Законны ли частые выездные проверки налоговой?

Повторная выездная налоговая проверка

Законны ли частые выездные проверки налоговой?

В предпринимательской среде бытует мнение, что один и тот же год налоговики могут проверить только один раз. Не всегда это так. Если компанию уже проверили, это не повод расслабляться, так как налоговая может прийти еще раз.

В Налоговом кодексе действительно сказано, что нельзя проводить больше одной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (см. п. 5 ст. 89 НК РФ). Но в этой же статье говорится, что в некоторых случаях инспекторы могут прийти с проверкой еще раз независимо от того, когда была первая. 

«Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»

Повторная налоговая проверка длится столько же, сколько первичная выездная проверка, и оформляется по тем же правилам.

По таким проверкам есть много ограничений, поэтому на практике это не слишком частое явление.

Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки

Решение проверить организацию еще раз могут вынести по двум основаниям:

  1. Вышестоящий налоговый орган (региональное управление ФНС) решил проконтролировать работу инспекции, которая проводила первую проверку

Кто проверяет. В этом случае проверку должны проводить именно сотрудники вышестоящего органа, а не той инспекции, которая проверяла в первый раз. Но участие сотрудников нижестоящей инспекции допускается.

Какой период. Проверять будут тот же период и те же налоги, что и при изначальной ревизии.

Что проверяют. Всю деятельность компании за период проверки. Изучают те же документы и обстоятельства, но в итоге сотрудники УФНС могут прийти к другим выводам, чем первые проверяющие.

«Как себя вести на выездной проверке: правила выживания в экстремальной ситуации»

  1. Налогоплательщик сдал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога

Сюда же относят случаи, когда в декларации увеличена сумма убытка, т.к. это влияет на размер налога будущего периода (письмо ФНС от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@).

Кто проверяет. В этом случае проверочные мероприятия будет проводить та же инспекция, что и в первый раз. Причем даже в том случае, если компания относится уже к другой инспекции.

Какой период. Проверять будут только тот период, за который сдана уточненная декларация.

Что проверяют. Только тот налог, по которому сдали «уточненку», и только связанные с корректировками данные.

Например, если организация заявила о новых расходах по налогу, то проверить могут только расходы по этому налогу. Другие налоги и обстоятельства налоговики перепроверять не вправе.

Даже если они это сделают и найдут нарушения, которые не обнаружили в первый раз, никаких санкций по ним предъявить не смогут.

Если налоговая проверка в компании уже прошла, в течение трех лет проверить организацию могут еще раз. Поэтому нет смысла вступать в сговор с местной инспекцией, ведь вышестоящий орган может отменить ее решение и наложить санкции. Лучше с самого начала вести налоговый учет так, чтобы не привлекать к компании повышенный интерес со стороны ИФНС.

В рамках этой услуги риск назначения выездной проверки и, тем более, повторной выездной ревизии, стремится к нулю.

Мы знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять, поэтому осознанно и с пониманием возможных рисков ведем налоговый учет и формируем отчетность. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, , там, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.

В процессе ведения учета специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика. В зоне налогового учета лежат основные риски для клиента, поэтому налоговому учету и отчетности мы уделяем первостепенное внимание.

Сам факт, что компания сдала уточненный отчет, еще не означает, что будет выездная проверка. Налоговики могут ограничиться и камеральной.

При реорганизации или ликвидации компании тоже могут назначить проверку, не оглядываясь на то, когда была предыдущая.

Ограничения по периоду проверки

Повторно проверить могут только три года, предшествующие году, в котором вынесли решение о повторной проверке. То есть, если компанию уже проверили за 2014-2016 годы в 2017 году, то, приняв решение о повторной проверке в 2018 году, налоговое Управление сможет проверить только 2015 и 2016 годы.

Если проверку хотят провести в связи со сдачей уточненной декларации, то срок давности в три года не действует. По этому поводу есть противоречия и неоднозначная трактовка Налогового кодекса.

Так, в пункте 10 статьи 89 НК РФ говорится об ограничении в три года для повторных проверок, а в пункте 4 той же статьи сказано, что проверяется тот период, за который представлена уточненная декларация. Но в пункте 4 речь идет о первичных налоговых проверках, а не о повторных.

Судебная практика в этом вопросе на стороне налоговиков. В Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Верховный суд обозначил, что ограничение глубины повторной выездной проверки не действует, если организация корректирует старую отчетность, т.к. в сроках подачи уточненных деклараций компании не ограничены – они вправе сдавать их и за период более трех лет (статья 89 Налогового кодекса).

