается помощь на оздоровление в размере должностного оклада во время предоставления им ежегодного отпуска продолжительностью 30 к. д.

Как предусмотрено ст. 8 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда», регулирование оплаты труда работников учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета, осуществляется государством, то есть условия и размер оплаты их труда определяются Кабмином.

Источник: https://balance.ua/ru/news/post/vyplata-materialnoj-pomoshhi-rabotnikam-gosudarstvennyx-i-drugix-organov

Компенсация за неиспользованный отпуск: нюансы расчетов и учета | Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»

Выплата денежных средств по отпуску

Компенсация за неиспользованный отпуск: нюансы расчетов и учета

С расчетом количества дней и суммы компенсации за неиспользованные дни отпуска сталкивается каждый кадровик и бухгалтер. Чаще всего это происходит именно при увольнении работников.

Поэтому важно правильно произвести расчет. Ведь ошибка может привести к неполному расчету при увольнении и, соответственно, к нарушению законодательства о труде.

Давайте выясним, какие существуют тонкости исчисления суммы компенсации и отражения их в учете

Когда выплачивается компенсация за неиспользованные дни отпуска

Ответ на данный вопрос дает ст. 24 Закона об отпусках. В ней приведен исчерпывающий перечень случаев, в которых выплачивают компенсацию за неиспользованные дни ежегодного основного и дополнительного отпусков, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей. Такую компенсацию предоставляют:

  • при увольнении работника — денежную компенсацию выплачивают за все неиспользованные дни ежегодного отпуска, а также дополнительные отпуска работникам, имеющим детей;
  • в случае перевода работника на работу на другое предприятие — денежную компенсацию за отпуск по его желанию могут перечислить на счет предприятия, на которое перешел работник (или выплатить при увольнении);
  • когда по желанию работника часть ежегодного отпуска заменяется денежной компенсацией — при условии, что продолжительность предоставленного работнику ежегодного и дополнительных отпусков не менее 24 календарных дней (такую компенсацию не предоставляют за дни дополнительных отпусков на детей, последнюю можно получить только при увольнении);
  • в случае смерти работника — компенсацию за неиспользованные отпуска выплачивают наследникам.

Напомним!

Срок давности для выплаты денежной компенсации за неиспользованные работником дни отпуска не установлен, то есть если работник не брал ежегодные и «детские» отпуска несколько лет, при увольнении компенсацию предоставляют за все годы (письмо Минтруда от 22.02.2008 г. № 33/13/116-08).

Обратите внимание!

Когда работнику был установлен испытательный срок и его увольняют как такого, который не прошел испытание по ст. 28 КЗоТ, ему обязаны также начислить и выплатить компенсацию за дни неиспользованного отпуска, как и другим работникам.

За какие отпуска и в каких случаях не выплачивают компенсации

Не могут рассчитывать на получение компенсации за неиспользованные дни отпуска лица в возрасте до 18 лет (ст. 24 Закона об отпусках, ч. 5 ст. 83 КЗоТ).

Не выплачивают компенсацию также за учебные, творческие, чернобыльские отпуска и отпуска для подготовки и участия в соревнованиях.

Расчетный период для компенсации

Основной документ, которым следует руководствоваться, — Порядок № 100. Согласно абз. 1 п. 2 данного документа, для расчета суммы компенсации (как и для отпускных) принимают выплаты за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу выплаты компенсации.

Работнику, проработавшему менее года, средняя зарплата для расчета компенсации исчисляется исходя из выплат за фактическое время работы: с первого числа месяца после оформления на работу до первого числа месяца, в котором выплачивается компенсация (абз. 2 п.

2 Порядка № 100).

Из расчетного периода исключают праздничные и нерабочие дни, а также периоды, в течение которых работник не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично (абз. 6 п. 2 Порядка № 100). Речь идет об отпусках без сохранения зарплаты 1 согласно ст.ст.

25 и 26 Закона об отпусках, периодах по уходу за ребенком до трех лет (по медицинским показаниям — до 6-ти и в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, — до 16 лет). То же самое со временем простоя, когда оно оплачено в размере меньше среднего заработка.

Кроме того, на основании данной нормы из расчетного периода исключают рабочие дни, не отработанные в связи с введением по инициативе работодателя неполной рабочей недели.

Расчет суммы компенсации

Алгоритм расчета суммы компенсации аналогичен механизму исчисления отпускных, но здесь есть некоторые тонкости.

Проиллюстрируем на примерах подходы к определению расчетного периода и расчету количества дней, за которые надлежит выплатить компенсацию за неиспользованные отпуска.

Ситуация 1

Работник работал на предприятии меньше года

Тогда для расчета берут выплаты за фактическое время работы: с 1 числа месяца после оформления до 1 числа месяца, в котором выплачивается компенсация.

Пример 1

Работник принят на работу 8 октября 2012 года, а увольняется он 19 апреля 2013 года, в течение периода работы он брал 14 к. дн. отпуска без сохранения заработной платы. Продолжительность ежегодного основного отпуска для него установлена — 24 календарных дня.

Для расчета компенсации за неиспользованный отпуск берут выплаты за ноябрь 2012 г. – март 2012 г. Суммарный заработок за данный период, который включает выплаты из п. 3 Порядка № 100, составил 26280 грн.

Шаг 1. Сначала определяют количество дней расчетного периода, который насчитывает 134 к. дн. без учета нерабочих и праздничных дней (3 н. дн.), приходящихся на данный период, и 14 дней отпуска без сохранения зарплаты.

Шаг 2. Следует найти стаж, дающий право на ежегодный отпуск и, как следствие, на компенсацию за неиспользованные дни отпуска — 191 к. дн. (24 к. дн. + 30 к. дн. + 31 к. дн. + 29 к. дн. + 28 к. дн. + 30 к. дн. + 19 к. дн.).

Шаг 3. Далее следует рассчитать количество дней отпуска, за которые надлежит выплатить компенсацию: (24 к. дн : 355 к. дн.) х 191 к. дн. = 12,9 к. дн., с округлением — 13 к. дн.

Шаг 4. Среднедневная зарплата равна 196,12 грн (26280 грн : 134 к. дн.).

Шаг 5. Сумма компенсации за неиспользованные 13 к. дн. ежегодного основного отпуска составит 2549,56 грн (196,12 х 13 к. дн.).

Такой механизм расчета количества дней (с округлением) и суммы компенсации за неиспользованный отпуск был описан и Минтруда в письме от 24.06.2011 г. № 208/13/116-11.

Обратите внимание!

По каждому виду отпусков, за которые надлежит предоставить компенсацию при увольнении, расчет неиспользованных дней проводят отдельно.

Ситуация 2

Работник устроился на работу, а в следующем месяце уволился

Поскольку работник не отработал ни одного полного месяца (с первого по первое число) перед увольнением, расчетного периода, исходя из заработка которого необходимо производить исчисление средней зарплаты, в данном случае фактически нет.

Поэтому компенсацию исчисляют исходя из должностного (месячного) оклада (тарифной ставки), установленного на момент ее начисления (абз. 3 п. 4 Порядка № 100). Такой же подход был озвучен Минтруда в письме от 22.12.2005 г.

№ 717/018/84-05.

Обратите внимание!

Даже если работник увольняется в последний день месяца, месяц увольнения в рас­чет не берут при исчислении компенсации.

Пример 2

Источник: https://interbuh.com.ua/ru/documents/onebuhbook/587/100

101Адвокат
Добавить комментарий