Жилищные права опекунов в отношении опекаемых

Проверки условий проживания опекаемых

Жилищные права опекунов в отношении опекаемых

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 18 мая 2009 г. N 423

ПРАВИЛА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПРОВЕРКИ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОПЕЧНЫХ, СОБЛЮДЕНИЯ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОПЕЧНЫХ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ИХ ИМУЩЕСТВА, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ ТРЕБОВАНИЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮСВОИХ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИЮ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

 

1.

Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее – подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее – опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

2.

В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее – проверки).

3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

4(1). При помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация для детей-сирот), под надзор на период до его устройства на воспитание в семью плановая проверка проводится в виде посещения ребенка в организации для детей-сирот:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор;

б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор.

(п. 4(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.

7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

8.

По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее – акт проверки условий жизни подопечного) по форме (Форма акта) , устанавливаемой Министерством просвещения Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

9. В акте проверки условий жизни подопечного указываются:

а) оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества;

б) оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

10. При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются:

а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;

б) рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей;

в) предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).

11. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или в организацию для детей-сирот в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

Акт проверки условий жизни подопечного может быть оспорен опекуном в судебном порядке.

12. Акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного.

13. В случае если действия опекуна осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному развитию подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки:

а) принимает акт об освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну;

б) осуществляет меры по временному устройству подопечного (при необходимости);

в) принимает решение об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

14. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного орган опеки и попечительства вправе немедленно забрать его у опекуна в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.

Источник: http://podadm.ru/OPEKA/proverki-usloviy-prozhivaniya-opekaemykh/

Какое жильё должно быть у кандидата в опекуны или попечители

Жилищные права опекунов в отношении опекаемых

А.А. Жаров, адвокат, специалист по семейному устройству детей

Жилищный вопрос остается самым часто задаваемым всё последнее время. Увы, никакой ясности не вносят в вопрос о том, какие должны быть жилищные условия, и многочисленные изменения к постановлениям правительства России, принимаемые в последнее время. Вопросы задаются и задаются… В этой статье я постарался обобщить установления законодательства по этому вопросу.

Так какое же должно быть жильё у кандидата в опекуны или попечители несовершеннолетнего? Прежде всего, необходимо вспомнить, что устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется исключительно в их интересах (ст. 145 СК РФ).

Это значит, что государственные служащие (сотрудники органа опеки) должны прийти к выводу, что передача ребенка в эту конкретную семью будет отвечать его интересам. При этом, существуют ряд формальных требований, которым должен соответствовать опекун.

В частности, он должен быть здоров (не иметь заболеваний, предусмотренных в специальном перечне), не быть судимым, не быть лишенным родительских прав и так далее (статья 146 Семейного кодекса РФ).

Но в указанном перечне требований нет ни слова о том, какие именно жилищные условия должны быть у опекуна! Пресловутых «требований по жилью» для опекуна в явном виде в законе нет вовсе.

Однако, законодательство нужно применять в комплексе. Например, из ст. 36 Гражданского кодекса РФ следует, что опекуны несовершеннолетних должны проживать вместе с ними (по крайней мере до 16 лет).

Назначение опекуна происходит по правилам, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г.

№ 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан») где, в частности, установлено, что для того, чтобы сделать вывод о соответствии опекуна требованиям ГК и СК, необходимо провести обследование «условий его жизни».

При этом оцениваются «жилищно-бытовые условия» и мотивы заявителя, его способность к воспитанию ребенка и отношения с членами семьи. Подразумевается, что жильё у опекуна есть (хотя прямо это не сказано).

Министерство образования и науки разъясняло уже (Письмо Минобрнауки № 06-364 от 31 августа 2010 года  «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»), что местом жительства гражданина нужно считать не место его «прописки», а то место, где он постоянно или преимущественно, но на законных основаниях (то есть по договору найма, ссуды — безвозмездного пользования, в силу того, что является собственником…) проживает фактически.

Все вышеизложенное, несмотря на то, что прямого указания в законе нет, позволяет сделать вывод, что жилое помещение у гражданина, решившего стать опекуном, быть должно. И должно быть «в кондиции».

Что это значит? Ребенок, в силу множества нормативных актов, в том числе международных, имеет право на благоприятные условия жизни. Несмотря на то, что буквально эти требования в законах не изложены, ожидается какой-то «здравый смысл» от сотрудников органа опеки, принимающих решение.

Какой тут может быть «здравый смысл»? Оставим в стороне очевидную вещь, что у ребенка должно быть спальное место и место, где ему делать уроки или играть. Вопрос — про «площадь», именно поэтому сотрудники опеки зачастую отказывают потенциальным опекунам.

В жилищном законодательстве существует понятие «нуждающийся в улучшении жилищных условий» (или «нуждающийся в жилом помещении»). Таковыми признаются (при учете, конечно, прочих ограничений) люди, которые проживают в жилье, площадь которого, приходящаяся на одного человека, меньше учетной нормы. Каждый регион устанавливает эту норму сам.

В Москве закон (Закон города Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения») устанавливает эту норму в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения (то есть, включая балконы, лоджии, террасы…) на человека. Если у вас меньше — вас считают «нуждающимся». То есть государство откровенно говорит: на 10 метрах жить ещё можно, а на меньшем — уже нельзя.

Тут есть определенная логика. Если в вашу семью из трех человек в 33 квадратных метрах подселится ещё один маленький человек, государство вздохнёт, конечно, но скажет: нуждаются.

Поэтому отказ органа опеки от передачи ребенка  в семью «малогабаритного» опекуна  не кажется таким уж надуманным.

Стоит в скобках отметить, что отказ в выдаче заключения о возможности быть опекуном при таких обстоятельствах законным не будет (в законе нет требований ни по жилью, ни по, например, доходу, опекуна). То есть признать «в принципе» годным к исполнению обязанностей опекуна могут и должны, несмотря на все проблемы с площадью.

