Земельный участок ИЖС для инвалида, не имеющего жилья

Особенности предоставления земельных участков семьям, имеющим ребенка-инвалида

Земельный участок ИЖС для инвалида, не имеющего жилья

Особенности предоставления земельных участков семьям, имеющим ребенка-инвалида

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

К числу таких гарантий относятся и положения ч.ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем, ст. 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с п.

1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Учитывая вышеизложенное, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

В силу п. 2 ч. 1 ст.

51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с п.

2 ст. 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее – Правила).

Правилами установлены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет (пункт 2), порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (пункт 3), перечень документов, которые необходимо представить для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (пункт 4).

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 39.

6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 39.

14 ЗК РФ в случае, если в соответствии с данным Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель. Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

Предоставление земельного участка на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» зависит от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, данная норма не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение земельным участком с их материальным положением.

Помощник прокурора города Челябинска

юрист 1 класса   Нигматулина Альбина Дамировна

Источник: https://cheladmin.ru/ru/oficialnaya-informaciya/prokuror-goroda-chelyabinska-razyasnyaet/osobennosti-predostavleniya-zemelnyh-uchastkov

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Земельный участок ИЖС для инвалида, не имеющего жилья

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2014 г. N 89-КГ13-10

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Гетман Е.С., Асташова С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Заводоуковского межрайонного прокурора Тюменской области в интересах Бришина А.В.

к администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области о возложении обязанности по предоставлению земельного участка по кассационной жалобе администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 21 января 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 3 апреля 2013 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В., выслушав представителя администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области Тютюник А.В., поддержавшую доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Заводоуковский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Бришина А.В. с названным иском к администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области, указав, что на поданное ответчику Бришиным А.В. как инвалидом 18 апреля 2012 г. заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства был получен отказ, который является незаконным.

Решением Заводоуковского районного суда Тюменской области от 21 января 2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 3 апреля 2013 г., иск удовлетворен.

На администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области возложена обязанность предоставить Бришину А.В. в аренду сроком на 3 года земельный участок в г. Заводоуковске, Тюменской области, площадью 1500 м2, для индивидуального жилищного строительства.

Определен размер арендной платы в соответствии с решением Думы Заводоуковского городского округа “Об установлении арендной платы за землю в Заводоуковском городском округе” N 159 от 14 ноября 2007 г.

На администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области возложена обязанность заключить с Бришиным А.В. договор аренды земельного участка в двухнедельный срок после предоставления кадастровой карты (плана) или кадастрового паспорта данного земельного участка.

Администрацией Заводоуковского городского округа Тюменской области подана кассационная жалоба, в которой поставлен вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся судебных постановлений.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В. от 17 февраля 2014 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия находит, что имеются основания, предусмотренные ст. 387 ГПК Российской Федерации, для отмены состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке.

В соответствии со ст.

387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бришин А.В. является инвалидом 2 группы (л.д. 7).

Администрацией Заводоуковского городского округа Тюменской области в ответ на обращение Бришина А.В. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства было направлено 11 мая 2012 г.

письмо, в котором отказано в предоставлении земельного участка, поскольку Бришиным А.В.

не приложены документы, свидетельствующие о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет.

Аналогичный ответ ответчиком 19 октября 2012 г. был дан на представление прокурора Заводоуковской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений закона (л.д. 8 – 15).

Разрешая спор, суд исходил из того, что Бришин А.В. является инвалидом второй группы, а потому он в соответствии со ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” имеет право на предоставление ему в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона (публичных торгов).

Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции, оставив его без изменения.

Между тем, с такими выводами суда первой и апелляционной инстанций согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства закреплено ч. 14 ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.

Однако указанная норма не подкреплена законодательным установлением порядка предоставления земельных участков для указанных целей.

Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г.

N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, однако судом вопрос о нуждаемости Бришнина А.В. в предоставлении земельного участка не исследовался, то есть в нарушение требований ст. 196, 198 ГПК Российской Федерации судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Кроме того, суд не учел, что в соответствии с подпунктом “в” п. 1 решения Думы Заводоуковского района от 3 июня 2003 г. N 133 “О предельных нормативах предоставления земельных участков на территории Заводоуковского района” для ведения индивидуального жилищного строительства в г.