В то же время, это не значит, что такую проверку можно назначить когда угодно, сколько бы времени ни прошло с момента сдачи уточненного отчета. Суд считает, что должны быть соблюдены разумные сроки. В частности, в упомянутом Определении суд счел, что 1 год и 10 месяцев, которые прошли после сдачи «уточненки» – слишком большой срок для того, чтобы принимать решение о повторной проверке.

Совет от 1С-WiseAdvice

Прежде чем сдавать «уточненку», нужно подумать, можно ли обойтись без этого, потому что последствием подобного пересмотра налоговых обязательств может стать повторная выездная проверка.

Каждый раз перед тем как готовить уточненную декларацию, эксперты 1С-WiseAdvice прилагают все усилия, чтобы правомерно внести изменения в отчетность клиента другими способами, например, в текущем периоде.

Какие могут быть последствия по результатам повторной проверки

При повторной ревизии инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки и начислят пени.

А вот штраф по результатам повторной проверки выписать могут только в одном случае – если будет обнаружено, что при первой проверке нарушение не выявили, потому что налогоплательщик вступил в сговор с сотрудником налоговой инспекции. Во всех остальных случаях штрафовать налогоплательщика нельзя.

«Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается»

Если результаты первой выездной проверки были оспорены в суде

Если компания оспорила решение по первой проверке, это не мешает вышестоящему налоговому органу проверить ее еще раз. А вот могут ли по результатам этой проверки, несмотря на решение суда, сделать доначисления, – зависит от конкретной ситуации:

  1. Суд исследовал доказательства и доводы налоговиков, после чего пришел к выводу, что налогоплательщик не виноват и отменил решение налогового органа. В этой ситуации повторная проверка не может переоценивать выводы суда, иначе это нарушает права налогоплательщика. Доначислить налоги смогут только в том случае, если найдут новые нарушения, которые в суде не оспаривались.
  2. Суд не давал оценку доказательствам, на основании которых налоговики выносили решение, а отменил его только из-за процессуальных нарушений. Например, если компанию не ознакомили с результатами проверки. В этом случае доначисления при повторной проверке могут быть признаны законными.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/povtornaya-vyezdnaya-nalogovaya-proverka/

Частые ошибки налогоплательщика при выездной налоговой проверке — Audit-it.ru

Законны ли частые выездные проверки налоговой?

Диана Асатурян, юрист ООО «Первая ростовская налоговая консультация»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», май 2019 г.

Грамотные действия налогоплательщиков, попавших под проверку, помогут значительно снизить сумму «доначислений», которая уже, хоть и неформально, но точно была намечена налоговым органом.

О правилах поведения налогоплательщика при выездной налоговой проверке уже можно выпускать сборник, подобный «ПДД». Остановимся на ошибках налогоплательщиков, которые повседневно встречаются на практике.

Ошибка № 1. Отвечать по требованию

К сожалению, в первую очередь, налогоплательщикам, находящимся в проверке, необходимо напоминать о том, что любое требование налогового органа должно быть оформлено письменно (пп. 1, 2 ст. 93 НК РФ). Неоформленное надлежащим образом требование не имеет юридической силы, исполнению не подлежит и не подкреплено мерами ответственности.

Но, как правило, за долгий период времени тесного общения с налоговыми инспекторами в проверке, налогоплательщики сами выходят за рамки и лояльно выполняют «просьбы» инспекторов, высказанные в телефонном режиме. Налогоплательщику кажется выполнение такой просьбы вполне приемлемо и безопасно.

А впоследствии документы или информация, которые не должны были попасть к налоговой инспекции, обязательно находят отражение в акте проверки.

Получив требование, оформленное надлежащим образом, не спешите его выполнять. Прежде всего необходимо убедиться в его законности.

Встречаются ситуации, когда требование перенесено на бумагу, заверено подписью руководителя, печатью, однако не соответствует законодательству. Например, нормы, на которые ссылается инспектор, взаимоисключают друг друга.

Поэтому, прежде чем выполнять требование налогового органа, настоятельно рекомендуем проверить его законность.

Ошибка № 2. Отдавать все или ничего

Выездная налоговая проверка – это не только проверка вашей отчетности и других документов, но и проверка стрессоустойчивости сотрудников организации. Бухгалтеру особенно сложно сохранять спокойствие, когда налоговый орган на протяжении нескольких месяцев тщательно изучает каждый документы, изготовленные бухгалтерией.

В такие моменты бухгалтер либо готов отдать все что есть, чтобы налоговые органы перестали беспокоить его каждый день, либо наоборот, упирается и отказывается представлять вообще какие-либо документы. Обе линии поведения могут сыграть против налогоплательщика, поэтому так делать не рекомендуется.

Вручая всю документацию налоговому инспектору, бухгалтер рискует помочь инспектору найти слабые места организации. Такая ошибка всегда имеет весомые негативные последствия, так как у налогового органа оказывается та информация, которая быть не должна.