Однако, имеют полное право отказать в передаче конкретного ребенка в семью, учитывая, что его интересы в данной семье не будут соблюдены в полной мере.

Выход из этой ситуации… находится, по моему мнению, там же где «вход». Органы опеки должны оценивать эту ситуацию (стоит передавать конкретного ребенка в конкретную семью с учетом конкретных обстоятельств, или нет) в каждом случае отдельно.

Как это и происходит сейчас.

02.11.2013

Источник: https://zharov.info/budushhim-opekunam-i-usynovitelyam/kakoe-zhilyo-dolzhno-byt-u-kandidata-v-opekuny-ili-popechiteli

Уважаемые опекуны (попечители) и приемные родители!

Жилищные права опекунов в отношении опекаемых

 ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) 

Опека или попечительство устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14-летнего возраста. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка соответствующим решением главы органа местного самоуправления.

Органы опеки и попечительства осуществляют в установленном порядке контроль за осуществлением опеки (попечительства), за условиями проживания ребенка в семье, расходованием назначаемых денежных средств в интересах ребенка (обследование проводится дважды в год).

Кандидаты в опекуны (попечители)

Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые:

– не лишались (не ограничивались) родительских прав;

– не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);

– не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден);

– не имеют судимости.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

Документы для установления опеки (попечительства)

Кандидат в опекуны (попечители) предоставляет:

– заявление с просьбой о назначении его опекуном;

– справка с места работы с указанием должности и зарплаты за последние 12 месяцев;

– выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета с места жительства;

– медицинское заключение о состоянии здоровья;

– справку об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья;

– копию свидетельства о браке;

– письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с гражданином на принятие ребенка под опеку (попечительство), автобиографию;

– документ о прохождении подготовки гражданина (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

Орган опеки и попечительства выясняет мнение ребенка, проводит обследование условий проживания кандидата в опекуны (попечители), выдает заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

На основании предоставленных документов принимается решение об установлении опеки (попечительства) либо об отказе.

В случае отрицательного заключения, заявителю возвращаются его документы, и разъясняется порядок обжалования решения (в судебном порядке).

В отношении ребенка подготавливаются документы, устанавливающие правовой статус, медицинское заключение, согласие государственного опекуна, заключение о соответствии установления опеки интересам ребенка и др.

Права детей, находящихся под опекой (попечительством)

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

– воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание,

– защиту своих прав и интересов, выражение своего мнения и решения вопроса, затрагивающего его интересы,

– обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования,

– причитающиеся алименты, пенсии, другие доходы, в том числе от использования имущества,

– сохранение прав собственности или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

Права и обязанности опекуна (попечителя)

Опекун (попечитель) имеет право и обязан воспитывать подопечного ребенка, заботиться о его здоровье и всестороннем развитии, совместно проживать с подопечным (раздельное проживание допускается с подопечным старше 16 лет с согласия органа опеки и попечительства).

Опекун (попечитель) вправе самостоятельно с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства определять способы воспитания подопечного ребенка, образовательное учреждение и форму обучения ребенка, обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

Опекун (попечитель) вправе требовать возврата ребенка любыми лицами, его удерживающими без законных оснований, не вправе препятствовать общению ребенка с родственниками, в том числе родителями, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Опекун (попечитель) не вправе без предварительного согласия органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, жилого помещения, на которое ребенок имеет право пользования.

Лицо, назначенное опекуном над имуществом ребенка, обязано обеспечивать его сохранность и использование в интересах ребенка.

Опекун обязан извещать орган опеки и попечительства о своем переезде, об изменении статуса ребенка.

Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) на безвозмездной и возмездной основе. Вознаграждение назначается при отсутствии вознаграждения, выплачиваемого за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц.

Вознаграждение опекуна при установлении возмездной опеки составляет 3000 рублей».

На содержание опекаемого ребенка ежемесячно выплачиваются следующие денежные средства:

Ежемесячные денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря опекунам (попечителям):

в возрасте: от 0 до 12 мес. – 18163,18 рублей,

от 12 до 18 мес. – 11919,09 рублей,

от 18-мес. до 3-х лет – 12060,27 рублей,

от 3 до 7 лет – 10042,95 рублей,

от 7 до 12 лет – 14092,15 рублей,

от 12 до 18 лет – 14975,64 рублей,

суворовцам, нахимовцам, кадетам – 9079,41 рублей.

Ежегодное денежное пособие на приобретение твердого инвентаря, игрушек, книг, учебников, канцелярских товаров и предметов первой необходимости в размере 32021,00 рублей.

Единовременное денежное пособие при устройстве ребенка в под опеку (попечительство), приемную семью составляет (федеральная выплата) 16759,09 рублей.

Также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18 лет и старше, обучающихся в муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях ежемесячно производится выплата – 14975,64 рублей.

 Ежемесячно специалистами Областного центра сопровождения замещающих семей МГОУ проводятся вебинары по повышению родительской компетенции. Просим Вас ознакомиться с информацией. Вебинары в записи Вы можете посмотреть по следующим ссылкам:

«Повышение родительской компетенции: возрастные и психологические особенности развития ребенка» (март)

«Особенности ребенка подросткового возраста. Что важно знать родителям о ребенке-подростке?» (апрель)

«Как психологически подготовить ребенка к ОГЭ и ЕГЭ» (май)

«Как подготовить ребенка к школе и развить детскую мотивацию к обучению»(июнь)

«Привязанность в детско-родительских отношениях. Как травма привязанности проявляется в поведении ребенка и что помогает родителю формировать привязанность» (июль)

Источник: http://fryazino.org/authority/local_governments/Opeka/4914

101Адвокат
Добавить комментарий