Заводоуковске предоставляются земельные участки размерами: максимальный – 0,16 га, минимальный – 0,06 га. Принимая решение, суд в нарушение положений ст. 198 ГПК Российской Федерации, не обосновал, по какой причине на администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области возлагается обязанность предоставить Бришину А.

В. земельный участок размером именно 1 500 м2.

Допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 21 января 2013 г.

и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 3 апреля 2013 г.

нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 21 января 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 3 апреля 2013 г.

отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Возврат к списку

Источник: http://www.prokhmao.ru/legal-advice/mo-help/4/41868/

Информация о льготах при предоставлении земельных участков – Предоставление земельных участков – Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (КУГИ КО)

Земельный участок ИЖС для инвалида, не имеющего жилья

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кемеровской области или муниципальной собственности, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются помимо случаев, предусмотренных пунктами 1 – 6, 8 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в собственность бесплатно в следующих случаях:

1.Земельные участки предоставляются из земель населенных пунктов:

1) для приобретения прав на земельные участки, на которых расположены объекты индивидуального жилищного строительства:

гражданам, удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющимся полными кавалерами ордена Славы, удостоенным звания Героя Социалистического Труда, а также полным кавалерам ордена Трудовой Славы;

гражданам, удостоенным звания Героя Кузбасса, звания “Почетный гражданин Кемеровской области”;

ветеранам Великой Отечественной войны;

ветеранам боевых действий;

членам семей военнослужащих, погибших (умерших, пропавших без вести) при исполнении обязанностей военной службы. Под членами семей в настоящем абзаце понимаются не вступившие в новый брак вдовы (вдовцы), родители (усыновители), дети указанных военнослужащих;

членам семей граждан, погибших (умерших, пропавших без вести) при исполнении обязанностей военной службы в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР. Под членами семьи в настоящем абзаце понимаются не вступившие в новый брак вдовы (вдовцы), родители (усыновители), дети указанных граждан;

ветеранам труда;

реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;

бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;

гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений или иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

инвалидам I, II, III групп;

членам семей, имеющих в своем составе ребенка-инвалида. Под членами семьи в настоящем абзаце понимаются совместно проживающие родители (усыновители), их дети, в том числе дети-инвалиды;

гражданам в течение трех лет с даты окончания ими профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, постоянно проживающим и работающим в сельской местности. Датой окончания образовательной организации является дата выдачи документа об образовании и (или) о квалификации;

гражданам, лишившимся жилья в результате стихийных бедствий, разрушений или пожаров;

работникам зарегистрированных на территории Кемеровской области государственных и муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры и искусства, социального обеспечения (за исключением руководителей учреждений) в случае работы в данных учреждениях в совокупности не менее 3 лет;

участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, переселяющимся совместно с ними на постоянное место жительства в Кемеровскую область.

В соответствии с настоящим Законом к ним относятся граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом и перечисленные в подпунктах “б” и “в” пункта 6 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012 N 1289 “О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом” (далее – участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей);

гражданам, переселяемым из жилых домов, находящихся на подработанных территориях угольных месторождений, в случае их отказа от социальной выплаты, предусмотренной действующим законодательством;

гражданам, переселяемым из жилых домов, находящихся на территориях, в отношении которых органами местного самоуправления принято решение о развитии застроенных территорий, взамен земельного участка, на котором расположен жилой дом;

2) для целей индивидуального жилищного строительства:

гражданам, указанным в абзацах втором – пятнадцатом, семнадцатом подпункта 1 пункта ;

гражданам, уволенным в связи с сокращением численности или штата сотрудников в результате реформирования системы органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2009 N 1468 “О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации”.