А отказываясь предоставить что-либо, надо быть готовым на стадии оспаривания услышать формулировку: «Налогоплательщик отказался представить те документы, на которых основывает свои доводы». И эти доводы будут несостоятельными.

Поэтому прежде чем вручить какие-либо документы инспектору, тщательно обдумайте список документов, проверьте и отфильтруйте. И не забудьте про опись передаваемых документов.

Ошибка № 3. Уступать место

Выделять инспектору для проверки свое рабочее место – большая ошибка. Особенно то рабочее место, где у вас хранятся базы, логины, пароли и прочие важные документы.

Будьте уверены, инспектор обязательно заглянет во все доступные ему файлы.

Поэтому сотрудникам инспекции должны быть выделены отдельные рабочие места, где будет доступ только к той отчетности, которая относится к проверяемому периоду.

Ошибка № 4. Оставлять без внимания

Оставляя инспектора наедине с вашими документами, будьте готовы увидеть в акте отражение тех документов, которые вы не давали.

Любые действия налогового органа на вашей территории должны контролироваться проинструктированными сотрудниками вашей организации, чтоб инспектор, в целях собрать побольше, не ухватил лишнего.

Находясь с инспектором, не отвечайте на вопросы, выходящие за рамки проверки и делового общения.

Ошибка № 5. Знакомить со всеми

Если в вашей организации работает много людей, назначьте ответственное лицо, которое будет сопровождать и контролировать ход проверки, а также контактировать с сотрудниками налоговых органов.

Это должен быть тот, кто в курсе всей внутренней «кухни», может ответить на вопросы проверяющих и подготовить к общению с инспектором других сотрудников. На эту роль подойдет руководитель, главный бухгалтер, финансовый директор, а еще лучше налоговый консультант.

Даже если налогового консультанта в штате нет, не стоит терять время и дожидаться окончания проверки. Самым правильным и эффективным решением будет обратиться к консультанту по налогам и сборам, когда проверка только началась.

Помните, что позволять всем сотрудникам контактировать с проверяющими опасно. Лучше ограничить круг людей, общающихся с инспекторами.

Наивно полагать, что все ваши сотрудники знают, как общаться с налоговым инспектором. Предварительный и подробный инструктаж всех работников обеспечит плательщику большую защиту.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/986629.html

Выездные налоговые проверки: когда и к кому приходят? Ответы taxCOACH®

Законны ли частые выездные проверки налоговой?

Собственники Среднего бизнеса часто обращаются к нам с вопросом: правда ли, что налоговые проверки проводятся раз в три года? Или с другим животрепещущим вопросом: стоит ли бояться выездной налоговой проверки (ВНП) и как от нее защититься? По просьбе одного из СМИ консультант по организационному и налоговому проектированию Центра taxCOACH®  рассказал о том, при каких нарушениях компания рискует попасть в план выездных налоговых проверок и какую тактику использовать при ВНП. 

1. Чем руководствуется налоговая инспекция при проведении плановой налоговой проверки?

Налоговым кодексом.глава 14 Все внутренние регламенты налоговых органов относительно проверок строго подчинены указанным нормам, и по сути не содержат ничего нового, а лишь дают в их рамках отдельные разъяснения, конкретизируют и утверждают порядок действий инспекторов при проведении мероприятий налогового контроля. В этой части нет никаких секретов.

Что касается регламентации налогового планирования для определения целесообразности назначения выездных налоговых проверок в отношении тех или иных налогоплательщиков, то она определяется внутренними приказами ФНС.

Эти данные остаются закрытыми для налогоплательщиков, хотя в свое время была официально опубликована небезызвестная и в целом до сих пор актуальная «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом ФНС от 30 мая 2007г.

 № ММ-3-06/333@, предусматривающая отдельные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

2. Чем отличается плановая выездная проверка от внеплановой?

Только тем, что для проведения внеплановой проверки Инспекции не требовалось ее предварительное утверждение в вышестоящей инстанции, в остальном по своему содержанию ничем не отличалась от проверок плановых и регламентировалась теми же нормами налогового законодательства.

Такое разграничение было принято в свое время внутри налоговых органов условно, лишь с целью установления пределов, в рамках которых инспекции могли принимать самостоятельные решения относительно назначения выездных проверок без согласования с вышестоящими органами.

По большому счету, учитывая что планы выездных налоговых проверок представляют собой закрытую информацию, для налогоплательщика оба типа проверок всегда оставались одинаково неожиданными.

Более того, практика проведения внеплановых проверок изжила себя уже к концу 2006г., и сейчас все выездные проверки так или иначе являются плановыми.