3.Земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения:

1) при организации крестьянского (фермерского) хозяйства впервые:

гражданам в течение десяти лет с момента окончания ими профессиональной образовательной организации или образовательной организации по сельскохозяйственной специальности, постоянно проживающим и работающим в данной сельской местности;

гражданам, уволенным вследствие мероприятий по сокращению, ликвидации предприятий металлургического производства, угледобывающего комплекса либо вышедшим на пенсию по достижении пенсионного возраста, выслуге лет с этих предприятий;

в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов – лицам из числа коренных малочисленных народов, а также лицам, постоянно проживающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и ведущим традиционный образ жизни и традиционные формы хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, переселяющимся в Кемеровскую область на постоянное место жительства;

2) для садоводства, огородничества, дачного строительства, личногоподсобного хозяйства:

членам созданного не ранее 1 января 2011 года садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан с количеством не менее 500 участников;

гражданам, указанным в абзацах втором – семнадцатом подпункта 1 пункта 2 настоящей статьи;

гражданам, указанным в подпункте 1 пункта 3 настоящей статьи.

Земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, входящим в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки “Образование и педагогика”, “Здравоохранение”, “Сельское и рыбное хозяйство”, “Гуманитарные науки”, “Культура и искусство”, “Химическая и биотехнологии” в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию специальностей по образованию в следующих муниципальных образованиях:

Муниципальные районы:

1) Ижморский муниципальный район;

2) Кемеровский муниципальный район;

3) Крапивинский муниципальный район;

4) Тисульский муниципальный район;

5) Топкинский муниципальный район;

6) Тяжинский муниципальный район;

7) Чебулинский муниципальный район;

8) Юргинский муниципальный район;

9) Яйский муниципальный район;

10) Яшкинский муниципальный район.

Городские поселения:

1) в Таштагольском муниципальном районе:

Казское городское поселение;

Мундыбашское городское поселение;

Спасское городское поселение;

Таштагольское городское поселение;

Темиртауское городское поселение;

Шерегешское городское поселение;

2) в Промышленновском муниципальном районе:

Промышленновское городское поселение.

Сельские поселения:

1) в Гурьевском муниципальном районе:

Горскинское сельское поселение;

Малосалаирское сельское поселение;

Новопестеревское сельское поселение;

Сосновское сельское поселение;

Ур-Бедаревское сельское поселение;

Урское сельское поселение;

2) в Мариинском муниципальном районе:

Благовещенское сельское поселение;

Белогородское сельское поселение;

Большеантибесское сельское поселение;

Калининское сельское поселение;

Кийское сельское поселение;

Красноорловское сельское поселение;

Лебяжье сельское поселение;

Малопесчанское сельское поселение;

Николаевское сельское поселение;

Первомайское сельское поселение;

Сусловское сельское поселение;

Таежно-Михайловское сельское поселение;

3) в Новокузнецком муниципальном районе:

Загорское сельское поселение;

Красулинское сельское поселение;

Кузедеевское сельское поселение;

Сосновское сельское поселение;

Терсинское сельское поселение;

Центральное сельское поселение;

4) в Промышленновском муниципальном районе:

Вагановское сельское поселение;

Калинкинское сельское поселение;

Лебедевское сельское поселение;

Окуневское сельское поселение;

Падунское сельское поселение;

Плотниковское сельское поселение;

Пушкинское сельское поселение;

Тарабаринское сельское поселение;

Тарасовское сельское поселение;

Титовское сельское поселение;

5) в Таштагольском муниципальном районе;

Каларское сельское поселение;

Коуринское сельское поселение;

Кызыл-Шорское сельское поселение;

Усть-Казырзинское сельское поселение.

27 января 2016 года 09:00, .

Источник: http://www.kugi42.ru/document-113.html

Информация о предоставлении земельных участков инвалидам,а также семьям,имеющим в своем составе детей-инвалидов

Земельный участок ИЖС для инвалида, не имеющего жилья

Информация о предоставлении земельных участков инвалидам,а также семьям,имеющим в своем составе детей-инвалидов

11.11.2019

По информации Самарской Губернской Думы о предоставлении земельных участков инвалидам, а также семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, сообщаем следующее.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 1 1 ЗК РФ.