Даже в случаях, когда решение о назначении проверки инспекции нужно принять в экстренном порядке (например, при поступлении заявления о ликвидации организации), то оно в любом случае согласуется с вышестоящим налоговым органом с последующей корректировкой текущего квартального плана.

3. Где владелец компании может найти план проверок?

План налоговых проверок является закрытой информацией и нигде не публикуется.

Пожалуй, единственный и самый достоверный признак того, что в отношении Налогоплательщика планируется проведение выездной налоговой  проверки, это выставление его поставщикам товаров (работ, услуг) требований в рамках ст. 93.1 НК РФ. При этом период, за который запрашивается информация и документы по взаимоотношениям с налогоплательщиком в этих требованиях, охватывает три последних года, а не касается каких-то конкретных сделок.

Также не стоит пренебрегать комиссиями по легализации налоговых баз, проводимых Инспекциями. Дело в том, что в рамках таких комиссий налоговики ввели интересную практику.

Выявив, скажем, с десяток «проблемных» контрагентов у налогоплательщика, его приглашают на встречу и показывают только двух с просьбой сдать соответствующую уточненную декларацию по НДС и налогу на прибыль. Если налогоплательщик «поддался», приглашают еще.

Так проверяют налогоплательщика на платежеспособность и податливость к увещеваниям, являющихся для инспектора неоценимыми качествами «налогоплательщика проверяемого»

Если же налогоплательщик по данным анализа его деятельности имеет резервы для повышения уровня уплаченных налогов, но не предпринимает никаких действий (не представляет уточненную отчетность, не соглашается повысить налоги), то комиссией принимается решение о проведении мероприятий налогового контроля. В частности, о проведении выездной проверки, если предполагаемые нарушения покрывают минимально установленный размер доначислений (свыше 2 млн рублей).

4. Каким образом и за сколько дней собственника компании оповещают о предстоящей выездной налоговой проверке? Какой документ приходит?

Выездная проверка начинается в день вынесения налоговым органом решения о ее проведении независимо от его вручения налогоплательщику.

Данное Решение содержит следующую информацию:

  • полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. налогоплательщика;
  • налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке;
  • периоды, за которые она проводится;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение.

Решение принимает налоговый орган, в котором проверяемое лицо состоит на налоговом учете. 

Сроков для вручения решения о начале проведения проверки нет. Но отказываться от подписи этого документа нет никакого смысла, так как иначе вам направят его по почте и на шестой день оно будет считаться полученным.

Если решение на проверку вынесено, то ее проведут в любом случае.

«Прятаться» от налогового органа смысла нет, тем самым только настроите инспекторов против себя, кроме того к проверке для сговорчивости налогоплательщика могут быть привлечены сотрудники полиции.

5. Где и как проводится выездная налоговая проверка?

Выездная налоговая проверка (ВНП), уже исходя из своего названия, предполагает, что проводиться она будет на территории налогоплательщика.

Хотя на практике Инспектора относительно немного времени проводят у налогоплательщика, как правило только при необходимости первичного сбора информации и ознакомления с оригиналами документов, для проведения осмотров территории.

Значительная часть работы проводится в инспекции уже по заверенным копиям документов, запрашиваемых отдельными требованиями в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.

Выездная налоговая проверка полностью проводится на территории Инспекции, только если налогоплательщик сам письменно попросил об этом в связи с отсутствием возможности предоставить помещения для этих целей и изъявив готовность предоставить все необходимые для проверки документы в инспекцию, а также если уполномоченные представители налогоплательщика избегают контакта с проверяющими инспекторами или их нахождение неизвестно. В последнем случае составляется акт об отказе или уклонении налогоплательщика от получения решения о проверке и требований инспекции о предоставлении документов, определение налоговых обязательств проверяемого производится расчетным путем исходя из имеющейся в налоговом органе информации и полученной из прочих источников, что чревато еще более значительными доначислениями.

Лучше всего выделите помещение для инспекторов, объясните им правила нахождения на своей территории, при этом не так, что эти правила распространяются исключительно на проверяющих, а касаются в целом всех сотрудников и гостей предприятия. В таком ключе можете даже уведомить, что на территории ведется видеонаблюдение, и это будет воспринято Инспекторами нормально.

Также очень важно выделить специального человека, который будет общаться с налоговыми инспекторами и знает, как это делать, предоставлять им оперативно документы и информацию. Это позволит избежать утечки лишней информации, у налогоплательщика появляется возможность следить за ходом проверки, если у проверяющих возникают вопросы, помогать им находить те ответы, которые вам выгодны.