Как следует из положений статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон № 181-ФЗ), инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке предусмотрено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Из пункта 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.

При этом предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 статьи 39.

5 ЗК РФ, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что положения ЗК РФ и Закона № 181-ФЗ не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.

Таким образом, всем инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 1 1 марта 2005 года № 94-ГД «О земле» (далее — Закон о земле) земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ городских округов с численностью населения менее 100 тысяч человек, муниципальных районов с численностью населения менее 200 тысяч человек для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов.

Реализация указанного права не ставится Законом о земле в зависимость от места регистрации по месту жительства членов семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида. Земельный участок по указанным основаниям предоставляется рассматриваемой категории граждан независимо от их регистрации по месту жительства.

Исходя из системного анализа федерального законодательства, следует предположить, что членами семьи, имеющей в своем составе ребенка инвалида, являются супруги, родители, дети, в том числе ребенок-инвалид, несмотря на то, что понятие «семья, имеющая в своем составе ребенка инвалида» в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует.

Таким образом, земельный участок по указанным основаниям предоставляется всем членам семьи, имеющим в своем составе детей-инвалидов.

По вопросу предоставления информации о земельных участках органами местного самоуправления отмечаем, что к полномочиям органов местного самоуправления не относятся полномочия по предоставлению гражданам сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) о земельных участках. Данными полномочиями в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» наделены органы Росреестра.

Гражданин может получить сведения из ЕГРН об интересующем его земельном участке (в случае если участок внесен в ЕГРН) за плату, сделав соответствующий запрос в Росреестр, в том числе через сайт Росреестра.

Кроме того, любой гражданин может ознакомиться со сведениями о земельном участке, содержащимися на публичной кадастровой карте, размещенной в сети Интернет.

Таким образом, кадастровому инженеру перед проведением кадастровых работ необходимо проверить земельный участок на наличие собственников.

Орган местного самоуправления не вправе без оснований отказать в предоставлении земельного участка.

Закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 ЗК РФ, статьях 10 10 и 10 11 Закона о земле.

В случае отказа в предоставлении земельного участка орган местного самоуправления должен указать эти основания в соответствующем документе (решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов), Данные решения должны быть мотивированными и подтверждены соответствующей информацией или документами (решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, сведениями из Государственного кадастра недвижимости и ЕГРН о правах третьих лиц на земельный участок).

В случае незаконного отказа в предоставлении земельного участка граждане могут обжаловать действия органа местного самоуправления в судебном порядке.

  Количество показов: 455 Дата создания: 11.11.2019 10:26:49 Дата изменения: 11.11.2019 10:26:49

Источник: http://www.nvkb.ru/about/info/news/23099/

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Земельный участок ИЖС для инвалида, не имеющего жилья

Вопрос предоставления земельных участков людям с инвалидностью для индивидуального строительства уже более 19 лет регулируется статьей 17 Федерального закона от 24.11.95. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Однако, несмотря на долгий срок действия данной правовой нормы, в регионах так и не сложилось единого подхода к выдаче земельных участков.

Как именно происходит выдача земельных участков в субъектах РФ, можно узнать, обратившись к практике юристов правозащитной сети из Перми и Ставрополя.

В соответствии со ст.

17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Данный вопрос отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, однако на территории Перми и Пермского края нет соответствующих нормативно-правовых актов, которые бы регулировали данный вопрос на региональном уровне, в связи с чем приходится обращаться к судебной практике.

В решениях Пермского краевого суда выработана позиция о том, что мера социальной поддержки по предоставлению земельного участка является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. Как следует из содержания ст. 17 Федерального закона от 24.11.95.

ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий.

Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, аналогичным образом следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан[1].

Таким образом, суд исходил из позиции, что для того, чтоб предоставить земельный участок для индивидуального строительства, недостаточно иметь статус инвалидности, необходимо доказать факт нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Следовательно, прежде чем обращаться с требованием о предоставлении земельного участка, необходимо обратиться в исполнительный орган местного самоуправления (районную администрацию) для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

А в случае, если орган местного самоуправления откажет в признании нуждающимся, то и права требования о предоставлении земельного участка автоматически не возникает.