Нужно понимать, что выходя на проверку инспектора уже располагают информацией о налоговых правонарушениях, которые по их мнению обеспечат им определенную сумму доначислений (свыше 2 млн руб.), иначе проверку бы не назначили. Это, как правило, данные по ряду «проблемных» поставщиков налогоплательщика, по которым можно отказать в тех же вычетах по НДС. При этом вышестоящие налоговые органы требуют от Инспекций не только доначисления запланированных сумм, но и всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а учитывая ограниченные сроки проверки, а также значительную загрузку инспекторов (на одного в среднем приходится по три проверки в квартал), последние, увидев, что налогоплательщик идет им на встречу, часто просят предоставить им уже готовый анализ и особо его не перепроверяют. Т.е. наладив контакт с проверяющими, можно как минимум добиться того, что представители ФНС ограничатся только теми нарушениями, которые они выявили в ходе предпроверочного анализа.

6. Указывается ли при оповещении о проверке список документов, которые необходимо предоставить? Имеет ли право проверяющая инстанция при проверке запрашивать те документы, которые не были указаны при оповещении о проверке?

Вместе с решением на проверку налогоплательщику вручается требование в рамках ст. 93 НК РФ, содержащее общий и крайне большой список документов, который необходимо предоставить. Но не стоит паниковать, это не значит, что в течении 10 дней налогоплательщик должен подготовить копии всех документов и передать их проверяющим. Это требование носит скорее декларативный характер и уведомляет налогоплательщика, что он должен быть готов по первому требованию проверяющих предоставить интересующие их документы, причем зачастую будет достаточно предоставить к ознакомлению оригиналы документов в месте проведения проверки без изготовления их копий или изъятия. Лишняя «макулатура» Инспекции не нужна, проверяющие сами по ходу проверки скажут, копии каких документов нужно будет сделать. Для этих целей они выставляют отдельные требования, только уже в рамках ст. 93.1 НК РФ, касательно конкретных сделок. Вот их необходимо исполнять в четком соответствии с требованиями. Лучше всего в самом начале проверки оговорить с проверяющими график и очередность, по которому будут предоставляться документы. Если с инспекторами удается наладить хорошие рабочие отношения, то, порой, они даже идут на встречу бухгалтерам, и стараются «не дергать» их лишний раз, например, в период сдачи отчетности.

7. Спустя какой период после открытия организации проходит первая плановая проверка? Частота плановых налоговых проверок

То, что налоговые проверки проводятся регулярно каждые три года, – это старый миф. Инспекции за год охватывают выездными проверками в среднем не более 1% стоящих у них на учете налогоплательщиков. Если взять город Екатеринбург, то в план проверок попадают в основном организации с доходом свыше 300 млн руб., в отношении которых в ходе предпроверочного анализа были установлены достаточные признаки налоговых правонарушений, предполагающих результативную проверку (с доначислениями свыше 2 млн руб.). С регулярностью в два года обязательно проверяют только налогоплательщиков, включенных в список крупнейших. С момента открытия организации до первой выездной проверки, как правило, проходит минимум три года, поскольку именно такой период можно охватить проверкой. Но если Инспекция выявит налоговые правонарушения на большую сумму по истечении всего 1 года, то она может и не ждать так долго. Отмечу еще одну тенденцию: если по результатам выездной проверки удалось доначислить значительную сумму налоговых платежей, при этом проверяемый налогоплательщик не оспаривал результатов проверки и добросовестно все оплатил, то такого налогоплательщика, скорее всего, возьмут на заметку, чтобы по истечении двух-трех лет «навестить» его снова. Собственно, за счет именно таких несчастных налогоплательщиков еще сохраняется озвученный миф, при том, что большинство налогоплательщиков может вообще не столкнуться с выездной проверкой на протяжении многих лет.

8. Какие самые частые налоговые нарушения можно встретить на предприятиях?

Основным критерием риска включения в план проверок на данный момент остается большая степень вовлеченности в деятельность организации так называемых «фирм-однодневок». Соответственно, самое распространенное нарушение (в 90% всех выездных проверок) – это неправомерное применение вычетов по НДС по сделкам с «проблемными контрагентами».

9. Что не вправе делать директор во время проверки? Что не вправе делать проверяющие органы во время проверки?

Налоговый кодекс как таковых запретов для налогоплательщиков не содержит. Он предусматривает определенный круг обязанностей, за невыполнение которых налогоплательщик несет ответственность. Причем эта ответственность выражается не только в наложении установленных штрафов и пени, но, как правило, напрямую связана с пересчетом со стороны инспекции налогов в сторону увеличения. Например, налогоплательщик в ходе проверки обязан предоставить по требованию Инспекции документы для подтверждения заявленных им расходов, если он этого не сделает, то Инспекция наложит штраф за неисполнение ее требования, а также не учтет эти расходы в уменьшении налоговой базы по прибыли и откажет в соответствующих вычетах по НДС.

Что касается вопроса объема полномочий налоговых органов при проведении налоговых проверок, то они могут проводить только те мероприятия, которые предусмотрены Налоговым кодексом, в строго установленном порядке.ст.

90 – 98 НК РФ При этом нужно иметь ввиду, что нарушение инспекцией порядка проведения проверки и (или) оформления результатов проверки будут учтены при обжаловании решения Инспекции, только если налогоплательщик докажет, что они напрямую ограничили его в правах.

Источник: https://www.taxcoach.ru/news/Vyezdnye_nalogovye_proverki-_kogda_i_k_komu_prihodyat-_Otvety_taxCOACH/

Налоговые проверки в Украине: как подготовиться предприятию в 2020 году

Законны ли частые выездные проверки налоговой?

Как известно, приходить на отечественное предприятие с проверками могут представители десятков контролирующих органов. Однако проверки налоговой службы являются, пожалуй, наиболее опасными.

Причина – широчайшие полномочия проверяющих, наличие многочисленного и хорошо обученного штата, значительные размеры штрафов, которые могут быть применены по результатам проверки.

Основным документом, которым руководствуются сотрудники налоговой службы при проверках, является закон Украины “О государственной налоговой службе в Украине” (в редакции от 24.12.1993 № 3813-XII, с изменениями и дополнениями).

Проверки могут быть как выездными, так и камеральными (документальными).

В первом случае представители налоговой службы приходят непосредственно на ваше предприятие, во втором – предоставленные вами налоговые декларации, а также другие документы, касающиеся уплаты налогов, проверяются непосредственно в помещении налоговой инспекции, без выезда “на место”. Общаться с налоговиками вам придется в основном в ходе выездной проверки, причем от того, насколько правильно будет построено это общение, в немалой степени будет зависеть конечный результат.

Другие виды проверок бизнеса:

В свою очередь, выездные проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановая выездная проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по его местонахождению.

Продолжительность плановой выездной проверки не должна превышать 20 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства – 10 дней. Однако проверка может быть продлена: в общем случае на 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – на 5 рабочих дней.

Плановые выездные проверки проводятся по письменному решению руководителя ГНИ не чаще одного раза в год. При этом запрещено проводить плановые выездные проверки по отдельным видам налогов.

За отведенное время налоговики должны проверить все налоговые вопросы – если они упустят что-либо, прийти повторно на плановую проверку они не имеют права. Что касается внеплановой проверки, то ее продолжительность не должна превышать 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – 5 рабочих дней.

Отметим, что о плановой проверке проверяемое предприятие всегда знает заблаговременно. Не позднее, чем за десять календарных дней до дня проведения проверки, проверяемому должно быть послано письменное уведомление с указанием даты ее проведения. Лишь в случае соблюдения этой нормы проверка является законной.

Неуведомление о дате начала проверки является основанием для недопуска проверяющих на проверку. Зная это, налоговая служба, как правило, строго придерживается этой нормы.
Конечно, десять дней – достаточно короткий срок. Многие руководители хотели бы знать о проверке намного раньше.

Следует учесть, что составление плана проведения проверок – процедура достаточно сложная, с ней связано достаточно много сотрудников налогового ведомства, как в отделах районной налоговой инспекции (которая готовит первичные материалы для составления плана проверок), так и в Главной налоговой администрации, где этот документ утверждается.

Если у вас найдутся знакомые в какой-либо из инстанций, возможно, вы и сможете узнать о приближающейся проверке за несколько месяцев (естественно, о законности подобного получения информации речи не идет). Узнать заблаговременно о внеплановой проверке намного сложней. На то она и называется внеплановой, что решение о ее проведении может быть достаточно непредсказуемым.

https://www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

Но даже если “своих” людей в налоговой инспекции нет, существует ряд косвенных признаков, по которым можно прогнозировать, стоит ли ждать проверку в ближайшее время.

Например, шансы на проведение проверки значительно повышаются, если с момента последней проверки вашего предприятия прошло больше года, налоговые декларации содержат отрицательные объекты налогообложения, идет проверка ваших деловых партнеров (возможна встречная проверка), вы обжалуете результаты предыдущей проверки (возможна повторная проверка).

Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод – время на подготовку к проверке есть почти всегда. Чем и нужно пользоваться. Что же можно сделать? Ниже приведен ряд советов, сделанных автором на основании опыта, полученного во время работы бухгалтером и аудитором.

Бухгалтер – наиболее осведомленное лицо о налоговой ситуации на вашем предприятии. Почти у каждого бухгалтера всегда есть вопросы, в которых он сомневается, отдельные “недоработки” и т.п. Поговорите с ним, выясните, по каким вопросам наиболее вероятно нахождение ошибок в ходе проверок, определите, какие меры или средства необходимы бухгалтеру для устранения таких сомнительных моментов.