Однако в дальнейших решениях суда мы находим противоположную позицию:

То обстоятельство, что истец не состоит на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении по договору социального найма, обосновывает суд, не является обстоятельством, исключающим реализацию права истца на предоставление земельного участка на основании ст.

17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов», поскольку обстоятельства нуждаемости в жилом помещении установлены судом при разрешении спора.

Какие-либо данные, опровергающие обстоятельства, указывающие на необходимость предоставления социальной гарантии истцу в целях реализации жилищных права, ответчиком не представлены.

Также необоснованными следует признать доводы жалобы о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие не совершение К.М. действий, повлекших нуждаемость истца в жилом помещении.

Не основательными являются доводы жалобы о том, что право на предоставление испрашиваемого земельного участка истца не может возникнуть, поскольку земельный участок не сформирован.

Как было установлено судом и следует из материалов дела, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, уникальные характеристики участка имеются в данных кадастрового учета.

То обстоятельство, что в отношении земельного участка не проведены межевые работы, о чем, по существу, заявляет ответчик, само по себе не может являться препятствием к реализации права на предоставление земельного участка в аренду.

При этом признание за истцом права на аренду земельного участка решением суда не устраняет совершения сторонами спорного правоотношения действий, предшествующих заключению договора аренды, без осуществления которых договор аренды земельного участка в силу законодательных установлений не может считаться заключенным.

Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.

Исковые требования К.М. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 12.03.2013 N И-21-01-09-4106 о предоставлении земельного участка К.М.

Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить К.М. в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв. м, расположенный по адресу: для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет[2].

Таким образом, можно сделать вывод:

  • на территории Перми и Пермского края отсутствует специальный нормативно-правовой акт, который бы регулировал вопрос о предоставлении земельных участков для лиц с инвалидностью;
  • судебная практика не имеет однозначной позиции по предоставлению земельных участков для лиц с инвалидностью;
  • исходя из решения Пермского краевого суда, следует, что право на предоставление земельного участка не связано напрямую со статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий;
  • при обращении в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка для лиц с инвалидностью стоит ссылаться на судебную практику Пермского краевого суда;
  • в случае отказа от предоставления земельного участка в добровольном порядке со стороны органов местного самоуправления необходимо обращаться в суд с соответствующим заявлением. 

Ларионова Мария Александровна, региональный юрист РООИ «Перспектива» в г. Пермь.

Ставропольский край

Судебная практика в последнее время в Российской Федерации не отличается единством и стабильностью.

Не исключением стал вопрос реализации в судебном порядке прав инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Ставропольском крае, который до 2013 года решался судами как первой, так и апелляционной инстанции в пользу инвалидов.

Для положительного исхода дела достаточно было наличия инвалидности и письменного отказа со стороны органа местного самоуправления.

Однако в 2013 году Ставропольский краевой суд кардинально изменил вектор и принял за основу при принятии положительных решений по указанной категории дел вопрос нуждаемости инвалида в жилом помещении, которое, соответственно, должно подтверждаться решением того же органа местного самоуправления.

Следовательно, лица, не состоящие в списках граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, на получение земельного участка для ИЖС в первоочередном порядке рассчитывать не вправе. Только на общих основаниях, т.е. по результатам проведенных торгов. Но мы считаем, что такая судебная «политика» двойных стандартов является проявлением дискриминации, и вот почему.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст.

2 ФЗ РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемых законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В преамбуле указанного выше Закона сказано, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 14 ст.

17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Сама по себе указанная норма не является бланкетной и не отсылает напрямую к положениям Жилищного кодекса РФ.

Из Определения Конституционного суда РФ от 13 октября 2009 года № 1127-О-О следует, что указанная льгота применяется на практике в виде предоставления земельных участков под ИЖС по договору аренды.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 20.11.

1998 года № 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

Источник: https://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/1885-vw-1885

101Адвокат
Добавить комментарий