Результат проведения проверки почти полностью базируется на анализе проверяющими ваших документов, связанных с уплатой налогов. Следует помнить, что налоговики имеют право на проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов. Если ваш учет ведется на компьютере, от вас скорее всего потребуют распечатки всех учетных данных на бумажных носителях.

Помните, что если какого-либо подтверждающего документа вы предоставить не можете, это сразу же станет основанием для соответствующих записей в готовящемся акте, на основании которых вам могут начислить дополнительные налоговые обязательства, “снять” налоговый кредит или валовые расходы и т.д. Результат этого всегда один: начисление штрафов и пени.

Кроме того, сотрудники налоговой службы вправе потребовать от вас и проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств и расчетов.

Если какого либо объекта на месте не окажется (например, дорогой ноутбук был взят сотрудником на время отпуска домой), это может стать причиной непризнания налогового кредита по НДС и суммы амортизационных отчислений, что опять таки приведет к финансовым санкциям.

Чтобы упредить действия проверяющих и исключить получение подобных неприятных сюрпризов, лучше провести инвентаризацию до начала проверки. Ведь практически любой подтверждающий документ можно восстановить, сделав новую копию, обратившись к поставщикам, контролирующим органам и т.д. При этом следует сосредоточится на таких основных направлениях:

  • проверка наличия всех подтверждающих документов;
  • отбор и подготовка копий всевозможных первичных документов, ведомостей, отчетов, так или иначе связанных с начислением и уплатой налогов (документы лучше распределить по отдельным папкам);
  • инвентаризация, основных средств, товарных остатков, прочих ТМЦ (фактические данные должны в точности совпасть с данными бухгалтерского учета и, главное, предоставленной в ГНИ, налоговой отчетности).

Как показывает практика, такая инвентаризация не бывает лишней, даже если руководитель уверен, что все на месте. Вероятнее всего, без выявления недостатков не обойдется.

Все сотрудники предприятия должны знать о предстоящей проверке и понимать, как следует действовать в тех или иных обстоятельствах.

Следует составить краткие инструкции для персонала предприятия, которые гипотетически могут столкнуться с проверяющими (секретарь, охранник, бухгалтер, продавец и т.д.).

Объясните им, что общаться с налоговиками могут лишь главный бухгалтер и директор! Другие сотрудники не должны вести разговоров с проверяющими, давать какие-то разъяснения, предоставлять документы и информацию без разрешения руководителя.

Охрана и секретарь должны знать, что в случае прихода проверяющих они должны вежливо попросить предъявить удостоверение, записать его номер, ФИО и должность проверяющего для последующего доклада руководителю.

Еще лучше сделать ксерокопию указанных документов.

Сотрудники охраны и секретарь должны знать основания для допуска проверяющих на проверку (наличие удостоверение на проверку и служебное удостоверение всех проверяющих указанных в удостоверении на проверку).

Желательно также, чтобы охрана фиксировала под роспись время прихода и ухода проверяющих. Ведь время для проверки у налоговиков ограниченно, и нередко ссылаясь на недостаток времени, они ходатайствуют перед руководством о продлении сроков.

Если же вы будете располагать данными о том, что проверяющие находились на объекте проверки неполный рабочий день, то есть приходили на проверку позже и раньше уходили, у вас будут основания ставить перед руководителем проверки вопрос о необоснованности продления сроков проведения проверки.

Проводить проверку или нет, решать, конечно, руководителю. Однако подумать над такой возможностью безусловно стоит. Практика, показывает, что подобная проверка бывает чрезвычайно полезной.

Как правило, зная о предстоящей проверке, аудиторы работают на предприятии особенно тщательно.

Кроме того, даже после окончания аудита, вы или ваш бухгалтер будете иметь возможность оперативно позвонить аудиторам в ходе проверки, и получить своеобразную консультационную поддержку.

Естественно, профессиональные качества аудиторов не должны вызывать сомнения. Ведь не исключено, что они просто могут перестраховываться, и под их влиянием может занервничать и ваш бухгалтер, что приведет, например, к неоправданному завышению налоговых обязательств.

Если вы узнали о проверке за десять дней, вероятность, что вам удастся привлечь на проверку действительно сильных специалистов, ниже.

Как правило, у аудиторов достаточно “плотный” график, поэтому не исключено, что не желая терять клиента, к вам пришлют тех сотрудников, которых можно “снять” с других участков.

В случае, если ваше предприятие велико, оставшихся до налоговой проверки дней может просто не хватить для проведения аудита. Ну и в любом случае будьте готовы, что за срочность придется платить дополнительно, даже если вам никто об этом прямо не скажет.

Результаты проверки часто бывают непредсказуемыми. Например, в ваш офис может быть вызвана налоговая милиция, проверяющие могут захотеть провести изъятие документов, компьютерной техники, на которой вы храните данные, по результатам проверки возбудят уголовное дело и т.д.

Поэтому стоит заранее договориться с профессиональным адвокатом о том, что в случае возникновения опасных ситуаций, вы сможете незамедлительно воспользоваться его услугами.

Причем адвокат вам подойдет не любой, а лишь тот, кто владеет тонкостями налогового права, хорошо знает особенности проведения проверок и права проверяющих.

У каждого предприятия есть свои “скелеты в шкафу”, то есть хозяйственные операции и события, о которых проверяющие знать не должны. Позаботьтесь о том, чтобы соответствующая информация была изъята с компьютеров, заархивирована и убрана в надежное место.

Наиболее “проблемные” документы (или просто документы, не относящиеся напрямую к предмету проверки) лучше также положить в сейф, или надежно запирающийся шкаф. Ведь в соответствии с действующим законодательством, принудительно извлечь их оттуда проверяющие могут только в очень ограниченном числе случав. Например, в случае обыска или выемки документов по возбужденному уголовному делу.

Проверяющие могут пойти на это, только если они сопровождаются налоговой милицией. Вскрывать сейфы и шкафы самостоятельно они не имеют права.

Этот совет на случай если такого журнала у вас нет. Ведь отказ сделать запись в этом журнале является основанием для недопуска проверяющих на проверку. Об обязанности проверяющих делать запись в этом журнале, налоговое ведомство напомнило своим подчиненным, в частности в письме от 09.09.2005 № 18041/7/23-1217/1117.

Руководитель предприятия должен понимать, что частое нахождение проверяющих в работающем подразделении (например в бухгалтерии) является крайне нежелательным.

Случайно оброненная фраза, обрывок разговора или увиденный документ может вызвать у проверяющего лишние подозрения, навести на “перспективный” след, ведущий к выявлению действительного или мнимого нарушения.

Кроме того, проверяющие могут просто отвлекать от сотрудников работы, мешать им выполнять свои повседневные обязанности. Поэтому желательно, чтобы проверяющие находились в каком-либо отдельном помещении.

Однако одних их также лучше не оставлять. Лучшим решением будет разместить их в комнате с сотрудником бухгалтерии, в задачу которого на период проверки войдет сопровождение проверяющих и негласный надзор за их деятельностью. Максимального комфорта также не стоит обеспечивать: чем более “спартанские” условия в комнате, тем меньше желания подолгу засиживаться на проверке.

Проверяющие любят вспоминать о праве пользоваться в служебных целях средствами связи, которые принадлежат предприятиям.

При этом часто забывают упомянуть окончание фразы “с разрешения их руководителей”. Нет разрешения – нет и права.

Но, даже давая такое разрешение, помните: вы не обязаны предоставлять проверяющему отдельный телефон с неограниченным доступом. Как говорится, “позвоните и уходите”.

Проверяющие – это тоже обычные люди, со своими достоинствами и недостатками. От личности руководителя проверки напрямую зависит ход проведения проверки, вероятность различных сюрпризов, размер санкций, которые будут начислены по окончанию проверки, и т.п. Учитывать личностный фактор нужно и при выработке тактики взаимоотношений с проверяющим.

После проведения инвентаризации, проверки аудитора, разговора с бухгалтером у вас вырисуется более или менее верное представление о том, насколько опасна для вас предстоящая проверка. Оцените вероятность применения штрафов, их размер.

Если, по вашему мнению, вы хорошо подготовились к проверке, каких-либо особых изысков в области взаимоотношений с проверяющими вам выдумывать не надо. Достаточно ограничиться обычными деловыми взаимоотношениями, вежливыми и корректными.

Следует помнить, что хотя избегать общения с проверяющими не следует, особо доверительных разговоров также лучше не вести. Помните: проверять вас – их работа, и вы вовсе не обязаны помогать понять смысл и тонкости вашей деятельности.

Чем дольше они будут разбираться, а чем вообще занимается ваше предприятие – тем лучше для вас. Ведь время проверки идет, и времени, чтобы найти то или иное отклонение в уплате налогов, или просто спорный момент, к которому можно придраться, у проверяющих остается все меньше и меньше.

Что же касается, случаев, когда руководитель решил наладить более “дружеские” взаимоотношения с проверяющими, то здесь у каждого свои методы. Важно помнить, однако, что они как правило находятся на грани законности, или даже за такой гранью. Поэтому устраивая застолья, оказывая услуги и знаки внимания, не перегибайте палку.

Источник: https://www.prostobiz.ua/biznes/gosregulirovanie/stati/nalogovaya_proverka_10_sovetov_kak_podgotovitsya

101Адвокат
Добавить комментарий